Как штриховать рисунок

Красивая штриховка может сделать ваш рисунок произведением искусства. Определимся с понятиями — есть два вида работы с карандашом: штриховка (все что отдельными штрихами) и растушевка (все что размазывается). В любой художественной школе вас будут прежде всего учить штриховке, так называемому «звонкому» штриху. Самое главное правило в штриховке — это просвет между штрихами. Именно видимость бумаги делает вашу работу свежей и не замусоленной. Научиться правильной штриховке не так сложно как кажется, однако необходимо понимать несколько вещей:

  • Штриховка показывает тоновые соотношения. Значит вам нужно иметь элементарные представления о том, что такое тень, блик, рефлекс и так далее. Посмотреть примерно о чем я говорю можно на картинке ниже
  • Чтобы показать объем предмета, штриховка кладется по форме, вам нужно чувствовать сам предмет и линию, как ее положить, чтобы она подчеркнула форму.
  • Чтобы хорошо штриховать надо правильно подбирать материалы и уметь их подготавливать — ваши карандаши должны быть заточены, бумага должна подходить для штриховки, под рукой должен быть хороший ластик. Лучше иметь под рукой наждачку, чтобы держать кончик карандаша всегда острым. Так ваши штрихи будут тоньше и аккуратнее.
  • Если вы никогда в жизни не рисовали линий от руки, потренируйтесь сначала в технике штрихов не на конкретном рисунке, а абстрактно, набейте руку, проще говоря.
  • Помните, что штриховка требует особого положения руки, это может показаться непривычным, но вполне обосновано. Лучше держать лист вертикально — так меньше искажений и возможности растереть рисунок случайно ладонью.
  • На гладкой бумаге, типа ватмана гознака, штрихи получаются четче, на более шершавой — штриховка более мягкая. В зависимости от мягкости карандаша ваш рисунок может быть более контрастным (при использовании карандашей большой мягкости), но его легче смазать и сделать грязным.
  • При набрасывании формы, осветлите мягким ластиком технические линии — так ваш рисунок опять же будет четче и чище.

Если вы рисуете вертикально, возможно вам будет удобнее следующее положение руки:

Карандаш держится как обычно, но рабочий конец карандаша находится много дальше от пальцев. Этот способ позволяет получить большую свободу работы с карандашом.
Отставленный мизинец позволяет получать опору кисти, при этом не касаясь листа бумаги всей кистью, что защищает ваш рисунок от размазывания карандашных штрихов и засаливания поверхности листа.
Есть еще несколько положений, дающих вам большую свободу при работе карандашом, например:

Чтобы взять карандаш таким способом, положите его на стол, а затем кончик указательного пальца положите на карандаш, а большим и средним обхватите его с боков. Поднимите карандаш, взяв его таким способом. Получится, что карандаш как бы спрятан в ладони (ладонь направлена вниз), а рабочий конец карандаша направлен вверх и немного влево (для правшей)Такое положение карандаша позволяет работать как остриём, так и боковой поверхностью грифеля. Это в свою очередь позволяет получать большее разнообразие линий, от очень лёгких штрихов до широких, рыхлых насыщенных штрихов закрывающих тёмными тонами большие поверхности. Таким образом, линии – один из основных элементов рисунка – получаются живыми, разнообразными по исполнению, а, следовательно, и весь рисунок «заиграет» жизнью.

Преимущество такого способа держать карандаш – способность получать большой спектр нажима, регулируя нажим указательным пальцем. Также при этом способе держать карандаш удобно при рисовании опираться на отставленный мизинец. Это позволяет не касаться листа при работе, имея при этом достаточно хороший контроль над движениями карандашом.

Это способ держать карандаш, когда он как бы лежит на ладони (ладонь направлена вверх) или когда ладонь повёрнута на 90 градусов по отношению к бумаге. При этом карандаш как бы лежит на указательном пальце и прижимается большим пальцем. Этот способ подходит для наиболее легкого и расслабленного нанесения рисунка. Вы можете свободно манипулировать большим пальцем и создавать очень легкие линии. Этот способ очень подходит для быстрых зарисовок, когда нужно сделать лишь быстрый набросок формы.
Как и в других способах, отставленный мизинец помогает при рисовании.
Для того, чтобы правильно распределить тональные соотношения, рекомендуется перед штриховкой делать так называемую тональную шкалу. Так вам будет проще сделать самые темные и самые светлые места, зная, на что способен ваш карандаш. Тоновая шкала выглядит так:
А здесь вы можете увидеть как карандаши отличаются по мягкости
В галерее я приложила работы известных мастеров, для примера. Один из способов научиться — копировать хорошие работы. Таким образом вы поймете, как именно должны ложиться штрихи и как вам добиться того или иного эффекта. рекомендую посмотреть видео — очень полезное для начала.

Не пытайтесь сразу рисовать что-то сложное, обращайте внимание на материалы. Лучше брать что-то матовое и однотонное, желательно светлое (недаром в художках для отработки штриховки рисуют гипсовые формы), полезно рисовать драпировки (даже ту же смятую одежду), все это помогает чувствовать форму. Будьте готовы к тому, что вам придется наработать руку, чтобы ваши штрихи были легкими и аккуратными. Пробуйте и экспериментируйте с бумагами и карандашами и постепенно ваши работы будут становится все более красивыми и профессиональными.
При написании поста использовались материалы из этой статьи.
Упражнения для качественной штриховки можно посмотреть в этом посте.

Обучающая раскраска по различным лексическим темам

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«САД – ОГОРОД»

Задание 1. Раскрась рисунки, соблюдая условные обозначения.

Задание 2. Обведи по точкам и раскрась. Скажи, где растёт каждый овощ: над землёй (на кустике), на земле, в земле.

* Картофель растёт в земле.

Задание 3. Раскрась только овощи.

Задание 4. Раскрась только фрукты, всё остальное зачеркни. Объясни свои действия.

* Капуста — не фрукт. Банан — фрукт.

Задание 5. Дорисуй симметрично овощи и раскрась их.

Задание 6. Продолжи штриховку и раскрась.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«ЯГОДЫ. ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ»

Задание 1. Дорисуй и раскрась.

Задание 2. Раскрась и назови все ягоды. Какие картинки здесь лишние. Почему? (Лишние пчёлы, потому что они насекомые, а всё остальное – ягоды.)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ГРИБЫ»

Задание 1. Раскрась только грибы.

Задание 2. Сделай рисунки одинаковыми. Раскрась.

Задание 3. Раскрась рисунки, соблюдая условные обозначения.

Задание 4. Дорисуй и раскрась рисунок. Расскажи кто и что у гриба на шляпке, над грибом, под ним справа, под ним слева, перед ним. Используй слова ползёт, лежит, растёт, вылезает, летает.

Задание 5. Раскрась только листья.

Задание 6. Дорисуй вторую половину листика и раскрась его.

Задание 7. Дорисуй веточку рябины и раскрась её.

Задание 8. Раскрась веточки. Назови их (каштановая, дубовая).

Задание 9. Дорисуй симметрично вторую половину листьев и раскрась их так как они выглядят осенью.

Задание 10. Дорисуй симметрично вторую половину грибов и раскрась их.

Задание 11. Раскрась не самый большой гриб и не мухомор.

Задание 12. Рассмотри цветную картинку. Из каких двух половинок она состоит? Соедини их линиями и раскрась.

Задание 13. Раскрась одинаковые листья одним цветом.

Задание 14. Назови листья. Раскрась не кленовый и не берёзовый лист.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ»

Задание 1. Дорисуй вторую половину тучки и раскрась рисунок.

Задание 2. Сделай рисунки одинаковыми и раскрась. Подумай, зачем человеку нужен зонт? (Зонт нужен, чтобы не промокнуть под дождём. Осенью часто идут дожди.)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

Задание 1. Сделай рисунки одинаковыми и раскрась.

Задание 2. Обведи по точкам и раскрась.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«ОДЕЖДА. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. ТКАНИ И МАТЕРИАЛЫ»

Задание 1. Раскрась синим и зелёным карандашами ту одежду, которую надевают зимой. Летнюю одежду раскрась красным и жёлтым карандашами.

Задание 2. Раскрась не платье и не рубашку.

Задание 3. Дорисуй платья так, чтобы они у обеих девочек были одинаковыми.

Задание 4. Раскрась узкий шарфик красным, а широкий – синим цветом.

Задание 5. Дорисуй симметрично и раскрась.

Задание 6. Раскрась не самый маленький бантик и не в горошек.

Задание 7. Раскрась не рукавицу и не шапку.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ, РЕК, АКВАРИУМОВ»

Задание 1. Что неправильно нарисовал художник? Дорисуй рыбкам чешую и раскрась картинку.

Задание 2. Дорисуй вторую половину рыбки и раскрась её.

Задание 3. Посчитай, сколько камушков в аквариуме? Обведи по точкам и раскрась.

Задание 4. Раскрась рыбок так, чтобы они стали одинаковыми.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«ЗИМА. ПРИЗНАКИ ЗИМЫ»

Задание 1. Зимой и летом одним цветом (ёлка). Дорисуй симметрично половину и раскрась.

Задание 2. Оставь рисунки белыми, а вокруг нарисуй голубое небо.

Задание 3. Дорисуй дощечки санкам и раскрась.

Задание 4. Дорисуй вторую половину снеговика. Раскрась.

Задание 5. Дорисуй симметрично вторую половину снежинок и раскрась их голубым цветом.

Задание 6. Раскрась всё, что относится к зиме.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Задание 1. Сколько птиц нарисовано? Назови их. Какие это птицы? (Воробей, дятел, сова. Зимующие птицы). Закрась только воробья.

Задание 2. Дорисуй вторую половину филина и раскрась его.

Задание 3. Раскрась рисунки, соблюдая условные обозначения.

Задание 4. Обведи по контуру птиц. Какая птица лишняя? Почему? Раскрась только зимующих.

Задание 5. Накорми воробья: нарисуй точками много зёрнышек. Раскрась птицу.

Задание 6. Раскрась и соедини линией зимующих птиц с кормушкой.

Задание 8. Обведи кормушки для птиц, раскрась их и нарисуй в них зёрна. Обведи и раскрась только зимующих птиц.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«НОВЫЙ ГОД. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Задание 1. Помоги гномику развесить флажки над ёлкой: дорисуй их.Раскрась картинку.

Задание 3. Раскрась картинку только с помощью трёх цветных карандашей.

Задание 4. Раскрась. Придумай предложения по картине.

Задание 5. Посчитай зайчат. Раскрась снеговика голубым цветом, а предметы одежды красным.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«НАШ ДОМ. МЕБЕЛЬ»

Задание 1. Помоги строителю превратить деревянный домик в кирпичный: нарисуй кирпичики. Раскрась рисунок.

Задание 2. Обведи по точкам и раскрась.

Задание 3. Дорисуй вторую половину дома и раскрась его.

Задание 4. Дорисуй симметрично вторую половину домов и раскрась их.

Задание 5. Мебель для кухни раскрась синим цветом, а для жилой комнаты — красным.

Задание 6. Обведи по точкам и раскрась мебель.

Задание 7. Закрась зелёным цветом дверь, в которую может пройти толстый Мишка, а красным цветом — дверь, в которую он не сможет пройти.

Задание 8. Рассмотри цветную картинку. Из каких двух половинок она состоит? Соедини их линиями и раскрась.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«ПОСУДА: КУХОННАЯ, СТОЛОВАЯ, ЧАЙНАЯ»

Задание 1. Настасья Петровна, Михайло Иванович и Мишутка из сказки «Три медведя» проголодались. Как ты думаешь, где чья миска? Укрась миски разными узорами: обведи по контуру и раскрась.

Задание 2. Сделай рисунки одинаковыми и раскрась.

Задание 3. Дорисуй вторую половину кувшина и раскрась его.

Задание 4. Машенька собралась готовить обед. Помоги ей найти посуду. Назови все картинки и раскрась только посуду.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«23 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

Задание 1. Обведи по точкам дату праздника и раскрась рисунок.

Задание 2. Найди отличия. Раскрась только их.

Задание 3. Найди ошибки художника. Обведи их цветными карандашами. Объясни.

Задание 4. Помоги пограничнику пройти к своей заставе: раскрась дорожку зелёным цветом.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«МОЯ РОДИНА — РОССИЯ. МОЙ ГОРОД — БАРНАУЛ»

Задание 1. На Земле, в разных странах есть очень много больших и маленьких городов. Каждый город имеет своё название. А как называется город, в котором ты живёшь? В каждой стране есть главный город — столица. Как называется столица нашей Родины? Раскрась картинку.

Задание 2. Раскрась Демидовскую площадь — старейшую площадь Барнаула.

Задание 3. Трамвайная сеть Барнаула — одна из самых протяжённых в стране. Старейшая конечная остановка городского трамвая — кольцо на площади Свободы около парка Центрального района. Раскрась картинку.

Задание 4. Раскрась картинку. На ней изображён памятник «Нулевой километр дорог Алтайского края», который находится на площади Советов неподалёку от Главпочтампта. Исторически именно от почтампта начинался отсчёт расстояний от городов России.

Задание 5. Раскрась колесо обозрения, которое находится на площади Сахарова.

Задание 6. Раскрась памятник архитектуры Барнаула — «Дом под шпилем», который находится на площади Октября.

Задание 7. Раскрась легендарный танк Т-34, который участвовал в Великой Отечесвенной войне. Этот памятник расположен на бульваре Защитников Сталинграда.

Задание 8. Раскрась картину, а буквы оставь белыми. Эти огромные буквы установлены на берегу реки Обь.

Задание 9. Раскрась часовню, которая носит имя князя Владимира, при котором произошло крещение Руси. Построена она в сквере неподалёку от речного вокзала.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«8 МАРТА – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ»

Задание 1. Раскрась на картинках только отличия.

Задание 2. Найди, у кого какой шарик. Раскрась одежду и шарик одного члена семьи одинаковым цветом.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

Задание 1. Кто в каком домике живёт? Проведи линию от животного к его домику. Раскрась картинку.

Задание 2. Дорисуй полоски зебре и тигру. Раскрась их.

Задание 3. Дорисуй льву гриву: соедини точки по порядку от 1 до 20. Раскрась картинку.

Задание 4. Назови и раскрась животных. Проведи от каждого животного линию к месту его обитания.

Задание 5. Найди животных в джунглях. Раскрась их. Обведи по контуру и раскрась остальные рисунки.

Задание 6. Сделай рисунки одинаковыми: дорисуй недостающие детали на нижней картинке. Раскрась.

Задание 7. Обведи лишнее животное в каждом прямоугольнике и объясни, почему оно лишнее. Раскрась.

Задание 8. Догадайся и назови, какие животные нарисованы. Продолжи штриховку и закрась внутри контура.

Задание 9. Обведи по контуру и раскрась.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«ВЕСНА. ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ. ВОЗВРАЩЕНИЕ ПТИЦ»

Задание 1. Раскрась то, что бывает весной, зачеркни лишнее.

Весной птицы вьют гнёзда.

Дожди льют летом и осенью, а не весной. Это картинка лишняя, я её зачеркну.

Задание 2. Подумай, какую одежду надо надеть весной? Закрась нужные картинки синим цветом.

* Весной я надену шерстяную шапочку, резиновые сапоги или ботинки, куртку.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ЕГО ТЕЛА. ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ»

Задание 1. Дорисуй щетинки зубной щётке. Зачем она нужна человеку?

Задание 2. Дорисуй рисунки и раскрась.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«ВЕСЕННИЕ ПЕРВОЦВЕТЫ, ПОЛЕВЫЕ И САДОВЫЕ ЦВЕТЫ»

Задание 1. Дорисуй вторую половину цветам и раскрась их.

Задание 2. Назови картинки. Какая картинка лишняя? Почему? Раскрась цветы.

(Лишняя пчела, потому что она насекомое, а ромашка, колокольчик и одуванчик — цветы).

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«НАСЕКОМЫЕ, ПАУКИ»

Задание 1. Продолжи штриховку. Раскрась насекомых.

Задание 2. Дорисуй вторую половину. Раскрась.

Задание 3. Дорисуй симметрично вторую половину бабочек. Раскрась их.

Задание 4. Подумай и скажи, чем отличается каждый рисунок от вчех остальных?. Сделай всех бабочек одинаковыми и раскрась их.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«БИБЛИОТЕКА. ТВОРЧЕСТВО ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ»

Задание 1. Раскрась картинку. Помоги Алисе прочитать таблички на дереве.

Сказка «Алиса в стране чудес»

Задание 2. Помоги Мальвине решить пример. Раскрась. Героем какой сказки является

Мальвина? (Буратино. Алексей Николаевич Толстой)

Задание 3. Кто нарисован на картинке? Героями какой сказки они являются? Проговори стихотворение (дифференциация звуков — ). Раскрась.

Пудель

Не спеша, идет старушка.

Рядом с ней шагают стружки.

Да, охапка чёрных стружек,

Только это лишь снаружи.

Стружки — хвост,

Макушка — стружки…

А попробуй, тронь старушку:

Вот тогда узнают люди,

Что внутри — собака — Пудель.

О. Тарутин

Задание 4. Назови героя сказки (Баба — Яга). Как называется её жилище? (Избушка на курьих ножках). Раскрась картинку.

Задание 5. Кто изображён на картинке? Героями какой сказки они являются?

(Сестрица Алёнушка, братец Иванушка. Сказка «Гуси — Лебеди» А. Н. Толстой)

Раскрась картинку.

Задание 6. Как зовут кота? Сколько книг нарисовано на картинке? Как ты думаешь, о чём книга, которую читает Леопольд? («Приключения кота Леопольда» Анатолий Резников) Раскрась картинку.

Задание 7. Назови сказку. Изобрази голос медведя – папы, медведицы – мамы и Мишутки. Назови автора (Лев Николаевич Толстой). Раскрась картинку.

Задание 8. Найди на картинке гусеницу. Как ты думаешь, героем какой сказки является этот поросёнок? Кто автор сказки? (Сергей Владимирович Михалков)

Назови имена всех поросят (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф). Раскрась картинку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6 — 7 лет. Альбом 2 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы / О. С. Гомзяк. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016. — 32 с. — (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

2. Земцова, О. Н. Задачки для ума для детей 3 — 4лет. Развиваем мышление. (Серия «Умные книжки»), 2007. 3. Крупенчук, О. Н. Готовим руку у письму: Контур, линия, цвет. — Спб.: Издательский Дом «Литера», 2007. — 32 с.: ил. — (Серия «Уроки логопеда»). 4. Крупенчук, О. Н. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. — Спб.: Издательский Дом «Литера», 2015. — 208 с.: ил. — (Серия «Уроки логопеда»). 5. Окружающий мир (тесты). Серия «Готов ли ваш ребёнок к школе?».Состав. Колесникова Е. В.; 1996 6. Развиваем мышление. Раскраска для детей 3 — 4 лет (Серия «Школа тётушки Совы»). Методисты-составители О. Б. Пенкина, И. П. Подосёнова; 2006. 7. Скоро в школу. География для малышей. Раскраска. Авторы: С. Щербинина, С. Гаврина, Н. Кутявина, И. Топоркова; 2001, 16 с. 8. Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5 — 7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н. Э. Теремкова. — 3-е изд. — М.: Издательство ГНОМ, 2015. — 48 с. 9. Учимся логически мыслить. Серия «Школа для дошколят» для дошкольного возраста 6 — 7 лет; 2006. 10.

Штриховка для детей

В настоящее время придается большое значение развитию мелкой моторики руки. Порой у родителей возникает вопрос: «Зачем развивать мелкую моторику у детей?»

Назову две основные причины.

Во-первых, это хороший почерк в будущем у вашего ребенка, а также освоение написания письменных букв в 1 классе без особых мучений.

А во-вторых, что тоже очень важно, развитие речи. Руки, в частности пальчики детей, напрямую связаны с речевыми центрами. Далее возникает следующий вопрос: «Как развивать мелкую моторику у детей?»

Как развивать мелкую моторику у детей?

Для этого существует много различных приёмов и способов. Вот некоторые из них:

  • Массаж рук ребенка.
  • Составляем контуры предметов сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
  • Составляем цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.
  • Вырезаем из бумаги какие-либо фигуры правой и левой рукой.
  • Нанизываем пуговицы, крупные бусины на шнурок, а мелкие бусинки, бисер – на нитку с иголкой.
  • Сортируем бобы, фасоль, горох, а также крупы (пшено, гречку, рис).
  • Застегиваем и расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки, крючки.
  • Завинчиваем и отвинчиваем шайбы, крышки у пузырьков, баночек.
  • Достаем бусинки ложкой из стакана.
  • Наматываем нитки на катушку или сматываем в клубок.
  • Продеваем нитки в иголку.
  • Пришиваем пуговицы и сшиваем ткань различными видами швов.
  • Стираем ластиком нарисованные предметы.
  • Капаем из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
  • Шнуровка.
  • Втыкаем канцелярские кнопки в деревянный брусок.
  • Комкаем платок (носовой платок берем за уголок одной рукой и прячем в ладошке, используя пальцы только этой руки).
  • Прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке, на коробку,баночку.
  • Перебираем четки или бусы одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
  • Находим спрятанные предметы в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).
  • Сжимаем и разжимаем эспандер.
  • Катаем мячи с шипами.
  • Играем с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
  • Занимаемся плоскостной лепкой.
  • Перебираем крупу, чистим скорлупу у яичек, лепим фигурки из теста.
  • Рисуем по клеточкам.
  • Выполняем штриховку.

В рамках же данной статьи я хочу более подробно остановиться на штриховке.

Штриховка — одно из самых полезных упражнений для детей, которое, кроме развития мелкой моторики руки, имеет много различных плюсов.

Чем же полезна штриховка для детей?

  • укрепляет мышцы детской руки;
  • способствует концентрации внимания;
  • развивает умение ориентироваться на плоскости;
  • вырабатывает аккуратность, усидчивость;
  • учит регулировать нажим карандаша;
  • приучает ребёнка действовать по установленным правилам;
  • способствует развитию мышечной памяти;
  • закрепляет умение правильно держать карандаш, ручку;
  • способствует формированию красивого почерка.

Как правильно выполнять штриховку?

Необходимо знать некоторые правила:

  • штриховать в указанном направлении;
  • проводить линию следует строго определённой формы;
  • линии должны быть параллельны друг другу;
  • должно быть равное расстояние между линиями;
  • нельзя выходить за контур изображения;
  • альбом нельзя поворачивать.

Штриховка для детей 3-4 лет

Для малышей хорошо использовать различные готовые картинки, в которых нужно добавить некоторые элементы в виде штриховки.

Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, воображение, активизируются творческие способности.

Занятия штриховкой доставляют детям радость, развивают любознательность, делают их творчески раскованными.

Штриховка для детей 5-6 лет

Начиная с 5 лет можно уже выполнять настоящие серьезные упражнения по штриховке.

Что необходимо для штриховки?

  • альбом для рисования;
  • простой и цветные карандаши;
  • трафареты с геометрическими фигурами;
  • трафареты с фигурками животных и других различных предметов (желательно).

Я в своей работе для штриховки использую трафареты с геометрическими фигурами. Необходимо ребенка научить обводить фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы и образы. Это очень полезно не только для развития мелкой моторики, а также для формирования наглядно-образного мышления.

Первоначально, чтобы ребенку было понятно направление отрезка, т. е. откуда и куда надо рисовать, можно прорисовывать стрелки.

Первое время ребёнок будет очень напрягаться и уставать. Не забывайте давать ему отдых и делать физкультминутки.

Штриховка для 1 класса распечатать

Эти задания я обычно использую для старших дошкольников и для учеников 1 класса. Если есть необходимость исправить почерк и укрепить руку, то можно применять и с детьми более старшего возраста. Упражнения требуют усидчивости, сосредоточенности и аккуратности.

По мере практики, усложняйте виды штриховки и используйте разные трафареты. Дети с удовольствием заштриховывают буквы. Работа со штриховкой носит творческий характер, доставляет ребенку удовольствие. Занимаясь этим видом деятельности, дети изобретают, конструируют, фантазируют.

Занятия штриховкой требуют немало усилий, но, если вы не пожалейте времени и будете заниматься с ребёнком, то это даст в будущем очень хорошие результаты. Ваш ребёнок не только будет красиво писать, но и будет более внимательным и усидчивым.

Рекомендую также выполнять специальные графомоторные упражнения и ознакомиться со статьей «Диагностика развития мелкой моторики рук».

С уважением, Ольга Наумова

Семейная Кучка

Всем привет, и идей букет. Сегодня мы будем учить детей рисовать. Яркие идеи для рисования в детском саду. Нарядные идеи, красивые затеи, яркие рисунки для педагогов, которые хотят удивить детей новым легким способом нарисовать ВСЕ ЧТО УГОДНО. Дети любят, когда простые действия дают удивительный результат в виде взрослой картины. Эта статья идет как продолжение статьи Нетрадиционное РИСОВАНИЕ (77 идей для детского сада).

  • Мы будем рисовать в интересной технике штриховка (круговая, векторная, фактурная) и будем штриховать не только карандашами, но и фломастерами и красками. Свободная техника штриховки откроет для детей новые двери в мир настоящих шедевральных картин. Вы не поверите как много отличных работ можно сделать детскими руками. Даже самый юный дошкольный возраст подходит для этой технике.
  • Мы будем рисовать в технике поролонового отпечатка. Мы будем учиться делать отпечатки кисточкой. Вы увидите примеры простых картин и получите пошаговые подсказки, как преподнести эту работу маленьким детям.
  • Я открою для вас простоту удивительно технике МОДУЛЬНОГО рисования.
  • Я покажу технику зонального окрашивания и расскажу как подготовить шаблоны для этой технике.

Давайте же начнем наше волшебное путешествие в мир рисования для дошкольников и младших школьников. Давайте рисовать…

Рисование в детском саду

Инструмент для такого рисования выглядит как обычные палочки к которым на клей крепится пучок поролона, туго перетянутого ниткой вокруг деревянного стержня-палочки. Можно использовать деревянные шпажки или карандаши как основу. Поролон купить в строительном магазине нарезать на кусочки нужного размера.

Как видно на рисунке выше (панда красками) поролон оставляет красивый пористый след. Если соблюдать одно условие. Краска должна быть не жидкой. Гуашевую краску наливаем в плоские мисочки (я в магазине купила для этой цели подставки под цветочные горшки или крышки от банок тоже подойдут). Размажьте краску-кашицу и дайте этой краске постоять подсохнуть. Рядом с рисунком надо положить лист бумаги, которая будет выполнять роль промокашки — убирать лишнюю краску с губки. Поролон прижимаем к блюдечку с краской. И потом оставляем следы на бумажке-промокашке, когда мы видим что лишняя краска сошла — мы переносим руку уже на рисунок и оставляем отпечаток на нем. Получается нежный пористый след — имитация пушистого зверька… пушистого облака… кроны дерева.

В похожей технике (тоже с поролоном и плюс с вилкой) можно рисовать зверей — но уже не отжимая лишнюю краску с поролона. Вот так нарисован заяц на рисунке ниже. Здесь наоборот краска, как густая жижа, наносится губкой по всему контуру зайца. А потом вилкой (пластиковой одноразовой) мы по этой жиже наносим узор — полоски, имитирующие направление роста шерсти у животного.

Благодаря вилочному соскабливанию краски — под белым слоем начинает проступать голубой нижний фон — таким образом на белой поверхности зайца образуются голубые тени. Такая техника рисования более сложная для дошкольников — ее хорошо преподавать уже в младших классах школы, или в кружках детского творчества для школьников.

Простая техника для дошкольников.

Если в центре листа нарисовать краской круглую точку… а потом другим цветом ее обвести по кругу… а потом еще другим цветом по кругу… а потому еще другим цветом по кругу — то мы получим РАДУЖНЫЙ БЛИН.

В технике радужного блина можно сделать очень много картин. Радужный блин может стать домиком улитки, арбузом в разрезе, кругами на воде, панцирем черепахи и т.д.

Вот картина зимнего солнца — выполнена она тоже в технике радужного блина. После подсыхания на фоне круглого солнца рисуем ветки и плоды шиповника.

Технику радужного блина можно выполнить БЕЗ КИСТОЧКИ… просто взять обычную квадратную чертежну резинку для стирания карандаша. И использовать эту резинку-ластик как штамп для рисования — макаем в краску на тарелочке и ставим отпечаток… и так от ценра солнца по кругу… хоровод отпчатков… снова хоровод отпечатков. Получится картина с имитацией плиточной мозаики.

А воду (преломления света на воде) на картине выше можно выполнить уже в другой нашей технике. Техника отдельных модулей. Когда листы бумаги красятся в разные переливы цвета — потом нарезаются на фигурные элементы и из этих крашеный фигур мы уже выкладываем нужную нам картину (как из пазлов).

Техника отдельных модулей.

Модульное рисование — это простая работа, которая посильна даже самым маленьким детям, от года и дальше. Суть проста. Ребенок отвечает за выбор цвета — а взрослый задают форму с помощью ножниц.

Например взрослый ножницами вырезал форму кота. А ребенок эту форму заполнил цветом. В этой картине (фото ниже) модули — это забор, коты, луна. Каждый модуль вырезается отдельно, раскрашивается отдельно и потом они все готовые и сухие собираются в единую картину.

Вот еще одна модульная картина. Здесь 2 модуля — отдельно фон, отдельно бумажный силуэт морского конька.

Сначала ребенок создает фон — закрашивает лист бумаги, изображая подводный мир с его полутенями и полутонами, зеленовато-голубыми.

Потом ребенок берет вырезанную из белого листа фигуру морского конька и заполняет ее цветом — тоже с переливами с деталями, которые он сочтет нужным дорисовать. После высыхания краски модуль конька кладется на готовый сухой фон. Получается красивая картина красками. Как видите простая работа для самых маленьких детей, а результат как труд взрослого художника. Дети очень любят такие поделки.

Это очень важное упражнение.

Игра с раскрашивание модулей — это увлекательное занятие, которое формирует художественный вкус, творческую смелость и главное — дает ребенку чувство ФОРМЫ…

Маленький дошкольник еще не уверенно владеет линией… его рука не может вывести задуманную форму, поэтому дети так часто бросают рисовать, психуют, потому что не получается рукой создать то, что задумал глаз.

И как раз в этом случае — готовые модули-формы дают детям СВОБОДУ от возрастного недоразвития моторики рук. Ура, наконец-то дети могут передавать цвет… они могут создавать композицию. Они могут творить шедевры художественного искусства используя готовые формы, но оставляя свое собственное виденье мира, цвета, композиции. Это очень важно в становлении художественного вкуса… и творческого мышления.

Модули для такого рисования можно вырезать не только из бумаги — но и из картона. Особенно интересно в данном случае использовать плотный толстый упаковочный картон. Окрашенные поделки из него получаются объемными выпуклыми, образуя 3D-эффект.

Также модули для раскрашивания можно не вырезать ножницами — а получать в технике ОРИГАМИ. То есть просто складываем лист бумаги, добиваясь нужной формы. Потом раскрашиваем и из готовых окрашенных модулей собираем уже целую картину.

Вы можете придумывать как обыграть эти модули в поделках… в поздравительных открытка. Или как то еще применить.

Техника ЗОНАЛЬНОГО рисование

Эта техника рисования в детском саду очень простая.

  1. Представьте что вы взяли ЧИСТЫЙ ЛИСТ бумаги.
  2. И на нем просто нарисовали ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ.
  3. А потом взяли ЦИРКУЛЬ — в любом месте листа поставили ТОЧКУ В ВЕРХНЕМ ПРАВОМ УГЛУ.
  4. И от этой точки через весь лист начали чертить круги — один круг, второй круг, третий круг — все круги с единым центром в одной и той же точке. В результате вы получите ШАБЛОН ДЛЯ ЗОНАЛЬНОГО ОКРАШИВАНИЯ.

Посмотрите ниже. Вот этот шаблон.Который мы раскрасили соблюдая правило ЦВЕТНЫХ СПЕКТРОВ.

Листья мы окрашиваем по начерченным циркулям зонам — чередуя цвета красно-желтого спектра. А фон мы закрашиваем — тоже по циркулярным зонам — но уже чередуя цвета зелено-синего спектра.

По такому же принципу создана и картина с рыбками — на фото ниже. Здесь на белом листе сначала нарисовали контуры рыбок. А потом поставили ТОЧКУ В ЦЕНТРЕ ЛИСТА — и от этой точки циркулем чертили круги.

С рыбками и листиками можно было бы и не брать циркуль. А взять прямую линейку и прозонировать весь лист просто прямыми линиями. Или взять овальное блюдо на кухне… и его овальный край использовать как овальную линейку и прозонировать весь шаблон овальными линиями-дугами. Соображаете? Вы сами можете придумать что-то новое в этом интересном графическом способе рисования.

Понравилось? Мне очень. А теперь вам на закуску задачка. Вот шаблон для птицы-павлина. Распечатайте его, возьмите циркуль, или линейку и подумайте как его ПРОЗОНИРОВАТЬ… и в какие спектры закрасить. Результату жду на почту olga.klishevskaya@gmail.com.

Ну а теперь перейдем к интересным формам рисования, которая очень-очень-очень развивает мелкую моторику рук и прокачивает детский мозг. И создает кое что еще… очень важное… о чем речь пойдет ниже.

Посмотрите на картинку внизу. Мы видим сову. И не видим ни одной линии контура совы. Вся сова нарисована штриховкой.

Ну конечно контурные линии там есть — не очень четкие но отлично видимые (присмотритесь) — нарисованы они рукой педагога. А уже детская рука обязана нарисовать штриховку — отрывные палочки в нужных направлениях (дети постарше рисуют не палочки, а ломаные зигзаги-частокол).

Начинаем с простых упражнений… и постепенно усложняем задание… укрупняем продолжительность штриховку, площадь поверхности, которую надо заштриховать.

Вот простые начальные задания — которые знакомят детей с штриховкой и направлением ее. Под ОДИНАКОВЫМ УГОЛОМ вдоль одной линии (веточки ели). Сначала с одной стороны веточки, потом с другой стороны веточки — зеркально в одну сторону — и в другую.

Потом учимся располагать штриховку ПО ДУГЕ (тело ежика) — как лучики солнца от невидимого центра окружности, радиально в стороны.

Такие картинки даем отдельно. На одном занятии только елочка. На другом только ежик. Потом можно совместить.

Так же простые задания на начальном этапе обучения штриховке — это ЗОНАЛЬНАЯ ШТРИХОВКА. Когда есть картинка (например пейзаж) уже поделенная на зоны-сегменты. И их надо заштриховать в разных направлениях — но не меняя паралелльности линий внутри одного сегмента. Вот как на картинке с пейзажем ниже.

Здесь на картинке выше сложность немножко с солнцем — здесь идет круговая штриховка. Это трудно для детской руки дошкольника это можно не делать.

Дети постарше могут делать ФИГУРНЫЕ ШТРИХОВКИ — в виде волнистых линий, пружинок, закорючек, завитков, зигзагов. Это занятие увлекает детей младшего школьного возраста — и является отличной тренировкой руки, когда вы хотите приучить ребенка правильно держать ручку и при этом не заставлять его писать скучные диктанты. Такие рисунки — лучшие тренажеры для подготовки руки к школе.

Но продолжим про этапы становления техники штриховки…

Этап НАПРАВЛЕННОЙ штриховки.

  • Мы учим детей располагать штриховку под разными углами — ГОРИЗОНТАЛЬНО, ВЕРТИКАЛЬНО, ДИАГОНАЛЬ ВПРАВО, ДИАГОНАЛЬ ВЛЕВО.
  • А также показываем штриховку КРЕСТ НА КРЕСТ — клеточками или ромбиками.
  • Знакомим также со штриховкой КИРПИЧИК (не все дети врубаются, но половина справляется).

Картинка ниже отлично демонстрируем все эти виды штриховок.

Следующий этап — РАДИАЛЬНОЕ штрихование. Штрихование по кругу уже немного знакомо детям, которые рисуют лучики у круглого солнца. Только в нашем случае штриховка должна быть ПОГУЩЕ чем лучики солнца.

Для отработки этого вида штрихования подходит рисование ЕЖИКОВ (вот как на рисунке ниже) — иголки это радиальная штриховка вокруг круглого тела ежика. Ежей рисует воспитатель простым карандашом. ребенок коричневым карандашом старательно обводит очертания педагога (мордочку лапки) и потом заполняет вокруг тела ежа ШТРИХОВКУ-КОЛЮЧКИ.

Более сложная задача ВОТ ЭТОТ ЕЖ (рисунок ниже) — для тех, кто уже отработал радиальную технику по одному краю круга. Как мы видим на картинке ниже — здесь радиальная штриховка идет по нескольким ярусам окружности. Сначала вокруг носовой части ежика, потом по круговой линии его глаз, а потом уже круговая штриховка по далекому радиусу — его колючкам.

Рука педагога заранее рисует все эти дуги (круг носа,дуга лба, дуга колючек) — и по этим ориентирам ребенок выполняет штриховку. После того, конечно, как сам педагог не менее 2 раз сделал всю работу от начала до конца НА ГЛАЗАХ У РЕБЕНКА. Только после этого даем ребенку самому штриховать.

Следующий этап — радиальная штриховка ОТ ТОЧКИ. Здесь та же самая радиальная штриховка по кругу — только не вокруг круга — а вокруг точки.

Для отработки этой технике подходит рисунок типа САЛЮТ ко Дню Победы… или рисунок типа ЦВЕТОК АСТРА.

И ВОТ ТЕПЕРЬ, когда дети уже наловчились штриховать небольшие объекты, можно дать им более сложное задание — заполнить штриховкой более крупную площадь рисунка. И для этой цели подойдет рисунок ЖИВОТНОГО. Например, медведя.

Здесь роль штриховки — создать направления роста шерсти на косматой морде.

С медведем поигрались — что-то получилось… что-то не совсем. Не укоряйте ребенка — он работал. Главное хвалить. Всегда хвалить его старания. Не ребенка хвалить — а старания. Не перепутайте.

НИКОГДА НЕ ХВАЛИТЕ ДЕТЕЙ — хвалите только их работу, их усилие.

Когда все поигрались с медведем… его шерстью и ярким свитером. Возращаемся к работе ума. И даем детям контурные шаблоны зверьков. И показываем — какой прием штриховки подходит для головы, какой — для туловища, какой для лапок… и самый сложный для ушек.

Пусть дети сидят на стульчиках и глядят как вы сами заштриховали зайца. А потому берите второй контур зайца (Зайцу нужен еще один заяц для дружбы) — и спрашивайте у детей… что мне надо делать… как штриховать это?… а это? Еще раз у них на глазах заштрихуйте зайца. А потом каждый ребенок получает свой шаблон — и выполняет эту же работу сам.

Вы можете помочь детям только с ушками… и обратите внимание детей НА УШКАХ — везде выполнена только КОНТУРНАЯ ШТРИХОВКА — по краю ушных линий. Несколько раз вы сделаете уши вместе с ребенком… а потом глядишь, и он уже сам их штрихует, почти точно как вы.

Вот картинки которые можно выполнить с детьми. Кстати,обратите внимание ветка с листочками — это тоже отличный тренажер для отработки штриховки на начальных этапах ознакомления с этой техникой.

Придумывайте сами — новые интересные задания по штриховке для детей. Помните, что штриховка отлично упражняет руку для письма, для рисования. Научившись штриховать в самые разные стороны — ребенок получает развитую мускулатуру мелких мышц пальцев и кисти руки. В итоге такой ребенок будет более уверенно владеть рукой — при рисовании любых форм, и легче овладеет письмом в школе.

И не забывайте что штриховка бывает ФИГУРНОЙ — в виде зигзагов, дуг, пружинок, волн, завитков.

А теперь о важном.

Тот кто освоил метод штриховки КАРАНДАШОМ (или фломастером) — тому будет просто и легко рисовать кисточкой в той же технике короткого направленного мазка — как нарисован этот милый страус на картинке ниже. Кстати, это тоже отличная работа по рисованию для детского сада.

Еще раз повторю, это важно:

Метод штриха — рождает метод направленного мазка кистью. В этом методе нарисована, например картинка ниже. Собачка — это мазки кистью, которым задано направление подобное тому, как мы задавали направление штриха.

Поэтому вы должны понимать — что штриховка, рождает руку художника. А вы педагоги — волшебники, которые дают миру этих новых художников.

Вот такие чудеса. В ваших руках.

Работайте с детьми. Вы творите будущее. Это важно.

Будущее не так далеко от нас, как кажется. Аукнется и откликнется хорошим и теплым.

Рисование формирует душу, нацеленную на правильный выбор. А умение делать правильный выбор в жизни — это важнейшее умение. И очень здорово, если наши дети будут владеть этим умением выбирать хорошее.

Хороших друзей, хорошую жену, хорошую профессию, хорошую работу, хорошего президента, хорошие законы. Пусть все будет хорошо.
Как нарисуем, так и будет. Хорошего вам рисования. Ольга Клишевская, специально для сайта Семейная Кучка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *