Как наладить дисциплину?

8 действенных способов наладить дисциплину в классе

Шумные ученики, недостаточно опыта, опыт есть, но не тот, постоянное нарушение дисциплины — всё это напрямую влияет на уровень успеваемости. Американские учителя поделились своими идеями, как сделать работу с классом более эффективной. Все эти советы имеют научное обоснование и реально работают.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

В 1950-х американские психологи Джейкоб Кунин и Пол Гамп обнаружили любопытный «волновой эффект»: если учитель в школе наказывает одного ребёнка, тот, скорее всего, остановится, вот только другие дети могут начать вести себя точно так же. В связи с этим Кунин и Гамп пришли к выводу, что тотальный контроль может привести к непредсказуемым и неприятным последствиям. «Если учитель хочет контролировать такие „волновые эффекты“, лучше давать чёткие указания, а не подавлять ученика», — писали они ещё в прошлом веке.

И вот, спустя почти 70 лет, проблема всё еще актуальна. Почти половина новых учителей говорят, что они слабо подготовлены к плохому поведению в классе или вообще не знают, как себя вести. Из-за недостатка знаний учителя сталкиваются с огромной проблемой: 144 минуты в неделю (данные по США) тратятся попусту из-за нарушения дисциплины в классе. Если речь идёт об этой цифре за год, то это уже не минуты, а недели, если точнее — три недели потерянного времени.

Исследование причинно-следственных связей в общении между учеником и учителем, проведённое американскими учёными в 2016 году, показало тот же «волновой эффект»: наказания и выговоры могут временно наладить дисциплину, но в итоге дети в классе становятся более склонны к деструктивному поведению. Более того, ученики, принимавшие участие в исследовании, чувствовали себя отстранёнными, им было сложно концентрироваться и выражать свои мысли и эмоции.

Американские учителя делятся своими идея, как поддерживать дисциплину в классе, но не травмировать при этом детей. Каждая из них подкреплена соответствующими исследованиями по теме.

1. Приветствуйте учеников у дверей

Фалон Тёрнер, учительница Вашингтонской начальной школы «Ван-Несс», начинает свой день с рукопожатий и объятий с учениками. Она абсолютно уверена, что это можно сравнить с проверкой пульса у пациента. Ведь так учитель может лучше почувствовать ученика и наладить с ним контакт.

Исследование, опубликованное в прошлом году, полностью подтвердило её уверенность. Такое приветствие даёт позитивный заряд на весь день, а также повышает уровень академической активности на 20%, снижает уровень недопустимого поведения учеников на 9% и добавляет примерно час включённого обучения за день. Всё это, согласитесь, довольно ощутимо.

2. Работайте над отношениями с детьми

Налаживать отношения с помощью объятий — отличная идея, но нужно ещё и поддерживать их, развивать, мириться после ссор и конфликтов. Тренер по восстановительной практике в Центре обучения социальной ответственности в Морнингсайде в Нью-Йорке Марике ван Воерком считает, что «чем крепче взаимоотношения и лучше взаимопонимание между учеником и учителем, тем больше знаний о нём и доброжелательности мы можем использовать, когда ситуация накаляется».

Такая стратегия работы над отношениями, как регулярные проверки и желание сосредоточиться не на проблемах, а на их решении, может ощутимо сократить сбои в обучении на 75%.

3. Подсказывайте ученикам, как себя вести

Экс-учитель английского языка Тодд Финли пишет: «Как внезапный звон колокольчика, прерывающий тишину, привлекает внимание, так в студентах просыпается интерес, когда они чувствуют эффект новизны». Он считает эту стратегию весьма действенной, когда нужно успокоить шумный класс.

Ученикам старших классов нужно подсказывать чаще, если вы хотите, чтобы они следовали инструкциям. Напоминания становятся способом побудить учеников следовать определённым правилам, не контролируя их явно и не заставляя. Например, когда школьники досрочно заканчивают задание, они встают со своих мест — напомните им, что они могут сделать вместо этого.

Подсказки могут быть устными или визуальными, например щелчок пальцами. Можно просто подать сигнал рукой. Хорошо подходят и звуковые методы: звонить в тот же колокольчик, чтобы ученики обратили на учителя внимание.

4. Возьмите рассадку в классе в свои руки

Если ученики садятся в классе так, как хотят сами, вероятность, что дисциплина будет нарушена, в три раза выше, чем если бы это сделали вы. Почему так происходит? Дети, вероятнее всего, выберут места рядом с разговорчивыми друзьями и подальше от учителя, чтобы спокойно сидеть в телефоне. Но можно найти и интересную альтернативу принудительному рассаживанию.

Эмили Полак, учительница 9-го класса в Мэдисоне, поставила в классе диван, кресло и журнальный столик, повесила пару плакатов и ковриков. Она считает, что уютное пространство уменьшает беспокойство и повышает успеваемость в классе. Её ученики сами решают, где сидеть, но если при этом они не могут справиться со своей задачей, то должны вернуться обратно за парту. Полак говорит, что благодаря этому вопросы дисциплины почти полностью сошли на нет, а ученики стали чувствовать себя более мотивированными.

Классная комната Эмили Полак

5. Хвалите за хорошее поведение

Это может показаться нелогичным учителям старой закалки, но хвалить за хорошее поведение и игнорировать плохое, а не наказывать за него, помогает сделать учебный процесс более эффективным. Не концентрируйтесь на конкретных учениках, а хвалите весь класс за то, что вы хотите улучшить. Например, скажите: «Отличная работа, сегодня вы быстро сели по местам».

Учительница английского языка в Мемфисе Алисса Нукаро предлагает вообще не использовать слова «не надо» или «не делай» без чёткого пояснения, почему так делать нельзя. В этом случае дети будут чаще и более внимательно слушать то, что вы им говорите.

6. Составьте список качеств, которые вы считаете положительными

Вместо того чтобы просто рассказывать о правилах поведения, обсуждайте с учениками, зачем это нужно. Бобби Шэддокс, учитель обществознания в седьмом классе в Портленде, пишет вместе с детьми список правил, который состоит из таких слов, как «инклюзивный», «целенаправленный», «внимательный».

«Вместо списка правил, который обычно учитель вручает ученикам, мы вместе записали слова, которые мы считаем правильными, мы верим в них», — говорит Шэддокс. Такая стратегия помогает ему контролировать поведение в классе.

7. Не отвлекайтесь от учеников

Сидеть за столом и перебирать документы — конечно, приятное занятие. Но одновременно это знак для ваших учеников, что пришло время отвлечься и поговорить. Будьте активны: перемещайтесь по комнате, проверяйте, что поняли ученики, задавайте вопросы. Речь идёт не о роли дознавателя или полицейского, а об общении с ними. Сол Хеник, учитель средней школы в Плезант-Хилл, считает: «Внимание к ученикам имеет решающее значение для поддержания дисциплины в классе и эффективного преподавания».

Исследование 2017 года подтверждает: невербальные знаки внимания учителя, например улыбка или зрительный контакт, могут существенно сократить психологическую или физическую дистанцию. Такое поведение также вызывает у учеников более позитивные чувства по отношению к учителю и предмету в целом, одновременно улучшая поведение в классе.

8. Будьте последовательны в своих правилах

В начале своей карьеры в качестве администратора в средней школе Келли Уикхем Хёрст столкнулась с очень неприятной ситуацией. Её попросили наказать темнокожего ученика за нарушение дресс-кода. Когда они шли по коридору, мальчик показал на других учеников, которые были одеты точно так же, и спросил: «Их вы тоже накажете, как и меня?»

Этот пример хорошо показывает, что в правилах и соблюдении дисциплины не должно быть исключений, — не выделяйте любимчиков. Лучше сосредоточьтесь на поведении, а не на самом ученике. Когда вы видите, что что-то идёт не так, просто напоминайте ученику о правилах. Не нужно его наказывать.

Дисциплина в классе — сотрудничество или противостояние

Виктория Винникова, педагог

Как хочется зайти в класс, а там — доска готова, класс стоит смирно, все на месте, все ждут учителя, с готовностью поглощать вечное, доброе, светлое. Если дисциплина в классе на высоте, то и учеба дает хорошие результаты.

Но мечты и реальность часто не совпадают…

Вот приходишь ты в класс, хочешь «сеять разумное, доброе, вечное». А там сидят маленькие (или совсем не маленькие) звери. И их первое желание — съесть тебя. И они проверяют поначалу учителя на прочность. Если выдержал — появляется контакт, а если галерка не принимает — никакой дисциплины не будет!

Когда дисциплина в классе учителя напрягает и не дает нормально объяснять материал урока, работать очень сложно. Ведь в этом случае на первый план вместо обучения выходят в полный рост вопросы дисциплины и порядка на уроке.

Больной вопрос — дисциплина в классе. Сколько бы я ни готовилась к уроку, все идет насмарку, потому что нет дисциплины.

Дети ничего не боятся, не понимают требований учителя, занимаются своими делами и т.д. Самое страшное, что это не только у меня в классе.

(цитаты с форума учителей)

Учителя пишут, что иногда просто опускаются руки, ситуация запутывается в какой-то хаотичный клубок, распутать который не представляется возможным. Учителю просто непонятно, почему некоторые приемы по удержанию дисциплины работают в одном классе и не срабатывают в другом. С чем это связано? Вроде дети одного возраста, одинаковый учебный материал. В чем же причина?

Почему возникают проблемы с дисциплиной? Как справиться с непослушными детьми и выполнить план урока? Наконец, как самому учителю перестать испытывать злость и раздражение на детей?

В этой статье мы дадим несколько действенных советов, как держать дисциплину в классе, используя новейшие открытия в психологии — системно-векторную психологию Юрия Бурлана.

Системно-векторная психология раскрыла и систематизировала все глубинные бессознательные желания человека. Когда учитель понимает все эти подводные течения бессознательного, которые движут как отдельным ребенком, так и коллективом класса, ему гораздо легче наладить дисциплину в классе. Если этого понимания нет, то учитель действует методом несистемного «тыка», иногда попадая в точку, а иногда нет.

Дисциплина в начальных классах

Дисциплина в 1 классе — это только первые шаги в формировании организационных навыков у малышей. От тех основ, которые будут заложены в первом классе, зависит дальнейший интерес к учебе и дисциплина в классе.

У первоклассников ведущей становится учебная деятельность, одновременно с этим потребность в игре также остается высокой. У детей еще достаточно высокий интерес к учебе. На стыке двух желаний — познавательного интереса и потребности в игре — лучше всего формируется дисциплина в первом классе.

При этом дисциплина — это не только управление вниманием школьников, но и понимание глубинных законов формирования коллектива. Эти законы бессознательно выстраивают детей в иерархию, согласно их психическим свойствам. Зная эту систему координат, гораздо легче управлять коллективом — просто потому, что приходит понимание, на каких «клавишах» и какую «мелодию» надо сыграть.

Для обучения и привития навыков дисциплины системно-векторная психология Юрия Бурлана рекомендует использовать командные игры и соревнования, так как у нас коллективистский общинный менталитет. Когда общие цели достигаются командой учащихся — это всегда лучше. Потому что если каждый вносит свои усилия в коллективное дело, то победа становится еще слаще.

Поэтому учителю, даже подчеркивая достоинства отдельного ученика, всегда нужно сделать акцент на том, что он показывает другим ребятам пример или внес наибольший вклад в то, чтобы урок был интересным.

Разнообразные игровые приемы позволяют лучше концентрироваться на заданиях и учиться с большим интересом. Естественно учитель начальной школы работает в тесном сотрудничестве с родителями.

Дисциплина в 1 классе советы учителю

Родители, которых тоже беспокоит дисциплина в 1 классе советы учителю дать не могут. Хотя от них очень многое зависит. Ведь ребенок несет свои состояния из семьи. И если он не чувствует поддержку от матери, то его поведение становится «странным». А родители и учителя продолжают давление на ребенка, который еще не успел адаптироваться к школе.

Хуже всего, когда в ход идут крики на ребенка. А некоторые даже начинают бить нерадивых (по их мнению) или ленивых малышей. Важно понимать, что такие действия моментально приводят к задержке психосексуального и умственного развития ребенка. А дальше уже включается «замкнутый круг»: если падает интерес к учебе, то сразу же возникают проблемы с дисциплиной в классе.

Когда у ребенка нормальная обстановка в семье, тогда уже не будет страдать дисциплина в школе и классе. Но не стоит забывать и такой момент: ребенок может ощущать гораздо больше защищенности в школе, где его не унижают, а стараются помочь. В любом случае учителя знают, что дети из неблагополучных семей оказывают влияние на общую дисциплину в классе. Именно такие дети чаще других ведут себя не совсем адекватно ситуации: истерят, обижаются или проявляют гиперактивность.

Учитель в любом случае занимает взрослую позицию. Очевидно, что обвинять ребенка в сложностях адаптации к школе неразумно. Однако учитель, зная особенности такого ученика, может оказать ему поддержку и стать тем самым светлым душевным лучиком, который поведет ребенка по жизни. Сумеет правильно подсказать ребенку, что является настоящими ценностями, а что является просто «пеной» или мыльными пузырями, на которые не стоит тратить своих усилий. То есть направить усилия ребенка в сторону его оптимального развития.

Не орите на ребенка

Важнейшее правило: Кричать на детей нельзя. У них от этого разрушаются нейронные связи в мозге!

Учителю, который не понимает этих постулатов и продолжает кричать на детей, унижать их, становится еще сложнее добиться дисциплины в классе. Бессознательно, чтобы ощущать себя в безопасности, дети начинают сбиваться в стайку и сопротивляются всем коллективом дисциплинарным мерам учителя.

Проблемы дисциплины в 5 классе

Переход в среднюю школу влечет за собой другие проблемы с дисциплиной в классе. Это связано с тем, что вместо одной учительницы появляется много учителей и у каждого свои требования. При этом одни учителя умеют держать дисциплину на уроке, у других это получается хуже. Но дети точно считывают все этим моменты. Они прекрасно чувствуют, у какого учителя можно «пофилонить» на уроке, а где им не дадут спуска.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, человек устроен по принципу наслаждения. У детей это проявляется ярче всего. Если они что-то не хотят делать, их не заставить. Но зная индивидуальные особенности детей, к ним гораздо легче найти подход не через «кнут», а через «пряник».

При этом для каждого ребенка, в зависимости от его врожденных особенностей (векторов), «призом», то есть тем самым «пряником», может быть отдельное поощрительное слово от педагога. Для шустрых и подвижных детей с кожным вектором — это возможность быть первым. Значит, и хвалим их за скорость, при этом указываем на ошибки, которые они допускают.

А вот для обстоятельных учеников, обладателей анального вектора, главная ценность — это возможность быть лучшим. Поэтому их надо хвалить за качество и усидчивость.

Эмоциональных ребят необходимо поощрять за красоту выполнения заданий и отмечать эти работы перед классом. Замкнутым интровертам, обладателям звукового вектора — гениям в потенциале — всегда лучше давать дополнительное задание более высокой сложности. Их абстрактный интеллект способен решить очень сложные задачи.

Давая нагрузку ребятам согласно их свойствам, мы превращаем обучение в увлекательный процесс. Когда дети учатся с наслаждением, проблем с дисциплиной чаще всего не возникает.

Конечно же, мы не забываем, что сейчас век клипового мышления. Современным детям сложно долго сосредотачиваться на одном и том же, они теряют интерес, поэтому сам урок должен быть наполнен разнообразным материалом.

Командовать парадом буду я?

Организация дисциплины в классе — это процесс, который требует системного подхода. Прежде всего должны быть четко сформулированные правила поведения на уроке. Ведь дисциплина — это еще и цели, задачи, планы и сроки их выполнения. Конечно же, у учителя есть учебный план и общими усилиями его необходимо выполнить.

Когда учитель пытается воздействовать на учеников только через жесткие дисциплинарные меры, то есть без внутреннего согласия, признания коллективом справедливости этих правил, ничего не получается.

Это очень интересный момент, который точно показывает системно-векторная психология. И связан он с бессознательными реакциями и особенностями нашего менталитета. Напоминаю, что у нас коллективистский общинный менталитет. И для нас понятие справедливости и милосердия находятся гораздо выше, чем закон.

Учитель будет просто противостоять ученикам, и эта бессознательная борьба только усугубит ситуацию. Коллектив школьников будет гнуть свою линию, учитель будет пытаться взывать к дисциплине, правилам, применять карательные меры, но всеобщее напряжение будет только расти.

Где же пролегает эта тонкая грань между жесткой дисциплиной и желанием учиться? Ответ простой — в области сотрудничества. Когда учитель может так организовать процесс учебы, чтобы была и дисциплина и при этом не терялась познавательная активность ребят.

Как наладить дисциплину в классе — противостояние или сотрудничество?

На самом деле дисциплина в классе — это создание условий для сотрудничества учителя с учениками и учеников между собой.

Вот некоторые системные советы от педагогики сотрудничества.

Используя принцип удовольствия, привлекать ребят любого возраста к сотрудничеству при проведении урока. Это могут быть очень простые шаги и действия: раздача тетрадей, подготовка доски и класса к уроку, проведение физкультминутки на уроке и подбор музыкальных пауз для них.

Когда дети вовлечены в процесс и хотя бы чуть-чуть вкладывают свои усилия при проведении урока, их интерес к учебе возрастает, а проблемы с дисциплиной отходят на второй план.

Можно пойти дальше и устроить конкурс талантов. Ведь в каждом школьном предмете есть где проявить творчество.

Например, устроить конкурс «Таланты нашего класса», где каждый ученик — кто что может — делает свой творческий вклад и показывает, например, английский язык/математику/биологию в песне, танце, монтирует фильм, рисует, лепит, орет как дикарь (чем не номинация). Позволяя детям выразить себя, мы позволяем школьникам взглянуть на предмет с другой стороны. Часто через такие вот моменты можно приоткрыть для себя и различные способы объяснения даже очень сложных заданий.

У меня была девочка, которая не хватала звезд с неба в математике. Но то, как она рисовала и чувствовала цвет, было просто ее уникальным даром. Мы всем классом просили ее иллюстрировать математические сказки, сочиненные другими учениками. В результате появлялись просто шедевры и по оформлению, и по содержанию. Эти работы много лет украшали наш класс.

Сотрудничество детей между собой всегда позитивно. Когда мы показываем ребятам эту возможность проявить свои таланты, они готовы дальше уже сами идти по этому пути и часто помогают друг другу по разным предметам.

Дисциплина в старших классах — действуем через сотрудничество

Дисциплина в 9 классе — это уже другой вопрос, так как у подростков начинается пубертат, а значит, они все больше и больше хотят попробовать свою самостоятельность, и, конечно же, они считают себя уже взрослыми, умными и не подчиняются дисциплине на уроке иногда просто из чувства протеста.

Что можно сделать? Здесь помогают опять же игровые методики. Игры в дни самоуправления, когда те же подростки должны подготовить урок на 45 минут и провести его в младших классах. Да, да, вот так вот — на противоположностях! Когда они сами, сталкиваясь с проблемами дисциплины в 7 классе, увидят этот праздник непослушания во всей красе, они смогут изменить свой взгляд на дисциплину в классе. Вообще обмен ролями очень позитивно влияет на учеников.

Затем можно даже поручить старшеклассникам провести конференцию на различные темы. Например, «Особенности дисциплины в 6 классе». Другой готовит доклад на тему проблемы дисциплины в 5 классе и так далее, вплоть до того, что учителям можно и самим поучиться у подростков различным приемам удержания внимания.

Понять что-то можно через противоположности. Когда устраивается праздник непослушания, а потом идет его обсуждение, то очень легко формируются разумные правила, которые признаются коллективом ребят.

Дисциплина в классе советы системных педагогов

Очевидно, что для качественного учебного процесса должна соблюдаться дисциплина в школе и классе.

Современные дети полиморфы, то есть имеют несколько векторов. Распознавание их внутренних мотивов к тому или иному действию позволяет легко научиться поддерживать дисциплину в классе, точнейшим образом используя педагогические приемы.

Дисциплина никогда не будет идеальной, это тоже надо понимать. Дети проходят разные периоды своего развития, у них меняется обстановка в семье, что также влияет на дисциплину и поведение школьников. Но именно потому работа учителя требует творческого подхода и знания особенностей психики детей.

Со знаниями по системно-векторной психологии Юрия Бурлана работать с детьми и поддерживать дисциплину в классе становится легко и просто. Вот отзывы учителей о применении новейших открытий в области психологии в своей работе.

Распутать клубок противоречий и непонимания между учителем и учениками можно уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Это уникальный практический инструмент в работе педагога.

В системно-векторной психологии есть точные ответы на все вопросы о том, как наладить дисциплину в классе. Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

А как решается вопрос дисциплины в классе у вас? Ваше мнение очень важно. Возможно, у вас есть личный опыт, отличный от моего? Поделитесь своими находками в комментариях.

Автор Виктория Винникова, педагог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Раздел: Педагогика

Дисциплина в классе: как выстроить и что можно делать

Когда дисциплина в классе учителя напрягает и не дает нормально объяснять материал урока, работать очень сложно. Разбираемся, как учитель может держать порядок в рамках дозволенного законом.

Что такое дисциплина?

Учителя часто понимают дисциплину в классе так: все ученики сидят за партами, внимательно слушают учителя, отвечают, когда он спрашивает, после звонка аккуратно встают и покидают класс. Такого добиться сложно: ученики живые люди, а не роботы. Они могут отвлекаться, скучать, общаться друг с другом. Другое дело — уважение к учителю и одноклассникам. Не драться, не кусаться, не материться — это тоже дисциплина. Кажется, что важнее быть уважительным друг к другу, не нарушать закон и этические нормы.

В законе «Об образовании» четкого определения дисциплины нет. В пункте 6 статьи 28 сказано, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и соблюдать права и свободы обучающихся. При этом ученики и учителя имеют право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, но обязаны уважать честь и достоинство друг друга. Также ученики имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

То есть главное, чтобы ученик не нарушил права и границы учителя и других учеников?

В каком-то смысле, да. Другое дело, что нарушить границы легко. Можно похлопать одноклассника по спине, попросить ластик и уже помешать ему слушать урок. Можно задать интересный вопрос учителю, сбить его с мысли и нарушить ход урока. И первый, и второй поступки не являются хулиганством, рукоприкладством, но нарушают границы учеников и учителя.

Здесь учителю приходится решать: одергивать таких учеников или давать им жить своей жизнью, но направлять в русло урока. И это больше похоже на поддержание групповой динамики, чем на классическое построение дисциплины.

Что такое групповая динамика и как она работает на дисциплину?

Это взаимоотношения между участниками группы. Термин чаще используется для описания отношений в постоянной группе, например, в классе на протяжении всех лет учебы. Но можно применить его к конкретному уроку. Если учитель следит за динамикой на уроке, он увидит смену настроений, зарождающиеся конфликты, скуку, а значит, может предотвратить нарушение дисциплины. Кстати, учитель в какой-то мере тоже участник группы. Можно наблюдать за собственным состоянием и понимать, что происходит в классе.

То есть просто следить за классом? А если он большой?

Да, наблюдать динамику проще в малой группе до 15 человек. Но и в большей аудитории можно разобраться — ученики разобьются на микрогруппы. Часто в классе ученики, сидящие на первых партах, живут своей жизнью, а ученики с «камчатки» — совершенно другой.

Наблюдать за динамикой — значит не просто следить за классом. Это скорее похоже на ловлю флюидов — вот начали отвлекаться, значит нужно посмотреть за собой. Если началась скучная, но нужная для понимания тема — обратите на это внимание класса. Попросите записать ваши фразы. Но понимайте, что после этого классу все равно захочется «отдохнуть» и дайте им возможность обсудить услышанное и записанное.

Когда мне урок-то вести, если я буду наблюдать за динамикой?

Это только поможет вам вести урок. Тем более каждый учитель и так следит за поведением в классе, но не всегда к нему прислушивается. Чередуйте «активные» и лекционные части, давайте групповую и индивидуальную работы, следите за темпом урока: если вы хорошо знаете материал, не обращаетесь постоянно к записям, вам будет проще.

Может просто прикрикнуть на учеников?

Закон «Об образовании» (статья 43) запрещает психологическое и физическое насилие над учениками. А крик это форма подавления и унижения. Если, конечно, вы не кричите ученикам об опасности. Но даже в этом случае крик мало поможет, потому что плохо воспринимается — сразу мобилизует, хочется защищаться или бежать.

Кричать, бить, ставить в угол, публично унижать запрещено законом. Увольнение — лучшее, как могут за это наказать

А бить и применять другие наказания?

Запрещено не только законом «Об образовании», но уголовным и административным кодексами. Забудьте, это осталось в девятнадцатом веке.

Да, учителю иногда сложно справиться с гневом. Если эмоции зашкаливают, лучше извиниться и выйти из класса на минуту. Или повторить какую-то мантру — считалку, короткий стишок, чтобы переключиться.

А ученики могут кричать на меня или одноклассников?

Могут, это же живые люди. Но не должны. На уроке лучше не решать этот конфликт, а постараться остановить его и поговорить с учениками на перемене. Можно в присутствии классного руководителя.

Можно ли выгнать с урока?

Сложный вопрос. Не запрещено, но кто-то должен нести ответственность за ученика, когда он покинет класс. К тому же вы не должны нарушить его право на образование. То есть причина должна быть веской: он мешает заниматься своим одноклассникам. Лучшая схема действий — вызвать дежурного учителя и отправить ученика вместе с ним писать объяснительную.

Как можно наказать ученика за нарушение дисциплины?

В пункте 4 статьи 43 закона «Об образовании» сказано, что за серьезные нарушения устава школы и правил внутреннего распорядка ученикам могут вынести замечание, выговор и даже отчислить. При этом нельзя объявлять дисциплинарное взыскание к дошкольникам, младшеклассникам, обучающимся с ОВЗ. Выбирая меру взыскания, школа должна учитывать тяжесть проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, психическое и физическое состояние ученика. Также администрация школы должна учитывать мнение родительского и ученического советов.

Если ученику больше 15 лет, он неоднократно нарушал дисциплину и права других учеников, учителей и других сотрудников школы, его можно отчислить

Чтобы отчислить, школа должна доказать, что применила все возможные способы воздействия на ученика: беседы, психологические консультации и другие меры. Если ученик 15 лет еще не закончил девять классов, то комиссия по делам несовершеннолетних должна дать согласие на его отчисление. Если школа отчисляет ученика десятого или одиннадцатого класса старше 15 лет, то согласие комиссии не требуется.

Если я буду интересно вести уроки, я решу проблемы?

Да, но не факт. Есть ребята, которым не интересен ваш предмет — сегодня или всегда. Есть сложные темы, требующие погружения и достаточных стартовых знаний: у некоторых учеников они могут вызвать трудности. Но проходить их нужно, и учитель не всегда понимает, как лучше их подать. Если таких тем много и непонятно, как донести их до учеников, лучше звать на помощь методиста.

Но основное правило простое — чередовать формы работы. То индивидуальная, то групповая, то легкая и увлекательная тема, то сложная и насыщенная знаниями и работой ума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *