Как не избаловать ребенка?

Поделиться статьей с друзьями можно через соц. сети:

Молодые родители, которые интересуются детской психологией, задаются вопросом: как не избаловать ребенка, сохранив при этом хорошие дружеские доверительные отношения с ним? В литературе о воспитании детей можно столкнуться с двумя противоположными точками зрения:

1. Родители для ребенка — авторитет. Главные в семье — папа и мама, а ребенка надо с рождения приучать жить по правилам, установленным взрослыми.

2. Ребенок — центр семьи и сам знает, что для него лучше. Чтобы он рос цельной и гармоничной личностью, ему нельзя ничего запрещать, а только поощрять его интересы.

Фанатичное следование любой из этих крайностей не принесет желаемых плодов: в первом случае можно вырастить забитого и закомплексованного человека без своего мнения, а во втором — получится избалованный эгоист, уверенный, что все ему должны.

Возраст ребенка

Новорожденный

Что делать, чтобы малыш не вырос избалованным, зависит непосредственно от его возраста. Так, новорожденному в прямом смысле жизненно необходима мамина близость, ласка, тепло, грудное молоко. Если младенец плачет — это сигнал о том, что его потребности не выполняются, он страдает, испытывает боль или дискомфорт. Поэтому ребенка примерно до полугода избаловать невозможно при всем желании, брать его на ручки при первом недовольстве — это не потакание капризам, как считают некоторые, а здоровая реакция на сигналы маленького человечка.

Психологи утверждают, что ребенок, которого часто держали на руках, утешали, когда он плачет, кормили по требованию, вырастет личностью, склонной к сочувствию, умеющей сопереживать, открытой для общения. Также существует мнение, что удовлетворение потребностей ребенка с рождения делает его более интеллектуальным, так как мозг в своем развитии не отвлекается на тревоги, стрессы и страхи. А дети, которых приучали с рождения к самостоятельности, не брали лишний раз на руки и не «потакали капризам» — хоть и вырастают более упорными и способными к конкурентной борьбе, но склонны к тревожности, психологическим проблемам, с трудом заводят близкие отношения.

6-12 месяцев

Подросшего ребенка уже придется ограничивать, исходя из соображений его безопасности. Например, запрет подходить к горячей духовке — это не мамина прихоть, а способ избежать реальной опасности. Дети до года и даже старше еще не понимают запретов, но реагируют на эмоциональный отклик взрослых на свое поведение. Чтобы не избаловать ребенка с малых лет, объясняйте, почему нельзя делать то-то и то-то, спокойным, но строгим голосом. Попытка изолировать малыша от любой опасности — хоть и эффективно для сохранения его здоровья, но лишает ребенка важной стадии развития: знакомства с запретами, познания опасности.

После полугода можно (но совсем не обязательно) отучать ребенка постоянно быть на ручках и спать в родительской постели, если у мамы есть потребность отлучаться от ребенка, или она хочет просто иногда отдохнуть в одиночестве. Разумные ограничения не нанесут вреда привязанности и психике ребенка, если делать это постепенно, а в остальное время мама всегда будет рядом, ласковая и доброжелательная.

От года до 3

Ребенок старше года переживает кризис роста: проверяет границы дозволенного, пытается добиться желаемого криком или может даже бить взрослых, если они не спешат выполнять его требования. Это довольно сложный этап и для родителей: очень важно сохранять спокойствие, не поддаваться эмоциям и не кричать в ответ. Спокойно и вежливо показывайте малышу, что криком ничего добиться не выйдет, объясняйте, почему нельзя. Можно разыграть спектакль с игрушками: «Вот мишка подходит к лестнице и падает с нее, больно ударяется. Так же и ты можешь упасть, не подходи к лесенке».

3 года и старше

В 3 года с малышом уже можно договориться, он начинает понимать причинно-следственные связи, но вопрос как не избаловать ребенка по-прежнему остается острым, так как это пора капризов и очередного кризиса. Всей семье следует придерживаться следующих несложных принципов в воспитании своего чада.

  • Ребенок — не центр вселенной. Вся жизнь семьи не должна крутиться вокруг интересов самого младшего, стоит соблюдать интересы всех членов семьи. Не отказывайтесь от своих личных дел в угоду крохе. Уставшая и несчастная мама вряд ли сможет дать достаточно ласки и заботы, у нее просто не хватит на это ресурсов. Все хорошо в меру, в том числе и любовь. Объясняйте малышу, что иногда надо подождать и не мешать родителям.
  • В воспитании ребенка участвуют все члены семьи, и желательно, чтобы у них в вопросах воспитания была единая позиция. Если за одно и то же папа с мамой ругают, а дедушка с бабушкой поощряют — последствия такого воспитания будут негативными. В случае разногласий обсудите все спорные моменты на семейном совете.
  • Будьте последовательны. Если обещали наказать за тот или иной проступок — накажите. Но не запугивайте угрозами или тем более физическим насилием.
  • Учите ребенка понимать слова «нельзя» и «нет». Если сказали «нет» — это значит «нет», как бы малыш не плакал, не скандалил и не упрашивал. С чувством вседозволенности из капризной крохи вырастет избалованный и неуправляемый подросток, а впоследствии — взрослый эгоист.
  • Не забывайте и хвалить малыша за хорошее поведение, правильные поступки. Показывайте, что видите его старания и радуетесь им — это будет стимулом для него делать так и впредь. А за проступки — ругайте, но сдержанно и строго, не выходя за рамки адекватности: крики и подзатыльники ни к чему, кроме озлобленности ребенка на вас, не приведут.
  • Не лишайте малыша самостоятельности. Пусть учится выбирать одежду, убирать за собой игрушки и посуду без напоминания. Это научит его не зависеть от родителей в таких мелочах, а следовательно, не требовать от них постоянного присутствия и удовлетворения его нужд.
  • Не поощряйте ребенка подарками. Подарки можно дарить на праздники или просто так, а хорошее поведение должно стать нормой для ребенка, а не способом получить желаемую игрушку.
  • Не реагируйте на истерики. Если приняли решение — стойте на своем. Когда ребенок видит, что его «концерт» не приводит к желаемому — он быстро отучится закатывать истерики.
  • Наказания должны быть адекватны проступку. Если за драку слегка пожурить, а за разбитую вазу запереть дома на неделю — это сформирует у ребенка неправильное понятие о системе человеческих ценностей.

Если придерживаться этих правил: как не избаловать ребенка, к школьному возрасту малыш научится слушаться и уважать взрослых, добиваться своих целей спокойным разговором и просьбами, а не делать это истериками. Но если упустить время и прощать малышу все шалости, потому что он еще маленький, потом будет сложнее: уже избалованный ребенок вряд ли захочет меняться, придется проявить терпение и стойкость.

Если ребенок уже избалован

Никогда не поздно исправить ошибки в воспитании, но многие родители не представляют, что делать с избалованным ребенком. Ответ прост: перестать потакать капризам! Но не резко, в один день — это станет для него сильным стрессом — а постепенно, и обязательно объясняя свой отказ. Сегодня заставьте его подождать 10 минут, прежде чем вы включите мультики, потому что заняты на кухне.

А через 10 минут — обязательно включите. В другой раз откажите в покупке очередной игрушки, объяснив, что у вас нет с собой лишних денег, но как только будут — вы обязательно ее купите. Так избалованный ребенок поймет, что его интересы — не единственные в мире, с окружающими тоже придется считаться, но его по-прежнему любят и слышат.

И самое главное — всегда давать понять ребенку, что его любят вне зависимости от его поведения. Плохими или хорошими могут быть только его поступки, они могут радовать и огорчать родителей. Но любовь к нему не должна ставиться под сомнение.

Поделиться статьей с друзьями можно через соц. сети:

Избалованный ребенок. Рекомендации психолога

Анна Давыдова
Избалованный ребенок. Рекомендации психолога

Появление нового человека на свет – всегда событие. В большинстве семей новорожденного окружают вниманием и заботой, относятся к нему как к бесценному существу. Безусловно, если малыш растет в такой атмосфере, это замечательно. Став взрослым, он непременно отдаст полученную в детстве любовь своим детям. Но иногда родители и бабушки с дедушками «перегибают палку» проявлением своей опеки. Кроха постоянно получает все, что захочет, а запретов для него и вовсе не существует. В результате у ребенка закрепляется уверенность в том, что он всесилен и может делать что угодно. Его поведение идет вразрез с общепринятыми правилами и нормами, а окружающие малыша взрослые оглядываются назад и не могут понять, в какой именно момент все пошло не так, и почему ребенок стал таким избалованным.

Признаки избалованного ребенка

Каков же он, настоящий баловник? Существует несколько самых ярких отличительных черт избалованности:

Избалованный ребенок «Я хочу!» – основной поведенческий принцип. Этот очевидный признак можно назвать «визиткой» избалованного малыша.

Неприятие запретов. Капризный ребенок в 2-3 года абсолютно не слышит слова «нельзя» и начинает истерить, если взрослые пытаются настоять на своем.

«Спекуляции» на чувствах взрослых. Кроха становится прекрасным манипулятором, использующим безграничную любовь к нему окружающих родственников. Лишней слезой или неискренней лаской – малыш обязательно получит желаемое.

Отсутствие самостоятельности. Избалованный ребенок уверен, что весь мир создан для него. Возникающие проблемы постоянно нейтрализуются сами собой, без его участия. Такой малыш не приучен принимать решения, а тем более отвечать за них.

Отвратительное поведение на людях. Баловник плохо себя ведет и дома, но когда истерики закатываются на улице или в магазине – родители осознают, что что-то упустили в воспитании своего чада. А избалованному малышу в два-три года абсолютно безразлична реакция окружающих – он будет добиваться своего, не считаясь ни с кем.

Причины возникновения избалованности у детей

Основная причина превращения малыша в избалованного – это, конечно, чрезмерная любовь к нему родителей и ближайших родственников. Такое очень часто случается, если ребенок долгожданный и единственный. Родители с первых месяцев трясутся над ним, сразу берут на руки, когда он начинает плакать, развлекают и веселят, лишь бы не было детских слез. Часто взрослые не разбираются, почему ребенок капризничает, а просто пытаются избежать негативных проявлений в поведении. Кроха становится центром семьи, а излишняя опека, которой он окружен, приводит к избалованности, порождая многочисленные детские капризы.

Детские обиды не исправить подарками. Еще одной причиной можно назвать чувство вины слишком занятых родителей. Мамы и папы, сутками пропадающие на работе, стараются откупиться от малыша материальными ценностями. Кроха с первых месяцев растет в среде недостаточного внимания и эмоциональной холодности. Со временем капризный ребенок перестает ценить родительские подарки, у него формируется чувство злобы на оставляющих его родителей, он пытается им всячески досадить. Неразрешенные детские обиды формируют из малыша настоящего эгоиста, не умеющего строить отношения с людьми.

Малыш может стать избалованным, если в семье не придерживаются единства в воспитании. Когда папа постоянно разрешает то, что запрещает мама, а бабушки с дедушками покупают то, что не позволили родители, капризный ребенок учится манипулировать, стараясь получить желаемое.

Зачастую избалованность – это последствия демонстрации родительской витрины достижений и заслуг. Дорогая одежда и аксессуары на ребенке, занятия в престижной секции, наличие в доме кошки редкой породы – все это призвано показать материальный достаток семьи. Малыш, выросший в таких условиях, даже в два года ведет себя соответственно – надменно и капризно.

Итак, чаще всего избалованность у детей – результат ошибок в воспитании. Но иногда это не связано с действиями родителей. Причины неуправляемости и требовательности могут заключаться во врожденных патологиях нервной системы, что диагностируется с первого месяца жизни ребенка. Избалованность нередко проявляется после перенесенного тяжелого заболевания, когда маленький организм истощен, ослаблен и не может справиться с повседневными нагрузками. В результате ребенок не в состоянии контролировать себя, а его поведение приобретает черты избалованности.

Как не избаловать свое чадо

Чтобы ваш малыш не разочаровывал вас капризным поведением,необходимо придерживаться некоторых правил:

1 Избалованный ребенок – несамостоятельный ребенок. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Даже если мама сделает то же самое намного быстрее, малышу путем проб и ошибок необходимо приобрести определенный опыт. К примеру, если вы собрались на прогулку, позвольте вашему трех-четырехлетнему крохе самостоятельно одеться. Наработка навыков может затянуться на несколько месяцев, и на первых порах самостоятельное одевание будет занимать в несколько раз больше времени, но оно того стоит. Впоследствии малыш будет собираться считанные минуты.

2 Когда малыш в два-четыре года что-то спрашивает – нужно отвечать развернуто и понятно. Ответы «да», «нет», «не знаю» или немотивированные действия мамы и папы выдергивают из целостного детского восприятия окружающего мира кусочки, которые замещаются выдумкой. Например, если ребенка интересует, откуда берется молоко, следует рассказать про коров, которые едят на лугу траву, а не про ближайший молочный магазин.

3 Запрет должен оставаться запретом. Чаще всего дети в два-три года закатывают истерики в том случае, когда у малыша есть надежда, что своим поведением он преодолеет родительское «нельзя». Чтобы обойти детские обиды, избежать лишних слез и треволнений, сразу определите, какие из просьб вы не будете удовлетворять ни при каких обстоятельствах.Помните: смалодушничав и уступив пару раз, вы обеспечиваете постоянные детские капризы в супермаркете или на прогулке.

4 Все члены семьи должны придерживаться одной линии воспитания с первых месяцев ребенка. Очень часто благодушные и мягкотелые бабушки способны своим либеральным отношением к внучку сформировать у него образ «злобных» родителей, что отрицательно отразится на воспитательном процессе.

5 В возрасте двух-трех лет займитесь выработкой у малыша мотивации. Ребенок должен осознавать связь «желание – определенные условия – осуществление желания».Например: «Если завтра хочешь пойти в зоопарк, сегодня укладываешься спать без слез и обид».

Основные принципы перевоспитания избалованного ребенка

Когда малыша уже можно назвать избалованным, заняться перевоспитанием и исправлением его поведения еще не поздно. Будьте готовы к тому, что ребенок, который привык добиваться желаемого плачем и истериками, не поддастся сразу. Мало того, неожиданно возникшие ограничения способны привести дитя к мысли, что его разлюбили, а это генерирует новые детские обиды. Работая над корректировкой поведения, следует донести до крохи, что вас огорчает не он, а его действия и поступки. И вы любите его, не смотря ни на что.

Жесткие рамки не помогут справиться с ситуацией. Намного эффективнее будет борьба на разных флангах. И начинать ее, конечно, необходимо с дома.

Четкий распорядок дня. Нередко родители идут на поводу у малыша, не желающего умываться по утрам или убирать за собой игрушки. Мол, «пропустит разочек – ничего страшного». На самом деле лучше приучать ребенка к порядку с раннего возраста. Даже очень избалованный ребенок, привыкая делать что-то в одно и то же время, будет намного меньше спорить и конфликтовать.

Избалованный ребенок может исправиться. Домашние обязанности. Уже в два года ребенку можно поручить несложное дело. Пусть сначала родителям придется все переделывать, зато малыш научится ценить труд взрослых и станет более ответственным.

Телевизор и компьютер. Кажется, что баловника, проводящего целый день перед телевизором или компьютером, невозможно лишить этого удовольствия.В действительности такое положение вещей выгодно родителям: даже самый капризный ребенок отвлекается, освобождая взрослых. Не забывайте, что такое воспитание способно привести к серьезным проблемам. Телевизор или компьютер можно использовать в качестве поощрения (за выполненное задание, за хорошее поведение в течение дня).

Спортивная секция. Безусловно, занятия спортом полезны для здоровья. Благодаря физическим нагрузкам у ребенка уже в 3-4 года формируется настойчивость и сила воли. А расходование во время спортивных занятий лишней накопившейся энергии успокоит и присмирит малыша, не оставляя сил на детские капризы.

Общение с ровесниками. Сегодня самостоятельные прогулки ребенка во дворе – не всегда безопасное занятие, а современные дети нуждаются в живом общении. Найдите среди детей ваших друзей сверстников своего малыша и обеспечьте ему общение с ними хотя бы пару раз в неделю.

Похвалы. Ребенка нужно хвалить даже за малейшее достижение. Родительская похвала должна стать основной мотивацией для хорошего поведения, а малыш должен понять, что вам необходимо им гордиться.

Общение с родителями.Используйте для разговоров любое свободное время: дома, по дороге в магазин, на прогулке.Говорите про все: про животных и птиц, про знакомых, про время, когда вы были детьми. Воспитание – это не ежедневные часовые нотации, ругань и, как следствие, детские обиды. Воспитание – это долгие искренние разговоры с наглядными жизненными примерами.

Избалованность – коварный симптом, способный доставить множество неприятностей во взрослой жизни ребенка. Сделайте все от вас зависящее, чтобы ваши с ним отношения были гармоничными и прочными, тогда истерики и капризы больше не встанут у вас на пути.

Кем вырастет избалованный ребенок: 5 печальных последствий

Как показало недавнее обсуждение на 7е, большинству детей приходится самим разогревать себе еду и проявлять другие признаки самостоятельности — и это радует. Потому что дети, за которых все делают взрослые, очень рискуют — и даже своим психическим здоровьем. Страшные случаи из жизни богатых семей, защищающих детей от суровой действительности, рассказывает психолог Марина Мелия. Нам с вами это вряд ли грозит — но заставляет задуматься, как и от чего ограждать ребенка.

Изолируя детей от «суровой действительности», мы действуем из лучших побуждений. Но человек — существо социальное, и любая длительная изоляция ему противопоказана — это приводит к личностным деформациям.

Дети не осваивают бытовые навыки

В семье, где нет наемного персонала, а родители работают, ребенок хочешь не хочешь постепенно постигает все житейские премудрости. По мере взросления к нему предъявляют все больше требований и делегируют все больше ответственности. Но если никаких обязательств по уходу за собой, за кем-то из близких или выполнению какой-то работы по дому нет ни в три года, ни в десять, ни в пятнадцать лет, значит, нет ни опыта, ни ответственности.

Дети, выросшие в детских домах, начиная жить самостоятельно, сталкиваются с массой проблем: они не могут приготовить себе еду, не знают, как заплатить за квартиру, как искать работу, как купить билет на электричку, — им негде было этому научиться. Чтобы помочь детдомовцам, созданы целые программы адаптации и постинтернатного сопровождения. К ним прикрепляют социальных работников, которые, по сути, выполняют роль родителей, учат детей элементарным вещам, которые все их «домашние» сверстники делают автоматически, не задумываясь.

К «золотым» детям соцработников не прикрепляют, хотя они тоже не способны сами себя обслужить. Домашний персонал активно поддерживает такую политику и с готовностью делает за ребенка все, что можно. Для него маленький неумеха — это гарантированный источник дохода: пока он остается беспомощным, у нянь и горничных всегда будет работа.

Няне легче самой застегнуть пуговицы на рубашке, чем учить этому неловкого малыша, проще взять его на руки, чем ждать, когда он сам поднимется по ступенькам. Водитель знает, когда надо выезжать из дома в школу, когда в спортивную секцию, он напомнит, поторопит, поможет собраться. Ребенок забыл положить в сумку ракетку или мяч — водитель съездит и привезет. И так во всем.

Мой коллега работал с мальчиком из обеспеченной семьи. Оказалось, тот никогда не видел, как заваривают чай. Когда психолог его научил, при каждой новой встрече ребенок с надеждой спрашивал: «А сегодня мы будем заваривать чай?».

Мы, родители, как правило, даже не задумываемся о том, в какое положение ставим своих детей. Мы-то выросли в других условиях и прекрасно умеем себя обслуживать. А с ребенком ведем себя так, будто он ни на что не способен.

Дети не видят реальной жизни

Ребенок, выросший за высоким забором загородного имения под опекой нянь и гувернанток, порой не знает элементарных вещей и совершенно искренне считает весь мир увеличенной копией своей резервации. Так, водитель десятилетней девочки по дороге из школы домой рассказывает ей о своем трехлетнем внуке. «Как зовут его няню?» — интересуется девочка. Водитель отвечает, что няни у мальчика нет и никогда не было. Девочка не верит: «Так не бывает! У всех есть няни!».

Владелец крупной компании рассказал мне, как его сын, увидев по телевизору людей в вагоне метро, спросил: «Папа, а кто говорит машинисту поезда, куда ехать?». Мальчик в 6 лет ни разу просто так не ходил по улицам и, конечно, не ездил на общественном транспорте. А ведь по планам папы сын должен будет в будущем взять на себя управление большим промышленным холдингом.

«Золотые дети» не знают, что значит жить на зарплату, не понимают, зачем ходить пешком, когда есть автомобили, зачем снимать крошечную квартиру, если можно купить коттедж, зачем добираться куда-то на метро или автобусе вместо того, чтобы вызвать такси. Иначе говоря, они слабо представляют, как живут люди вне их круга.

Негде тренировать социальный интеллект

Успеха в жизни часто добиваются люди, от которых этого не ждали ни учителя, ни родители. Ребенок, большую часть времени проводивший во дворе, «хулиган, бездельник, троечник», вдруг оказывается гораздо успешнее своих одноклассников, которые все детство просидели за учебниками. Разгадка не в «случайной удаче» или «счастливой судьбе», а в социальном интеллекте.

Что такое социальный интеллект? Это, в том числе, понимание людей, мотивов их поведения, способность влиять на других, предвидеть реакцию на свои слова и поступки, чувствовать границы в общении.

Исследователи из Пенсильванского университета и университета Дюка в течение 20 лет наблюдали более 700 детей — от детсадовского возраста до 25 лет. Оказалось, что «социально компетентные» дети, способные легко общаться, помогать окружающим, понимать их чувства, как правило, получают высшее образование, полноценную работу и к 25 годам бывают гораздо успешнее своих сверстников.

В жизни обычного ребенка всегда присутствуют сверстники. Они могут быть друзьями или врагами, относиться доброжелательно или «строить козни», но с ними так или иначе приходится вступать во взаимодействие: в большом классе — отвоевывать себе «место под солнцем», во дворе — выбирать, кто друг, а кто нет. Жизнь ставит перед ребенком задачи, для выполнения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером.

В идеальном мире «золотого гетто» такие задачи перед детьми не стоят. В их поведенческом репертуаре всего два главных варианта общения — со «всемогущими» родителями и с зависимыми взрослыми. А вот общение с равными, которые от них никак не зависят и могут поступать, как им вздумается, становится проблемой. Прибавьте сюда неспособность понимать чувства других — ведь их этому не учили, — и станет ясно, почему они не могут полноценно взаимодействовать в школе, в спортивных секциях, на творческих занятиях.

Дети из состоятельных семей постоянно меняют школы — иногда по пять-десять раз за все время обучения — это уже тенденция. И везде одно и то же: учителя придираются, не ценят, не понимают, одноклассники тупые, грубые, приставучие, завистливые. Но, может быть, дело не в одноклассниках и учителях, а в самих детях, которым не хватает элементарных навыков общения и умения находить общий язык с разными людьми?

Нет стимула взрослеть

Адекватная иерархия «взрослый — ребенок» предполагает своего рода «вертикаль власти», уважение к взрослому, соблюдение дистанции, границы во взаимодействии. У взрослого по определению больше прав, чем у ребенка, и больше ответственности. Он знает, как надо, как правильно, он задает ребенку систему координат, ставит определенные рамки, он может разрешить, а может и запретить.

Но в богатых семьях, где детей окружают зависимые взрослые, эта естественная иерархия зачастую упраздняется. Мы возлагаем на ребенка функции, совершенно ему не свойственные. Мы спрашиваем у него: «Ну как учительница, как она себя вела? Нормально? Ах, ты недоволен…» Когда ребенок оценивает старших, когда он грозит водителю, учителю или инструктору увольнением и человека действительно увольняют, его картина мира искажается.

Ребенок не понимает природу власти, не чувствует границ, которые нельзя переступать. Для него пропадает, размывается само понятие «взрослый» — оно перестает нести основную смысловую нагрузку и означает лишь возраст человека.

Если ребенок не слушается няню, водителя, то с чего он вдруг должен слушаться маму, папу, бабушку? Либо я слушаюсь всех взрослых, либо не слушаюсь никого. Вначале рушится авторитет людей, работающих в доме, а потом закономерно ставится под сомнение и родительский авторитет: если я могу перечить, грубить обслуживающему персоналу, то почему бы мне и маму с папой не уволить?

В такой ситуации ребенок не получает самого главного: стержня, направления дальнейшего развития. Как молодой вьюнок, у которого убрали вертикальную опору, он не может карабкаться вверх. Желание стать по-настоящему взрослым не возникает, когда нет внутреннего чувства «вот я вырасту, и мне тоже будет можно, я тоже должен буду…» Отсюда инфантилизация, о которой сейчас так много говорят.

Иллюзии избранности и безнаказанности

Богатство и статус родителей создают у ребенка ощущение, что он не такой как все. Он быстро привыкает, что к нему относятся как к особенному человеку, и считает это совершенно естественным. А когда вдруг оказывается, что для окружающих он всего лишь «один из многих», это становится неприятным сюрпризом, вызывает бурю негативных эмоций — он требует, возмущается, обижается.

Мальчика десяти лет отправили в элитную школу в Англию. Сам факт, что ни ученикам, ни педагогам его фамилия ничего не говорила, стал для него настоящим шоком — для всех он был просто «мальчик из России, которому надо подтянуть английский». Никто не старался ему понравиться, услужить, угодить. Лишившись домашних привилегий и не обладая достаточным внутренним потенциалом, он не смог наладить отношения с одноклассниками. Начались слезы, капризы, истерики, и родителям пришлось забрать его из школы.

Избалованные «бриллиантовые» девочки и мальчики не могут себе представить, что существуют какие-то ограничения, не умеют прогнозировать последствия своих действий, в том числе и по отношению к другим. Они не готовы нести ответственность за свои поступки и уверены, что законы писаны не для них. Способность испытывать чувство вины у них нарушена либо отсутствует вовсе. И повзрослев, они остаются теми же избалованными детьми, не признающими запретов, не уважающими других людей, не считающимися с их правами.

За примерами далеко ходить не надо — все помнят громкие истории с богатыми наследниками и наследницами на дорогих машинах, нарушавшими ПДД и приговоренными к различным наказаниям. В моей практике таких клиентов еще больше — обычно из сложных ситуаций их «выручают» родители. Но вот замять дело о серьезном нарушении за границей семье моих клиентов не удалось — сын угодил в тюрьму, и уже никто ничего не смог сделать.

«Золотые» дети погружены в мир иллюзий. Это и иллюзия избранности — «мне можно все, ведь я особенный», и иллюзия существования некоего спасителя: если вдруг что-то случится, то кто-нибудь придет и все разрулит, все сделает, все за меня решит.

Почему юноши и девушки из богатых семей часто подвержены депрессиям? Потому что тот иллюзорный мир сплошных привилегий, в котором они росли, не соответствует реальному миру, в который они попадают, взрослея. Молодой человек продолжает думать, что ему по-прежнему все что-то должны, что он сможет и дальше жить, не прикладывая собственных усилий. И как только понимает, что все не так безоблачно, как казалось, что на самом деле никто не позаботится о нем, кроме него самого, это переживается очень тяжело.

12 признаков избалованного ребенка

Избалованный малыш – это настоящая головная боль для родителей. Постоянно добиваясь своего, он начинает считать себя главным человеком на свете. Если же баловень сталкивается с законными требованиями и запретами, то маму ждет громогласная истерика. Как перевоспитать маленького эгоиста? Как понять, что именно ваш ребенок слишком избалован? В нашем материале советы психологов для тех родителей, которые слишком много позволяют своим детям.

Избалованность может добавить множество неприятных моментов уже выросшему ребенку. Во взрослой жизни никто не станет постоянно им восхищаться, решать все его запросы по мановению волшебной палочки. Отсюда – крах надежд и глубокое разочарование в окружающих его людях. Давайте рассмотрим самые яркие и отличительные черты детской избалованности.

  1. Ребенок категорически отказывается делиться. Избалованные дети эгоцентричны, ведь им предоставляется все, что они пожелают, по первому требованию. Игрушки, сладости, ваше внимание – неудивительно, что они отказываются делиться со сверстниками и взрослыми.
  2. Он часто устраивает истерики. Приступы спонтанной истерики являются относительно нормальным явлением у детей в возрасте до трех-четырех лет. Подчас это единственный способ выразить свои чувства, но у дошкольников истерики – уже средство для манипуляций.
  3. Он крайне зависим от родителей. Если ваш ребенок не может заснуть, когда вас нет в комнате, не желает оставаться с бабушкой или в детском саду, то это уже признак избалованности. По мере взросления детям нужно научиться ощущать себя комфортно с другими людьми.
  4. Избирателен в пище. Нет ничего страшного в том, чтобы готовить специальные блюда для ребенка с особыми диетическими потребностями. Но если здоровый малыш настаивает на индивидуальном меню каждый вечер, это может быть признаком избалованности.
  5. Он вечно всем недоволен. Малыш ворчит по любому поводу: ему не нравятся игрушки, одежда, приготовленный суп. Ему быстро надоедают новые машинки и поход в парк. Он сразу же требует купить вещь, которую увидел у другого ребенка: «Я хочу такой же самокат!»
  6. Он не помогает родителям. Совершенно нормально помогать ребенку убирать игрушки, если ему не исполнилось еще трех лет. Но когда вы продолжаете наводить порядок за ним и дальше, у него возникает убеждение, что так будет продолжаться всегда.
  7. Он хамит взрослым. Привычка получать желаемое приводит к тому, что ребенок начинает относиться слишком потребительски к родителям. Зачем быть вежливым с теми, кто выполняет все его требования? Неуважение к маме часто переходит к всеобщему хамству. (Читаем Почему дети хамят?)
  8. Ребенка приходится уговаривать. Избалованный малыш не признает авторитетов – родителей, бабушек и воспитателей. Поэтому их требования совершенно ничего для него не значат. Если ребенка о чем-то попросить, он начинает вредничать. А получить желаемое мама может лишь после долгих уговоров.
  9. Он манипулирует взрослыми. Грубое, навязчивое, манипулятивное поведение характерно для капризных детей. Для достижения собственной цели ребенок использует все доступные средства: истерики, слезы, разный подход к родителям. Если мама не купит мороженого, он пойдет к бабушке. «Бабуля, я люблю тебя больше всех на свете», – будет говорить он до тех пор, пока она ему что-то не запретит.
  10. Он заставляет родителей краснеть. Избалованный малыш считает себя центром галактики. Чтобы привлечь внимание, он может перебивать взрослых, громко кричать, устраивать истерики при большом скоплении народа. Неумение вести себя в общественных местах порой становится настоящей проблемой, которую, по причине вседозволенности, сложно исправить.
  11. Не отвечает за свои поступки. Что бы ни сделал малыш, любимая мама, добрый папа и обожающие его бабушка с дедушкой сразу же «ликвидируют» любые последствия. Стукнул соседскую девочку? Так она сама виновата. В таких тепличных условиях дети растут, но не взрослеют.
  12. Не воспринимает слова «нет» и «нельзя». Избалованным детям сложно понять, что они могут что-то не получить. Непроизвольность желаний простительна совсем маленьким детям, а вот 4-6-летним малышам она не свойственна. Капризный ребенок любой отказ сопровождает громкими рыданиями, воспринимая его как конец света.

Читаем также:

  • Как правильно говорить ребенку “НЕЛЬЗЯ” и “НЕТ”
  • 5 альтернативных вариантов сказать ребенку “НЕТ”

Причины детской избалованности

Младенцы не рождаются избалованными, громким плачем они сигнализируют маме о главных потребностях – мамино внимание, еда, пища, смена подгузника. Но если чрезмерно опекать ребенка, постоянно развлекать его, лишь бы тот не ревел, то он скоро становится центром всей семьи.

Читаем также: почему ребенок плачет и как понять причины плача

Очень часто капризное чадо растет у родителей, которые не могут прийти к согласию по основным методам воспитания. Малыш начинает манипулировать, командовать и управлять взрослыми, видя подобные разногласия. Когда запрещает папа, он идет к любимой и доброй маме. А если и она не разрешит, то всегда можно обратиться к бабушке.

Непостоянство в запретах также недопустимо. Например, еще вчера детям разрешалось ходить по лужам. Однако сегодня в ответ он слышит громкое «Нельзя!» и тут же начинает негодовать.

Многие занятые мамы и папы пытаются с помощью подарков и разных безделушек компенсировать недостаток времени на общение с малышом. Но вместе с ребенком возрастают и его требования. И тогда родители понимают – избаловали!

Читаем также: как воспитывать детей: кнутом или пряником?

Советы психолога родителям избалованных детей

  • Сохраняйте спокойствие

Помните, что единственная возможность контролировать ситуацию – это оставаться спокойным. Громкие крики не заставят ребенка послушаться вас. Не повышайте голос, даже если малыш устраивает истерику или начинает хамить. Игнорируйте его поведение: «Я поговорю с тобой позже, когда ты немного успокоишься».

  • Начните перевоспитывать как можно раньше

Как только вы начали понимать, что малыш плачет и кричит, чтобы заполучить нужную вещь, тотчас же останавливайте маленького манипулятора. Не потакайте ему, выполняя любое желание, в надежде прекратить истерики и нытье. Золотое правило гласит: «Легче предотвратить заболевание, чем долго и мучительно его лечить».

  • Будьте последовательны

Если сегодня вы разрешили ребенку прыгать на диване, а завтра строго-настрого это запрещаете, ваши правила не имеют никакой силы. Разрешения и запреты нужно согласовывать со всеми домочадцами. Реакция бабушки с дедушкой и родителей должна быть обоснованной и единодушной. Оставайтесь верными своему слову: не повторяйте угрозу забрать игрушку за плохое поведение несколько раз. Выполняйте ваше предупреждение сразу.

  • Научитесь говорить «Нет»

Для многих взрослых отказать любимому малышу зачастую становится очень сложным решением. Поэтому избалованный ребенок воспринимает родителей как ходячие кошельки, получая каждый день разные гостинцы. Вместо очередной (сотой по счету) машинки уделяйте ему больше времени: читайте, гуляйте, играйте вместе.

  • Введите в словарь ребенка понятие «обязанность»

Объясните, как много и тяжело мама и папа работают: зарабатывают деньги на еду, одежду для малыша, готовят ему есть, убирают за ним и стирают. Просите его помочь по дому, хотя поначалу вам придется за ним все переделывать. Первой же обязанностью маленького баловня будет возвращение разбросанных его руками игрушек на место.

Не перегибайте палку, начав перевоспитывать своего избалованного ребенка. Он может решить, что вы его разлюбили, если раньше все разрешали, а сейчас запрещаете то же самое. Обязательно объясните, что любите малыша как и прежде, но вот его поступки вам не всегда нравятся. И, конечно, возьмите в союзники бабушек и дедушек.

Читаем также:

  • Как перевоспитать избалованного ребенка
  • Как реагировать и бороться с капризами ребенка
  • Удобный ребенок. Всегда ли послушание – это хорошо?

Избалованный ребенок. Что делать?

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Отношения с подростком: кто же избаловал наших детей?

Вам кажется, что вашим детям не хватает дисциплины и твердой руки? Скорее всего, еще не поздно исправить ситуацию.

Ваши дети отказываются убирать за собой игрушки, большую часть свободного времени проводят за компьютером и не всегда удостаивают вас разговором, если вы к ним обращаетесь?

Все чаще вам кажется, что вы никудышная мать и вырастили маленьких избалованных чудовищ? И больше всего на свете вам хочется повернуть время вспять, чтобы они опять стали малышами и у вас появилась возможность воспитать их как следует? Если на эти вопросы вы ответили «да», это значит, что вам пора пересмотреть правила семейного поведения.

Хорошая новость: психологи уверяют, что даже подростков можно приучить к дисциплине, если взяться за дело тактически верно. Разумеется, чем младше ваши дети, тем будет проще. Причем затруднения, скорее всего, возникнут у всех: и у взрослых, и у детей.

Судите сами: объявив, что c сегодняшнего дня ваша семья начинает жить по новым правилам, вы ставите своих «маленьких чудовищ» в не самое простое положение. Вы с тем же успехом можете попросить их с завтрашнего дня объясняться с вами только по-китайски. Поэтому очень важно действовать постепенно, не отступать при появлении первых же трудностей и по возможности доходчиво объяснить детям, что именно вы собираетесь изменить.

1. Признайте собственные ошибки

Первое, что вам стоит сделать, — это честно признаться в совершенных ошибках самой себе и детям. Старайтесь говорить спокойно и ни в коем случае не пускайтесь в обвинения. Можно сказать примерно так: «Мне очень жаль, что раньше я разрешала вам разбрасывать ваши вещи, не помогать мне по дому и разговаривать со мной так невежливо. Больше я ничего подобного не позволю». Таким образом вы даете детям понять, что, во-первых, признаете, что и сами были виноваты; во-вторых, протягиваете им руку помощи, в-третьих, объявляете, какие их ждут перемены.

я позволяла вам разбрасывать вещи и грубить взрослым. Больше этого не будет!

Очень важно правильно выбрать время для разговора. Человеческая психика так устроена, что в привычных условиях мы ведем себя привычным образом, поэтому для начала стоит сменить обстановку. Если вы будете втолковывать ребенку, что нельзя целый день сидеть перед компьютером, когда он как раз запустил любимую игру, эффект будет нулевым. Если вашим детям 10 лет или больше, попробуйте отвезти их в кафе (где ребенок чувствует себя взрослым) и начать разговор там. Если вы хотите, чтобы ребенок помогал вам по дому, попробуйте заранее написать список всех домашних обязанностей, которые вы обычно тянете на себе. И позвольте ребенку самому выбрать несколько пунктов, которые он отныне обязуется выполнять. Если у подростка есть право выбора, он гораздо легче согласится на ваши условия. Объясните, что вы совсем не хотите превратить его детство в сплошную работу по дому. Пообещайте, что он сможет приглашать друзей к себе и сам ходить в гости, получать карманные деньги, играть в свои любимые игры — сразу же после того как внесет свой вклад в выполнение домашних дел.

2. Предложите план действий

Для многих родителей проблемой становится время сна: как только вы пытаетесь уложить ребенка в кровать, сразу же появляются неотложные дела. И хотя каждый день вы буквально из кожи вон лезете, чтобы уложить школьника в 21.30, вам не удается пожелать ему спокойной ночи раньше 23.00. Все понимают, что детям нужно высыпаться, а родителям нужна хотя бы пара часов отдыха, но ничего не меняется.

Любые изменения лучше всего начинать с детального плана. Если ваша цель — укладывать детей спать в 21.30 каждый вечер, подумайте над тем, какие именно шаги вам нужно предпринять. Можно объявить мозговой штурм, во время которого каждый из членов семьи предложит свои варианты решения проблемы. Скажите: «У нас в семье возникла проблема с режимом дня. Давайте подумаем, что каждый из нас может предпринять». Дети очень любят такие «штурмы», в которых они могут участвовать наравне со взрослыми. А когда ребенок знает, что его голос имеет значение для взрослых, то гораздо легче идет на уступки. В конце концов, ваша задача — найти решение проблемы, и совсем не обязательно, чтобы именно вы оказались автором этого решения. Итак, дайте возможность всем членам семьи предложить свои идеи и выработайте решение.

Исследования показывают, что когда мы заявляем окружающим о своих намерениях, то гораздо чаще выполняем задуманное. Этот же принцип работает для тех, кто хочет избавиться от лишнего веса: рассказав близким, что вы худеете, вы уже не сможете просто так пойти на попятный. Еще один совет: если у вас есть дело, о котором вы все время забываете, и его приходится откладывать на потом, установите напоминание на мобильном телефоне или сделайте соответствующую фотографию (например, захламленный детский шкаф) фоном для компьютерного монитора. Психологи уверяют, что после этого большинство людей разбираются с проблемой за считанные дни.

3. Делайте маленькие шаги к большой цели

Конечно, сказать, что вы хотите изменить заведенный порядок, и действительно это сделать — разные вещи. Не пытайтесь в один день перевернуть с ног на голову все, к чему привыкли ваши дети, иначе ничего путного не добьетесь. Если вы хотите, чтобы ребенок помогал вам по дому, начните с выполнения только одной обязанности, лучше всего — самой простой. К примеру, вы договорились, что ребенок будет поддерживать порядок в своей комнате. Но требование «поддерживать порядок» — слишком общее понятие. Начните с чего-то простого и понятного. Можно отвести ребенка в магазин и предложить ему самостоятельно выбрать покрывало для кровати (сейчас их продается очень много — с мультипликационными персонажами и героями фильмов, а также с «модными» расцветками для подростков). Пусть школьник начнет с того, что каждое утро будет застилать кровать, и комната сразу же станет выглядеть более аккуратно. Следующий шаг: попросите не бросать грязную одежду на пол и кровать, а относить ее в корзину для белья. Не забывайте хвалить детей каждый раз, когда они не забыли о делах.

Конечно, это крошечные изменения, которые требуют минимальных усилий, но именно с них и нужно начинать. Ведь детям, как и взрослым, нравится знать, что они справились с новым делом, каким бы ничтожным оно ни было. И, разумеется, им нравится похвала родителей.

4. Перестаньте ругаться

Чаще всего работающие мамы большую часть времени сквозь пальцы смотрят на детские проделки, но постепенно напряжение накапливается, и мы взрываемся, устраивая детям серьезную взбучку. Это совершенно неверная линия поведения, поскольку со временем ребенок просто перестает реагировать на замечания, сделанные спокойным голосом, и отзывается только на крик. В этом случае у ребенка не развивается внутренняя мотивация, а родителей он воспринимает как нудный электронный будильник: первые три раза его можно проигнорировать, но, когда будильник (или родитель) уже вопит на всю квартиру, пора шевелиться.

Одна из наших читательниц призналась на форуме, что месяцами ругала своего 14-летнего сына за то, что он сразу же после школы усаживался за компьютерные игры, а уроки делал только перед сном. Замечания не давали результатов, и тогда она предприняла решительный шаг: поставила дома сейф с кодовым замком и стала закрывать в нем ноутбук. Код каждый день был новый, и подростку его сообщали после того, как были сделаны уроки и домашние дела.

5. Не забывайте о пряниках

Начало подросткового возраста многие психологи считают идеальным моментом для того, чтобы поднять вопрос о дисциплине и ответственности. Поскольку в это время большинство школьников переживают кризис самоопределения и пытаются дистанцироваться от родителей, вы можете сыграть на этом желании свободы. Предложите карманные деньги (если вы против такого подхода, замените деньги возможностями и привилегиями) в обмен на дела, выполненные хорошо и вовремя. В этом случае вам не придется бесчисленное количество раз повторять: «Выброси мусор», поскольку ребенок сам peшает, хочет он его выбрасывать или нет. Не удивляйтесь, если в первые разы мусор так и останется в мусорном ведре. Но когда дело дойдет до выдачи карманных денег или покупки новых джинсов, придется проявить твердость: «На этой неделе никаких денег и покупок. Но на следующей неделе ты можешь исправиться и в субботу все получишь».

6. Придерживайтесь новых правил

Психологи считают, что необходимо примерно три недели, чтобы выработать новую привычку, и еще полгода, чтобы она стала автоматической! Скорее всего, в вашем новом семейном порядке будут срывы. Не будьте слишком строги к себе или к детям — просто на следующий день начните с чистого листа. Обязательно хвалите ребят за то, что они справляются с делами. И помните, что очень важно проводить с ребенком время одни на один, чтобы он чувствовал вашу любовь и заботу.

Пишите письма
Если хотите, чтобы ребенок прислушался к вашим словам, не говорите, а пишите. Большинству школьников очень нравится получать CMC, эмэйлы или сообщения в социальных сетях, но и обычные записки, которые вы прикрепляете к холодильнику, тоже работают. Здесь есть несколько плюсов. Во-первых, таким образом вы напоминаете о наболевшем, но лишний раз не срываете гнев на детях. Во-вторых, иногда ребенку так действительно легче вас понять: когда вы кричите, большинство детей способны распознать только ваш гнев, но вот содержание обвинений школьники улавливают с трудом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *