Как манипулировать родителями?

Помните юмористическую передачу с Анной Ардовой “Одна за всех”? Сюжеты, где ребенок, находясь еще в животе, руководил жизнью мамы от предпочтений в еде до того, в какой комнате спать папе. Слишком утрировано? Возможно.

В скором времени после родов понимаешь, что не так уж это и преувеличено. Дети учатся манипулировать родителями быстрее, чем говорить. И если вовремя не пресечь этот процесс, то с возрастом ситуация будет только усугубляться.

Как мы идем на поводу у ребенка

Дети в раннем возрасте не умеют скрывать эмоций. Зато имитировать те или иные чувства для собственной выгоды учатся очень быстро. А ближе к подростковому возрасту уже могут и скрывать те или иные чувства, чтобы привести родителей в полное негодование.

Семейный мини-войны можно условно поделить на три стадии. Чем старше ребенок, тем больше вероятность перехода от одной к другой.

Чем бы дитя не тешилось

Помните эту поговорку? Да, именно родители провоцируют наигранные слезы и вымогание. Дети с пеленок понимают, что стоит им закатить истерику, как тут же мамы и папы становятся готовыми на все, лишь бы ее прекратить. А уж бабушки и дедушки и подавно.

“Купи, купи, купи”, сопровождающееся горючими прилюдными слезами, очень часто помогают в достижении цели. Такие ситуации вызывают у родителей чувство вины и несостоятельности. Первое, в отношении ребенка, второе — в глазах окружающих. “Ах, что за родители такие, не могу купить ребенку шоколадку, игрушку и тд.”

Никогда не думайте о мнении окружающих. Окружающие не живут с вами. Они не знают, что у вашего ребенка может быть аллергия на шоколад, а комната завалена всевозможными игрушками, которые интересны ровно первые 15 минут после покупки.

Мнение окружающих второстепенно. Что делать с ребенком? Все просто: будьте уверены в том, что делаете. Несмотря на все попытки вывести на эмоции, старайтесь спокойно и аргументированно объяснять свою позицию:

  • мы не купим вредную еду потому, что потом тебе будет плохо, и придется вызывать врача;
  • мы не купим тебе игрушку потому, что у тебя такая уже есть/сейчас мы не можем, давай чуть попозже;
  • нужно одеть шапку потому, что на улице холодно, и я не хочу, чтобы ты заболел/а.

На любую причину нужно найти веский аргумент, который будет понятен ребенку. В идеале он должен одновременно объяснять ребенку причину отказа и выражать заботу о нем.

Иногда можно воспользоваться взаимовыгодным обменом: ты соберешь игрушки, а я дам тебе посмотреть еще одну серию любимого мультика. Если условия не выполнены, то и награды нет. Но такой вариант не должен касаться режима. Если вы считаете, что ребенок в 9 часов должен ложиться спать, он должен делать это в 9. Сделки в данном случае будут все портить.

Вывод: будьте постоянны в своих требованиях. Не делайте поблажек в принципиальных вопросах. Умейте отстоять свою позицию. Вы же взрослый, ваше мнение должно быть авторитетным и незыблемым.

Агрессия порождает агрессию

В погоне за желаемым все средства хороши. Если не получилось добиться слезами, дети начинают злиться и выводить на еще большие эмоции.

Вспомните себя в таком состоянии. Неприятные слова в адрес оппонента льются рекой. Ребенок способен говорить невыносимые для родителя вещи:

  • ты ужасная мать;
  • твои взгляды на жизнь стары как мир;
  • а вот папа никогда бы мне этого не запретил и тд.

Разозленный человек не следит за словами. А разозленный ребенок тем более. Слова льются машинально. Это причиняет боль, и вновь вызывает чувство вины. Или ответную агрессию. Вы же знаете, что делаете все возможное для своего ребенка. Слышать необоснованную критику крайне неприятно. Как он смеет такое говорить?

Такая ситуация опасна тем, что родители часто впадают в крайности. Либо идут на поводу, стараясь угодить, лишь бы изменить столь ужасное о себе мнение, либо усугубляют ситуацию собственной обидой.

Как и в случае со слезами, лучшим средством выхода из ситуации остается спокойствие и уверенность в собственной правоте. Крайне важно сохранять самообладание и отстаивать свою позицию. Если вы ведетесь на провокации и вступаете в бессмысленные перепалки, ребенок по итогу либо добьется своего, либо будет считать себя ущемленным, получив ответную агрессию.

Для отстаивания своих позиций необходимо:

  • показать ребенку, в чем он не прав;
  • найти компромисс;
  • ни в коем случае не давать волю эмоциям и не унижать достоинство ребенка.

Иногда полезно сделать передышку. Если вы видите, что ситуация выходит из-под контроля. Вы или ребенок слишком эмоционируете. Сделайте паузу. В зависимости от возраста ребенка это может быть или расход по комнатам, или выход на улицу. Такой подход дает возможность успокоиться и здраво оценить ситуацию. Дети, несмотря на свою эмоциональность, также через небольшой промежуток времени отходят.

Если вы проявили слабость и пошли на поводу, ребенок запомнит, что таким способом можно получить желаемое.

Хочешь одно, получишь другое

Когда слезы и злость не действуют, ребенок приступает к третьей стадии. Он начинает делать все наперекор. Нельзя гулять, не сделав уборку? Может сбежать. Нельзя смотреть телевизор, пока не выучит уроки? Будет играть в планшет. Отобрали все гаджеты? Тогда голодовка. Если вы дошли до этой стадии, то можно смело назвать сложившуюся ситуацию комнатной войной.

На войне все победы относительны. Уступите ребенку в его прихоти — получите манипулятора в чистом виде. Продолжите настаивать на своем — с большой вероятностью, хоть и временно, но наживете врага в лице собственного ребенка. Последнее чаще относится к подросткам. С маленькими детьми проще. Их привязанность к родителям больше. Они быстрее остывают и забывают.

Выбор нелегкий. Родители готовы пойти на поводу, чтобы сохранить спокойную обстановку. Те же, кто решил отстоять свой авторитет, должен быть последователен и держаться до конца. Вам потребуется сила воли, спокойствие и упорство. Вернитесь к источнику конфликта и постарайтесь обсудить ситуацию еще раз.

Вопрос о компромиссе на этой стадии спорный. С одной стороны, найденный компромисс поможет быстрее уладить конфликт. С другой, дети быстро учатся. Пары раз будет достаточно для понимания того, что такое поведение приведет к поблажкам. Хочешь получить желаемое — проси больше. Самый банальный пример: ребенок хочет гулять до 10 вечера. Вы разрешаете только до 8, аргументировав тем, что на улице уже темно. В результате компромисса придете к одобренным прогулкам до 9. Но счет не в пользу родителя. Компромисс актуален для второй стадии. На третьей расценивается как слабость родителя.

Важность отстаивания своей позиции на третьей стадии обусловлена тем, что ребенок должен осознать, что подобное поведение неприемлемо. Это не игра и не норма жизни. Спорные вопросы должны решаться спокойно. Он ребенок, но у него есть обязанности, которые нужно выполнять.

Ошибки родителей, из-за которых дети вырастают манипуляторами

Попытки манипулировать заметили слишком поздно

Родители склонны оправдывать поведение ребенка его возрастом. Ну он же маленький. Он просто привлекает внимание. Он не понимает.

Понимает! Дети понимают больше, чем показывают и чем думают родители.

Если вы замечаете, что ребенок очень часто получает то, что вы ему запрещаете, стоит задуматься о последствиях.

Чем раньше заметите, тем больше вероятность пресечь попытки. Для этого нужно показать, что манипулирование не пройдет. Важно не просто отстоять свой авторитет, но и выяснить истинные потребности ребенка.

Плохой пример

Дети учатся у родителей. Если родители сами регулярно манипулируют ребенком, то нет ничего удивительного, что он начинает поступать так же в ответ.

Плохим примером служит и проявление слабости. Уступили? Будьте готовы к последующим манипуляциям проверенными способами. Речь не только об истериках. Это может быть и вызывание у вас чувства вины, лесть, вранье или выпрашивание.

Еще один плохой пример — ответная агрессия. Злитесь от осознания, что ребенок манипулирует? Вероятно. Но показывать это нельзя. Желание наказать не прояснит истинного мотива запретов. А если дело дошло до стадии “наперекор”, ребенок запросто может проявить внешнее безразличие. “Делай что хочешь, запрещай, а я все равно добьюсь желаемого.” Важно объяснить причину “нельзя”. Не поняв ее, ребенок будет считать вас тираном и деспотом, даже если ваши намерения самые благие.

Итоги

Чем раньше вы пресечете попытки манипулировать вами, тем легче будет в дальнейшем. Если все же приходится сталкиваться с детским манипулированием, старайтесь придерживать следующих правил:

  • Сохраняйте спокойствие. Это сложно, но это самое важное.
  • Отстаивайте свои позиции. Вы взрослый. Ваше мнение должно быть авторитетным для ребенка.
  • Не отвечайте агрессией на агрессию. Авторитет подкрепляется не возрастом, а разумным поведением.
  • Предъявляйте объективные требования. Не нужно слишком ограничивать ребенка. Чем теснее рамки, тем больше хочется из них вырваться. Не провоцируйте ребенка к манипулированию своими жесткими требованиями к нему.
  • Проявляйте уважение к ребенку. Дайте понять, что вам важно его мнение и желания.
  • Выясните причину неприемлемого поведения. Возможно, проблема в банальном недостатке внимания.
  • С малых лет приучайте соблюдать имеющиеся в семье правила.

Поддержание мира и спокойствия в семье — одна из первоочередных задач родителей. Иногда конфликт проще предотвратить, чем разрешить.

Ребенок-манипулятор

Ребенок-манипулятор — ребенок со склонностью влиять на окружающих (взрослых и сверстников) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, эмоции, интонации и формулировки, чтобы получить нужную реакцию или ответ (смотри Манипулятор). Манипулятор, он же коммуникатор, устраивает интересные и сложные многоходовки.

Иллюстрация

  • Пикник

Семья собирается на пикник, сын вдруг говорит: «Вы знаете, мне что-то не хочется. Я лучше дома останусь, книжки почитаю…» (понятно, врет, никакие книжки читать он не планирует). Но когда он сделал такое заявление, а семья уже вся настроилась — что делать всем взрослым? Теперь его все будут уговаривать, обещать радости и развлечения. А ребенок будет показывать, что — нет, вы знаете, все равно вот как-то недостаточно интересно… В конце концов он согласится, но тогда уж как минимум все подготовительные хлопоты родители возложут не на него, а на дуру сестру, которая изначально обнаружила энтузиазм…

  • Личный пример — Антон Кленов

Ребенок в возрасте полтора года — талантливый, уже вполне сформировавшийся манипулятор, умеющий подставлять и сшибать лбами взрослых.

Ребенок-манипулятор: врожденное или приобретенное

Некоторые дети, похоже, рождаются с изначальной склонностью к манипулированию.

Это не злые дети, и манипулирование — не негативная, а нейтральная характеристика. Но они любят крутить, играть окружающими, у них нет (или почти) нет простых естественных эмоций. Все, что они делают, они делают зачем-то. Они вполне могут быть искренними, но искренность они делают так же, как и любое другое свое состояние для эффективного влияния на окружающих.

А другие дети рождаются — простыми, бесхитростными. Они ничего не выдумывают, они чувствуют то, что они чувствуют, и говорят то, что чувствуют. См.→

Предпосылки развития

Есть предположение, что ребенок-манипулятор — это ребенок со слабым центром страха. На него кричат, а ему — не страшно. Он слушает крик, смотрит на кричащее лицо и как обычно подыскивает варианты действий, чтобы получить то, что ему нужно.

Что подталкивает ребенка развиваться по типу ребенка-манипулятора?

Первое возможное обстоятельство — это естественное развитие ребенка, освоение им более эффективным форм влияния (может быть и личным творчеством ребенка, и результатом влияния взрослых — их обучением или продуктом заражения).

Второе возможное обстоятельство — неудачные взаимоотношения ребенка с родителями, в результате чего у ребенка формируется недоверие, скрытность, желание попривлекать внимание, захватить власть или отомстить родителям через манипулятивные игры. Смотри Причины конфликтного поведения.

Направление развития

Ребенок-манипулятор — может быть как врожденным, так и приобретенным типом поведения (чертой личности ребенка). Ребенок может родиться манипулятором, а может — простым, бесхитростным ребенком. Похоже, что из простого ребенка со временем может развиться манипулятор, но манипулятор в бесхитростного ребенка, по наблюдениям, не превращается.

Интересно

На форуме Синтона встретил такую позицию от женщины:

Когда перепробованы ВСЕ меры, все попытки уговоров и способов «по-хорошему», разговор с позиции силы — единственно эффективный.

Аппелировать к хорошей стороне здесь бесполезно. Манипулятор преследует свои, жесткие цели. Сюсюкать и заигрывать с террористами немудро. Манипуляция — прием ниже пояса и по своей сути, применение силы. Отвечать силой на силу — вполне адекватно. Главное — эффективно.

Вопрос: насколько это применимо в отношении к ребенку-манипулятору?

Три способа манипуляции родителями

Три противостояния

Когда ребенка уличают в озорстве и наказание становится неизбежным, он идет на ухищрения и пытается манипулировать взрослыми при помощи трех способов поведения.

Очень важно знать, что не все детские эмоции, включая слезы и злость, являются специальными приемами. Грусть и горечь тоже не приемы. Через слезы и злость на поверхность выходят слова, которые отражают реальное состояние ребенка. Не существует правил, которые позволяли бы определять истинные намерения ребенка, тем не менее чувства, выражаемые телодвижениями, мимической мускулатурой, выражением глаз, голосом и реально сказанные ребенком слова в совокупности выражают истинное его состояние. Внимательно относящиеся к детям, интуитивно чувствующие родители способны отличить истинные чувства от манипулятивного поведения.

Противостояние первое: подкуп, слезы, вымогание

Предположим, родители вместе с ребенком находятся в ресторане или бакалейном магазине, и тот начинает заунывно просить: «Пожалуйста, мама. Купи, пожалуйста, пожалуйста!» Для того чтобы не устраивать публичной сцены, родители идут на уступки и покупают то, о чем он просит. Другой критической группой являются соседи, которые специально останавливаются для общения с вами и с удовольствием наблюдают за разворачивающимся спектаклем. Еще одной, и наиболее тяжелой в общении, группой являются бабушки и дедушки. Они активно вмешиваются с советами в процесс воспитания, стремятся влиять на детей, внуков и формировать общественное мнение.

Как сдержаться от потакания желаниям детей? Очень важным моментом является уверенность в своей правоте и силах. Речь идет не об агрессивной самоуверенности, а о спокойном состоянии, в котором вы чувствуете себя правым и готовы объяснить свою позицию ребенку. Ваша уверенность в своей правоте должна основываться на том, что дети и взрослые имеют различные права, нужды, желания и ваша мудрость как родителя должна соединить воедино права, нужды и желания обеих сторон и выдать компромиссное решение, которое бы устраивало и детей, и взрослых.

Анна хочет пойти на улицу и поиграть с подружками. Но она не сделала уборку. Однако родители не имеют права действовать насильственными методами. Будьте уверены в себе. Но как этого добиться? Глаза Анны полны слез: «Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста!» Абсолютно спокойным голосом следует ответить: «Ты сможешь отправиться на прогулку, как только сделаешь положенное». В этот момент ваш ребенок поймет, что подкуп, слезы, вымогание не действуют, нужно сделать то, чего добиваются родители.

Если при первом противостоянии дети терпят поражение, они могут прибегнуть к использованию второго противостояния.

Противостояние второе: злость и агрессия

«Мама, это значит, что твои взгляды на жизнь устарели. Никто из детей, кроме меня, в целом квартале не убирает за собой постель. Я тебя ненавижу. Это глупо. Это старомодно. Почему Мария не убрала свою постель? Почему Джой побросал свои подушки на середину постели?» Родители, усыновившие или удочерившие детей, слышат только одну фразу: «Ты мне не настоящий отец. Так и знай, в эти выходные я увижу своего настоящего папу, и он ни за что не позволит мне убирать за собой постель». В такие минуты родителям хочется связать своих детей или отлупить. Не делайте этого.

Если родители выдерживают первое противостояние, то ребенок чувствует себя ущемленным и желает взять реванш в следующем поединке. Когда же родители попадаются на уловку второго противостояния, это повергает их в состояние злости. («Не говори мне никогда ничего подобного!») Агрессия порождает большую агрессию. Если ребенок разозлится, это разозлит вас, вы в таком состоянии вызовете еще большую агрессию у ребенка, круг замкнется. Если вы разозлились, старайтесь не говорить ничего такого, что могло бы не понравиться вам самим.

Другая ошибка, которую совершают родители, когда дети начинают использовать приемы второго противостояния, это вступление в дискуссию. («Меня не волнует мнение родителей, проживающих в нашем квартале, чьи дети не убирают свои постели. Я знаю, что в этом доме постели всех членов семьи должны быть убраны. Мария не убрала свою постель, потому что она больна. Джой кладет подушки на середину постели, а не в головной конец потому, что он еще маленький и ему трудно дотянуться до изголовья».) Помните, что, когда придет время дискутировать с двенадцатилетним ребенком, чья полемическая энергия кажется неиссякаемой, вы абсолютно точно будете чувствовать себя потерянными.

Ваши дети входят в дом. Они улыбаются, слышны шутки и переливающийся звонкими бубенцами смех. Через несколько минут вы слышите плачущий голос из ванной комнаты: «Она снова брала мою расческу!» Рыдания из спальни девочек: «Она порвала мою юбку!» Способны ли мы пройти через все это? Да, способны, более того — должны.

Агрессия порождает агрессию. Пассивность — тоже. Единственное, что имеет действие, — это уверенность в себе. Она позволяет сохранять родителям твердую позицию, не вступать в длительные и бесплодные дискуссии, не отвечать на агрессию детей, а склонять их к выполнению обязанностей.

При возникновении второго противостояния родителям нужно успокоиться и призвать на помощь самообладание. Родители должны изыскать возможность преподнести урок своим детям:

  • показать ребенку, что он был не прав;
  • дать возможность ребенку увидеть проблему в целом;
  • помочь ребенку найти пути решения проблемы;
  • не унижать чувство собственного достоинства ребенка.

Старайтесь, чтобы ваш голос звучал привычно, и скажите: «Ты можешь пойти на улицу после того, как сделаешь уборку».

Что, если ребенок все-таки убежит на улицу? Если он мал, постарайтесь поймать его. Иначе в разгоряченном состоянии он может на улице совершить что-нибудь неблаговидное. Поймав ребенка, не шлепайте и не трясите его. (Некоторые родители, поймав ребенка и отшлепав, еще и приговаривают: «Никогда не смей от меня убегать. Теперь ты будешь находиться дома!») Постарайтесь прижать ребенка к себе и покачать. Я знаю, это выглядит несколько странно, но это гораздо лучше, чем бить или словесно унижать его. Кроме того, объятие и укачивание ребенка может способствовать снижению уровня адреналина в крови у вас обоих. При укачивании спокойным голосом скажите: «Ты сейчас расстроен, зол, но в этом нет ничего страшного». После того как ребенок окончательно успокоится, погладьте его по лицу, улыбнитесь ему и скажите: «Ты сможешь пойти гулять, как только все сделаешь».

Если ребенок достаточно взрослый, не стоит устраивать за ним погоню. Я не знаю, как вы, но я не смогу угнаться за одиннадцатилетним подростком. Я не могу себе позволить кричать: «Подожди, негодный мальчишка, я скоро тебя догоню!» Если я ввяжусь в погоню, то непременно окажусь в ней проигравшей стороной. Если хорошенько подумать, в этой погоне нет победителей. Если одиннадцатилетний подросток начинает штурмовать входную дверь, позвольте ему уйти. Он сам боится совершенного непослушания. Когда ребенок будет покидать пределы дома, не забудьте заметить ему вслед: «Как только немного успокоишься, возвращайся, пожалуйста, домой».

Как только ребенок вырвется на свободу, он перестанет сердиться на своих родителей, так как они беспрепятственно отпустили его из дома, попросили возвращаться и предоставили полную свободу действий. Кто же в этой ситуации окажется победителем? На первый взгляд кажется, что победителем стал ребенок, так как он покинул дом и не сделал того, о чем его просили. Но на самом деле ситуация еще не разрешена, поэтому рано говорить о победителях. Когда ребенок вернется домой, скорее всего, он одарит вас искренней улыбкой. В этот момент ему необходимо сказать: «Любой человек может терять контроль над ситуацией, но жизнь есть жизнь и все возвращается на крути своя. Ты вернулся домой, а твоя работа по-прежнему не сделана. Ты понимаешь, что каждый человек должен обслуживать себя самостоятельно, поэтому ты должен сам есть, чистить зубы, убирать постель и свою комнату, выполнять часть общей работы по уходу за домом».

Одним из лучших способов выхода из сложившейся критической ситуации является временное отстранение от нее. Как только человек «остывает», ему легче принимать разумные решения. Бывает полезно погулять вместе с сыном, а затем продолжить разговор. В конечном итоге он сделает то, что от него требовали. Если вам и вашему ребенку удастся пережить второе противостояние, значит, вы вместе пережили один из этапов вашего совместного взросления.

Если вы не сможете «победить» во втором противостоянии, ребенок примет к сведению, что можно быть злым и при общении с вами и другими людьми решать конфликтные ситуации не добром, а злом.

В том случае, если ребенку не удалось победить во втором противостоянии, он может приступить к третьему.

Противостояние третье: наперекор

Поступки, совершаемые наперекор, это один из наиболее действенных методов детского противостояния. Никто не может заставить их вести себя так, как они не желают. («Я не собираюсь этого делать. Ты не сможешь меня заставить делать то, что я не хочу. Я не собираюсь никуда идти, на улице идет дождь. Как бы ты ни наказала меня, это не причинит мне боли. Ты можешь запереть меня в комнате. Я наконец-то послушаю музыку».) У нормального здорового ребенка противостояние длится не более пяти минут. Пусть десять минут, но не более. Многие дети умеют противостоять своим родителям и всегда добиваются желаемого.

Победа родителей в первом противостоянии приводит ко второму поединку. Если второй поединок выдержан, то приходит черед третьего противостояния. Поражение в третьем бое означает возврат на первую ступень противостояния. Дети очень хорошо чувствуют свое положение и не теряют времени для того, чтобы одержать победу над растерявшимися родителями.

Как же можно выдержать третье противостояние? Для этого необходимо проявить силу воли и упорство. Родители не должны изменять первоначально принятого решения и отступать от имеющейся у них установки. («Ты сможешь пойти гулять, как только сделаешь то, что было намечено».) Старайтесь держать себя в руках, когда услышите саркастическое замечание ребенка: «Мне очень хорошо известно, что я могу отправиться на прогулку только потом». Дети при необходимости умеют маскировать свои эмоции. Саркастические замечания они используют для сохранения своего лица. Родителям не следует делать вид, что они будто бы не замечают язвительных высказываний, но и не следует вступать в дискуссии относительно этих замечаний. Опять-таки важно сохранить спокойствие. Дети не должны слышать вашу немедленную реакцию на свое поведение. Когда же дети пытаются вызвать вас на открытый конфликт, то и тогда постарайтесь не терять самообладания. Как правило, после длительных препираний случается одна из двух вещей: (а) ваш ребенок делает положенное и отправляется на прогулку; (б) ребенок начинает неистовствовать в своей комнате, ударяя по стенам, двери, мебели, наконец, обессилевший от избытка эмоций, он падает на пол.

Если развился такой вариант сценария, когда ребенок собирается покинуть дом, дайте ему возможность уйти, ни одним словом не прокомментировав его поступок. Когда же он вернется домой, спокойно скажите ему: «Ты не будешь ужинать до тех пор, пока не сделаешь уборку». Следует понимать, что, используя подобную поведенческую тактику, вы встаете на тропу войны со своим ребенком. Он может ответить вам: «Отлично, продовольственных запасов в моей комнате хватит на целую неделю!»

В ответ вы можете произнести еще более сокрушительную фразу: «Ты наказан дома на шесть недель!» Теперь ребенок будет мозолить вам глаза своим постоянным пребыванием дома в течение шести недель только потому, что он не подчинился. Вместо развивающегося противостояния можно предложить ребенку сделать то, с чего и началась дискуссия, а именно: произвести уборку.

Если вам удастся выдержать три противостояния, то ваш ребенок начнет понимать, что вы думаете о том, о чем говорите, а говорите то, о чем думаете. Вы поступаете так, как говорите, и всегда выполняете обещанное. Ребенок начнет иначе относиться к вашим словам, а в ваших мыслях он постарается искать рациональность и упорядоченность.

Ребенок должен чувствовать, что возникшее противостояние не является игрой. Спокойное разрешение спорной или конфликтной ситуации должно стать нормой повседневной жизни. В то же время дети должны твердо знать о своих обязанностях и прилагать все усилия для их выполнения.

Постоянство в требованиях к ребенку

Что, если ребенок выполняет какую-либо работу и, к несчастью, делает ее плохо? Что, если вы зашли в детскую спальню и увидели там беспорядок?

Некоторые родители в подобной ситуации не могут сдержаться и в порыве гнева срывают покрывало с постели, что-то бросают на пол. Затем на весь дом раздаются скандальные выкрики. Другие самостоятельно все поправят и приберут, желая продемонстрировать детям свое мастерство.

Наконец, третий тип родителей, зайдя в детскую спальню и увидев царящий в ней беспорядок, набирают в легкие больше воздуха, успокаиваются и сообщают ребенку, что ему нужно сделать. См. →

Сейчас родители все больше выбирают демократический стиль воспитания. И это не плохо. Но очень часто происходит перекос сил: ребенок проявляет себя в качестве манипулятора, а родители начинают плясать под его дудку. Почему так происходит? К чему это может привести? И как нужно правильно реагировать родителям на детскую манипуляцию?

Как распознать детскую манипуляцию

Манипуляция – это определенное поведение с целью воздействия на другого человека, чтобы добиться своей цели. Нужно понимать, что не всегда детское поведение является манипуляцией или, если она и происходит, то не всегда осознанно. Следует знать, что поведение ребенка до 1 – 1,5 лет крепко связано с его инстинктами. Если у малыша возникает какая-либо потребность, самым простым и естественным способом сказать об этом родителю – это плачь. Даже вплоть до школьного возраста дети мало отдают себе отчет в своем излишне эмоциональном поведении. Дело в том, что в этот период дети проходят несколько возрастных кризисов, следующих один за другим. Так они осваивают взаимодействие с окружающими людьми, испытывают наиболее эффективные формы влияния на них. Однако это совсем не значит, что они совсем ничего не понимают. Иногда дети целенаправленно ведут себя так, чтобы привлечь внимание родителей и получить желаемое.

На самом деле манипулятивное поведение можно отследить. Просто чаще всего родители поддаются эмоциям и чувствам. И, как правило, это мамы или бабушки. Как же понять, что вами манипулирует ребенок?

  1. Постарайтесь отстраниться от эмоций и понаблюдайте, что предпринимает ребенок каждый раз, когда что-то идет не по его. Если происходит бурная реакция и такое поведение каждый раз повторяется, здесь может быть речь о манипуляции.
  2. Вторая составляющая – это на кого направлено воздействие. Если это один и тот же человек, то явно прослеживается манипулятивное поведение. Как правило, остальные члены семьи могут выследить и пресечь манипуляцию. А тот, кто поддался один раз, попадает в ловушку и повторяет свою реакцию снова.

Откуда появляется детская манипуляция

Причины возникновения детской манипуляции напрямую связаны с ситуацией в семье. Причина может быть одна или несколько.

  • Если в семье уже кто-то манипулирует другими. Дети очень легко считывают поведение взрослых и могут его копировать.
  • Если в воспитании детей кроме родителей активно участвуют третьи лица (бабушки, дедушки, тети и т.п.). Обычно взгляды на воспитание у родственников отличаются друг от друга, поэтому дети просто не понимают, какое поведение верное.
  • Если родители перегибают палку в воспитании. Чрезмерный контроль в виде регулярных наказаний, постоянных запретов, угроз, лишения самостоятельности, жесткое ограничение личного времени и пространства, загоняет ребенка в жесткие рамки. Выходом из этой ситуации может быть бунт в виде манипуляций, так как по-другому воздействовать на родителей ребенок просто не в силах.
  • Если в семье наблюдается неуверенность в себе и своем ребенке. Такие родители начинают испытывать чувство вины и жалости. Например, если у него мало друзей, он плохо учится, часто болеет и т.п. Ребенок сразу понимает, что он какой-то неправильный и может использовать эту ситуацию в своих целях. А вернее он начинает играть по установленным взрослыми правилам.
  • Родители предъявляют слишком завышенные требования к детям. Они могут думать, что ребенок должен быть гением во всех областях сразу. Ему нужна помимо школы еще и музыкальная школа, и спортивная секция, дополнительные занятия по английскому, и кружок по химии. Как правило, такие родители пытаются восполнить пробелы, как им кажется, в воспитании их самих своими родителями. Ребенок просто не выдерживает таких нагрузок и пытается манипулировать, чтобы избавиться хотя бы от части из них.
  • Если папа крайне редко участвует в воспитательном процессе. Такое бывает, когда: либо в семье вместо папы отчим, который внутренне не принимает чужого ребенка, либо мама с папой в разводе, и отец крайне редко навещает ребенка. Крохе не хватает внимания и он пытается добиться его любой ценой, в том числе и манипуляцией.

Какие способы манипулирования родителями бывают

Для того, чтобы понимать, с чем имеешь дело, здесь представлены основные способы детского манипулирования и примеры фраз:

  • Истерика. «Я хочу это!», «Ну, купи, купи, купи!»
  • Ложь. «А папа сказал, что это глупо…»
  • Лесть. «Ты сегодня такая красивая…», «А ты знаешь, я хочу твои вкусные сырники…»
  • Подкуп. «Дай мне в приставку поиграть, а я потом бабушке помогу»
  • Ультиматум. «Я это не буду это делать и всё тут!»
  • Вымогание. «Если я пойду к доктору, купишь мне шоколадку?»
  • Злость или агрессия. «Я тебя ненавижу!»
  • Отговорки. «Я потом сделаю, а сейчас…»
  • Шантаж. «Уйду от вас к бабушке!»
  • Перекладывание вины. «Это не я виноват!»
  • Наперекор. «Ты меня заставляешь, а я все равно не буду делать, как тебе нужно.»

Как реагировать на манипуляцию ребенка

Здесь самое главное – это ваша реакция. От нее зависит дальнейшее поведение ребенка. Итак:

  • Если ребенок закатил истерику, не спешите реагировать бурно. Сделайте вдох, постарайтесь посмотреть на ситуацию с точки зрения наблюдателя. Не повышайте голос, не грубите и не применяйте физическое наказание. Такими действиями можно только усугубить ситуацию. Подождите, когда истерика закончится. Объясните малышу, что в таком состоянии вы с ним разговаривать не будете. Как истерика пройдет, спокойно поговорите с ребенком. Он начнет понимать, что его истерики не имеют действенного эффекта.
  • Проявляйте твердость в своих решениях. Не идите на послабления при любом манипулировании. Если один раз вы уступите и пойдете на поводу у капризов ребенка, он продолжит эту тактику воздействия, а ваш авторитет будет подорван.
  • Не покупайте хорошее поведение! Нельзя постоянно стимулировать деятельность детей подарками или деньгами. Они быстро понимают такую тактику и будут хорошо себя вести лишь, чтобы получить материальные поощрения. Это неестественное поведение, дети быстро учатся притворяться. Да и с возрастом запросы будут только увеличиваться. А потом им придется столкнуться с реалиями жизни, где не все дается за конфетку.
  • Относитесь с понимаем взрослого к манипуляции ребенка, будьте выше, держитесь спокойно и доброжелательно. Объясняйте ребенку, почему вы запрещаете ему что-то делать: «… потому что это опасно для здоровья». «… потому что здесь так не положено делать» и т.п. Спустя время он запомнит, осознает и будет прислушиваться.
  • Не поддавайтесь бури эмоций. Дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние родителей и заражаются им.
  • Всегда будьте примером для своих детей. Чтобы ваши дети вас уважали и прислушивались, нужно чтобы ваши дела не расходились с вашими словами.
  • Не поддавайтесь чувству вины. Когда во время детской манипуляции вы проявляете выдержку и строгость, а малыш психологически сопротивляется, выражая это эмоциями, не корите себя за то, что вы слишком жесткий родитель. Вы так поступаете только на благо ребенку.
  • Ищите компромиссы. Разговаривайте, обсуждайте с детьми сложившуюся ситуацию. Общаясь с уважением, вы показываете, как правильно вести конструктивный диалог. Старайтесь найти выход, который будет в пользу для вас и ваших детей. Объясняйте, почему вы им что-то запрещаете.
  • Если не правы, признайтесь в этом и извинитесь. Иногда и взрослые заблуждаются и бывают не правы. Так ваш ребенок поймет, что не только он может ошибаться. Он научится, что тоже нужно извиняться, если неправ.
  • Иногда просто нужно дать детям пройти через свой собственный опыт. Позвольте им понять отрицательное воздействие своих поступков. Например, если ребенок отказывается готовить домашнее задание, можно допустить его желание. Только не выполняйте работу за него! После того, как он получит замечание от учителя, поймет, что поступил неправильно.
  • Помогайте детям в формулировке их чувств и переживаний. Проговорите с ним его эмоции, чтобы он лучше понял себя. Например, «Ты сейчас злишься, потому что твой друг обидел тебя», «Ты грустишь, потому что расстроен» и т.п.
  • Для коррекции поведения детей помогает сказкотерапия. В сказках показываются примеры поведения героев в тех или иных ситуациях, на которых они учятся. Так дети ненавязчиво усваивают нормы морали, действующие в обществе.

Что делать, чтобы предотвратить манипуляцию

Принято, что хорошие вещи – само собой разумеющееся и их не нужно поощрять. Но ребенок только познает этот мир, поэтому ему нужно все разъяснять. Да и любому взрослому приятно, когда его хвалят. Делайте акцент на хороших поступках ребенка, хвалите его, поощряйте словами и объятиями. А истерики старайтесь игнорировать. В этом случае у ребенка закрепиться в сознании, что только за хорошие вещи он получает любовь и внимание.

Важно, чтобы все члены семьи следовали единым принципам воспитания. Если мама запретила, а бабушка разрешает, то дети будут считать, что запрет не такой уж и строгий, поэтому можно нарушать и другие запреты.

Старайтесь удовлетворять все базовые потребности ребенка. Это ни в коем случае не означает потакать. Это значит: проводить больше времени с ребенком, дарить ему свою заботу, выслушивать его, поддерживать, чаще разговаривать. Интересуйтесь его чувствами, тревогами, мечтами, совместно играйте, покупайте подарки по поводу, гуляйте вместе в парке. Что делать совсем не стоит: не давайте пустых обещаний, не взращивайте в ребенке зависть, не грубите, не ущемляйте детскую самооценку. Берегите хорошие взаимоотношения, поддерживайте дружелюбную атмосферу в семье.

Говорите детям чаще о своей люби. Взрослые считают, что они и сами догадываются, что их любят. Если вы лишний раз будете напоминать ему об этом, то только укрепите взаимоотношения. Любой ребенок должен знать, что его любят в семье, несмотря ни на что.

Советы психолога: как справиться с неуправляемыми детьми? – Доктор Комаровский

Помните, что потакание детской манипуляции ведет к формированию негативной установки, которая будет только мешать им в будущем. Поэтому будьте положительным примером для них. Ведите себя с детьми так, чтобы они не были вынуждены прибегать к манипуляции.

Часто взрослые люди даже не осознают, что полностью подчиняются собственным детям. Благодаря умелым детским манипуляциям, в доме появляется огромное количество ненужных вещей, а наше настроение целиком зависит от поведения дочек и сыночков. Давайте разберемся, как определить, что ребенок вами манипулирует.

Как распознать манипулятора

Манипуляция – это тактика управления действиями или поступками другого человека. Главная задача манипулятора — добиться желаемого.

Дети не рождаются манипуляторами, их делают такими родители. Малыши ещё не умеют делиться, идти на компромисс и уступать — этому они должны учиться. Но вместо усвоения правил сотрудничества, они быстро улавливают возможности истерик, вымоганий, слез, агрессии, беспомощности и лести.

Ваш ребенок манипулятор, если:

1. У вас нет выбора. Взрослый не принимает решения самостоятельно, а полностью зависит от своего ребенка. Ребенок предлагает определенные варианты, но все они выгодны ему:

– я не пойду в гости (не поеду на дачу);

— я поеду, если ты купишь мне игрушку;

— я буду играть с младшим братом, если ты разрешишь поиграть на планшете.

2. Ребенок часто проигрывает одну и ту же ситуацию: мимику, жесты, слова. Если поступки ребенка повторяются, значит, они работают на достижение его целей. Например, по утрам у него болит голова, чтобы не одеваться самостоятельно, а по вечерам он притворяется, что очень хочет спать, чтобы не убирать игрушки.

3. Вы не уверены в том, что являетесь хорошим родителем. Вы часто меняете стиль воспитания, робки в воспитательных воздействиях. Дети очень тонко чувствуют неуверенность родителей, а иногда даже обращают на это внимание:

— ты плохая мама: со мной не играешь, не занимаешься;

— я ребенок, а ты – мама, отвечать придется тебе;

— это не я плохая девочка, а ты плохая мама;

— ты меня не любишь, мамы так не поступают.

4. Вам бывает стыдно за собственного ребенка. Вы ощущаете свою беспомощность по отношению к нему: он не слушается, не подчиняется. Вы находитесь в постоянном напряжении при посещении детского сада, школы, детских мероприятий. Вам приходится выслушивать претензии воспитателя, учителя или родителей других детей. Окружающие упрекают вас, что плохо воспитали ребенка или просят не приводить его в общественные места. Вы угрожаете ребенку, что расскажете другим членам семьи или обещаете награду за хорошее поведение.

5. Маленькая проблема вырастает в большую истерику или целый спектакль. Ребенок не хочет спать и каждый вечер просит включить ночник, потом его выключить, заменить ему одеяло, открыть или закрыть окно. Иногда возникают капризы, которые заканчиваются скандалом или слезами. Если вы проанализируете причину конфликта, то поймете, что началось все с мелочи.

6. Возникает постоянное чувство вины перед ребенком: задержка на работе, частые командировки, привлечение бабушек и дедушек, отсутствие больших материальных возможностей. Эту вину родители стараются загладить подкупом. Непоследовательность в поведении усваивается детьми, которые начинают играть на родительских чувствах. Дети упрекают родителей, жалуются, разыгрывают страдание, льстят, а родители постоянно пытаются задобрить собственное чадо.

7. Вас шантажирует собственный ребенок. Не бывает идеальных родителей. Однако, даже если вы сделали что-то неправильно, никто не имеет права на шантаж.

Скорее всего, каждому родителю приходилось переживать подобные ситуации. Но если вы можете отнести к себе какой-либо признак как постоянный, то стоит задуматься о манипуляциях собственного ребенка.

Способы манипуляций

Дети-манипуляторы – настоящие мастера своего дела. Они очень ловко расставляют «капканы» собственным родителям:

«Хочу, купи!». Истерика — самое распространенное и действенное «оружие». Диапазон ее очень широк: от нытья до припадка. Самым эффективным способом манипуляции является истерика в общественных местах.

«Вот тебе! Я больше так не буду». Дети добиваются своего с помощью агрессивного поведения: ссор, драк, оскорблений. Агрессия может быть направлена на предметы (игрушки, посуду, цветы) или других людей (сверстников, младших детей, педагогов, других членов семьи). Ребенок может вести себя опасно и неадекватно, но потом легко и просто сваливает вину на других или извиняется, обещая больше так не делать.

«У меня болит». Дети быстро усваивают, что родители готовы выполнить любые капризы болеющего ребенка, поэтому болезнь можно использовать в личных целях. Дети готовы жаловаться на плохое самочувствие, лежать в постели, пить лекарства для того, чтобы родители исполнили их желание или купили заветную игрушку.

«Я не могу, не умею». Мама и папа всегда жалеют своих детей и многое делают за них – это правило дети усваивают быстро. Главное, найти повод: усталость, боль, желание спать или просто притвориться, что не умеют сами что-то делать.

«Я больше всех тебя люблю». Хитрый ласковый ребенок может «вить веревки» из взрослых. Достаточно обнять, поцеловать, рассказать, как сильно ребенок любит взрослого, наговорить комплиментов. Не обольщайтесь: ребенок так ведет себя, чтобы добиться желаемого.

«Если я сам буду делать, мы опоздаем». Маленькие дети гораздо мудрее, чем мы думаем. Они очень быстро улавливают «слабые места» взрослых. Например, с утра можно заставить маму одевать себя, нести на руках в детский сад или добиться разрешения на покупку новой игрушки, чтобы мама не опоздала на работу, и у нее не было неприятностей. Слабости и ошибки взрослых часто используются для шантажа.

«Еще чуть-чуть». Ребенок просит разрешить ему еще немного поиграть, погулять, посмотреть мультфильмы. Разрешив один раз, вы сталкиваетесь с подобными просьбами постоянно, причем продолжительность «чуть-чуть» будет расти.

Как прекратить манипуляции

Нужно менять ситуацию, как только вы её осознали, потому что ребёнок-манипулятор вырастает в очень сложного для других и уязвимого для самого себя человека — если манипулирование не работает, он не знает, как добиться желаемого другими способами.

Самое главное в борьбе с манипуляциями – терпеливо идти к своей цели. Запомните несколько правил поведения и четко следуйте им.

Правило 1: Самообладание. Не теряйте самообладания, даже если вы стали центром внимания, а истерика усиливается. Помните, что все это попытка управлять вами. Терпение.

Правило 2: Игнор. Детское поведение направлено на контакт с вами, поэтому лучший способ противостоять ему – игнорировать.

Правило 3: Время. Дайте успокоиться ребенку. Выдержите паузу после конфликта или истерики. Если причина в нежелании что-то делать, то дайте ребенку время на раздумье или самостоятельные действия.

Правило 4: Единство требований. Все члены семьи должны предъявлять единые требования к ребенку: четкое соблюдение режима дня, самостоятельность в самообслуживании и выполнении домашних заданий, вежливость и т.д. Если все взрослые скажут «нет» в ответ на хитрости, истерики и шантаж, то план провалится. Кстати, единые требования должны предъявляться ко всем членам семьи, а не только к ребенку.

Правило 5: Доверяй, но проверяй. Вызовите врача к симулянту, выясните у друзей, что было задано на дом, спросите бабушку, что именно она разрешила. Выясните все нюансы сами, не оставив ребёнку повода для последующего обмана.

Маленький манипулятор – настоящий профессионал, но не показывайте, что вы боитесь или находитесь в его власти. Не бойтесь его угроз, шантажа, агрессии.

Помните, что главное оружие родителей – любовь. Даже самый капризный ребенок заслуживает любви, и в его поведении виноваты взрослые. Вы вместе наделали ошибок, значит, вместе нужно их исправлять. Наберитесь терпения и не отступайте ни на шаг на пути к новым отношениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *