Как рассказать рассказ

Содержание

Как научить ребенка составлять рассказ по картинке?

Главная > Развитие > Развитие речи > Как научить ребенка составлять рассказ по картинке?

Автор статьи: Наталья Соколова (учитель-логопед).

Если вы не знаете, как научить ребенка составлять рассказ по картинке, это статья для Вас! Во-первых, уточним, что по картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. Рассмотрим их по отдельности.

Как составить рассказ – описание по картинке?

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ — описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:

  1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.
  2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
  3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.

В подготовительной группе и начальной школе (1,2 класс) дети составляют рассказы – описания уже по серьезным картинам (пейзаж, портрет, натюрморт). Последовательность работы остается такая, как и с дошкольниками, но есть свои нюансы.

  1. Обозначая тему рассказа нужно обязательно упомянуть автора и название картины.
  2. Рассматривая пейзаж, задайтесь с ребенком вопросами: какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина? Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил?
  3. Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.

Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?

Повествование – это рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование это использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе получается текст.

Более сложный вид работы — рассказ по одной сюжетной картинке. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение это не рассказ! Представьте, Вы показываете ребенку картинку, на которой бабушка кормить птиц. Но если ребенок скажет всего одно предложение «бабушка кормит птиц», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить n-ое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.

Не оставляйте ребенка с этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему бабушка кормит птиц? Какое настроение у бабушки – счастливое, грустное, одинокое? Рассмотрите, как ведут себя птицы – может некоторые дерутся, а кто-то боится подходить?

Почему автор решил, что это важно и нарисовал? Какую мысль хотел донести?»

О чем еще следует знать?

Придумать рассказ по картинке – «работа» не из легких, поэтому не все дети берутся за нее с энтузиазмом.

Увлечь ребенка процессом составления рассказа по картинке можно с помощью нестандартных заданий и игрового персонажа. Любимым персонажем всех рассказов может стать кот, из страны Котландии. А настольная игра «Экспромт» разовьет не только речь, но и воображение ребенка.

Научите ребенка и поиграйте сами!

условия перепечатки

Педагогика

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются новоявленные школьники и их родители – это умение быстро и качественно пересказывать прочитанный текст. Однако довольно часто взрослым не хватает терпения преодолеть возможные трудности и научить малыша такому навыку. И закрыв глаза на проблему ребёнка в начальной школе, учащиеся среднего звена слабо представляют себе алгоритм работы над пересказом. От этого успеваемость по большинству предметов снижается. Рассмотрим методику овладения навыком пересказа.

Важность умения пересказывать

Умение пересказывать отражается на успеваемости ребёнка

Пересказ – это передача своими словами основной мысли прочитанного текста с элементами анализа действий главных героев. Передавать смысл прочитанного обучают в младшей школе. Но в идеале это умение должно быть сформировано ещё до школы, так как оно определяет многие факторы готовности ребёнка к дальнейшему образованию. Среди них:

  • развитие памяти;
  • тренировка мышления;
  • пополнение словарного запаса;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • навыки анализа поступков других людей.

Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка

Для развития умения пересказывать очень важно концентрироваться на прочитанном

Психологи и педагоги едины во мнении, что главной причиной трудностей с передачей своими словами смысла прочитанного у детей является неразвитая речь. Что же входит в это понятие?

  • Скудный словарный запас. Ребёнок не может объяснить словами свои поступки или прокомментировать действия других людей – от этого малыш часто начинает заменять слова жестами.
  • Ребёнок не общается со сверстниками. Именно в разговоре с приятелями малыш проявляет своё умение донести до собеседника свою мысль. То есть ему нужно говорить быстро и понятно. В общении с родителями этими требованиями во многом можно пренебречь, так как близкие всё равно дождутся конца твоей речи и будут прилагать все усилия, чтобы понять своё чадо. Дети гораздо менее терпеливы.
  • Малыш не умеет читать. Если ребёнок идёт в школу и при этом ещё не умеет читать, то будьте готовы к тому, что у него возникнут проблемы и с речью, и с пересказом. На определённом этапе развития детям необходим пассивный словарный запас, который формируется в процессе чтения. Таким образом, ребёнку мало общения со взрослыми и детьми, ему необходимо знание понятий, выходящих за уровень бытовой речи. Эта информация и приходит в процессе чтения.

Кроме неразвитой речи, существенной преградой для освоения пересказа является неумение ребёнка сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Способы научить в младших и средних классах

Детей нужно приучать к чтению с раннего возраста

Все сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

  • больше говорить с ребёнком (причём делать это нужно уже с рождения, ведь именно услышанное от родителей формирует первоначальные представления крохи о мире, впоследствии малыш начинает копировать действия взрослых, и тем самым у него быстрее развивается связная речь, которая нужна для передачи услышанной или прочитанной информации);
  • петь песни (все слова имеют свою мелодику, которая легче запоминается в песнях, кроме того, детские песенки строятся на доступных сюжетах, и малыш с лёгкостью сможет пересказать их);
  • вместе с ребёнком читать вслух (чтение прекрасно развивает память, без которой невозможно научиться пересказывать, и расширяет запас слов, необходимый для тренировки речи);
  • заучивать стихотворения наизусть (заучивание не только заставляет ребёнка сосредотачиваться, но и помогает запоминать порядок слов в соответствии с сюжетом произведения).

Правильный подбор текста для пересказа

Для маленьких деток книги лучше подбирать с иллюстрациями

Для реализации этих подходов преодоления трудностей пересказа крайне важно правильно выбирать произведения. Это должны быть:

  • не слишком длинные повествования (не забывайте, что ребёнок не способен долго концентрироваться на одном виде деятельности);
  • интересные сюжеты (малыш вряд ли заинтересуется нудным описанием природы);
  • запоминающиеся немногочисленные герои (в выбранных текстах не должно быть слишком много персонажей, более того, хорошо, если у каждого из них будут свои яркие отличительные черты).

Методики обучения для усвоения прочитанного

Обучение пересказу по картинкам может стать весёлой игрой

Это интересно. По требованиям Государственного стандарта образования, первоклассник должен уметь пересказывать 50% сюжета текста, а учащийся 5 класса – 100%.

Технологии обучения пересказу, в принципе, одинаковы как для совсем маленьких детей, так и для ребят постарше. Разница только в приёмах реализации каждой конкретной методики.

  • Пересказ по иллюстрациям к тексту. Для малышей лучше, если это будут рисунки в книге, а для деток школьного возраста такие опорные картинки можно нарисовать самостоятельно. Когда трудности с пересказом возникают, например, в 5-м или 6-м классах, то можно предложить путешествие по картинкам: на столе выложить стопку картинок, ребёнок должен «собрать» сюжет по порядку и рассказать обо всём, что происходит на иллюстрациях.
  • Пересказ от имени героя. Прочитав историю, ребёнку нужно представить себя одним из героев и рассказать, что с ним происходило в этой истории. Такой способ особенно симпатичен учащимся 1-2 классов, которые ещё не совсем чётко разграничивают правду и вымысел. Для школьников 3-5 классов задание можно усложнить: попросить рассказать о происходящем от имени нескольких героев, дав оценку каждому поступку, то есть попробовать проанализировать себя в предложенных обстоятельствах.
  • Пересказ в лицах. Этот способ отлично подходит для совсем маленьких читателей, которые ещё играют в куклы. Предложите ребёнку сделать инсценировку по тексту, сделав героями его любимые игрушки.
  • Пересказ по плану. Попадая в школу, ребёнку необходимо быстро приучиться к тому, что все свои действия следует подчинять определённому заведённому порядку. В этом случае важным является умение составлять план. Это, кстати, отличный способ обучиться быстро и детально пересказывать текст. Чем старше становится малыш, тем более коротким должен быть план – так ребёнок приучится работать с опорной схемой, удерживая в голове более мелкие детали.
  • Составление читательского дневника. Школьникам среднего звена очень полезно обзавестись читательским дневником, где делаются записи о прочитанных книгах с указанием имён героев, фабулы повествования и описаны наиболее яркие моменты сюжета. Дневник станет незаменимым помощником ребёнка на протяжении последующего обучения, когда объёмы необходимых текстов для прочтения и пересказа будут увеличиваться в геометрической прогрессии. Для малышей такой дневник может быть составлен в устной форме (то есть периодически возвращайте ребёнка к уже прочитанному, задавая ему наводящие вопросы по сюжету).

Умение пересказывать тексты играет очень большую роль в успешности обучения школьников. Также это необходимый навык для развития критического мышления, памяти и речи. Чтобы научить малыша пересказывать, от родителей не требуется огромных усилий. Нужно лишь проявить терпение и сделать работу над текстом интересной именно для вашего ребёнка.

  • Наталья Василишин

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Консультация «Учим ребенка описывать картины»

Анастасия Новокшонова
Консультация «Учим ребенка описывать картины»

Данные упражнения помогают развить речь ребенка и воображение.

Упражнение 1

Дети получают несколько открыток с репродукциями картин. Им предлагается рассмотреть одну из этих открыток в течение 8 секунд. Затем каждый из ребенок должен устно описать увиденное, закрыв открытку. Следует обратить внимание на то, чтобы каждый малыш передал основные элементы изображения а также положение предметов на открытке.При этом он должен использовать словесные координаты: на переднем плане, на заднем плане, в середине, внизу, сверху, справа, слева, справа сверху и т. д. Только после успешного подробного устного описания изображения можно переходить к следующему упражнению.

Упражнение 2

Обучаемому предлагается внимательно рассмотреть одну из открыток в течение 8—10 секунд. Затем обучающий перекрывает верхнюю часть изображения и просит по видимой части припомнить, что было изображено сверху. После нескольких открыток с этим заданием, упражнение можно продолжить, перекрывая нижнюю часть открыток.Ставится задача: определить по верхней части перекрытое изображение снизу. Таким же образом проводится упражнение с перекрытой правой частью открытки, левой и по диагонали.

Упражнение 3

Детям предлагается из набора открыток извлечь одну из них и рассматривать в течении 4—5 секунд. Затем каждый ребенок должен положить открытку изображением вниз и на бумаге схематически изобразить то, что он запомнил. В основном это будет касаться сюжета, расположения предметов и лиц. После того, как он схематически нарисовал увиденное, он снова переворачивает открытку с изображением и определяет, что было им пропущено. Упражнение следует проводить до тех пор, пока ребенок не сумеет воспроизвести увиденное в основных чертах.

Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное

Начать можно с простых заданий.

  • Определить тему, основную идею текста.
  • Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
  • Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
  • Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
  • Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Развивать аналитические способности, которые необходимы для глубокого анализа текста, интересно и эффективно с помощью классических текстовых задач на логику.

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Задача 1. Имена и отчества

Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.

Какое имя и отчество у моего отца?

Узнать ответ Ответ: Пётр Иванович.

Пояснение:
Если отчество родного брата — Петрович, то отца зовут Пётр.
Дедушку зовут Иван. Значит, отчество папы — Иванович.

Задача 2. Кто больше?

Гусеница не длиннее червяка.
Червяк не длиннее гусеницы.

Кто длиннее: гусеница или червяк?

Узнать ответ Ответ: Одинаковые.

За короткой фразой «не длиннее» читаем 2 смысла:
1. может быть таким же по длине;
2. может быть короче другого.

Подобные задания помогают сформировать привычку читать вдумчиво и развивают навыки осмысленного чтения.

Задача 3. Кому что?

В кафе три подружки заказали кекс, порцию мороженого и пончик.

Даша не заказывала пончик.
Милана не заказывала ни кекс, ни пончик.

Что заказала Саша?

Узнать ответ Ответ: Пончик.

Пояснение:
Ни Даша, ни Милана пончик не заказали.
Значит, его заказала Саша.

Регулярные тренировки полезны и взрослым: будете быстрее понимать суть, критически оценивать информацию, раскрывать подтекст любого произведения, который автор хотел донести до читателя.

Научились быстро улавливать суть текста и понимать ключевые смыслы? Осталось научить его запоминать прочитанное и пересказывать текст своими словами.

Как научить ребёнка запоминать и пересказывать текст?

Пора забыть те дни, когда пересказ вызывал у вашего школьника (или у вас обоих) неприятные эмоции, когда все скатывалось к срочной зубрежке. Если вы успешно преодолели предыдущие этапы, легко справитесь и с этой задачей.

Если навыки понимания и анализа текста все еще хромают, на этапе запоминания и пересказа это станет заметно. Хотя если ребёнок будет регулярно тренировать свои мыслительные способности, вы не заметите такой проблемы.

Пять простых шагов еженедельной тренировки:

1) выбрать текст, прочитать его на уровне заголовков, подзаголовков, отдельных абзацев, чтобы получить общее представление о содержании, теме (просмотровое чтение);
2) осмысленно прочитать его (ознакомительное чтение);
3) обсудить содержание текста и обобщить впечатления (изучающее чтение);
4) перечитать текст с установкой на запоминание;
5) пересказать.

Успешно справляетесь с обычным пересказом? Время усложнить задания с помощью творческих приёмов.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка запоминать и пересказывать прочитанное

  • Попробуйте составить максимально короткий план текста, опустив все мелкие детали.
  • Предложите пересказать текст от имени одного из героев. Можно даже сделать небольшую инсценировку, используя мягкие игрушки или нарисованных персонажей.
  • Заведите читательский дневник. В нем нужно помечать основную информацию о прочитанном: имена героев, основную мысль повествования, самые яркие моменты сюжета.

Умение понимать, анализировать и пересказывать тексты помогает учиться

  • Раннее развитие этих навыков поможет дошкольнику при подготовке и адаптации к школе.
  • Умение работать с текстом сделает учёбу в начальных классах более интересной и полезной.
  • В 3-4 классе детям с развитыми навыками осмысленного чтения будет проще и интереснее на уроках русского языка и литературного чтения.
  • В средних и старших классах опыт в работе с текстом поможет быстро усваивать большие объемы нового материала, хорошо учиться и успевать заниматься не только школьными делами.

Детям нужно помогать справляться с информационной перегрузкой. И скоро мы реализуем такую возможность в рамках нашего курса. Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Умение быстро запоминать тексты помогает не только в школьные времена, когда на следующий день нужно пересказать сочинение. Оно помогает тем, кому нужно часто выступать перед аудиторией, в ситуациях, когда нужно ознакомиться с новой информацией за короткие сроки.

Ситуаций где пригодится запоминать – как минимум, много. Хотя на практике ты не будешь как Шелдон Купер запоминать страницы одним взглядом, но ряд инструментов поможет тебе получить от человеческой памяти чуточку больше.

Ниже приведены рабочие способы и методики, которые смогут оказать тебе помощь при запоминании. Инструменты заточены под свободный рассказ и пересказ материала, для стихов и запоминания с точностью 1 в 1 – хуже.

Отказ от зубрения — точно, говорим нет сразу

Сразу разграничим для себя, зубрение и усвоение – вещи разные, часто несовместимые.

Зубрение

Зубрение подразумевает дословное запоминание фраз в определенной последовательности. Губительность этого подхода в том, что он займет много времени, а отдачи практически не принесет.

У меня в школе именно так и было.

Усвоение и пересказ

Для пересказа необязательно говорить то, как было дословно написано. Не нужна 100% точность, подстраивай фразы под свой стиль речи, упускай незначительности. Но не нарушай изначально заложенного смысла.

Если мы говорим про формулы, даты, точные данные, то здесь нужно применять уже другие правила.

Следовательно, достаточно попросту прочитать несколько раз материал и максимально вникнуть в его суть. Далее достаточно составить примерный план и во время доклада просто говорить об этом со знанием дела.

Если будешь пытаться запомнить набор слов, без привязки к смыслу, то количество усилий приложенных для запоминания единицы информации кратно возрастет.

Другое дело, что с текстом следует сначала детально разобраться и в этом тебе помогут нижеприведенные рекомендации.

Разбивай материал на части, учи текст маленькими порциями

Психологами давно установлен факт, что при наличии большого текста его лучше поделить не несколько частей. Другими словами, много небольших отрывков легче запомнить, чем один огромный. Достаточно поделить материал максимально на 7 частей, если у него одна общая мысль. Такой метод получил название структуризация информации.

Обрати внимание, лучше всего концентрировать усилия на запоминание середины текста. В начале практически отсутствует нужная информация, водичка, а концовка врезается в память механически, что для этого не нужно прилагать столько же усилий.

Рукотворно создавай ситуации в жизни для беспрерывного запоминания

Если у тебя еще есть в запасе 2-3 дня до нужного события, можешь обмануть себя и создать условия для легкого запоминания.

Способ I

Распечатай небольшие отрывки материала и развесь по квартире, там где часто проходишь, каждый раз читай и повторяй. Это может быть в туалете, в ванной, на кухне, на холодильнике.

Способ II

Создай закрытый канал в телеграмме, или закрытый паблик ВК, опубликуй части и поставь 10-12 будильников в течение дня, в отведенное время читаешь рандомную порцию текста и пытаешься запомнить.

Если особо ленивый – отправь куски в 2 частым собеседникам и добавь в закрепленные сообщения, полез общаться: прогнал материал еще раз. Но возможно тебя сочтут немного е#4утым 😀

Суть метода заключается в том, что тебе эти бумаги примелькаются перед глазами и ты в любом случае что-то запомнишь в пассивном. Причем будешь запоминать/повторять регулярно.

Даже если прочитать текст мимоходом, слова будут откладываться в памяти. Особенно “сочно” такой прием работает во время выучивания материалов на иностранном языке, если около него расположен перевод.

Подключай к запоминанию текста образное мышление

Зачастую бывает трудно в короткие сроки разобраться с новыми понятиями. Ведь трудно позже будет рассказывать о том, что неясно самому, не так ли? Следовательно, можно выработать навык перевода слов в зрительный образ. Это умение окажется тебе ценным при выучивании иностранных языков или тяжелых научных текстов.

Подойди к запоминанию текста творчески, используй систему микро-наград и поощрений

Поскольку ты, как и большинство, скорее всего не из тех кому удается в короткие сроки вбить в голову объемный скучный текст, не лишним будет внести в изучение толику разнообразия.

Если ты уже разбил его на несколько частей, можешь после каждой освоенной части устраивать себе небольшой приз. Это может быть отвлечение на паблики, просмотр Ютуба, съедение плитки шоколада, перекур (для курильщиков) или чаепитие.

Все что угодно, главное не более 5 минут – это будет круче работать, по сравнению с монотонным заучиванием. Засекай таймер на 5 минут и отдыхай.

Можно подключить аудио-читку для прослушивания в транспорте

Прочитай текст на диктофон, сохрани аудиозапись на мобильнике или плеере, и слушай по пути в наушниках. Или просто как можно чаще.

Поскольку для мозга постоянно нужна «подпитка», он будет стараться автоматически запоминать поступившую информацию и сделает это с усиленным интересом. Особенно удобно запоминать текст через аудио во время поездки в транспорте.

Занимайся запоминанием текста с утра

Жаворонок или сова – разницы нет. Человеческий мозг настроен таким образом, что поступающая к нему информация лучше всего воспринимается именно с утра или после подъема.

Существуют исключения из правил, когда биоритмы проявляются большую активность в ночное время, однако это скорее уникумы.

В любом случае, если хочешь спать – не мучай себя и прекращай заниматься. Тем более, отдых также необходим, особенно для мозга.

И напоследок – несколько полезных рекомендаций по легкому запоминанию текста

Легче всего будет запоминаться то, что было прочитано прямо перед сном. На следующий день сразу после подъема стоит еще раз повторить полученную информацию.

  • Научись в голове создавать ассоциации с известными вам давно фактами. Насколько просто запоминается понятная информация, знают все полностью. Особенно, если она не содержит новых знаний
  • Придумай себе хорошую мотивацию, за то что запомните быстро прочитанное. Например в виде небольшого приза. Можно попросить окружающих сделать это для себя. Еще эффективнее это будет работать, если о призе будет сказано при нескольких людях
  • Если выбрать самые важные и основные слова, их можно регулярно вставлять в свой разговор. Делать это можно примерно раз в полчаса. Объемная статья крепче пойдет в память, если периодически говорить опорные слова. Память начинает включать подсознательный уровень и выкладывает то, о чем требуется рассказывать
  • В качестве тренировки рекомендуется делать пересказы некоторых частей, особенно если это будет слушать кто-то заинтересованный. Текст усвоится еще проще. Только пытайся дословно повторять, а старайся говорить своими словами
  • Поскольку некоторые тексты изначально могут сложно поддаваться, попробуйте выбрать самое сложное для тебя и прочти это пару раз
  • Если тебе приходится часто делать пересказы – читай как можно больше книг. Чем больше информации приходится обрабатывать мозгу, тем проще он принимает новую

Примени 2-3 из предложенных выше советов и ты прокачаешь навык запоминания информации, будь уверен!

Единственное – не пытайся сделать все в один заход, а выдели на это дело хотя бы 1 день. Со временем ты не заметишь, как следующие материалы будут даваться все легче.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *