Как воспитывали детей в древней Руси

Как воспитывали детей в Древней Руси

Редакция ProDetki любит исторические факты. Нам стало интересно, как раньше относились к воспитанию детей на Руси.

Традиции на Руси

Древняя Русь / Фото взято из открытых источников

Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших. Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось религиозным традициям, обрядам. Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек.

Семья и дети

Семья на Руси / Фото взято из открытых источников

Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Он был главным воспитателем в семье. Из методов воспитания частенько применялась порка и, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком. Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности. Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода. От матери дети получали образование. Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению. Поэтому образованные невесты имели большую ценность.

Отношение к детям

Воспитание на Руси / Фото взято из открытых источников

На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери. Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе. В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей. С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю. А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу. После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло. Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.

Воспитатели в Древней Руси

Семейные традиции на Руси / Фото взято из открытых источников

Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек. В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство». Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати. Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка.

Ещё одна, наиболее распространённая форма, существовавшая на Руси — «кумовство», когда детям назначался духовный наставник.

Но такие формы были распространены только среди знати. Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда «дядьками». Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.

Основной посыл к воспитанию детей на Руси был призыв к патриотизму, защите ее от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших, быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.

Воспитание детей на Руси

Ирина Серова
Воспитание детей на Руси

«Старых чти, как отца, а молодых как братьев.

Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело.

Что имеет хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь»

(Из Поучения Владимира Мономаха)

В наше время существуют самые разные методики воспитания детей. Монтессори и Вальдорфские детские сады и школы, метод Зайцева, Щетинина, раннее развитие по Масару Ибука. Выбор за родителями. Однако когда-то методик и вовсе не было, дети росли без Спока и Ушинского. Как же воспитывали детей наши далекие предки?

«Дай вам Бог, Иван Иванович, богатеть, а вам, Марья Петровна, спереди горбатеть»

Также как и сейчас подготовка к родам на Руси начиналась задолго до появления на свет малыша. Конечно, будущие мамы не читали тонны ученой литературы, не посещали и курсов по правильному питанию во время беременности, у наших предков были свои знания, ритуалы, призванные помочь женщине в родах.

Так девушки еще во время беременности учились у повитух старинному наговору, который затем читали, поглаживая свои круглые животики.

«От тебя, мой свет, моя капелька, я сама всяку беду отведу. Будет куполом тебе любовь моя, колыбелькою — все терпение, да молитвою — утешение. Жду тебя, мой свет, как земля зари, как трава росы, как цветы дождя».

Звучание этих нежных слов не только благотворно влияло на ребенка, но и у матери создавало правильный настрой перед родами.

У православных староверов существовал обычай подпоясываться поясом супруга днем, а ночью укрываться его зипуном или плащом, дабы «мужская сила» охраняла мать и ребенка во время сна. Роды происходили в воде в специальной купели из березы, которую помещали в хорошо истопленную баню, чтобы Священный Огонь и Банник всегда могли прийти ей и ребенку на помощь. В бане роженице расплетали волосы, по углам бани ставили раскрытые сундуки, как символ легких родов. Когда малыш рождался, пуповину ему перевязывали льняной нитью, сплетенной с волосами отца и матери. Перерезалась пуповина только после того, как малыша показывали восходящему солнцу, а делалось это для того, чтобы у младенца была долгая и светлая жизнь.

Еще один интересный обычай существовал на Руси. Беременную женщину водили в яблоневый сад и угощали яблоком. Согласно приметам, если беременная отведает яблоко с молодой яблони, дерево весь свой век будет богато плодоносить. От груди ребенка в Древней Руси отлучали не постепенно, а в один день. В этот же день было принято гадать о будущем малыша.Перед ребенком на полу раскладывали разные предметы: хлеб, веретено, деньги, ножик и смотрели, к чему потянется кроха.

«Вся девичья краса — это гордость и коса»

Девочек и мальчиков воспитывали по-разному. Мальчика — как будущего война, защитника и кормильца, а девочек, как будущих матерей, хранительниц домашнего очага.

Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки — из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребенок будет защищен обереговой родительской силой.

Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу, это символизировало объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави.

Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства.

Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные Вселенские силы не только для себя, но и для будущего peбенка.

Древнерусские женщины, особенно из царских и княжеских семей знали «инемние» (иностранные) языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передавали им свои знания.

Так, «до излиха вкусившей мудрости книжной» назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (XII век, княгиня киевская, обучала «младых девиц» «писанию, також и ремеслам, пению, швейную и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети трудолюбие».

В старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен.

Даже при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.

«Добрый сын всему свету завидище»

Семьи на Руси были большими, жили целыми родами. Иерархия отношений соблюдалась очень строго.

Бесспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько,что считалось: если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения.

Детям предписывалось с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Так, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами как советчик, пока у него не появлялась борода.

Тем не менее, особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Юноши в 12 лет получали по два меча – это означало, что за 9 лет они должны в совершенстве овладеть боевыми приёмами владения мечами и стать воинами, защитниками своего рода.

«Учить — ум точить»,

Археологами найдено множество берестяных грамот,на которых учились писать наши предки: дети тренировались изображать отдельные буквы, потом запоминали всю азбуку, затем они писали слова.

Иногда родители чувствовали, что их ребенок очень талантлив и смышлен, и потому знаний, полученных в семье, ему явно недостаточно. Такого малыша отдавали в учение к человеку, владевшему книжной премудростью. Это своеобразное «высшее образование» от современного оно отличалось тем, что у наставника был только один ученик, а значит, все знания, весь свой опыт учитель стремился вложить в сознание одного человека.

«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»

Детские игрушки на Руси делали, как сейчас принято говорить из «высокоэкологичных материалов» — дерева, древесной коры, кожи, кости, глины, соломы. Мальчики играли с деревянными мечами, чему свидетельствуют раскопки. Длина целого деревянного меча из Старой Ладоги — около 60 см, ширина рукояти деревянных мечей — около 5-6 см, соответствующая ширине ладони ребенка в возрасте 6-10 лет.

Детские игрушки-луки делали из орешника, можжевельника, дуба. Несколько детских игрушечных луков «недомерков» было найдено при раскопках в Новгороде. При раскопках древнерусских городов встречаются и игрушки-лошадки, вырезанные из дерева.

Наиболее распространенными среди новгородских кукол — фигуры с плохо обработанным плоским деревянным туловом. На их лицах иногда изображали нос, глаза, рот. Ноги и руки у кукол отсутствуют. Из дерева же вырезали фигурки животных и птиц, в основном голубей и кур и крепили их на палки.

В слоях домонгольского времени во многих древнерусских городах были найдены деревянные шары. Часть из них предназначалась для игры в шар-мазло, во время которой шары загоняли в лунку чем-то наподобие клюшек.

Игра в шар-мазло была распространена и на Московской Руси в XVI в.

Пословицы, да поговорки

• Дети — благодать божья

• Детушек воспитать — не курочек пересчитать (перещипать).

• Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.

• Дочь — чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай.

• Засиженное яйцо всегда болтун (т. е. баловень).

• Материнская молитва со дна моря-вынимает (достает).

• Первый сын богу, второй царю, третий себе на пропитание

• Дай бог вспоить, вскормить, на коня посадить (а если дочь, за пряслицу посадить).

Что умели делать крестьянские дети в старину: Взрослые обязанности и недетский труд



Сегодня ребенок считается радостью родителей, если он хорошо учится и планирует поступать в престижный вуз. Но буквально 100-150 лет назад излишняя книжная премудрость в большинстве крестьянских семей считалась баловством, а большую часть своего времени дети проводили за работой. Даже от простого перечисления их обычных ежедневных обязанностей у любого современного подростка может случиться нервный срыв.
Главным отличием от современности, конечно, является даже не огромное количество работы, а отношение к ней. Родительский авторитет был непререкаем, поэтому даже обсуждать то, что наказал отец, никто из воспитанных детей XIX века не посмел бы. Все, что родители поручали, выполнялось обязательно. Конечно, немалую роль в этом послушании играли и старинные методы воспитания – вероятно, большинство из них подпадало бы под статьи современной ювенальной юстиции, но о правах ребенка тогда и не слышали, а вот обязанностей у маленьких помощников было хоть отбавляй.
Четкие возрастные критерии делили детей на три группы. Возраст измерялся семилетиями. Малышей от 0 до 7 называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами. Однако из-за малого возраста детей баловали редко. Народная мудрость гласила, что «Учить дитя нужно, пока оно поперек лавки лежит» — дальше поздно будет. Во вторую семилетку подросшие «отроки» или «отроковицы» надевали более взрослую одежду: мальчикам шили порты (штаны), а девочкам – длинную девичью рубаху. Третий период детства назывался «юность», и подростки уже становились полноценными помощниками родителям.

Мальчики с детства осваивали основы мастерства

Еще одним отличием от современных обязанностей по дому была четка половая дифференциация. Сегодня, конечно, мальчик тоже больше крутится вокруг отца, но помыть посуду или прибрать в комнате он сможет. А вот в старину такое смешение работ было бы немыслимым. Выполнять женскую работу даже маленького мальчика никогда бы не попросили. Зато уж мужские обязанности с него спрашивали по полной программе – ведь растили будущего хозяина и защитника.

Еще до семи лет мальчиков уже учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также делать нехитрые, но нужные дома поделки: игрушки младшим, да и себе самому тоже, плести корзины и короба, ну и, конечно, лапти. Эта удобная и легкая обувь быстро изнашивалась, поэтому все свободное время мужчины всех возрастов занимали руки таким плетением. Девочки же должны были постоянно прясть. Уже с 3-4 лет будущей хозяйке выдавались веретено и прялка, и она с ним не расставалась практически всю жизнь. Работы у маленькой рукодельницы было много – ведь до своей свадьбы она должна была успеть напрясть, наткать, сшить и вышить несколько комплектов одежды и белья. Именно с этими инструментами было связано множество поверий. Например, свою прялку нельзя было отдавать в чужие руки. С древнейших времен пуповину новорожденным девочкам перерезали на веретене – чтобы с самых первых минут связать их с этим ремеслом.


Дети в старину были гораздо более самостоятельными

Еще одним важным делом была работа на земле. Она тоже четко делилась. Огород всегда обрабатывали женщины, а пашню – мужчины. В этом сложном деле мальчики сначала были у отца на подхвате – вели коня под уздцы или ехали на нем, иногда сидели на бороне для утяжеления, но уже примерно с 12 лет мальчику выделялся небольшой кусок поля, который он пытался обработать самостоятельно. К юности такой помощник становился уже опытным работником.
Девочка же к 10 годам считалась вполне самостоятельной хозяйкой: она могла полностью прибрать дом, приготовить обед и присмотреть за младшими. Поэтому, уезжая, родители могли положиться на ребенка, которого сегодня даже в школу одного вряд ли отпустят, если она находится не в соседнем дворе. И, кстати, девочки, больше чем мальчики, уже с ранних лет были вынуждены «зарабатывать имидж» хорошей хозяйки – ведь от этого в дальнейшем зависели ее шансы на хорошее замужество. Прозвище «непряха» было по-настоящему обидным и могло в дальнейшем сослужить девушке плохую службу.
Еще обычными детскими занятиями был сбор грибов и ягод. Мальчики к тому же, глядя на отца и старших братьев, быстро учились навыкам рыболовства и охоты. Дети спокойно чувствовали себя в лесу и в поле – умели ориентироваться и обычно прекрасно знали окрестности. Правда, и большинство сказок начиналось с того, что дети одни остались в лесу, и не все бабушкины истории заканчивались хорошо.

Маленький пастух обычно справлялся не только со своими коровами, но и с соседскими

Очень часто лет с 10-12 детей отправляли подрабатывать. Для мальчика выбор был больше: он мог стать пастухом, вступить в промысловую артель или уйти получать какую-либо специальность «в люди». Девочки же обычно к этому возрасту были уже опытными няньками, натренировавшись на младших братиках и сестричках, поэтому их чаще всего нанимали смотреть за детьми. В любом случае, подросток, едва выйдя из младенчества, уже мог приносить домой деньги, внося таким образом вклад в семейный бюджет. Никакие документы, разумеется, не регулировали ни их условия труда, ни возраст, однако никто не жаловался – приносить пользу семье было почетно.
И в продолжение темы рассказ о том, как давали детям имена на Руси, и какие были запрещены для простолюдинов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *