Как запомнить словарные слова 4 класс

Как помочь ребенку выучить словарные слова картотека по русскому языку (4 класс) на тему

Приложение 11

Толковый словарь Ожегова

Словарные слова расположены в порядке их изучения по программе Т.Г.Рамзаевой

2 класс

ЛИСИЦА: хищное млекопитающее семейства псовых с длинным пушистым хвостом
Красная л.

ВДРУГ: неожиданно, внезапно
В. раздался крик.

МЕСЯЦ: единица исчисления времени по солнечному календарю, равная одной двенадцатой части года ”от 28 до 31 суток”: срок в 30 суток. ”в течение нескольких месяцев”
Календарный м. ”январь, февраль, март и т. д. .”. Отпуск на м. Месяц-ми ”по целым месяц-м” не пишет

МЕСЯЦ: диск луны или его часть
Полный м. Серп молодого месяца.

ЯГОДА: небольшой сочный плод кустарников, полукустарников, кустарничков и травянистых растений
Ягоды крыжовника, малины. Ягоды черники, клюквы.

РАБОТА: служба, занятие как источник заработка
Постоянная, временная р. Выйти на работу. Снять с работы. Поступить на работу.

РАБОТА: продукт труда, готовое изделие
Печатные работы. Выставка работ художника.

РАБОЧИЙ: В социалистическом обществе:
человек, занимающийся производительным трудом и принадлежащий к рабочему классу, владеющему средствами производства совместно со всем народом и являющемуся самой передовой и организованной силой общества
Союз рабочих и крестьян.

СОРОКА: птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях
С.-воровка ”по свойственной сорокам повадке прятать в своем гнезде блестящие предметы”. Трещит как с. ”говорит быстро и громко; разг. неодобр.”. С. на хвосте принесла ”погов. о неизвестно откуда полученных сведениях, непроверенных слухах; неодобр.”. Как с. на колу ”о том, кто сидит, находится на торчке, а также о неустроенном, неприкаянном чел овеке; разг.”.

ПОСУДА: хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов
Шкаф с посудой. Стеклянная п. Столовая п. ”для еды”. Чайная п. ”для чаепития”. Кухонная п. ”для приготовления пищи”.

ТОВАРИЩ: человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а так же человек, дружески расположенный к кому-нибудь
Товарищи с детства, по школе. Т. по оружию, боевой т. Этот ученик — хороший т. Товарищи по несчастью ”о тех, кто вместе испытывает какие-н. неприятности; разг.”.

ДЕВОЧКА: ребенок женского пола

КАПУСТА: огородное растение семейства крестоцветных, растущее обычно кочаном
Кочан капусты. Цветная к. ”с белой головкой, образованной плотно прилегающими друг к другу зачатками соцветий”. К. кольраби.

ХОРОШИЙ: вполне достойный, приличный
Хорошее общество. Х. тон.

ХОРОШИЙ: красив, миловиден
Она удивительно хороша.

ТЕТРАДЬ: сшитые листы чистой бумаги в обложке
Ученическая т. Общая т. ”толстая тетрадь в плотной обложке”.

ЗАВОД: промышленное предприятие с механизированными процессами производства
Металлургический з. Работать на заводе. Уйти с завода.

ЗАВОД: предприятие для разведения породистых и племенных животных
Конный ”конский” з. Рыбоводный з.

МАШИНА: механическое устройство, совершающее полезную работу с преобразованием энергии, материалов для информации
Электрическая м. Вычислительная м. Транспортные м. Вязальная, швейная м. М. времени ”в научной фантастике:устройство, способное переносить человека из одной эпохи в другую”.

КАРАНДАШ: предмет такой формы для рисования, раскрашивания, для косметических целей
Пастельные карандаши. Гримировальный к. К. для век, для бровей.

КАРАНДАШ: письменная принадлежность — деревянная палочка со стержнем из смеси глинистой массы с графитом
Цветные карандаши ”с добавлением красителя09. Чертежный к. Автоматический к. ”с выдвигающимся стержнем”. На к. взять ”взять на заметку что-н. : разг.”. Чертеж в карандаше ”сделанный карандашом”.

ПЕТУХ: самец домашних кур и некоторых куриных
Ходить петухом ”с гордым и важным видом; разг. ирон.”. Петухом налететь на кого-н. ”бойко и задиристо; разг.”. Индейский п. ”индюк”. П. куропатки.

УЧЕНИК: учащийся средней школы, профессионально-технического училища
У. пятого класса. Первый у. ”лучший”.

ОДЕЖДА: совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело
Верхняя, нижняя о. Мужская, женская, детская о.

ДЕЖУРНЫЙ: -ого,
тот, кто дежурит N1/3
Выставить дежурных у входа. Д. по школе. Д. по станции ”дежурящий заместитель начальника станции”.

БЫСТРО…: Первая часть сложных слов
со знач.
с быстрым, с быстрыми
быстроглазый, быстрокрылый, быстроногий, быстроходный.

РЕБЯТА: молодые люди, парни ”употр. также в обращении”
Девушки и р. Р., вперед!

РЕБЯТА:

ВЕСЕЛЬЕ: беззаботно-радостное настроение, оживленное, радостное времяпровождение
Предаваться веселью.

СКОРЫЙ: близкий по времени, такой, который наступит через короткий промежуток времени
В. скором времени ”в недалеком будущем”. Скоро ”в знач. сказ.” праздник. До скорого свидания! ”приветствие при прощании”. Скоро ”нареч.” приеду.

ПАЛЬТО: верхняя одежда, обычно ниже колен
Мужское, женское п. Зимнее, летнее п.

ЗАЯЦ: зверек отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами
Труслив как з. З.-беляк. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь ”посл.”.

МЕДВЕДЬ: крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами
Белый м. Бурый м. Делить шкуру неубитого медведя ”погов. о тех, кто делит между собой доходы, выгоды, к-рых еще нет и возможно вообще не будет; разг. ирон.”. М. на ухо наступит кому-н. ”о ток, кто полностью лишен музыкального слуха; разг. шутл.”.

УЧИТЕЛЬ: лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель
Школьный у. У. математики. Заслуженный у. РСФСР ”почетное звание”. День учителя ”профессиональный праздник советских учителей”.

САПОГИ: высокая обувь, охватывающая голени
Кожаные с. Валяные с. ”валенки”. Резиновые с.

МОРОЗ: очень холодная погода
Ударили морозы. Стоят морозы. М. крепчает.

ДЕРЕВНЯ: крестьянское селение
На околице деревни.

КОНЬКИ: узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду
Беговые к. Фигурные к.

ВЕТЕР: движение, поток воздуха в горизонтальном направлении
Скорость ветра. Сильный, легкий в. Попутный в. Стоять на ветр- ”там, где дует ветер”. П¦ ветру или по в-тру развеять что-н. Каким ветром занесло
”перен. : == какими судьбами”. Держать нос по ветру ”перен. : приспосабливаться к обстоятельствам; разг. неодобр.”. Ищи ветра в поле ”о бесполезных поисках исчезнувшего”. Откуда ”куда” в. дует ”так-же перен. : беспринципно применяясь к обстоятельствам, к чужим мнениям, взглядам; разг”. В. перемен ”перен. : о свежих, новых веяниях в общественной жизни; книжн.”.

СУББОТА: шестой день недели, перед воскресеньем
Красная с. ”день коммунистического субботника”.

КЛАСС: школьная комната для занятий
Просторные классы. Уборка класса.

БЕРЕЗА: лиственное дерево с белой ”реже темной” корой и с сердцевидными листьями
Белая б. Черная б. Карликовая б. устар. шутл.”. Семейство березовых ”сущ.”.

ВОРОНА: всеядная птица семейства вороновых, серая с черным или черная
Белая в. ”о том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих”. Ворон считать ”ловить” ”перен. : ротозейничать; разг.”. В. в павлиньих перьях ”о том, кто хочет казаться важнее и значительнее, чем он есть на самом деле”.

ПЕНАЛ: длинная коробочка для ручек, карандашей, перьев
Школьный п.

ГОРОД: крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр
Портовый г. З- городом жить ”в пригородной местности”. З- город поехать ”в пригородную местность”. За г¦родом ”вне города”.

КОРОВА: домашнее молочное животное, самка домашнего быка
Породистая к. Стадо коров. У коровы молоко на языке ”посл. : хороший удой зависит от хорошего корма”. Чья бы к. мычала, а чья бы молчала ”посл. о том, кому лучше бы помолчать о других, т. к. сам небезгрешен”. Как к. языком слизнула кого-что-н. ”о том, кто ”что” куда-то делся ”делось”, неизвестно где и находится;прост. шутл.”. Этакая к. ”перен. : о толстой, неуклюжейженщине;прост. пренеодобр.”.

ЛОПАТА: ручное орудие для копания, сгребания с рукояткой и широким плоским отточенным концом
Железная л. Деревянная л. Борода лопатной ”широкая”. Гребет деньги лопатой кто-н. ”перен. : о том, кто очень богат; разг.”.

3 класс

ЗЕМЛЯНИКА: многолетнее травянистое растение семейства розоцветных, дающее сладкие ягоды красного цвета
Лесная з. Садовая з

ЧЕРНЫЙ: цвета сажи, угля
Ч. креп ”траурный”. Черные фигуры ”в шахматах”. Черные глаза. Черное ”сущ.” за белое выдавать ”лгать, искажать истину”.

КОЛЛЕКТИВ: группа лиц объединенных общей работой, учебой, общими интересами
Трудовой к. Научный, студенческий к. К. завода.

МЕСЯЦ: единица исчисления времени по солнечному календарю, равная одной двенадцатой части года ”от 28 до 31 суток”: срок в 30 суток. ”в течение нескольких месяцев”
Календарный м. ”январь, февраль, март и т. д. .”. Отпуск на м. Месяц-ми ”по целым месяц-м” не пишет

МАЛИНА: полукустарниковое растение семейства розоцветных со сладкими, обычно красными, ягодами
Лесная, садовая м.

ХОРОШИЙ: вполне достойный, приличный
Хорошее общество. Х. тон.

ХОРОШИЙ: красив, миловиден
Она удивительно хороша.

УРОЖАЙ: количество уродившихся злаков или других растений, плодов, грибов
Собрать весь у. Богатый у. У. бахчевых.

УРОЖАЙ: высокий, хороший сбор таких растений
В этом году у. на орехи, грибы, ягоды. У. на рекордсменов ”перен. : очень много; шутл.”.

ЖЕЛТЫЙ: цвет яичного желтка
Желтые листья ”осенние”. Желтая лихорадка ”острое вирусное заболевание тропических стран”. Люди с желтой кожей ”о монголоидах”.

КРЕСТЬЯНИН: сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой

ПОМИДОР: огородное растение семейства пасленовых, а также
его округлый сочный плод красного или, реже, желтого цвета, томат

ДОРОГА: полоса земли предназначенная для передвижения, путь сообщения
Асфальтированная, шоссейная, грунтовая д. Большая д. ”грунтовая дорога между крупными или отдаленными друг от друга населенными пунктами; устар.”. Обочина дороги. При дороге ”около дороги”.

ПОГОДА: состояние атмосферы в данном месте, в данное время
Хорошая, плохая п. Солнечная, дождливая п. Прогноз погоды. Карта погоды. С идеть у моря, ждать погоды ”о длительном ожидании чего-н. неопределенного; разг. неодобр.”. Изменения политической погоды ”перен.”.

ОБЕД: прием пищи, обычно в середине дня
Пригласить на о. Прийти к обеду. Занятый о.

СЕВЕР: одна из четырех стран света и направление, противоположные югу; сторона, в которую направлена намагниченная стрелка компаса

СЕВЕР: местность, лежащая в этом направлении
На севере России.

ВОСТОК: одна из четырех стран света и направление, противоположные западу; часть горизонта, где восходит солнце

ВОСТОК: местность, лежащая в этом направлении
Путешествие на В. Ближний В. Советский Дальний В. ”крайняя восточная часть СССР”.

УЛИЦА: Colloq
пространство, место вне жилых помещений, под открытом небом
На улице жара.

УЛИЦА: В населенных пунктах:
два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда
Узкая, широкая у. Главные улицы города. Оказаться на улице ”также перен. : без жилья”. Выбросить или выкинуть на улицу кого-н. ”также перен. : 1” выселив, лишить жилья; 2” лишить средств существования”. Человек с улицы ”перен. : о ком-н., кого никто не знает, о случайном человеке”. Будет и на нашей улице праздник ”посл. : и для нас наступит радость, торжество”.

ЗАВТРАК: утренняя еда
Ранний з. З. всей семьей.

ЗАВТРАК: пища, приготовленная для утренней еды
Сытый з. Горячие завтраки в школе. Взять с собой з.

КАРТОФЕЛЬ: клубнеплод семейства пасленовых с клубнями, богатыми крахмалом

ОСИНА: лиственное дерево, родственное тополю

ПОТОМ: спустя некоторое время, после; вслед за кем-чем-нибудь
Я п. приеду. Поработаем, п. отдохнем. Сначало ты, п. я.

МОРКОВЬ: огородное растение, корнеплод с оранжевым сладковатым утолщенным корнем

ПРАЗДНИК: день радости и торжества по поводу чего-нибудь 5 День игр, развлечений
Семейный п. На душе п. ”перен. : радостно”. Спортивный п. П. песни.

ПРАЗДНИК: выходной, нерабочий день

ПРАЗДНИК: день, особо отмечаемый обычаем или церковью
П. нового года. Всесоюзный, профессиональный п.

ЧУВСТВО: состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее
Лишиться чувств ”упасть в обморок, впасть в бессознательное состояние”. Привести, прийти в ч. Без чувств кто-н. ”без сознания”.

ЧУВСТВО: эмоция, переживание
Ч. радости. Ч. огорчения.

ЛЕСТНИЦА: сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска
Мраморная л. Пожарная л. Выдвижная л. Веревочная л. ”из толстых веревок, закрепляемая вверху”.

МЕТРО: == метрополитен
Ехать на м. Станция м.

КОМНАТА: отдельное помещение для жилья в квартире, в гостинице, в общежитии, а также
отдельное служебное помещение
Изолированная к. К. бухгалтерии.

СПАСИБО: частица.
Выражает благодарность.
С. за угощение. С. за внимание ”формула вежливого заключения доклада, выступления”.

МАГАЗИН: учреждение, производящее розничную торговлю
Продуктовый, промтоварный, универсальный м.

ЯБЛОКО: плод яблони
Антоновские, анисовые, коричные яблоки. Летние сорта яблок. Сушеные, моченые, печеные яблоки. Компот из яблок. Я. от яблони недалеко падает ”посл. о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца, матери”.

ВОКРУГ: в окружности, по окрестностям, кругом кого-чего-нибудь
Оглядеться в. В. ни души. В. друзья.

ВОКРУГ: около, кругом кого-чего-нибудь
Ходить в. дома. Сад в. Дачи

КРОВАТЬ: предмет мебели для спанья — длинная рама с ножками и двумя боковыми спинками на которую кладут матрас и постельные принадлежности
Деревянная к. Двуспальная к. Раскладная к.

ТАРЕЛКА: столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном
Глубокая т. ”для супа”. Мелкая т. Десертная т.

РАСТЕНИЕ: организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание ”в отличие от животных” из почвы и воздуха
Мир растений. Высшие растения ”с корнем, стеблем и листьями”. Низшие растения ”не расчлененные на корень, стебель и листья”. Сельскохозяйственные растения.

УЖИН: вечерняя еда
Поздний у. Что у нас на у.

УЖИН: пища, приготовленная для вечерней еды
Легкий у. У. на столе.

БИБЛИОТЕКА: учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу
Публичная б. Научная, детская б. Передвижная б.

ТОПОР: насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и обухом
Плотницкий т. Рубить, тесать топором.

ПШЕНИЦА: хлебный злак
Яровая п. Семенная п.

ПШЕНИЦА: хлебный злак, а также
зерна его, из которых приготовляют белую муку
Яровая п. Семенная п.

ТРАМВАЙ: городская наземная электрическая железная дорога, а также
ее вагон или поезд
Сесть в т. ”на т.”. Ехать на трамвае ”в трамвае”.

4 класс

ВПЕРЕДИ: на расстоянии и с передней стороны от кого-чего-нибудь, перед кем-чем-нибудь
Идти в. всех.

ОДИННАДЦАТЬ: число и количество 11.

ДОРОГА: путешествие; пребывание в пути
Устал с дороги. Взять еды на дорогу. В дороге было много интересного. Всю дорогу проспал ”во время всего пути”.

ДОРОГА: полоса земли предназначенная для передвижения, путь сообщения
Асфальтированная, шоссейная, грунтовая д. Большая д. ”грунтовая дорога между крупными или отдаленными друг от друга населенными пунктами; устар.”. Обочина дороги. При дороге ”около дороги”.

БИБЛИОТЕКА: учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу
Публичная б. Научная, детская б. Передвижная б.

БИБЛИОТЕКА: собрание книг, произведений печати
Б. ученого. Домашняя б

АЛЛЕЯ: дорога ”в саду, парке” с рядами деревьев, посаженных по обеим ее сторонам
Липовая а.

ПРЕКРАСНЫЙ: очень хороший
П. характер. Прекрасное образование.

ЗДЕСЬ: в этом месте
Живу з. давно.

КОЛЛЕКТИВ: группа лиц объединенных общей работой, учебой, общими интересами
Трудовой к. Научный, студенческий к. К. завода.

ПАССАЖИР: тот, кто совершает поездку в транспортном средстве
Пассажиры поезда, теплохода, автобуса, трамвая.

ХОЗЯЙСТВО: производство, экономика N2
Народное х. страны. Мировое х. Сельское х.

ХОЗЯЙСТВО: работы по дому, по устройству быта, домашней жизни семьи
Вести х. Домашнее х. Хлопотать по хозяйству.

НАЗАД: в обратном направлении
Оглянуться н. ”также перен. : вспомнить то, что было”.

НАЗАД: на прежнее место, обратно
Положить взятую вещь н. Отдать н. что-н.

АВТОМОБИЛЬ: транспортное средство на колесном ”реже полугусеничном или другом” ходу с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям
Грузовой а. Легковой а. Гоночный а. Ездить на автомобиле ”в автомобиле”.

ВЧЕРА: в день перед сегодняшним
Виделись в.

ПОТОМ: спустя некоторое время, после; вслед за кем-чем-нибудь
Я п. приеду. Поработаем, п. отдохнем. Сначало ты, п. я.

КОМБАЙН: сложная машина, агрегат, выполняющий работу нескольких более простых машин
Деревообделочный к. Горный к. ”в шахтах, на карьерах”. Кухонный к. ”набор механизмов для кухни”.

КОМБАЙН: такая сельскохозяйственная машина, предназначенная для уборки зерна, картофеля, свеклы, хлопка и других культур
Зерноуборочный к. Льноуборочный к.

ШОССЕ: дорога, замощенная щебнем
Асфальтовое ш.

ШОССЕ: дорога, замощенная щебнем, а также
всякая дорога с твердым покрытием
Асфальтовое ш.

САМОЛЕТ: лететельный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу, аэроплан
Военный с. Гражданский с. Сверхзвуковой с. Реактивный с. Спортивный с. Лететь в самолете ”на самолете, самолетом”.

ЖИЛИЩЕ: помещение, в котором живут, можно жить
Благоустройство жилищ. Право на ж.

АГРОНОМ: специалист по агрономии

ВЕЗДЕ: во всех местах, повсюду
В. побывал. В. и всюду ”в очень многих местах”.

ГОРЕТЬ: быть в жару, в лихорадочном, воспаленном состоянии
Больной весь горит. Рана горит.

ГОРЕТЬ: поддаваться действию огня; уничтожаться огнем
Дерево легко горит. В печи горят дрова. Горит лес ”о лесном пожаре”. Гори ”все” огнем ”синим огнем”! ”пропади все пропадом; прост.”.

ГОРИЗОНТ: все видимое вокруг наблюдателя пространство
С горы открывается широкий г.

ГОРИЗОНТ: видимая граница ”линия кажущегося соприкосновения” неба и земной или водной поверхности
Корабль скрылся за горизонтом. Солнце на горизонте. Появиться на чьем-н. горизонте ”перен. : в сфере чьей-н. деятельности, знакомств”.

ОКОЛО: поблизости, вблизи
Сядь о. О. никого не видно.

КАЛЕНДАРЬ: таблица или книжка с перечнем всех дней в году ”с различными справочными сведениями”
Отрывной к. Настольный к.

БЕРЕГ: край земли около воды
Б. моря. Выйти из берегов ”о реке: разлиться”.

ИЗДАЛЕКА: с далекого расстояния, из отдаленного места
Город виден и. Начать разговор и. ”перен. : не приступая сразу к сути дела”.

ШЕСТНАДЦАТЬ: число и количество 16

АДРЕС: надпись на письме, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя
Точный а.

АДРЕС: местонахождение, местожительство
Переменить а. Служебный а. Дать свой а. Попросить чей-н. а.

ВОКЗАЛ: большая станция N1 на путях сообщения
Железнодорожный в. Речной в. Морской в.

ИНЖЕНЕР: специалист с высшим техническим образованием
И. путей сообщения. Военный и. Горный и.

ДИРЕКТОР: руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения

КИЛОГРАММ: основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 г

ВОСЕМЬ: число, цифра и количество 8

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО: освещение, получаемое на основе этой энергии
Горит э. Провести э. Зажечь, погасить э.

ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ: электрическая станция — предприятие, вырабатывающее электрическую энергию

МЕДЛЕННЫЙ: происходящий длительно, неспешный
М. рост. Медленная речь.

МЕДЛЕННЫЙ: совершающийся с небольшой скоростью, осуществляющийся неторопливо
М. ход баржи. Медленно ”нареч.”тянется время.

КИЛОМЕТР: мера длины, равная 1000 метров
Пять километров.

ЭЛЕКТРОВОЗ: локомотив, работающий от электрической сети

РАССТОЯНИЕ: пространство, разделяющее два пункта промежуток между чем-нибудь
Кратчайшее р. Держать кого-н. на почтительном расстоянии от себя ”ирон. ; также перен. : не допускать близости, сближения”. На расстоянии столетий от чего-н. ”перен. : будучи отделено столетиями”.

МЕТАЛЛ: химически простое вещество, обладающее особым блеском, ковкость, хорошей теплопроводностью и электропроводностью

ДВЕНАДЦАТЬ: число и количество 12

ШОФЕР: водитель автомобиля
Ш. такси.

НАПРАВО: в правую сторону, на правой стороне
Повернуть н. Н. от дома. Раздавать что-н. н и налево ”нерасчетливо, без разбора”.

ЭКСКУРСИЯ: коллективная поездка ”прежде также индивидуальная” куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью
Э. в музей. Поехать на экскурсию в заповедник.

КОРАБЛЬ: пилотируемый летательный аппарат
Космический к. Воздушный к. ”о большом самолете”>

КОРАБЛЬ: морское судно сейчас Maxime
морское судно
Военный к. Десантный к. Сторожевой к. Экскортный к. Патрульный к. Плыть на корабле. Сойти с корабля. Большому кораблю большое плавание”посл.”. Степной к. ”перен. : о комбайне”. К. пустыни”перен. : о верблюде”.

ЖЕЛАТЬ: испытывать желание, хотеть

ГАЗЕТА: периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни

ЧЕРНЫЙ: цвета сажи, угля
Ч. креп ”траурный”. Черные фигуры ”в шахматах”. Черные глаза. Черное ”сущ.” за белое выдавать ”лгать, искажать истину”.

ПУТЕШЕСТВИЕ: поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам ”обычно для ознаком ления или отдыха”
Кругосветное п. П. по родной стране. Жанр путешествий ”повествовательная литература о путешествиях,странствованиях

КОСМОНАВТ: специалист, совершающий полет в космическом пространстве
Летчик-к. Ссср. К.-исследователь.

СЛЕВА: с левой стороны
Проходите с. С. от дороги.

СПРАВО: с правой стороны

СВЕРКАТЬ: ярко блестеть, сияя переливчатым светом
Сверкает молния. Глаза сверкают гневом. С. умом, талантом ”перен.”.

ОБОРОНА: система оборонительных сооружений
Держать оборону Прорвать оборону врага. Вклиниться в оборону противника.

ОБОРОНА: совокупность средств, необходимых для отпора врагу
Крепить оборону страны.

ХЛЕБОРОБ: крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец

Значения словарных слов можно использовать для диктанта наоборот.

Вариант диктанта наоборот.

  1. Название места, где кто-либо живёт или находится (Адрес)
  2. Руководитель предприятия. (Директор)
  3. Утренняя еда. (Завтрак)
  4. Огородное растение с корнеплодом оранжевого цвета. (Морковь)
  5. Ребёнок или подросток женского пола. (Девочка)
  6. Городская электрическая железная дорога. (Метро)
  7. Первый день недели. (Понедельник)
  8. Крупное домашнее животное, которое даёт молоко. (Корова)
  9. Столица нашего государства. (Москва)
  10. Инструмент для колки дров. (Топор)
  11. Поездка, круиз. (Путешествие )
  12. Крупное промышленное предприятие. (Завод)
  13. Линия кажущегося соприкосновения неба с землёй. (Горизонт)
  14. Приём пищи в середине дня. (Обед)
  15. Дорога, с обеих сторон обсаженная деревьями. (Аллея)
  16. Неожиданно, внезапно. (Вдруг)
  17. Столица нашей Родины. (Москва)

Толковый словарь Ожегова

44 способа запомнить словарное слово

Картина Фёдора Павловича Решетникова «Школьницы»

В школе детей учат проверять слова, ища к ним однокоренные, но в программе есть и те слова, написание которых надо зазубрить. Наш блогер, учительница начальных классов Ольга Катаева, делится советами, как выучить словарные слова и больше не делать в них ошибки.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

От выражения «словарные слова» некоторых, скорее всего, передёргивает. Вспоминается школьное детство и зубрёжка этих самых словарных слов. В русском языке в начальной школе эта орфограмма называется «Слова с непроверяемыми безударными гласными». Хотя в словарь выносятся и другие слова, например с удвоенными согласными, непроизносимыми согласными, слова иноязычного происхождения и т. д. Другого способа, кроме заучивания, кажется, и не существует.

Помню, как на уроке во втором классе нам учительница сказала: «Слово „морковь“ пишется через „о“, но это слово из третьего класса, поэтому можете пока не запоминать». Естественно, именно это слово и запомнилось даже без заучивания.

На уроках русского языка всегда отводят время для работы со словарными словами. Каждый учитель организует её по-разному. В методичках развивающего обучения рекомендуют брать по пять слов на неделю и каждый день их прописывать, выполняя при этом разные задания:

1-й день — написание, деление на слоги, выделение орфограммы, постановка ударения, прописывание;

2-й день — звуко-буквенный анализ слов с цветными звуковыми схемами;

3-й день — деление для переноса и прописывание;

4-й день — составление словосочетаний или разбор по составу (с некоторыми словами это сложно, поэтому обязательно использование словообразовательного словаря);

5-й день — составление небольшого связного рассказа (в ТРИЗе этот приём называется «бином фантазии») или диктант.

Часто учителя задают учить словарные слова на дом. Случай из жизни: ребёнок в диктанте допустил восемь ошибок, задали повторить, чтобы переписать; дома учили-учили, повторяли-повторяли, переписал — 11 ошибок! Наверное, просто заучивать словарные слова не всегда эффективно, поэтому предлагаю способы, которые помогут организовать работу со словами из словаря дома.

1. Орфографическое чтение, то есть чтение «как написано» и вслух.

2. Выделение слабой позиции при чтении и в записи слова карандашом красного или любого другого цвета.

3. Постановка ударения при чтении, акцент значком на письме.

4. Подчёркивание в прописанных словах гласных букв красным цветом.

5. Подчёркивание в прописанных словах согласных букв: звонких, глухих, мягких — зелёным цветом, твёрдых — синим цветом.

6. Деление слов на слоги при написании и при чтении.

7. Деление для переноса. Если в слове несколько слогов, то разные способы переноса.

8. Рисование звуковой схемы. Традиционно используют красный — для обозначения гласных букв, синий — для твёрдых согласных, зелёный — для мягких согласных.

9. Подбор рифмы устно и письменно. Можно поискать в словаре — это полезно, так как приходится несколько раз перечитывать столбики, что способствует непроизвольному запоминанию.

10. Фонетический разбор слова, точнее звуко-буквенный.

11. Подбор из словаря по цветной схеме. Схема дана, остаётся найти слово или несколько слов, если они все подходят.

12. Составление дерева родственных слов, ещё лучше — рисование этого дерева. Можно пользоваться словообразовательным словарём.

13. Образование родственных слов других частей речи к словарному. Или образование несуществующих слов с заданной приставкой или суффиксом — даже весело будет.

14. Разбор по составу.

15. Подбор слов с такой же приставкой, суффиксом, окончанием.

16. Подбор слов из словаря по морфемной схеме.

17. Подбор синонимов, антонимов.

18. Подбор картинок и надписи на них.

19. Составление словосочетаний.

20. Сочинение загадок.

21. Работа с этимологией слова.

22. Работа с толковым словарём.

23. Подбор фразеологических оборотов, если возможно.

24. Подбор пословиц, поговорок с этим словом.

25. Составление кроссвордов.

26. Составление предложений.

27. Интонационное чтение предложения или чтение с заданной эмоцией.

28. Поиск мнемонических приёмов. Например: «Костя ходит в костюме, а Паша в пальто».

29. Мини-сочинения — приём «бином фантазии».

30. Выделение других орфограмм.

31. Подбор слов с такими же орфограммами.

32–40. Диктанты:

  • зрительный,
  • картинный,
  • фонетический (дети рисуют только цветную схему),
  • слуховой,
  • ребусный (показ ребусов),
  • из загадок,
  • письменная викторина,
  • выборочный (на заданную букву, например, или только рифмующиеся слова),
  • графический (в результате такого диктанта получается график. Например, две строчки: в одной написание «о», в другой — «а» и десять столбцов, ставим точки в нужной клеточке (1а, 2о, 3о, 4а и так далее), а потом соединяем).

41. Составление ребусов, своих словарей.

42. Запись слов с буквами звонких согласных, заменив буквами глухих согласных.

43. Игра «От козы до ноги» (коза-роза-рога-нога) и другие игры в слова.

44. Граффити, инфографика (запись слова картинкой).

Как быстро выучить перед экзаменом словарные слова

Проблема запоминания слов

В русском языке очень много слов, которые не поддаются проверочным правилам. Как же можно побыстрее выучить словарные слова по русскому из словаря?

Написание таких слов нужно запомнить. Это непростая задача, ведь таких слов около тысячи. Поэтому тупо запомнить их, как таблицу умножения не получится.

На этой странице расположен словарь и приведены почти все словарные слова, которые многим сложно правильно написать «навскидку». Так, что не грустите, если не можете правильно писать сложные слова без ошибок. Вы не бестолковы :). Таких людей очень много, настолько много, что и был составлен этот немаленький словарь.

Способы заучивания

Есть много способов, как облегчить процесс запоминания нестандартных слов и делать его удовольствием.
Сначала расскажу о не самом простом, но самом эффективном способе. В основном это касается правильного написания букв.

Метод графической ассоциации

Этот способ больше подходит людям, у которых более развита зрительная, образная память. Помните- «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Вы должны представить сложное слово реально, в виде какого-то образа. Еще лучше, если его нарисовать самому.

Например, надо запомнить, как правильно писать- гАзета или гОзета. Представляем себе сложенную газету и рисуем мысленно в ней букву А. Теперь, при воспоминании, вы сможете вспомнить этот образ и сумеете правильно написать слово.

Таким образом можно поступать с разными словами. Как в этом примере:

вОкал , гАллактика, лагЕрь, пугОвица

Запись слов в словарь

Записывайте слова в словарик. Блокнотик или сделанный из половинки тетради. Он будет тонкий и удобный. Думаете для того, что бы их учить?

Нет!!! Для того, что бы их больше не вспоминать! Как так, — спросите вы. А вот так:

Все сложные для вас слова вы заносите в этот блокнот. Внимание! Все сложные для ВАС. Если вы уже хорошо знаете слово, не записывайте его только для полноты коллекции, для»галочки».

И по мере изучения слов вычеркивайте те, написание которых мгновенно вспоминаете. Как это делать? Например мама читает словарь вслух, а ребенок отвечает правильный вариант написания слова. При ответе в течении 1-2 секунд слово вычеркивается.

Но что важно, проверять надо по прошествии большого времени после изучения этих слов. Несколько дней, как минимум. Тогда, при верном ответе будет ясно, что правильный вариант хранится в долговременной памяти. Кстати, это хороший способ подойдет и для взрослых при изучении

Так по мере изучения в блокнотике остается все меньше и меньше слов, что несомненно будет радовать ребенка. В итоге можно сделать праздник «Всех зачеркнутых слов»!

Составляем рассказ

Попробуем быстро выучить словарные слова по русскому:

  • Аромат
  • Блокнот
  • Витрина

Придумываем на ходу несколько предложений, желательно со совами-подсказками по верному написанию букв.

ВИтя залез на вИтрину и увидел кожаный блОкнот, лежащий на бетонном блОке. Взяв его в руки, он сразу почувствовал свежий Аромат кожи от обложки, как от Абрикоса.

Не совсем логично и правильно с точки зрения здравого смысла? Кожа не пахнет абрикосом, а на витрине не бывает бетонных блоков?

Ничего страшного, главное получить зацепки для памяти по сложным словам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *