Как должен разговаривать ребенок в 5 лет

Начиная от самого рождения, ребенок постоянно развивается и растет.

Для каждого возраста есть определенные нормы.

Они хоть и условны, но за соответствием развития малыша своему возрасту следят педиатры, логопеды, психологи, дефектологи и другие специалисты.

Какого уровня должен достичь ребенок в 5 лет?

Особенности 5-го года жизни

К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.

СПРАВКА! И девочки, и мальчики в 5 лет обладают, по большей мере, наглядно-образным мышлением.

Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.

Мальчик

В 5-летнем возрасте мальчики готовы принимать ответственность за свои дела и поступки.

Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.

Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.

Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.

В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.

Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.

Девочка

Девочки слегка отличаются от мальчиков 5-летнего возраста.

Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.

Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.

В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.

Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.

Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.

Что должны уметь делать?

В 5 лет ребенок должен самостоятельно:

  • умываться и чистить зубы, зная, что это нужно делать утром и вечером;
  • сам снимать обувь и верхнюю одежду после прогулки;
  • мыть руки после прогулки и перед едой и вытирать их полотенцем;
  • уметь пользоваться столовыми предметами (в том числе, ножом);
  • самостоятельно принимать ванну.

При этом ребенок может сам натирать себя намыленной мочалкой и смывать пену, но оставлять его в ванной без присмотра нельзя.

Что должны знать?

В этом возрасте ребенка можно начинать готовить к школе. Знания, которые должны быть доступны ребенку 5 лет:

  • Цифры от 1 до 10, а также умение их определить на изображении и посчитать количество предметов до 10;
  • Операции сложения и вычитания на 1-2 единицы;
  • Название и изображение простых геометрических фигур, рисование их;
  • Многие буквы, умение их писать и указывать названную букву среди других;
  • Чтение по слогам (часто, но не всегда);
  • Решение простых логических задач и загадок;
  • Собрание простых кубиков, конструктора и паззлов;
  • Умение решать задачи по принципу «исключи лишнее» и объяснение выбора.

Физические показатели

У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:

  1. Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
  2. Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
  3. Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
  4. Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
  5. Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
  6. Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
  7. Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.

Нормы роста и веса

Калькулятор роста и веса ребенка Выберите пол и возраст ребенка, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)МальчикДевочка Выберите возраст Рассчитать Вес Низкий кг Средний кг Высокий кг Рост Низкий см Средний см Высокий см

Тест

Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:

  • Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
  • Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
  • Картинку с 3 кругами разных цветов;
  • Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).

Задачи:

  1. Спросить, какое сейчас время года.
  2. Спросить «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручень?». Можно придумать свой простой вопрос с причинно-следственной связью.
  3. Попросить назвать в комнате предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
  4. Разложить перед ребенком картинки разных времен суток и попросить назвать их.
  5. Попросить на картинке с 10 и более предметами посчитать их.
  6. Попросить на картинке с 3 кругами назвать их цвет.
  7. Попросить рассказать, для чего нужен каждый из 3-х предметов с последней картинки.

Каждый правильный ответ отмечается знаком «+».

Если есть один «—», рекомендуется провести тест для детей 4-х лет. При наличии одного или больше минусов, ребенка следует показать детскому психологу.

Задания и занятия

  1. Приготовить заранее черно-белые карточки с изображением двух групп предметов (например, овощи и фрукты, животные и птицы, посуда и мебель). Попросить раскрасить одну группу в один цвет, другую — в другой.
  2. Распечатать готовые карточки задания «найди лишнее». Попросить ребенка назвать каждый предмет, исключить лишний и объяснить свой выбор.

Психология

Психологи называют 5-летний возраст одним из самых простых в воспитании и развитии: основные кризисы остались в прошлом или ждут в будущем.

В 5 лет ребенок уже формирует собственное мнение, но все еще способен идти на компромисс.

С ним легко договориться, если спокойно объяснить ему, почему нужно сделать так, а не иначе.

СПРАВКА! В 5-летнем возрасте дети остро реагируют на критику.

Ребенок 5-летнего возраста очень любознателен, задает много вопросов, хочет все узнать и каждое открытие воспринимает с большой радостью.

В общении дети уже выделяют тех, кто нравится и кто не очень. Они способны сами определять свой круг общения, отказываться от дружбы с неприятными ему ровесниками и взрослыми.

Один большой минус — неумение по-взрослому проявлять свои эмоции и мысли. Дети склонны грубить, агрессировать, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человек. Задача родителей — обучить его этому.

Особенности речи

Ребенок в 5 лет способен четко формулировать свои мысли при помощи слов. Он умеет оперировать всеми частями речи, выстраивать предложения и произносить их без запинки.

  • Ребенок умеет четко произносить все звуки (исключением может быть звук «р»);
  • использует в речи слова всех частей речи, включая разные склонения, времена, наклонения глаголов, множественное и единственное число, превосходную и сравнительную степени прилагательных и т.д.;
  • умеет придавать предложению интонацию и определять таковую у собеседника;
  • может с выражением прочитать стихотворение;
  • знает и без проблем называет фамилию, имя и отчество родителей, учителя и свои;
  • знает свой точный адрес проживания (в том числе, регион, город);
  • знает и не путает значения слов «вчера», «сегодня», «завтра», знает названия продуктов питания и блюд, а если ошибается, сам себя поправляет.

Мелкая моторика

К данному этапу развития мелкая моторика ребенка должна быть хорошо развита. Так, ребенок должен уметь:

  1. Правильно держать карандаш (ручку, кисточку) и пользоваться ими с нужной силой нажатия;
  2. Раскрашивать картинку, не выходя за пределы предмета;
  3. Рисовать по образцу фигуры по клеточкам;
  4. Лепить мелкие детали из пластилина;
  5. Завязывать и развязывать шнурки.

Игры

У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.

  1. Игра на внимание «Хлопок и топот». Родитель предлагает ребенку совершать определенное действие в момент произнесение какого-либо слова. Например, хлопать, если услышит название фрукта. Ведущий (взрослый) при этом может произносить любые слова: дом, лестница, небо, яблоко, огурец, компьютер и т.д.
  2. Игра на развитие мелкой моторики и математических способностей «Собери горох». На пол нужно поставить большой сосуд (чашку, вазу, кастрюлю), а ребенку вручить несколько горошин (фасоль, пуговицы и другие мелкие предметы тоже подойдут). Их должно быть ровно столько, до скольки ребенок умеет считать, но не меньше 10. Ребенок встает рядом с сосудом, вытягивает руку и, называя порядковый номер горошины, бросает ее в сосуд. По окончании игры нужно подсчитать, сколько горошин оказалось внутри, а сколько упало мимо.

Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.

Речевые нормы детей 4–5 лет

Виктория Демидова
Речевые нормы детей 4–5 лет

Особенности речи четырёхлетних детей

Уровень развития речи в этот возрастной период очень зависит от уровня семейного воспитания, от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении. Эта разница становится тем заметнее, чем ближе он подходит к рубежу пяти лет.

Если ещё и в детском саду ему повезло попасть к чуткому педагогу, понимающему важность речевого развития дошкольников, можно считать, что к началу школьного обучения он придёт с солидным багажом развитой и образной речи, а с чтением и письмом в первом классе у него не будет больших проблем.

В семьях, где отмахиваются от попыток малыша пообщаться или спросить о том, что его интересует, где в доме нет ни одной детской книги, а все обязанности, посвящённые развитию детей, мама и папа переложили на детский сад, нянь и своих родителей, красивая и правильная речь у ребёнка к началу школьного обучения встречается очень редко.

Словарный запас

От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова. Каждый родитель может при желании вспомнить не один пример таких словечек, придуманных их детьми в этом возрасте.

Всехний – общий, мелкоскоп – микроскоп, огнята – искорки огня, — эти примеры словотворчества приводит в своей книге «От двух до пяти» исследователь детской речи писатель К. И. Чуковский. Помимо активного образования новых слов, дети с удовольствием играют рифмой, придумывая собственные стихи. Эти стихи могут состоять из странных сочетаний звуков, не похожих ни на одно известное нам слово («А я придумал слово, смешное слово «плям»). Не стоит осуждать ребёнка за такое бессмысленное, с точки зрения взрослых, занятие. Маленькие поэты так тренируют речевой слух, учатся подбирать близкие по звучанию слова.

Нормальное речевое развитие детей 4–5 лет приводит к тому, что в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только синий и красный, он может быть розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.

В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые (я, мы, ты, вы). Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).

Грамматика детской речи

В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы оденем сапоги, потому что холодно. Мне купили конфеты, а брату печенье).

Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому,что в речи нередко встречаются ошибки:

• нарушается структура предложений;

• встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);

• неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).

Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.

Звукопроизношение

Ребёнок растёт, и вместе с остальными мышцами крепнут и становятся более координированными мышцы органов артикуляции, особенно губ и языка. Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Если в семье или в детском саду ранее проводилась работа по развитию речевого слуха, то теперь дети уже могут узнавать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук.

В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормойи могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:

• употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других (шуба – скола, жаба – зук, щёки – сётка);

• звуки л и р, хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками (йошадь – лошадь, мовоко – молоко, йюки – руки, Малина – Марина);

• неотчётливо произносит малознакомые слова.

Помощь логопеда требуется при явной шепелявости (межзубное и ) и грассированном произношении звука , когда вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок в глотке («французское произношение», «картавость»). Когда такое дефектное произношение закрепится, исправить его впоследствии будет очень сложно. На коррекцию грассирующего звука может потребоваться от года до полутора лет. Если есть сомнения в том, правильно ли ребёнок произносит этот звук, нужно попросить произнести его с открытым ртом. При дефектном звуке это сделать невозможно.

Норма речевого развития детей пятого года жизни

Состояние детской речи в возрасте от четырёх до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.

Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей:

• ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;

• кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;

• дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;

• большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция и ;

• он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;

• темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;

• при декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.

На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Малыши придают своим высказываниям интересный эмоциональный окрас, пользуются интонацией для выразительности своих сообщений. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.

Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.

Задержка развития речи

В редких случаях в этом возрасте могут встречаться дети, которые не только не умеют бегло говорить, но и не могут составить простое предложение из 2–3 слов. Неговорящие дети должны к этому возрасту вызвать у родителей обеспокоенность, так как задержка речевого развития у детей 4 лет требует немедленной коррекции и вмешательства специалистов.Возможными причинами такого отставания могут быть:

• проблемы в области неврологии;

• нарушения интеллекта, умственная отсталость;

• перенесённая родовая травма, патология беременности у матери малыша;

• проблемы с моторикой органов артикуляции («волчья пасть», расщелина мягкого нёба);

• социальная запущенность, отсутствие общения со взрослыми.

Не всегда вызывает беспокойство у родителей другой тип речевой задержки – неразборчивая речь ребёнка, особенно если со слов родителей «он всё понимает, только сказать не может». Для детейс неразборчивой речью характерны такие нарушения:

• неправильное произношение многосложных слов (игнусинный – игрушечный, тивилизиль – телевизор, в словах переставлены и пропущены слоги и звуки;

• не может ответить на вопрос взрослого распространённым предложением, его ответы односложны;

• он не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке;

• словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в быту;

• с трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но разные по значению;

•в его артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих, свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих.

Диагностика речевых нарушений

Чтобы проверить самостоятельно, как обстоят дела с речевыми нарушениями у неразборчиво говорящего малыша, можно провести несколько простых тестов. Для исследования словарного запаса ему предлагают назвать по картинкам животных, времена года, посуду, игрушки, мебель.

Детей просят назвать предметы, явления, качества предметов, выполнить поручение (нарисовать что-то, принести предмет или игрушку). Чтобы узнать, как они умеют изменять слова,предлагают такие задания:

• образовать множественное число (нос – носы, стул – стулья,

• предложить посчитать предметы, определяя, как он согласовывает существительные с числительными (одна книга, две книги и т. д.);

• сказать «ласково» (кукла – куколка, кровать – кроватка).

Чтобы определить уровень развития фразовой речи, детям предлагают закончить предложение,начатое взрослым: «Мальчик… играет в мяч». Для этого используются картинки с различными сюжетами. Наблюдая за детской речью в обычной жизни, нужно отметить для себя, какие части речи используются ребёнком, оценить его умение правильно строить фразу.

Для обследования слоговой структуры слова малышу предлагаются словесные задания без использования картинок: повторить слоги из разных согласных и гласных (ло-се-ку, пи-ка-чу, слоги из одинаковых согласных и разных гласных (да-ду-ды-до, из одинаковых гласных и разных согласных (ла-ма-ка-са). Чтобы понять, чувствует ли ребёнок ритмичность речи, ему простукивают ритм простого слова и просят повторить так же.

Профилактика задержки речевого развития

Для развития речи у детей 4-летнего возраста, родители должны поощрять стремление детей этого возраста поделиться своими впечатлениями, рассказать о том, что они видели и даже о том, что они сочинили. При любой занятости не стоит обрывать попытки малыша пообщаться. Если же ребёнок не стремится к общению, мало разговаривает, нужно всеми способами стимулировать его высказывания, попросив рассказать о том, что он нарисовал, слепил, что видел на прогулке, с кем играл в детском саду.

Произведения художественной литературы, особенно полюбившиеся, дети этого возраста могут слушать по нескольку раз. Чтение надо закончить беседой по содержанию произведения, оценить поступки героев. Так лучше запоминается смысл и содержание сказки, рассказа, стихотворения. На этом возрастном этапе нужно развивать понятия о пространстве и времени, активизировать в речи эти понятия (справа, слева, посередине, сзади, впереди).

Родители наблюдают вместе с ребёнком за явлениями и предметами, окружающими малыша, учат его описывать увиденное. Для тренировки мышц, отвечающих за правильную артикуляцию звуков,можно делать специальную гимнастику:

• поиграть с язычком в прятки,

• сделать его узким и широким,

• постучать по зубкам кончиком языка.

Детям, умеющим говорить чётко, но ленящимся это делать, стоит каждый раз напоминать о том, что нужно сказать слова чётко, и даже сделать вид, что их высказывания непонятны окружающим.

На видео ниже показаны развивающие упражнения для речевого развития:

Когда внимание родителей направлено на развитие речи для детей 4–5 лет, они могут в короткие сроки добиться появления правильных и распространённых высказываний, появления богатых интонаций, чёткой артикуляции. Невнятно говорящие дети должны быть обследованы логопедом, с ними следует проводить специальные занятия с участием логопеда, психолога, дефектолога. Как только у ребёнка наметилось отставание от сверстников в темпе освоения речи, следует немедленно обратиться к специалистам.

Детская психика пластична. При значительных усилиях родителей и квалифицированном сопровождении коррекции задержки речевого развития можно сделать очень много. В любой, даже самой тяжёлой ситуации, есть возможность хотя бы на полшага продвинуться вперёд. Важно понимать, что нерешённые проблемы с речью в дошкольном возрасте приведут к отставанию в освоении школьной программы ещё на этапе начальной школы.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4–5 лет

Анастасия Колтуненко
Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4–5 лет

Средний дошкольный возраст — очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка.

К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей, они все чаще и чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью.

Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут употреблять предложения, состоящие из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:

— словарный запас

Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки предмета — то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить словом. Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам года, названиям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать.

— грамматический строй речи

Уделите особое внимание ошибкам детей, так называемым «аграмматизмам» при образовании множественного числа (игра «Один-много»: это — дерево, а это — деревья; это -ухо, а это-уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра «Чего не стало?»: были деревья — не стало деревьев, были платья-не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.

— связная речь

Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки, предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.

— речевой слух

В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного, находить в какой из картинок «спрятался» заданный звук. Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о «звуке». Из звуков состоят слова, которые мы слышим и поэтому, как не странно, в этом возрасте звуки менее абстрактны чем буквы. Буква — это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.

Игры и упражнения по развитию речи ребёнка дома.

«Назови одним словом»

Взрослый: «Я буду описывать что-то, а ты назови, то,о чем я рассказываю одним словом:

часы, которые помогают проснуться, большая ложка, с помощью которой наливают суп,

утренняя еда, человек, который направляется в дальние страны и т. д. «

Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.

«Четвертый лишний»

Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно — «лишнее» — слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки — это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить.

Конечно, правильная речь — это не самое важное в жизни. Но подумайте, если у ребенка беден словарный запас, речь изобилует аграмматизмами, предложения состоят из 2-3 слов и он не умеет выделять из речевого потока отдельные звуки, легко ли ему будет заниматься и играть в следующем году, когда программа усложнится? Легко ли ему будет овладеть грамотой? Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочному письму.

Речевое развитие детей 4-5 лет: эффективные упражнения, игры, советы родителям

Речевое развитие детей 4-5 лет относится к периоду посещения детского сада, когда малыш активно познает окружающий мир, отношения в обществе. Ошибочно мнение, что заниматься с крохой должно только дошкольное учреждение, где его научат рисовать, лепить, правильно разговаривать. Если родители хотят иметь в будущем образованного ребенка, увлекающегося чтением, не имеющего проблем с речью, посвящать время развитию речи в домашних условиях обязательно. Дополнительные занятия помогут подготовить ребенка к школе, облегчат процесс обучения, чтения и письма в дальнейшем.

Особенности речи в 4-5 лет

К 4 годам речь ребенка становится более осознанной, приобретает контекстное значение. Перед тем как выразить мысль, малыш тщательно продумывает сказанное, определяет, когда и что можно говорить. Акт говорения зависит теперь от общества, в котором находится кроха в настоящую минуту времени, от контекста. Уровень говорения повышается в результате изучения и понимания основ родного языка. Малыш осознает, как правильно выразить собственную мысль, как логично построить предложение.

К 4-5 годам у детей изменяется речь, что проявляется в следующих признаках:

  • Язык носит обогащенный характер, пассивный и активный словарный запас постоянно увеличивается.
  • Малыш говорит всё больше предложениями, логично простроенными, богатыми по содержанию.
  • В разговоре кроха оперирует сложноподчинёнными и сложносочинёнными предложениями, в высказываниях присутствуют союзы и предлоги, местоимения.
  • Исчезает смягченное произношение согласных звуков, замена свистящих и шипящих.
  • Ребенку становится легче воспринимать на слух звуковую речь.
  • Процесс говорения всё больше носит осмысленный характер.
  • Кроха делает меньше сокращений, пропусков слов, замен и т. д.
  • Малышу нравится петь песенки, рассказывать стихи и сказки, пересказывать рассказы.

Педагоги и логопеды выделяют 10 основных характеристик речи, относящихся к нормам развития, свойственным 4-5 годам:

  1. Активно развивается «словотворчество», кроха придумывает, изобретает собственные слова.
  2. Дети могут называть времена года, животных, их детенышей.
  3. Словарный запас достигает 2000 слов.
  4. В разговоре малыш использует местоимения, существительные, глаголы, наречия, причастия, прилагательные, союзы и предлоги.
  5. Приходит понимание значения предлогов: в, на, за, во, перед и т. д.
  6. Кроха может проговаривать свистящие и шипящие звуки: Ц, Ш, Щ, Ч, С, Ж.
  7. Возникает монологическая речь.
  8. Предложения становятся богаче: от 5 до 9 слов.
  9. Малыш может рассказать небольшой стишок наизусть, пересказать сказку с помощью взрослого.
  10. Проговаривает действия во время игры.

Возможные отклонения

В современных детских садах, как правило, имеются логопеды. Педагог проводит диагностику нарушений речи при поступлении ребенка в детский сад и ежегодно отмечает наличие изменений. При наличии логопеда в дошкольном учреждении родителю стоит сходить на консультацию, проговорить основные моменты относительно развития речи ребенка. Профессионал подскажет, на какие звуки обратить внимание, имеются ли еще проблемы при говорении.

Если нет возможности посетить логопеда, можно определить проблемные звуки в произношении в домашних условиях. Важно, чтобы малыш не догадывался о диагностировании, воспринимал процесс, как игру.

Уровень развития речевого аппарата можно проверить с помощью специальных упражнений. Подойдут для диагностики карточки с животными, насекомыми, предметами мебели, посуды и т. д. Родители играют с ребенком в детский сад или школу, когда взрослый − учитель или воспитатель, а малыш находится на занятии вместе с другими куклами. Педагог показывает карточку, задача крохи назвать нарисованный предмет. При проговаривании слов, взрослый уделяет внимание отдельным звукам, четко ли кроха произносит сонорные, шипящие, свистящие.

Можно поиграть в игру «Кто как говорит?», когда родитель называет животное, малыш пытается его изобразить при помощи голоса: му-му, беее, мяу, гав и т. д. Задача также наблюдать за произношением отдельных звуков, уловить, на чем нужно сделать акцент в развитии речи.

В развитии речи у детей 4-5 лет могут наблюдаться следующие проблемы и отклонения:

  • Пропуск и замена отдельных звуков в слове: Р на Л, Щ на Ш и т. д.
  • Неправильное понимание смысла слов, бедность активного словарного запаса.
  • Ритмические нарушения: заикание, логофобия, протяжность или резкое обрывание звуков.
  • Неверное построение предложений.
  • Крохе тяжело пересказать небольшой рассказ даже при помощи взрослого, выучить небольшой стих.

Отдельно нужно сказать о ЗРР (задержке речевого развития). Диагноз ставится при совокупности нескольких нарушений, отставании по нормам ВОЗ. Если причина кроется в социальных факторах, исправить ситуацию проще. При неврологических проблемах потребуется медицинская и логопедическая помощь.

Причины нарушений

Неговорящие дети или имеющие скудный словарный запас должны вызывать беспокойство у родителей. Необходимо показать малыша неврологу, логопеду, стоматологу, ортодонту для определения причин молчания или отставания в развитии.

Стимулирующим фактором для снижения речевой активности или ее отсутствия могу стать:

  • Неблагоприятная речевая среда, когда родители не общаются с малышом, мало времени проводят вместе, не читают сказки, стишки.
  • Социальное окружение, если родители имеют нарушения речи, ребенок нехотя перенимает манеру говорения, копирует взрослых, что перерастает в привычку, от которой сложно избавиться с возрастом.
  • Проблемы из области неврологии.
  • Умственная отсталость, нарушения интеллекта.
  • Проблемы с органами артикуляции (длинный язык, высокое небо, формирование неправильного прикуса, дефекты уздечки).

Эффективные упражнения и игры

Дети в дошкольном возрасте любят повторять за взрослыми, копировать их. Данную особенность хорошо использовать для развития речи в домашних условиях при работе со скороговорками и чистоговорками. Родитель показывает пример, малыш (так как еще не умеет читать) повторяет. Начинать занятия необходимо всегда с разминки, специальных упражнений на развитие артикуляционного аппарата.

  1. «Маляр». Ребенок открывает широко рот, как при проговаривании буквы О. С помощью кончика языка пытается покрасить, как кисточкой, потолок (нёбо), пол (область под языком).
  2. «Лошадка». Малыш представляет себя лошадкой, которая поочередно топает правой и левой ножкой, одновременно цокая языком.
  3. «Лопата». Нужно открыть рот высунуть язычок наружу, положить на нижнюю губу и расслабить, чтобы получилась прямая широкая лопата.

Задача упражнений разогреть речевой аппарат перед основной работой, помочь крохе в произношении отдельных звуков, где важна правильная позиция органов. Занятия не стоит проводить более 7 минут, чтобы кроха не устал перед основным действием. Артикуляционную разминку можно использовать несколько раз в день.

После разминки переходят к чистоговоркам и скороговоркам. Важно правильно проводить работу с ними. Сначала медленно проговорить ребенку вслух чистоговорку, выделяя нужный звук и показывая активно ртом, как он возникает. Когда у крохи получилось повторить чисто предложение, можно убыстрять темп, но при этом не терять четкость проговариваемого звука.

Чи-чи-чи − Саша ела калачи,

Ча-ча-ча − я задал ей стрекоча,

Чу-чу-чу − я домой уже хочу.

Ша-ша-ша − наша Маша хороша,

Ше-ше-ше − хорошо мне на душе,

шу-шу-шу − я одежду посушу.

Жу-жу-жу − я на дереве сижу,

Жи-жи-жи − сиди тихо, не жужжи,

Жо-жо-жо − мне сегодня хорошо.

Можно сочинять с ребенком собственные чистоговорки, что позволит не только стимулировать речевую активность, но и повышать словарный запас, развивать мозг малыша.

Работа над скороговорками проводится аналогично, меняя темп, произнося четко заданный звук. Можно выучить с крохой несколько веселых скороговорок.

Дети 4-5 лет обожают логоритмику, когда необходимо выполнять движения под музыку и одновременно следить за процессом говорения. Важно при выполнении заданий следить за четким проговариванием нужных звуков. Ребенок в процессе игры увлекается и забывает об образовательном моменте, что делает занятие увлекательным, интересным. Задача педагога или родителя помогать крохе правильно произносить слова, фразы, предложения, следя за музыкой и движениями.

Если проводить с малышом ежедневные занятия, можно заметить, как ему становится легче общаться в обществе с другими детьми, взрослыми, заниматься в детском саду, учить стихотворения, пересказывать сказки и рассказы.

Советы родителям и профилактика задержки речевого развития

Логопеды дают советы родителям, как предупредить ЗРР в раннем возрасте, стимулировать речевую активность, обогащать словарный запас ребенка.

  • Обязательно начинать общаться с малышом, чем раньше это происходит, тем лучше. Психологи говорят о важности разговора с ребенком во внутриутробном развитии и сразу после рождения с мамой, папой.
  • Нужно читать малышу сказки, даже если взрослому кажется, что крохе не интересно и он ничего не понимает. Уже с полугодовалого возраста советуют во время массажа, прогулки, игр, гимнастики рассказывать детям смешные потешки, петь песенки, читать стишки.
  • Вовремя проходить консультации специалистов (стоматолога, невролога), чтобы заметить на ранней стадии проблему.
  • Покупать ребенку больше познавательных игр: пазлы, кукольный театр, карточки с картинками, кухонные модули. Не оставлять малыша одного с игрушками, играть вместе с ним, активно вовлекать в разговор.
  • Проводить с крохой артикуляционные разминки, заниматься логоритмикой, даже если нет явных проблем в речи.
  • Пятый год для девочек интересен тем, что появляется активная ролевая игра. Нужно воспользоваться этим, вместе с малышкой играть в детский сад, школу, маму и дочку и т. д.
  • Обогащать внутренний и духовный мир ребенка: посещать музеи, цирк, спектакли.

Главную роль в становлении речи играет семья. Если родители с раннего возраста читают малышу сказки, рассказывают стишки, поют песни, разговаривают о явлениях окружающей среды, у малыша не будет проблем с активным словарным запасом.

Особенности речевого развития детей 4-5 лет консультация по развитию речи на тему

Особенности речи детей 4-5 лет

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.

Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). Начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.

Необходимо ежедневно читать ребенку книги, учить больше стихов.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

Каковы же особенности развития речи детей пятого года жизни. На что нужно обратить внимание?

1. Объем и характеристика словаря

2. Состояние грамматического строя.

3. Состояние звуковой культуры речи.

4. Особенности связной речи.

1. Словарь. Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства). Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т.д. Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое? «Что это?» — «Шапка», «Шапка какая?» — «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову. В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т.п.) В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т.п. Вы показываете картинку, ребенок находит и называет с противоположным значением. Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д. Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем? Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; и т.п.

2. Формирование грамматического строя речи. Что же это такое? Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши). Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей. Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде , числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)». Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)». Например, дидактическая игра «Петух». «Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)». Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу». «Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо). Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки. Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно- ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка. Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала) Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное). Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду. Что еще моет мама?»

3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога?); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.

4. Четвертый раздел – связная речь. Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию. У детей часто выявляются такие недостатки в речи, как: — связные высказывания короткие; -отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку; -фрагменты высказываний логически не связаны между собой. Для исправления этих недостатков необходимо: — развивать связную речь детей; -научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы; -познакомить с простыми приемами запоминания; -развивать логическое мышление; -уметь формулировать свою мысль; -уметь понимать речь окружающих. Развитие речи ребенка. Есть ли поводы для беспокойства? О необходимости развития речи у детей говорят все. Но как понять, что ребенку действительно нужны занятия с логопедом? Ведь милые коверкания слов и нечеткое произношение присущи почти всем детям дошкольного возраста. Сложнее всего разобраться, есть ли у ребенка проблемы с речью, когда он еще в младшем дошкольном возрасте. Как определить норму для трехлетнего ребенка, если он говорит без году неделю? Конечно, на звуки тут обращать внимание бесполезно, большинство из них могут быть неправильными. Главное, ребенок в этом возрасте уже должен говорить предложениями, в том числе сложноподчиненными. Например: «Мама сказала, что мы пойдем гулять». Задача родителей в этот период – просто почаще разговаривать с ребенком, причем не односложно, чтобы он пополнял лексический запас и учился говорить грамотно и красиво. В четыре года дефекты произношения тоже вполне допустимы, если вы сами видите прогресс. К примеру, вы заметили, что многие звуки ребенок стал произносить правильно, а «незачетные» остались в меньшинстве. И очень важно обращать внимание на согласования в речи. Предлоги, местоимения, окончания существительных и прилагательных – все это ребенок, в общем и целом, должен активно употреблять в правильной форме. В 5 лет ребенку уже следует употреблять все грамматические формы с нечастыми ошибками. При этом сама речь должна быть связной. Просто понаблюдайте, как ребенок рассказывает о событиях дня. Может ли он держать «нить повествования»? В этот же период заканчивается формирование произношения согласных, хотя допустимы «проблемы» со звуками «р» и «л». А окончательно все звуковые дефекты должны уйти в 6 лет. В этом же возрасте дети обычно умеют подбирать общие слова для предметов и слова с заданным звуком. Это самые общие ориентиры. Но даже если ваш ребенок полностью вписывается в эту схему, один раз сходить к логопеду стоит хотя бы для собственного спокойствия. К тому же, специалист посоветует подходящие именно вашему ребенку упражнения. Развитие речи ребенка: умение грамотно и ясно выражать свои мысли. Думая о речи ребенка, мы в первую очередь вспоминаем, как он выговаривает слова. Конечно, правильное звукопроизношение очень важно. Но не забывайте и о богатстве речи. Ведь это – важный показатель умственного развития. Малыш растет, получает первые знания об окружающем мире и в ходе простого наблюдения развивает свои умственные способности. Это сказывается и на его речи. Дети с широким кругозором уже в 5 лет могут похвастаться богатым речевым запасом и умением строить красивые, сложные предложения. Для этого малышу не надо обладать особыми склонностями. Нужно просто почаще заниматься с ребенком, ведь детский мозг обладает удивительной способностью впитывать информацию. Запомните простое правило – что бы вы ни делали, обязательно рассказывайте об этом. Занимаясь делами по дому, говорите вслух, что сейчас, например, вы будете поливать цветы, и объясняйте, почему это нужно делать. В принципе, для того чтобы ребенок говорил грамотно, достаточно постоянно с ним беседовать. Кто еще подаст пример лучше родителей. Отлично работает чтение. Прочитав сказку перед сном, расспрашивайте ребенка о сюжете. Отвечая на вопросы, ребенок делает первые шаги в умении анализировать информацию и четко формулировать мысли. Также просите ребенка пересказать сказку. Это развивает и речь, и одновременно память. Большинство дошкольников говорят быстро, их речь можно назвать «потоком сознания». Ругать за это ребенка, конечно, не нужно. Просто старайтесь разговаривать с ним ровным, спокойным голосом, чтобы «погасить» ненужную торопливость. Еще для того чтобы ребенок не «спотыкался» в предложениях и спокойно доводил мысль до конца, практикуйте с ним скороговорки. Забавные стишки нравятся детям, и они неосознанно учатся повторять или переставлять одни и те же звуки и слоги, трудные для произношения. Как видите, занятия очень простые. Но их хватает для пополнения «интеллектуального багажа» ребенка, что тут же влияет и на его навыки общения. Развитие речи ребенка: исправление звуков и языковая гимнастика Последнее десятилетие бьет все рекорды по диагнозу «задержка речевого развития». Многие дети начинают говорить позже «срока», да к тому же потом шепелявят и картавят. Можно надеяться, что эти дефекты речи пропадут сами собой с возрастом, порой так и бывает. Но лучше этим вопросом все же озаботится, ведь с каждым годом исправление звуков будет даваться все сложнее. Если вы замечаете конкретный дефект в речи ребенка, скажем, неправильные звуки «с» и «з», посетить логопеда придется в любом случае. Такую тонкую работу лучше оставить специалисту. Зато есть вещи, которые можно и нужно делать дома. Это языковая гимнастика. Кстати, именно с нее начинается каждое занятие у логопеда. Язык без преувеличения – главная мышца органов речи. И ему, как и всякой другой мышце, гимнастика просто необходима. Не развит язык – не развито и звукопроизношение. Упражнения для языка простые и веселые, и они обычно нравятся детям. Например, дошкольникам нравятся дразнилки. Попросите ребенка просунуть язык между губами и произнести звуки: «Бе-бе-бе», «Пе-пе-пе». Или предложите ребенку подурачиться и покричать как младенец: «Уа-уа». Много подобных упражнений легко найти в интернете. Их прелесть в том, что они не отнимают много времени и полезны всем. За раз нужно делать примерно 8-10 упражнений, главное – регулярность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *