Как делают посуду из глины

Глиняная посуда – изобретение человечества, которое уже много тысяч лет доказывает свою универсальность и полезность. Наряду с изобретением колеса или, например, ложки, его можно считать гениальной по своей простоте находкой. Любовь к керамике со временем не угасла. Керамические горшки, вазы, тарелки, а также чайные наборы, подсвечники, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно сделать самому из живого природного материала, глины. А как сделать, читайте здесь.

Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Изготовление глиняной посуды столь привлекательное внешне занятие, что многие люди без особых художественных навыков просто пробуют гончарить, и им уже сложно остановиться. Но путь керамиста не прост: увлечение не самое дешевое, требующее усидчивости, концентрации, готовности пробовать и пробовать снова.

Изготовление керамики – это работа с глиной. Материал будет основой вашей деятельности, если вы, например, «наигрались» с полимерной глиной, и хотите заняться настоящей, природной. Не обойтись керамисту без гончарного круга и печи: и то, и то другое стоит отнюдь не копейки. Первые работы вы будете пробовать обжигать в духовке, но когда рука окрепнет, задумаетесь о профессиональном оборудовании.

Где все это взять? Самому добывать глину приходится редко, готовый материал можно купить в материалах для творчества и ремесленничества. Если процесс будет частым, начнете заказывать напрямую у поставщика. Гончарный круг также несложно найти – в специализированных магазинах они есть, разной цены и качества. Муфельные печи, в которых посуда или украшения подвергаются обжигу, стоят дорого. Но если свой интерес к гончарному делу вы оцениваете высоко, оно приносит вам удовольствие, и вы решитесь им зарабатывать, придется находить средства.

Маленький совет: попробовать можно на наборе для начинающего керамиста (детском). Гончарный круг и глина идут в комплекте, духовка или печь «помогут» с обжигом, а вы поймете – делать ли вам более серьезные шаги в отношении керамики.

Техника работы с глиной вручную

Техника работы – это база, без освоения которой ни один новичок не продвинется дальше. Почему-то многие начинающие керамисты на первом же занятии желают сесть за гончарный круг, хотя начинается обучение с лепки.

Лепка

Много веков мастера, работавшие с глиной, старались усовершенствовать уже имеющие приемы и методы. Что интересно, большая часть тех навыков, чем владеет керамист, придумана очень давно и мало поменялись.

Традиционные способы лепки предполагают:

  • ручную лепку из цельного куска материала;
  • ленточно-жгутовую технику;
  • пластиковую (текстильную технику);
  • отминку в готовую форму;
  • отливку в форму их гипса;
  • вытягивание предмета на гончарном круге.

Ручная лепка не противоречит вытягиванию на круге! Да, она возникла до его изобретения, но не перестала развиваться с его использованием. И огромное количество мастеров по всему миру продолжает делать глиняный продукт ручной лепкой. Для начала поупражняйтесь на пластилине: это поможет понять, нравится ли вашим рукам подобная работа, готовы ли вы делать это часами, терпеливо ждать результата.

Гончарный круг

Его придумали неслучайно, так как в отличие от лепки, он позволял производство глиняных изделий поставить поток – то есть значительно ускорял процесс изготовления керамики. Гончарный круг требует правильного подхода: он словно музыкальный инструмент, которым нужно овладеть. Правильно поставить руки, почувствовать уверенность в них – это важные технические моменты.

Отминка

Начинающие керамисты подробно останавливаются на этой технике, так как она проста и понятна, при этом иллюстративна. В гипсовую форму выкладывается мягкая глина: она застывает, и из формы достают готовое изделие. Почему именно гипс? У него есть одна очень привлекательная черта – он способен впитать лишнюю влагу, и изделие отвердевает и просыхает.

Литье

В литье тоже используют формы, но уже иные. Разведенный материал разливают по ним, заготовки хорошенько высушивают, достают и принимаются за роспись. Прочность же поделка приобретет лишь после обжига: глиняную посуду своими руками невозможно получить без температурного воздействия.

Материалы и инструменты

Начинайте с простых и недорогих, по мере развития увлечения требования к ним повысятся.

Инструменты

Конечно, основной инструмент – руки керамиста, но при всей поэтичности сказанного, без вполне прозаичного инструментария тоже не обойтись.

В работе нужны:

  • гончарный круг,
  • струна,
  • иглы или шило,
  • гончарные гребешки и стеки.

Последних – огромное количество вариаций, не «обрастайте» ими, пока не почувствуете уверенность в руках и готовность заниматься керамикой дальше.

Где и какую глину взять

Проще купить материал в специализированном магазине, а можно и сделать ее самому. Но ходить в поисках сырья по склонам оврагов и карьерам – занятие не для каждого, потому вариант с магазином предпочтительнее. Приобретайте гончарные глины – пластичные, разных цветов, которые подойдут и для ручной лепки, и для работы на круге. В этой глине достаточно примесей, за счет примесей она обретает характерные цвета и пластичность.

Как подготовить к работе

Сухая глина растворяется чистой водой в чистой же таре: проще делать это в эмалированном тазу. Если помимо порошка у вас есть ссохшиеся комки глины, их можно размочить и снова использовать. Глина заливается большим количеством воды, перемешивается, настаивается. После этого состав нужно перемять, и он готов к работе.

Инородные тела удаляются из материала путем промятия. Промятая глина несколько раз мнется и перебивается: так можно избежать пустот и незамеченных инородных тел. Рабочее тесто из глины – эластичное и однородное.

Технология работы с глиной вручную

Первоначально глину нужно размять – на кусок материала нужно надавливать руками и пальцами. Затем керамист учится правильно отщипывать: сначала кусочек прищипывают, потом отрывают. Чтобы глина стала плоской, нужно научиться ее сплющивать пальцами, большие куски – прижимают ладонью к поверхности.

Скатывание глины позволяет формировать шарики, раскатывание создает жгутики, разрезание – это деление куска стеком, заострение – оттягивание пальцем куска для придания ему остроты. При изготовлении глиняного изделия мастер работает двумя руками, он обязательно использует инструменты (убрать лишнее, сделать мелкую деталь, присоединить, загладить и т.д.). В процессе лепки изделие постоянно осматривается на предмет пропорций и симметрии.

Как слепить тарелку из глины своими руками, пошаговая инструкция

А теперь пошагово о том, как же делают глиняную посуду.

Чтобы самостоятельно вылепить тарелку, вам нужны: замешанная глина, скалка, чашка с водой, деревянная лопатка, лист бумаги и ровная поверхность. Вымесите глину до состояния неприлипания к рукам: она должна быть эластичной и податливой.

Тарелка делается так:

1. Скатайте шар, диаметр которого – 8 см. По его центру сделайте углубление.

2. Аккуратно надавливайте на углубление пальцами: шар поворачивается по часовой стрелке. Каждое движение растягивает и увеличивает шар. Заготовку положите на лист бумаге: так ее удобно вращать. У вас получится нечто вроде пиалы, которой можно придать желаемую форму.

3. Деревянной лопаткой сформируйте ровные края (если лопатки нет, просто смочите пальцы водой). Лист вращайте по кругу, а приложенная перпендикулярно лопатка или пальцы будут работать на выравнивание.

4. Смочите пальцы водой и сглаживайте изделие внутри.

Тарелка слеплена! Первая проба может быть далека от идеала, но только с опытом тарелки будут все ровнее и все приятнее глазу.

Как слепить кружку из глины своими руками поэтапно

Материалы: глина, кисть, вода, шпатель.

1. Двумя руками сформируйте из готовой глины шар с апельсин размером.

2. Центр шара вдавите большим пальцем, зажмите его, вращайте материал вокруг пальца другой рукой.

3. Начинайте вылепливать чашку со дна вверх.

4. Шпатель разгладит края и внутреннюю часть изделия.

5. Чашку нужно вращать, чтобы загладить ее нижнюю часть (удобно делать это на прочной подставке для торта). Разглаживание делается влажными руками.

В следующем видео показано как поэтапно сделать кружку из глины своими руками:

Сушка и обжиг изделия

Сушка нужна для удаления физической влаги. Сушить изделие следует сутки, не меньше. Далее будущая посуда или украшение обжигаются в печи. И здесь несколько вариантов – русская печь, специальная муфельная печь и даже костер. Но последний способ опасен, ведь обжиг длится 8 часов, и все эти часы за костром придется следить.

Обычно новички начинают с духового шкафа, но сразу стоит сказать – коммунальные платежи вырастут. У мастеров же муфельные печи работают сутками, и эти траты керамист закладывает в цену изделия.

Декорирование изделия

Декорировать – значит украсить, цветом или рельефом, глазурью или росписью.

Вариантов декорирования очень много:

  • рельеф;
  • роспись;
  • глазурирование;
  • инкрустация;
  • тиснение;
  • печать;
  • резерваж;
  • ажур;
  • шелкография и т.д.

Керамические краски на изделие могут наносить ручной живописью. Рисунок может быть нанесен контуром для декорирования, а можно работать экспромтом, что сложнее, конечно.

Особенности и применение глиняной посуды

Глиняную посуду используют для приготовления пищи в духовке (газовой или электрической), в русской печи. Отдельные экземпляры применимы и для микроволновок, но рисковать не стоит. Резких температурных скачков керамика боится: если вы поставите холодный горшок в горячий духовой шкаф, он может быстро треснуть.

Контакт глиняной посуды с открытым огнем также нежелателен – пойдут трещины по изделию. Только русскую глиняную сковороду латку и грузинскую кеци можно смело использовать как посуду для жарки. А точнее, смело, но умело – они ставятся на малый огонь, который постепенно увеличивается.

В глиняной посуде можно заваривать чай, но сначала ее нужно хорошенько обдавать горячей водой изнутри. В изделиях из красной глины заваривается самый вкусный зеленый чай, если верить китайцам. Помните, что пористая структура глины отлично впитывает запахи, жиры и вкусы. Потому в одном горшочке делайте жаркое, а в другом подавайте салаты. Не стоит применять одну и ту же посуду для полярных блюд.

Мыть глиняную посуду нужно в теплой, едва мыльной воде (вместо мыла можно брать соду). А вот моющую химию лучше не использовать: не стоит рисковать и оставлять химсостав в пористой структуре глины. После мытья посуда тщательно вытирается и просушивается на воздухе без накрытия крышкой.

Посуда из керамики, своими руками изготовленная, будет любимой утварью на вашей кухне. Она хранит тепло ваших рук, в ней заложены старания автора, многочасовая работа. Наконец, это всегда эксклюзивный вариант, не имеющий копии предмет. Красиво декорированная керамическая посуда совершенно иначе смотрится на столе, и даже привычные блюда в ней выглядят аппетитнее, ярче, изысканнее.

Керамика как искусство не смотрит на возраст, образование и художественные навыки. Попробовать может каждый!

МК Пиала из глины лепим руками!

Многие, кто не связан с керамикой, часто удивляются, что керамическая посуда бывает лепной в ручную, то есть слеплена руками без использования гончарного круга. И сегодня я хочу показать-Как это делается. Оговорюсь сразу, керамистам этот МК будет не интересен, т.к. все это им уже известно, ничего нового я не открыла.

Хочется дома иметь любимую пиалу, кружку или тарелочку под орехи, а оттого, что она сделана своими руками все, что Вы в нее положите и нальете, станет во много раз вкуснее и полезнее.. Почему бы не слепить ее своими руками? Техник существует немало, я хочу предложить попробовать лепку так называемыми жгутами. Ну что ж-приступим, и пусть Вас не пугает слово шликер-это просто та же глина, из которой мы будем лепить, только разведенная с водой до состояния жидкой сметанки. Нам понадобится глина (сейчас можно купить уже готовую к лепке глину, а можно накопать саим и соответственно подготовив браться за дело- как ее готовят, рассказывать не буду, есть отдельные МК по этому поводу). Глину сразу оберните обычной влажной Х/Б тряпочкой, что б в процессе работы она не засохла. Начнем работу с дна. Определитесь с размером будущей пиалы-чем она больше, тем больше надо делать дно. Берем необходимое количество глины и скатываем ее в шарик.

Разминаем наш шарик пальцами в лепешечку.

Не пугайтесь, если по краям появятся трещенки. Теперь нам понадобится, то на чем будем лепить пиалу. Это может быть керамическая плитка без рисунка, или пластиковая досочка, или обычный испорченый диск. Вобщем все, что имеет гладкую и ровную поверхность. Нашли? Тогда продолжим: нашу лепешечку раскладываем на этой ровной поверхности и начинаем разглаживать ее пальцами, окуная при необходимости их в шликер, для того, чтоб дно не пересохло и для того, чтоб загладить все трещенки, выровнять поверхность.

Не далайте дно слишком тонким-иначе при сушке или при обжиге оно может треснуть. И пока откладываем его в сторону.

Далее делаем то, из чего у нас будут стенки — катаем жгут (ну или колбаску). Колбаска должна быть везде одинаковой по толщине. Следите за тем, что б глина не пересыхала (это когда появляются трещенки), если это происходит, смочите шликером и загладьте пальцами трещены.

Колбаса готова, теперь можно вспомнить и о донышке! Начинаем наращивать стенки. Смазываем с помощью кисти наше дно по краю шликером (напоминаю-это вода с глиной до состояния сметанки) и начинаем прилеплять колбаску вокруг дна. Первый виток есть?

Снова смазываем кистью в шликере, только теперь уже первый прилепленный виток колбаски и накладываем следующий виток, прижимая его пальцами. Прилеплевая, не бойтесь делать это по-сильнее, настолько, чтобы между кольцами не было просветов.

Действуем так кольцо за кольцом, пока не кончится колбаса. Колбаса кончилась! Берем в руки стеку (у ребенка из пластилана можно на время стащить) и начинаем сглаживать наши стенки и внутри и снаружи. Если нет стеки-можно обойтись и пальцами.

У дна обязательно пройтись хорошенько и снаружи и внутри. Это вид псле работы стекой.

А теперь в ход пойдут только наши пальцы: смачиваем их в чудо-шликере, который нам поможет сглаживать-ведь надо затереть и заровнять все шовчики и трещенки, что б пиала была пиалой, а не дыврявым черепком. И гладим, водим пальцами (конечно с добрыми и радостными мыслями), выравнивая неровности, а также толщину стенок.

Где-то край может получиться не ровным или Вы просто хотите пиалу поглубже, тогда.. Снова катаем колбасу и вновь смазываем шликером и поднимаем стенку до нужной Вам высоты.

Затем снова сравниваем стекой или пальцами и приводим уже пиалу так сказать в парадный вид. Не устали? Если требуется прерваться на чай, кофе, сказку ребенку почитать, ничего страшного-просто одеваете обычный пакет на пиалу вместе с диском, заворачиваете хорошенько и глина не будет сохнуть.

Итак, передохнули. У нас почти все готово, формируем края пиалы, и снова в ход идут пальцы. Можно выровнять идеально ровные края, а мне нравятся такие, слегка волнистые и загнутые внутрь. Не делайте только очень тонкие края, а то пиала не будет долговечной.

Принимаемся за декорирование нашей пиалы. Ну это уже насколько у Вас хватит фантазии! Я люблю листики, поэтому декорировать буду листиками. Можно взять и живые, пока они еще есть, так даже интереснее. А у меня есть (тоже сделала недавно сама) вот такой резиновый, захотелось попробовать.

Ну тут все совсем просто: кладем листик (живой или мертвый резиновый) в то место, где нам хочется и аккуратно пальцами (как же хорошо, что этот инчтрумент всегда с нами), вдавливаем по всей поверхности листика, чтоб отпечаток был ровный.

И что там у нас вышло..Ой! Это же листик!

Какой-то он у меня не живой-беру зубочистку или любой другой похожий на нее предмет и «дорисовываю» края листика.

Ну вот теперь полноправный листик.

Перехожу к внешней стороне, также накладывая листики.

Ну, вот собственно, и то чего мы так желали: работа закончена.

Если Вы лепили на диске, вспоминаем. что там есть отверстие. И чтоб дно было ровным, когда высохнет, снимаем с диска. Стоп! Только не пытайтесь оторвать! Снимаем следующим образом: нужно взять либо очень тонкую проволочку длиной около 30 см или простую армированную нитку. Накладываем нитку или проволоку у самого основания на нашу пиалу и аккуратно, сводя концы срезаем с диска пиалу. Если на дне какие-то неровности-пальцами все загладить.

Остается высушить изделие и обжечь. Сушить лучше ставить в такое место, где пиалу никто не будет беспокоить, что б нигде не замялась, ну и что б сохла (только не батарея!) При комнатной температуре будет в самый раз. Только пакет снова придется надеть, но уже не заматывать наглухо, а просто слегка прикрыть, что б был свободный доступ воздуха. Насчет обжига немного сложнее.. С радостью бы предложила всем Вам обжечь у меня, но это не возможно, т.к. все мы с Вами из разных городов Поэтому, можно поискать в своем городе керамические мастерские и напроситься обжечь.

Спасибо всем за внимание! Особенно тех, кто нашел прочитать мой МК до конца. Теплых и уютных вещей Вам в доме, сделанных своими руками.

1 Керамические материалы и изделия. 2 Основные виды керамических материалов и изделий Стеновые керамические материалы и изделия; Керамические облицовочные. — презентация

1 1 Керамические материалы и изделия

2 2 Основные виды керамических материалов и изделий Стеновые керамические материалы и изделия; Керамические облицовочные материалы и изделия; Керамические материалы и изделия специального назначения; Керамические пористые заполнители.

3 3 Стеновые керамические материалы и изделия Кирпич и камень керамический (ГОСТ «Кирпич и камни керамические»)

4 4 Кирпич керамический полнотелый размером 250 х 120 х 65 мм Кирпич керамический утолщенный размером 250 х 120 х 88 мм Камень керамический размером 250 х 120 х 138 мм

5 5 По прочности изделия изготовляют марок: 75,100,125,150,175,200,250,300. По прочности изделия изготовляют марок: 75,100,125,150,175,200,250,300. По морозастойкости на марки: F15, 25, 35 и 50. По морозастойкости на марки: F15, 25, 35 и 50. Водопоглощение для полнотелого кирпича должно быть не менее 8%, для пустотелых изделий не менее 6%, Водопоглощение для полнотелого кирпича должно быть не менее 8%, для пустотелых изделий не менее 6%, Масса кирпича высушенного до постоянной массы не должна превышать 4,3 кг, а камней – 16 кг. Масса кирпича высушенного до постоянной массы не должна превышать 4,3 кг, а камней – 16 кг. Допускается по согласованию предприятия изготовителя с потребителем, отраженном в договоре на поставку, изготовление укрупненных камней массой более 16 кг. Допускается по согласованию предприятия изготовителя с потребителем, отраженном в договоре на поставку, изготовление укрупненных камней массой более 16 кг. Плотность кирпича в сухом состоянии колеблется в пределах 1600…1900 кг/м 3, а теплопроводность 0,71 … 0,82 Вт/(м·ºС). Плотность кирпича в сухом состоянии колеблется в пределах 1600…1900 кг/м 3, а теплопроводность 0,71 … 0,82 Вт/(м·ºС). Кирпич К-О 100/15ГОСТ Кирпич К-О 100/15ГОСТ

6 6 Керамические облицовочные материалы (ГОСТ «Кирпич и камни керамические лицевые») керамические облицовочные материалы для наружной облицовки конструкций зданий и сооружений керамические облицовочные материалы для наружной облицовки конструкций зданий и сооружений керамические изделия для внутренней облицовки стен и плитки для полов керамические изделия для внутренней облицовки стен и плитки для полов

7 7 Керамические облицовочные материалы для наружной облицовки конструкций зданий и сооружений Материалы для наружной облицовки зданий и сооружений включают в себя: лицевой кирпич, лицевой кирпич, крупноразмерные облицовочные плиты, крупноразмерные облицовочные плиты, архитектурные детали (терракоту). архитектурные детали (терракоту).

8 8 Лицевой кирпич Марки по прочности у лицевого кирпича такие же, как и у обычного; Марки по прочности у лицевого кирпича такие же, как и у обычного; Морозостойкость должна быть не ниже F25. Морозостойкость должна быть не ниже F25. Декорируют лицевой кирпич ангобированием и двухслойным формованием. Эти методы позволяют экономить дефицитные бело- жгущиеся глины и пигменты. Декорируют лицевой кирпич ангобированием и двухслойным формованием. Эти методы позволяют экономить дефицитные бело- жгущиеся глины и пигменты. Особенно декоративен глазурованный кирпич. Глазурь позволяет получать любые цветовые оттенки и сохранять их яркость в течение длительного времени; она почти не загрязняется. Особенно декоративен глазурованный кирпич. Глазурь позволяет получать любые цветовые оттенки и сохранять их яркость в течение длительного времени; она почти не загрязняется. Долговечность такой отделки десятки и сотни лет. Долговечность такой отделки десятки и сотни лет.

9 9

10 10 Крупноразмерные облицовочные плиты Керамические плиты и плитки: Коврово-мозаичные плитки и Плитки керамические фасадные. ГОСТ : Плитки керамические фасадные и ковры из них. Технические условия

11 11 Крупноразмерные керамические плиты Размеры от 500 х 500 мм до 600 х 1200 мм, толщина до 10 мм, имеют плотный, полностью спекшийся черепок с очень низким водопоглощением (менее 1 %). Размеры от 500 х 500 мм до 600 х 1200 мм, толщина до 10 мм, имеют плотный, полностью спекшийся черепок с очень низким водопоглощением (менее 1 %). Обжиг плит производится при температуре до 1300 °С. Полученные таким образом плиты напоминают каменный материал и характеризуются высокой мороза- и износостойкостью. Обжиг плит производится при температуре до 1300 °С. Полученные таким образом плиты напоминают каменный материал и характеризуются высокой мороза- и износостойкостью. Плиты могут иметь матовую и полированную поверхность различных цветов, часто со структурой, напоминающей гранит. По этой причине и за высокие физико-механические свойства такие плиты получили название керамогранит. Плиты могут иметь матовую и полированную поверхность различных цветов, часто со структурой, напоминающей гранит. По этой причине и за высокие физико-механические свойства такие плиты получили название керамогранит.

12 12 При производстве фасадных панелей используется клинкерная плитка. Изготовляют из тугоплавких глин обжигом до полного спекания, имеет низкое При производстве фасадных панелей используется клинкерная плитка. Изготовляют из тугоплавких глин обжигом до полного спекания, имеет низкое водопоглощение (2…6 %), водопоглощение (2…6 %), высокую прочность при сжатии ( МПа) и морозастойкость не менее F100. высокую прочность при сжатии ( МПа) и морозастойкость не менее F100. Основу панели составляет жесткий пенополиуретан и керамическая плитка (клинкер) Основу панели составляет жесткий пенополиуретан и керамическая плитка (клинкер) Пенополиуретан заливается в матрицу, в которой находится клинкерная плитка. Дальше происходит затвердевание пенополиуретана. Пенополиуретан заливается в матрицу, в которой находится клинкерная плитка. Дальше происходит затвердевание пенополиуретана.

13 13 Терракота Терракота (от лат. terra cotta жженая земля) крупноразмерные облицовочные изделия в виде плит, частей колонн, наличников и других архитектурных деталей. Терракота (от лат. terra cotta жженая земля) крупноразмерные облицовочные изделия в виде плит, частей колонн, наличников и других архитектурных деталей. Терракота очень долговечный и декоративный облицовочный материал, незначительно уступающий природному камню по свойствам, но значительно менее трудоемкий в производстве. Терракота очень долговечный и декоративный облицовочный материал, незначительно уступающий природному камню по свойствам, но значительно менее трудоемкий в производстве. Марка по прочности не ниже 100, морозастойкость не менее F50. Марка по прочности не ниже 100, морозастойкость не менее F50.

14 14 Плитки и фасонные элементы для внутренней облицовки Плитки и фасонные элементы для внутренней облицовки Плитки для полов Плитки для полов Материалы для внутренней облицовки

15 15 Плитку для внутренней облицовки выпускают разнообразных типоразмеров. Кроме плиток, выпускают фасонные элементы: фризы, уголки, бордюры и т. п. Плитки для полов должны обладать высокой износостойкостью и минимальным водопоглощением. Такие плитки почти не имеют пор и практически водонепроницаемы. В соответствии со стандартом их водопоглощение не должно быть выше 4 % (как правило, оно не более %). Размеры плиток: от самых мелких (23 х 23 мм) мозаичных до плиток среднего размера (300 х 300 мм). Для полов общественных зданий, торговых центров, выставочных залов и т. п. используют крупноразмерные (до 600 х 600 мм) плиты из керамогранита.

16 16 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ КЕРАМИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ Санитарно-техническая керамика Кровельные керамические материалы Канализационные и дренажные трубы Керамические пористые заполнители

17 17 Санитарно-техническая керамика Санитарно-технические изделия раковины, унитазы, биде, смывные бачки и т. д. изготовляют в основном из беложгущихся фаянсовых или полуфарфоровых масс. Формуют изделия методом литья в гипсовые формы. После извлечения из форм изделия сушат, глазуруют и обжигают. Санитарно-технические изделия должны иметь правильную форму, ровную, гладкую и чистую поверхность, равномерно покрытую глазурью. Их применяют для оборудования кухонь, санитарных узлов и специальных помещений (лабораторий, парикмахерских и др.).

18 18 Кровельные керамические материалы Черепица как кровельный материал прочна, долговечна и огнестойка. Кровля из нее не требует частых ремонтов. Черепица как кровельный материал прочна, долговечна и огнестойка. Кровля из нее не требует частых ремонтов. Недостатки черепичной кровли большая масса, необходимость устройства значительных уклонов для стока воды, а также большая трудоемкость возведения. Черепицу применяют в малоэтажном сельском строительстве. Недостатки черепичной кровли большая масса, необходимость устройства значительных уклонов для стока воды, а также большая трудоемкость возведения. Черепицу применяют в малоэтажном сельском строительстве.

19 19

20 20 Канализационные и дренажные трубы Канализационные трубы изготовляют из огнеупорных или тугоплавких глин. Формуют трубы вместе с раструбом на трубных прессах. После сушки на внутреннюю и наружную поверхности труб наносят глазурь и обжигают. Наличие тонкого слоя глазури предопределяет водонепроницаемость и высокую стойкость труб к воздействию кислот и щелочей. Канализационные трубы выпускают внутренним диаметром и длиной мм. Высокая химическая стойкость керамических труб позволяет широко применять их для отвода промышленных вод, содержащих щелочи и кислоты. Канализационные трубы изготовляют из огнеупорных или тугоплавких глин. Формуют трубы вместе с раструбом на трубных прессах. После сушки на внутреннюю и наружную поверхности труб наносят глазурь и обжигают. Наличие тонкого слоя глазури предопределяет водонепроницаемость и высокую стойкость труб к воздействию кислот и щелочей. Канализационные трубы выпускают внутренним диаметром и длиной мм. Высокая химическая стойкость керамических труб позволяет широко применять их для отвода промышленных вод, содержащих щелочи и кислоты. Дренажные трубы изготовляют из высокопластичных глин гладкие неглазурованные изделия, фильтрующие через свою толщу, и глазурованную с раструбами и перфорацией. Они предназначены для отвода дождевых и грунтовых вод от фундаментов; осушения территорий с избыточным влагосодержанием; орошения засушливых территорий. мелиоративных работ Дренажные трубы изготовляют из высокопластичных глин гладкие неглазурованные изделия, фильтрующие через свою толщу, и глазурованную с раструбами и перфорацией. Они предназначены для отвода дождевых и грунтовых вод от фундаментов; осушения территорий с избыточным влагосодержанием; орошения засушливых территорий. мелиоративных работ

21 21 Керамические пористые заполнители Основными видами керамических искусственных пористых заполнителей для легких бетонов являются керамзит и аглопорит

22 22 Керамзит легкий пористый материал ячеистого строения в виде гравия, реже в виде щебня, получаемый при обжиге легкоплавких глинистых пород, способных вспучиваться при быстром нагревании до °С. Вспучивающими агентами являются газы, которые выделяются при разложении различных веществ, содержащихся в исходном сырье. Вспучиваемость глинистого сырья можно повысить добавлением в сырьевую шихту тонкомолотого угля, опилок, рыхлой железной руды, пиритовых огарков и др. Керамзит легкий пористый материал ячеистого строения в виде гравия, реже в виде щебня, получаемый при обжиге легкоплавких глинистых пород, способных вспучиваться при быстром нагревании до °С. Вспучивающими агентами являются газы, которые выделяются при разложении различных веществ, содержащихся в исходном сырье. Вспучиваемость глинистого сырья можно повысить добавлением в сырьевую шихту тонкомолотого угля, опилок, рыхлой железной руды, пиритовых огарков и др. Аглопорит представляет собой пористый кусковой материал, получаемый спеканием – способность глин уплотняться при обжиге и образовывать камнеподобный черепок называется спеканием (агломерацией) гранул из смеси глинистого сырья с углем. Аглопорит представляет собой пористый кусковой материал, получаемый спеканием – способность глин уплотняться при обжиге и образовывать камнеподобный черепок называется спеканием (агломерацией) гранул из смеси глинистого сырья с углем.

«КЕРАМИКА. История, виды. технология» презентация к уроку по теме

Слайд 1

КЕРАМИКА ИСТОРИЯ, ВИДЫ, ТЕХНОЛОГИЯ Исполнитель: Каркавина Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования

Слайд 2

Глина — один из древних материалов, который используется для изготовления глиняной посуды и художественных изделий.

Слайд 3

Керамика — изделия из глины с минеральными добавками или без них, которые получены путем формования и обжига. Для улучшения эстетических свойств керамику можно покрывать глазурью.

Слайд 4

Насколько разнообразна керамика, трудно себе даже представить. По назначению обычно керамику подразделяют на строительную, бытовую и техническую.

Слайд 5

Строительная керамика: кирпич, черепица, трубы, облицовочные плитки разных видов для наружной и внутренней отделки стен зданий, плитки и плиты для полов, санитарно-технические изделия (раковины, ванны, унитазы, бачки к ним и т.п.)

Слайд 6

Бытовая керамика: посуда, художественные изделия.

Слайд 7

Техническая керамика: самые разнообразные изделия для машиностроения, ракетостроения, радиоэлектроники, электротехники и других отраслей промышленности.

Слайд 8

Изготовление глиняной посуды

Слайд 9

Изготовление керамики состоит из шести этапов: подготовка глины, приготовление глиняной массы, формование изделия, обжиг, глазурование и декорирование.

Слайд 10

Подготовка глины Положив в ящик нужное количество глины в кусках, заливают ее водой примерно так, чтобы вода покрыла глину, и дают стоять, пока вода не всосется. Затем дают глине стоять с открытой крышкой, пока излишек воды не испарится.

Слайд 11

Приготовление глиняной массы Для этого сырой ком тщательно разминается, также, как разминают крутое тесто. При этом необходимо периодически стучать по нему кулаком. Это делается, чтобы глина стала однородной по всему объему, из неё удалился весь лишний воздух, что гарантирует качество получаемого изделия.

Слайд 12

Формование изделия Изготовить глиняную посуду можно несколькими способами: из раскатанных плоских кусков и из жгутов; на гончарном круге; путем отливания в гипсовой форме

Слайд 13

Формование из кусков и жгутов

Слайд 14

Лепка на гончарном круге

Слайд 15

Отливка изделий в гипсовой форме

Слайд 16

Обжиг Обжиг глиняных изделий производят в специальных печах

Слайд 17

Глазурование Глазурь – это кремнезёмное стекло, создающее на глине гладкую прозрачную поверхность, когда расплавляется при высокой температуре.

Слайд 18

Декорирование

Слайд 19

Глина – природный, удивительный материал позволяющий создавать неповторимые по своей красоте изделия. ТВОРИТЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!

Слайд 20

Презентация «Посуда из глины. Керамика»

Екатерина Дробикова
Презентация «Посуда из глины. Керамика»

Слайд 2. Для чего нужна посуда? Из чего можно сделать посуду? (Бумажная, деревянная, стеклянная, металлическая, пластиковая, фарфоровая, керамическая.) Как вы думаете, из чего была первая посуда? (из глины)

Слайд 3. Откуда же берется глина?

Глина – природный материал и у нее есть некоторые секреты. Она – мягкая, податливая и пластичная, поэтому из нее легко лепить. Глина добывается из земли обычно в местах, где когда-то проходили реки или в карьерах. Она является продуктом земной коры, это остатки гор, образуется в результате их разрушения и в процессе выветривания. Бывает сухой и мокрой, разного цвета, а также с разными свойствами.

Слайд 4.Служит для различных целей: для изготовления посуды и строительных материалов, в медицине

Слайд 5. Как же люди научились изготавливать посуду из глины?

Давным-давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто — то взял в руки глину и заметил, что она мягкая и податливая. Что хочешь делай из неё. И человек вылепил горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались и легко ломались.

Слайд 6. Прошло ещё время, и люди сделали приспособление для изготовления посуды из глины, а затем научились обжигать ее на огне.

Слайд 7. Прошло еще время и люди научились украшать посуду. В такой посуде хранили разные продукты и даже воду, потому что она была крепкой, легкой и не размокала от воды

Слайд 8. Людей, занимавшихся изготовлением посуды из глины стали называть – гончарами. а гончарное искусство – керамикой.

Слайд 9. Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кружки, кувшины с длинным узким горлышком для воды и широкие массивные сосуды с крепкими ручками для других продуктов.

Слайд 10. Как же придают форму посуде? Давайте рассмотрим схему. Берут кусок глины и помещают в центр гончарного круга. Затем круг начинает вращаться и с помощью рук и различных инструментов, гончар придает разную форму, высоту, рисунок будущему изделию.

Слайд 11. Для изготовления сложных изделий, которые невозможно вылепить на гончарном круге, глину разливают в специальные формы. Через некоторое время, когда глина в форме станет плотной, формы открывают и достают оттуда готовое изделие.

Слайд 12. После этого гончары правят, равняют изделие, устраняя все неровности и недостатки.

Слайд 13. Затем все изделия оставляют на просушивание. После просушивания глина становится твердой. Но даже хорошо просушенные изделия из глины пропускают воду, глина размокает от воды. Такую посуду невозможно использовать. Чтобы керамические изделия стали еще прочней и не пропускали воду, их обжигают в специальных печах при очень высокой температуре.

Слайд 14. Обожженные изделия меняют цвет, становятся прочней и не пропускают воду. Чтобы керамические изделия стали красивыми художники расписывают их узорами. Для придания изделиям блеска и еще большей прочности и водонепроницаемости их покрывают специальной глазурью. Расписанные художниками изделия тоже ждут обжига.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *