К кинесическим средствам общения относится МТИ

Содержание

Невербальные средства общения: кинесика

Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.

1. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской (табл. 1).

Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний

Части и элементы лица Эмоциональные состояния
Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот обычно закрыт
Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты
Форма глаз Глаза раскрыты или сужены Глаза сужены Глаза широко раскрыты Глаза прищурены или раскрыты
Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх
Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу
Подвижность лица Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо динамичное

В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (введена Полом Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.

Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении.

Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.

Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха.

Мимика — выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.

В профессиональной психотехнике мимика используется для:

  • усиления речевого высказывания;
  • воздействия на собеседника;
  • установления психологического контакта;
  • формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре;
  • маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему;
  • улучшения самочувствия.

Мимика динамична и, как правило, отражает:

  1. отношение говорящего к произносимым словам: их значимость для говорящего, веру в то, что он говорит, как сам понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.;
  2. психические состояния говорящего: радость, удовлетворение, внимательность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.;
  3. отношение к собеседнику: безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарование и др.;
  4. отношение к самому себе и своим действиям: внимательность, волевую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, растерянность, самодовольство, подготовку к какому-то действию и пр.;
  5. некоторые другие качества: интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волю и др.

По мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых контактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный их смысл.

Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение. Следует вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие люди не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Им стоит периодически смотреть в зеркало, чтобы уловить типичное выражение. Кто-то сможет понять, что его лицо преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.

Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то выражение лицу, которое отвечает желательному имиджу и восприятию человеком, с которым ведется разговор. Чаще всего оно должно светиться доброжелательностью, деловым настроем, уверенностью, самообладанием.

Управляя мимикой, постарайтесь использовать все мимические компоненты лица:

  • выражение глаз;
  • направление взгляда;
  • особый рисунок носогубных складок;
  • особый рисунок складок лба;
  • общее положение головы (обычное, прямое, а не высокомерно поднятый подбородок или взгляд исподлобья);
  • разрез глаз (изменение движением мышц век и к ним прилегающих, которые в первую очередь определяют выражение).

2. С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий очень важную часть общения(табл. 2). «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (Эмерсон).

Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия

Взгляд и сопутствующие движения Трактовка Необходимо
Подъем головы и взгляд вверх Подожди минуту, подумаю Прервать контакт
Движение головой и насупленные брови Не понял, повтори Усилить контакт
Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне нечего добавить Продолжить контакт
Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что тебе нужно Продолжить контакт
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить себе Действовать по обстановке
Взгляд в сторону Пренебрежение Уйти от контакта
Взгляд в пол Страх и желание уйти Уйти от контакта

Американские психологи Р. Экслайн и Л. Винтере установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то либо находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

3. Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его психологическое состояние («идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).

Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов — разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

  1. коммуникативные: жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.;
  2. модальные, т. е. выражающие оценку и отношение: жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.;
  3. описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т. е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.

  • Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно («раскрытые руки» и «расстегивание пиджака»).
  • Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками).
  • Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу (руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак).
  • Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы («рука у щеки», «пощипывание переносицы»).
  • Жесты сомнения и неуверенности — почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.
  • Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу (опускание век, почесывание уха).
  • Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими («закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову»).
  • Жесты несогласия («собирание ворсинок с пиджака», опускание век).
  • Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула).

Невербалика

Невербалика — информация, принимаемая в общении и взаимодействии по не речевым каналам. В первую очередь, невербалика — это язык тела: жесты, интонации, мимика, выражение глаз и лица. К невербалике относят и информацию, которую люди передают друг другу не телом, а другими подручными средствами.

Например, в Испании был распространен язык веера, когда влюбленный мог прочитать информацию от дамы по положению ее веера.

Невербалика — практически синоним понятия невербальное общение, хотя к невербалике относят и интерпретацию телесных знаков (значение мимики и жестов), которые человек передавать не планировал и которые к категории общение в строгом смысле отнесены быть не могут.

Невербалика включает в себя следующие компоненты:

  • Паралингвистика (звучание, темп, громкость, интонации);
  • Кинесика (жесты, жестовые процессы и жестовые системы);
  • Проксемика (пространство и дистанцирование);
  • Мимика (движения лицевых мышц);
  • Гаптика (касания и тактильная коммуникация);
  • Хроменика (время общения);
  • Одорика (запахи, косметика, татуаж);
  • Аускультация (слышание, восприятие звука);
  • Системология (систематизация пространства, расположение объектов, смыслы, которые эти объекты выражают в процессе коммуникации);
  • Актоника (действия, ритуалы, поступки, что-либо означающие);
  • Гастика (коммуникативные функции пищи и напитков, снадобий и угощений, приемов пищи, поведения во время еды).

Для того, чтобы воспринять и осмыслить все названные компоненты невербалики, необходимо использовать технические средства фиксации (например, видеозапись). В этом случае каждый компонент может быть тщательно описан и изучен. Однако в реальной жизни такая подробная фиксация и проработка всех компонентов невозможна. В этом случае применяется выборочная фиксация. Компоненты, которые легче всего отслеживать и интерпретировать в процессе общения – это мимика, поза, жесты, дистанцирование и интонация. Остальные составляющие невербалики фиксируются дополнительно, по возможности.

Невербальные коммуникации

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оглавление

  • Введение
  • Невербальная коммуникация
  • Невербальные элементы коммуникации
  • Межнациональные различия невербального общения
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

Актуальность темы работы определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми, недостаток которых возник из-за недостаточного внимания к данной проблеме.

Цель работы рассмотреть и изучить понятие и проблемы невербального общения между людьми.

2 дать характеристику основным элементам невербальной коммуникации;

Методы исследования проблемы контрольной работы — теоретический анализ литературы, анализ опыта ученых.

В основе невербальной коммуникации лежат два источника — биологический и социальный, врожденный и приобретенный в ходе социального опыта человека.

2) ненамеренные знаки — употребление таких знаков связано с привычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.;

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию.

1. Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение. Если вы улыбаетесь и говорите: «Привет, как дела?», то эти два действия дополняют друг друга.

3. Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщения. Ребенок может указать на игрушку вместо того, чтобы сказать: «Хочу эту игрушку». Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербального.

5. Невербальное действие может повторять вербальное сообщение: просьба говорить тише, сопровождаемая приложением указательного пальца к губам.

Невербальный язык люди, как правило, успешно осваивают сами в естественных условиях через наблюдение, копирование, подражание, а говорить детей учат специально, этому уделяет внимание и семья, и социальные институты.

невербальная коммуникация общение межнациональное

Таким образом, невербальная коммуникация представляет собой многомерный, многослойный, аналоговый процесс, протекающий в основном неосознанно.

Невербальные элементы коммуникации

Мимика представляет собой все изменения выражение лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации.

2) персональная (45-120 см.) — расстояние, которое поддерживает индивид при общении между собой и всеми другими людьми;

4) публичная (от 400 до 750 см) — дистанция общения на публичных мероприятиях (собраниях, в аудитории и др.).

Межнациональные различия невербального общения

В США принято держать двери кабинетов большинства учреждений открытыми, поскольку закрытая дверь для большинства американцев — признак неприветливости и отчужденности; в России двери в учреждениях всегда плотно закрыты.

Вместе с тем, в поведении вех народов имеются и общие черты. Мимическое выражение эмоций — радости и удивления, горя и гнева, заинтересованности и страха — почти не различаются.

около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов — походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Нам легче будет распознать ложь своего партнера, даже если он старательно пытается, утаит какие-либо факты — их можно будет прочитать буквально по глазам.

1. Биркенбил В., Язык интонации, мимики, жестов / В. Биркенбил // С. — П.: «Питер». — 2010. — С.176.

2. Винокур Т.Г., Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур // М.: «Наука». — 2011. — С.159.

3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов // М.: «Наука». 2010. — С.238.

4. Кнапп М.Л., Невербальные коммуникации / М.Л. Кнапп // М.: «Наука». 2012. — С.308.

5. Лабунская В.А., Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / В.А. Лабунская // Ростов-на-Дону: «Феникс». 2009. — С.246.

6. Нэпп М., Невербальное общение. Полное руководство / М. Нэпп, Дж. Холл // СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2012. — С.56.

7. Холл. Э. Как понять иностранца без слов / Э. Холл // М.: «Наука». 2010. — С. 197.

Размещено на Allbest.ru

Основы невербального общения

Всем нам известна сила слова. Им можно погубить и воскресить, вдохновить и обрезать крылья. Оно помогает передать красоту осеннего пейзажа, рассказать о происшествии и отстоять свою правоту в споре. Одна точная фраза может стать целым романом в одну строку.

И все же слово не всемогуще. Есть даже такое расхожее выражение: словами не высказать. Часто, чтобы повлиять на собеседника, мы прибегаем к другому инструменту передачи информации – невербальному общению. При этом мы достигаем самовыражения с помощью тела – уникального орудия для передачи самых разнообразных мыслей и чувств.

Виды невербального общения:

1. Звуковые: тон и темп речи, пауза, вздох, кашель, плач, смех.

2. Визуально-двигательные: жесты, мимика, поза, осанка, взгляд, соблюдение дистанции, манера одеваться, стиль прически.

3. Тактильные: запахи, прикосновения.

4. Знаково-символические: почерк, поступки, формы тела, родинки, аксессуары, любимые напитки, блюда

Роль жестомимического языка в нашей жизни

1. Регуляция процесса коммуникации

По мнению психологов, главное условие продуктивного общения — верная интерпретация невербалики. Усвоение ее азов способствует адекватному пониманию собеседника.

Бессловесный язык помогает правильно вести себя с неприятным человеком, предвидеть его реакции и предупредить его о нежелании дальнейшего контакта. С таким же успехом невербальное общение может сослужить неоценимую услугу тому, кто хочет завести друга.

2. Создание психологического контакта

Именно жестам и мимике дано молниеносно расположить незнакомого человека. Здесь уместно будет подумать, почему женщинам нравятся плохие парни. Да потому что посылаемые ими невербальные сигналы – ободряющие нотки в голосе, уверенные движения, дружеский взгляд – выражают их внутреннюю силу. Все это позволяет слабому полу быстро избавиться от психологических барьеров и почувствовать расположение к партнеру.

3. Дополнение к сказанному

Выражение чувств жестами и мимикой – это возможность вдохнуть душу в слова. Правда, основные правила этикета запрещают прибегать к этому в деловом общении. Зато в личной беседе бессловесные эмоциональные подкрепления незаменимы. Они отлично помогают подтвердить или опровергнуть сказанное. Искусство кокетства, к примеру, отличается богатейшей гаммой способов выразить «да» и «нет», не проронив ни звука.

Шифры невербального общения

Человек, понимающий собеседника без слов, считается утонченной натурой. Как правило, такие люди обладают талантом внимательного наблюдателя и проницательного читателя. Кроме того, существует целый ряд наук, посвященный премудростям невербалики.

Одна из них – кинесика – изучает телодвижения, занятые в человеческом общении. Согласно этой науке, жесты – это реакция на различные ситуации:

• защита: сжатие пальцев в кулак, скрещенные на груди руки;

• подозрение: отдаление от собеседника, потирание лба, отвод взгляда;

• нападение: нахмуренные брови, немигающий взгляд;

• неуверенность: почесывание носа, прикосновение к уху выше мочки;

• открытость: расстегивание пиджака, сокращение дистанции с партнером;

• сосредоточение: подпирание щеки или подбородка рукой, пощипывание переносицы;

• нетерпение, раздражение: оттягивание ушной мочки.

Свой код имеют и рукопожатия. Они вносят в невербальное общение следующие акценты:

• подчеркивают властность собеседника, подающего руку ладонью вниз или одни кончики пальцев;

• говорят о равенстве людей, здоровающихся встречным движением рук или протягивающих друг другу сразу обе кисти;

• указывают на раболепство того, кто подает руку с опущенной вниз ладонью.

Рукопожатие человека может рассказать о том, из какой страны он приехал. Если арабам свойственно долгое и мягкое пожимание рук, то у американцев оно энергичное и крепкое.

Манера курить у многих людей тоже довольно красноречива:

• замкнутым личностям свойственно выдыхать сигаретный дым вниз;

• об агрессии свидетельствуют опущенная голова и выпускаемый из уголков рта дым;

• уверенность проявляется интенсивным дымлением;

• амбициозность выдает себя поднятием головы и выдыханием клубов чада через ноздри.

Невербальное общение в деловом этикете

Бизнесмены – люди занятые. Для них время – деньги. Поэтому, не тратя лишних слов, они часто используют невербальные знаки на переговорах. Сбор с пиджака ворсинок – знак неодобрения. Протирание стекол очков – затягивание времени для обдумывания решения. Наклон корпуса вперед с одновременным протягиванием рук вдоль подлокотников кресла – беседа окончена. Поднятые за голову руки – разговор утомителен и неинтересен.

Невербальное общение в обычной жизни

Если речь свою мы можем контролировать, то жесты и мимика часто выдают нас с головой. К примеру, приподнятые плечи обнаружат напряжение. Наклон головы вбок укажет на заинтересованность либо кокетство. Сжатые губы – спутники вечно недовольного индивидуума. Широкая улыбка — признак открытости и дружелюбия.
Прикрытие рта рукой, потирание носа, отвод взгляда – жесты-эмблемы, характеризующие нечестного человека.

Заключение

Желая добиться успеха в общении, нужно помнить: невербальные средства нераздельно связаны с вербальными. Иногда микрожесты могут быть выразительней, чем самая живописная речь. Слова, не подкрепленные языком тела, зачастую пусты, а самый пылкий монолог может быть перечеркнут одним презрительным взглядом.

Системы кодирования информации: вербальная и невербальная коммуникация

Системы кодирования информации: вербальная и невербальная коммуникация

Вербальная и невербальная коммуникация являются двумя разными системами кодирования и декодирования сообщений.

Между этими системами существует определенное сходство:

— они используются для достижения одних и тех же коммуникативных целей;

— уровень развития вербальных навыков связан с невербальным поведением человека (Woods, 1998);

— интенсивность невербальной коммуникации со­ответствует интенсивности вербальной (Московичи, 2007).

Различия между вербальной и невербальной коммуникацией

Вербальная коммуникация

Невербальная коммуникация

1. Абстрактность:

— передача сообщения может состояться и в отсутствии коммуникатора (пересказ, письменный текст);

— возможно обсуждение явлений, не относящихся непосредственно к данной ситуации;

— возможно использование абстрактных понятий, таких как род, время, вид, число, сущность, возможность, различие, цвет, доброта и т. п.

1. Конкретность:

— передача сообщения может состояться только в присутствии коммуникатора;

— коммуникация связана с непосредственной ситуацией общения;

— использование абстрактных понятий затруднено.

2. Дискретность. Составные элементы вербального сообщения — буквы, слова, предложения, фразы — четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам.

2. Континуальность. Невербальные сообщения трудно разложимы на отдельные единицы.

3. Определенность. Вербальное сообщение легко кодируется и декодируется. Между носителями языка существует определенное согласие относительно формы, значения и употребления языковых единиц.

3. Вероятностность. Невербальное сообщение трудно поддается декодированию. Невербальный язык гораздо более неустойчивый и вариативный, что проявляется как в самих единицах, так и в правилах их комбинирования.

4. Линейная временная последовательность:

— элементы вербального сообщения следуют друг за другом;

— декодирование вербального сообщения осуществляется поэлементно.

4. Пространственно-временная целостность:

— несколько элементов невербального сообщения могут передаваться одновременно;

— невербальное сообщение декодируется целиком, то есть реципиент не делит его на отдельные элементы.

5. Осознанность, произвольность. Вербальные высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать.

5. Неосознанность, непроизвольность. Невербальная коммуникация спонтанна, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми.

6. Организованный процесс обучения языку. Говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил.

6. Спонтанное изучение. Невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами, путем подражания.

Коммуникация более эффективна, когда содержание и интенсивность вербального сообщения соответствует содержанию и интенсивности невербального. Расхождение между ними приводит к трем последствиям.

Во-первых, происходит переструктурирование коммуникативного про­цесса, изменение его динамики, стратегии и тактики (Казаринова, Погольша, 2000), что выражается, например, в

— снижении коммуникативной насыщенности взаимодейст­вия;

— смещении основных диалоговых структур (запаздывание ответов на обращения партнеров или преждевременная ре­акция);

— спонтанном повышении информационной избыточности сообщений.

Во-вторых, изменяется отношение к коммуникативному акту. Люди предпочитают непротиворечивую коммуникацию. В-третьих, происходит изменение в отношении к коммуникатору. Противоречие между содержанием вербального и невербального сообщения порождает негативное отношение к нему, приписывание ему неискренности.

Невербальное поведение играет важную роль в процессе коммуникации. Однако она частично определяется коммуникативной позицией участников.

Когда человек выступает в роли реципиента, анализирующего сообщение, он уделяет большое внимание невербальному поведению коммуникатора и хорошо запоминает его.

В то же время, выступая в роли коммуникатора, человек уделяет меньшее внимание своему невербальному поведению, стараясь контролировать вербальное (Fichten et.al, 1992). Таким образом, человек, играющий роль реципиента, может извлечь достаточно много информации, наблюдая за невербальным поведением окружающих, поскольку они не контролируют его и «проговариваются». Степень, в которой невербальная коммуникация поддается сознательному контролю, зависит от системы, с помощью которой она осуществляется. Например, П. Экман и У. Фризен разработали концепцию «невербаль­ной утечки информации». Они проранжировали разные части тела по их способности к передаче информации. Эту способность они определили на основе трех параметров:

— среднее время передачи информации;

— количество невербальных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела;

— степень доступности для наблюдений за данной частью тела.

Самым мощным передатчиком информации по их классификации является лицо человека, затем руки, кор­пус и, наконец, ноги и ступни. Зная это, люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внима­ния на движения своих ног, благодаря которым и происходит «утечка информации». <…>

Системы невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация осуществляет­ся с помощью нескольких систем, среди которых кинесика, гаптика, экстра — и паралингвистика, окулесика, ольфакция, гастика и проксемика (Крейдлин, 2002; Лабунская, 1999).

1. Кинесика — самая большая система, включающая в себя различные движения — позы, походку, жесты и мимику.

Поза — это положение человеческого тела. Позы можно клас­сифицировать на основе следующих критериев: этапы общения (позы вступления и выхода из контакта); виды отношений и взаи­моотношений (позы симпатии—антипатии; подчинения—до­минирования; включенности—отчужденности); психофизиоло­гические состояния (напряженная—расслабленная, активная—пассивная позы); соответствие поз партнеров в общении (синхронные—асинхронные позы); направленность позы по отноше­нию к партнеру (лицом к лицу — спина к спине); соответствие позы другим элементам невербального поведения (гармонич­ная —дисгармоничная).

Походка – движения ног, благодаря которым человек перемещается в пространстве. Она связана с позой, поскольку во время ходьбы у человека изменяется положение всего тела. Ее измерениями являются ритмич­ность, скорость, длина шага, давление ног на поверхность.

Жесты — движения рук или кистей рук. Жесты выделяются на основе участия в их создании одной или двух рук; по признаку их перекрещивания или симметричного расположения; по приз­наку центробежности (движение от себя) или центростремитель­ности (движение к себе); по критерию однозначности и много­значности.

Мимика — движения лицевых мускулов и характеристики кожи. Существует три типа мимических сигналов: стабильные (цвет кожи, форма и конструкция лица); относитель­но стабильные (внешний вид кожи, расположение морщин, тонус мышц лица — признаки, претерпевающие изменения в течение жизни человека); нестабильные (кратковременные изменения движений мышц лица).

В целом П. Экман и У. Фризен выделили пять типов движе­ний (Крейдлин, 2001).

— Эмблемы — движения, заменяющие слова или фразы (например, указующий жест).

— Иллюстраторы — движения, которые сопровождают вербальные сообщения (например, демонстрация размера пойманной рыбы во вре­мя рассказа о рыбалке).

— Экспрессивные знаки — движения, служащие для выражения эмоций (например, выражение радости на лице).

— Регуляторы – движения, которые регулируют беглость коммуникации (напри­мер, поворот тела от собеседника при желании закончить коммуникацию).

— Адапторы — остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих удовлетворение потребностей человека, их функ­ция— защита, поддержка человеком себя (например, потирание носа, чавкание).

2. Гаптика — прикосновения коммуникатора к себе и реципи­енту. Некоторые психологи включают эту систему в состав кинесики.

3. Паралингвистика — параметры голоса человека. К ним от­носятся громкость голоса и ее изменение, скорость и ритмич­ность речи, тембр, звучность, напряженность, мелодика голоса (хрипота, носовой звук, скрежетание и т. д.), ясность артику­ляции.

4. Экстралингвистика — неречевые вкрапления в речь: стоны, смех, плач, вздохи, паузы, слова-«паразиты» («ммм», «ох», «вот»).

5. Окулесика — визуальное поведение людей во время об­щения. Параметрами взгляда являются его направление, линия и объект, движение и величина глаз, размер зрачков, длительность визуального контакта.

6. Ольфакция — язык запахов. К этой системе относятся как естественные для человека запахи тела, так и искусственные за­пахи, например, духи, благовония и т. д.

7. Гастика — язык пищи и напитков, которые человек предлагает окружающим, таким образом демонстрируя свое отношение к ним или к ситуации в целом.

8. Проксемика — пространственно-временная организация общения. Эта система включает в себя дистанцию, ориентацию и угол общения, расположение личных вещей, территориаль­ность, временную организацию ситуации.

Дистанция — расстояние между партнерами по общению. Су­ществуют разные классификации дистанций. Например, Е. Холл выделяет четыре дистанции: интимное расстояние (от 0 до 45 см) используется при общении самых близких людей; персональное расстояние (от 46 до 120 см) используется при обыденном об­щении со знакомыми людьми; социальное расстояние (от 121 до 400 см) оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении; публичное расстояние (от 401 до 750 см) используется при выступлении перед большими аудиториями.

Отдельно выделяют персональное пространство и пространст­во группы. Персональное (личное) пространство — это простран­ство вокруг человека, ограниченное мысленной чертой, за кото­рую другим людям не следует заходить. Если они пересекают эту черту, человек испытывает отрицательные эмоции. Персональное пространство не является кругообразным, а больше напоминает овал: оно максимально впереди и сзади, но уже — с боков.

Пространство группы — пространство, в которое «допускают­ся» только члены своей группы. Если позволяет ситуация, группа старается расположиться так, чтобы вокруг нее было пустое пространство, то есть чтобы расстояние между членами группы было меньше, чем расстояние от них до другой группы. Как правило, расстояние между группами составляет не менее 100—125 санти­метров. Групповое пространство хорошо заметно во время пере­рывов на общественных мероприятиях (конференциях, банкетах и т. д.), когда участники собираются в холле и образуют группы по интересам.

Ориентация и угол общения — расположение партнеров по от­ношению друг к другу. Эта ориентация регулируется располо­жением участников и расстановкой мебели, например, формой стола, высотой кресел собеседников и т. д. Существуют распространенные варианты организации пространства с помощью мебели (Журавлев, Павлова, 2006).

— Учебный класс (ряды). Внимание участников в данном случае целиком направлено на коммуникатора. Эта форма организации пространства приводит к появ­лению традиционных зон активности и противостояния (первые ряды, галерка и т. д.).

— «Подкова». Участники рассаживаются неполным кругом с откры­той стороной. С этой стороны демонстрируется наглядный материал. Коммуникатор замыкает «подкову» с одной из сторон. «Подкова» уменьшает противостоя­ние реципиентов и коммуникатора.

— Круг (стол для совещаний). Круг устраняет большинство разли­чий между участниками. Он должен быть плотным и исключать разрывы. Такое расположение учстников позволяет активизировать их.

— «Кластер» (работа в подгруппах). Участники делятся на подгруппы, размещенные за отдельными столами. Работа в них чередуется с выступлениями их представителей. Чем ближе одна из них находится к другим, тем сильнее они воздействуют друг на друга, чем дальше — тем сильнее внутригрупповые процессы.

Расположение личных вещей. Это аспект проксемики попал в поле зрения исследователей относительно недавно. Выясни­лось, что люди формируют впечатление о человеке на основании того, как он располагает свои личные вещи. Типичный пример — характер и расположение вещей в квартире. Одно и то же распо­ложение вещей создает у разных людей примерно одно и то же впечатление о хозяине. Это впечатление достаточно точное, пос­кольку люди ориентируются на адекватные показатели (Gosling et.al.,2002).

Территориальность. Территории могут быть классифицированы по таким критериям, как размер, собственность, тип взаимодействия и т. д. Существует два основных аспекта психологического значения территории. Во-первых, люди придают разный смысл территориям, на которых проходит их жизнь, например, они рассматривают различные части дома как показатель статуса (престижные и непрестижные части), место связи с потусторонним миром (подвал, чердак) и т. д. Во-вторых, люди склонны к защите территории, которую считают своей. Это касается даже тех территорий, которыми человек владеет временно, например, место на автостоянке. В частности, водители дольше покидают временно занятое ими место на автостоянке, если на него явно претендует другой водитель (стоит рядом, подает звуковой сигнал).

Временные характеристики общения: люди обладают опреде­ленными представлениями относительно времени и длитель­ности разных ситуаций общения. Сопоставляя их со временем реального общения, они делают важные выводы.

Кроме вышеперчисленных систем, к невербальной коммуникации иногда относят и другие показатели, например, стиль одежды человека, цвета, использованные при оформлении интерьера и т. д.

Разные системы невербальной коммуникации взаимосвязаны друг с другом, представляют собой единое целое. Изменение па­раметров одной системы сопровождается изменением парамет­ров другой. Например, в переполненном общественном транс­порте пассажиры вынужденно сокращают расстояние между собой (показатель увеличения близости общения), но при этом уменьшают визуальный контакт (показатель уменьшения бли­зости общения). Таким образом, на невербальном уровне бли­зость контакта остается прежней. Этот принцип получил название «принципа равновесия». Действие этого принципа получило некоторое эмпирическое подтверждение. Тем не менее он выпол­няется не всегда. Например, в ситуациях, вызывающих тревогу, чем слабее контакт глаз между партнерами, тем больше расстоя­ние между ними (Albas, Albas, 1989).

Цели невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация вносит вклад в достижение большинства целей челове­ческой коммуникации.

Передача информации: невербальное поведение является средством передачи информации и облегчает ее понима­ние. Оно выступает в роли:

— средства разъяснения содержания вербального сообщения. Люди точнее понимают смысл сообщения коммуникатора, когда слышат его речь и видят жесты, чем в отсутствии жестикуляции (Krauss et. al, 1995; Seattle, Shovelton, 1999).

— средства экономии вербального сообщения. Такую функ­цию выполняет, например, интонация (Лабунская, 1999)’,

— эквивалента вербального сообщения. Например, визуаль­ный контакт используется для проверки того, понял ли ре­ципиент переданное ему сообщение. Таким образом, он является аналогом вопроса. Кроме того, визуальный контакт может быть показателем, что коммуникатор закончил свое сообщение и передает инициативу реципиенту (Лабунcкая, 1999; Меграбян, 2001);

— средства активизации вербальной коммуникации. Например, клиенты чаще рассказывают о своем эмоциональном состоянии, если психотерапевт невербально демонстрирует позитивное отношение к ним;

— показателя позитивности/негативности сообщения. На­пример, люди делают большую паузу, когда собираются со­общить реципиенту плохую новость, по сравнению с хоро­шей (Ahmed, Bigelow, 1993);

— способа обратной связи. Например, наблюдение за невер­бальным поведением реципиента позволяет коммуникато­ру выбрать или вовремя сменить тему разговора, определить, насколько понятно сделанное сообщение.

Влияние на когнитивную активность коммуникатора и реципиента: невербальное поведение способствует тому, что люди обращают более прис­тальное внимание на информацию и лучше запоминают ее. Невербальные средства, например, изменение скорости жести­куляции или громкости голоса, а также использование указую­щих жестов помогают привлечь внимание к сообще­нию.

Когнитивную активность людей усиливает демонстрация ими позы, связанной с негативными эмоциями: люди, напряженно давящие на стол во время решения задач, более тщательно анализируют поступающую информацию, чем те, кто сидит расслабленно. Аналогично люди, скрещивающие руки, лучше решают задачи, чем те, кто сидит свободно (Friedman, Elliot, 2008), хотя и запоминают меньше информации (Friedman, Forster, 2002).

Кроме того, люди лучше узнают предметы и слова, которые они видели или слышали раньше, если их вербальное описание сопровождается невербальным. Особенное значение невербаль­ные показатели приобретают в условиях когнитивной нагрузки: лучше запоминаются предложения, сказанные с соответствую­щей их содержанию интонацией, чем сказанные без интонации (Kitayama, 1996).

Изменение эмоционального состояния реципиента: невер­бальное поведение способствует передаче эмоционального сос­тояния от коммуникатора к реципиенту. Этот процесс получил название эмоционального заражения. Типичным примером явля­ется «смех за кадром» в телевизионных фильмах или демонстра­ция смеющегося/плачущего зрительного зала во время трансля­ции концертов и ток-шоу.

Саморегуляция коммуникатором своего эмоционального сос­тояния: человек может вызвать у себя определенное эмоциональ­ное состояние, продемонстрировав характерную для него мими­ку, позы и жесты. Одновременная демонстрация мимики и позы оказывает большее влияние на эмоциональное состояние, чем каждой из них по отдельности (Flack, Laird, Cavallaro, 1999). Вместе с тем подавление невербального выражения эмоции уменьшает ее интенсивность.

Самораскрытие коммуникатора. С помощью невербального поведения коммуникатор может выразить свое эмоциональное состояние и отношение к окружающим. Что касается отношения к окружающим, то с помощью невербального поведения коммуникатор передает информацию о близости общения, его типе (доминирование — подчинение, позитивное отношение — негативное отношение) и активности (стремление поддерживать общение, прекратить его и т. д.).

Позитивное-негативное отношение. Показателями негативного отношения к реципиенту, отказа от общения с ним являются (Лабунская, 1999; Fox, Giles, 1996; Franco, Maass, 1996): определенная поза (скрещенные руки, напряженная поза, спле­тенные в замок пальцы, фиксирующие колено сидящего «нога на ногу», наклон и поворот корпуса от реципиента); отсутствие при­косновений; уменьшение вариабельности жестов и мимики, их интенсивности; мимика, соответствующая негативным эмоциям; презрительная или угрожающая интонация; частые речевые ошибки; короткое время общения, большая дистанция между коммуникатором и реципиентом; редкий или очень интенсивный визуальный контакт. Если отношения развиваются нормально, то коммуникатор и ре­ципиент смотрят друг на друга от 30 до 60% времени общения. Если отношения развиваются в позитивную сторону, то люди чаще смотрят на партнера, когда слушают его, чем когда говорят. Если отношения становятся враждебными, то частота и интенсивность взглядов увеличивается как во время слушания, так и во время речи (Лабунская, 1999).

Доминирование—подчинение. Коммуникаторы с высоким статусом по сравнению с людьми с низким (Лабунская, 1999; Меграбян, 2001; Gregory, Webster, 1996; Tusing, Dillard, 2000): больше жестикулиру­ют, чаще нависают над партнером, похлопывают его по плечу, чаще меняют позы, принимают более расслабленные позы, мень­ше улыбаются, реже кивают; чаще устанавливают визуальный контакт, когда делают невербальное сообщение, но реже — когда слушают; медленнее говорят, реже «подстраивают» громкость голоса под партнера, имеют более широкий диапазон варьирова­ния мелодики и громкости голоса; устанавливают большую дистанцию с партнером.

Активность в общении. Показателем активности являются движения коммуникатора по направлению к партнеру, спонтан­ные жесты, изменение позы и выражения лица.

Самопрезентация коммуникатора: с помощью невербального поведения коммуникатор может сформировать определенное впечатление о себе. На его основе люди делают заключения как об индивидуальных особенностях коммуникатора (компетентности, интеллигентности и образованности, открытости новому опыту; экстравертированности, дружелюбности и непринужденности, эмпатийности, искренности; активности, целеустремленности, стремлении к лидерству, агрессивности; самооценке), его общей привлекательности, так и его отношениях с другими людьми.

В основе этих заключений лежат «перцептивные эталоны» — обыденные представления о невербальных показателях индивидуальных характеристик, состояний и отношений человека. Однако влияние перцептивных эталонов ограничено. Оно определяется как индивидуальными особенностями реципиентов, так и характеристиками ситуации.

Побуждение коммуникатора к какому-либо действию: невербальная коммуникация является способом поведенческой саморегуляции. Например, произ­вольное расслабление коммуникатором кистей рук (признак избега­ющего поведения) приводит к меньшему употреблению пищи, чем сжатие кистей (Forster, 2003). Кроме того, коммуникаторы, которые находятся на периферии, которых плохо видно и слышно, менее активны, чем находящиеся в центре (Журавлев, Павлова, 2006).

При изучении целей невербальной коммуникации возникает две серьезные проблемы. Во-первых, различные исследования проводятся в русле разных теорий «среднего ранга» или вовсе без них, что затрудняет объяснение полученных закономерностей. Во-вторых, выбор характеристик невербального поведения производится хаотически и в конечном итоге сводится к некоторым элементам кинесики, паралингвистики и визуальному контакту, а роль иных характеристик остается неясной.

Механизмы декодирования невербальных

сообщений

Выделяют два основных механизма — категоризация и имитация. Рассмотрим их на примере декодирования эмоциональных сос­тояний.

1. Категоризация. Опознание эмоционального состояния че­ловека по невербальному поведению происходит путем сличения признаков, присущих коммуникатору, с перцептивным эталоном, сформированным реципиентом (Лабунская, 1999). Выделяют два вида опознания: обобщенное и дифференцированное. Обобщен­ное опознание — это отнесение эмоции к определенному типу (отрицательная—положительная, приятная—неприятная, актив­ная—пассивная). Если при опознании того же состояния реци­пиент указывает на его модальность (страх, гнев, радость) — опознание более дифференцированное.

Перцептивные эталоны эмоций обладают следующими осо­бенностями.

Во-первых, перцептивный эталон включает в себя от одиннадцати до девятнадцати признаков.

Во-вторых, каждый человек обращает внимание только на некоторые признаки, входящие в эталон. Для радости такими единицами являются улыбка, реже — сияющие глаза, смешливость, общее оживление; для удивления — широко открытые гла­за, поднятые брови, реже — приоткрытый рот и вопросительный взгляд; для презрения — кривая улыбка, холодный взгляд, опу­щенные уголки рта и т. д.

В-третьих, чаще всего в эталоны эмоций входят мимические признаки. Вместе с тем большую роль при опознании эмоцио­нальных состояний играют и другие движения человека. Напри­мер, страх часто интерпретируется как удивление, поскольку для них характерна одна и та же мимика. Однако страху свойственна двигательная активность, а удивлению нет. Поэтому более эф­фективны эталоны, которые включают в себя и некоторые жесты, позы. В целом эталоны разных эмоций различаются по роли поз, жестов, вегетативных проявлений. Например, эталоны удивле­ния, презрения, страдания включают в себя в основном мимиче­ские признаки. В меньшей степени это касается и радости. Эта­лоны страха и гнева — пантомимико-соматические, включают в себя большое количество поз, движений и вегетативных про­явлений.

В-четвертых, эталоны мало вариативны. Это означает, что люди примерно одинаково представляют себе основные призна­ки эмоций. Тем не менее существуют различия в периферических признаках.

В-пятых, первые эталоны формируются достаточно рано. Уже дети 4—5 лет способны опреде­лить, какой объект или человек нравится коммуникатору на основании длительности и частоты его взглядов (Einav, Hood, 2006).

По характеру категоризации люди делятся на «аналитиков» (тех, кто руководствуется при категоризации эталонами в целом) и «синтетиков» (тех, кто производит пошаговое сравнение каж­дой особенности лица коммуникатора и эталона).

При интерпретации невербальных сообщений возникает три типа ошибок.

Во-первых, реципиент может приписать невер­бальному поведению коммуникатора неправильное значение (не­правильная интерпретация). Например, он может перепутать мимические выражения страха и удивления. В данном случае речь идет о неточности эталонов. В целом ряде случаев, интерпретируя невербальное поведение коммуникатора, реципиенты ориентируются на неправильные показатели. Например, оценивая то, на­сколько участники взаимодействия нравятся друг другу, и какова близость их отношений, люди учитывают интенсивность визуаль­ного контакта, жестикуляции и количество открытых поз. Одна­ко, по оценкам самих участников, некоторую роль играет только визуальный контакт, который, вопреки мнению наблюдателей, является показателем негативного отношения, отражения доминирования (Berry, Hansen, 2000).

Во-вторых, он может не придать значения важному невер­бальному показателю (пропуск): не обратить внимания на зевок коммуникатора и как, следствие, не понять, что тому скучно.

В-третьих, реципиент может приписать невербальному пове­дению значение, которое оно не несет (избыточная интерпретация). Например, он может интерпретировать приоткрывшийся рот коммуникатора как зевок и решить, что ему скучно, хотя ком­муникатор просто пытался вдохнуть больше воздуха (Крейдлин, 2002).

2. Имитация. Определение эмоционального состояния ком­муникатора происходит посредством повторения реципиентом его невербального поведения. В результате такого повторения у реципиента появляются те же эмоции, что и у коммуникатора.

В работах по психологии коммуникации коммуникатором принято называть человека, который передает сообщение, реципиентом – того (или тех), кто его принимает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *