Какой бывает характер музыки?

Какая бывает музыка по характеру?

Какая музыка бывает по характеру? Едва ли на этот вопросик найдётся однозначный ответ. Дедушка советской музыкальной педагогики Дмитрий Борисович Кабалевский полагал, что музыка держится на «трёх китах» ‑ это песня, марш и танец.

В принципе, Дмитрий Борисович был прав, под такую классификацию может попасть любая мелодия. Но мир музыки настолько многообразен, наполнен тончайшими эмоциональными нюансами, что характер музыки не является чем-то статичным. В одном и том же произведении очень часто переплетаются и сталкиваются темы, абсолютно по характеру противоположные. На таком противопоставлении основано строение всех сонат и симфоний, да и большинства других музыкальных произведений.

Возьмём, к примеру, всем известный Траурный марш из си-бемольной сонаты Шопена. Эта музыка, вошедшая в похоронный ритуал многих стран, в нашем сознании стала неразрывно связана с тяжёлой утратой. Основная тема полна безнадёжного горя и тоски, но в средней части вдруг возникает мелодия совершенно другого характера – светлая, как бы утешающая.

Говоря о характере музыкальных произведений, мы, скорее, имеем в виду то настроение, которое они передают. Очень условно можно всю музыку разделить на весёлую и грустную. На самом же деле она способна выразить все полутона состояния души – от трагизма до бурной радости.

Попробуем на известных примерах продемонстрировать, какая музыка бывает по характеру.

  • Трагическая. Например, «Лакримоза» из «Реквиема» великого Моцарта. Вряд ли кто-то может остаться равнодушным к пронзительности такой музыки. Недаром Элем Климов ее использовал в финале своего тяжелого, но очень сильного фильма «Иди и смотри».
  • Лирическая. Известнейшая миниатюра Бетховена «К Элизе», простота и выразительность чувств которой как бы предвосхищает всю эпоху романтизма.
  • Патриотическая. Концентратом патриотизма в музыке, пожалуй, является гимн своей страны. Наш российский Гимн (музыка А.Александрова) – один из самых величавых и торжественных, наполняющих национальной гордостью. (В момент, когда под музыку гимна проходит награждение наших спортсменов, наверное, каждый проникается этими чувствами).
  • Радостная. И опять Бетховен. Ода «К радости» из 9-й симфонии наполнена таким всеобъемлющим оптимизмом, что Совет Европы объявил эту музыку гимном Евросоюза (видимо, в надежде на лучшее будущее Европы). Впечатляет, что эту симфонию Бетховен написал уже, будучи глухим.
  • Созерцательная. Музыка пьесы Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» носит идиллически пасторальный характер. Это картинка раннего утра, ничего глобального не происходит. Красота, покой, гармония.

Конечно, это лишь малая часть возможных настроений. Кроме этого, музыка по характеру может быть тревожной, таинственной, драматической, бодрой, шутливой и другой (тут можете сами добавить бесконечное число вариантов).

Ограничившись здесь примерами из популярных классических произведений, не будем забывать, что современная, народная, эстрадная, джазовая – любая музыка, тоже имеет опредёленный характер, даря слушателю соответствующее настроение.

То, какая бывает музыка по характеру, может зависеть не только от её содержания или эмоционального тонуса, но и от многих других факторов: например, от темпа. Быстро или медленно – это ведь очень важно? Кстати, табличку с основными обозначениями, которые композиторы используют для передачи характера, можно скачать .

Закончить хочется словами Толстого из «Крейцеровой сонаты»:

Автор – Сюзанна Мак

Музыкально-дидактическая игра «Определи характер музыки»

Елена Белогубкина
Музыкально-дидактическая игра «Определи характер музыки»

Цель:

Игра в лёгкой, увлекательной форме расширяет высказывания детей о музыке, учит сопоставлять образы с музыкой, пробуждает интерес к восприятию музыки. Так же игра способствует развитию внимания, воображения, логики и связанной речи.

ВАРИАНТЫ ИГРЫ:

«Ознакомление»

Воспитатель или музыкальный руководитель показывают детям карточки и зачитывают определение музыки, стараясь найти его в рисунке. Например: показываем «сапожки», мы говорим: «Наденем красивые сапожки и будем танцевать. Музыка будет звучать танцевальная!» Или показываем солдатскую фуражку, мы говорим: «Кто носит такие фуражки?» Дети – «Солдаты!» «Такая музыка будет солдатская!»

«Парные картинки»

После прослушивания музыки можно предложить детям выбрать одну из двух картинок, называя характер музыки. Например, прослушав пьесу «Болезнь куклы» П. И. Чайковского предлагаем выбрать из следующих определений:

весёлая – грустная

острая — гладкая

солнечная – хмурая

быстрая – медленная

праздничная – печальная

Кто угадает, берёт карточку себе. Выигрывает тот, кто соберёт большее количество карточек.

Детям 5 – 7 лет, можно показывать большее количество карточек, и показывать те карточки, которые обе не подходят к услышанной музыке.

«Выбери карточку»

Один или двое детей выбирают нужные картинки и рассказывают об услышанной музыке. А остальные дети могут оценивать. Если ответ правильный – аплодисменты, если не правильный – то дети молчат.

Если в игре выбирается двое детей, то выигрывает тот, кто больше наберёт карточек, соответствующих характеру звучания музыки.

Игра предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов, а так же родителей.

Приложение

Слушая музыку, мы чувствуем его настроение. А порой нам трудно рассказать о ней. Для этого нас помогут рисунки.

Музыка бывает:

1. Весёлая – человечек улыбается или

2. Грустная – ротик искривился.

3. Убаюкивающая – человечек закрыл глазки, положил руки под щёчки или

4. Плачущая – из глаз человечка капают слёзы, рот зажат.

5. Острая – как как иголки у ёжика острые или

6. Гладкая – как дельфин, гладкий.

7. Солнечная – солнышко улыбается радостно или

8. Хмурая – тучка нахмурилась.

9. Солдатская – смелые, храбрые солдаты одевают фуражку или

10. Танцевальная – надеваем красивые сапожки и будем танцевать.

11. Низкая – у медведя музыка звучит низким звуком или

12. Высокая – у птички музыка звучит высоким звуком.

13. Быстрая – зайчик бегает быстро или

14. Медленная – а черепаха ползёт медленно.

15. Праздничная – много шариков — значит праздник или

16. Печальная – девочка расстроилась, печальная у неё заболела кукла.

17. Прыгучая – девочка прыгает на скакалке или

18. Колыбельная – девочка сладко ночью спит.

19. Светлая – чистая, светлая картинка или

20. Тёмная – в тёмном страшном лесу.

21. Твёрдая – как кирпич твёрдая или

22. Мягкая – мягкая подушка.

23. Тяжёлая – гиря, которую и не поднять, только папа поднимает или

24. Воздушная – как воздушный шарик.

25. Богатырская – сильный, могучий богатырь или

26. Нежная – нежная, добрая, заботливая девочка, ухаживает за котёнком.

27. Маршевая – солдатики маршируют или

28. Волшебная – волшебную, сказочную музыку играет девочка на скрипке.

Как охарактеризовать музыку

Друзья! Продолжаем тему – как охарактеризовать музыку. В предыдущей статье уже были приведены таблицы слов, характеризующих музыку. А сегодня мы характеризуем выразительные средства музыки: мелодию, гармонию, динамические оттенки, тембр, штрихи, регистры.

Выразительная характеристика мелодики
Выразительные характеристики ритма
Как охарактеризовать гармонию
Выразительные характеристики динамики
Какими словами охарактеризовать темп
Выразительные характеристики тембра
Как охарактеризовать метр

Легкий, мягкий, связный, плавный, упругий, подчеркнутый, отрывистый, решительный, активный, тяжелый, тягучий, энергичный.

Как охарактеризовать регистр

Высокий, средний, низкий, насыщенный, густой, приглушенный, светлый, теплый, прозрачный, просветленный, мягкий, звонкий.

Слушайте музыкальные произведения и выражайте свои эмоции, используя приведенные списки слов. Особенно эти примеры помогут учащимся – расширят их словарный запас и превратят слушание музыки в увлекательный процесс.

С уважением, Ирина Анищенко

Не забудьте поделиться статьей с друзьями в социальных сетях

.

Характер музыки: какой он бывает?

Существует много мнений о том, какой бывает музыка по характеру. Кабалевский Дмитрий Борисович, «дедушка» советской музыки, например, считал тремя «китами» музыки песню, марш и танец. Нельзя сказать, что он был неправ, ведь и вправду можно любую мелодию подвести под один из этих видов. Но мир музыки хранит в себе столько сочетаний и тонкостей, что характер – понятие, изменяющееся постоянно. Именно на противопоставлении характеров часто строятся самые разные мелодии и композиции во всех существующих жанрах.

Характер, по большей степени, — это настроение музыки. И очень условно его можно разделить на следующие виды:

  1. Трагическая. «Лакремоза» из «Реквиема» Моцарта может стать отличным примером такой музыки. В ней сочетаются нотки, ранящие душу и заставляющие переживать, испытывать отчаяние.
  2. Лирическая. Идеальный пример, соединивший в себе все краски романтизма, — миниатюра Бетховена «К Элизе». Чувства в ней отличаются невероятной выразительностью наряду с простотой.
  3. Патриотическая. Наилучшим образом просматривается такое настроение в гимнах разных стран.
  4. Радостная. Оптимизм, быстрый ритм идеально передаются в очередном творении Бетховена «К радости». Его даже сделали гимном Евросоюза.
  5. Созерцательная. В большинстве своем такая музыка предполагает гармоничные и умиротворяющие мелодии. Например, пьеса Э. Грига «Утро» исполнена пасторальным характером, гармонией, идиллией и красотой.

Перечислять настроения музыки можно бесконечно. С появлением новых музыкальных жанров и оборудования Soundking для обработки сигнала, например, открываются безграничные возможности для музыкантов. Расставлять штрихи и акценты в мелодиях стало проще, появилось множество «художественных кистей», с помощью которых легко нарисовать любую эмоцию и передать любой характер.

Характер музыкального произведения

Музыка, как конечный результат смешения звуков и тишины во времени, передаёт эмоциональную атмосферу, тонкие чувства человека написавшего её.

Согласно трудам некоторых учёных, музыка обладает свойством влиять как на психологическое, так и физическое состояние человека. Естественно, такое музыкальное произведение имеет свой характер, заложенный создателем либо целенаправленно, либо не осознанно.

Определение характера музыки по темпу и звучанию.

Из работ В. И. Петрушина, российского музыканта и педагога-психолога, можно выделить следующие основы музыкального характера в произведении:

  1. Минорное звучание и медленный темп передают эмоции печали. Охарактеризовать такое музыкальное произведение можно как грустное, передающее скорбь и уныние, несущее в себе сожаление о невозвратном светлом прошлом.
  2. Мажорное звучание и медленный темп несут в себе состояние покоя, удовлетворённости. Характер музыкального произведения в данном случае заключает в себе умиротворённость, созерцание и уравновешенность.
  3. Минорное звучание и быстрый темп предлагают эмоции гнева. Характер музыки можно обозначить страстным, взволнованным, напряжённо-драматическим.
  4. Мажорная окраска и быстрый темп, несомненно, передают эмоции радости, обозначающиеся оптимистическим и жизнеутверждающим, весёлым и ликующим характером.

Следует подчеркнуть, что такие элементы выразительности в музыке, как ритм, динамика, тембр и средства гармонии являются очень важными для отражения какой-либо из эмоций, от них сильно зависит яркость передачи музыкальной характерности в произведении. Если провести эксперимент, и проиграть одну и ту же мелодию в мажорном или минорном звучании, быстром или медленном темпе, то мелодия будет передавать уже совсем другую эмоцию и, соответственно, общий характер музыкального произведения поменяется.

Соотношение характера музыкального произведения и темперамента слушателя.

Если сравнивать опусы классических композиторов с произведениями современных мастеров, то можно проследить некую тенденцию в развитии музыкальной окраски. Она становится всё более сложной и многогранной, а вот эмоциональный фон, характер, существенно не подвергается изменениям. Следовательно, характер музыкального произведения это константа, не подвергающаяся изменениям по истечении времени. Произведения, написанные 2-3 века назад, так же воздействуют на слушателя, как и в период популярности у современников.

Выявлено, что человек выбирает музыку для прослушивания не только исходя из своего настроения, но неосознанно учитывая свой темперамент.

  1. Меланхолик – медленная минорная музыка, эмоция – печаль.
  2. Холерик – минорная, быстрая музыка – эмоция – гнев.
  3. Флегматик – медленная мажорная музыка – эмоция – спокойствие.
  4. Сангвиник – мажорная, быстрая музыка – эмоция – радость.

Абсолютно все музыкальные произведения имеют свой характер и темперамент. Их изначально заложил автор, руководствуясь чувствами и эмоциями в момент создания. Однако не всегда слушатель может расшифровать именно то, что хотел донести автор, так как восприятие субъективно, проходит через призму ощущений и эмоций слушателя, исходя из его личного темперамента.

Кстати, вам интересно узнать, как и с помощью каких средств и слов в нотном тексте композиторы пытаются донести до исполнителей их произведений задуманных характер? Читайте небольшую статью и скачивайте таблицы характера музыки.

Автор – Станислав Колесник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *