Как научить ребенка решать

В четвертом классе на голову детей, а в основном их родителей сваливается много забот. Выпускной в начальной школе, подготовка к переходу в старшие классы, и самое главное-экзамены.

За четыре года дети учатся читать, писать, считать и решать различные математические задачи. Задачи включены в любой экзамен по математике. Умение справляться с такими заданиями показывает, что логические мышление и вычислительные навыки ребенка правильно развиваются.

Содержание

Учимся решать задачи разными способами 4 класс, просто и ясно для детей

Родителям стоит приложить усилия, чтобы их маленький школьник научился хорошо решать задачи в начальных классах. Математика устроена так, что каждая следующая новая тема требует наличия знаний и умений от уже изученной. Также связаны и школьные предметы. Научившись решать задачки в младших классах, ребенок будет с легкостью с ними справляться и дальше, и не только на математике, но и в физике, химии и информатике.

Очень важно запомнить, что перед тем, как приступить к решению задачи, ее нужно внимательно прочитать и представить, о чем идет речь. Дальше составить краткую запись или схему. Определить главный вопрос в задаче и найди те значения, которых не хватает, чтобы на него ответить.

Можно выделить несколько способов решения задач.

В основном мы используем арифметический и алгебраический способы, но и геометрический также применяется не редко. Лучше всего разобраться в способах решения задач на конкретных примерах.

В чем же разница между алгебраическим и арифметическим способами решения? Все просто. При решении задачи алгебраически, неизвестную величину обозначают буквой и составляют уравнение, с помощью которого и решается задача. При решении арифметическим способом, уравнение не составляют, задачу решают по действиям.

Графический или геометрический метод, позволяет нам решать задачи используя только рисунок или чертеж.

Десять яблок разложили по два на несколько тарелок. Сколько нужно тарелок?

Первый способ-арифметический.

Решить задачу можно в одно действие: 10 : 2 = 5 тарелок. Ответ: 5 тарелок.

Второй способ-алгебраический.

Так как мы не знаем, сколько нужно тарелок, обозначим их количество буквой х. В каждую тарелку кладут по два яблока, следовательно число всех яблок на тарелках это 2 • х. По условию яблок 10, значит можно составить уравнение: 2 • х = 10. Чтобы найти х, нужно 10 : 2 = 5. Х = 5. Ответ: 5 тарелок.

Третий и четвертый способы-графический и практический.

Маша читает книгу в которой 150 страниц. В первый день она прочитала 42 страницы, а во второй 25 страниц. Сколько Маше осталось прочитать страниц?

Составим краткую запись.

Арифметический способ. Первым действием найдем сколько прочитано за первый и второй день. Вторым действием из общего числа страниц вычтем уже прочитанные.

  1. 42 + 25 = 67 — страниц прочитано за 1-ый и 2-ой день
  2. 150 — 67 = 83 — страницы осталось прочитать

Ответ: 83 страницы осталось прочитать Маше.

Алгебраический способ. Неизвестная величина, это оставшиеся страницы, обозначим их буквой Х. Тогда 42+25+Х, это количество всех страниц в книге. Мы можем составить уравнение.

42 + 25 + Х = 150

67 + Х = 150

Х = 150 — 67

Х = 83.

За Х мы брали оставшиеся непрочитанные страницы, значит осталось прочитать 83 страницы.

Ответ: 83 страницы.

Также есть еще табличный способ решения задач. Его удобно применять при решении задач на логику.

Мама купила Оле, Саше и Паше по — мороженому: пломбир, шоколадное и клубничное. Оля ест не клубничное и не пломбир. Саша не пломбир и не шоколадное, Паша не любит шоколад и клубничное мороженое. Какое мороженое ест каждый ребенок?

Начертим таблицу и заполним ее данными. Чертим таблицу 4х3. Не подходящее по условию значение обозначим <<->> , подходящее <<+>>.

Так как Оля ест не клубничное и не пломбир, в эти графы ставим минус. Получается, что для Оли подходит шоколадное, там ставим плюс. Саша ест не пломбир и не шоколадное, ставим там минус. Для нее подходящее значение клубничное. Так как Паша не любит шоколад, то и мороженное шоколадное он есть не будет, ставим минус, и на клубничное тоже. Паша ест пломбир.

Ответ: Оля-шоколадное, Саша-клубничное, Паша-пломбир.

Решаем логические задачи 4 класс

Логические задачи встречаются совершенно разные. Это может быть простая классика в виде текстовых задач, могут быть задачи на смекалку. Также ребусы, алгоритмы, определение истины и лжи, комбинаторные и еще множество различных задач на логику.

Текстовые задачи типа <<Считаем ноги и головы>> очень популярны в математических олимпиадах и в заданиях со звездочкой в учебнике.

На ферме живут гуси и овцы. В сумме у них 40 голов и 94 ноги. Сколько на ферме проживает гусей? и сколько овец?

Разберемся для начала со всеми ногами. Мы знаем, что у овцы их четыре, а гуся две. Давайте посчитаем так, если у всех по две ноги. Так как голов 40, то получается:

40 • 2 = 80 ног.

По условию в задаче всего 94 ноги, найдем так называемые <<лишние>> ноги:

94 — 80 = 14.

Если эти 14 ног лишние, значит они принадлежат четвероногим овцам, и теперь мы сможем определить количество овец:

14 : 2 = 7 овец.

Теперь осталось вычислить сколько на ферме гусей. Для этого просто вычтем из общего числа голов те, которые принадлежат овцам:

40 — 7 = 33 гуся.

Ответ: 7 овец и 33 гуся.

Еще одна не менее популярная задача на <<рукопожатия>>.

Ваня на детской площадке встретил своих друзей Петю, Машу и Колю. При встрече они все обменялись рукопожатиями. Сколько всего было рукопожатий при встрече?

В четвертом классе такие задачи удобнее всего решать с помощью схемы. Каждого человека обозначаем точкой. Потом от каждой точки проводим отрезки к тем, с которыми нужно пожать руки. Считаем количество отрезков, оно и будет ответом в задаче.

Ответ: шесть рукопожатий.

Построен новый пяти подъездный дом, в котором 10 этажей. На каждом этаже расположено по четыре квартиры. На каждую дверь квартиры повесили номер. Сколько потребуется цифры 2 для всех номеров квартир?

Сначала вычислим сколько всего в доме квартир:

10 • 5 • 4 = 200.

В разряде десятков 10 раз до 100 и еще 10 до 199, и одна двойка в 200. Получаем:

20 + 20 + 1 = 41 цифра.

Ответ: потребуется 41 цифра.

У сороконожки 80 ножек. К зиме она прикупила 12 пар сапожек. Все равно 14 ножек остались без сапожек. Сколько у сороконожки было пар старых сапожек до того, как она купила новые?

  1. 12 • 2 = 24 ноги в новых сапожках
  2. 80 — 24 = 56 ног босые и в старых сапогах
  3. 56 — 14 = 42 ноги в старых сапожках
  4. 42 : 2 = 21 пара старых сапог.

Ответ: у сороконожки была 21 пара старых сапожек.

Как решать задачи на скорость 4 класс

Задачи на нахождение скорости объекта, требуют знания определенных формул. Чтобы вычислить скорость, требуется разделить пройденное расстояние на затраченное время.

Если в задаче рассматривается движение по воде, то обязательно нужно учитывать скорость течения. Если мы плывем по течению, то скорость увеличивается, если против, то уменьшается.

Рассмотрим совсем простую задачку:

При решении задач на движение удобно нарисовать схему, в этом случае краткую запись можно не составлять. Мы знаем, что для нахождения скорости нужно разделить расстояние на время. Расстояние и время у нас известны: S = 15 м, t = 3 мин.

V = 15 : 3 = 5 м/мин.

Ответ: 5 м/мин.

Есть и более сложные задачи, составные. Движение на встречу друг другу или в противоположных направлениях.

Для того, чтобы ответить на первый вопрос, нужно применить формулу скорости удаления.

Vуд. = 15 + 12 = 27 км/ч.

Чтобы найти расстояние через 3 часа, умножаем скорость удаления на данное время.

S = 27 • 3 = 81 км.

Ответ: 27 км/ч; 81 км.

Скорость сближения равна сумме скоростей велосипедистов: 13 + 11 = 24 км/ч.

За одни час они сблизятся: S = 24 • 1 = 24 км.

За два часа: S = 24 • 2 = 48 км.

Используем известные нам формулы.

Для того, чтобы вычислить скорость катера по реке, находим сумму его собственной скорости и скорости течения реки: 40 + 6 = 46 км/ч.

Против течения наоборот разность: 40 — 6 = 34 км/ч.

Ответ: 46 км/ч и 34 км/ч.

Как решать задачи на время 4 класс

Чтобы вычислить время движения, нужно расстояние разделить на скорость t = S : V.

По формуле 36 км : 12 км/ч = 3 часа.

Пешеход идет со скоростью 6 км/ч. С этой скоростью он двигался 30 км. С какой скоростью идет лыжник, если за такое же время он проходит 50 км? Сколько времени в пути находится лыжник?

Составим краткую запись:

Чтобы узнать скорость лыжника, сначала мы должны узнать время в пути. Для этого используем данные пешехода, так как время в пути у них одинаковое.

  1. t п. = 30 : 6 = 5 часов.
  2. V л. = 50 : 5 = 10 км/ч.

Ответ: 10 км/ч; 5 ч.

Так же в четвертом классе решают задачи на время, не связанные с движением.

Как решать обратные задачи 4 класс

Чтобы научиться решать обратные задачи, нужно внимательно их прочитать и ответить на два вопроса: Чем задачи похожи? Чем они отличаются? Разберемся на примере простых задач на сложение и вычитание.

Света купила 9 фломастеров, а Оля 8. Сколько всего купили фломастеров девочки?

Такая задача называется прямой.

Чтобы получилась обратная ей задача, достаточно сделать неизвестной одну из данных величин. Пусть неизвестно сколько купила фломастеров Оля.

Света и Оля покупали фломастеры, всего 17. Света купила 9 фломастеров. Сколько купила Оля ?

В первой прямой задаче мы должны были узнать общее количество фломастеров, а в обратной задаче эта величина нам уже известна. Наоборот, требуется найти сколько купила фломастеров одна из девочек. Можно составить еще одну обратную задачу, взяв за неизвестное покупку Светы.

Как решать взаимосвязанные задачи 4 класс

Многие путают обратные и взаимосвязанные задачи. Во взаимосвязанных задачах решение следующей зависит от известных данных предыдущей задачи. Разберемся на примере.

Пояснение: на один костюм уходит 1 метр ткани. Не забудем это при решении второй задачи.

Задача 1.

  1. 13 • 2 = 26 костюмов жуков
  2. 13 — 5 = 8 костюмов бож.коровок.
  3. 13 + 26 + 8 = 47 костюмов всего.

На один костюм требуется 1 метр ткани, значит на все понадобится 47 метров.

Задача 2.

47 метров ткани на костюмы, это четверть всего материала для задника сцены. Чтобы найти количество материала для сцены, нужно умножить ткань для костюмов на 4. Получается 47 • 4 = 188 метров.

Ответ: 188 метров.

Решаем нестандартные задачи 4 класс

Видео как правильно решать задачи 4 класс

Для того, чтобы придумать задачу надо понимать, что у нее должен быть смысл. Чтобы задача решалась, условие и данные должны быть сформулированы верно.

В задаче должно быть минимум два данных (переменных). У Маши 4 груши, а у Тани 5.

Дальше составляется конкретное условие. Петя взял у Маши 2 груши, а у Тани 3.

После этого обязательно следует главный вопрос задачи, что именно нужно найти. Сколько груш осталось у девочек? И сколько груш стало у Пети?

Соберем все части нашей придуманной задачи, вот что получилось:

<<У Маши 4 груши, а у Тани 5. Петя взял у Маши 2 груши, а у Тани 3. Сколько груш осталось у девочек? И сколько груш стало у Пети?>>.

Иногда дается задание в виде рисунка по которому нужно придумать собственную задачу и решить ее.

Решение:

Задачу можно решить алгебраически, с помощью уравнения.

Пусть вторая полка равна Х книг. Тогда на первой полке 2•Х книг. Всего их 150. Получается уравнение:

Х + 2•Х = 150

3•Х = 150

Х = 150 : 3

Х = 50, следовательно на первой полке 50 книг, на второй 2•Х = 2•50=100 книг.

Учимся решать комбинаторные задачи 4 класс

Комбинаторные задачи — от слова <<комбинировать>>. Решая такие задачи мы подбираем все возможные способы и варианты.

Такие задачи можно решать:

  1. Перебором
  2. Построить дерево возможных варинатов
  3. С помощью таблицы

Задача 2.
Составьте все возможные трехзначные числа из цифр 0, 2, 4?

Ответ: 28.

Статья «Как научить детей решать задачи» методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Как научить детей решать задачи.

Обучение детей решению задач требует от учителя творческого отношения.

Решая задачи, учащиеся часто не задумываются над их жизненным содержанием, над теми отношениями, в которых находятся их компоненты, не улавливают сущности поставленного вопроса. Это приводит к формальному решению задачи, а затем к механическому подражанию при самостоятельном составлении задач, например: при неоднократном решении задач на сложение, учитель предложил самостоятельно составить задачу. Одна из предложенных задач была такая: «Мама купила 7 телевизоров, а папа на 2 больше. Сколько телевизоров купил папа?» Учитель заметил, что в жизни так не бывает, и с помощью детей объяснил «почему» так не бывает.

Практика показывает, что именно нестандартные, «неправильные» задачи активизируют мыслительную деятельность, создают возможности поиска «открытий», которые в свою очередь способствуют повышению интереса к учению. К таким задачам относятся задачи с лишними и недостающими данными.

Например: «Конструктор стоит 6 рублей. За 2 конструктора мама уплатила 12 рублей. Сколько рублей она должна уплатить за 1 конструктор? »

После нескольких предложенных вариантов решения, дети убеждаются, что это неправильная задача и ее можно было не решать.

Или такие задачи:

«На перемене Саша купил в буфете булочку, стакан кефира и конфету.

Сколько денег уплатил Саша?»

«У Тани 4 тетради. Сколько тетрадей у Тани и Веры вместе?»

После обсуждения дети понимают, что задачи нужно дополнить и легко решают их.

Для развития мыслительной деятельности первоклассников учитель применяет прием проверки правильности решения задачи. Например: «У Коли 5 значков, а у Вовы 4. Сколько значков у них вместе?» Дети без затруднений решают эту задачу и ждут новую. Однако учитель задает неожиданный вопрос: «Почему вы решили задачу действием сложения? Правильно ли вы сделали?» Дети объясняют. Это способствует тому, что дети учатся уже в 1 классе обосновывать правильность избранного способа решения.

При работе над задачами используют различные виды

дифференцированной помощи: чертеж, запись условия, схема, рисунок, таблица, наводящие вопросы.

Моделирование как важнейшее средство обучения решению задач.

Главное для каждого ученика — понять задачи, т. е. уяснить, о чем эта задача, что в ней известно, что, нужно узнать, как связаны между собой данные, каковы отношения между данными и искомыми. Для этого

необходимо учить детей разбивать текст задачи на смысловые части и моделировать ситуации, отраженные в задаче.

Моделирование — это замена действий с реальными предметами, действиями с их уменьшенными образцами, моделями, монетами, рисунками, чертежами, схемами.

Наглядность, особенно графическая, нужна на всем протяжении

обучения. Рисунки, схемы, чертежи помогают активно мыслить, искать рациональные пути решения задач.

Большую роль играет моделирование при решении задач на движение.

При этом модель должны создавать сами учащиеся под руководством учителя. Например: «Нз двух городов, находящuxся на расстоянии 520 км, одновременно выехали навстречу друг другу два поезда, которые встретились через 4 часа. Первый поезд ехал со скоростью 60 км/ч. С какой скоростью шел второй поезд?»

Учитель в беседе с учащимися выясняет, о каком движении говорится, что известно об этом движении и предлагает начертить схему движения.

Вызванный ученик моделирует описанную в задаче ситуацию.

Направление встречного движения показывает стрелками, место встречи флажком, время вертикальными штрихами, путь стрелкой и цифрами.

Систематическое использование предметного и графического

моделирования обеспечит более качественный анализ задачи, осознанный и обоснованный выбор арифметического действия и предупредит многие ошибки в решении задач учащихся.

Работа над составной задачей

Определенную роль в подготовке учащихся к решению составных задач с недостающими данными. Например: «Мише надо решить 10 примеров. Он решил … примеров. Сколько примеров осталось решить?»

Для ответа на поставленный вопрос не хватает данных. Дети сами вводят недостающие данные, но они должны увидеть, что числа 11,12 … нельзя подставить. Аналогичная ситуация возникает и при решении составных задач, так как для ответа на главный вопрос задачи (в 2 действия) не хватает одного данного.

Особое место при подготовке к решению составных задач занимают задачи с двумя вопросами. Например: «Столяр сделал 8 книжных полок, а кухонных на 3 меньше. Сколько кухонных полок сделал столяр? Сколько всего полок сделал столяр?»

Можно, например, предложить учащимся вопросы в другой последовательности и выяснить, на какой из вопросов надо ответить сначала или на какой из вопросов учащиеся могут ответить.

Данный прием позволит учащимся осознать взаимосвязь этих вопросов между собой.

Для лучшего осознания целесообразно предложить задачу с двумя вопросами, которые никак не связаны между собой. Например: «На первой полке 6 книг, на второй — 8. Сколько всего книг на двух полках? На сколько книг на одной полке больше, чем на другой?»

Если подготовительная работа к решению составных задач была организована и была результативной, то знакомство учащихся с составной задачей можно провести так.

Например, даны задачи:

  1. «В одной коробке 6 карандашей, а во второй на 2 карандаша меньше.

Сколько карандашей во второй коробке?»

  1. «В одной коробке 6 карандашей, а во второй 4. Сколько карандашей в двух коробках?»

После решения задач внимание детей обращается на связь, существующую между этими задачами.

Далее проводится беседа: «Прочитайте еще раз задачи. Обратили ли вы внимание на то, что они связаны между собой. Кто сможет из двух задач составить одну с двумя вопросами?»

После этого открывается на доске запись:

«В одной коробке 6 карандашей, а во второй на 2 карандаша меньше. Сколько карандашей в двух коробках? Сколько карандашей во второй коробке?» Учитель подчеркивает, что в этой задаче два вопроса и спрашивает, на какой вопрос можно ответить сначала на первый или на второй.

В зависимости от ответа на вопрос строится дальнейшая работа. Если учащиеся дают предполагаемый ответ, то учитель стирает второй вопрос и спрашивает: «Можно ли сразу ответить на этот вопрос задачи?» и поясняет, что задача, в которой нельзя ответить на вопрос одним действием, называется составной.

Путь к осознанному решению задач лежит главным образом через составление их детьми. Это можно делать по картинкам; числовым данным; вопросу; дополнению задач не достающими данными или вопросом; решению или ответу; схеме, чертежу, краткой записи; плану решения; формулам; данным, взятым из справочников, таблиц.

Основная цель ученика — это понять задачу. Можно выделить такие приемы работ над текстовой задачей:

  1. Представление жизненной ситуации, описанной в задаче.
  2. Разбиение текста на смысловые части.

3. Переформулировка текста задачи: замена данной ситуации другой, опустить несуществующие детали, раскрыть смысл уточнить и существенных элементов.

  1. Выделить основные (опорные) слова, которые связаны с действием.
  2. Исследование решения задачи: установление условий, при которых задача имеет или не имеет решение.

Большую роль в развитии мышления школьников играют задачи на смекалку.

Как научить ребенка решать задачи

За все школьные годы вашему ребенку придется решить множество задач, и несмотря на то, что все они кажутся разноплановыми, в алгоритме их решения все же есть общие моменты, и, уяснив их и следуя этому алгоритму, ребенок сможет решить практически любую задачу. Если ученик еще в 1-3 классе освоит тактику решения задач, в старших классах он будет щелкать задачки как семечки не только по математике, но и по физике, химии, геометрии тоже.

Ошибки в решении задач

Задачи можно условно разделить на части: условие, вопрос, решение, ответ.

Первая и самая главная ошибка — ребенок невнимательно, вскользь прочитал условие задачи.

К примеру задачка. У Пети 8 монет, это на 3 меньше, чем у Васи. Сколько монет у Васи.

Ребенок видит «на 3 меньше», значит надо что-то отнять, а отнять можно только от 8, так и получается 8-3=5 монет у Васи. Но если внимательно прочитать условие, то меньше то конфет как раз у Пети.

Чтобы такой путаницы не было, требуйте с ребенка записать условие задачи.

П.- 8 м. на 3 м. <

В.- ?

Ошибка вторая — в решении.

Когда вопрос в задаче один, тут все просто. Но когда в задаче есть несколько неизвестных — решение затрудняется. Решаем по действиям. Для начала определим, каких данных нам не хватает, затем найдем эти числа, подставим их и решим задачу.

Ошибка третья — неправильная запись ответа.

К примеру, требуется найти сколько монет, а ребенок пишет сколько человек. Нужно внимательно еще раз прочитать вопрос задачи, перед тем, как записать ответ. Что требуется найти, то и пишем в ответе. Ответ начинается с числа.

Алгоритм решения

  1. Внимательно прочти задачу и представь, о чем в ней говорится.
  2. Запиши в виде схемы, что известно и что не известно, что нужно найти.
  3. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи.
  4. Сначала вычисли значения, которых не хватает для нахождения ответа.
  5. Найти ответ на главный вопрос задачи.
  6. Проверь ответ.
  7. Прочти еще раз вопрос задачи.
  8. Запиши ответ.

В решении любой задачи мы по двум известным данным находим третье. В решении рассуждаем с конца, как бы разматывая клубок. Чтобы узнать то, нам нужно это, а чтобы узнать это, у нас есть все данные.

Учите ребенка рассуждать. Если для него это затруднительно, потренируйтесь на задачах с лишними или недостающими данными.

Васе 8 лет. Он живет в доме номер 7 в 5-й квартире. У него есть двоюродный брат, который живет в квартире напротив. Брат на 3 года старше Васи. Еще у них вместе есть 2 кошки и хомячок.

Нужно вычеркнуть данные, которые не понадобятся для поиска ответа и дописать вопрос задачи.

Васе 8 лет. Он живет в доме номер 7 в 5-й квартире. У него есть двоюродный брат, который живет в квартире напротив. Брат на 3 года старше Васи. Еще у них вместе есть 2 кошки и хомячок. Сколько лет брату?

Второй вариант тренинга — самому придумать несколько задач на одно решение.

К примеру: 8+3

Вася получил за четверть 8 четверок, а пятерок на 3 больше. Сколько пятерок получил Вася?

В аквариуме было 8 гуппи и 3 сомика. Сколько рыбок было в аквариуме?

Третий вариант — дополнить условие, в котором не хватает данных.

Пример: У Васи 4 конфеты, а у Сони меньше. Сколько конфет у Сони?

Дополним условие: У Васи 4 конфеты, а у Сони на 2 меньше. Сколько конфет у Сони?

При прочтении для наглядности можно подчеркнуть нужные для решения данные.

Основные типы задач

Простые задачи на сложение и вычитание

Статья «Как научить решать задачи»

Как научить детей решать задачи по математике.

Научить детей решать задачи по математике — дело учителя, но и родители не должны оставаться в стороне, если их чадо «тормозит» в этом вопросе. Одним учебником математики сыт не будешь. Ведь если научить ребенка самостоятельно решать задачи в 1-3 классах, дальше он будет щелкать как семечки не только задачи по математике, но и по физике, химии, геометрии и др. И самое главное — этот навык пригодится ребенку в жизни!

Зная ключевые моменты, вам будет проще помочь ребенку в решении задач, которые вызывают у него сложности, вы сможете определить, где пробелы в знаниях и что нужно «подтянуть» в каждом конкретном случае.

Рассмотрим самые распространенные виды задач в начальных классах.

5. Составные задачи на все 4 арифметические действия

Это отдельная обширная тема, вернемся к ней позже.

На школу надейся, а сам не плошай

В далеком 1867 году К. Ушинский сказал: «У хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть вместе занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая или статистическая тема и упражнение в языке».

«Расшифровка» следующая.

  • Ученика нужно поставить в такие условия, чтобы он оказался в эпицентре событий, т.е., решая задачу, видел ее применение в жизни.

Ведение понятия «задача». Составные части задачи. 1-й класс

Цель урока: на основании понимания научить детей находить в тексте задачи условие и вопрос, подвести детей к автоматическому навыку выделения основных частей задачи.

Задачи:

  • Обучающая: способствовать формированию навыков решения задач, закрепить навыки по этой теме и знания, полученные на предыдущих уроках по сложению и вычитанию в пределах 10, а также знания состава чисел.
  • Развивающая: развивать умение работать самостоятельно и в группе, развивать логическое мышление, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
  • Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к учебному процессу, взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.

Основные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

При построении урока использовались принципы:научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

Для достижения поставленных целей урока были выбраны методы:

  • словесные
  • практические
  • наглядные (с применением ИКТ)
  • контроля и самоконтроля

На уроке проводилась работа:

  • по закреплению навыков устного счета
  • по введению основных частей задачи (условие, вопрос)
  • по овладению умениями и навыками при закреплении темы
  • самостоятельная работа

Оборудование:

  • компьютер, экран, проектор, слайды;
  • индивидуально: цифровые «веера», карточки с названиями составных частей задачи;
  • бумажные вопросительные знаки;
  • изображение «улыбающегося» солнышка ( индивидуально для каждого ребенка);
  • доски для письма «фантазия»;
  • перфокарты разных цветов (для дифференцированной работы по группам).

План урока:

  • Организационный момент – 1 мин
  • Минута настроения (психологический настрой) – 1 мин
  • Постановка цели – 2 мин
  • Минута красивого письма – 5 мин
  • Актуализация знаний (устный счет, повторение, «открытие» нового знания, закрепление, обработка полученных знаний) – 20 мин
  • Физминутки 2 шт. – 4 мин.
  • Самостоятельная работа – 5 мин.
  • Итог урока – 5 мин.
  • Оценка знаний – 2 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверяется готовность детей к уроку, порядок на рабочих местах.

– Здравствуйте, ребята! Готовы работать? А давайте проверим, готовы ли ваши пальчики.

Пальчиковая разминка: дети по очереди разминают пальчики, начиная с большого пальца левой, а затем и правой рук.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик – безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!

– Молодцы!

2. Минута настроения

– Добрый день, ребята! Мне приятно вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение!

На части не делится солнце лучистое
И вечную Землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

– Итак, готовы вы отправиться в волшебный мир математики? Но давайте сегодня постараемся и сделаем так, чтобы тучки не закрыли наше веселое солнышко. Хорошо?!

3. Постановка цели

– Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок математики, а поможет нам в этом компьютер.
– Тему урока вы сможете назвать сами, если разгадаете ребус. (На экране слайд с ребусом)
– Задача!
– Молодцы, вы правильно разгадали ребус. Сегодня мы с вами будем решать задачи. Но начнем мы, конечно, с повторения и устного счета.

4. Повторение. Устный счет

1. Задачи в стихах (на экране появляются слайды, изображающие условие задачи, дети пишут ответы на досках «фантазиях»)

Пять щенков в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает:
Сколько их теперь играет? (4)

Вот восемь зайчишек по полю идут,
За ними вдогонку двое бегут
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопятся зайцев домой? (10)

Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней.
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят у наседки моей? (5)

Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку

– Сколько неживых предметов дама сдавала в багаж? (6)

Дядя ежик в сад зашел,
Десять спелых груш нашел.
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.

– Сколько груш дядя ежик дал зайчатам? (3)

2. Работа с отрезком натурального ряда чисел

Дети пользуются «веерами».

(Появляется улыбающееся солнышко с глазками, ротиком, носиком, но без лучей)

– Что отсутствует у нашего солнышка, а в математике учит считать? (Солнышко с лучами)

(Луч учит!) На экране появляются примеры, затем – ответы на луче. Дети хором называют ответы и потом проверяют.

(Луч проверяет!)

Появляется пример. После того, как дети покажут на «веерах» ответ – появляется ответ на луче.

– Показать на цифровом веере, какое число следует за число 6,8?
– Как мы получили последующее число? (прибавили 1)
– Покажите, какое число является предыдущим для чисел 8, 6?
– Как получили предыдущее число (отняли 1)

– А теперь повторим состав некоторых чисел.

Дети показывают на веерах.

  • 5 – это 3 … (и 2)
  • 7 – это 4 … (и 3)
  • 10 – это 6 … (и 4)
  • 6 – это 1 … (и 5)
  • 8 – это 2 … (и 6)
  • 9 – это 8 … (и 1)

5. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (Потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки к верху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два – вперед нагнуться,
Раз и два – назад прогнуться. (Движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу)

– Мы опять с вами улыбаемся и солнышко радуется вместе с нами!

6. Подготовка к основному этапу

– А к нам сегодня на урок пришли гости, сказочные герои, которых вы все знаете. Отгадаете, кто это? И я покажу вам их.
Детям загадываются загадки, после того, как они отгадывают, на слайде появляются картинки с их изображением этих персонажей.

Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино)

Я – славный мишка …
Любой меня поймет:
Чтоб бодр и весел был мой дух,
Мне очень нужен мед! (Винни-Пух)

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка)

– Так вот нашим сказочным героям было дано домашнее задание – придумать задачу. Давайте посмотрим, что у них получилось. Учитель читает тексты.
(Изображение Винни-Пуха и текст)
«Вечером было 3 горшочка с медом, а утром – ни одного. Где бы подкрепиться?»
(Изображение Зайки)
«Кто в теремочке живет?»
(Фигурка Буратино)
«У меня 5 яблок. Я дал Пьеро 2 яблока. Сколько яблок у меня осталось?»

– Как вы думаете, кто из литературных героев решал именно задачу?

На доске прикрепляется первая карточка со словом ЗАДАЧА. Мнения детей могут разойтись, так как недостаточно знаний. Тогда учитель высказывает предположение:

– Наверное, вы почувствовали, что вам не хватает знаний о задаче? Давайте сформулируем, что нужно знать о задаче, чтобы правильно ответить на вопрос и оценить наших сказочных героев.

7.»Открытие» новых знаний

На доске прикрепляется вторая карточка со словом ПОДУМАТЬ!

– Что такое задача? Какие мысли приходят в голову? (Текст, числа, вопрос…) – выслушиваются ответы детей.

– Помогу вам. Задача – это математическое высказывание, состоящее из двух частей.

Первая часть – УСЛОВИЕ (оно содержит известные числа задачи, связанные сюжетом)

Прикрепляется карточка со словом УСЛОВИЕ

Вторая часть – ВОПРОС (он содержит неизвестное число задачи). Чаще всего используется слово сколько)

Вопросы учителя:

– Итак, что такое условие задачи? (То, что нам известно)
– А то что нужно найти, как будет называться? (Вопрос)

Например: У Тани 4 воздушных шарика. У Оли – 2. Сколько воздушных шариков у обеих девочек? Это – задача, так как является математическим высказыванием и состоит из двух частей – условие и вопрос.

Учитель берет две карточки с буквами У , В. Дает их ученикам и просит повторить условие и вопрос.

Условие: У Тани 4 воздушных шарика. У Оли – 2.

– Известно количество шаров у Тани – 4 и у Оли – 2. Рассказывается об одном и том же предмете – о шарах. С условием связан вопрос задачи.

Вопрос: Сколько воздушных шаров у девочек?» Есть вопросительное слово «сколько.

– А теперь давайте вернемся к нашим сказочным героям и определим, является ли их задание задачей.

8. Работа по рядам

– Первый ряд получает задание Винни-Пуха. Каждый ученик получает карточку с его заданием.
– Второй ряд получает задание Зайки
– Третий ряд получает задание Буратино

Дети некоторое время совещаются и говорят ответ. В итоге все сходятся на мысли, что задачей является только задание Буратино.

– Давайте сейчас поможем Буратино решить эту задачу.
– Открыли тетради, пропустили вниз от предыдущего задания 3 клетки, сейчас будем изображать УСЛОВИЕ задачи.

Уже другим детям даются две карточки с буквами У, В. Они повторяют сначала условие задачи.

– Рисуем в тетрадях 5 яблок, через клетку (кто не умеет, тот рисует кружочки).
– Что еще известно? (Он отдал Пьеро 2 яблока)
– Значит 2 яблока зачеркиваем.
– Что мы сейчас зарисовали? (Условие)
– Какой вопрос в этой задаче?

Ученик с карточкой В повторяет вопрос задачи.

– Ставим под оставшимися яблоками зеленой ручкой знак вопроса.

Двум-трем ученикам учитель выдает вырезанные из картона вопросительные знаки, и эти дети должны повторить еще раз вопрос.

– А теперь запишем РЕШЕНИЕ. Это тоже часть задачи. Если нас спрашивают, то мы должны решить.

Учитель выдает карточку с буквой Р другому ученику. Он должен сказать решение.

– Записываем (2 клеточки вниз)

5 – 2 = 3

– А теперь нам нужно сказать ОТВЕТ
– Кто это может сделать?

Ответ называется устно: 3 яблока.

– Молодцы. Мы помогли сказочным героям определить задачу. А теперь я хочу, чтобы вы догадались, где ЗАДАЧА, а где нет и почему.

9. Закрепление (изображение на экране)

1.»Мама принесла 5 конфет. 2 конфеты она отдала детям»

2.»На тарелке лежало 6 пирожков. 2 пирожка съели. Сколько пирожков осталось?»

Выслушиваются ответы детей. Наконец, приходим к выводу, что ЗАДАЧА под цифрой 2. Устно повторяются еще раз все составные части задачи, называется решение и ответ.

Самостоятельная работа (примеры на экране)

Работа по вариантам, более слабым учащимся выдаются перфокарточки. Взаимопроверка по вариантам.

10. Итог урока

– Расскажите, что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Теперь мы знаем, что такое задача и из каких частей она состоит? (Ответы детей)

(Сквозь листву огромного дерева ярко светит солнце)

– А так как все сегодня хорошо работали, то я подарю всем вам солнышко. (Учитель дарит нарисованное солнышко детям и благодарит их за работу)

11. Домашнее задание

– На следующий урок принесите текст своей задачи, оформленный на отдельном листе. Выделите синим карандашом – условие, красным – вопрос.

– Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *