Й это какой звук

Буква «Й» гласная или согласная, твердая или мягкая? Фонетический разбор слова.
Этот вопрос очень часто задают ученики, которым необходимо разобрать слово согласно всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть далее.
Общие сведения.
Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.

Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова.
Приведем пример: – – ; – , – , – .

Транскрипция.
Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время фонетического разбора слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:
– данное обозначение называют квадратными скобками. Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.
– это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.
– своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.
Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ – . Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как ).
Буква «й»: согласный или гласный?
Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.

  • Гласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: , , , , и .
  • Во время произношения мягких согласных весь язык сдвигается немного вперед, а его средняя часть слегка приподнимается.
  • Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.
    Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют между собой пары по таким признакам, как мягкость и твердость: – , – и пр. Всего существует 15 таких пар. Однако есть и такие звуки, у которых нет пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных звуков являются непарными? К ним можно отнести следующие – , и . Что касается непарных мягких, то это , и .

    Обозначение на письме.
    Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: «Как обозначается мягкость таких звуков на письме?» Для этого используются совершенно разные способы:
  • Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ш») представляет собой показатель грамматической формы. Он также свидетельствует о том, что согласные буквы являются мягкими. Примеры пример: даль – , мель – , просьба – .
    Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком. Именно поэтому при фонетическом разборе слова специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы.
    Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: . То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и , .
    Подведем итоги.
    Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать фонетический анализ какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.

    1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
    г — — звонкий, согласный и мягкий.
    е — — безударная гласная.
    р — — звонкий, согласный, непарный и твердый.
    о — — ударная гласная.
    й — — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
    Итого: 5 букв и 5 звуков.
    2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
    д — — звонкий, согласный и мягкий.
    е — — безударная гласная.
    р — — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
    е — — ударная гласная.
    в — — звонкий, согласный и мягкий
    ь —
    е — — звонкий, согласный, непарный и мягкий и — гласный, безударный;
    в — — глухой, согласный, парный и твердый.
    Итого: 8 букв и 8 звуков.
  • Для многих родителей, которые начинают изучать с малышами алфавит, встает вопрос: как квалифицировать Й – как гласный или согласный звук?

    Действительно, звук Й похож и на тот, и на другой, находясь как бы посередине. Попробуем разобраться в этом вопросе.

    Немного из истории

    Й, или И краткое, как называется эта буква в алфавите, известно во многих славянских языках: русском, украинском, белорусском, в Сербии и Македонии для обозначения звука Й используют букву J.

    В неславянских языках, которые используют кириллическую письменность, эта буква тоже присутствует.

    В русском языке эта буква 11-я по счету.

    Звук Й образовался на основе неслогового гласного «И» и похожего на него звонкого согласного «J».

    Таким образом, звук Й действительно объединяет в себе гласный и согласный.

    В болгарском и украинском языках до сих пор применяется буква Й в сочетании «ЙО», которое призвано обозначать букву Ё.

    Буква Й возникла в церковнославянской письменности в 15-16 веках. В 17 веке во времена патриарха Никона Й уже вошла в издания книг на церковнославянском языке в Москве.

    В начале 18 века был введен так называемый гражданский шрифт. Надстрочные знаки в славянской письменности были ликвидированы, и буква Й изъята из алфавита, хотя звук в языке остался.

    Во времена Петра Первого в 1735 году Й была реабилитирована и снова появилась в письме, однако в алфавит она не включалась и не обозначала никакой цифры (ранее цифры обозначались буквами церковнославянского алфавита). Уже в 20 веке буква Й наконец вошла в состав алфавита, но по-прежнему оставалась несколько «ущемленной в правах». Она не включалась в буквенные обозначения списков, а порой хвостик над буквой в письме пропускается, как и точки над ё.

    В 18-19 веках буква Й уже входит в состав украинского и белорусского алфавита. В украинском языке ее называют «ий», что еще раз демонстрирует ее двойное происхождение.

    Какой звук?

    И все же при классификации звуков не совсем ясно, какой звук Й: гласный или согласный.

    Сразу стоит ответить: ни тот и ни другой.

    Попробуем размышлять.

    Звук Й не глухой, что можно легко почувствовать, произнеся этот звук.

    Он скорее звонкий, так как произносится с участием голоса. Однако это и не гласный звук, поскольку любой гласный можно без труда пропеть.

    Попробуйте пропеть звук Й: у вас это вряд ли получится. В связи с этим, хоть голос и участвует при образовании этого звука, он все же согласный.

    Так квалифицируют его в школьной практике учителя-филологи.

    Однако звук Й не звонкий. Согласный звук по классификации филологов можно отнести к какой-либо из четырех групп: глухие, шипящие, звонкие или сонорные. О последней группе звуков поговорим подробнее.

    Согласный сонорный звук располагается по своим характеристикам между гласными и согласными, но обозначают его все-таки как согласный.

    Сонорных звуков в русском языке немного: Н, Р, Л, Й, М. Их можно протянуть голосом, но петь, как гласный звук, их нельзя.

    Таким образом, звук Й – согласный сонорный.

    Еще один вопрос, который может возникнуть, — буква Й какая: мягкая или твердая.

    Большинство звуков имеет пары по мягкости-твердости. Звук Й такой пары не имеет.

    Он квалифицируется учеными как всегда мягкий.

    В транскрипции слова возле него всегда стоит обозначение мягкости.

    В составе букв

    Согласный сонорный звук Й в русском языке присутствует не только в виде буквы Й, но и входит в состав четырех гласных звуков: Е, Ё, Ю, Я. На письме, конечно, он в этом случае не обозначается, но при произнесении слышится четко. Каждая из этих букв представляет собой сочетание: гласный звук и Й.

    Если разложить эти буквы на составляющие, то получим: Е=Й+Э, Ё=Й+О, Ю=Й+У, Я=Й+А.

    Эти буквы читаются как «гласный + Й» только в строго определенных случаях: после гласного, Ъ или Ь. В остальных случаях они лишь смягчают предыдущий согласный.

    Таким образом, можно сказать вполне определенно, что сегодняшняя наука не склонна расценивать звук Й как гласный, хотя родился он именно из такого звука.

    Если учесть, что в греческом языке существовало такое понятие, как долгий и краткий звуки, то рождение в церковнославянской письменности Й как краткого варианта И вполне закономерно, ведь церковнославянский язык создавался на основе греческого.

    В современном языке мы причисляем Й к согласным звукам, однако относим в разряд сонорных как максимально приближенных к гласным. Именно так знания о звуке Й преподаются детям и в школе. Конечно, маленькому ребенку очень сложно объяснить, что значит сонорный звук. Можно просто обозначить его как согласный, однако для себя родители должны помнить об истории его происхождения, чтобы в любой момент быть готовым ответить на непредвиденные вопросы.

    План конспект по чтению на тему «Звук и буква Й»

    Тема: «Звук и буква й».

    Цель: познакомить учащимся с новой буквой и звуком й.

    Задачи урока:

    1. Формирование у учащихся навыка чтения, развитие фонетикофонематичекого восприятия слов со звуком «й»;

    2. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;

    3. Воспитание у детей умение слушать учителя, выполнять инструкции;

    4. Формирование положительной мотивации к обучению.

    Этапы урока

    Ход урока

    Ι.Актуализация

    знаний

    1. Организационный момент.

    Сегодня к нам на урок пришли гости.

    Мы гостей сегодня ждали

    И с волнением встречали.

    Не судите очень строго,

    Ведь учились мы немного.

    а) Какое сейчас время года? Какой месяц? Какой день недели? Какой сейчас урок?

    — Чему мы учимся на уроке обучения грамоте?

    б) Повторим правило речи: Слайд 2

    Каждый день, всегда, везде

    На уроке и в игре,

    Громко четко говорим,

    Никуда мы не спешим

    -Чем отличается звук от буквы? (звук слышим и произносим, а букву пишем и видим)

    -С какими звуками познакомились? ( Гласными и согласными).

    — Посмотрите на доску: назовите эти буквы. (а о у и э ы). Слайд 3

    — Какие это буквы? (гласные)

    -Какие секреты раскрыли у гласных? (Есть гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука, а есть — твердость).

    ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

    2. Постановка учебной проблемы.

    – Посмотрите на доску. Какие слова написаны? (кот и кит). Слайд 4.

    — В каком слове звук (к) мягкий, а в каком твердый? Почему? Составьте схему. Слайд 5.

    — Дайте характеристику следующим звукам: А Н Р С . Слайд 6.

    А – гласный, так как нет преграды.

    Н – согласный, звонкий.

    Р – согласный, звонкий.

    С – согласный, глухой.

    — Ребята, приготовьте свои ладошки, хлопните тогда, когда закончится предложение. Слайд 7.

    (Наступила золотая осень. Все деревья нарядились в разноцветные краски. Как здорово в осеннем лесу!)

    Сколько предложений в тексте? (3) Из чего состоит предложение? (из слов) Как одно предложение мы отделяем от другого в устной речи? (паузой).

    3.Открытие нового знания.

    (На доске расставлены изображены картинки майки, чайника, гайки, лейки, чайки, йода, доктора айболита).

    У: Постарайтесь запомнить их в указанном порядке. А сейчас закройте глаза. Слайд 8.

    (Учитель в это время делает в ряду предлагаемых картинок перестановку.)

    У: Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.

    У: Назовите одинаковый звук, который вы услышали во всех словах, и сформулируйте 1 часть темы нашего сегодняшнего урока.

    Д: В каждом слове встречается звук , значит тема сегодняшнего урока «Звук «. Буква Й й.

    5.Знакомство с новым звуком.

    -Отгадайте загадку: Дом на рельсах тут как тут,

    Всех умчит он в пять минут.

    Ты садись и не зевай,

    Отправляется … (трамвай). Слайд 11.

    У: Произнесите слово трамвай, выделяя в нём последний звук.

    Д: Трамва-й-й.

    У: Назовите выделенный звук.

    Д: Это звук .

    У: Произнесите несколько раз звук . Что происходит с губами и языком при его произношении?

    Д: При произношении звука губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба.

    Д: При произнесении звука воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук произносится мягко, значит, он мягкий.

    У: Охарактеризуйте коротко звук .

    Д: Звук согласный, звонкий, мягкий.

    Д: Звук согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.

    Слайд 12.

    6.Знакомство с новой буквой.

    Д: Это буква «Й краткое».

    У: На какую букву похожа буква Й? (Слайд 13)

    Д: Буква Й похожа на букву И, только у неё сверху есть значок, похожий на запятую.

    У: Вместе с Вами скажем дружно,

    Букву Й запомнить нужно,

    Это буква непростая,

    Голос краток и сердит,

    Потому что запятая

    На её плечах сидит.

    Букву Й зовут «И кратким».

    Й как И в твоей тетрадке.

    Чтобы Й не путать с И,

    Сверху галочку пиши.

    Ты ей шапку подари –

    Станет краткой буква И.

    Физминутка

    — Я показываю букву, а вы с помощью рук и ног.

    К – стоя прямо, отставить правую ногу в сторону и поднять правую руку вверх. Слайд 14

    Л – широко расставить ноги или с помощью рук.

    О – поднять руки над головой и соединить их.

    Р – ноги вместе, правая рука образует круг.

    ΙΙΙ. Применение нового знания

    7.Чтение слов с новой буквой.

    У: А сейчас все вместе прочитаем слоги с новой буквой. (работа с интерактивной доской и диском к программе).

    — Работа по картинке. Найдите 5 слов со звуком й.

    — Давайте составим рассказ по картинкам.

    — Просмотр видеофрагмента.

    — Чтение предложений учениками.

    8.Физкультминутка.

    У: Ребята, я буду называть вам слова, а если в названном мной слове есть звук , вы прыгаете как зайчики. А если такого звука нет, вы приседаете. Запомнили?

    Каравай, герой, портфель, чай, бой, тарелка, скамейка, скакалка, лейка, аптека, чайка, муравей, трамвай.

    Звук [Й΄], буква Й й (конспект)

    Тема: ЗВУК , БУКВа Й й.

    Цели: Регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

    Познавательные УУД: осуществлять анализ с целью выделения существенных признаков;

    учить строить логическую цепь рассуждения

    познакомить со звуком и буквой его обозначающей;

    учиться отличать звук и букву, которая его обозначает,

    упражнять в чтении слогов, слов с этой буквой;

    уметь оценивать себя и друг друга

    Коммуникативные УУД:

    определение способов взаимодействия, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Личностные УУД: воспитывать положительное отношение к учению; знать правила поведения и учить общаться в школе, на уроке;

    Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Оборудование: Азбука, сюжетные картинки, звуковые схемы, ребусы, проектор, карточки

    Ход урока

    1.Актуализация пройденных знаний.

    На доске записаны словесные головоломки, перевёрнутые слова

    ИЛСА, КОЛВ, УХАМ, ЗОКА.

    Ребята, Дед Буквоед приготовил вам словесные головоломки, перевёрнутые слова. Переставляя буквы, составьте из них слова.

    Что общего у этих слов?

    Найдите лишнее слово. Почему ты так считаешь?

    ЛИСА, ВОЛК, МУХА, КОЗА.

    Мнения учащихся.

    Поставьте ударения в полученных словах.

    На второй половине доски звуковые схемы, соедините их со словами.

    Дети, соединяя стрелочками, находят пару: слово и схему.

    2. Постановка учебной проблемы.

    • Отгадайте загадки Деда Буквоеда.

    Р О Б Е Й

    (воробей)

    2. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

    Больше греться не хочу.

    Крышка громко зазвенела:

    «Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)

    3. Из железа тучка,

    А из тучки ручка.

    Это тучка по порядку

    Полила за грядкой грядку. (Лейка)

    4 Этот зверь живёт лишь дома.

    С этим зверем все знакомы.

    У него усы, как спицы.

    Он мурлыча песнь поёт,

    Только мышь его боится….

    Угадали? Это … (кот)

    Учитель выставляет картинки отгадок. Какое слово лишнее? Почему?

    – Назовите новый общий звук, имеющийся в словах воробей, чайник, лейка.

    – Сформулируйте тему и цель нашего урока. укажите положение этого звука в этих словах

    3. Знакомство со звуком .

    Сегодня к нам на урок пришёл сказочный герой, который живёт в Цветочном городе. У него есть друзья Винтик и Шпунтик, доктор Пилюлькин, Он не любит читать, и поэтому мало знает. В его имени есть новый звук.

    – Какой герой у нас в гостях, из какой сказки он к нам пришёл?

    (Это герой сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».)

    – Произнесите слово Незнайка, выделяя в нём новый звук.

    – Произнесите звук ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении; как образуется этот звук; как он произносится: твёрдо или мягко. Сделайте необходимые выводы. Дайте характеристику звука.

    4. Парная работа:

    – Незнайка не любит читать. Даже Мальвина не смогла обучить его грамоте и приличному поведению. Он привык полагаться только на себя. Его пригласили в школу. Он растерялся и поэтому просит вас вспомнить и составить правила поведения, чтобы ему было легче. Постарайтесь, чтобы в каждом составленном вами предложении было хотя бы одно слово со звуком .

    Слушай внимательно учителя.

    Не разговаривай на уроке.

    Поднимай руку, если хочешь ответить.

    Не подсказывай, не мешай отвечать товарищу.

    – Молодцы, ребята! Хорошие правила составили. Не забывайте их выполнять.

    5. Физкультминутка

    6.Определение на слух слов со звуком

    Послушайте внимательно стихи, которые прочтут ученики, запомните и назовите слова со звуком

    Он сгибается под ношей В лес дремучий я пойду,

    Он ползёт уже с трудом. Зайца серого найду,

    Но зато какой хороший Принесу его домой

    Муравьи возводят дом! Будет это зайка мой!

    Ты прыжки свои считай, Мы играли в каравай,

    Зацепился – вылетай! Кого любишь – выбирай!

    А какие слова со звуком вы знаете в начале, в середине, в конце слова.

    7.Знакомство с буквами Йй

    А какой буквой этот звук обозначается?

    – Это буква «и краткое». Показ учителем печатной и письменной буквы Йй.

    – На какую букву похожа буква й? Алина приготовила интересный материал про букву й.

    Это интересно!

    Буква й введена в азбуку в 276 лет назад, хотя её начали употреблять гораздо раньше.

    Почему эта буква называется «и краткое»? Потому что составлена она была из буквы и, над которой писали значок, называемый «кратка» «и с краткой». А потом, не понимая, что это за кратка, люди стали говорить «и краткое».

    8. Театрализация стихотворения А.Шибаева

    И надела поясок,

    Н надела поясок.

    Буква Н надела ровно,

    Буква И – наискосок.

    Ты ей шляпку подари –

    Станет краткой буква И.

    9. Звуко-буквенный анализ слов.

    – А теперь давайте узнаем несколько Незнайкиных секретов. Что такое секрет? Замените его синонимом, близким по значению словом. (Тайна)

    – Что Незнайка больше любит: кисель или йогурт? Почему? (Йогурт.)

    – Из каких фруктов Незнайка больше любит варенье: из айвы или яблок? (Из айвы.)

    – Какой месяц в году для Незнайки самый лучший? (Май.)

    Слова печатаются в тетради и на доске, проводится звуко-буквенный анализ слова тайна

    10.Физкультминутка

    – На физкультминутке мы с вами узнаем, о чём недавно узнал Незнайка в своём Цветочном городке в школе. Если в названном мной слове есть звук , вы хлопаете в ладоши. Если звука в слове нет, качаете головой вправо–влево.

    О войне, о путешествиях, о тайге, о пустыне, о спорте, о йоге, о медведе, о зайце, об айсберге, о водопаде,

    11. Чтение слогов и слов с буквой й

    Откройте Азбуку на стр. 34 и прочитайте столбики. ( цепочкой)

    12. Найди ошибки и исправь ошибки. Групповая работа.

    Мирон умный. Анна умный. Они умный.

    Наум нырнул. Ира нырнул. Они нырнул.

    Защита групповой работы. Объяснение исправлений.

    13. Итог урока.

    -Что нового вы узнали на уроке? Всё ли у вас получилось? как вы считаете: сможете ли вы безошибочно определять звук , буквы Й й.

    14. Рефлексия. Анализ деятельности детей.

    — Как бы вы оценили свою работу на уроке. Кто вам особенно понравился правильными ответами? Разрешите и мне высказать свою точку зрения. На уроке мне бы хотелось отметить работу 1 и 2 групп. Они не только безошибочно выполнили свою работу, но и сделали её дружно, выслушав все мнения.

    Звук [й’]. Буква Й, й. Закрепление

    ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    • дети научатся находить и выделять в словах звук ;

    • различать звуки и ;

    • читать слова с буквой й в конце, в середине и в начале слов;

    • выяснят, что звук не образует слога-слияния, а примыкает к слогу-слиянию;

    • сформируют навык чтения на всем диапазоне изученных букв;

    • познакомятся с правилами дорожного движения, которые необходимо соблюдать на улицах города, посёлка, деревни;

    • научатся вежливому обращению с людьми на улицах, в транспорте.

    ХОД УРОКА

    1. Актуализация знаний

    — Прочитайте пословицы и объясните их значение. За старой головой, как за каменной стеной. Молодость плечами покрепче, а старость — головою. Корми деда на печи, сам будешь там.

    Подчеркните слоги со звуком и . Укажите их различие. Назовите непарные звонкие согласные.

    2. Мотивация учебной деятельности

    — К данным словам подберите подходящие слова.

    Мои (дома), мой (дом), моё (?), моя (?).

    Твои …, твой …, твоё …, твоя …

    Свои …, свой …, своё …, своя …

    Прочитайте и укажите слова. Прочитайте слоги-слияния с согласной й: ий, пой, эй, чей, йо, май, ий, ей-ей, ай-яй-яй.

    Прочитайте слова, на какие две группы их можно разделить: смелый, герой, снайпер, война. (Первые два слова с й на конце, вторые два слова — с й в середине.)

    На какую букву похожа буква й при делении на слоги? (на ь, Лай-ка, Лёнь-ка.)

    3. Работа по теме урока

    — Кто такой снайпер? (Это метко стреляющий солдат.) Прочитайте рассказ.

    Вечный цветок

    У памятника павшим солдатам лежит вечный цветок. Он — то гвоздика, то роза, то василёк, то ромашка. Даже зимой, когда всюду снег и стужа, лежит цветок у памятника.

    Откуда он берётся? Его приносят люди. Уберут увядший, положат свежий и скажут: Мы никогда не забудем вас, герои!

    — Почему люди приносят цветы к братским могилам? Теперь прочитайте рассказ о вашей любимой передаче на странице 37.

    Какие герои ещё появляются в детской передаче? (Каркуша…)

    Какие вежливые слова учили герои телепередачи? (Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста! Доброе утро! Добрый вечер!)

    Какие ещё вежливые слова вы знаете? Вспомните алфавит и проговорите его хором всем классом.

    Назовите слоги, в которых есть й. (мей, буй, дай, зай)

    Определите, звук входит в состав слога-слияния или примыкает к нему? (Звук примыкает.)

    Разделите слово зайка для переноса. Правильно: звук не отрывается от впереди стоящей гласной буквы!

    А сейчас прочтём текст про телевизионного героя (с. 37).

    — Поиграем в игру «Образуйте новые слова» и запишем их.

    — Послушайте считалку. Выпишите слова с буквой й.

    — Заяц белый,

    Куда бегал?

    — В лес дубовый.

    — Что там делал?

    — Лыко драл.

    — Куда клал?

    — Под колоду.

    — Кто брал?

    — Родион.

    — Выйди вон!

    Отгадайте загадку. Слово-отгадку запишите в тетрадь.

    Закипит — исходит паром,

    И свистит и пышет жаром,

    Крышкой брякает, стучит.

    — Эй, сними меня! — кричит.

    (Чайник)

    Прочитайте слова (с. 36). Выберите те, которые обозначают городской пассажирский транспорт.

    Что это?

    Дом на рельсах тут как тут,

    Всех умчит он в пять минут,

    Ты садись и не зевай.

    Отправляется…

    (Трамвай)

    Рассмотрите карточки на доске.

    Автобус, велосипед, троллейбус, метро, трамвай, самосвал, автомобиль.

    — Какой вид транспорта лишний? (Самосвал — это грузовой транспорт.)

    Какие ещё машины пассажирского транспорта вы знаете? (Такси, самолёт, пароход, катер…)

    Как надо вести себя на улицах города?

    Дети повторяют Правила дорожного движения.

    — Что означает красный свет светофора? Жёлтый? Зелёный? На какой звук заканчиваются все эти слова? (На звук .)

    Выберите соответствующую карточку со словами: зелёный, красный, жёлтый и подставьте её к нужному предложению: Папа, мама и дочь остановились на разделительной полосе дороги. Учитель с детьми переходят дорогу. Старушка готовилась переходить дорогу.

    Читаем стихотворение С. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч» (с. 36). Продолжите стихотворение наизусть. Где играли дети? Что произошло? Как нужно вести себя на улице?

    Отгадайте загадки.

    Что за месяц, угадай?

    Это славный месяц…

    (Май)

    В день рожденья

    Угадай, что мы ели?

    (Каравай)

    Что в стакане, угадай?

    Сладкий и душистый…

    (Чай)

    Назовите слова-отгадки по мере того, как уменьшается количество слогов. (Каравай, чай, май, бай.)

    Вспомните сказку о глупом мышонке. Что пела ему кошка? (Ваю-баю-баю-бай.)

    Сколько в слове бывает слогов?

    Теперь работа с лентой букв. Расскажите, почему букве й определили именно это место?

    4. Рефлексия учебной деятельности

    — Что вы узнали о букве и и её звуке? (Звук всегда мягкий. Он не образует слога-слияния. При переносе не отделяется от впереди стоящей буквы.)

    Назовите все непарные звонкие согласные. Сколько их? (5 букв.)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *