Изложения для 8 класса

ПРЕДИСЛОВИЕ

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  УРОК № 1. Тема. Язык как развивающееся явление

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  УРОК № 2. Тема. Словосочетание как синтаксическая единица

  УРОК № 3. Тема. Главное и зависимое слово в словосочетании

  УРОК № 4. Тема. Структура и виды словосочетаний по типу подчинительной связи

  УРОК № 5. Тема. Словосочетания, различающиеся формой зависимого слова в русском и украинском языках

  УРОК № 6. Тема. Предложение и его основные признаки

  УРОК № 7. Тема. Простое и сложное предложение

  УРОК № 8. Тема. Порядок слов в предложении

  УРОК № 9. Тема. Актуальное членение предложения. Логическое ударение

  УРОК № 10. Тема. Текстообразующая роль простых предложений

  УРОК № 11. Тема. Обобщение изученного по теме «Словосочетание и предложение»

  УРОК № 12. Тема. Тематическая контрольная работа. «Словосочетание и предложение». Тестирование. Контрольное чтение молча

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  УРОК № 13. Тема. Двусоставные предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

  УРОК № 14. Тема. Способы выражения подлежащего

  УРОК № 15. Тема. Простое (глагольное) сказуемое

  УРОК № 16. Тема. Составное (именное и глагольное) сказуемое

  УРОК № 17. Тема. Связка. Интонация в простых предложениях с пропуском связки. Тире между подлежащим и сказуемым

  УРОК № 18. Тема. Тире между подлежащим и сказуемым

  УРОК № 19. Тема. Второстепенные члены предложения

  УРОК № 20. Тема. Дополнение

  УРОК № 21. Тема. Определение

  УРОК № 22. Тема. Приложение как особый вид определения. Дефис при приложении

  УРОК № 23. Тема. Обстоятельство

  УРОК № 24. Тема. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений

  УРОК № 25. Тема. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные)

  УРОК № 26. Тема. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым (обобщенно-личные, безличные)

  УРОК № 27. Тема. Предложения с главным членом подлежащим (назывные предложения)

  УРОК № 28. Тема. Полные и неполные предложения

  УРОК № 29. Тема. Тире в неполном предложении

  УРОК № 30. Тема. Зрительно-слуховой диктант

  УРОК № 31. Тема. Анализ зрительно-слухового диктанта. Тренировочные упражнения по теме «Тире в неполном предложении»

  УРОК № 32. Тема. Обобщение изученного по теме «Простое предложение»

  УРОК № 33. Тема. Тематическая контрольная работа. «Простое предложение». Тестирование. Контрольное аудирование

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

  УРОК № 34. Тема. Предложения с однородными членами. Однородные члены, не соединенные союзами

  УРОК № 35. Тема. Однородные и неоднородные определения

  УРОК № 36. Тема. Однородные члены, соединенные неповторяющимися и повторяющимися союзами

  УРОК № 37. Тема. Однородные члены предложения со смешанной связью

  УРОК № 38. Тема. Предложения с несколькими рядами однородных членов

  УРОК № 39. Тема. Построение предложений с союзами не только…, но и; если не…, то…; хотя и…, но….

  УРОК № 40. Тема. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах

  УРОК № 41. Тема. Знаки препинания при обобщающих словах

  УРОК № 42. Тема. Предложения с обращениями. Обращения распространенные и нераспространенные. Знаки препинания в предложениях с обращениями

  УРОК № 43. Тема. Имена существительные и субстантивированные слова в роли обращений

  УРОК № 44. Тема. Вводные слова (словосочетания, предложения). Знаки препинания при вводных словах (словосочетаниях, предложениях)

  УРОК № 45. Тема. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте

  УРОК № 46. Тема. Вводные предложения. Знаки препинания при них

  УРОК № 47. Тема. Обобщение изученного по теме «Простое предложение, осложненное однородными членами, обращением, вводными словами (словосочетаниями, предложениями)»

  УРОК № 48. Тема. Тематическая контрольная работа. «Простое предложение, осложненное однородными членами, обращением, вводными словами (словосочетаниями, предложениями)». Тестирование. Контрольное чтение молча

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

  УРОК № 49. Тема. Понятие об обособленных членах предложения. Интонация предложений с обособленными членами

  УРОК № 50. Тема. Обособленное согласованное определение. Знаки препинания при согласованном определении

  УРОК № 51. Тема. Обособленное несогласованное определение. Знаки препинания при несогласованном определении

  УРОК № 52. Тема. Обособленные приложения. Знаки препинания при них

  УРОК № 53. Тема. Синонимия предложений с обособленными определениями и сложноподчиненных предложений с придаточными определительными

  УРОК № 54. Тема. Построение предложений с причастными оборотами

  УРОК № 55. Тема. Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения на морально-этическую тему

  УРОК № 56. Тема. Контрольное сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

  УРОК № 57. Тема. Обособленные обстоятельства. Знаки препинания при них. Деепричастные конструкции

  УРОК № 58. Тема. Деепричастия и существительные с предлогами ввиду, вследствие, по причине, благодаря, при условии, с согласия… в роли обособленных обстоятельств

  УРОК № 59. Тема. Обстоятельства, выраженные наречиями. Обособленные обстоятельства

  УРОК № 60. Тема. Уточняющие члены предложения

  УРОК № 61. Тема. Обособленные дополнения. Употребление предлогов кроме, вместо, сверх, включая, наряду с… с существительными

  УРОК № 62. Тема. Слуховой диктант по теме «Обособленные члены предложения»

  УРОК № 63. Тема. Анализ слухового диктанта. Тренировочные упражнения по теме «Предложения с обособленными членами»

  УРОК № 64. Тема. Обобщение изученного по теме «Предложения с обособленными членами»

  УРОК № 65. Тема. Тематическая контрольная работа. «Обособленные члены предложения». Тестирование. Контрольное аудирование

  УРОК № 66. Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Словосочетание и предложение»

  УРОК № 67. Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Простое предложение»

  УРОК № 68. Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Однородные члены предложения. Обращение. Вводные слова (словосочетания, предложения)»

  УРОК № 69. Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Предложение с обособленными членами»

  УРОК № 70. Тема. Итоговый урок. Турнир знатоков русского языка

ПРИЛОЖЕНИЕ

  ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО АУДИРОВАНИЯ

  ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МОЛЧА

ЛИТЕРАТУРА

ИЗЛОЖЕНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

8 КЛАСС

НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ

Что значило для народной жизни слово вообще? Такой вопрос даже несколько жутковато задавать, не только отвечать на него. Дело в том, что слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим (а может быть, как раз поэтому) оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло. И все это происходило само собой, естественно, как течение речной воды или как череда дней и смена времен года.

Покажется ли удивительным при таких условиях возникновение культа слова, существующего в деревнях и в наше время?

Умение хорошо, то есть образно, умно и тактично, говорить в какой-то степени было мерилом даже социально-общественного положения, причиной уважения и почтительности. Для мелких и злых людей такое умение являлось предметом зависти.

Слово — сказанное ли, спетое, выраженное ли в знаках руками глухонемого, а то и вообще не высказанное, лишь чувствуемое, — любое слово всегда стремилось к своему образному совершенству…

Красивая, образная речь не может быть глупой речью. Умение хорошо говорить вовсе не равносильно умению говорить много, но и дремучие молчуны были отнюдь не в чести, над ними тоже подсмеивались. Намеренное молчание считалось признаком хитрости и недоброжелательности, со всеми из этого вытекающими последствиями. Так что пословица «Слово — серебро, молчание — золото» годилась не во всякий момент и не в каждом месте.

(В. Белов)

(214 слов) / Русский язык / Изложения / 8 класс

Задание:

1 вариант:

1. Изложите текст сжато.

2. Напишите о значимости слова в жизни народа.

2 вариант:

1. Изложите текст подробно.

2. Напишите, как вы понимаете пословицу «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь».

Урок развития речи в 8 классе на тему: «Развитие речи. Подробное изложение с грамматическим заданием»

8 класс Русский язык

Урок №_____ Дата______

Тема: «Развитие речи. Подробное изложение с грамматическим заданием»

Цель: повторить изученное о видах изложений; познакомить учащихся с понятием «изложение с грамматическим заданием»; закрепить на практике. Работать над повышением уровня грамотности учащихся.

Развивать навыки индивидуальной и коллективной работы, навыки устной и письменной речи, чутьё языка; вырабатывать навыки работы с текстом, творческого подхода.

Воспитывать толерантность, человечность, умение поставить себя на место другого человека.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: тексты для работы на уроке, задания для работы на уроке.

Метод работы: техника «Групповой пазл».

Ход урока

I.Оргмомент.

II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Задание 1. Прочитайте текст. Определите, о чём идёт речь. Каким образом была организована работа в классе? Является ли данный отрывок текстом? Поясните выбор формы.

  • Сегодня мы пересказывали текст. Было сложно, потому что прочитали нам его всего два раза.

  • Нашей группе повезло больше остальных. Первая группа пересказывала первый абзац, вторая – последний, а мы — самый интересный, про собаку.

  • Нам тоже было не сложно, хотя пересказывали весь текст, но кратко.

  • А мне тоже понравилось наше задание: сочинение писали.

  • А я сочинения писать не умею, сколько ни стараюсь. Поэтому была рада, когда пришлось пересказывать от имени собаки.

  • Это как?

  • Не так, как у всех.

Ответ: речь идёт о том, что на уроке работали с обучающим изложением, так как работа была организована в группах, что исключает контрольный вид работы. Группы работали над выполнением подробного изложения, выборочного, сжатого, с творческим заданием и с грамматическим заданием.

III.Мотивация учебной деятельности учащихся

Проблемный вопрос: каким образом, по вашему мнению, можно выполнить изложение? Какой вид оно может иметь?

Ответ: возможно, передать от первого лица или, наоборот, от третьего.

IV.Активизация познавательной деятельности учащихся

I этап работы. Учащиеся объединяются в группы. Исходя из полученной выше информации, формулируют задание. Это выполнение изложения, может быть, с грамматическим заданием.

Каждая группа получает текст с заданием (Приложение 1):

1 группа – написать изложение от имени больного, лежащего у окна;

2 группа – написать изложение от имени больного, который не мог видеть окна;

3 группа – написать изложение от имени стены;

4 группа – написать изложение от имени паука, живущего в углу палаты на паутине;

5 группа – написать изложение от имени медсестры.

Учащиеся должны написать подробное изложение текста от имени указанного героя, представить свою работу (один представитель от группы), оценить противоположную группу.

Текст для работы

ВЗГЛЯД В ОКНО

В больнице, в двухместной палате, лежали два безнадежных больных. У них были совершенно одинаковые койки, совершенно равные условия… Разница была лишь в том, что один из них мог видеть единственное в палате окно, а другой — нет, зато у него рядом была кнопка вызова медсестры.

Шло время, сменялись времена года… Тот, что лежал у окна, рассказывал соседу обо всем, что там видел: что на улице идет дождь, сыплет снег или светит солнце, что деревья то укрыты легким сверкающим кружевом, то подернуты легкой весенней дымкой, то убраны зеленью или прощальным желто-алым нарядом… Что по улице ходят люди, ездят машины… Что там есть МИР. И вот однажды случилось так, что первому, тому, кто лежал у окна, ночью стало плохо. Он просил соседа вызвать медсестру, но тот почему-то этого не сделал. И больной, лежащий у окна, умер.

На следующий день в палату привезли другого больного, и старожил попросил, раз уж так получилось, положить его у окна. Его просьбу выполнили — и наконец он увидел… Окно выходило на глухую серую стену, и кроме нее ничего за ним не было видно.

Учитель оказывает помощь каждой из групп, инспектирует работу групп на всех этапах.

Следует обратить внимание на то, что:

  1. Группа, которая писала от имени больного, лежащего у окна, выступает последней.

  2. Группа, которая писала от имени медсестры, не должна пересказывать момент, когда больному стало плохо и он просил о помощи. Она не могла этого видеть.

  3. Те, которые пишут от имени стены, видят только одного больного, даже не слышат разговор.

  4. От имени паука нужно писать, осматривая комнату сверху. Паук видит то, чего не видят остальные, и стену тоже. Можно ввести в изложение его размышления о правдивости рассказа.

  5. Группы, работая над изложением, имеют перед глазами текст. Учитывая сложность работы и её нестандартность, на этапе обучения это позволительно.

II этап работы. Презентация работ представителем от групп.

III этап работы. Взаимооценивание. Каждая группа получает карточку для оценивания другой группы ещё до её выступления. После выступления рецензирует работу и объясняет, какие ошибки были выявлены. Если наблюдается эффект «подсуживания», группа получает за свою работу минус один балл.

V.Итог урока

Слово учителя. Мы сегодня работали над выполнением изложения с грамматическим заданием. Но хотелось бы узнать, с текстом какого жанра мы работали и о чём рассказывалось в нём?

VI.Домашнее задание: написать творческое задание: «Я – оптимист?»

Приложение 1

8 класс Русский язык

Тема: «РР. Подробное изложение с грамматическим заданием»

Текст для работы

ВЗГЛЯД В ОКНО

В больнице, в двухместной палате, лежали два безнадежных больных. У них были совершенно одинаковые койки, совершенно равные условия… Разница была лишь в том, что один из них мог видеть единственное в палате окно, а другой — нет, зато у него рядом была кнопка вызова медсестры. Шло время, сменялись времена года… Тот, что лежал у окна, рассказывал соседу обо всем, что там видел: что на улице идет дождь, сыплет снег или светит солнце, что деревья то укрыты легким сверкающим кружевом, то подернуты легкой весенней дымкой, то убраны зеленью или прощальным желто-алым нарядом… Что по улице ходят люди, ездят машины… Что там есть МИР. И вот однажды случилось так, что первому, тому, кто лежал у окна, ночью стало плохо. Он просил соседа вызвать медсестру, но тот почему-то этого не сделал. И больной, лежащий у окна, умер. На следующий день в палату привезли другого больного, и старожил попросил, раз уж так получилось, положить его у окна. Его просьбу выполнили — и наконец он увидел… Окно выходило на глухую серую стену, и кроме нее ничего за ним не было видно.

Задание к тексту

  1. Прочитайте текст.

  2. Выполните грамматическое задание к нему.

Напишите изложение данного текста от имени больного, лежащего у окна.

  1. Представьте результат своей работы.

8 класс Русский язык

Тема: «РР. Подробное изложение с грамматическим заданием»

Текст для работы

ВЗГЛЯД В ОКНО

В больнице, в двухместной палате, лежали два безнадежных больных. У них были совершенно одинаковые койки, совершенно равные условия… Разница была лишь в том, что один из них мог видеть единственное в палате окно, а другой — нет, зато у него рядом была кнопка вызова медсестры. Шло время, сменялись времена года… Тот, что лежал у окна, рассказывал соседу обо всем, что там видел: что на улице идет дождь, сыплет снег или светит солнце, что деревья то укрыты легким сверкающим кружевом, то подернуты легкой весенней дымкой, то убраны зеленью или прощальным желто-алым нарядом… Что по улице ходят люди, ездят машины… Что там есть МИР. И вот однажды случилось так, что первому, тому, кто лежал у окна, ночью стало плохо. Он просил соседа вызвать медсестру, но тот почему-то этого не сделал. И больной, лежащий у окна, умер. На следующий день в палату привезли другого больного, и старожил попросил, раз уж так получилось, положить его у окна. Его просьбу выполнили — и наконец он увидел… Окно выходило на глухую серую стену, и кроме нее ничего за ним не было видно.

Задание к тексту

  1. Прочитайте текст.

  2. Выполните грамматическое задание к нему.

Напишите изложение данного текста от имени больного, который не мог видеть окна.

  1. Представьте результат своей работы.

8 класс Русский язык

Тема: «РР. Подробное изложение с грамматическим заданием»

Текст для работы

ВЗГЛЯД В ОКНО

В больнице, в двухместной палате, лежали два безнадежных больных. У них были совершенно одинаковые койки, совершенно равные условия… Разница была лишь в том, что один из них мог видеть единственное в палате окно, а другой — нет, зато у него рядом была кнопка вызова медсестры. Шло время, сменялись времена года… Тот, что лежал у окна, рассказывал соседу обо всем, что там видел: что на улице идет дождь, сыплет снег или светит солнце, что деревья то укрыты легким сверкающим кружевом, то подернуты легкой весенней дымкой, то убраны зеленью или прощальным желто-алым нарядом… Что по улице ходят люди, ездят машины… Что там есть МИР. И вот однажды случилось так, что первому, тому, кто лежал у окна, ночью стало плохо. Он просил соседа вызвать медсестру, но тот почему-то этого не сделал. И больной, лежащий у окна, умер. На следующий день в палату привезли другого больного, и старожил попросил, раз уж так получилось, положить его у окна. Его просьбу выполнили — и наконец он увидел… Окно выходило на глухую серую стену, и кроме нее ничего за ним не было видно.

Задание к тексту

1. Прочитайте текст.

2. Выполните грамматическое задание к нему.

Напишите изложение данного текста от имени стены. 3.Представьте результат своей работы.

8 класс Русский язык

Тема: «РР. Подробное изложение с грамматическим заданием»

Текст для работы

ВЗГЛЯД В ОКНО

В больнице, в двухместной палате, лежали два безнадежных больных. У них были совершенно одинаковые койки, совершенно равные условия… Разница была лишь в том, что один из них мог видеть единственное в палате окно, а другой — нет, зато у него рядом была кнопка вызова медсестры. Шло время, сменялись времена года… Тот, что лежал у окна, рассказывал соседу обо всем, что там видел: что на улице идет дождь, сыплет снег или светит солнце, что деревья то укрыты легким сверкающим кружевом, то подернуты легкой весенней дымкой, то убраны зеленью или прощальным желто-алым нарядом… Что по улице ходят люди, ездят машины… Что там есть МИР. И вот однажды случилось так, что первому, тому, кто лежал у окна, ночью стало плохо. Он просил соседа вызвать медсестру, но тот почему-то этого не сделал. И больной, лежащий у окна, умер. На следующий день в палату привезли другого больного, и старожил попросил, раз уж так получилось, положить его у окна. Его просьбу выполнили — и наконец он увидел… Окно выходило на глухую серую стену, и кроме нее ничего за ним не было видно.

Задание к тексту

  1. Прочитайте текст.

  2. Выполните грамматическое задание к нему.

Напишите изложение данного текста от имени паука, плетущего паутину в палате.

  1. Представьте результат своей работы.

8 класс Русский язык

Тема: «РР. Подробное изложение с грамматическим заданием»

Текст для работы

ВЗГЛЯД В ОКНО

В больнице, в двухместной палате, лежали два безнадежных больных. У них были совершенно одинаковые койки, совершенно равные условия… Разница была лишь в том, что один из них мог видеть единственное в палате окно, а другой — нет, зато у него рядом была кнопка вызова медсестры. Шло время, сменялись времена года… Тот, что лежал у окна, рассказывал соседу обо всем, что там видел: что на улице идет дождь, сыплет снег или светит солнце, что деревья то укрыты легким сверкающим кружевом, то подернуты легкой весенней дымкой, то убраны зеленью или прощальным желто-алым нарядом… Что по улице ходят люди, ездят машины… Что там есть МИР. И вот однажды случилось так, что первому, тому, кто лежал у окна, ночью стало плохо. Он просил соседа вызвать медсестру, но тот почему-то этого не сделал. И больной, лежащий у окна, умер. На следующий день в палату привезли другого больного, и старожил попросил, раз уж так получилось, положить его у окна. Его просьбу выполнили — и наконец он увидел… Окно выходило на глухую серую стену, и кроме нее ничего за ним не было видно.

Задание к тексту

  1. Прочитайте текст.

  2. Выполните грамматическое задание к нему.

Напишите изложение данного текста от имени медсестры.

  1. Представьте результат своей работы.

8 класс Русский язык

Тема: «РР. Подробное изложение с грамматическим заданием»

Текст для работы

ВЗГЛЯД В ОКНО

В больнице, в двухместной палате, лежали два безнадежных больных. У них были совершенно одинаковые койки, совершенно равные условия… Разница была лишь в том, что один из них мог видеть единственное в палате окно, а другой — нет, зато у него рядом была кнопка вызова медсестры. Шло время, сменялись времена года… Тот, что лежал у окна, рассказывал соседу обо всем, что там видел: что на улице идет дождь, сыплет снег или светит солнце, что деревья то укрыты легким сверкающим кружевом, то подернуты легкой весенней дымкой, то убраны зеленью или прощальным желто-алым нарядом… Что по улице ходят люди, ездят машины… Что там есть МИР. И вот однажды случилось так, что первому, тому, кто лежал у окна, ночью стало плохо. Он просил соседа вызвать медсестру, но тот почему-то этого не сделал. И больной, лежащий у окна, умер. На следующий день в палату привезли другого больного, и старожил попросил, раз уж так получилось, положить его у окна. Его просьбу выполнили — и наконец он увидел… Окно выходило на глухую серую стену, и кроме нее ничего за ним не было видно.

Задание к тексту

  1. Прочитайте текст.

  2. Выполните грамматическое задание к нему.

Напишите изложение данного текста от имени кровати, стоящей у окна.

  1. Представьте результат своей работы.

Урок по развитию речи. 8 класс. Обучающее изложение с творческим заданием «Лес — источник жизни». методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку

8 класс

Урок развития речи – 2 ч.

Тип урока: урок развития речи. (Обучающее изложение с творческим заданием).

Цели урока:

Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжить работу над умением составлять сложный план, систематизировать и закрепить знания по орфографии, словообразованию и пунктуации.

Развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение логически и последовательно излагать содержание услышанного, отрабатывать умение пользоваться орфографическим словарем.

Воспитательные: формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету, прививать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: орфографические словари, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Предварительные упражнения а) слайд №1

б) слайд №2

3. Первичное чтение текста. ( Задание записано на доске: написать изложение с творческим заданием, завершив его собственными размышлениями о пользе леса, его значения для каждого человека)

Лес – источник жизни

Леса- это украшения земли, её великолепный и удивительный наряд. И это не только источник сырья. Леса – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают полноводность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески. Грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо ближе к поверхности, чем в безлесных областях. Леса останавливают рост оврагов.

Но и это не всё. Леса – величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории, вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли.

Многие болели за леса, писали о них, старались передать читателю свою любовь к нашим зеленым «океанам», к нашим лесным богатствам.

Думая об этом, я представляю себе человека, который через пески и гари, после изнурительного зноя, обветренный, сожженный солнцем, входит наконец в глубину торжественных и тихих лесов, и все его тело охватывает прохладой листвы. Великая сила жизни видна во всем: в колебаниях вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру около каких — нибудь лесных вод – темных и глубоких – человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина.

Ночь поднимается над лесами, полная свежих запахов, смутного света, крика ночных птиц. А впереди сотни таких ночей ,и рассветов, и дней, и вечеров, когда над любимой страной расстилается не то туман, не то дымок костров.

(К. Паустовский)

Прим.: перед чтением текста – установка на определение стиля и типа текста. На каждой парте – орфографический словарь.

3. Вопросы после 1 – го прочтения текста.

— Стиль и тип текста? (публицистический, рассуждение).

— Как проявляются в содержании и языке текста особенности публицистического стиля?

— Почему автор – известный писатель К.Г. Паустовский – считает необходимым выступить в защиту «зеленого друга»?

— Как строится текст?(тезис – доказательство)

— Где находится тезис и как располагаются доказательства в рассуждениях автора?

— На какие части делится текс? (микротемы)

— Какими лексическими и грамматическими средствами связаны между собой его части и предложения внутри них?

Задание. – Озаглавить части текста, составить сложный план.( Работа с черновиком, опорные слова).

Примерный план.

1. Леса – это украшение земли:

а) лес – это не только источник сырья;

б) лес – это помощник в борьбе за урожай;

в) лес – величайший источник здоровья.

2. Многие болели за леса…

3. Человек в лесу:

а) человек после зноя входит в лес:

б) его тело охватывает прохладой;

в) великая сила жизни видна во всем;

г) человек садится у костра – садится тишина.

4. Ночь поднимается над лесами…

Средства связи:

2 – ой урок.

1. Прослушивание примерного плана, корректировка (по необходимости). Запись плана на доске – для слабоуспевающих.

2. Повторное чтение текста.

Работа с черновиком. Дополнения. Работа с орфографическим словарем. Творческое задание.

3. Написание изложения с элементами сочинения – рассуждения.

Учитесь в Фоксфорде

В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями дают ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.

Типы восприятия

Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.

От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.

👓

Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.

📢

Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.

Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.

Этапы работы над изложением

1. Первое прочтение.

Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.

Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.

2. Перерыв между чтениями.

Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.

Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.

3. Второе прочтение.

Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.

Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.

4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.

Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.

5. Сжатие текста: сократите написанное.

В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.

6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.

В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.

7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.

Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.

8. Переписывание чистовика на бланк.

На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отсранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.

Критерии оценивания

За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.

Микротемы. Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.

Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.

Баллы
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему. 1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы. 0

Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ

Сжатие текста. Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:

1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.

«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.

«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». → «Все жители вышли на охрану родного города».

3. Слияние нескольких предложений в одно.

«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

Что нужно сохранить при сжатии текста:

  • последовательность изложения;
  • три микротемы в трёх абзацах;
  • ключевые слова.

Что можно исключить при сжатии текста:

  • примеры, доказательства, подробности, лирические отступления;
  • обобщающие слова и предложения;
  • однородные члены;
  • повторы;
  • прямую речь — её передаём косвенной;
  • пространное описание природы, чувств и настроений.

Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.

Сжатие исходного текста Баллы
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. 2
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. 1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. 0

Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ

Разделение абзацев. В каждом абзаце должна быть законченная мысль.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Баллы
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена,
— в работе нет нарушений абзацного членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
но допущена 1 логическая ошибка
и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более 1 логической ошибки
и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.
0

Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ

Как готовиться

На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.

Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:

Микротемы Ключевые слова
1 Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться. Вопрос — ответы, добрый, душевная красота.
2 Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни. Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра.
3 Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Путь добра — единственно верный жизненный путь человека. Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу.

Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:

  • переданы все три микротемы;
  • все три микротемы сжаты;
  • текст чётко разделён на три абзаца;
  • нет логических ошибок.

Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *