Как нарисовать деревянные ложки

Роспись декоративной ложки в стиле «Хохлома»

Разрешите вам представить мой первый мастер-класс в виде публикации (до этого я проводила мастер-классы только в реале).

Решила я вам показать, как можно достаточно несложно и красиво расписать деревянную ложку. Конечно, этой ложкой нельзя будет вкусить яств, но она послужит прекрасным украшением вашего дома!

Для осуществления моей задумки мне понадобятся следующие материалы:

7. Простой карандаш средней твердости.

8. Простой карандаш с ластиком, который не был в использовании.

9. Ластик.

10. Шкурка 000.

11. Зубочистки.

12. Чистая тряпочка (без ворсинок).

13. Палитра.

14. Баночка для воды и сама холодная вода.

15. Хорошее настроение (без него работа не будет спориться).

Деревянную ложку, как и любую деревянную заготовку, нужно после приобретения оставить полежать на несколько дней, чтобы дерево «отдохнуло». Я не знаю в каких условиях она хранилась, может в слишком сухом помещении, а может в слишком влажном. Полежав, она приобретет нужную форму для росписи, когда лак и краски легко ложатся и не возникнет никаких неприятностей в виде потрескавшегося лака.

Моя ложка перед мастер-классом уже достаточно «наотдыхалась» и только рада, что я за нее взялась.

Первым делом ложечку зашкуриваю, но не сильно, так как заготовка у меня изначально была хорошо выточена. Протираю ее влажной тряпочкой (не мокрой!) от древесной пыли.

Наношу на кончик ложки грунт кистью №18. Оставляю на просушку минут на 20. Сушиться можно положить на тарелочку, чтобы загрунтованный кончик свисал.

Когда кончик подсох, я беру за него и покрываю уже всю ложку грунтом. Грунт наношу сверху вниз, периодически выравнивая излишки нанесенного грунта. Оставляю сушить минут на 40. Для этого я использую детскую непроливайку, ложка в ней располагается устойчиво и не касается загрунтованной поверхностью.

Конечно, можно для ускорения процесса использовать фен, но я не очень люблю так поступать, потому что это, как курицу в микроволновке размораживать. Да и при такой сидячей работе, лишний раз сделать перерыв и размяться, уж точно, не помешает.

После просушки загрунтованная ложка стала опять шершавой, это поднялись древесные ворсинки. Причесываю свою ложечку шкуркой, смахиваю влажной тряпочкой пылинки. Вот она у меня опять гладенькая и краски на нее с любовью лягут.

Наношу простым карандашом листики и клубничку на внешнюю и внутреннюю сторону ложки. Клубничку рисую с начало в виде сердечка, за тем хвостик закругляю и острый кончик стираю.

Ну вот, так увлеклась, что не сняла поэтапность нанесения красок на внешнюю сторону ложки.

Но это же не страшно, у меня есть внутренняя сторона моей замечательной ложечки.

Беру золотую краску и кисточку №5 «свечку» рисую листики. Движение кисточки осуществляется сверху в низ. Золотая краска очень прозрачная, придется наносить несколько слоев. После каждого слоя оставляя ложку на просыхание. Ягодки я расписываю закруглённой кисточкой №4, она замечательно ложиться ворсом на выпуклые части клубнички. Красная краска у меня не такая прозрачная, мне хватит покрыть ее двумя слоями.

Вот мои листики и ягодки подсохли. Приступаю к фону. Беру плоскую кисточку №4 и обвожу мои листики и ягодки черной темперной краской.

Когда все обведено черным, я без страха покрывать всю верхнюю поверхность ложки черной краской кистью №8, не боясь попасть на рисунок. А за тем, оставляю ложку сушиться.

Моя ложечка оделась в черный бархат и требует, чтобы ее украсили. Для этого я беру тонкую кисточку №1, черную темперную краску и начинаю наряжать мою ложечку. У клубнички листики резные, посерединке прожилка. Поперечные прожилки я не стала делать, чтобы не «забить» мою позолоту.

Беру желтую акриловую краску и намечаю точечной кисточкой серединку цветочка, а зубочисткой ставлю точечки вокруг и ей же рисую зёрнышки на клубничке.

Беру белую акриловую краску, наношу на палитру, добавляю совсем немного воды и окунаю в нее ластик на карандаше. Ставлю ластиком белые кружочки-листики вокруг сердцевинки цветка. Можно конечно использовать и ватные палочки, но у них есть плохое свойство, они быстро начинаю мохриться и листики не получатся такие круглые.

Конечно, белый цвет для Хохломы не традиционен, но и ложка моя в стиле Хохлома, а не по традиционной росписи.

Беру темперные краски желтую и зеленую, смешиваю их на палитре с добавление небольшого количества воды. Оттенок получается светло зеленый, как весенняя травка. Тонкой кисточкой рисую стебельки, травку, завитушки. На кончики завитушек желтой акриловой краской ставлю точечной кисточкой точки — мелкие цветочки. Оставляю всю эту красоту сохнуть.

Вот моя ложечка с внешней стороны нарядная. Теперь и с внутренне ее надо нарядить. Расписываю все так же, как и с внешней стороны. Плоской широкой кистью №8 наношу по основанию черенка ложки черную темперную краску и ставлю в непроливайку сушиться.

Приступаю к черенку ложки. Плоской кисточкой №10 наношу сверху вниз золотую краску в несколько слоев, низ черенка закрашиваю черной темперной краской кисточкой №8 и отделяю от золота красной полосой кисточкой №8.

Укладываю на ночь спать мою ложечку, даю ей отдых более, чем на сутки, т.е на две ночи и день. За это время она окончательно просохнет и будет готова к лакировке.

Утро доброе, ложечка! Ты готова? О, да!

Начинаем водные процедуры. Ложку я окунаю прямо в ведерко с акриловым лаком, а излишки снимаю кисточкой №18.

Ставлю опять сушиться.

Где-то через 1 час, когда ложка просохла, и я могу ее брать в руки без ущерба для нее. Так же методом окунания, я лакирую кончик ложки. Кладу высыхать.

Эту процедуру я повторяю пять раз. После пятого раза, я оставляю ложку в покое на неделю.

Возвращаюсь и аккуратненько зашкуриваю нанесенный лак, снимая неровности, наношу еще два слоя лака с интервалами на просушку.

Как видно из мастер-класса на просушку грунта, красок и лака уходит очень много времени, поэтому я указала в описании мастер-класса 6 часов только на роспись. Время просыхания зависит от лака, мой рассчитан на просыхание между слоями не менее 3 часов. На всю работу с росписью и сушкой у меня ушло 10 дней.

Такую ложку можно расписать и с детьми, только немного упростив. Мы с детишками 8-11 лет на занятиях расписывали деревянную ложку, используя акриловые краски без нанесения лака.

Вот такая красота у нас получилась:

К сожалению, ссылки на другие ложки не удалось включить в публикацию.

Ну, а теперь вернемся к моей ложке, она уже заждалась своего выхода! Ложка получилась яркой и нарядной, она довольна и я.

На сим мы с ней откланиваемся. Желаем вам благополучия и творческих успехов!

Всем спасибо за внимание!

Мастер-класс «Роспись деревянных ложек»

Елена Смирнова
Мастер-класс «Роспись деревянных ложек»

Самая известная из видов росписи в России — хохлома. Наверное, нет человека, который бы не видел в своей жизни расписные деревянные ложки хохлома или шкатулку, поднос.

Роспись по дереву даёт возможность познакомиться с секретами художественных ремесел и развивает мелкую моторику рук, их чувствительность. Приятно порадовать и себя, и друзей изделиями собственной работы. Расписные изделия можно использовать как украшение интерьера, в качестве подарка на праздник.

Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Что за прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным!

Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Сегодня я хочу поделится ещё одним мастер — классом роспись деревянных ложек.

Цель: расширять представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить детей с хохломской росписью на различных предметах посуды.

Задачи:

• Учиться рисовать аккуратно, красиво располагая рисунок на деревянной форме.

• Развивать творчество и фантазию при росписи ложек.

• Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.

Нам потребуется:

— деревянные заготовки – ложка,

— гуашевые краски (красная, желтая, зеленая, черная,

— баночка с водой; кисти;

— восковые мелки.

1. Сначала мы раскрашиваем ложку желтой и черной гуашью с обоих сторон.

2. Заранее продумываем рисунок росписи. Можно нарисовать на листе бумаги.

3. Переносим рисунок на деревянное изделие. Рисуем восковым мелком светлого тона.

4. Раскрашиваем орнамент – ягодки, цветы красной гуашью, листья и завитки зеленой.

5. Изделие готово. По желанию можно покрыть лаком.

Вот такие замечательные ложки у нас получились!

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Как нарисовать ложку карандашом поэтапно?

Нарисовать ложку можно массой способов. Если ложку будет рисовать ребенок, то можно рисовать по самой простой схеме. Если же рисовать будет взрослый человек, то можно за основу взять любой урок в интернете, например. Я предлагаю нарисовать ложку карандашом по простому варианту.

На листе бумаги мы нарисуем овал. Он должен быть красивой формы, с четкими линиями. Можно взять настоящую ложку и положить перед собой, чтобы рисовать было проще. Овал уже есть, теперь нам надо сделать к овалу «ножку». По форме ножка ложки может быть любой, но надо, чтобы было красиво). Например, можно нарисовать так. Две прямые линии рисуем, которые немного расходятся к низу. Мы немного закруглим края или сделаем низ ножки красивым узором.

Все зависит от вашей фантазии, конечно. Затем можно сделать тени карандашом, либо можно разукрасить красками нашу ложку. В любом случае будет очень красиво. А вот такой простой вариант может получиться у каждого из нас:

Накладывать карандашом тени очень сложно. Поэтому, можно предварительно посмотреть уроки в интернете или для придания реалистичного вида использовать краски.

А вот вам небольшой мастер-класс:

Дорога ложка не только к обеду: деревянные ложки своими руками

  1. Используя шаблон, перенесите рисунок верхнего и бокового вида на деревянную заготовку. Обратите внимание, чтобы ориентация древесных волокон была продольной, в этом случае ложка будет обладать максимальной прочностью.

  1. Зафиксировав заготовку струбциной, приступайте к грубому формированию чаши. Для этих целей используют ложкорез, но можно ограничиться и обычной полукруглой стамеской или широкой клюкарзой. Выборку древесины производят по направлению волокон. Углубляя чашу, не забывайте, что нужно оставить небольшой припуск по толщине для чистовой подрезки и шлифовки.

Выдалбливать чашу на заготовке прямоугольной формы значительно удобнее, поскольку деревяшка жестко фиксирована и сохраняет стабильное положение.

  1. Когда углубление сформировано, можно приступать к срезу лишнего массива в горизонтальной и вертикальной плоскости, следуя по верхнему и боковому контуру. Для этого удобнее всего использовать лобзик или ленточную пилу, но при желании можно выполнить все манипуляции прямой стамеской или ножовкой.

  1. Используя богородский нож, отесываем выпуклую часть ложки. Широкой стамеской придаем чаше идеально ровную округлую форму. При помощи ножа и стамески прорабатываем форму ручки.

  1. Используя ложкорез, выполните чистовую подрезку чаши и аккуратное выравнивание ее краев, как показано на картинке.

  1. Шлифовку производят в два-три прохода, каждый раз уменьшая зернистость абразива.

Совет!

При контакте с водой даже идеально отшлифованная поверхность может начать ворситься. Поднятый ворс не портит внешний вид ложки, но неприятно ощущается во рту. Поэтому, если вы планируете использовать собственноручно изготовленную посуду по прямому назначению, можете решить эту проблему старым проверенным способом. После шлифовки ложку мочат и тщательно высушивают, проходя заново мелкозернистым абразивом. Эту процедуру повторяют два-три раза.

Наш вариант изготовления ложки – это больше адаптированная техника. Она рассчитана на использование современного инструмента, который хоть и упрощает рабочий процесс, но в то же время отдаляет от вековых традиций резчицкого искусства.

Секреты исконно русской резьбы деревянной ложки – смотрите в представленном видео:

Мастер-класс «Роспись деревянных ложек «Хохлома» материал

Комитет по образованию

Администрации Г. о. Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №57 «Ладушки»

Мастер-класс «Роспись деревянных ложек «Хохлома»

Подготовила:

Воспитатель первой категории

Ибрагимова Д.Г.

Подольск,2018г.

Цель: ознакомление с русским декоративным прикладным искусством, декоративное рисование хохломских ложек.

Задачи: ознакомить с предметами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью (элементами, композицией, цветосочетанием); учить рисовать хохломские узоры — закругленную ветку с ягодами, узоры на разном фоне — красном, черном, желтом; развивать умение в соответствии с фоном подбирать самостоятельно краски для узора; воспитывать интерес к народному искусству.

Оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства для рассматривания; хохломские изделия, ложки; заготовки-силуэты ложек на разном фоне (желтом, черном); кисти, краски гуашевые (красная, желтая, черная, зеленая, салфетки, баночки с водой, таблица-схема рисования хохломских узоров на ложке; образец, выполненный педагогом.

Ход

Уважаемые педагоги, сегодня я кратко познакомлю вас с программой по художественному воспитанию детей 4 – 7 лет «Художники», по которой работаю уже второй год. А так же познакомлю вас подробнее с хохломской росписью.

Реализуя программу «Художники», я поставила цель: развитие универсальных предпосылок учебной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.

А для достижения этой цели определила задачи:

1) формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью;

2) расширять познавательную активность, кругозор, обогащать речь новыми понятиями;

3) формировать умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметов, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии;

4) развивать координацию, мелкую моторику пальцев рук.

Для решения поставленных задач была организована работа по направлениям:

работа с детьми;

работа с родителями;

представление опыта работы.

В течение учебного года с детьми проводились занятия по лепке, рисованию по декоративно – прикладному искусству. Работу начала с организации образовательной среды: уточнив методику художественного исполнения росписи, подобрала и систематизировала иллюстрации, изготовила дидактические игры и пособия. Работа с детьми проводилась в четыре этапа:

Пробуждение интереса к прикладному творчеству.

Обучение техническим навыкам.

Составление композиций.

Внесение полученных результатов в художественное оформление.

На обсуждении детских работ часто присутствовали родители. В этот момент дети чувствовали всю серьезность выполняемой работы, у них появлялось желание в следующий раз нарисовать и сделать ещё красивее. Участвовали родители и в развлечениях «Русская ярмарка», «Сказочный теремок», вместе с детьми изготовляли поделки для выставок семейного творчества.

Важность знакомства детей с декоративно-прикладным искусством обсуждали на родительских собраниях, проводились консультации. Моя консультация направлена на то, что бы познакомить родителей с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, расширить их знания об истории нашей Родины.

Выступление на родительском собрании «Народно-прикладное творчество»

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже связывают ребенка со своим народом, страной. Корни этого влияния – в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим.

В дошкольном возрасте начинается знакомство детей Хохломой, Дымкой, Гжелью, Городецкой и Жостовской росписью. Эти виды декоративно- прикладного искусства проходят через все возрастные группы, но расширяются содержание, усложняются элементы их украшения, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности и традиции.

Сегодня я хочу познакомить Вас с теми видами декоративно-прикладного искусства, с которыми в этом году познакомятся ваши дети по нашей образовательной программе что бы вместе с детьми Вы могли рассматривать и любоваться изделиями народных мастеров.

Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой и ясной пластической, формой, обобщённость силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Дымку часто называют визитной карточкой Вятского края.

Игрушки эти очень простые. В фигурке барыни выделяется голова в кокошнике да юбка – колоколом с передником. Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или на петухе. Корова, баран, козёл очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто оранжевый цвет.

В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это не большие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см., изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а так же детские игрушки.

Очень популярны жостовские подносы. Художник расписывает их не с натуры, а ориентируясь на свое воображение. Поэтому 2х одинаковых изделий просто не бывает.

Они писали сценки из городской и сельской жизни, животных, птиц, цветы. Яркие живые краски, наивный «детский» орнамент – все это придает изделию оригинальность, свежесть.

Ну а сегодня мне бы очень хотелось чуть по подробнее остановиться на таком виде декоративно прикладного искусства как хохлома. Хохлома отразила в себе все богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой, нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. А символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.

Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» — противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла — олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.

Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «Хохломой»

Вот и я сегодня хочу, чтобы вы передали мне из рук в руки ту самую частичку яркого пламени, что горит в хохломской росписи. Я подготовила для вас деревянных ложек а вы мне на них нарисуете узоры хохломы

1. Начинаем работать с деревянными ложками. Разукрашиваем изделия желтой гуашью.

2. Край прокрашиваем красной гуашь

3. Наносим орнамент – ягодки, красной гуашью. На ложке – ватными палочками грозди смородины, методом тычка.

4.На ложке ватными палочками делаем цветочки синим цветом

5 . Рисуем кистью листики смородины.

6.Рисуем завитки черной краской, кистью.

7. Украшаем белой краской листочки и смородинки на ложке.

8. Рисуем на ручках красную кайму.

9. Изделие готово.

Я убеждена, что детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, дошкольники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.

Конечно, на занятиях дети не смогут с достаточной полнотой овладеть изучаемыми народными ремеслами, да этого и не требуется. Наша задача состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества.

Всем огромное спасибо.

Все листочки как листочки

здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

называют хохломой!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *