Как воспитать ребенка?

Содержание

Как воспитать ребенка успешным и развить лидерские качества

Родители всегда хотят гордиться детьми, задаются вопросом, как вырастить ребенка счастливым, успешным и способным преодолеть препятствия и реализовать все хорошее, что вложили в него в детстве. Давайте поговорим о том, какие наши действия помогут сделать наших детей преуспевающими, невзирая на мнение окружающих, собственные задатки и различные внешние обстоятельства. Не стоить лепить и переделывать человека под собственные желания. Успешным может стать только счастливый человек.

  1. Как воспитать успешного и уверенного человека
  2. Качества успешной личности
  3. Как отличить ребенка с комплексами от интроверта
  4. Детские комплексы: какие они бывают
  5. Чего нельзя делать родителям — советы психолога
  6. Как развить лидерские качества у ребенка
  7. Чему стоит научить детей для хорошего старта в жизни

Многие черты характера и отношение к жизненным обстоятельствам мы выносим из собственной семьи. Опыт, ставший мировоззрением, формируется в собственном в детстве. Полезные привычки, отношения с людьми, многие полезные качества, ставшие нормой и принесенные во взрослую жизнь.

В школе не учат успешности. Ругают за излишнюю инициативу, отчитают за проявления самовыражения. В школе удобны управляемые ученики. Развивать нужные качества придется родителям.

Как воспитать успешного и уверенного человека

Как же вырастить и воспитать ребёнка успешным человеком? Такой вопрос задавала себе каждая мама. Что это значит в нашем современном мире технологий, с необходимостью успевать за скоростью движения науки и техники?

Характер человека формируется, начиная с первых месяцев и до конца жизни. Именно поэтому каждая здравомыслящая мать должна, держа младенца на руках, дать ответить на один из сложных вопросов жизни: «Кого я хочу вырастить; я хочу видеть моего ребёнка сильной личностью или просто плывущим по течению?»

Если будет принято решение в пользу первого варианта – будьте готовы нелегкому пути, зато отпрыск потом будет вам благодарен.

Воспитывая сильную личность, стоит помнить о главных приемах в формировании уверенного человека:

  • Любите ребенка просто так; не за то, что он сделает
  • Уважайте малыша и подростка, а также сделанный им выбор
  • Общайтесь на различные темы, которые ему интересны
  • Всегда поддерживайте
  • Позвольте ему заниматься любимым делом
  • И последний, но не менее важный прием – научите еще малыша иметь в жизни собственные ценности, приоритеты и принципы

Эти несколько пунктов должны стать основой воспитания для взрослых. Ребёнок должен жить в атмосфере любви, уважения, понимания со стороны родных людей. Ни отец, ни мать не должны навязывать уже взрослому сыну и дочке собственные несостоявшиеся ожидания. Человек – отдельная личность со свойственными только ему привычками и характером. Каждый ребёнок – индивидуальность.

Не менее важным аспектом: научить чадо не обращать особое внимание на мнение окружающих. Человек должен быть тем, кем он хочет, а не соответствовать мнению окружающих людей. Пусть будут неудачи, осуждение, но, главное стать уверенным в себе. Можно стать, не слишком богатым, но счастливым… Успешным и счастливым в работе, в семье, в отношениях с людьми.

Качества успешной личности

  1. Наверно странно прозвучит, но не отсутствие неудач делает человека успешным, а способность их преодолеть и учиться на ошибках. Настойчивость приводит к успеху. Малыш раз за разом возвращается к попытке склеить макет машины будущего? Это не глупое времяпрепровождение, а желание добиться задуманного результата.
  2. Умение достойно реагировать на проигрыши и извлекать из них правильные уроки.
  3. Приучать самостоятельно думать, находить информацию и анализировать ее, а не пользоваться готовыми решениями. Сегодняшние школьные тесты с угадыванием варианта не лучший способ принятия правильного решения.
  4. Самостоятельность в принятии решений и умение отстаивать собственное мнение.
  5. Коммуникабельность и умение грамотно выражать мысли, способность донести информацию до слушателя.
  6. Способность слушать и слышать, грамотно выстраивать позитивные отношения с окружающими и поддерживать эти отношения долгое время.
  7. Умение планировать время и собственные дальнейшие действия. Адекватно оценивать возможности и формировать наилучшее развитие событий.
  8. Правильно оценивать время.
  9. Здоровый оптимизм и умение мыслить позитивно. Не впадать в панику и реально оценивать трудности. Гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Любая ошибка — приобретенный опыт. Не стоит бояться неправильных действий, гораздо хуже бездействие.
  10. Обладать уверенностью и готовностью брать на себя ответственные решения в сложных ситуациях.
  11. Самокритичность и здоровое чувство юмора помогут в сложных ситуациях. Оставаясь человеком в любой ситуации, человек завоевывает уважение окружающих и приобретает единомышленников. Вместе легче двигаться к цели. Распределение обязанностей разгружает каждого и работает на общее дело.
  12. Стремление развиваться, учиться и узнавать новое способствуют развитию и личностному росту. Получение удовольствия от любимого урока, поможет справляться и с нелюбимыми предметами.
  13. Психологическое и физическое здоровье, именно они помогут достичь поставленных целей. Пусть сын и дочка ходят в секции, бегают, прыгают и лазают по деревьям. Удобные дети, сидящие в уголке, не становятся лидерами. Здоровый, сильный человек скорее добьется поставленных целей. Он уверенней, спокойней сверстников.
  14. Зрелость в оценке реальных возможностей и текущих событий.Поэтому прежде чем пытаться «раскрыть» ребенка и заставлять больше общаться с окружающим миром, родители должны разобраться, действительно ли виной тому комплексы.

Как отличить ребенка с комплексами от интроверта

Некоторые родители замечают, у ребенка мало друзей. Он застенчивый, теряется в общении с незнакомцами, и считают — у него комплексы. Бросаются силы на раскрепощение, чтобы в будущем он стал уверенным в себе и гармонично жил в обществе.

Бывает, отпрыск от природы закрытый. Тогда попытки со стороны мамы и папы его перевоспитать, будут восприняты сродни давлению. Он еще больше замкнется. Вот несколько различий между интровертами и человеком с комплексами:

  1. Ребенок с комплексами панически боится выступать на публике. Интроверту просто некомфортно стоять перед большим количеством людей, хотя он и не боится их.
  2. Закомплексованный малыш не умеет знакомиться с новыми людьми и заводить друзей. У интроверта мало друзей, но он любит проводить с ними время и охотно общается. Однако он любит бывать один.
  3. Ребенок с комплексами сбивается и заикается, не способен выразить мысль, интроверт говорит тихо, но ясно и четко.

Детские комплексы: какие они бывают

Комплексы – мешающие человеку достичь успеха в разных сферах жизни, например, строить здоровые отношения с разными людьми или карьеру. Человек считает, себя не достойным жить счастливо, ведь он некрасивый, он просто не сумеет, он неудачник. Почему? Откуда эти комплексы?

Психологи и педагоги утверждают: многое закладывается именно в детском возрасте. Мамы и папы дают детям установки, которые влияют на него всю жизнь. Как же не развить в малыше комплексы и помочь ему избавиться от уже имеющихся?

Разве взрослый не хочет своему ребенку лучшего? Но иногда мама и папа возлагают на чадо слишком большие надежды, тем самым развивая в нем массу комплексов. Например, папа хочет видеть сына юристом, потому что у самого в молодости не получилось.

Теперь сын живет не своей жизнью, а воплощает отцовские мечты, при этом он совершенно несчастлив. Другая мама так переживает за сыночка и настолько окружила вниманием, что тот привык держаться за ее юбку и не умеет принимать решения самостоятельно.

Памятка, как не заложить в ребенка комплексы

  • Дети постоянно берут пример с родных. Общаясь с детьми, стоит следить за собственным поведением, умеете ли вы находить выход в различных ситуациях. Например, мама и папа не могут ответить на хамство незнакомого человека, постоять за себя. Чадо будет считать такое поведение нормой.
  • Еще один пример неправильного выбора методики воспитания – сравнивать собственного ребенка с другими. «Посмотри на сына тети Гали, хорошо учится и маме помогает, а ты!». Родители, ругая малыша за проступок, ставят ему в пример другого.
  • Эффективный путь вселить в чадо неуверенность – перестать поддерживать его в мечтах и стремлениях. Малыш может воображать себя супергероем либо поваром, готовящим вкусную, невидимую еду, но вместо поддержки он получает в ответ — «тише», «мне не до тебя», «прекрати эти игры», «не позорься».
  • Чрезмерная похвала тоже навредит. Малыш станет зависимым от этой похвалы, а в будущем будет остро реагировать на любую критику. Лучше всего сказать: «Ты мне помог помыть посуду, теперь мы с тобой успеем почитать книжку до сна», вместо: «Ты молодец, умница, помыл посуду».

Какие комплексы могут проявиться у ребенка при неправильном воспитании

  1. Постоянное чувство тревоги
  2. Неуверенность
  3. Нерешительность
  4. Застенчивость, боязнь публики/незнакомцев
  5. Комплексы из-за внешности у подростков

Одна из частых причин комплексов – недовольство собственной внешностью. Большинство из недостатков надуманы, вроде слишком длинного носа и больших ног. Часто недостатки внешности можно легко исправить. Например, у мальчика проблемы с лишним весом. Просто стоит привить ему любовь к правильному питанию и физическим нагрузкам.

С появлением прыщей постараться, чтобы ребенок не считал их концом света. Мама и папа должны объяснить чаду: с возрастом внешность человека меняется, и многие проблемы исчезают либо теряют важность. При больших высыпаниях стоит просто подобрать средство от юношеских акне и воспалений.

Превратите неловкие ситуации, в которые попал отпрыск в шутку. Важно шутить не над недостатками, а именно над ситуациями! В современном мире никто не застрахован от появления комплексов. Задача родителей – помочь дочери и сыну преодолеть их.

Чего нельзя делать родителям — советы психолога

  • Проявлять излишнюю требовательность
  • Давить и требовать выполнения взрослых решений
  • Не давать совершать собственные ошибки
  • Постоянный контроль

Как развить лидерские качества у ребенка

Можно ли воспитать лидерские качества, которые помогут подрастающему ребенку достичь успеха в жизни? Перед родителями стоит непростая задача сформировать в детях способность эффективно достигать поставленных целей, оставаясь уважаемым человеком.

Чем раньше взрослые перейдут от мечтаний к реальности, тем лучше дети реализуют собственные таланты. Не столь важно, кем хотят видеть сына и дочь родители, важнее собственные реализованные возможности и таланты подростка. Мамам, папам и родственникам главное не переусердствовать в стремлении вырастить супер — человека и специалиста.

Успешным становится только человек с адекватной здоровой самооценкой. Ребенок должен постоянно чувствовать, вы любите его всяким: с ошибками и разочарованиями, с победами и без них. Хвалите малыша за маленькие достижения, не ругайте за промахи.

Почаще обнимайте любимое чадо, он должен чувствовать хорошее отношение родных и поддержку в самых разных обстоятельствах. Постарайтесь уважать решения малыша. Он заигрался и не хочет идти спать, помогите закончить игру. Не обрывайте процесс на самом интересном месте, хоть пришла уже пора спать.

Маленькому человеку игра настолько же важна, насколько для вас работа. Достройте вместе робота из конструктора, поставьте в гараж машины, похвалите за хорошую уборку и отправляйте умываться. И малыш, и подросток должен чувствовать спокойную уверенность в том, что он лучший и его действия не подвергаются постоянной критике.

В следующий раз напомните ему заканчивать игру пораньше, предоставьте право выбора, чем он займется до сна. Обсуждайте планы, советуйтесь в том, в чем он сможет дать совет. Обсуждайте планы на день и отношение к мультфильму. Таким образом вы развиваете исподволь качества успешного человека.

Выбирайте вместе новую книгу расцветку покупаемого стула. Так он будет чувствовать свою значимость. Обсуждайте различные случаи. Так он учится выражать собственные мысли.

У детей собственные таланты и возможности. Помогите им развиваться, не препятствуйте занятиям в кружках по интересам. Находите вместе интересную литературу, обсуждайте его желания и достижения.

Занимайтесь с ребенком сами, развивайте имеющиеся природные способности. Поощряйте инициативу и любознательность. Они пригодятся в жизни. Знания лишними не бывают.

Малыш боится признаться в собственной оплошности? Не ругайте, придумайте вместе выход из сложившейся ситуации.

Постарайтесь выполнять собственные обещания и учите тому же детей.

Научите ценить время и чувствовать временные промежутки. Работа, не выполненная в срок, теряет ценность.

Как воспитать мальчика настоящим мужчиной

Учимся понимать и помогать хорошему шустрому, подчас неуправляемому, но инициативному и любознательному ребенку. Спокойные дети удобней, но мы хотим от отпрыска не удобства для окружающих, а достижения собственных целей. Не люди с массой комплексов становятся лидерами и двигают прогресс.

Важно понять, чего действительно хотят наши дети, чем увлекаются. Взрослеющий человек может жить по своему сценарию. И выбрать целью деньги – не всегда лучший вариант.

Чему стоит научить детей для хорошего старта в жизни

Самостоятельность вместе с инициативой помогут добиться задуманного, а вместе с упорством и прочими качествами лидера могут сотворить невозможное.

Поведение мам и пап впитывается детьми с рождения. Неосознанно ребята копируют привычки и поведение родных. Даже протестуя и отстаивая непонятные нам идеи, ребята копируют многие качества мам и пап.

Станьте интересными родным и окружающим. Найдите совместные увлечения с детьми. Добивайтесь успехов, станьте примером для ребенка. Он должен гордился вами, тогда и сам захочет стать вашим достойным продолжением.

Стандартное образование

Стандартное образование – хороший вариант, в случае если человек желает, чтобы его ребенок не выделялся. Многие люди, добившиеся большого успеха, начинали работать с детства, иногда даже бросали учебу ради этого.
Важно, не заставлять тупо исполнять взрослые распоряжения. Родителям следует помнить: у детей своя жизнь и судьба.

Научить трудолюбию

Заработать богатство сложно. А работать еще труднее. Потребуется масса сил и времени. Следует подготовить детей и научить: хотите достичь успеха – нужно будет эффективно работать.

Научить коммуникабельности

Если дети хотят добиться успеха – им придется научиться помогать посторонним людям с их трудностями. Тогда люди сами готовы будут отдать свои деньги. Нужно уметь относиться к людям уважительно, и научить этому детей. Научить их не осуждать и уметь заводить новые знакомства. В современном деловом мире, навык коммуникабельности и активная жизненная позиция – наиболее важные качества человека, который желает достигнуть успеха.

Научить делиться

Хотите много получать от окружающего мира – пригодится умение делиться с людьми. Прекрасный пример: один отец гулял вместе сыном, и они встретили уличного музыканта, выглядел тот нищим бродягой, но играл красиво. Отец завязал беседу с музыкантом, и в ходе разговора оказалось, что он – бомж.

Вместе отправились в офис компании, и там музыкант сходил в душ, а позже его накормили. Также отец отдал ему небольшую сумму денег, чтобы бродяга нашел, где переночевать.

Объяснить, что такое ложь и предательство

Конечно не на личном примере. Детям стоит знать, есть большое количество людей, которые пользуются доверием других. Ребята обязаны знать, мир — не идеальное место, и далеко не все будут желать им счастья и добра. Следует научить их, но позволить убедиться в этом самостоятельно. Иного пути не существует.

Судьба человека определяется его личными качествами, а эти качества воспитывают еще в детстве. Чтобы вырастить малыша достойным и успешным человеком – придется уделить большое внимание процессу воспитания. Развивая у ребенка правильные качества, вы гарантируете ему достойную жизнь. Главное в погоне за успехом не забывать главного: воспитываем не только смелого, самостоятельного, решительного, но и достойного человека.

Для ответа на вопрос, как воспитать ребенка успешным, придется приложить массу усилий. Можно воспользоваться консультацией психолога или прочитать книги на эту тему. Сейчас есть много тренингов для подростков: на развитие лидерских качеств и умение правильно выражать свои мысли.

Качества характера, сильные и слабые зарождаются еще в раннем детстве, и какой личностью будет взрослеющий ребенок зависит от вас. Показывайте свою любовь детям!

На этом я с вами сегодня прощаюсь. Мира, любви и спокойствия желаю всем матерям и отцам! До встречи на блоге Маривлада.

Как воспитать успешного ребенка?

Татьяна Степанова
Как воспитать успешного ребенка?

Как воспитать ребенка успешным?

1. Уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.

Ваша задача как родителя- заложить основу успешной личности- высокую самооценку ребенка. Люди с высокой самооценкой знают себе цену, не боятся неодобрения окружающих и не пытаются доказать другим, что они лучше. Говорите ребенку о своей любви, чаще обнимайте. Ваш ребенок должен знать, что его любят и будут любить, что бы ни случилось. Он должен знать, что вы его любите даже тогда, когда наказываете. Не шантажируйте ребенка своей любовью.Не говорите: «Если ты не сделаешь то, что я прошу, я перестану тебя любить». Дети, испытавшие в детстве страх потерять любовь матери, вырастают неуверенными в себе людьми. Если критикуете ребенка, критикуйте не его самого, а его действия. Например,лучше сказать: «Ты плохо поступил», вместо «Ты плохой». Ваш ребенок- уникальная личность со своими сильными и слабыми сторонами.

2. Учите оптимизму

Учите ребенка в каждой ситуации видеть положительные моменты. Приучайте верить в лучшее. Неудача- это опыт, который необходим для достижения будущих целей. Например, ребенок не победил в соревнованиях, хотя очень хотел и готовился. Расскажите ребенку, что в жизни бывают и радости, и трудности. Невозможно постоянно побеждать и всегда делать правильно. Но нужно стремиться к этому, надо приложить больше усилий, всё продумать- и тогда обязательно все получится.

3. Развивайте красноречие ребенка

80% успеха человека в жизни зависит от умения договариваться, находить общий язы и располагать к себе людей. Если вы хотите, что ваш ребенок был успешным в жизни, необходимо обязательно развивать навыки эффективного общения. Учите ребенка осозновать и выражать свои чувства, обьяснять свои мысли и эмоции, правильно строить предложения, формируйте у него умение выражать одну и ту же мысли разными словами. Поддерживайте желание ребенка больше общаться. Посещайте кружки, пересказывайте прочитанные рассказы, обсуждайте просмотренные фильмы и произошедшие ситуации.

4. Развивайте красноречие ребенка.

80% успеха человека в жизни зависит от умения договариваться, находить общий язык и располагать к себе людей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в жизни, необходимо обязательно развивать навыки эффективного общения.

Учите ребенка осознавать и выражать словами свои чувства, объяснять свои мысли и эмоции, правильно строить предложения, уметь сказать одну и туже мысль разными словами.

Поддерживайте желание своего ребенка больше общаться. Посещайте развивающие группы и кружки, пересказывайте прочитанные рассказы, обсуждайте просмотренные фильмы и произошедшие ситуации.

5. Приучайте к самостоятельности.

Чем больше ребенок делает самостоятельно, тем увереннее он себя чувствует. Приучайте с ранних лет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать за собой горшок, вытирать то, что пролил, исправлять то, что натворил. Не ругайте ребенка за ошибки. Наберитесь терпения и лучше помогите ребенку сделать то, что он пытается сделать самостоятельно. Примерно в возрасте 2,5-3 лет ребенок проходит «кризис 3-х лет». Если в этот период вы не будете поощрять его желание все делать самостоятельно, то потом вы этого от него не дождетесь.

6. Развивайте фантазию и воображение ребенка.

Успех в нашей жизни зависит от того, насколько хорошо мы справляемся с трудностями. Чем больше вариантов решения проблем мы придумываем, тем эффективнее справляемся с препятствиями.

С ранних лет развивайте у ребенкатворческие способности: рисуйте, занимайтесь музыкой и танцами, придумывайте стихи, рассказы и собственное окончание известных сказок, находите новое применение обыденным предметам. Поощряйте в ребенке любознательность и любопытство, наводите ребенка на мысль: «а что, если.».

7. Учите ценить время.

Самый ценный ресурс, который есть в жизни — это время жизни. Чем эффективнее мы его используем, тем качественнее наша жизнь.

С ранних лет приучайте ребенка к тому, чтобы постоянно быть занятым. Если ребенок не знает чем заняться, обязательно займите его чем-то интересным. С течением времени привычка постоянно быть занятым закрепится в характере ребенка, а это необходимое качество успешного человека.

Планируйте с ребенком будущий день и неделю. Анализируйте прошедший день. Например, перед сном. Отмечайте успехи ребенка и хвалите его.

8. Приучайте ребенка к ответственности.

Успешные люди осознают, что только они несут ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит. С ранних лет приучайте своего ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Ребенок должен понимать, что все его действия имеют последствия. Но не ругайте за ошибки. Ваш ребенок развивается как личность и он должен приобрести свой опыт, основанный на ошибках. Но не взваливайте на него ответственность за вашу жизнь или за то, что он не в состоянии изменить. Заведите домашнее животное, но заранее договоритесь с ребенком, что он будет ухаживать за ним, кормить его и убирать за ним. Развивайте в ребенке привычку держать свое слово. Делайте это на собственном примере -всегда выполняйте то, что обещали ребенку. Так он почувствует свою важность и значимость, и так же как вы, научится держать свое слово.

9. Учите ставить цель и достигать её.

Многие люди не могут достичь успеха, потому что просто не знают, чего конкретно они хотят. У них есть только лишь очертания того, что они хотели бы иметь в своей жизни и слабая надежда на то, что когда-нибудь это свершится.

Поэтому с ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата.

Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Отмечайте, за что именно хвалите. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему немного (но не делайте за него всю работу). Поощряйте стремление ребенка довести начатое дело до конца. Научите ребенка не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их. Ведь удача есть результат активной деятельности, а неудача- это всего лишь повод начать все сначала, только более продуманно. Чтобы ваш ребенок был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь вашего чада. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, вы и сами будете самосовершенствоваться. А значит, измените свою жизнь к лучшему, и ваша жизнь заиграет новыми красками.

«Русские родители напоминают снегоуборочные машины». Эстер Войджицки о том, как вырастить девочек из списка Forbes

Это правда, что книга «Как воспитать успешного человека» появилась по просьбе ваших дочерей, когда они сами готовились к материнству?

Да, но не только. Я уже 36 лет преподаю журналистику в старшей школе в Пало-Альто, и ко мне приходят родители моих учеников, которые видят, что подростки прислушиваются ко мне. Кроме того, мои дочери сделали хорошую карьеру в «мужских» профессиях с весьма серьезной конкуренцией. Я старалась вырастить самостоятельных детей, и это получилось. Когда мои дочери добились успеха, а мой курс журналистики признали на международном уровне, родители стали постоянно просить меня поделиться стратегией воспитания моих дочерей. CEO крупных компаний, от Gap и Google до Walmart и McDonald’s, стали спрашивать Энн и Сьюзен, как воспитать успешных руководителей, таких, как они. Я, конечно, в юности многое делала интуитивно, но за столько лет преподавания поняла, что действительно важно, и постаралась сформулировать. Я назвала свою стратегию TRICK (трюк) — по первым буквам ключевых слов: Trust (доверие), Respect (уважение), Independence (независимость), Collaboration (сотрудничество) и Kindness (доброта). На мой взгляд, это основополагающие вещи.

Посмотрите на эти пять слов (в русском переводе правило Эстер Войджицки звучит как 5С: (само)доверие, (само)уважение, самостоятельность, сотрудничество и сердечность. — Forbes Woman), они означают, что ты даешь людям независимость, побуждаешь к сотрудничеству и относишься к ним по-доброму. Эти пункты работают в связке. Не бывает независимости без уважения, не бывает доверия без доброты. В 2017 году я выступала на конференции «Сознательный капитализм» перед крупными бизнесменами, рассказывала им про 5С, и никто даже не подумал выйти из комнаты или отвлечься, меня забросали вопросами. Потому что сейчас, в XXI веке, они учат своих сотрудников самостоятельности и сотрудничеству через систему поощрения и командных проектов, как я своих учеников в Пало-Альто. Собственно, с той конференции все и началось.

Сейчас в мире кризис доверия. Мы не решаемся быть собой, идти на риск, противостоять несправедливости — и этот страх передается детям. Нужно уметь доверять себе, своему родительскому чутью. И позволять детям самостоятельно принимать решения. Ребенок, которого еще в детстве научили нести ответственность за свои действия, сможет гораздо лучше справляться со сложностями и вызовами взрослой жизни.

Но что делать, когда ты рассержен, вымотан? Современные родители, работающие 24/7, в постоянном стрессе. Их могут раздражать детские вопросы, детские проблемы. Так легко отмахнуться от ребенка, сказать «хватит, делай так, потому что я сказала, — и точка».

Так и есть. Но нужно все время помнить: твой ребенок — личность. К нему надо относиться с уважением. Да, у маленьких детей возникают «дурацкие» просьбы. Но всегда можно просто сказать: «Извини, я не могу этого сделать прямо сейчас вместе с тобой. Сейчас я занята. Но могу позже». Что происходит вместо этого? Мы отмахиваемся, потом выходим из себя, кричим на детей, иногда даже шлепаем. А все, что говорится с раздражением, противоречит доверию. Ребенок не понимает, что ему делать в следующий раз: обращаться к вам или справиться самостоятельно. Будете ли вы так же злиться или все-таки спокойно выслушаете.

«Родители должны периодически устраивать себе внутренний экзамен»

Это особенно важно, когда приближается подростковый возраст. Отсутствие прочной связи и привычки доверять родителям становится огромной проблемой. Потому что подростки, будучи физически почти взрослыми, все еще остаются совершеннейшими детьми. Они вытворяют совершенно необъяснимые вещи — и это сводит родителей с ума еще сильнее, чем раньше. Словом, если вы шикнули на ребенка раз-другой-третий — это не трагедия. Но если так происходит постоянно, нужно серьезно пересмотреть свои привычки. Родители должны периодически устраивать себе внутренний экзамен.

Как именно?

Собственно, для этого и я придумала 5С. Пробегитесь по всем пяти пунктам. Если чувствуете, что нарушаете какой-то из них, спросите себя, поступил бы я так с ребенком моих друзей? Я практически уверена, что нет. Спросите себя, продолжили бы мои друзья уважать меня, если бы я поступил так с их ребенком? Смогли бы они доверять мне? Мне кажется, секрет моей педагогической эффективности в том, что я никогда не выхожу из себя. Я умею спокойно решать конфликты, неважно, что говорят или делают ученики.

«Сегодня в мире полно родителей, которых жизнь вокруг чересчур пугает»

У меня был случай в школе: я обнаружила, что мои ученики распивают пиво в фотолаборатории. Ясно, что в этом нет ничего сверхъестественного для подростков, но я-то думала, что они занимаются проявкой фотографий для газеты. А с точки зрения администрации это и вовсе вопиющее нарушение. Я могла бы устроить скандал и даже выгнать их из школы. Вместо этого вызвала их к себе в кабинет, и мы спокойно поговорили. Я на них не кричала, но дала понять, что разочарована, что они утратили мое доверие и «подставили» всю нашу редакцию. Это был долгий разговор. Но они поняли меня и действительно раскаялись. Знаете, мы дружим с ними всю жизнь. Потому что тогда, в том серьезном разговоре, было доверие, была доброта.

Сегодня в мире полно родителей, которых жизнь вокруг чересчур пугает. Они читают страшилки в интернете, они постоянно находят подтверждение своим страхам — и получается то, что я называю побочным эффектом безопасности. Люди во все времена стремились облегчить жизнь своих детей. Сейчас у нас есть такие возможности, и мы ими злоупотребляем. Гиперопека и неустанная забота родителей-наседок (helicopter parenting) привели к тому, что выросло целое поколение, которое попросту не привыкло брать на себя ответственность. Они либо совсем не рискуют, либо исходят из того, что придут мама с папой и все сделают.

Я преподаю в Стэнфорде. И что я вижу? Огромное количество родителей переехало в Стэнфорд, чтобы помогать своим «крошкам». Хотела бы я, чтобы это было шуткой, но это правда! В голове не укладывается: они переехали, поменяли всю свою жизнь, потому что дети поступили в университет!

В московском университете несколько иначе. Ситуацию «придут мама с папой и все сделают» мы скорее наблюдаем, когда дети окончили вуз и надо устраиваться на работу.

Русские родители мне вообще напоминают большие снегоуборочные машины: они готовы расчистить детям путь так, чтобы им вообще не пришлось сталкиваться с трудностями. И, что самое страшное, дети об этом знают. Более того, на это рассчитывают. Они не получают очень важного импульса: я способен сделать это сам. И растут с ощущением, что не справятся без посторонней помощи. Мы так старались подстелить соломки всюду, что получили целое поколение инфантильных людей, неспособных принимать решения.

В Штатах есть парень, который сделал на этом целое состояние! Тони Роббинс, очень известный мотивационный спикер. Люди платят бешеные деньги ($5000 за выходные), чтобы в итоге услышать «Поверь в себя!». Это единственный его посыл. Люди не хотят слушать родителей, которые бесплатно говорят им то же самое. Нет, они должны выложить за это сакральное знание кругленькую сумму. Это очень смешно. А если бы родители освоили мой trick-подход, это сэкономило бы кучу денег их детям. Как минимум $5000!

Вместо этого Тони Роббинс успешно проворачивает свой трюк, в том числе и у нас. Он приезжал в прошлом году и проводил семинар в «Олимпийском». Очень дорого.

Нет, если люди хотят потратить огромные деньги и получить банальный совет — пожалуйста. Это странно, но мало ли богатых людей с причудами. Главное, чтобы они были довольны. Но они могли бы узнать гораздо больше, просто прочитав мою книгу.

А вы вообще верите в коучинг?

Да. Но я считаю, что каждому нужен человек — всего один, — который будет верить в него и направлять. К сожалению, такого сложно найти. Учителя часто бывают равнодушны к проблемам учеников, а родители настроены скептически. Многие продолжают относиться к ребенку как к несмышленышу, не способному нести ответственность за свои решения, даже когда он вырос. Поэтому очень хорошо, когда есть ментор, коуч — человек, которого ты уважаешь (уважение, на мой взгляд, ключевое условие). Одобрение такого человека очень помогает. Думаешь: ого, он считает, что я молодец, значит, я действительно чего-то стою.

Мне кажется, хорошему учителю в этом смысле проще, чем матери подростка, у него авторитет выше. Неужели ваши дочери всегда прислушивались к вам?

Роль учителя действительно очень велика. Иногда одна вовремя сказанная фраза меняет человеку жизнь. У меня был такой случай, я рассказываю его в книге (разумеется, я изменила все имена). Одного мальчишку родители привозили в школу очень рано и требовали от него хороших оценок: «не будешь хорошо учиться, станешь бомжом». Он не высыпался, уставал и вечно был в стрессе. А одноклассники все время дразнили его за то, что он очень медлительный. Когда это произошло у меня на занятии по журналистике, я сказала: «Ему нужно больше времени, потому что он умный и проверяет всю информацию, о которой пишет». Сейчас он выпускник престижного университета, очень успешно занимается психоневрологическими исследованиями. Он мне сказал, что я была единственным взрослым, кто высоко оценил его способности, и та моя фраза не раз ему помогла.

Как насчет успеха? Иногда представления об успешности у родителей и детей расходятся кардинально: родители мечтают о потомственном хирурге, а ребенок — о карьере рэпера. Начинается давление, конфликты со всеми вытекающими. Когда надо настаивать на своем, а когда отпустить ситуацию и сохранить доверительные отношения друг с другом?

Родители могут только предлагать. Не навязывать. И заметьте, «предлагать» не означает «изо дня в день твердить одно и то же». Я рассказываю в книге об одной своей ученице, у которой родители как раз врачи. Она окончила университет, получила степень и не работала по профессии ни единого дня. И ведь проблема не только в том, что она потратила на это несколько лет своей жизни, она еще и занимала место кого-то, кто мог стать блестящим врачом. Родители настояли на своем — в итоге девочка несчастна. Родители почему-то забывают, что хотят счастья своим детям, а не просто добиться своего. Ребенку надо дать шанс попробовать себя в том, чего он хочет, о чем он мечтает. И покопаться в семейной истории, а вдруг у вас в роду были не только врачи, но и успешные музыканты. Я не говорю о том, что надо перестать предлагать альтернативы, но важно прекратить давить на ребенка. Одна из самых частых причин суицида среди молодых людей — невозможность соответствовать родительским ожиданиям. У нас в Пало-Альто тоже были такие случаи. Об этом надо помнить. Родителям очень трудно принять простую вещь: иногда дети просто не хотят идти по тому пути, который выбирают им старшие. Это их право.

В этом месте родители обычно говорят две вещи: «времена изменились, нет никакой стабильности» и «сначала получи профессию, которой ты сможешь заработать себе на кусок хлеба, а дальше делай что хочешь». Но ваша дочь Сьюзен начала свой карьерный путь, поверив в какой-то интернет, о котором никто ничего не знал.

О, давайте я вам просто расскажу эту историю. Моя дочь Сьюзен окончила магистратуру Гарварда по английской и французской истории. Она защитилась и совершенно не представляла, чем заниматься дальше. Я сказала: как насчет преподавания в колледже? Но этого она не хотела и нашла работу в одной компании, где занималась проверкой исторических фактов. Ей доверили проект, который она закончила за 2 недели вместо предусмотренных двух месяцев. Ей сказали, мы вас берем, и спросили, чем еще она хочет заниматься. Она не знала. Ей предложили учить других сотрудников работать так же быстро. А она уехала на год в Индию. Как журналист. Я никак не могла ее контролировать. Она просто сказала: «Я еду». И уехала. Никаких мобильных телефонов, ничего. Я была против, но я ничего не могла сделать — она выросла. И она поступила так, как считала нужным.

Почему она сдала гараж Ларри и Сергею (Ларри Пейджу и Сергею Брину, будущим основателям Google. — Forbes Life)? Она купила дом, а потом осознала, что не может себе его позволить. Тогда, на мой взгляд, ее жизнь была сплошь грозовой тучей, в которой сверкали молнии. Как можно купить дом, за который ты не можешь платить?! Ей пришлось искать кого-то, кто снимет у нее гараж. Но если бы она могла сама платить за дом, сейчас бы не было никакой компании Google. Словом, иногда надо просто позволить жизни идти своим чередом и верить в лучшее.

Когда Ларри и Сергей въехали, они ей жутко мешали. Предполагалось, что им нужен был гараж в течение дня, но на самом деле они торчали там постоянно, днем и ночью. И ужасно шумели, и перетаскали всю еду из холодильника. Представьте, она спускается на кухню утром, а холодильник пустой. Сьюзен пошла на огромный риск, когда присоединилась к команде этих ребят. Она ведь к тому времени полноценно работала на Intel! И уволилась, чтобы стать сотрудником номер 16 в никому не известной компании. Причем, главное, за что она отвечала в Google, — вопрос «Как мы будем зарабатывать деньги?». «Мы знаем, как искать информацию, но не знаем, как на этом зарабатывать. Давай-ка ты с этим разберешься». Для нее это, конечно, был регресс. Но иногда невозможно сделать рывок, не отступив. Родителям стоит всегда помнить об этом.

Моя дочь Джанет была в Южной Африке (все мои дочери делали что-то, что заставит любую мать схватиться за голову), а потом отправилась в путешествие по Транссибу и, конечно, потерялась в Красноярске. Русского она не знала, куда едет, толком не представляла, по-английски там мало кто говорил, денег у нее было в обрез.

Зачем она вообще туда поехала?

Она поехала в Красноярск, потому что там родилась моя мама. И ей захотелось посмотреть город. В общем, я полная противоположность матери-наседки, и это обратная сторона моего подхода.

Ну и как? Она была разочарована?

Ей ужасно понравилось и это приключение, и сам город. Она увидела Енисей, увидела Байкал, который бабушка бесконечно описывала в своих рассказах. Я приучала их к путешествиям с самого раннего возраста. А когда Энн, например, окончила колледж, мы купили Euro Pass (проездной билет, который позволяет путешествовать на поезде по всей Европе. — Forbes Life) и проехали по всей Европе.

«Если кто-то серьезно провинился, я прошу написать об этом эссе»

То есть к правилам 5С мы добавляем совместные путешествия. Что еще?

Умение обращаться с деньгами. Учите этому детей с малолетства. Просите их оплатить мелкие счета, поручайте узнать цены в магазине. Привлекайте детей к решению бытовых проблем. Побуждайте задавать вопросы! Зовите их, когда не работает кондиционер или потек кран. Пусть они помогают вам с этим разобраться. Им будет гораздо легче в жизни, если они будут знать алгоритм действий.

Еще планирование. Самый простой и эффективный способ. Сейчас у всех есть интернет — так поручите детям решить, чем ваша семья займется на выходных. Составить план, рассчитать время и бюджет, продумать, где перекусить, подготовить интересные факты о месте, в которое решено отправиться. Я давала детям очень много поручений по дому. Убрать со стола, помыть посуду. Я сейчас проделываю все это с внуками. У меня их девять, и вот-вот родится десятый. И, подчеркну, я поручаю им убирать со стола гораздо чаще, чем в свое время детям. Ведь если у тебя есть кто-то, кто может сделать это за тебя (мама, папа, домработница), теряешь чувство ответственности. Я даже заставляю их чистить за собой унитаз, честно, а почему нет? Это непросто, но им это по силам.

А вы наказываете детей, когда они не выполняют ваши поручения?

Мой метод наказания — не позволить им что-то приятное, что они хотят. А если кто-то серьезно провинился, я прошу написать об этом эссе. Этот прием я принесла домой из школы. Если кто-то из моих учеников виноват, мы разбираем ситуацию, обсуждаем — и они пишут эссе. Это сильный способ, потому что когда ты пишешь о чем-то, ты рефлексируешь. Ты спрашиваешь себя, мог ли я поступить по-другому. Эссе помогает осмыслить ситуацию и закрепить в памяти. Я искала разные способы. И этот самый эффективный. После разговора я оставляю детей в комнате наедине с собой — подумать и потом написать эссе. А если ребенок маленький, то прошу нарисовать картинку. На самом деле, когда мы наказываем ребенка, мы же хотим, чтобы он задумался о том, что обидел кого-то, или огорчил, или создал проблемы родителям. Так давайте же сразу перейдем именно к этой стадии, опустив непосредственно наказание. Да, есть неуправляемые дети, которых очень сложно контролировать. Но я думаю, это от того, что взрослые много раз демонстрировали им, что не собираются их слушать. И в этом случае нужно честно сказать: раньше я делала не так, и ты привык, что я не слушаю тебя, кричу и наказываю, но я обещаю попробовать по-другому.

На встрече во время ПМЭФ планировалась дискуссия с вами о женщинах в бизнесе. Как вы считаете, стало ли женщинам проще делать карьеру и насколько это зависит от страны?

Ситуация изменилась, пусть и незначительно. Женщин на руководящих позициях стало больше. Но все равно в процентном соотношении этого мало: больше половины населения планеты — женщины, а в советах директоров их численность слишком далека от 50%.

«Нельзя быть толерантным к харассменту, но нельзя позволять ему отвлекать вас от основной цели»

Общество меняется. У нас есть движение #MeToo, у вас тоже. Конечно, в чем-то оно зашло слишком далеко — люди свалили в одну кучу насилие, харассмент и собственные амбиции. Харви Ванштейн в общественном сознании оказался в одной категории с теми, кто совершал тяжелые преступления, убийства. И что в результате? Некоторые компании попросту перестали нанимать женщин, потому что им не нужны скандалы на сексуальной почве. Мне кажется новым общественным движениям свойственно слегка перегибать палку. Нам нужно несколько переосмыслить #MeToo. Женщины должны иметь право на защиту, они не должны становиться жертвами, но и компании должны спокойно работать, не думая, что каждая сотрудница — это потенциальный сексуальный скандал.

Своим дочерям я говорю так: нельзя быть толерантным к харассменту, но нельзя позволять ему отвлекать вас от основной цели. Домогательства надо пресекать, о случаях харассмента надо говорить, но нельзя на этом зацикливаться. На это уходит слишком много энергии, которую лучше потратить на достижение своих целей. Как говорит Сьюзен, нельзя забывать про YouDo, вещи, которые делаешь только ты. У меня три дочери, конечно, они сталкивались с харассментом, но они умели поставить мужчину на место и продолжать делать свое дело. Не надо снова и снова мусолить свои переживания: кто приставал, да когда, да зачем — надо уметь перешагнуть их и идти дальше. В наше время мы не могли даже сказать: прекратите домогательства, оставьте меня в покое. Ко мне постоянно приставали — такая была культура (мне кажется, и в России так было) — я научилась с этим справляться. Идешь — и мужчины свистят вслед, задирают или даже хватают за руки, потому что ты хорошо выглядишь. Я просто это игнорировала. И сейчас, я уверена, в большинстве случаев женщинам достаточно просто сказать: «прекратите, не делайте этого, мне неприятно», и затем игнорировать. Незачем делать из мухи слона, устраивать общественные разбирательства, это отнимает массу времени.

Это снова вопрос (само)уважения. Нужно уметь сказать твердое «нет» и поставить себя так, чтобы твое мнение было воспринято однозначно?

Да. Очень важно сказать свое «Нет» верным тоном. Нужно быть сильной личностью. В США есть законы, которые защищают женщин, есть площадки, где можно заявить о харассменте, присоединиться к группе, получить помощь психолога. Но лично мне кажется, это ужасно отвлекает от главного, мешает жить дальше и наслаждаться жизнью. Этих женщин можно сравнить с женщинами, пережившими рак груди, которые все ходят и ходят на встречи с такими же пациентами, бесконечно сидят на форумах и, простите, упиваются своим особым положением. Мне все время хочется спросить, на что вы тратите свою жизнь?! Делайте то, что вы умеете, то, что вы запланировали, что доставляет вам удовольствие. Мне кажется, это вопрос приоритетов. Конечно, зависит от того, сколько времени человек тратит на то, чтобы справиться со своей проблемой. Безусловно, нельзя позволять обществу закрывать глаза на харассмент, нельзя это игнорировать, но и упиваться ролью жертвы мы тоже не должны себе позволять.

Сейчас учителя тоже столкнулись с сильными ограничениями: ругать нельзя, оценивать нельзя, обнимать или касаться нельзя. Как вы работаете в новой системе координат?

Учителя сегодня загнаны в ловушку. От них ждут результатов, при этом они должны соблюдать дистанцию, в том числе эмоциональную. Ты не можешь быть другом для своих учеников. Это очень сложно. Мы все — учителя, преподаватели — расплачиваемся за неправомерные действия группы людей. Конечно, я против такой гиперреакции. Виновные должны быть наказаны, но педагоги не должны за это отвечать. Неприятно признавать, но виной этому во многом большой скандал в католической церкви. Люди не знают, кому теперь можно доверять. Надеюсь, время сгладит острые углы, и учителя смогут определять вместе с учениками наиболее комфортную дистанцию для совместной работы. Я, например, всегда рассказываю своим ученикам о себе и хотела бы и дальше иметь на это право.

Последнее, что я хотела бы обсудить, это ваши отношения с внуками. Это уже дети нового поколения, цифрового поколения, как вы их воспитываете? Стараетесь ли контролировать гаджеты?

Моим внукам от 0 до 19 лет. И появление первых было настоящим стрессом, мы не знали, что делать. Но оказалось, что и тут очень помогает принцип сотрудничества. Ситуация со смартфонами в первую очередь требует самоконтроля и понимания, когда время подходящее, чтобы использовать мобильный телефон, а когда нет. И на помощь пришли сами дети, они генерировали идеи, они разрабатывали правила. Фактически они сами разрешили эту ситуацию. И что я заметила, например, на прошлой неделе за ужином (обычно раз в неделю мы ужинаем все вместе): никто из внуков (а их было девять) не достал телефона, даже выйдя из-за стола, не то что за столом. А после ужина они все играли в настольную игру, опять без гаджетов. И это технически очень продвинутые дети.

Играть в компьютерные игры им разрешается, но не больше двух часов в день. Некоторые играют в «Майнкрафт», она у нас в семье популярна. Но чаще они даже не в игры играют, а снимают клипы или делают еще что-то интерактивное, где есть элемент обучения. Старшие делают фильмы, которые мы потом смотрим всей семьей. То есть они не замыкаются на гаджетах, не остаются надолго с ними наедине. Мы стараемся выбираться вместе в кино и другие места, то есть превращать то, что им нравится, в семейные мероприятия. Идея в том, чтобы обсудить то, что ты увидел. А где увидел — неважно, на большом экране или в смартфоне. Конечно, внуки сидят в соцсетях и выкладывают что-то, но не каждые пять минут. И они знают важную вещь: люди постят только те фото или видео, где хорошо выглядят. И не надо думать, что в жизни все так же здорово, как на фото.

Словом, мы не ограничиваем их строго, а информируем, объясняем и даем свободу выбора. И это тоже важный шаг к самостоятельности и уверенности в себе. Время покажет, насколько нам это удалось. Запрещать бессмысленно, это ничего не дает. Остается научить их, как новые технологии использовать правильно. Дети хотят, чтобы их уважали, чтобы с ними считались, чтобы им доверяли. Если смартфон может помочь в этом, используйте и его.

Книга Эстер Войджицки «Как воспитать успешного человека» вышла в июне в издательстве «Бомбора».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *