Й звук характеристика

«Согласный звук [й’], буква й.»

МОУ «Ильтяковская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока по обучению грамоте на тему:

«Согласный звук , буква й.»

Выполнила: Гордиенко Т.А.,

учитель начальных классов

г. Шадринск

2009 г.

Пояснительная записка к конспекту урока.

Данный урок проводится во втором классе в первой четверти, в конце сентября. Это второй урок в разделе «Согласные звуки и буквы» и первый урок в теме «Согласный звук и буква “Й”».

Это урок комплексного применения знаний и умений, дидактической целью которого является создание условий для применения знаний и умений в знакомой и в новых учебных ситуациях.

Структура данного типа урока:

  1. Оргмомент.

  2. Целеполагание и мотивация.

  3. Актуализация знаний учащихся.

  4. Применение знаний (упражнения):

— в знакомой ситуации (типовые);

— в измененной ситуации (конструктивные);

— в новой ситуации (проблемные).

5. Информация о домашнем задании.

6. Рефлексия (подведение итогов урока).

На уроке реализуются развивающие, образовательные и воспитательные цели.

Содержание материала урока, методы и средства обучения соответствуют интерпретирующему уровню активности познавательной деятельности учащихся.

Отличительной чертой данного урока являются задания творческого характера. В каждом блоке слов учащимся предлагаются задания на сравнение, классификацию по определенному признаку, на выявление соответствия по лексическому значению.

На уроке осуществляется деятельностный подход, формируются способы умственной деятельности.

Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, групповая, коллективная).

Самостоятельная работа:

— по типу заданий – конструктивная;

— по месту её на уроке — на этапе закрепления;

— по форме организации учебной деятельности – групповая и коллективная.

Задания для самостоятельной работы подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активности познавательной деятельности учащихся.

Используются элементы технологии УДЕ П.М. Эрдниева (блочный метод подачи материала). Блоки слов «Птицы», «Цвета», «Имена».

Применяется новый подход к словарной работе, а именно принцип «кодирования» словарных слов:

* * * * *

д г у е р м к о с т й — герой

* * * * * * *

м у с к р т а н в е й – муравей

Этапы урока выдержаны во времени, каждая минута эффективно загружена.

Домашнее задание предлагается на выбор.

Подводятся итоги урока. Всем учащимся на лепестках цветка предлагается поставить знаки

Тема урока: Согласный звук , буква й.

Цели:

1) дать более полное представление о согласном звуке ;

2) отрабатывать написание слов с буквой «й»;

3) совершенствовать умение делить слова на слоги и переносить слова с буквой «й»;

4) развивать логические операции сравнения, соответствия, деление на группы по определённому признаку;

5) воспитывать культуру речи, поддерживать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: таблицы с напечатанными словами, иллюстрация темы урока.

Ход урока:

I этап. Оргмомент.

Дидактической задачей данного этапа является подготовка учащихся к работе на уроке. Взаимные приветствия учителя и учащихся. Проверка подготовленности учащихся к уроку.

— Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

— Руки?

— На месте!

— Ноги?

— На месте!

— Локти?

— У края!

— Спина?

-Прямая!

II этап. Целеполагание и мотивация.

На данном этапе создаем направленность на учебную работу, стимулируем процесс научения на достижение поставленных целей. Тему урока озвучиваем в совместной деятельности с учащимися. Стихотворение создает определенный эмоциональный настрой на урок. При формулировании целей урока четко и однозначно указываем, какие умения будут отрабатываться.

Посмотрите внимательно на доску, вы видите несколько групп слов.

Что объединяет все эти группы? (есть везде й)

О каком же звуке и букве мы сегодня будем говорить? (, й)

Это буква не простая,

Голос краток и сердит.

Потому что запятая

На её плечах сидит.

(В. Кожевников).

Тема урока: Согласный звук и буква и краткое.

Цели: Сегодня на уроке будем закреплять умение писать слова с «й»;

отрабатывать умение делить слова на слоги, переносить слова с «й»;

изменять (преобразовывать) слова, чтобы в них появлялась «й».

III этап. Актуализация знаний учащихся.

В процессе беседы учащиеся воспроизводят необходимые теоретические знания по данной теме. Систематизация и обобщение теоретического материала обеспечивает восприятие и осознание дальнейших заданий и упражнений.

Скажите, пожалуйста, звук гласный или согласный? (согласный)

Охарактеризуйте звук

— согласный

— непарный

— звонкий

— мягкий

IV этап. Применение знаний (упражнения) в знакомой, в измененной и в новой ситуациях.

На данном этапе урока проверяем глубину понимания учащимися учебного материала. Вопросы и задания требуют активной мыслительной деятельности. Учащиеся соотносят между собой факты, понятия, учатся обобщать, сравнивать. Доступность, последовательность выполняемых заданий, достаточная самостоятельность учащихся создают условия для реализации поставленных целей.

Задания 1 и 2 – применение знаний в знакомой ситуации.

Задание 3 – применение знаний в измененной ситуации.

Задания 5 и 6 – применение знаний в новой ситуации.

соловей

воробей

попугай

чайка

сойка

— Скажите одним словом кто это? (птицы)

— Что общего в написании названий этих птиц? (й)

— На какие две группы можно разделить эти слова?

1) по месту в слове;

2) по количеству слогов в слове.

красный

оранжевый

желтый

зеленый

голубой

синий

фиолетовый

— Что обозначают слова данной группы? (цвет)

— Почему эти цвета располагаются именно в таком порядке? (цвета радуги)

— В каком слове больше всего слогов? (фиолетовый, 5 слогов)

шайба булка

чайка слесарь

гайка море

зайка хоккей

сайка лес

— Прочитайте слова первого столбика. Что объединяет эти слова? (й в середине слова)

— Есть ли какой-то общий смысл в этих словах? (нет)

— Давайте попытаемся установить смысловые связи между словами первого и второго столбика.

шайба хоккей

чайка море

гайка слесарь

зайка лес

сайка булка

— Составим предложения с любой смысловой цепочкой. ( Слесарь прикрутил гайку к раковине. Чайки с шумом пролетели над морем.)

— Как эти слова можно переносить? (произносим хором)

П

При переносе слов с й в середине

или

равило:

буква й краткое не отде-

ляется от предыдущей гласной.

й краткое не переносится на новую строку, а остаётся на предыдущей строке.

4. Самостоятельная работа. (задания по рядам)

1ряд. Написать слова первой таблицы и разделить их на слоги.(5 слов)

2ряд. Написать слова второй таблицы и поставить ударение.

3ряд. Записать слова первого столбика третьей таблицы и разделить их для переноса.

(Проверка, взаимопроверка)

(Физкультминутка)!

5. Творческая деятельность учащихся.

В этом задании слова с «й» зашифрованы, закодированы. Давайте их расшифруем. Это словарные слова.

* * * * *

д г у е р м к о с т й – герой

* * * * * * *

м у с к р т а н в е й – муравей

* * * * * * *

в т г р о а л м з в с а й — трамвай

Коля

Толя

Валера

Гена

Женя

Сережа

— Образовать полные имена и записать их в тетрадь.

— Почему взяты именно эти имена? (при образовании полных имен появляется «й»)

V этап. Информация о домашнем задании.

Объем домашнего задания соответствует возрасту детей. Комментируется содержание работы, приемы и последовательность выполнения заданий. Домашнее задание дифференцировано с учетом индивидуальных особенностей детей.

Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Дрофа. – 2003.

Упражнения 46, 47, страница 29.(упр. 47 для учащихся с более высоким уровнем подготовленности)

V этап. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Итоги урока подводим в совместной деятельности с учащимися. Учитель дает информацию о том, что в русском языке мало слов, начинающихся с Й. Используется своеобразный алгоритм оценки работы класса и учителя. Учитель при помощи «кодирования» благодарит детей за работу на уроке, а учащиеся свое отношение к уроку выражают с помощью знаков . Можно предложить вариант словесного выражения.

1) О каком звуке и букве мы сегодня говорим? (звук , буква й)

2) Какие умения отрабатывали, работая со словами, где есть «й»?(перенос, деление на слоги)

3) Эта буква интересна тем, что в русском языке мало слов, которые бы начинались с этой буквы.

йод

Йошкар-Ола

йогурт

Работа над лексическим значение слов.

йод – лекарство

Йошкар –Ола – город

йогурт – продукт питания

4) Мне очень хочется, чтобы мы расстались с вами с хорошими добрыми чувствами друг о друге.

Хочу сказать вам вот эти добрые слова, расшифруйте их.

* * * * * * * * * * *

Спасибо, дети с в п г д а с ж и б о, в д у е с т и

И хочу подарить вам этот солнечный тёплый цветок, а вы напишите на лепестках ваше отношение к уроку

Урок обучения грамоте. 1-й класс. Согласный звук [й’] и буква Й, й план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте. 1-й класс. Согласный звук и буква Й, й

Гетьман Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Цели:

  • Познакомить с новым согласным звуком и буквой Й, й.
  • Учить слышать новый звук в речи, выделяя его в словах.
  • Развивать речь, фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

Оборудование:

Учебник по обучению грамоте. Тетрадь. Музыкальное оформление слайда. Запись с пением птиц. Звуковые схемы слов (у каждого ученика, учителя.). Наборное полотно. Текст на карточках (у каждого ученика). Лист-подарок от буквы Й (у каждого ученика). Буква Й на листе, алфавит (плакат) у учителя.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Слайд 2)

– Это что за птица к нам в гости прилетела? (Ответы детей)

Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится. (Чайка.)

(Слайд 3)

– Давайте покажем, как летают птицы. (Запись с пением птиц.)

III. Постановка учебной задачи. «Открытие» детьми нового (15 мин.)

– Сегодня у нас праздник новой буквы. Вам с гостями нужно поучаствовать в весёлых конкурсах. Кого пригласим на этот праздник? (ответы детей)
– Послушайте стихотворение. Читает подготовленный ученик.

Быстро бегает джейран –
Грузовик опередил.
Ловко плавает кайман,
Потому что крокодил.
Чайка здорово летает
И парит легко, как пух.
Лайка просто так не лает –
Пёс – охотник, пёс – пастух.

(Слайд 4 – животные)

– Кто к нам придёт на праздник? (Джейран, кайман, чайка, лайка)
– Кто нам расскажет об этих животных?

Джейран – небольшой быстроногий козлик, который живёт в пустыне.
Кайман – длинный зубастый крокодил.
Чайка – водоплавающая птица.
Лайка – порода охотничьих собак.

– А почему именно они пришли к нам в гости? Кто догадался? (В словах есть одинаковый звук )
– Кто догадался, какова тема урока? (Звук , буква й.)
– Чем мы будем заниматься на уроке? (Искать в словах звук , составлять звуковые схемы слов, читать слова с буквой й, писать эту букву …)
– Да, сегодня у нас именинница й, поэтому мы должны всё узнать о звуке и букве й.
– Составьте звуковые схемы слов по желанию. 4 ученика у доски, остальные – на местах.

Джейран Чайка Кайман Лайка

IV. Игра «Узнайте звук»

– Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук в словах:

Лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, май, чай.

Результаты соревнования фиксируются на доске мелом.

(Слайд 5, скороговорка) Хоровое чтение.

– Что можете сказать о звуке ? (Он согласный)
– Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие)
– Произнесите этот звук мягко, а затем твёрдо. Что заметили? (Этот звук никогда не бывает твёрдым, он всегда мягкий, независимо от того, какая буква после него стоит)
– Какой буквой обозначается на письме этот звук? (Буквой Й. Показ учителем этой буквы.)

V. Физкультминутка для пальцев рук

VI. Первичное закрепление изученного материала

Работа в рабочих тетрадях.

Дети печатают букву Йй в тетрадях.

Работа в тетради по чтению «Я читаю», 1 часть. Страница 23.

Задание. Дописать буквы.

Кроссворд.

(Ответы: 1) йод, 2) лейка 3) линейка 4) шайба)

– Какие слова по значению непонятны? (Ответы детей)
– Дописать буквы, чтобы получились слова. (Май, мой)
– Чем похожи слова? (Согласные буквы одинаковые)
– Чем отличаются? (Гласные буквы разные, значения слов тоже: май – это весенний месяц года, имя существительное; мой – это местоимение)

Работа в учебнике. Страница 34.

– Послушайте текст. Чтение текста 1.

– Читаем «птичьим базаром» хором. Что заметили? (Надо вставить буквы)
– Читаем и дописываем буквы в словах. Какие буквы дописали? (Букву й)
– Дайте характеристику букве Й. (Буква Й обозначает согласный, мягкий, звонкий звук)
– А теперь попробуем прочитать текст по ролям. Текст 1. Текст 2.

Самостоятельная работа.

– Прочитайте слова.
– Прочитай слова. (Чайник, лейка, таз, воробей)
– Впиши буквы. Как называются их звуки? (Гласные и согласные)
– Какое слово здесь «лишнее»? (Таз)
– Какой предмет «лишний» на рисунке? Раскрась его.

Взаимопроверка.

VII. Самостоятельная работа с проверкой в классе

Чтение текста на карточках (у каждого ученика – карточка)

– Буква Й рада за вас. Вы очень быстро справляетесь с конкурсами. Поэтому она вас просит помочь ей выйти из-за затруднительного положения. Буква Й что обозначает? (Звук согласный, мягкий, звонкий)
– А вот буквы алфавита считают, что она не гласная и не согласная.

Кто же догадался о каком знаке идёт речь? (Ответы детей)
– На каком месте в алфавите живёт буква й’ (Рассмотрев алфавит, на 11 месте. Соседи этой буквы: буква И и буква К.)

VIII. Итог урока

– Что было интересного?
– Что не интересного?
– Буква Й очень довольна праздником. (Слайд 6)
– Она вам дарит подарок на память на карточке – листе и просит раскрасить его.

Звук [й’], буква Й

История буквы Й

Сегодня на уроке мы поговорим о букве, которую можно назвать хитрой путешественницей. Хитрой, потому что внешне она очень похожа на свою соседку по алфавиту, а еще потому, что звук её умеет хорошо прятаться. А путешественницей по той причине, что в древние времена она то появлялась в нашем алфавите, то исчезала, и первоначально буквой её совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось свое постоянное место в алфавите, рядом с гласной И. Это буква Й (И краткое) и звук . Иногда звук, который она обозначает, еще называют «йот». Так зачем же в нашем алфавите понадобилась еще одна буква И? Для начала вспомним характеристику звука . Звук гласный, он тянется, поется. А теперь попробуйте спеть звук . Не получилось? Конечно, потому что это короткий согласный звук. Значит, в нашем алфавите у гласной и согласного совсем разная работа, поэтому они оба нам нужны и важны. Сегодня мы поговорим только об одной работе буквы Й.

Звук

Начнём с определения звука . Положите руки на горло или на уши и произнесите звук . Мы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук. А теперь запомните еще одну хитрость этого звука: звук только мягкий, и у него нет твёрдой пары. Значит, звук согласный, звонкий, мягкий. Теперь потренируемся узнавать этот звук в словах.

Птичье царство

Сегодня мы отправимся в птичье царство. Отгадывайте загадку и называйте место звука в слове: в начале слова, в середине или в конце.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

Воробей – звук в конце слова (рис. 1).

Рис. 1. Воробей (Источник)

Белокрылая птица

Над морем летает.

Рыбу увидит –

Клювом хватает.

Чайка – звук в середине слова (рис. 2).

Рис. 2. Чайка (Источник)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Отвечайте…

Соловей – звук в конце слова (рис. 3).

Рис. 3. Соловей (Источник)

Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда?

Вертишейка – звук в середине слова (рис. 4).

Рис. 4. Вертишейка (Источник)

В птичьем радостном задоре,

Твёрдо веруя в успех,

Кто из птиц ныряет в море,

Без сомненья, лучше всех?

Кайра – звук в середине слова (рис. 5).

Рис. 5. Кайра (Источник)

То не радуга, не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный…

Попугай – звук в конце слова (рис. 6).

Рис. 6. Попугай (Источник)

Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу,

То сажаю кедры клювом,

То дубы в глухом лесу.

Сойка – звук в середине слова (рис. 7).

Рис. 7. Сойка (Источник)

Шум и гам по всей округе,

Птицы мечутся в испуге.

Появился в небе хищник,

Чем полакомиться, ищет.

Ястреб – звук в начале слова: (рис. 8).

Рис. 8. Ястреб (Источник)

Слова на букву Й

Мы заметили, что звук в начале слова встретился только один раз. Дело в том, что в словах русского языка этот звук встречается нечасто. Слов, которые начинаются на букву Й, в нашем языке немного, среди них в основном географические названия, но не только. Попробуйте назвать слова на букву Й.

Йод ребёнок знает каждый.

Йодом мама ранки мажет (рис. 9).

Рис. 9. Йод (Источник)

Какой молочный продукт надо пить всем детям обязательно? Йогурт (рис. 10).

Рис. 10. Йогурт (Источник)

Йог вовек не скажет: «Ох!»

«Ой-ой-ой!» – не крикнет йог (рис. 11).

Молодой, владей собой!

Старый, будь как молодой!

Рис. 11. Йог (Источник)

Йоркширский терьер, или йорк (рис. 12).

Рис. 12. Йоркширский терьер (Источник)

Печатная буква Й

Рассмотрим, как пишется буква Й.

Эта буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Рассмотрите печатные буквы. Что они вам напоминают? Буквы Ии.

Букву Й зовут И кратким.

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Перекладинка прыг-скок

И легла наискосок.

Изменилась Н внутри,

Получилась буква И.

А потом над буквой И

Птичка пролетела,

Стать Й (И краткой) буква И

Сразу захотела.

На что похожа буква Й?

Встало И под фонарем,

Мы его не узнаём.

Изменилось – посмотри

На него украдкою.

Раньше было просто И,

А теперь Й (И краткое).

Писатель Виктор Хмельницкий придумал свою историю.

Прежде буквы Ы и Й приглашали друг дружку в гости, но буква Ы всегда оставляла в прихожей палочку, и буква Й не могла отличить её от мягкого знака. А когда буква Й приходила в гости, то оставляла на вешалке свою шляпу, и хозяйка путала гостью с буквой И. В конце концов эта путаница им надоела. А как же чай? А чай теперь они пьют в саду. Буква Ы держит при себе свою палочку, а буква Й может не снимать шляпу (рис. 13).

Рис. 13. Сказка про буквы Ы и Й

Звук и буква Й в словах

Звук и буква Й любят отвечать на вопрос «какой?». Давайте проверим. Рассмотрите картинку и рассказывайте.

Какой котёнок (рис. 14)?

Рыжий, маленький, забавный, мягкий и т. д.

Рис. 14. Котёнок (Источник)

Какой рюкзак (рис. 15)?

Школьный, новый, тяжёлый, красивый и т. д.

Рис. 15. Школьный рюкзак (Источник)

Какой арбуз (рис. 16)?

Полосатый, сладкий, сахарный, вкусный и т. д.

Рис. 16. Арбуз (Источник)

Прочитаем слова: ай, ой, эй – й помогает выражать чувства.

Заменяя одну букву в слове, получим другое слово: май – лай – рай – рой – мой.

Звук всегда мягкий. Итак, буква Й обозначает звук , который всегда мягкий, а гласная И показывает мягкость предшествующего согласного.

Прописная буква Й

Рассмотрим письменные буквы Й (рис. 17, 18).

Посмотри-ка, посмотри,

Милая подружка,

До чего же

Мы похожи!

Общие у нас черты,

Ты – как я,

А я как – ты.

Мы похожи, как птенцы.

Может быть, мы близнецы?

Рис. 17. Письменная и печатная буква И (Источник)

Рис. 18. Письменная и печатная буква Й (Источник)

В чём различие? У Й сверху появилась галочка, или птичка.

Потренируйтесь написать букву Й.

Теперь выполним такое задание: послушайте стихотворение и запишите все звуки буквами Й. Подсказка: сколько звуков, столько и букв.

Рядом с комнатой моей

Лес,

А там полно друзей:

Рыжий,

Серый,

Полосатый,

И бескрылый,

И крылатый,

И безрогий,

И рогатый,

И бесхвостый,

И хвостатый…

Сколько букв у вас получилось? 9. А каких зверей, обитающих в лесу, вы представили? Расскажите.

Диктант

А теперь напишем небольшой диктант.

Напишите букву, обозначающую первый звук в слове «Рома».

Напишите букву, обозначающую последний звук в слове «лентяй».

Напишите букву, обозначающую второй звук в слове «лес».

Напишите заглавную букву Н.

Напишите заглавную букву сегодняшнего урока.

Рис. 19. Проверь себя

Домашнее задание

1. Потренироваться писать прописью заглавную и маленькую букву Й.

2. Вспомнить и назвать 5 сказок, в названиях которых будет буква Й.

3. Сочинить небольшую сказку про Ой и Ай.

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

Фонетика русского языка многогранна и сложна. Как и в большинстве языков в русском языке присутствуют согласные и гласные, мягкие и твердые. А понять, где какая буква не всегда удается подсознательно правильно сделать. Например, буква «й» — гласная или согласная? Твердая или мягкая?

Происхождение буквы «й»

В 2018 году буква «й» отмечает свое столетие с момента появление в алфавите русского языка. В 1918 году лингвистическая реформа позволила заменить тогда имеющую «i» на всем привычную в наше время «й».

Академики много спорили о принадлежности буквы к различным звукам. Этому способствовала историческая причина, где употребляемую «i» применяли в таких случаях, где пишется «и» таких, как «мiр» вместо «и», или пишется «й», к примеру «маiор» замена на «й». А споры по этому вопросу продолжались многие годы.

Итак, «й» это гласная или согласная буква?

Несколько столетий лингвистика изучает звуковую структуру языка и речи. Это способствует появлению новых признаков для классифицирования и оценки звуков.

Для понимания принадлежности буквы «й» необходимо её протяжно произнести. Как бы стараясь пропеть эту букву, не подменяя на схожую «и», позволяет удостовериться, что это не получиться. По нормам фонетики это означает, что «й» — согласный.

Отдельные гласные при фонетическом разборе в состоянии сбить с правильного определения, так как имеют два звучания одновременно, «й» — один из них. Это буквы «ё» , «ю» , «я» и называют их йотированными. Появляются такие звуки сразу за гласным, расположенный в первых слогах или за «ъ» или «ь» знаком. Для примера йотированных букв приведем несколько слов:

  • ёлка ;
  • обезьяна ;
  • яма ;
  • поел ;
  • подъём .

Необходимо заметить, что звук «и краткий» отсутствует как таковой, так как это лишь буквенное наименование. Звук именуется «й», или встречается такое имя – йот .

Букву «й» относят к твердой или мягкой?

Большинство людей знает, что согласные отличаются как по глухости (звонкости) звучания, так и по твердости (мягкости) произношения. Это свойство характеризуется как один из важных критериев звука.

Чтобы дать правильный ответ на вопрос принадлежности буквы «й»: твердая или мягкая необходимо изучить оба критерия по отдельности.

Если проговаривать мягкие согласные, то язык смешается немножко вперед, при этом середина приподнимается. Если же говорить твердую согласную, то язык, наоборот, отодвигается назад.

Большинство букв имеют пары по критериям предрасположенности к твердому звуку или мягкому звуку. Например. – , – и другие. В русском языке 15 пар. Присутствуют исключения, без своей пары по указанному критерию. Буква «й» является одной из таких непарных мягких, а также к ним можно отнести буквы «ч» и «щ».

Письменное обозначение

После выявления принадлежности буквы «Й» к мягкой согласной назревает вопрос о том, как обозначают мягкость при письме. В зависимости от случаев подходят разные методы.

Если говорить про букву «й», то её транскрипции пишут так: . Символ запятой в верхнем регистре подтверждает принадлежности мягкого звука, который ставится во всех случаях. Для справки такому правилу подчиняются и , .

Часто можно в школе услышать вопрос: “Буква к (д, п, в и так далее) твердая или мягкая?”. Для таких учащихся следует объяснить их ошибку: буквы не имеют твердости или мягкости. Этим качеством наделены лишь звуки. Почему? Слово состоит из букв и звуков. Литеры существуют для написания того или иного слова, текста. Звуки же человек произносит, прилагая к этому некоторое усилие, выговаривая их по особой схеме, присущей каждому отдельно взятому звуку. При этом звуки, не имеющие сами по себе обычного содержания, обладают огромной значимостью в разговорной речи, так как выговаривая четко слова и фразы, человек передает свою мысль.

Прежде, чем ответить на вопрос, каким именно звуком является звук й, необходимо выяснить, какие вообще бывают звуки.

Забегая наперед – можно утверждать, что звук является звонким, непарным, мягким согласным звуком.

Согласные образуются за счет позиции языка и напряженности гортани. При разговоре воздух из легких проходит через гортань, раздражая при этом голосовые связки и преодолевая препятствие в виде щелочки или смычки. При этом язык либо приближен к верхним/нижним зубам (, , ), либо оттянут чуть назад (, , ). При произношении звука язык оттянут немного назад, воздух при выговоре преодолевает препятствие; следовательно этот звук согласный.

Все согласные делятся на звонкие/глухие, парные/не парные, мягкие/твердые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *