Как ходит конь

Добрый вам день, дорогой друг!

Полагаю, вы слышали выражение «ход конем». Нет, не по голове :), а именно в первозданном смысле, — хитрый, не очевидный ход. Как ходит конь в шахматах? Именно уникальный способ ходить отличает коня от других фигур.

Вначале статьи небольшое отступление. Раз уж вы попали на эту страницу, значит вы новичок, поэтому предлагаем вашему вниманию классный обучающий видеокурс «Как научить ребенка играть в шахматы». Благодаря ему вы и сами все правила изучите и усвоите, еще и ребенка от 4-х лет научите играть. Не пожалеете…

Если вы не любите читать, то смотрите видео:

Смотреть полный плейлист всех правил шахмат от А до Я на Ютуб (подписывайтесь на обновления).

Любимчик Таля

У каждого шахматиста есть свои предпочтения. Нынешний обладатель чемпионского титула Магнус Карлсен любит слонов. Михаил Таль отменно умел управлять кавалерией. Умел и любил это делать. Его искрометные атаки с участием конницы давно вошли в учебные пособия.

Давайте разберем, какими особенностями обладает шахматный конь, ставший любимчиком одного из гениальных шахматистов всех времен.

Поехали:

  • Конь- единственная из фигур, которая движется зигзагом. Точнее буквой Г
  • Конь – единственная из фигур, которая может прыгать через фигуры, свои и чужие .
  • Обладает хитрым инструментом – вилкой

Теперь подробнее об этих и некоторых других способностях коня в шахматах, вом числе в картинках.

Ходы конем

Схема движения коня не совсем обычна и в корне отличается от других фигур:

Обычно говорят так: конь ходит буквой Г. Зеленым помечены клетки, на которые может пойти конь, расположенный на поле е4. Как видите, назад конь может ходить также легко, как и вперед.

Еще одна уникальная особенность коня, которой его наделили правила шахмат — он может прыгать как через свои, так и через чужие фигуры:

В данной позиции белый конь может побить черного слона, несмотря на препятствия из пешек. Он их попросту перепрыгивает.

Вилка

Вилка в шахматах – одновременная атака конем двух фигур противника. Почему этот термин применим именно к коню? Дело в том, что двойное нападение коня часто неочевидно и неожиданно, особенно для начинающих шахматистов.

Иногда вилка венчает красивые тактические удары. Например:

Белые играют 1. Фв3:g8+ и после 1… Кh8:g8, следует 2.Кd7:f6+ Вилка!

Конь берет пешку, объявляет шах и бьет ферзя следующим ходом . Белые остаются с лишней ладьей.

Еще один пример вилки, связанный с неожиданным превращением пешки в коня.

Этот пример мы разбирали в статье о пешке. Однако и возможности коня, подчас совсем неочевидные, — он характеризует наилучшим образом:

Белые играют 1.d7-d8 K!!

Превращают пешку в коня и делают вилку с шахом. Следующим ходом забирают ферзя и выигрывают партию. Традиционное превращение пешки в ферзя ведет только к ничьей.

Справедливости ради отмечу, что выгодное превращение пешки в коня встречается крайне редко.

Закоренелый центрист

Конь, как и большинство фигур, лучше себя чувствует в центре доски. Находясь в центре, он пробивает наибольшее количество полей -8. То есть, использует все свои возможности.

Теперь давайте посмотрим на хмурого конягу, поставленному в угол.

Как видите, бедолага контролирует только 2 поля –с2 и в3. По сути использует только четверть своего потенциала.

Полагаю вывод напрашивается сам собой: Коней следует развивать в сторону центра доски.

«Вечный» конь

Когда конь удачно расположен в центре доски и его невозможно побить или разменять на слона, шахматисты называют такого коня вечным.

Пример:

В этой позиции конь доминирует над слоном. Его невозможно побить или разменять. По сути он контролирует весь центр доски. Черный слон ограничен собственными пешками и вынужден выполнять только защитные функции.

Удастся ли черным устоять на ничью – вопрос. Несмотря на ограниченное количество фигур и материальное равенство. Конь в данной позиции сильнее слона и белые имеют значительно лучшую игру.

Упряжка

На шахматной доске кони как и в жизни, умеют работать в одной упряжке. Как бы поддерживают друг друга.

Пример:

Белые имеют виды на атаку и нацелились на пункт h7 батареей ферзя и слона. Пешку h7 защищает конь f6. А значит, чтобы оставить пешку и соответственно короля без защиты, коня надобно побить. И белые играют 1. Сg5:f6.

Теперь проигрывает как 1… С:f6?? так и 1… g7:f6?? Из-за очевидного 2.Фd3:h7Х. Однако, надеждам белых завершить партию эффектным матом не суждено сбыться.

Черные играют 2… Kd7:f6. На место павшего на поле боя коня становиться его коллега и продолжает выполнять защитные функции. Пункт h7 защищен, партия продолжается.

Спертый мат конем

Конь, как и другие фигуры, за исключением короля, не обделен умением поставить мат. Случается это не так часто, как например мат ферзем или ладьей, но зато как красиво!

Пример:

Позиция обоюдоострая со взаимными угрозами. Но ход белых. Они играют 1.Kg5-f7+ Kрh8-g8

Белые играют 2.Kf7-h6+ Kg8-h8 (на 2… Kg8-f8 – 3.Фв3-f7X)

И что они добились? Конь под боем, снова играть 3.Kh6-f7+?. Есть идея получше!

3.Фb3-g8+!! Ла8:g8 4.Kh6-f7X

На шахматном сленге такой мат называется спертым. Черный король в окружении своих же фигур получает мат. По сути дела дистанционно. Эта заключительная позиция как нельзя лучше характеризует неординарные возможности коня.

И в заключение подытожим:

  • Старайтесь располагать коней ближе к центру доски. Находясь в центре, конь контролирует максимально возможное для себя количество полей –восемь. Избегайте без особой необходимости ставить коней на край и особенно в углы доски
  • Помните о способности коня прыгать через фигуры, как свои, так и чужие. Ни одна другая фигура такой способностью не обладают
  • Не забывайте об умении коня «пользоваться вилкой». Начинающие, а иногда и опытные шахматисты попросту «зевают» вилки коня. Особенно, если вилка венчает тактический удар, как в рассмотренном нами примере
  • Пользуйтесь способностью коней работать в упряжке, — поддерживать друг друга.

И пожалуйста, — не называйте коня лошадью. Это уж совсем по-детски или по-дилетантски. Уважайте коня, правильно управляйте им, и конь направит свой гордый норов на благо ваших успехов в шахматах!

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

Изучаем коня (часть 4)

Продолжаем изучать шахматные фигуры вместе с ребенком. Теперь наступает очередь коня.
В силу окончания учебного года, произошла некоторая задержка и разрыв между ферзем и конем. С учетом того, что конь – самая сложная фигура в шахматах для изучения, материал готовился несколько дольше, чем обычно. Но вот он и вышел. Все диаграммы с разъяснениями под катом – милости прошу.
Последняя статья про ферзя получилась не самая удачная, поэтому потребовалось некоторое переосмысление и работа над ошибками. В этом материале структура подачи материала будет несколько другой. Материал разбит на несколько тематических частей, после заданий под спойлерами, будут даваться решения. Ниже спойлера будут комментарии к заданиям.
Напомню, данный цикл статей пишется по курсу И.Г. Сухина. Все представленные ниже положения на диаграммах разработаны И.Г. Сухиным и приведены им в учебнике: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017. А я излагаю своё видение, как их можно использовать на занятиях, какие типичные трудности могут возникнуть у детей, и как их можно преодолевать. В статье приводится лишь часть положений из указанного учебника — в учебнике их гораздо больше. К учебнику разработано и методическое пособие: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. — Обнинск: Духовное возрождение, 2015. В нём детально прописано, как следует проводить каждый шахматный урок курса. Также в учебно-методический комплект курса входят программы 3-4 лет обучения, рабочие тетради, тетради для проверочных работ и задачники.
Предыдущие статьи цикла:
Дюжина советов – как научить ребенка шахматам. И не только (вступление).
Изучаем ладью (часть 1).
Изучаем слона (часть 2).
Изучаем ферзя (часть 3).

История

В древних шахматах эта фигура изображала собою «кавалерию» — всадника на коне. В процессе перевода наименований фигур всадник с коня пропал! Но не везде – во многих европейских странах коня продолжают называть наездником. Во Франции шахматный конь — это сavalier (кавалер), в Англии — knight (рыцарь). Отчасти это связано с тем, что в этих странах, в Средние Века, были рыцари, а уж как они любили играть в шахматы… Куда ж тут без рыцаря на доске?
А вот в других языках «человеческая составляющая» из этой фигуры пропала. У нас она называется просто «конь». А например, в Германии (springer), Польше (skoczek), Хорватии (skakač) название его переводится как «прыгун», «скакун».
А еще, в древние времена, были такие кони которые летали! Их называли «Пегасами». Наш конь дальний потомок Пегаса, он тоже умеет летать, но недалеко…

Ход конем

Ход конем в шахматах является одним из самых сложных для изучения. При этом, практически все дети знают что он ходит «буквой Г». Уж как я люблю с ними спорить и говорить что он ходит буквой Л… Ой, не так – «буквой L». Первый взрыв мозга происходит на этом этапе.
Для чего я это делаю – когда дети ассоциируют ход конем с простой для себя буквой, они так же пытаются сказать себе, что это простая фигура. Как бы не так! Если проходить коня с таким подходом – то Вы его не укротите. Скольких ребят (и не только ребят – а и вполне зрелых мужей за доской) я видел которые коня не чувствуют и не понимают. Да – они знают ход, которым конь ходит, но одного этого мало.
С изучения хода коня начинается первый урок по коню. Но сначала я привлекаю внимание детей и стараюсь чтобы они в начале урока не были уставшими. Если ребенок не поймет как ходит конь, то ему будет сложно им играть, и против коня бороться.
Особый акцент делается на том, что конь единственная фигура которая перепрыгивает через другие фигуры – будь то своя или фигура противника.
Собственно этих объяснений для начала попыток достаточно. Далее начинаются задания, и вот там то у детей возникают сложности. Поэтому первый урок по коню – один из самых сложных в курсе изучения фигур.
Я лично ход конем объясняю детям так – «конь ходит на две клетки прямо, а потом делает соскок на одну клетку в сторону». Вот так (наша буковка Г):
Но, как оказалось со временем, некоторым детям удобнее делать ход конем по другому! Вы сами удивитесь (кстати, не самый плохой вариант). «Конь ходит по диагонали на одну клетку, а потом делает по прямой соскок на одну клетку». Вот так:
Не нужно детей ломать под Ваше восприятие. Если ему так удобнее – то пусть так запоминает. Те, кто пойдет дальше в шахматах, так или иначе потом будут просто видеть, куда ходит конь.
Перед тем, как Вы начнете с ребенком выполнять задание напомню — все задания ребенок должен самостоятельно расставить на шахматной доске, а затем решить. Решение задания на экране компьютера — является контрпродуктивным для развития мозга ребенка. Учтите это когда даете своему чаду решать задачки. А теперь собственно к ним самым — к задачам.

Приручение коня (этап 1)

Один в поле воин

Те, кто читал предыдущие статьи, знает этот тип заданий. Наша цель – побить все шашки противника, уничтожая каждым ходом одну шашку. В итоге правильным решением, является решение с количеством ходов равным количеству шашек. Ход – шашка.
Напоминаю, что шашки это не шахматная фигура, и они у нас не ходят и не бьют.
Задание 1
Решение
Казалось бы – что тут сложного. Прыг да скок… Ан нет! Некоторые дети прям в ступор встают и не могут понять, как им прыгать конем. И вот тут то на помощь приходит паучек!
Если кто его не узнал – это обычный держатель для планшета. В нем ровно 8 лапок – по количеству ходов коня. Для доски 35 сантиметров (это маленькая доска) – подходит для 7-ми дюймового планшета, для 43 сантиметровой доски – 10-ти дюймовый паучек. Купить его можно в любом компьютерном магазине (ну или на худой конец – я покупаю в Ашане).
Поверьте – дети в восторге от него, но ….! Я обычно его отнимаю, как только вижу что ребенок понял как ходит конь. Из личного опыта, могу сказать, большая часть детей могут обойтись и без него, но (не забываем) – наша цель научить ВСЕХ детей играть в шахматы. И чем легче им будут даваться некоторые задания – тем больший шанс что ребенок полюбит шахматы. Мы не чемпионов растим – а детей развиваем.
Длительность помощи паучком – по пониманию ребенком хода конем. Некоторым надо одно задание, некоторым – все 3. Это индивидуально. Но самое главное – не упустить момент, когда ребенок начал видеть коня. Пусть ему еще сложно, но паука надо забирать. Честно – больше 3х заданий с пауком у меня бывало редко, чаще 2х заданий хватает.
Вернемся к нашему заданию – чаще всего дети, при его решении, уже к середине понимают как надо дальше двигаться конем. Они даже коня могут не просчитывать, а сразу ставят фигуру на поле куда она пойдет. И пусть! Их задача привыкнуть к коню. Даже если ни ход еще не выучили. Любой норовистый скакун должен сначала слиться с хозяином. А это задание, в этом плане, подходит идеально. Если Вы заметите – в нем нет перескоков через фигуры! Наша цель – показать траекторию движения конем.
Задание 2
Решение
Это задание немного сложнее предыдущего. Потому что тут конь начинает перепрыгивать через шашки. Дело в том, что многие дети при изучении предыдущих фигур двигают фигуру по доске. Хотя я изначально выставляю требование, чтобы фигура поднималась НАД доской. Но увы – они этого не делают. Но тут вступает в действие конь, и… А тут коня надо поднимать, двигать по доске его не получится – фигуры попадают.
Самое сложное – раскрутиться на первой площадке. Помогать приходится часто. Далее ребенок начинает видеть ходы конем сам.
Задание 3
Решение
После предыдущего задания – это задание для отдыха. Никаких перескоков через шашки тут нет, линейный (практически) ход. После двух предыдущих заданий – это служит закреплением пройденного материала.
На самом деле, Вы можете придумать и свои задания для коня, главное чтобы решение было единственно-верным. И второго решения чтобы не было. Для тех, кто далек от педагогики – объясню. Весь курс изучения любого нового материала, строится на задачах «закрытого» типа. Это задачи, у которых есть единственно-верное решение. Это принцип педагогики. Ребенок должен получить знания и умения решать задачи. Да – в жизни таких задач не бывает, но мы к жизни готовимся. А потом эти знания применяем. А в жизни, мы решаем задачи «открытого» типа – у них есть множество верных решений.

Кратчайший путь

Данные задания призваны научить ребенка находить наиболее быстрый способ добраться фигурой «из пункта А в пункт Б». В заданиях этого типа целью является научиться пользоваться особенностями той фигуры, которую мы изучаем. В заданиях этого типа нужно заранее озвучить количество ходов, за которое будет достигнуто поле назначения (оно отмечено крестиком).
Задание 1
Пройти до поля помеченного крестиком за 2 хода.
Решение
Самое простое задание. Главное в этом задании – проследить чтобы ребенок правильно нашел решение. Сложного тут нет ничего, чисто задача на затравку и интерес.
Задание 2
Пройти до поля помеченного крестиком за 2 хода.
Решение
Это задание кажется легким только на первый взгляд. Очень много детей на нем спотыкаются. Трудность в том, что надо отпрыгнуть конем от цели, а затем вернуться назад. Но решение этой задачи дает понимание что конь не так прост как кажется. Но поверьте мне – это только начало… Дальше будет еще сложнее (для детей естественно).

Задание 3
Пройти до поля помеченного крестиком за 3 хода.
Решение
Редко кто из детей 6-8 лет решает ее сразу. Обычно на ней сидят минут 5, иногда 10, иногда 30… Сложность в том, что надо отпрыгнуть вообще в другую сторону от цели. А потом вернуться. Когда дети решают эту задачу – надо очень внимательно следить чтобы ребенок не ушел от решения и старался найти решение. Иногда надо ребенка подталкивать к правильному варианту, иногда подсказывать, иногда делать первый ход. Напомню еще раз – нам надо чтобы у ребенка не исчезло желание заниматься шахматами. Нерешенные задачи отбивают тягу к шахматам, поэтому надо помогать, но в меру. Ребенок должен понимать что задачи не так просты как кажется, но они вполне ему по зубам.
Ну вот, я эти два типа заданий выделил отдельно, после их прохождения – ребенок должен уметь ходить конем. Этот этап – приручение. А теперь дрессировка коня.

Дрессировка коня (этап 2)

Лабиринт

Эти задания – самые-самые сложные из всего курса первоначальной подготовки. Бывают случаи – когда я их даю детям, которые уже умеют играть, и им тоже их сложно решить. А новичкам, которые только-только изучают шахматы – это самые сложные задания.
Напомню, лабиринт выстроенный на шахматной доске из белых шашек надо пройти до конца – до поля с крестиком. На поле помеченное крестиком я обычно ставлю черную шашку (ведь мы играем белыми, а черные наши враги). Бить белые шашки нельзя (это стенки лабиринта). Естественно при решении заданий конем – перепрыгивать стены можно.
У всех заданий, которые я дам ниже, будут свои названия. Я их придумал по ходу обучения, когда задавал детям. Им нравится – мне тоже.
И еще один совет – не пытайтесь решать задания за ребенка. Он догадается сам – поверьте мне. Но иногда надо подсказывать – без этого никуда. Иногда помогать намеками. Но, ни в коем случае не бросайте ребенка один на один с лабиринтом – он должен чувствовать поддержку, даже когда гуляет по такому опасному лабиринту.
Задание 1. Задача на упертость
Решение
В решении, само решение, я показал красным. А черным показан путь, которым обычно идут дети. ВСЕ дети идут этим путем. За все время, что я преподаю шахматы, им не пошли единицы (2-3 человека). Чаще всего им везло – они делали первый ход правильно и потом сразу решали задачу. Если первый ход сделан неправильно – то прямая дорога в тупик.
Теперь почему я задачу называю «Задача на упертость». Именно из-за этого черного пути. Не знаю, что смущает детей, но когда они оказываются рядом с вожделенной целью (красным крестиком) то они радуются, но когда начинают ходить дальше – встают в ступор. Начинают откатывать ходы назад, смотреть другие варианты… Но на моей памяти поменять первый ход догадалось 2 или 3 ребенка. Все остальные продолжали упираться и упираться в неправильном решении.
Чаще всего, я им помогаю, чтобы они не застряли окончательно. Но стараюсь сделать это не раньше чем через 10-15 минут после начала решения задания.
Задание 2. Конь умеет танцевать
Смешно? А тем не менее. Смотрите.
Решение
В этой задаче ложный (тупиковый) путь – не такой длинный. Дети быстро его отметают. Но их ждет другая неприятность – надо уметь танцевать конем. Достаточно часто они бросают гарцевание конем на пятачке, либо путаясь в полях, либо просто решив, что правильного пути там нет.
Вам следует внимательно следить за ребенком, чтобы он не сильно забросил своего коня, и подсказывать ему – что неплохо продолжить искать ходы дальше.
Задание 3. Ипподром
Где как не на ипподроме выкатывать коня? Здесь он катается кругами вокруг доски.
Решение
После решенных предыдущих задач – эта решается легче. Основная проблема в том – что когда мы подходим вплотную к полю с крестиком – нам надо продолжать двигаться дальше. И сделать почти два полных круга.
А в остальном этот лабиринт – не самый сложный по сравнению с предыдущими.

Перехитри часовых.

Дальнейшее развитие лабиринта – перехитри часовых. В данном виде заданий нам необходимо добраться до поля помеченного крестиком, но так, чтобы по пути к нему не попасть под удар фигур противника. Так как этап у нас для начинающих – то это только кони. И да – черные фигуры не ходят – только наш конь.
Еще хочу заметить одну особенность данного вида заданий. Дело в том, что в этих задачах все составлено специально так, чтобы кроме правильного хода конем, других ходов не было! Т.е. с каждого поля конь может сделать только два хода – на то поле откуда он пришел, и на то поле, которое стоит следующим в траектории движения. Т.е. задача для ребенка на самом деле в том, чтобы он видел одно единственное верное поле для хода (и помнил откуда он только что пришел). Все остальные поля либо под ударами черных коней, либо там стоят белые шашки (препятствия).
Задание 1
Решение
Главная трудность в решении этой задачи – не бояться черного коня на соседней клетке. Это самое сложное, что приходится преодолевать детям. Ну и еще – научиться видеть те поля, куда бьют неприятельские кони.
Задача 2
Решение
Опять же – учимся искать единственный верный ход, и перебарываем боязнь черного коня на соседней клетке.
Задание 3
Решение

Ристалище (этап 3)

Я назвал этот этап именно так – потому что тут у нас начинаются схватки с коням противника. И в результате его прохождения, ребенок должен выработать четкое понимание слабых сторон коня.

Захват контрольного поля

В этих заданиях нам тоже необходимо попасть на поле помеченное крестиком. Но главная трудность в том, что черный конь начинает ходить. И в то же время, это плюс в нашу сторону. Основная цель заданий – донести до ребенка то, что надо думать не только о своих фигурах, надо просчитывать ходы противника. Те, кто проходил прошлые задания – знают это. Напомню – перед тем как сделать свой ход надо подумать – а куда пойдет фигура противника?
Задание 1
Решение
В этой задаче все очень просто – сейчас черный конь защищает помеченную клетку, но следующим ходом он ее перестанет защищать. Нам достаточно только напасть на нее, а черный конь уйдет сам.
Задание 2
Решение
Задача аналогичная первой. Без комментариев.
Задача 3
Решение
Эта задача интересна тем, что решение как попасть на помеченное поле искалось в задании №3 «Кратчайший путь». И тем не менее дети этого не помнят. Тут все посложнее чем в предыдущих двух заданиях – надо посчитать каким ходом черный конь будет защищать поле – правильный отчет – каждым нечетным. Т.е. нам надо напасть на поле h1 четным ходом, чтобы черный конь в свою очередь ушел и перестал его защищать.

На самом деле, эта задача не так проста для детей, как Вам может показаться. Объяснения ребенку – мало помогут. Просто сделайте так, чтобы ребенок двигал фигуры. И белые и черные. Как уже писалось в более ранних статьях – чем больше двигаются фигуры по доске – тем быстрее они начинают двигаться в голове. Без этого никуда. А просто объяснениями – дети не поймут что Вы от них хотите.

Ограничение подвижности

В этом задании, Ваша цель – ограничить фигуру противника, так, чтобы потом Вы смогли ее убить. При этом, черный конь ходит. Основной смысл этих заданий, в том, что ребенок должен научиться (пусть и не сразу) передвигать фигуры противника. И пытаться прогнозировать его ходы.
Попутно надо объяснять – конь фигура хоть и прыгучая, но очень малоподвижная. При некотором желании поймать коня – не такая сложная задача.
Задание 1
Решение
Конь в углу доски – наверное самая слабая фигура в шахматах. И поймать легко, и бояться его там совершенно незачем. Но для детей попытка поймать коня в углу – достаточно сложная задача сначала. В решении я специально показал ход, куда может пойти черный конь, и это надо показать ребенку тоже.
Вообще — конь в углу слаб (всего 2 хода), конь на краю доски – слаб (не 2, но всего 3-4 хода). Сила коня в середине доски, но ни в коем случае не на краю.
Задание 2
Решение
Конь на краю доски. Как уже писалось выше, он и тут слаб. Легко ловится. Черными линиями показаны возможные ходы черного коня, и эти два поля надо перекрыть.
Эту задачу дети решают обычно самостоятельно, но она посложнее чем первая. И поэтому, у них уходит чуть больше времени на нее.
Задача 3. Охота на мустанга
Решение
В этой задаче, на первый взгляд, решения нет… Так думают все дети. Но черный конь – ловится! Для этого надо стараться загнать коня на край доски, и не выпускать его оттуда.
Главный метод решения в том, что надо видеть куда пойдет черный конь. И стараться его вернуть назад. Ни в коем случае не выпускать коня в центр. Как только он выскочит на простор – Вы его уже не поймаете.
Задача из всех предложенных – достаточно сложная. Собственно, я обычно практикую опускание детей на землю после эйфории о легкости задач после предыдущих именно на ней. О снова о пользе ходов фигур на доске… Ребенок эту задачу в уме не решит. Взрослому то – и то сложно, а что говорить о детях?
Ну вот – слабые стороны коня мы изучили. Это ограниченность на краю доски, малоподвижность. Чем яснее дети поймут эти особенности коня – тем легче им будет им играть в дальнейшем. Причем осмысленно.

Учимся нападать (этап 4)

Слабые стороны коня мы выяснили. А теперь надо научиться им нападать, и понять его сильные стороны. Начнем.

Напади на фигуру

В этих заданиях решения очень и очень простые. Необходимо просто напасть на черную фигуру, так, чтобы Вас эта фигура не убила. Но в случае с конем, это задание упрощается тем, что конь ходит так, как ни ходит ни одна фигура. А значит, тот на кого мы нападем – на Вас напасть не сможет. Помните – задание сделать один ход и только напасть. Не надо бить фигуру.
Решение
Решение

Напади на две фигуры

Это задание – банальная вилка конем. Но чтобы ее применять – надо ей научиться. Вот и учим детей вилке – напасть на две фигуры. Опять же – надо только напасть, но не бить фигуру. Дети часто хотят побить черную фигуру, но их надо останавливать. Ведь черные потом сделают свой ход.
Задание 1.
Решение
Задание 2.
Решение
Задание 3.
Решение

Побей незащищенную фигуру

В этом задании на необходимо уже убить ту фигуру которая без защиты. Тут отрабатываем два навыка – способность видеть на кого нападает наш конь, и кого защищают черные фигуры.
Решение
Решение

В бой! (этап 5)

Ну вот, мы готовы пойти в бой с фигурами противника. Теперь все начинается по серьезному.

Перехитри часовых

Смысл заданий в том же – надо добраться до поля помеченного крестиком. По пути не становиться на поля с белыми шашками, и не попадать под удар черных фигур. Черные фигуры не ходят.
Кажется легко? Ну попробуйте.
Задание 1
Решение
Про нюанс решения подобных задач писалось выше – у коня обычно один ход для движения вперед. Эта задача небольшое исключение – есть тупиковые развития. Например g3-e2-тупик. Дети при решении могут наталкиваться на эти варианты и должны их отсекать и идти дальше. А так – задача не самая сложная.
Задание 2
Решение
Почему то эту задача дети редко решают сразу. Тут тупиковое решение так и тянет детей к себе – f2-g4-h6-тупик. От этого решения дети не любят отказываться, и раз за разом продолжают его долбить. Хотя надо всего лишь сделать другой второй ход.
Задание 3
Решение
Когда эту задачу расставляют на доске – от обилия фигур у детей разбегаются глаза. Но решение очень простое – у коня в каждый момент времени есть всего лишь один ход. И его надо сделать. Все остальные ходы – заблокированы черными фигурами. Но задачка решается сложно и долго.

Сними часовых

Задачи подобные предыдущим, но тут нет контрольного поля, зато есть фигуры противника. Их то и надо побить. На белые шашки становиться нельзя, черные фигуры не ходят.
Задача 1
Решение
Опять же – из каждого положения коня есть только один ход. Остальные перекрыты (либо тупик на поле d1). Сами проверьте. А вот дети чаще всего не видят этого единственного хода…
Задание 2
Решение
Более интересная задача. Дело в том, что на первый взгляд у коня множество ходов, но все они на проверку оказываются тупиковыми. А правильный путь под спойлером.
Задача 3
Решение
И здесь все аналогично. Ну за исключением того, что фигур много. Но ход – везде единственный.

И снова захват контрольного поля. Только теперь с другими фигурами, а не только с конями.
Задание 1
Решение
Задание 2
Решение
Задание 3
Решение
Во всех заданиях надо использовать малоподвижность коня. Эта его особенность проходилась ранее, поэтому тут мы это знание закрепляем лишний раз.

И снова ограничение подвижности, но уже на всех ранее пройденных фигурах. Как говориться – без комментариев.
Задача 1
Решение
Задача 2
Решение
Задача 3
Решение

Выпускной экзамен (этап 6)

Игра на уничтожение

Смысл заданий простой – необходимо определить кто победит: белые или черные. Первый ход белых. Фигуры ходят по очереди. Единственная загвоздка – размер доски. Это 3х3, 4х4, 2х3 и так далее. И если Вам кажется что эти задания все простые – послушайтесь меня. Когда я на коне даю эти задачи в классе раздается вой (Уууууу, опять….). Хотя при прохождении этих задач на ладье они им радуются. В начале.
Задание 1
Решение
Задание 2
Решение
Порядок ходов помечен цифрами.
Задание 3
Решение
Порядок ходов помечен цифрами.
Задание 4
Решение

Вот и все. Коня прошли. Не самые легкие задачи, особенно лабиринты. Но как показывает мой опыт – практически у всех детей, которые проходят эти задания, конь не вызывает в дальнейшем никаких сложностей. Я сравниваю по другим детям, которые занимаются сопоставимое время. Мы пересекаемся на турнирах и я бывает с чужими детьми поигрываю и смотрю что у них и как.
Естественно, если ребенок занимается на результат, спору нет. Он конем будет шпарить как истинный шахматист. Но повторюсь, опять, наша задача развить детей. Кто хочет – пусть потом идет в шахматы, кто не хочет – пусть занимается другими делами. Танцами, например. У меня много девочек, и цели сделать из них шахматисток не стоит. Задача школы и дополнительного образования – всестороннее развитие ребенка. И шахматы тут выступают серьезным подспорьем.
Сделаю еще одно отступление – те дети, которые не проходили предыдущие фигуры – очень плохо потом справляются с конем. Ладья, слон, ферзь – они служат как бы подготовкой к сложному коню. Когда ребенок выходит на коня он не должен думать, как ходят другие фигуры – он их должен знать. Если он будет отвлекаться на слона или ферзя – ему будет сложнее понять коня. И, вполне возможно, приведет к отторжению в дальнейшем самих шахмат.
Хочу обратить внимание (в который уже раз) — цель данного курса в развитии ребенка. Ни в коем случае не в подготовке его к чемпионству. Я неоднократно готовил детей к школе изучая ходы шахматных фигур. Системность и постоянство проведения занятий дают ребенку иногда больше чем зубрежка материалов по другим предметам. При этом, дети воспринимают шахматы как игру, а это облегчает коммуникацию с ними. Возраст 6 лет — самое то для подготовки к школе и для начала изучения шахмат. Главное — не отбить интерес к обучению и к шахматам.
Если Вы заметите — в начальном курсе практически нет игры на полной доске. И это оправдано — полный комплект фигур для ребенка 6-7 лет чаще всего слишком сложен для понимания. То что ребенок в этом возрасте не умеет просчитывать свои ходы и ходы противника — это факт. Поэтому все спортивные секции в этом возрасте — это издевательство над детьми в первую очередь. Вам как родителю никто не запрещает издеваться над ребенком, но обращайте в первую очередь на его психологическую устойчивость. Не все дети могут и умеют проигрывать. представляете какой это стресс для ребенка? А если Вы вдобавок еще и требуете результат?
Я использую шахматы как инструмент для развития. Но не в коем случае не как цель. Да — если попадется ребенок который хочет и может стать мастером — это хорошо. Но тут есть проблема — вырастить такого мастера очень и очень сложно. На это надо годы времени и море работы. Причем — работы тренера с опытом. Пытаясь воспитать мастера дома, своими силами — я уверен, у вас это не получится. Доверьте этот момент профессионалам если уж хотите вырастить разрядника. Но сами не беритесь.

Если же Вы хотите добра своему ребенку, то развейте его с помощью шахмат. Курс И.Г. Сухина «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» для этого подходит идеально.

Как ходят шахматные фигуры: правила, схема для новичков

Любой начинающий игрок должен разобраться, как ходят фигуры в шахматах. Если вы начали увлекаться шахматами, тогда постарайтесь узнать про возможности фигур, как можно больше.

Как располагаются фигуры в шахматах

Для новичков объяснение правил игры в шахматы начинается с изучения схемы расположения фигур на доске. Правильным расположением шахматной доски считается положение, когда правый нижний угол белого цвета.

Фигуры располагаются следующим образом:

  1. В самые нижние углы ставятся по ладье белого цвета, в противоположные углы ставятся по 2 ладьи черного цвета.
  2. В следующую клеточку ставятся кони, затем слоны.
  3. Когда остались ферзь и король, ориентируемся на цвет ферзя, т.е. если он белый, то ставим его в белую клеточку и наоборот. В последнюю пустую клеточку ставим короля.
  4. Весь следующий ряд по горизонтали заполняем пешками.

Итак, в шахматах имеются следующие элементы: ладья (тура), конь, слон (офицер), ферзь (королева), король, пешка. Исторически сложилось так, что в шахматах белые фигуры начинают ходить первыми – это дает основание полагать, что при прочих равных условиях белые имеют больший шанс выиграть.

Как ходит пешка в шахматах

Рассмотрим, как может ходить пешка в шахматах. Пешки могут только на 1 поле вперед. В самом начале игры у каждой пешки есть уникальная возможность перескочить на два шага вперед (при условии, что они пустые), но затем она может ходить только на одно поле вперед. Важно запомнить, пешка назад в шахматах не ходит!

Как же бьет пешка в шахматах? Все шахматные фигуры, кроме пешек ходят и бьют по одинаковой траектории. Пешки отличаются тем, что ходят по прямой, а бьют по диагонали на одну клетку вперед.

Назад пешка бить не может!

Существует такая ситуация, которая называется — взятие пешки на проходе. В этом случае одна пешка воспользовалась первоначальным правом на два шага, а ее соперница оказалась с ней рядом на одной горизонтальной линии. Следующим ходом соперница может воспользоваться шансом взять своего врага, однако она должна при этом шагнуть по диагонали на ту клетку, через которую перепрыгнула первая пешка.

Кроме этого игрок имеет право обменять пешку на любую другую фигуру и сделать ее своей (кроме короля), если эта пешка смогла дойти до последнего горизонтального ряда противников. Обмен совершается в этом же последнем ходе пешки. При этом не имеет значения: хватает ли у игрока всех фигур и полное ли их количество, т.е. в большинстве случаев самым выгодным обменом будет второй ферзь или королева.

Как «скачет» конь в шахматах

Конь (неправильное название лошадь) очень интересная фигура. Как же может ходить конь в шахматах? Он может прыгать через свои фигуры и через фигуры соперника, при этом конь пишет в воздухе букву » Г». Из исходного положения конь может перелететь пешку и очутиться справа или слева по диагонали от нее. Если он стоит на белой клеточке, то после окончания хода он должен оказать на черной клеточке и наоборот.

Конь, находясь в центре поля, имеет возможность сходить 8 различными вариантами, а из исходной позиции только 3 вариантами.

Кроме этого сильными сторонами коня являются следующие моменты:

  1. Только он с пешкой имеет право на первый шаг в партии. Это свойство также помогает при закрытых ситуациях, когда слону и ладье и ферзю перекрыли ходы.
  2. Конь может легко атаковать любую фигуру противника без угрозы для себя (кроме вражеского коня). Это свойство эффективно использовать при атаке на ферзя.
  3. Король не сможет спастись от атаки коня другими фигурами или сам напасть на него, если только конь сам не стал на поле, находящееся под угрозой короля.

Поражать соперников он может только в том случае, если на месте его «приземления» стоит какая либо фигура. В том случае, если конь, повернув вправо, либо влево, может «убрать» какую-либо фигуру соперника называется в шахматах – вилка.

Как ходит слон (офицер) в шахматах

Рассмотрим, как может ходить слон в шахматах. Слон или офицер ходит по диагонали на любое количество клеток. Кроме этого у каждого слона есть своя клеточка – белая или черная. От цвета клетки зависит и цвет диагонали, по которой будет ходить слон, по этому признаку слоны делятся на «черные» и «белые».

Бьет своих противников слон тоже только по той диагонали, по которой ходит. Слоны, «находящиеся в одной команде», никогда не пересекаются.

Как ходит ладья в шахматах

Запомнить, как может ходить ладья в шахматах — очень просто, она ходит только по горизонтали или по вертикали на любое количество пустых клеток. Бьет соперников таким же образом только по вертикали или по горизонтали, независимо от того насколько клеточек от него они расположены.

Ладью в прошлом называли турой, тура – это башня, которую строили для взятия крепости при ее осаде.

Как ходит ферзь в шахматах

Ферзь или королева условно является «правой» рукой короля. Настолько свободно может ходить ферзь в шахматах, что любая другая фигура ей должна позавидовать. Ферзь имеет полную свободу перемещения, он может ходить в вертикальном, горизонтальном, диагональном пространстве на любое количество клеток, если они свободны. Таким же образом королева уничтожает всех своих противников, поэтому она очень опасна.

Слово ферзь обозначает полководец, также он называется свободным королем. Интересно, что в прошлом в России ферзь еще мог ходить, как конь.

Как ходит король в шахматах

Запомнить то, как может ходить король в шахматах – очень просто. Он может ходить также, как королева, но только на один шаг. Если можно так выразиться, то зона действия короля это 8 клеток вокруг него, при этом он находится в центре. Поражать своих соперников он может только в этой зоне. Если он находится в исходной позиции, то он может ходить и атаковать в зоне 5 клеток.

Короля нельзя бить, его можно только атаковать. Цель всех фигур поставить вражескому королю шах и мат. Шах – это покушение на короля, т.е. противник так поставил любую фигуру по отношению к королю, что может со следующим своим ходом «убить» короля. Мат – это, когда король не может убежать от шаха, т.е. никто не может защитить короля от нависшей угрозы, он сам не может себя защитить и одновременно не может никуда уйти.

В шахматах еще возможен пат – это такая ситуация, когда любой ход короля, приводит к тому, что он становится под шах, а другие фигуры не могут сделать ни одного шага из-за блокировки.

Король отличается от всех остальных фигур тем, что он не может пойти на поле, которое находится под атакой противника. Он не может приблизиться к враждующему королю вплотную, между ними всегда останется один шаг.

Существует такое понятие как рокировка – это единственный момент в партии, когда одновременно ходят две фигуры одинакового цвета. В рокировке могут участвовать только ладья и король. Она может быть длинной или короткой, делают ее для того, чтобы обезопасить короля и увести его с открытого центра.

Короткая рокировка делается королем на два шага в сторону королевского фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после короля в направлении ладьи). Длинная рокировка происходит в том случае, если король ходит на два шага в сторону ферзевого фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после ферзя в направлении ладьи). Ладья должна перескочить короля и стать рядом с ним.

Рокировка может быть произведена только один раз за игру, при этом необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Оба участника еще ни разу не успели походить.
  2. Между ними нет лишних фигур.
  3. Король находится в полной безопасности – ему никто не поставит шах.

Ценность фигур

Перед игрой в шахматы для начинающего шахматиста важно понимать ценность или силу каждой фигуры. В шахматах единицей измерения ценности фигуры является пешка.

  1. Пешка – самая незначительная фигура и ее ценность равна лишь ей самой.
  2. Слон (офицер) по силе равен коню, а по отдельности они равны 3 пешкам. Но считается, что 2 слона имеют преимущество над двумя конями, потому что слоны при правильной обороне противника могут поставить мат одинокому королю, а кони этого сделать не смогут.
  3. Ладья равна 2 слонам или 2 коням или совместной паре: 1 коню и 1 слону или 5 пешкам. Ценность этой фигуры настолько велика, что 2 ладьи считаются мощнее ферзя.
  4. Ферзь является самой ценной фигурой. По разным оценкам его сила измеряется либо 9, либо 10 пешками. Кроме этого он равен 2 коням и слону или 2 слонам и коню.
  5. Ценность короля не обсуждается, потому что его нельзя ни на что обменять.

Кроме этого фигуры делят на легкие и тяжелые. Легкие – это конь и слон, тяжелые – это ладья и ферзь.

Как ходит шахматный конь

Самая любимая фигура всех детей – шахматный конь. Многих родители уже научили ходить конем. Наша задача помочь вам научиться еще лучше прыгать этой шахматной фигурой.
Известно, что конь ходит буквой «Г». Но ход по этой букве иногда вырастает до невероятных размеров и шахматный конь может оказаться совсем не там, где нужно.

Поэтому учиться ходам коня будем так: посчитаем от белого коня раз – два – в сторону. Сначала два раза вверх и налево – конь оказался на цифре 1 (d7).
Раз – два – в сторону (теперь направо). Конь приземлился на цифре 2 (f7).

Или так: ход ЛАДЬИ + ход СЛОНА. Движемся вниз на одну клетку ходом ладьи и на одну клетку вниз ходом слона. Наш конь окажется на цифре 3 (поле d3) или цифре 4 (поле f3).

Поиграем в Цветочки. Вы видели когда-нибудь стреноженного коня? Это когда коню спутывают ноги, чтобы он не мог далеко ускакать.
Так вот. Нашему шахматному коню спутали ноги на поле е5 (диаграмма выше). А вокруг него большое поле с цветами. И наш конь выбирает вкусные цветы, которыми он полакомится, когда ему развяжут ноги.
Наша задача: расставить цветочки-пешки вокруг коня. Первую пешку ставим вместе, считая знакомое раз – два – в сторону. Получилось f7.
Назовём все поля, куда мечтает прыгнуть конь:
Ке5 – f7, g6, g4, f3, d3, c4, c6, d7.

Шахматные ходы коня

Наш сытый шахматный конь захотел в гости. Самое интересное задание – это путешествие конём из угла в угол по шахматной доске. Захотелось белому коню, живущему на поле а1, сходить в гости к чёрному. А чёрный конь в другом углу живёт, на поле h8. Дорог много. Вот одна из них.
Ka1 – b3 : с5 – d7 – e5 – f7 : h8
По дороге конь может «подкрепиться» пешкой с5, а самые кровожадные могут «закусить» и конём. Будем вежливы – нанесём ответный визит.
Kh8 – g6 – h4 – g2 – e3 – c2 : a1
Часто путешествие коня заканчивается на полях g7, g8, h7. А вот оттуда в угол не попасть.

Теперь упражнения для совершенствования прыжка этой интересной фигуры. Постарайся попасть конём в угол доски. Смотри не свались с доски!
Для коня с6:
1. Kc6 – a7 2. Ka7 – c8 3. Kc8 – b6 4. Kb6 – a8
Для коня g7:
1. Kg7 – e6 2. Ke6 – f8 3. Kf8 – g6 4. Kg6 – h8
Для коня a2:
1. Ka2 – c1 2. Kc1 – b3 3. Kb3 – a1
Для коня g1:
1. Kg1 – h3 2. Kh3 – f2 3. Kf2 – h1

Ты ещё не заметил одну особенность прыжков коня? При прыжке он всегда меняет цвет поля. Стоял на белом – значит приземлится на чёрном.
Когда конь хочет кого-то побить, то при этом он может прихватить фигуры, стоящие на его пути. Как избежать таких ошибок?
Запомни, что конь бьёт только фигуру на том поле, на которое приземляется! Конь как бы протискивается или перелетает через фигуры, не обращая на них никакого внимания.

Шахматный конь — задачки

Чтобы вы стали настоящим шахматным джигитом, выполните такие задания.
1. Дома немного попрыгай конём по доске.
2. Если в квартире паркет квадратиками – «скачите на коне» в кухню и обратно. Привлеки к этому процессу всю свою семью. Походите след в след. Можно станцевать коневой танец.
3. Перейди шахматное поле конём наискосок из угла в угол. Побывай конём во всех углах.
4. Поставь на доску несколько пешек и фигур (не забудь углы!) и поиграй в Зёрнышки. Кстати, удастся ли тебе очистить всю шахматную доску за 21 ход?
5. Обойти конем всю доску нелегко! Нарисуй в тетради квадрат размером 8×8 и ходом коня обойди как можно больше клеток, останавливаясь в каждой только один раз. Каждый новый прыжок коня обозначается следующим числом. На диаграмме показано движение коня по квадрату (конь прыгнул на b3 – пишем «2», на а5 – пишем «3», b7 – «4»).
Кто больше займёт клеток на нарисованном квадрате доске, прежде чем все ходы у коня закончатся, – тот чемпион!

Как ходит конь в шахматах

Конь — это самая необычная фигура в шахматах, которая по силе соответствует слону или трем пешкам. Давайте разбираться, как ходит конь в шахматах (картинка ниже).

Возможные варианты – две клетки вперед-назад, одна в сторону или одна клетка вбок, две вперед-назад. По форме, передвижение коня напоминает букву «Г». При движении конь всегда меняет цвет поля на противоположный. Если начинает с белого, то попадает на черный, и наоборот. Для перемещения его на соседнюю клетку понадобится три хода, а чтобы задержать пешку, он должен находиться рядом с ней. Рекомендуем вам изучить видео выше, чтобы четко понять, как ходит конь в шахматах.

По диаграмме заметно, что если конь расположен в центре доски, то он может контролировать сразу восемь полей, а при нахождении в углу только два. Новички должны учиться грамотно ходить этой фигурой, стараясь держать её всегда в центре. С опытом, с помощью коня можно сковывать одновременно несколько фигур противника, ставить «вилки», которые невозможно отразить без материальных потерь. Также это очень нужная фигура при атакующих действиях, когда объявляется мат сопернику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *