Какие народы проживают в Свердловской области?

Свердловскую область можно назвать многонациональным краем: здесь проживают больше 160 народов, среди них — русские и татары, башкиры и марийцы, азербайджанцы и немцы, белорусы и армяне, чуваши и киргизы, мордва, удмурты, евреи и множество других. Для развития национальной политики на Среднем Урале созданы Консультативный совет по делам национальностей при губернаторе, Ассоциация национально-культурных объединений Свердловской области.

Национальные коллаборации

По данным Росстата, в Свердловской области проживают более 4 млн человек. При этом, согласно последней переписи населения Свердловской области за 2010 год, самые многочисленные народы в регионе — русские (3,7 млн человек), татары (143,8 тыс. человек) и украинцы (35,6 тыс. человек). Самые малочисленные народы региона — даргинцы (254 человека) и манси (251 человек).

Власти Свердловской области и независимые организации уделяют особое внимание поддержке всех народов, проживающих на территории региона. Например, для 2 тыс. корейцев в области в 2004 году в Екатеринбурге учредили городскую общественную организацию «Национально-культурная автономия российских корейцев». Сегодня объединение принимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых администрацией губернатора Свердловской области для достижения межнационального мира и согласия на Среднем Урале. Для популяризации языка, культуры, традиций и обычаев корейского народа существуют специальные курсы по изучению языка, работают музыкальные и танцевальные кружки. Для приобщения к традициям и укрепления связи в Екатеринбурге проводят конференции и круглые столы.

В сентябре 2013 года в Екатеринбург из Республики Корея приехал учиться в магистратуре Уральского федерального университета выпускник Пусанского университета Лим Сан Джэ. Когда он решил ознакомиться с достопримечательностями и историческими местами города и области, в их числе оказался и Мемориал памяти жертв политических репрессий на 12-м километре Московского тракта. В списках, размещенных на многочисленных плитах мемориала, где зафиксированы более 18,9 тыс. репрессированных жителей Свердловской области и Пермского края, он увидел корейские фамилии. Сопровождавшая его преподаватель кафедры педагогики и психологии Уральского государственного медицинского университета Александра Казаева позвонила исполнительному директору екатеринбургской городской общественной организации «Национально-культурная автономия российских корейцев» Розалии Ан, которая подтвердила, что фамилии действительно корейские.

В течение четырех лет, с 2013 года по 2017 год, члены «Национально-культурной автономии российских корейцев» проводили поиски родственников семидесяти погребенных на мемориале. В октябре 2017 года уральские корейцы решили, что их человеческий долг — почтить память всех корейцев и представителей других народов, которые здесь похоронены, и организовали мероприятие «Последний поклон до Земли». Название мероприятия вышло из корейской традиции: когда уходят близкие, на кладбище накрывается поминальный стол, а перед могилой ушедшего детьми, родными, близкими трижды совершается глубокий поклон.

Нас было более 170 человек: представители областных и городских, Общероссийского объединения корейцев, Посольства республики Корея в России, таджикского, грузинского, русского и других национальных общественных объединений Свердловской области, а также студенты Уральского федерального университета и учащиеся школ города. Никто не смог сдержать слез,— вспоминает Розалия Ан.

На территории Свердловской области проживают почти 10 тыс. евреев. Для поддержки и межкультурной коммуникации в 2001 году была создана «Менора» — екатеринбургский еврейский культурный центр, в основе работы которого лежит аревут. Аревут — иудаистская концепция, согласно которой все евреи ответственны друг за друга, и каждый в ответе за других евреев. Сегодня еврейский культурный центр реализует более 40 благотворительных проектов. Здесь работают около 250 добровольцев, которые ежемесячно оказывают социальную помощь более чем 3 тыс. человек. К помощи привлекались самые разные специалисты. «Мы рассматривали все предложения, поступившие от потенциальных волонтеров, и брали их в работу. Ведь если сфера деятельности человека связана с психологией, педагогикой, медициной, юриспруденцией и другими важными областями науки, все это может быть кому-то необходимо. Даже совет и любое посильное участие очень значимо»,— рассказывает Ирина Гуткина, директор екатеринбургского еврейского культурного центра «Менора».

Помощь пожилым людям, которую оказывают волонтеры организации, — это уборка, мытье окон, мелкий ремонт или другая домашняя работа. Добровольцы собирают подарки для пенсионеров к праздникам и проводят для них развлекательные мероприятия. Отдельное внимание уделяют семьям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Одним из показательных стал проект «Старший брат»: десятки маленьких детей смогли найти старших друзей среди молодежи и подростков. Еще один важный проект — «Сохраняя истории». Группа волонтеров записывает истории людей «золотого возраста», которые пережили времена Холокоста или Великую Отечественную войну. Благодаря «Меноре», с культурой народа близко знакомы десятки тысяч жителей Екатеринбурга. Кроме того, уже несколько лет подряд в Свердловской области проходит Фестиваль современной еврейской культуры — уникальный для региона социально-культурный проект, представляющий национальное искусство.

Фестивали

Работа по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Свердловской области имеет системный характер как на уровне региональных властей, так и в каждом муниципалитете. Общий объем финансирования комплексной программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Свердловской области» на 2014–2020 годы составляет более 320 млн руб. Это позволяет проводить различные фестивали, конкурсы, предоставлять субсидии на проекты национально-культурным организациям, проводить мониторинг этноконфессиональных отношений и реализовать уже ставшие традиционными областные мероприятия.

В июне в Свердловской области представители разных культур и конфессий встретились на матчах Чемпионата мира по футболу. За играми следили активные болельщики — руководители и члены национально-культурных объединений Свердловской области. Они считают спорт одним из лучших способов объединить, сделать ближе друг другу представителей разных народов. «Все мы видели, что атмосфера и на “Екатеринбург Арене“, и в фан-зоне, и на других площадках, где транслируются матчи, особенная — как минимум потому, что болельщики из разных стран поддерживали не только свои команды, но и друг друга: умели порадоваться друг за друга, находили нужные слова после поражения, да и в целом создали атмосферу праздника. Спортивная дипломатия — важнейшая часть культурной и публичной дипломатии. Международные спортивные состязания служат укреплению взаимопонимания, демонстрируют единство народов разных стран»,— рассказал председатель организации «Ани-Армения» Масис Назарян.

В июле Екатеринбург и Алапаевск приняли фестиваль «Царские дни» — цикл мероприятий, посвященных 100-й годовщине со дня гибели последнего российского императора Николая II и его близких. Их кульминацией стал масштабный крестный ход протяженностью около 21 км, прошедший в ночь с 16 на 17 июля, от места расстрела царской семьи до места, где уничтожались их останки. Он объединил около 100 тыс. неравнодушных людей, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла, уральского полпреда Николая Цуканова и губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, которые прошли этот путь вместе с верующими. Основными площадками «Царских дней» традиционно стали Храм-на-Крови и монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. В них были организованы выставки личных вещей, документов, фотографий членов царской семьи, экспонаты эпохи правления последнего российского императора, цикл музыкальных вечеров и встреч с историками, писателями, экскурсоводами, которые специализируются на истории Дома Романовых.

Кроме того, в Свердловской области в сентябре ежегодно отмечается День народов Среднего Урала. А в августе в преддверии праздника национальные организации Свердловской области в шестой раз проводят спортивные соревнования по футболу и волейболу. Это не профессиональные турниры, участие в них принимают любители и, самое главное, представители своего народа. «Спортивные соревнования проходят ежегодно: иногда это спартакиада по нескольким видам спорта, в прошлом году мы проводили турнир по футболу, в этом году включили еще и волейбол. Участие в турнире принимают спортсмены, которые хотят привлечь жителей Свердловской области к регулярным занятиям спортом, сделать еще один шаг в деле развития межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма в молодежной среде, развития толерантного отношения среди жителей многонационального Среднего Урала»,— объясняет председатель правления Ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области Фарух Мирзоев.

Колоритные праздники

В Свердловской области широко празднуются национальные и религиозные праздники. Например, православные верующие отмечают один из главных религиозных праздников — Праздник Рождества Христова — 7 января. Екатеринбургская епархия организует множество благотворительных елок, концертов, выставок, балов и праздничных вечеров для детей и взрослых. В 2018 году в течение двух праздничных дней в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга проходили общегородские Рождественские богослужения, которые возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. На площадке у Храма-на-Крови в начале января прошел международный фестиваль ледовой скульптуры «Вифлеемская звезда». Для школьников старших классов прошли «Рождественские балы в Доме Романовых». На святках (период от Рождества до Крещения) для детей младшего и старшего возраста организовали праздники в Свято-Симеоновской православной гимназии. Также уральцы могли совершить паломническую поездку в Свято-Троицкий мужской монастырь села Тарасково от Паломнического отдела Екатеринбургской епархии.

Активно отмечают свои главные религиозные праздники мусульмане Свердловской области. В середине июня мусульмане встретили один из главных исламских праздников — Ураза-байрам. Этот день знаменует собой окончание поста в священный месяц Рамадан, когда верующие воздерживались от еды, питья и развлечений. Праздничная молитва (ид-намаз) прошла одновременно во всех мечетях. Как рассказал “Ъ-Урал” заместитель председателя духовного управления мусульман (ДУМ) по Екатеринбургу Наиль Хакимов, семь духовных управлений в зависимости от количества пожертвований распределили обязанности по приготовлению праздничных блюд башкирской и татарской национальной кухни. В некоторых мечетях праздничные молитвы читали в течение трех дней. В праздновании Ураза-байрам в Свердловской области приняли участие около 100 тыс. верующих. Организаторами торжества в Екатеринбурге выступили Общественно-культурный центр «Дагестан» и Аварский культурно-правовой центр поддержки соотечественников. Участие в мероприятии приняли муфтий Свердловской области Радифулла-хазрат Гиндуллин, имам мечети «Рамазан» Фаткулкодир Хасанов, имам мечети Абу Ханифа Рахимутдин-хазрат Гиёсов, а также руководители таджикской, узбекской, казахской, чеченской организаций. По словам председателя правления Общественно-культурного центра «Дагестан» Зайнулы Дарбишухумаева, Ураза-байрам утверждает важнейшие ценности духовного очищения, нравственного самосовершенствования и роста, торжество мира и добра.

Сабантуй — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир, который традиционно отмечают в Центральном парке культуры и отдыха имени Маяковского массовыми народными гуляньями, в этом году прошел раньше обычного — 9 июня. Перенос был связан с Чемпионатом мира по футболу, в ЦПКиО была организована фан-зона с концертами и трансляциями матчей. Каждый год в праздничный день представители национальных диаспор накрывают столы со своими традиционными блюдами, показывают костюмы, поют песни и кружатся в танцах. В этом году в парке прошли турниры по национальной борьбе куреш и перетягиванию каната, молодые люди и девушки соревновались в том, кто дольше продержится на наклонном бревне, устраивали бои подушками. По главной аллее парка прошла колонна в национальных костюмах. Посетителей парка знакомили с бытом, культурой, традиционными угощениями татарской и башкирской культур. Члены правительства и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев ежегодно посещают Сабантуй. В этом году губернатор посетил празднование в селе Кадниково, на территории Сысертского городского округа. Участие в областном Сабантуе в этом году приняли президент Татарстана Рустам Минниханов и вице-премьер правительства Башкортостана Салават Сагитов. «Сабантуй прославляет силу и ловкость, трудолюбие и гостеприимство коренных народов Урала, воспевает труд земледельцев и ремесленников. Неслучайно этот праздник находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр наследия человечества»,— подчеркивал ранее господин Куйвашев.

Масленицу в Свердловской области также отмечают с большим размахом, массовыми народными гуляниями, забавами и играми. Каждый из семи дней масленичной недели имеет свое название и значение: день первый — встреча; день второй — заигрыши; день третий — лакомка; день четвертый — разгул; день пятый — тещины вечерки; день шестой — золовкины посиделки; день седьмой — проводы. Ежегодно в Екатеринбурге проходят совместные гуляния, где не только угощают блинами и развлекают гостей, но и знакомят со своей культурой на национальных подворьях. В этом году в парке «Таганская слобода» гости смогли посетить русское, белорусское, украинское, марийское, чувашское и другие подворья, казачий хутор, угоститься национальными блюдами, познакомиться с праздничными традициями, примерить национальные костюмы. Весь день на импровизированной ярмарочной площади чередой шли традиционные масленичные мероприятия: приезжал «масленичный поезд», состоялись состязания гармонистов, плясунов, действовал большой блок богатырских забав и силового экстрима, работали павильон с масленичными мастер-классами и ярмарка мастеров.

Разный Новый год

Новый год в Свердловской области у каждого народа свой. Первыми праздник встречают евреи Среднего Урала. Свой главный праздник Ха-Шана в 2017 году они отмечали с 20 по 22 сентября. В 2018 году, согласно еврейскому календарю, наступление нового 5779 года евреи будут отмечать в период с 9 по 11 сентября. В течение месяца до праздника и двух праздничных дней евреи ходят в синагогу, где произносят специальные молитвы «судных дней» и слушают священные звуки шофана — бычьего рога, взывающего к человеческой совести. У каждого есть десять дней до Йом Кипур — дня поста, покаяния и отпущения грехов, когда решение Всевышнего будет скреплено печатью. Считается, что в эти 10 дней еще можно исправить вынесенный в Рош Ха-Шана приговор, совершая добрые дела и искренне стараясь изменить себя и свои поступки. «Существует предание, что в дни Рош Ха — Шана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей. Вера в то, что Всевышний желает всем добра и благополучия, превращает день в праздник. В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году»,— объясняет директор Екатеринбургского еврейского культурного центра «Менора» Ирина Гуткина.

Для немцев предрождественский месяц — Адвент — яркий и наполненный событиями. Он начинается за четыре недели до Рождества (в 2017 году первое «адвентское» воскресенье выпало на 3 декабря, в 2018 будет 2 декабря). Как рассказывает руководитель национально-культурной автономии немцев Екатеринбурга Марина Бычкова, Адвент делится на два календарных этапа: первый посвящен размышлениям о грядущем Втором пришествии Иисуса Христа, во время второго происходит непосредственная подготовка к празднованию Рождества Христова. Это время также посвящено воспоминанию о первом пришествия Иисуса Христа в мир — Боговоплощении. На период Адвента приходится ряд праздников святых — святой Барбары, святого Николауса и других. Все воскресенья Адвента приравнены по своей значимости к великим праздникам. В каждое воскресенье Адвента, а их обязательно четыре, зажигается одна свеча: «Свеча Пророчества», «Вифлеемская Свеча», «Свеча Пастухов», «Свеча Ангелов».

На Урале с начала декабря представители народа проводят праздничные мероприятия — мастер-классы для детей и взрослых и концерты. Важное событие немецкого Рождества — Рождественская ярмарка в Литературном квартале в центре Екатеринбурга. К Рождеству немцы украшают свои дома и квартиры — на окна и балконы вешают рождественские звезды, ставят свечи, фигурки животных. Рождественский венок — также типичное для немецких домов украшение в предрождественское время. Сладости, елочные украшения, рождественские календари принято дарить на протяжении всех четырех недель. Немецкий Дед Мороз зовется Вайнахтсманом. По традиции, он приходит в гости к немецким детям не один, а вместе с милой помощницей Кристкинд.

Корейский Новый год не привязан к конкретной дате, но выпадает на конец января — середину февраля. Праздник называют Соллаль, это праздник начала весны, поэтому многие обычаи и приметы призваны обеспечить богатство грядущего урожая. Тем не менее, корейский Новый год считается семейным праздником. «Связь поколений очень важна в Новый год, поэтому проводят его только в кругу семьи. Считается, что даже ушедшие предки являются к родным в этот день и отмечают праздник вместе со всеми»,— рассказывает заместитель председателя екатеринбургской городской общественной организации «Национально-культурная автономия российских корейцев» Валерий Тхай. Новогодние церемонии начинают в корейской семье с жертвоприношения предкам, которые, как считалось, могут при желании помочь живым родственникам. Все надевают парадные национальные одежды (ханбок) и накрывают ритуальный стол, чтобы почтить последние четыре поколения. Чтобы сделать новый год счастливым, жилища украшают картинками с изображениями курицы или тигра: первая должна привлечь к обитателям дома разные блага, второй — отпугнуть злые силы. Деда Мороза здесь называют Санта Куллосу, он сопровождает как корейский Новый год, так и привычную нам ночь с 31 декабря на 1 января.

Екатеринбургская национально-культурная автономия российских корейцев ежегодно празднует Новый год по лунному календарю — Соллаль. «Мы стараемся по мере возможности соблюдать традиции. Маленькие дети делают поклон старшим, мы их одариваем подарками. Накрывается большой праздничный стол с обязательными корейскими блюдами: чальток (хлеб из клейкого риса), димфени (лепешки из рисовой муки на пару), салаты из моркови, папоротника, морских водорослей. По ходу праздника проходят выступления фольклорной группы „Онлирия“ (традиционные народные песни, танцы, игра на четырех корейских барабанах — самульнори)»,— отмечает Валерий Тхай.

Новый год в Таджикистане — весенний праздник, переводится как «Новый день». Традиционный для персидских стран праздник отмечают народы Ближнего Востока, Азии, Ирана, Афганистана, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Индии и Китая. Большое внимание уделяется праздничному столу, во многом это связано с главным блюдом, название которого — «сумаляк». Его готовят из пророщенной пшеницы, символа Навруза, которую на три дня замачивают в воде, затем двенадцать дней проращивают, а потом ростки трут на терке или дробят камнем в ступе и варят на хлопковом масле с добавлением муки. «Существует несколько легенд о появлении этого лакомства, но все сходятся в том, что сумаляк наделяет людей физическими и духовными силами. И, конечно же, настоящий праздник в Таджикистане не может обойтись без плова, приготовленного на костре. На праздничный стол также стараются не ставить блюда из мяса и других продуктов от животных кроме молока»,— рассказал руководитель общества таджикской культуры «Сомон».

У русских Новый год — один из самых любимых и долгожданных праздников. Во многом это связано с главной новогодней традицией — найти под елкой подарок от Деда Мороза и открыть его. До петровских времен год провожали весной, в марте. При этом определенной даты установлено не было — люди просто наблюдали за природой: когда прилетали птицы и становилось теплее, тогда и начинались приготовления к празднику. По времени весенний Новый год практически совпадал с Пасхой, и отмечали его совершенно иначе, нежели зимний. Праздник был похож на языческий, и люди, встречая новогодие, прощались с суровыми морозами.

Традиции народов Среднего Урала поддерживают региональные власти. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев часто посещает национальные праздники. Для своевременного решения межнациональных вопросов в регионе действует Консультативный совет по делам национальностей при губернаторе, создана Ассоциация национально-культурных объединений, а самим национальным организациям несколько лет назад по решению главы региона было выделено здание — Дом народов Среднего Урала.

Александра Новикова

Народы Урала

Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Появление человека на Урале

Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района республики Башкортостан.

Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.

Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова

Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были абсолютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.

Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Шульган-таш, расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.

Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.

Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.

Рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) были созданы около 12-14 тысяч лет назад. Похожие изображения есть в Испании и Франции.

Коренные народы Урала

Вогулы (манси)

Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. Одним из коренных народов были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Они пошли от юдинской археологической культуры, названной так по Юдинскому городищу. Памятники юдинской культуры X-XIII веков известны в лесном Зауралье по рекам Туре, Тавде, Лозьве и их притокам. В северной части влияние на народ оказывала культура хантов, а в южной — сибирских татар.

Манси относятся к народу угро-финской языковой группы. Их наречие родственно с хантами (остяками) и венграми. В древние времена данный народ населял территорию севернее реки Яик (Урал), но позже их вытеснили воинственные кочевые племена. Вогулов упоминал даже Нестор в своей «Повести временных лет», где они именуются «югрой».

Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Очаги активного сопротивления были подавлены в XVII веке. Вместе с этим проходила христианизация вогулов. Впервые крещение произошло в 1714 году, второе — в 1732, более позднее — в 1751.

После покорения коренных жителей Урала, манси были обязаны платить подать – ясак – подчиняясь Кабинету Его Императорского Величества. Им приходилось уплачивать казне один ясак двумя лисицами, за что им было позволено пользовать пахотные и сенокосные угодья, а также леса. От рекрутской повинности они были освобождены до 1874 года. С 1835 года им пришлось платить подушную подать, а позднее выполнять земскую повинность.

Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой.

Основным родом деятельности манси была охота. Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда. Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали. Когда новыми хозяевами Урала стали владельцы заводов, коренному населению пришлось заниматься лесорубством и жжением угля.

Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без которой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому. Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться данный народ от древних языческих ритуалов. Идолы устанавливались в укромных местах, им по-прежнему приносили жертвы.

Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская.

С приходом русских вогулы в значительной мере переняли их порядки и обычаи. Начали создаваться смешанные браки. Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить древние занятия, например, охоту.

Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка.

Коми (зыряне)

Данный народ обитал на территории таежной зоны в Северном Приуралье. Произошел от вымской археологической культуры. Относятся к угро-финской языковой группе. Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля, также занимались земледелием и скотоводством. Впервые упоминание зырян встречается в свитке, датированном XI веком. Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В 1478 году территория коми вошла в состав России. Столица республики Коми — Сыктывкар — был основан в 1586 году как погост Усть-Сысольск.

Коми-пермяки

Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. Предки коми-пермяков пошли от родановской археологической культуры (сложившейся на основе ломоватовской), которая была так названа по Роданову городищу в Верхнем Прикамье. По реке Каме и ее притокам известно более 300 памятников родановской культуры IX-XV веков. По оценкам историков, их численность составляла не менее 4,5 тысяч человек. Территория обитания народа совпадала с границами Перми Великой. Коми-пермяки относятся к угро-финской языковой группе.

Поселения (городища и селища) стояли на берегах рек, жили в деревянных домах. Занимались пашенным земледелием. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве.

Выделяется две обособленные группы коми-пермяков — язьвинская (возникла в результате переселения в XII-XIII веках с Колвы) и верхнекамская — зюздинская.

В ходе русской колонизации коми-пермяки переселились на более компактную территорию по рекам Коса и Иньва с их притоками. Здесь и сейчас сохраняется основное ядро этого народа.

Коми-язьвинцы

Небольшой по численности коренной народ Пермского края. Проживают на своей исторической родине на верхней Язьве (Красновишерский район Пермского края). Продолжают говорить на особом диалекте коми языка. Коми-язьвинцы являются потомками коми этнической общности, которая в дорусский период истории Урала занимала междуречье Вишеры, Колвы, Язьвы, Глухой Вильвы и Боровой.

Башкиры

Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Предки башкир формировались в степях Приаралья и прилегающих районах Средней Азии, затем они мигрировали в степи и лесостепи Южного Урала. Формирование современного башкирского народа (со своим самоназванием «баджгард», «башкурт») началось в Приуралье в IX-X веках, когда они расселились по обоим склонам Уральского хребта: по рекам Белая, Ай, Юрюзань, Уфа, Дема, Сакмара, Большой Ик, Мензеля, Урал, Уй, Миасс. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. Южные башкиры кочевали, жили в юртах, питались мясом и молоком. Северные башкиры занимались пастушеским скотоводством и охотой.

В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В 1236 году данная территория отошла в удел брата хана Батыя. Когда Золотая Орда распалась, одна часть Башкирии перешла в Ногайскую Орду, другая — к Казанскому ханству, третья — к Сибирскому ханству. В XI-XV веках в состав башкир вливались новые массы тюркоязычного населения. В 1557 году Башкирия вошла в состав России. Башкиры были самым многочисленным из нерусских народов Урала.

В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. В 1704-11, 1735-37, 1738-39, 1740 годах на Урале вспыхивали крупные башкирские бунты. Башкиры нападали на деревни и слободы, сжигали дома, громили заводы. Очаги сопротивления каждый раз жестоко подавлялись царскими войсками. В восстании Пугачева (1773—1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал.

Развитие этих мест существенно ускорилось с появлением Самаро-Златоустовской железной дороги, которая строилась с 1885 по 1890 год и проходила через центральные регионы России. Важным моментом в истории Башкирии явилось открытие первой нефтяной скважины, благодаря чему республика стала одним из крупных нефтяных районов России. Мощный экономический потенциал Башкирия получила в 1941 году, когда сюда с запада России было перебазировано более 90 крупных предприятий. Столица Башкирии – город Уфа.

Марийцы (черемисы)

Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э. Большую роль в этногенезе этого народа сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.

Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом под именем «оремискано». Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода.

Удмурты

Формирование древних удмуртов случилось в итоге смешения финно-пермских и угорских народов в IX веке н.э. Предки удмуртов формировались в междуречье рек Волга и Кама. Они составляли две большие группы: южную (жили на правом берегу нижнего течения реки Камы и притоках Вятки — Вале и Кильмези) и северную (появились в результате переселения на Вятку, Чепцу и Верхнее Прикамье после нашествия в XIII веке монголо-татар). Главным городом удмуртов был, по-видимому, Иднакар — укрепленный ремесленный, торговый и административный центр.

Предками северных удмуртов были представители чепецкой культуры IX-XV веков, а южных удмуртов — чумойтлинской и кочергинской культур. По мнению историков, к XVI веку численность удмуртов не превышала 3,5-4 тысяч человек.

Нагайбаки

В Нагайбакском районе Челябинской области живут потомки крещеных татар-казаков, получивших название нагайбаки. Их признают потомками ногайских татар, которые не ушли из Среднего Поволжья после завоевания Иваном IV Казанского ханства. В Оренбургской губернии нагайбаков было три группы, но в настоящее время сохраняют самосознание только две группы. Самая многочисленная — в Нагайбакском районе Челябинской области (около 10 тысяч человек). Нагайбаки имеют статус коренного малочисленного народа.

Современные нагайбаки помнят своих предков, которые первыми вошли в Париж во время Отечественной войны. За это они получили землю, на которой основали в том числе село Париж. Также на землях нагайбаков в этой части Челябинской области встречаются и другие европейские топонимы: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Требия и другие. Эти названия появились по предложению Оренбургского генерал-губернатора.

Татары

Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Значительные переселения поволжских татар на Урал наблюдались в XVIII веке.

Агафуровы — в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар

Культура народов Урала

Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.

Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.

Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.

Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок.

Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.

Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

Уральский регион. Население и хозяйство

Население

Урал – это граница между двумя культурными мирами, двумя цивилизациями. За свою историю он испытал влияние множества народов: греков и персов, арабов и скифов, китайцев и финнов. Особое влияние оказали русские, которые сейчас составляют около 80% населения региона. В Башкирии живут народы тюркской группы, исповедующие ислам: башкиры (22%), татары (28%); в Удмуртии живут русские (59%) и народ финно-угорской группы: удмурты (33%). Население Урала составляет около 19,5 млн чел. Средняя плотность населения – 25 чел/км2, но население размещено неравномерно (рис. 1).

Рис. 1. Карта Урала (Источник)

Урал – один из самых высокоурбанизированных регионов страны. Доля городского населения приближается к 75%. Уфа, Екатеринбург, Челябинск и Пермь – города-миллионеры.

Промышленность

Славу важнейшего промышленного района России Урал завоевал еще в XVII в., когда вышел на первое место в мире по выплавке металла и обеспечению им Европы. Еще в Англии в 80-е гг. XVIII в. 2/3 потребляемого металла было уральским. После Октябрьской революции 1917 г. один за другим ставали в строй первенцы отечественной индустрии: Березниковский калийный завод, Магнитогорский металлургический комбинат (рис. 2), завод «Уралмаш», Челябинский тракторный завод, Уральский вагоностроительный завод, Нижнетагильский металлургический комбинат.

Рис. 2. Магнитогорский металлургический комбинат (Источник)

Урал – это многоотраслевой промышленный регион, который занимается производством черной и цветной металлургии, машиностроением, химической промышленностью, добычей минерального сырья, заготовкой и переработкой древесины (рис. 3).

Рис. 3. Экономическая карта Урала (Источник)

Центры черной металлургии: Нижний Тагил, Челябинск, Магнитогорск, Новотроицк.

Центры цветной металлургии: Красноуральск – медеплавильный комбинат, Верхняя Пышма, Ревда, Карабаш, Медногорск, Орск – комбинат по плавке никеля, Верхний Уфалей, Краснотурьинск – выплавка титана и магния, Челябинск – выплавка цинка.

Центры машиностроения: Нижний Тагил, Усть-Катав – вагоностроение, Миасс, Ижевск – автомобилестроение, Екатеринбург, Пермь, Челябинск – станкоприборостроение, Курган – сельскохозяйственное машиностроение.

Центры нефтепереработки: Уфа, Пермь, Салават.

Центры химической промышленности: Березники – производство соды, калийных и азотных удобрений, Соликамск – производство калийных удобрений, Пермь, Красноуральск – производство фосфорных удобрений, Оренбург – развита азотохимия.

Центры лесной промышленности, а именно, целлюлозно-бумажные комбинаты: Краснокамск, Соликамск, Пермь.

Центры производства военно-промышленного комплекса: Снежинск, Лесной, Трехгорный – ядерно-оружейный комплекс, Пермь, Уфа – авиационная промышленность, Ижевск – артиллеристско-стрелковое вооружение, Курган, Нижний Тагил – бронетанковая промышленность, Воткинск, Златоусте – ракетно-космическая промышленность.

Строгановы – русские солепромышленники

Строганов Аника Федорович, умный, предприимчивый человек, учредил в 1515 г. на реке Вычегде соляные варницы. Первым стал торговать на берегах реки Оби и вскоре путём ограбления и обмана местных племён, а также жестокой эксплуатации работных людей приобрёл огромное состояние. Имел сыновей: Якова, Григория и Семена, продолживших дело отца. Они начали строить укрепленные поселения на реках Чусовой и Сылве, ставили городки и остроги, принимали к себе множество промышленных и вольных людей (рис. 4).

Рис. 4. Дом Строгановых (Источник)

Сыновья Якова и Григория вели войны с черемисами, башкирами и остяками, а с помощью казаков Ермака – и с татарами Кучума. Таким образом они расширили свои владения до Западной Сибири. Царь Иван Грозный в награду за покорение Сибири пожаловал им на Волге местечки Большая Соль и Малая Соль, а по обе стороны Уральского хребта – все пустующие земли, какие они смогут занять и удержать за собой; освободил их от пошлин; дал право судить и распоряжаться людьми, жившими на их землях, без ведома тиунов и даже царских наместников; освободил от обязанности возить и кормить послов; позволил иметь собственное войско на их содержании, возводить собственные крепости.

Сельское хозяйство

На равнинах в Прикамье выращивают озимую рожь, овес, лен, в лесостепной и степной зонах на юге – пшеницу и подсолнечник, в Башкирии – сахарную свеклу, в Оренбургской области – арбузы и дыни. Животноводство представлено разведением крупного рогатого скота, овец, оренбургских коз, а в Башкирии развито пчеловодство.

Миасс

В XVIII в. в связи с изучением и освоением богатств Урала быстрыми темпами развивалось горнозаводское предпринимательство. Выходец из тульского купечества Л. Лугинин, купив в 70-х годах Златоустовский и Троицкий железоделательные заводы, построил медеплавильный завод на реке Миасс у Чашковских гор, где были обнаружены богатейшие месторождения медных руд (рис. 5).

Рис. 5. Миасс (Источник)

Экономическому развитию Миасса способствовала разработка месторождений золота. В первой половине XIX в. вся долина реки Миасс превратилась в огромный золотой промысел. В 1836 г. здесь разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи. В 1842 г. мастеровым Никифором Сюткиным был найден один из крупнейших в мире самородков: «Большой треугольник», весом более 36 кг (рис. 6).

Рис. 6. Самородок «Большой треугольник» (Источник)

8 июля 1944 года с конвейера Уральского автомобилестроительного завода Миасса сошел первый автомобиль.

В настоящее время Миасс – один из пяти городов Уральского Федерального округа, претендующих на статус «Наукограда».

Рис. 7. Озеро Тургояк (Источник)

Окрестности Миасса, в том числе и «уральская жемчужина» – озеро Тургояк (рис.71), стали сегодня местом реализации крупных бизнес-проектов в сфере горнолыжного спорта, туризма и индустрии отдыха.

Домашнее задание

  1. Расскажите о населении Урала.
  2. Расскажите о сельском хозяйстве Урала.
  3. Подготовьте доклад о промышленности Урала.

Список литературы

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география. – 2011, 416 с.
  3. Атлас по экономической географии, 9 класс. – Дрофа, 2012.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *