Какие виды игр бывают?

Виды игры в детском саду и их развивающее значение

Оксана Цыбулько
Виды игры в детском саду и их развивающее значение

Виды игры Цели и задачи Способы реализации

(по возрастам) Специфические характеристики Развивающее значение

1) Творческие (игры по инициативе детей);

дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваютсяценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

1.1. Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет. Структура ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину,включает в себя следующие компоненты:

1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.

2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.

3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь — ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка

1.2. Театральная деятельность режиссёрские игры и игры — драматизации.

они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей) Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

1.3. Конструкторские игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др., из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

2. Дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);

способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без который деятельность приобретает стихийный характер.

Дидактическая игра используется при обучении детей разного возраста, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).

При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических игр, Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

3. Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыт Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей 1. В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа,его представления об окружающем мире об окружающем мире (действий людей, животных, птиц, который он отображает

2. Для несюжетных игр характерна конкретность игровых заданий, соответствующих возрастным особенностями физической подготовки детей.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

4. Народные (созданные народом).

Благодаря им формируются такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивались сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость.Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т. д В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Для детей младшего дошкольного возраста, опыт которых очень мал, рекомендуются украинские подвижные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. Во второй младшей группе детям доступны подвижные хороводные игры: «Курочка», «Кисонька», «Где же наши ручки?» это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

повышают интерес малыша к занятиям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

Виды развивающих игр, используемых в детском саду

То, что ребёнок развивается в игре, ни у кого сомнений уже не вызывает. Детские дошкольные учреждения активно пользуются игровыми занятиями так, что дети и не замечают, что активно обучаются, получая лишь удовольствие от самых разнообразных игр. Что же такое игра для дошкольников и какие виды игровой деятельности используются в детских садах России?

Игра — это вид деятельности, в которой дети примеряют на себя самые разные роли, учатся взаимодействовать с другими людьми, работать в группе, прощать, переживают обиды и огорчения. Игра помогает им выйти на новый уровень жизни и совершенно необходима для правильного гармоничного развития. Даже самостоятельная игра детей приносит много пользы, если же тематику игр задают взрослый и облекает игру в увлекательную форму, то игра становится мощным импульсом к развитию ребёнка. Какие же игры используют в детских садах?

Блок музыкальных игр

Музыкальные игры — это игры, раскрывающие музыкальный образ посредством движения. Дети, слушая музыку, поют песенку и визуализируют её. Если речь идёт о зайчике — прыгают, о медведе — ходят вразвалочку и т.д.

Музыкальные игры оказывают комплексное воздействие на детей. Они:

  1. тренируют память — маленькие песенки легко выучить;
  2. делают чище речь, так как выученные песенки нужно петь, правильно выговаривая слова;
  3. приучают к дисциплине — во время музыкальной игры нужно производить только определённые действия и никакие другие;
  4. развивают образное мышление и дают первые навыки взаимопонимания — дети «вживаются» в образы героев песенок, имитируют их и говорят от их имени;
  5. учат слышать музыку и понимать её;
  6. развивают музыкальный слух, ритмичность, ладовое чувство.

Музыкальные игры можно разделить на несколько значимых групп.

  • Сюжетно-музыкальные, когда дети передают сюжет музыки, двигаясь в такт ей и производя движения, которые характерны для придуманного персонажа. К примеру, если звучат высокие звуки — выступает комарик, низкие — волк.
  • Несюжетные игры — это разучивание последовательности движений под музыку: ритмика или пластика, несложные танцы. Дети реагируют на ритм музыки, её начало и окончание. Как вариант — эстафеты под музыку. Всё, что направлено на развитие силы, ловкости и выносливости в сочетании с музыкальностью.
  • Музыкальные инсценировки — когда малыши без слов, только пластикой, языком движений передаёт смысл музыки, которую слышит.
  • Игры с пением особо любимы детьми и воспитателями. Сюда можно отнести попевки, потешки, считалки и хороводы. Это национальное наследие, передающееся из поколения в поколение и не видоизменяющееся с годами.
  • Музыкально-дидактические игры направлены на развитие узнавания ребёнком звучания различных видов музыкальных инструментов. Различать особенности исполняемого инструментального произведения.
  • Ритмично-словесные игры направлены на развитие ритма с одновременным ориентированием в пространстве. Это игры с колокольчиком, игры на перемещение в пространстве под определённые слова, игры с продолжением высказывания, подбор рифмы.
  • Музыкальные спектакли. Для детского сада это огромный пласт работы. Не просто визуализация образов, а развитие целостного законченного сюжета. Здесь используются костюмы и декорации. Проводятся репетиции, а результат работы демонстрируется родителям на праздниках. Музыкальные спектакли могут использовать:
  • пластическое выражение, когда в основе — движение, ритмопластика;
  • певческие спектакли, когда дет изображают персонаж и поют от его имени;
  • обряды и фольклорные игры прививают любовь к родному краю, знакомят с национальными традициями;
  • музыкально-драматические спектакли — это полноценные спектакли, длительные и сложные, использующие самые разные виды музыкально-певческой деятельности.
  • Музыкальные игры — все игры с музыкой, не требующие от детей больших навыков, но доставляющие максимум удовольствия от игры.

Блок самостоятельных игр

Самостоятельных игры — игры, правила в которых определяют сами дети. Они очень важны для всех детей. Развивают самостоятельность и настойчивость, умение ставить цели и добиваться их, работать индивидуально и в группах.

  • Сюжетно-ролевые игры. Игры в кого-то или что-то. Дети учатся выстраивать отношения, договариваться и взаимодействовать.
  • Театрализованные игры, когда дети сами «оживляют» сказку или сюжет.
  • Конструкторские игры учат ребёнка всем видам строительства — из песка, кубиков, блоков конструктора и т. д. Но дети не только учатся строить, но и работать совместно, в команде. Такие игры развивают конструкторскую логику, заставляют ненавязчиво формулировать цели и выполнять задачи для её достижения.

Блок тренировочных игр

Это игры от воспитателя, с заранее определёнными правилами и использованием пособий или заранее известных, продуманных деятельностей и движений.

  • Дидактические игры развивают умственные способности ребёнка, способствуют укреплению памяти, внимания и логики. По своей сути — это задачи разного уровня сложности и исполнения, которые воспитатель предлагает решить детям. Важное значение имеет соблюдение правил игры, что приучает ребёнка к дисциплине и ответственности.
  • Подвижные игры удовлетворяют потребности ребёнка в движении. Учат ловкости, развивают силу, баланс и скорость. Они могут иметь сюжет или учат выполнять определённые движения: бросать мяч в цель, прыгать через скакалку и т. д.
  • Спортивные игры напоминают подвижные, однако идут уже по более жёстким правилам. Здесь используются распространённые игры: футбол, баскетбол, бадминтон, теннис, городки, всякие эстафеты.
  • Народные игры: жмурки, гуси-гуси, палочка-выручалочка и т. д. Кроме хорошей двигательной активности обеспечивают преемственность поколений.

Блок творческих игр

Творческие игры — те, в которых задействовано творчество. Сюда можно отнести и игры на природе, когда дети учатся видеть красоту окружающего мира, собирают дары природы, и игры с собранным материалом — основы декоративно-прикладного искусства.
Рисование и лепка — занятия, которые можно и нужно превратить в увлекательную игру.

Таким образом, игра — основа обучающей деятельности в детских садах. Все принципы игр давно сформированы, однако их реализация целиком зависит от воспитателя. Если ему самому играть не интересно, то дети будут воспринимать игры как скучные занятия, никому не интересные и их развивающий компонент будет стремиться к нулю. Если же игра увлекает самого воспитателя, дети показывают поразительные результаты. А в перспективе — гораздо успешнее учатся в школах и даже ВУЗах.

Классификация игр дошкольников.

Оксана Викторовна Асташкина
Классификация игр дошкольников.

Классификация игр дошкольников

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем,что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Рассмотрим одну из таких (классификация С. Л. Новоселовой).

Классификация игр

(по С. Л. Новоселовой)

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

— сюжетно-ролевые:

— театрализованные;

— подвижные;

— дидактические.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

•Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта,транспорт: поезд, самолет, корабль).

• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

• Игры на темы литературных произведений, кино-,теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Длительность сюжетной игры:

— в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

— в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

— в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

предметная отношения

деятельность поведение между людьми

людей

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

• роли, которые исполняют дети в процессе игры;

• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер,самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

• Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

• Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

игры – игры на темы

драматизации литературных произведений

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.

детям необходимо дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, образ героев сказки, или пересказа.

помогает глубже понять идкю произведения, ощутить художественную ценность, искренне выразить свои чувства

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п.Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

С помощью игр — драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру — драматизацию.

В игре — драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку.Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

• Стоительно – конструктивные игры

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Разновидности строительных материалов. Строительная игра — это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача,решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел,пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки,широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

• Творческие игры

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Показатели развитого игрового интереса.

1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.

2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.

3. Наличие любимой роли.

4. Нежелание заканчивать игру.

5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).

6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

• Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

• В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

• Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры,в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т. д.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших — перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Виды и формы игры в дошкольном возрасте статья на тему

Виды и формы игры в дошкольном возрасте

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра – чуть ли не основной атрибут детства. Это основная деятельность ребенка, которая возникает у него как бы спонтанно, без всяких призывов и воспитательных воздействий взрослых, и увлекает его, как ничто другое

В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.
В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф.Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К.Крупской.

П.Ф.Лесгафт считал, что дошкольный возраст — период имитации новых впечатлений и их осознания посредством умственного труда. Он разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность — самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Ошибочно было бы представлять себе, что в творческих играх нет никаких правил, регулирующих отношения между играющими,; способы использования игрового материала. Но эти правила, во-первых, определяют сами дети, стараясь упорядочить игру (после игры каждый будет убирать игрушки; при сговоре на игру надо выслушать всех, кто хочет играть), во-вторых, часть из них носит скрытый характер. Так, дети отказываются принимать в игру ребенка, потому что он всегда затевает ссоры, «мешает играть», хотя и не оговаривают предварительно правило «Не будем принимать в игру того, кто ссорится». Таким образом, в творческих играх правила необходимы для упорядочения деятельности, ее демократизации, но они лишь условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей. В играх с фиксированными правилами (подвижные, дидактические) дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т.п.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых.

При всем многообразии игр, можно выделить несколько типов:

  • Сенсомоторные игры: совершение движений, направленных на получение интересных для ребенка ощущений. Такие игры преобладают в первые 2-3 года жизни. Например: погремушки, удары какими-либо предметами друг о друга, стремление влезть в лужу, изваляться в грязи.
  • Сюжетные игры подразумевают такие действия с предметами, которые иллюстрируют определенный сюжет, заимствованный как из реальной жизни, так и из сказки, мультфильма и т.п. Возить машинки, кормить и укладывать спать куклу, строить город из песка – примеры таких игр. Быстрее сего они развиваются в 3-4 года, однако не исчезают и впоследствии, встречаясь иногда даже у взрослых.
  • Ролевые игры: здесь дети берут на себя определенные роли, позиции человека в обществе и воспроизводят те модели поведения, которые, как они считают, им соответствуют. Это могут быть, например, позиции, связанные с трудовой деятельностью, роли солдат и офицеров в боевых действиях и т.п. Именно эти игры наиболее значимы для развития ребенка в возрасте 4-6 лет.
  • Игры с правилами представляют собой искусственные ситуации, зачастую не имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди действуют на основе заранее сформулированных правил. Чаще всего это сопровождается состязанием .

Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1.Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), — самостоятельные игры:

а) игра-экспериментирование;

б) самостоятельные сюжетные игры:

— сюжетно — отобразительные;

-сюжетно-ролевые;

— режиссерские;

— театрализованные;

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

а) игры обучающие:

— дидактические;

— сюжетно-дидактические;

— подвижные;

б) досуговые игры:

— игры-забавы;

— игры-развлечения;

— интеллектуальные;

— празднично-карнавальные;

— театрально-постановочные;

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций (народные), которые могут возникнуть по инициативе, как взрослого, так и более старших детей:

традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в игре разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые.

Игры с правилами — особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным. Как справедливо отмечал А.Н. Леонтьев, овладеть правилами игры — значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.

В плане морального развития Д. Б. Эльконин особо выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель — помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной придется покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф»; «Помоги Лизе убрать кубики». Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело — игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команду («чьё звено скорее построит дом?», игры-эстафеты).

Именно в игре дети учатся взаимодействовать, договариваться и согласовывать свои действия, обсуждать результаты, планировать совместные усилия для достижения общей цели. Приобретенные навыки сотрудничества в дальнейшем переносятся и на другие продуктивные виды деятельности (совместное рисование, конструирование).

Жанры компьютерных игр

Конечно, это может немного запутывать, но, если разобраться в игровой механике, мы сможем понять, как классифицируют свои игры разработчики и издатели. Например, если вы любитель сиюминутного удовольствия от игр, то вам лучше подойдут экшены. Нравится решать головоломки или управлять ресурсами? Скорее всего, вам больше понравятся стратегии в реальном времени или ролевые игры (RPG). Но вне зависимости от того, что конкретно вам интересно, обязательно найдется игровой жанр, который придется вам по душе.

Для начала немного истории.

Первые видеоигры

Первая видеоигра была создана физиком Уильямом Хигинботэмом в октябре 1958 года. В том году она стала гвоздем дня открытых дверей в Брукхейвенской Национальной лаборатории.

Хигинботэм, который работал в лаборатории, хотел создать интерактивное развлечение для посетителей. Много лет спустя в одном из своих интервью он рассказывал, что хотел «…оживить это место. Создать игру, в которую люди могли бы играть и которая донесла бы до них, что наши научные изыскания приносят обществу пользу».

В игру под названием Tennis for Two играли на осциллоскопе, миниатюрный пятидюймовый экран которого отображал только тонкие синие линии, похожие на PONG. Посетители выстроились в очередь, а эксперимент Хигинботэма вскоре стал самым популярным экспонатом лаборатории.

В те давние времена вычислительная мощность компьютеров ограничивала игры, которые могли создавать программисты. Перенесемся в наши дни – теперь технологии позволяют разработчикам игр реализовать все, о чем они только могут мечтать. Поэтому за последние несколько лет появились новые жанры и категории игр, выходящие за рамки традиционных классификаций.

Мы попытались составить полный список всего разнообразия типов компьютерных игр. Отметим, что они не являются взаимоисключающими категориями и могут пересекаться.

Action

Сущность экшенов отражает их название – в переводе с английского оно означает «действие», и здесь игрок находится в самом центре действия и управляет им. Главным образом оно связано с физическими испытаниями, которые нужно преодолеть. К этому жанру относились самые первые видеоигры, например, Galaga и Donkey Kong.

Обычно в экшенах очень легко приступить к игре, поэтому они до сих пор остаются самыми популярными видеоиграми.

А теперь рассмотрим поджанры этой категории.

Платформеры

Платформеры получили свое название благодаря тому, что в процессе игры ее главный персонаж взаимодействует с платформами – обычно бегает, прыгает или падает. Разнообразных платформеров очень много, самым известным из них, пожалуй, можно назвать серию Super Mario Bros., а Donkey Kong был одним из самых первых.

Интересный факт: первым трехмерным консольным платформером была Jumping Flash! на первой Sony PlayStation. До этого момента все платформеры были плоскими, «с видом сбоку», а персонажи обычно бежали слева направо.

Шутеры

Шутеры позволяют игрокам использовать в своих действиях оружие, обычно с целью уничтожить врагов или противоборствующих игроков.

Шутеры делятся по ракурсу обзора игрока. В шутерах от первого лица (FPS – Frst-person shooter) вид из глаз главного персонажа. Типичными примерами являются Call of Duty, Half-Life и Halo. В шутерах от третьего лица типа Fortnite и Splatoon действие показано так, что игрок может видеть главного персонажа, обычно чуть сверху и сзади.

Шутеры с видом сверху, например, Galaga, Space Invaders и Raiden V: Director’s Cut, как и следует из названия, демонстрируют нам вид полностью сверху. И если в шутерах от третьего лица обычно используется шкала здоровья, которая растет или уменьшается в зависимости от уровня здоровья или состояния персонажа, то в шутерах с видом сверху часто применяется принцип с некоторым количеством «жизней», когда надпись Game Over появляется после исчерпания их запаса.

Файтинги

В файтингах, в частности, Mortal Kombat и Street Fighter II, все действие сосредоточено на боях, которые чаще всего проходят в форме единоборств. Обычно в файтингах большой набор играбельных персонажей, каждый из которых специализируется на своих уникальных способностях или боевом стиле. В большинстве традиционных файтингов игрок должен сражаться, продвигаясь все выше и побеждая все более и более сильных противников.

Интересный факт: Street Fighter II был одной из первых видеоигр, где появился играбельный женский персонаж, Чунь Ли (самый первый играбельный женский персонаж появился в игре для автоматов Taito 1985 года под названием Typhoon Gal.)

Beat-em up

Игры жанра Beat-em up, или броулеры, также сосредоточены на боевке, но вместо сражения с одним соперником игроки сталкиваются с целыми волнами врагов. Одной из первых игр этого жанра была Double Dragon, среди более недавних можно назвать серию Batman Arkham или Castle Crashers.

Стелс-экшен

Чтобы справиться с испытаниями в стелс-экшенах, потребуются хитрость и точность. Хотя бой и другие действия также могут помочь в достижении цели, как в Dishonored, обычно в стелс-играх приветствуется скрытность. Родоначальницей этого жанра стала серия Metal Gear.

Выживание

Такой поджанр экшенов, как survival-action, в последние несколько лет завоевал значительную популярность. Одним из первых его представителей была игра в жанре survival-horror Resident Evil, хоть она и была линейной, тогда как действие более современных игр на выживание типа Fortnite обычно происходит в открытом мире, а игроки получают возможности и ресурсы для создания инструментов, оружия и укрытий с целью выжить максимально долго.

Ритм-игра

Ритм-игры типа Dance Dance Revolution и Guitar Hero – основанные на музыке игры, где нужно успевать за ритмом песни или мелодии, для набора очков нажимая соответствующие кнопки на контроллере в точно выверенное время. Иногда этот жанр называют также музыкальными играми.

Интересный факт: Первой ритм-игрой считается PaRappa the Rapper, вышедшая на первой PlayStation в 1997 году.

Action-Adventure

Чаще всего в action-adventure сочетается две игровые механики – квесты или испытания на протяжении всей игры, которые нужно проходить и преодолевать, используя собранные предметы или инструменты, а также элемент экшена, где применяется различное оружие и снаряжение.

Это может показаться несколько запутанным, поэтому проще объяснить на примере. В Legend of Zelda Линк должен пройти восемь подземелий, чтобы собрать разрозненные части Трифорса Мудрости. После того, как он найдет все восемь частей и соберет артефакт, можно попасть в девятое и последнее подземелье, чтобы спасти Принцессу Зельду. Для сбора удаленных предметов и атаки Линк использует бумеранг.

Игры жанра action-adventure типа The Legend of Zelda больше сосредоточены на исследовании, решении головоломок и поиске добычи, а простая боевка является скорее вспомогательной по отношению к геймплею в целом.

Интересный факт: К жанру action-adventure часто относят игры, которые не соответствуют критериям других жанров. Первой action-adventure считается игра 1979 года с говорящим названием Adventure для Atari 2600.

Survival-horror

В играх жанра survival-horror, например, Resident Evil, для создания мрачных и суровых сеттингов часто используется серьезная тематика. Во многих подобных играх изображается насилие и кровь, поэтому они предназначены только для взрослой аудитории. Обычно такие игры могут похвастаться захватывающим геймплеем, усиленным ключевым элементом механики: ограниченными ресурсами, например, боеприпасами или оружием.

Интересный факт: Resident Evil – одна из наиболее успешных игровых серий в истории, в рамках которой появилось множество продолжений, фильмов, игрушек, книг и настольных игр. А согласно геймерскому изданию Книги рекордов Гиннесса первой Resident Evil для PlayStation принадлежит рекорд худшего диалога в истории видеоигр.

Метроидвания

Этот жанр обязан своим названием двум вдохновившим его играм, Metroid и Castlevania. Метроидвании похожи на обычные action-adventure, но они нелинейны и часто требуют от игрока возвращаться назад или ограничивают его развитие, пока он не найдет конкретный предмет или особый инструмент. «Апгрейд» вашего персонажа новым оружием, способностями и другими усилениями открывает доступ в «особые» места игры – но не забудьте о сражениях с боссами, еще одной отличительной характеристики жанра метроидвании.

Приключения (квесты)

Приключенческие игры часто делятся по стилю геймплея, а не сюжету или контенту. И несмотря на то, что с развитием технологий разработчики получили множество возможностей по реализации сюжетов в этом жанре, по своей сути эти игры недалеко ушли от своих текстовых предков.

Обычно в квестах игроки взаимодействуют с другими персонажами и окружающим миром для решения головоломок с подсказками, продвигаясь таким образом по сюжету. Не считая периодических мини-игр, в квестах редко встречаются экшен-элементы. Поэтому среди мейнстримных геймеров жанр не так популярен.

Интересный факт: Самым успешным квестом всех времен считается Myst. Он вышел в 1993 году, который многие считают годом расцвета жанра, и стал самой продаваемой игрой для ПК всех времен. Кроме того, он открыл миру эпоху игр на компакт-дисках.

Текстовый квест

Первые текстовые квесты называли «интерактивными книгами». Как и следует из названия, геймплей основан на текстовых сообщениях, то есть в ответ на запрограммированные в игре разветвления сюжета или ситуации игроки вводят текстовые команды, например, «взять лопату», «схватить меч» или «идти на север». При создании текстовых квестов программисты тратили значительное время на разработку различных вариантов ответа на команды игрока.

Графический квест

По мере того, как компьютеры становились все более мощными и способными вместе с текстом выводить графику, развивались и сами игры. Например, в первых графических квестах простые картинки лишь дополняли текстовые приключения. В дальнейшем, когда мышь стала полноценным игровым контроллером, игры стали заменять текстовые команды на действия мышью, а игроки начали использовать для взаимодействия с объектами на экране принцип «».

Визуальная новелла

В большинстве визуальных новелл, безумно популярных прежде всего в Японии, игрок должен выбрать особенности или параметры персонажа, которые влияют на геймплей. Обычно в этих играх множество концовок, определяемых действиями игрока в определенных точках сюжета. Популярными темами многих визуальных новелл являются симуляции свиданий или судебных процессов (например, Ace Attorney для Nintendo DS).

Интересный факт: Почти 70% игр для ПК в Японии – визуальные новеллы.

Интерактивное кино

Технология лазерных дисков позволила создать интерактивные фильмы. В них используются заранее отснятые сцены с живыми актерами или мультипликацией, приключение обычно представляется с видом от третьего лица, а игрок контролирует выбор в определенных узловых точках сюжета, например, сдвигает стик вправо или нажимает кнопку, чтобы увернуться от летящего на него камня.

Интересный факт: Dragon’s Lair считается первым примером интерактивного кино и классикой видеоигр. За анимацию отвечал бывший аниматор Disney Дон Блут, и для создания игры его студии потребовалось семь месяцев.

3D в реальном времени

Последнее слово в жанре приключений – 3D в реальном времени, которые иногда отделяют от интерактивного кино. Здесь вместо заранее отснятых сцен игроки взаимодействуют с трехмерным игровым миром в реальном времени. В качестве примера подобных игр можно назвать Shenmue и Heavy Rain.

Ролевые игры

Ролевые игры, или RPG – пожалуй, второй по популярности жанр. В нем часто встречаются средневековые или фэнтезийные сеттинги, что главным образом связано с происхождением жанра, который ведет свою историю от Dungeons & Dragons и других настольных игр. Но ролевые игры фантастической тематики, например, Mass Effect, Fallout и большинство частей Final Fantasy, также не обделены вниманием хардкорных ролевиков и внесли в жанр свой уникальный вклад.

Кроме того, на жанр повлияли и культурные различия – в частности, многие геймеры делят RPG на WRPG (западные) и JRPG (японские). Наконец, одной из знаковых фишек жанра является выбор игрока, влияющий на итог игры, то есть у многих RPG есть несколько альтернативных концовок. А теперь давайте рассмотрим различные виды ролевых игр.

Action-RPG

Экшен-RPG заимствуют элементы жанров action и action-adventure. Определяющей характеристикой action-RPG можно назвать боевую систему в реальном времени, где все часто зависит от скорости и реакции игрока, а не только от высоких параметров его персонажа типа ловкости и харизмы.

Интересный факт: в первую Diablo до сих пор можно играть на официальных серверах в Интернете.

MMORPG

MMORPG, или массовые многопользовательские сетевые ролевые игры, появились как графические варианты текстовых многопользовательских подземелий (MUD – multi-user dungeon), популярных в конце 1970-х.

В MMORPG сотни игроков активно взаимодействуют друг с другом в едином мире и обычно выполняют одни и те же либо похожие задачи.

Roguelike

Еще один жанр, получивший название от вдохновившей его игры. Rogue была двухмерной компьютерной игрой в жанре «зачистки подземелий» 1980 года. В ней был текстовый интерфейс и случайная генерация уровней. Для прокачки параметров своих персонажей игроки должны были преодолевать препятствия и побеждать врагов.

Отдельно стоит упомянуть механику перманентной смерти персонажа, благодаря которой эти игры по праву считаются одними из самых хардкорных представителей жанра. Эти базовые принципы сохранились до наших дней, получив улучшенное графическое и геймплейное оформление.

Тактические RPG

Игровой процесс тактических RPG ближе к их настольным корням и часто представляет собой пошаговые действия на игровом поле, изометрическом или полностью трехмерном. Для победы над врагами у игроков есть ограниченные ресурсы (армии, оружие и т.д.) и требуется практически шахматная стратегия.

RPG с открытым миром

Ролевые игры с открытым миром, или «песочницы», позволяют игрокам свободно путешествовать по своей игровой среде в поисках приключений. Это одни из наиболее атмосферных и увлекательных игр, потому что огромное количество игровых персонажей и ситуаций, необходимых для создания побочных квестов и дополнительных сюжетных линий, позволяет разработчикам создавать поистине живые виртуальные миры.

Партийные RPG от первого лица

Популярный ранее поджанр, ныне сдавший свои позиции action-RPG и тактической изометрии, представляет собой ролевые игры, где игрок управляет командой искателей приключений (в среде поклонников жанра устоялось слово «партия»), которая полностью создается в начале игры или собирается по ходу путешествия. Действие обычно происходит в подземельях, вся партия передвигается как единое целое, а сражения, как правило, пошаговые, хотя иногда могут происходить и в реальном времени.

Среди наиболее известных представителей жанра можно назвать серию Might and Magic и старые Bard’s Tale (не путать с более современной action-RPG с таким же названием).

JRPG

Несмотря на название, обусловленное страной происхождения, японские RPG отличает также ряд знаковых геймплейных механик, в частности, особая боевая система (чаще всего пошаговая на основе меню действий), а также большее внимание к сюжету и взаимоотношениям персонажей, чем к их прокачке, которая по сравнению с западными RPG часто предоставляет игроку гораздо меньше свободы.

Сами персонажи тоже часто заданы изначально, а игроку доступна лишь ограниченная кастомизация параметров и внешнего вида.

Симуляторы

У представителей жанра симуляторов есть одна общая черта – все они созданы для симуляции реальных или вымышленных систем, ситуаций или событий.

Симуляторы строительства и менеджмента

Самой популярной игрой этого жанра по праву является SimCity. В ней игрок должен строить и развивать город, а также управлять им, в частности, планировать улицы, распределять пространства и взимать налоги с горожан. В других играх охват может быть ограничен большими или меньшими рамками, например, кафе, небоскребом, парком развлечений или целой планетой.

Симуляция жизни

The Sims – самый популярный симулятор жизни и одна из самых продаваемых игр всех времен. Как и в SimCity (также созданной Уиллом Райтом) игрок управляет отдельными аспектами искусственной жизни. Такие симуляторы могут позволять игрокам управлять генетикой персонажа или средой их жизни. В некоторых случаях можно контролировать даже реакцию персонажа на определенные ситуации.

Игры с виртуальными питомцами типа Nintendogs и «Тамагочи» также можно отнести к этой категории – в сущности, это симуляторы ухода за животными. Таким образом, The Sims можно назвать социальным симулятором, и каждая из этих игр в определенном аспекте является симуляцией жизни.

Наконец, некоторые наиболее масштабные игры этой категории предоставляют персонажам значительный контроль над персонажами и их окружением и поэтому называются «симуляторами бога».

Симуляторы техники

В этой категории довольно тяжело выделить наиболее популярные игры, потому что продажи примерно поровну делятся между авиасимуляторами и гонками (которые по своей сути являются симуляторами автомобилей различной степени реализма – геймеры 1990-х еще помнят слово «автосимулятор» из игровой прессы). Симуляторы техники пытаются воссоздать ощущение полета на самолете или вертолете, вождения гоночной машины и даже управления трактором на ферме.

Бой в этих играх тоже встречается (чаще всего в авиационных и танковых симуляторах). Также сюда относятся симуляторы поездов и космические симуляторы.

Стратегии

Геймплей этого жанра уходит своими корнями в традиционные настольные стратегические игры. Часто в этих играх вам доступен целый мир и все его ресурсы, а чтобы справиться с испытаниями, игроку требуется тщательно продумывать стратегию и тактику. Со временем значительная часть этого жанра перешла от пошаговых систем к реальному времени, следуя желаниям игроков.

4X-Стратегии

4X можно назвать любую стратегию, где можно выделить четыре основных цели: исследовать (eXplore), развиваться (eXpand), эксплуатировать (eXploit) и уничтожать (eXterminate). Самой известной игрой этой категории, пожалуй, является Civilization Сида Мейера. Благодаря масштабу заложенных целей у многих игр этого жанра исторические сеттинги, а действие охватывает целые эпохи жизни цивилизации (человеческой или инопланетной).

Стратегии в реальном времени (RTS)

В стратегиях в реальном времени от игрока требуется собирать и распределять ресурсы, строить базы, а также развивать экономику и военную силу. Наиболее популярной RTS в настоящее время, пожалуй, можно назвать Starcraft, стоит упомянуть также серии Warcraft, Age of Empires и Command & Conquer.

Тактика в реальном времени (RTT)

Тактика в реальном времени иногда считается поджанром RTS, но сосредоточена на управлении подразделением в бою, а не на менеджменте ресурсов и отдельных юнитов.

MOBA

Этот поджанр сочетает черты экшенов, RPG и стратегий в реальном времени. Здесь обычно не нужно ничего строить и производить. Игрок управляет одним персонажем в одной из двух команд, каждая из которых пытается уничтожить базу противник. Часто им помогают управляемые компьютером юниты, атакующие в заданном направлении.

tower defense

В обороне башен игроки должны отражать волны управляемых компьютером врагов (часто называемых «крипами»). Конкретные способности башен и крипов в разных играх могут отличаться, но обычно есть несколько башен с различными способностями, например, замедлением или отравлением крипов. Уничтожив определенное количество крипов, игрок получает ресурсы на покупку новых башен или апгрейд существующих, например, увеличение урона или дальности.

Пошаговые стратегии (TBS)

Эта категория отличает пошаговые стратегии от их собратьев в реальном времени. В пошаговой стратегии игрок получает определенный промежуток времени (ход), в который он выполняет некоторые действия. Как правило, во время хода игрока противники (другие игроки или управляемые компьютером) не двигаются.

Но, как и в случае с RTS, в этом жанре возможны отклонения от классической пошаговой схемы, например, перемещение по глобальной карте в реальном времени с переходом в пошаговый режим в бою, перехваты действий и различные концепции одновременного хода. Наиболее известный представитель жанра – серия Heroes of Might and Magic.

Пошаговая тактика (TBT)

Игры этого жанра многое заимствуют у реальной военной тактики и обычно позволяют управлять небольшим подразделением с особым вниманием к вооружению, снаряжению и характеристикам каждого отдельного бойца. Часто этот жанр пересекается с тактическими RPG (Fire Emblem, Final Fantasy Tactics) или объединяется с более масштабным стратегическим режимом (XCOM, Jagged Alliance).

Варгеймы

Геймплей этого поджанра стратегий сосредоточен на тактических или стратегических изысканиях с привязкой к карте, чаще всего без экономической составляющей и добычи ресурсов. Игры могут быть пошаговыми и в реальном времени, очень часто используются исторические сеттинги (в подавляющем большинстве случаев – Вторая мировая война). Среди наиболее ярких представителей можно назвать серии Panzer General, Close Combat, Sudden Strike («Противостояние») и «Блицкриг».

Глобальные стратегии

Гибрид варгейма и 4X, где для достижения целей обычно требуется грамотно управлять армией и ресурсами нации или империи.

Спортивные игры

Спортивные игры, как и следует из названия, симулируют различные виды спорта, например, гольф, баскетбол, обычный и американский футбол. Встречаются также олимпийские виды спорта типа лыжных гонок, и даже «барный спорт» вроде бильярда или дартс. Обычно соперники управляются компьютером, хотя можно соревноваться и с другими игроками. И раз уж мы говорим о спорте, сами по себе видеоигры тоже можно считать спортом!

Гонки

Одни из наиболее популярных игр этой категории – гоночные симуляторы серий Forza, Grand Turismo и Need for Speed, сюда же мы относим классику игровых автоматов типа Pole Position. Здесь игроки участвуют в гоночных заездах против соперников или на время.

Командные виды спорта

Симуляция различных командных спортивных игр – один из старейших игровых жанров. Некоторые представители жанра, например, Arch Rivals и NBA Jam, подходят к спорту с юмором, тогда как другие, например, Madden NFL и FIFA, стараются воссоздать реализм и подарить ощущение участия в настоящих состязаниях.

Интересный факт: Серия Madden NFL старше половины игроков, которые сейчас играют в реальной лиге NFL. Игры серии посетили 33 различных платформы и консоли, в том числе Windows, iOS, Sega Genesis и Sega Saturn, Nintendo SNES, N64, GameCube, Wii и Wii U, Turbo Duo, 3DO, PlayStation c первой по четвертую и все поколения Xbox.

Другие соревнования

К этой категории мы относим вымышленные виды спорта и сами по себе соревновательные игры, в том числе киберспортивные дисциплины типа Overwatch и Team Fortress.

Спортивные единоборства

Этот жанр, представляющий собой сочетание спорта и файтингов, включает, например, симуляторы бокса типа Fight Night, а также игры о реслинге. В них более реалистичные бои и могут фигурировать реальные спортсмены.

Головоломки

Головоломки, или логические игры, обычно играются на одном экране или игровом поле, а для прохождения требуется решать определенные интеллектуальные задачи.

Логические игры

В логических играх нужно решать логические головоломки или проходить какие-то испытания для ума типа лабиринтов. Среди наиболее ярких представителей – интеллектуальные игры типа Brain Age и более казуальные головоломки, например, Tetris.

Интересный факт: Первая версия «Тетриса» была текстовой. Ее создатель Алексей Пажитнов для создания блоков различного размера использовал скобки, а игроки должны были изменять положение блоков, падающих в стакан, чтобы заполнять и убирать ряды.

Викторины

Как и в настоящих викторинах, в компьютерных играх этого жанра для набора очков игрок должен ответить на вопрос в течение заданного времени (или раньше другого игрока). Этот жанр отлично подходит для казуальной игры, поэтому в последнее время его популярность неуклонно растет, особенно на мобильных телефонах.

Другие жанры

Развитие технологий раздвигает границы возможного в видеоиграх, а разработчики – границы игровых жанров, все время создавая новые.

Инкрементальные игры

Инкрементальные или «ленивые» игры (не путать с казуальными) – это простые игры, требующие минимального участия игрока, например, в виде кликов по значку, поэтому часто их называют кликерами. Инкрементальные игры привлекают игроков тем, что вознаграждают за выполнение простых заданий.

Интересный факт: В программе Idle Game Maker можно сделать свой кликер, даже не обладая никакими знаниями в области программирования.

Казуальные игры

Казуальные игры основаны на самой простой механике и прекрасно подходят для короткой мимолетной игры. Благодаря развитию мобильных игр в последние несколько лет мы наблюдаем взрывной рост популярности этого жанра. Для удержания интересна игроков разработчики часто используют награды и тщательно продуманные уровни, так как геймплей в этом жанре обычно довольно однообразен.

Игры для вечеринок

Обычно эти игры предназначены для нескольких игроков (четырех или более) и представляют собой соревнования участников друг с другом или компьютерными противниками в различных мини-играх. Типичным примером является Mario Party.

Игры с программированием

Обычно в этих играх для выполнения задач или преодоления препятствий нужно использовать код. Например, в Codehunt используется Java или C#, а игроки пишут программы, изучая языки, алгоритмы и типы данных (циклы, строки, шифрование и т.д.).

Настольные и карточные игры

Традиционные игры, такие как шашки, шахматы и нарды, до сих пор сохраняют свою популярность, а так как мир становится все более цифровым, они тоже получили виртуальное воплощение. Также к этой категории относятся карточные игры, от компьютерных реализаций покера и преферанса до Magic: The Gathering и Pokemon Card Game.

Массовый сетевой мультиплеер (MMO)

В эти игры играют исключительно через Интернет или другие сетевые платформы. Кроме того, часто в MMO реализовано множество игровых режимов, в которых игроки могут работать сообща или соревноваться друг с другом. В частности, в Minecraft можно играть либо как в MMO, либо как в одиночную игру.

Рекламные игры

Обычно рекламные игры создаются для повышения продаж продукта или бренда, а при их создании разработчики сотрудничают с производителем или рекламной компанией.

Интересный факт: Chex Quest – шутер от первого лица без насилия на движке Doom, вышедший в 1996 году в рамках рекламной кампании хлопьев Chex. Эта первая видеоигра, которая прилагалась в подарок к хлопьям.

Творческие игры

Творческие игры обычно связаны с рисованием или каким-либо другим искусством и ориентированы на то, чтобы вызвать у аудитории эмоциональный отклик. Обычно в этих играх нет геймплея как такового, поэтому это скорее «интерактивные произведения».

Обучающие игры

В таких играх простая механика применяется для обучения различным предметам и навыкам, например, математике или набору текста на клавиатуре, поэтому они часто входят во многие списки лучших видеоигр для детей.

Однако, не стоит недооценивать потенциал игр – некоторые из них, например, Minecraft или Roblox, технически не обязательно были задуманы обучающими, но обладают очень широкими возможностями для использования в образовательных целях.

Фитнес-игры

Фитнес-игры (не путать со спортивными) разработаны для игры с особыми контроллерами или периферийными устройствами, позволяющими игрокам выполнять реальные физические упражнения. Законодателем жанра по праву является Nintendo, и в таких играх, как Wii Fit или Ring Fit Adventure, можно отслеживать количество подходов и прогресс, примерно как на фитнес-браслете.

Интересный факт: Контроллер Nintendo Entertainment Systems Power Pad, выпущенный в 1988 вместе с игрой World Class Track Meet, положил начало жанру фитнес-игр. А Dance Dance Revolution от Konami на момент своего выхода в 1998 году считалась наиболее успешной фитнес-игрой, хотя сейчас ее относят к музыкальным.

Создайте свой жанр!

Выбор видеоигр поистине безграничен, и существует не только множество самых разнообразных жанров, но и огромное количество успешных поджанров в рамках каждого из них. Если вы считаете наш список неполным или неточным, обязательно делитесь своим мнением в комментариях, и вместе мы обязательно доведем его до совершенства!

Не забывайте, что технологии постоянно развиваются, а интерактивная среда очень плодовита! При развитом воображении и желании научиться всем тонкостям разработки игр исследование различных жанров может стать началом чего-то большего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *