Какой бывает зима прилагательные

Лексическая тема «Зима» [рекомендации для родителей]

Черникова Нина Геннадиевна,
учитель-логопед

Рекомендации для родителей по лексической теме «Зима» можно разместить в группе в уголке для родителей.

Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ребенку вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями. Например:

— Какое сейчас время года?
— Сейчас зима.
— Почему ты так думаешь? Постарайся перечислять все приметы зимы.
— На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.

2. Выясните, знает ли ребенок названия зимних месяцев. Следующее четверостишие поможет их запомнить.

Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.

3. Предложите ребенку выполнить упражнение «До — между — после».

Какой месяц перед январем?
Какой месяц после января?
Какой месяц между февралем и декабрем?

4. Уточнить у ребенка значение слов «гололед», снегопад», «поземка», «метель», вьюга».

5. Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.

6. Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным.

Снежинки зимой (что делают?) …
Лед на солнце (что делает?) …
Мороз (что делает?) …
Метель (что делает?) …

7. Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково».

Снег — снежок.
Лед — …
Зима — …
Мороз — …
Метель — …
Солнце — …

8. Игра «Из чего — какой?» поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных.

Горка из снега (какая?) — снежная.
Дорожка изо льда (какая?) — …
Погода с морозом (какая?) — …

9. Поупражняйте ребенка в подборе антонимов , предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот».

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой — …
Летом день длинный, а зимой — …
Летом солнце светит ярко, а зимой — …
Весной лед на реке тонкий, а зимой — …
Снег мягкий, а лед… — …
Одни сосульки длинные, а другие — …

10. Попросите ребенка пересказать рассказ «Зима».

Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.

11. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» на развитие логического мышления.

Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф.

12. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков. (Развитие координации речи с движением, развитие воображения)

Раз, два, три, четыре,
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили,
(«лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий
(грозить пальчиком)
Раз — подбросим
Два — поймаем
Три — уроним
И… сломаем
(Выполнять соответствующие словам действия)

Проект по русскому языку «Зимняя страничка»

Заказ № 90200

Зимние словечки

Все эти слова объединены общей зимней темой. Прочитав их, я представляю перед собой зимний лес, в инее деревья, большие сугробы, медленно падает снег, а на деревья сидят снегири. Ощущается приближение самого радостного и волшебного праздника-Нового года!

Добавить к ним можно:

Иней, мороз, вьюга, метель – на улице не погуляешь, холодно.

Все эти слова являются именами существительными.

Синонимы:

Снег — осадки, пороша

Снежинка-кристаллик снега, пушинка

Снегирь – птица

Гололед-наледь, наморозь

Сугроб-занос

Иней-изморозь

Антонимы:

Мороз-жара

Лёд – вода

Снег — дождь

Однокоренные слова:

Снег, снежинка, снегопад, Снегурочка, снеговик (корень снег).

Гололед, лед.

Мой словарик зимних слов:

Пословицы, поговорки,

  1. Береги нос в большой мороз.
  2. Два друга-мороз да вьюга.
  3. Не пугай, зима, весна придет.
  4. Новый год- к весне поворот.
  5. Что летом родится, то зимой пригодится.
  6. В зимний холод всякий молод.
  7. Где мороз ступает, там он снежные розы роняет.
  8. Белый снежок – каждому дружок.
  9. Помни это, что зима не лето.

Загадки

Снег на полях,

лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы

И заросли роз? (мороз)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту (снег)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов,

Мост как синее стекло,

Скользко, весело, светло (лёд)

Так сразу ты её увидишь.

Вниз головой она растёт

И тонким носом слёзы льет (сосулька)

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья убирает (иней)

Стихи о зиме

Белая берёза,

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой (С. Есенин)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромой,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит (Ф. Тютчев)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама,

Идет волшебница-зима (А. Пушкин)

«Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную лепили.

Снег февральский, слабый-слабый,

Мялся под рукой,

Но как раз для снежной бабы

Нужен нам такой (А. Барто)

Рассказ о зиме.

Идёт февраль — третий месяц зимы. Скоро наступит весна. На улице ещё холодно. Но морозы, когда мы не ходили в школу, уже прошли. Деревья стоят убранные снежной бахромой. В этом году выпало очень много снега, чему рады больше всего дети. Можно падать и валяться в снегу, не боясь испачкаться. Только надо тепло одеться, чтоб не замёрзнуть. Можно взять ледянки и кататься с горки. Или с родителями поехать на каток и кататься на коньках, а также съездить на лыжную базу «Снежинку» и покататься на лыжах или скатиться с горки на «ватрушке».

А еще я со своими подружками люблю играть в нашем дворе и строить снежную крепость.

Зимой на улице холодно и рано темнеет, но я все равно люблю это время года, потому что приходит Новый год и все дети мечтают о подарках от деда мороза. А ещё я люблю зиму за то, что у меня в январе день рождение.

Проект по русскому языку»Зимние странички» (3 класс)

Коллективный проект учащихся 3 класса

Руководитель: Карпенко Елена Алексеевна (учитель 3 класса)

Тема: Зимние странички

Цель:

Форма работы: групповая

Этапы работы:

  1. Подготовительный (определение цели и задач проекта, создание групп по направлениям, распределение заданий);

  2. Основной (сбор материалов, обработка материалов, оформление проекта);

  3. Защита проекта

Направления:

  1. языковедческое

  2. исследовательское

  3. поэтическое

  4. художественно-формительское

Работа по направлениям:

  1. языковеды

— работают над словарём зимних слов;

— подбирают однокоренные слова;

— пишут сочинения

2) исследователи

— ищут информацию о зимних месяцах;

— подбирают пословицы, поговорки, народные приметы;

— вспоминают зимние сказки, их авторов. работают в библиотеке;

— ищут изображения картин художников с зимним пейзажем;

3) поэты

— сочиняют стихотворения

1) художники и оформители

— рисуют зимние пейзажи;

— обрабатывают информацию и оформляют проект

Описание проекта

  1. загадка

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит девица,

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. (зима)

2) зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

В народе декабрь величали: «Стужайло», «Студёный», «Студенец», «Зазимник», «Лютень».

1-22 декабря – Первозимье, 22-31 декабря – Коренная зима , 22 декабря – самый короткий день и самая длинная ночь.

_______________________________________________________________

В народе январь величали: «Просинец зимы», «Двуликий яр», «Перелом зимы», «Перезимье».

Дни становятся длиннее, больше светлых часов. Солнце встаёт раньше и ярче светит. Сугробы всё выше, снег глубже, лёд толще.

_______________________________________________________________

В народе февраль величали: «Бокогрей», «Снежень», «Лютый», «Сечень», «Вьюговой», «Двуликий» — и «Лютень» и «Бокогрей», «Широкие дороги», «Свадебный» — у лис и волков начинались свадьбы, у зайцев – игры.

1-14 – Коренная зима, 15-28,29 – Перелом зимы.

Раньше год начинался с 1 марта, а февраль отсекал, замыкал год.

_______________________________________________________________

  1. народные приметы

Декабрь

Декабрь снежный да холодный обещает обильную жатву.

Зайцы подходят близко к жилью – будет суровая зима.

Кошка лапой мордочку закрывает – к морозу.

Столб от солнца на закате – на мороз.

Январь

Дрова горят с треском – к морозу.

Если в январе частые снегопады и метели. То в июле будут частые дожди.

Перед сильным морозом вокруг луны два тусклых красноватых круга.

Звёзды кажутся блестящими – к морозу, мелкими – к снегопаду.

Февраль

Февраль холодный и сухой – август жаркий.

Каким будет первый день февраля – такими же будут и остальные.

Если запел снегирь – быть вьюге.

Если зимой облака идут против ветра – будет снег.

4)Пословицы

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт.

Декабрь старое горе кончает, новому году счастьем дорожку стелет.

Январь – всему году запевала.

Январь — году начало, зиме середина.

Месяц январь – зимы государь.

Февраль зиму ломает, воду подпускает, три часа прибавляет.

У февраля два друга: метель да вьюга.

Февраль в берлоге медведю бок греет.

  1. Зимние сказки

  1. Русские народные сказки «Лиса и заяц», «Лисичка-сестричка и волк», «Мужик, медведь и лиса», «Снегурочка», «По щучьему веленью», «Лиса со скалкой».

  2. Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева».

  3. Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев».

  4. Фёдор Иванович Одоевский «Морозко».

  5. Братья Гримм «Госпожа Метелица»

  1. Словарь зимних слов

Однокоренные слова (части речи)

  1. Сочинение

Зимняя экскурсия

В выходной день мы всем классом ходили в зимний лес.

Как здесь красиво! Маленькие пушистые ёлочки стоят в белых шубках. С высоких сосен свисают мохнатые снежные лапы. На снегу видны следы лесных зверушек и птиц. Вдруг с дерева упал ком снега. Это резвятся шустрые белочки. А какая в лесу стоит тишина!

После экскурсии мы возвращались домой. Надышались чистым воздухом, налюбовались красотой зимнего леса, послушали тишину. У всех было отличное настроение.

Арендарь Александра

Первый снег

Сегодня выпал первый снег. Он укрыл всю землю белым покрывалом. Снег лежал везде: на деревьях, на крышах, на заборах. Мы с сестрой выбежали во двор и стали играть в снежки. Рядом бегал наш пёс Бетховен. Он резвился, как маленький щенок. Все были рады первому снегу!

Мамадалиева Дина

  1. Стихотворения

Белый лес, пушистый

Весь в снегу стоит.

Заинька ушастый

По лесу бежит. (Гринене Ксения)

Во дворе у нас сугроб

Вырос за ночь, словно сноп.

Я его залью водой.

Ох и весело зимой! (Прахов Илья)

Мы заходим в зимний лес.

Сколько же в лесу чудес!

Ёлочка в снегу стоит,

Словно доктор Айболит.

Под ней прячется зайчишка,

Белый маленький трусишка. (Арендарь Александра)

Канакина. 3 класс. Учебник №2. Наши проекты. Зимняя страничка, с. 60 – 61

Наши проекты. Зимняя страничка

  • Прочитайте слова.

1. Какой темой можно объединить эти слова? Какие слова вы могли бы добавить?

2. Что вы представили, читая каждое слово? Какие слова вызвали у вас радостное чувство? Какие краски вы могли бы подобрать для каждого слова?

Представил волшебницу-зиму, небо в белых снежинках, Новый год. Слова, которые ассоциируются с зимними забавами, волшебством, Новым годом вызывают радостное чувство. Можно подобрать холодную палитру красок: от белого до сине-фиолетового.

3. Какой частью речи является каждое слово? К каким словам вы можете подобрать синонимы, антонимы? Есть ли среди этих слов однокоренные?

Все слова являются именами существительными.

Синонимы:
мороз — холод,
метель — вьюга,
снег — пороша

Антонимы:
снег — дождь,
мороз — жара.

Однокоренные слова:
снег — снежинка, снегопад, снеговик, Снегурочка;
лёд — гололёд.

4. Как поэты описывают зиму? Прочитайте отрывки из стихотворений. Какие слова и выражения вам понравились и почему?

Здравствуйте, лёгкие звёзды пушистого первого снега!

И. Тургенев

На землю тихие снежинки
Ложатся блёстками слюды.

Г. Граубин

Неколючий, светло-синий
По ветвям развешан иней, —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

А. Фет

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.

А. Пушкин

5. Спишите любые стихотворные отрывки. Подчеркните в них понравившиеся слова и выражения.

6. Составьте свой словарь зимних слов. Нарисуйте картинку к своим словам.

7. Подберите загадки или пословицы, предложения или поэтические строки, в которых употребляются зимние слова.

В белом инее берёзы.
Спят ежи, медведи спят.
Но хотя пришли морозы,
Снегири зарёй горят.
Будет Новый год и светлый
Чудный праздник Рождества.
В шубу тёплую одета
Белоснежная… (зима)

Зима — не лето, в теплую шубу одета.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Снегирь прилетит — и всем о зиме известит.
На Новый год день прибавился на заячий скок.
Сугроб да вьюга – два друга.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Январь — месяц ярких звёзд, белых троп и синих льдов.
Вьюги да метели под февраль полетели.

Жили-были в тучке точки:
Точки-дочки и сыночки —
Двадцать тысяч сыновей!
Двадцать тысяч дочерей!

Сорок тысяч белых точек —
Сыновей и точек-дочек —
Сразу за руки взялись
И на землю понеслись.

Э. Мошковская

Бела дороженька, бела.
Пришла зима. Зима пришла.
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы, —
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берёз.
Замру. И белка в тишине
Вдруг спрыгнет на руки ко мне.

В. Степанов

Вьюга стонет, тучи гонит
К озеру близкому
По небу низкому.
Тропки скрыло, побелило
Кружево нежное,
Легкое, снежное.

В. Лунин

  • Придумайте свой рассказ, используя в нём какие-либо из зимних слов. Подготовьтесь представить свою зимнюю страничку в классе.

Зимой лес превращается в сказочную книгу. На её белых страницах-опушках пишут рассказы своими следами звери и птицы. Петляют заячьи следы, а за ними идёт ровная строчка отпечатков лисьих лап. Около дерева лежит еловая шишка, а вокруг неё рисовали узоры снегири. Да и сами деревья стоят нарядные в белых шубах. Ели и сосны самые красивые деревья зимой — иней на иголках так и переливается в солнечном свете. А вот любопытная белка выглянула из-за пня и мигом взлетела на вершину сосны, распугав синичек. Сразу наполнился зимний лес трескотнёй сорок, забарабанил дятел, а в тёмной чаще завыл волк. Нет, не засыпает природа зимой — живёт своей сказочной жизнью.

← Предыдущее Следующее →

Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 2. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 3 класс

Канакина. 3 класс. Учебник №2. Наши проекты. Зимняя страничка, с. 60 – 61 4.2 (84.12%) от 855 голосующих

Зимние слова

Тема. «Зимние слова».

Цели. Обобщить знания детей о словах зимней тематики; учить составлять акротекст.

Учебные материалы. Картины зимней природы; карточки со словами; кроссворд.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Словарная работа

Учитель. Сегодня на нашем занятии мы поговорим об одном из четырех времен года. Вы узнаете, о каком, если отгадаете загадку:

В это время года поутру темно,
Долго не заглянет солнышко в окно.
В это время года птицы не поют,
Это время года дети очень ждут.
Все леса и парки снегом заметет,
Мама из чулана лыжи принесет.
Новогодней елке рада детвора,

Дед Мороз устроит праздник до утра.

Дети. Это зима.

У. По каким признакам вы догадались, что речь идет о зиме? Подтвердите словами из текста.

Д. «Поутру темно» – короткие дни, длинные ночи.
– «Птицы не поют», «леса и парки снегом заметет», «мама принесет лыжи».
– «Наступит Новый год».

У. Сколько месяцев длится зима?

Д. Три.

У. В каком порядке наступают зимние месяцы? Загадки, записанные на доске, помогут вам это определить.

На доске:

Этот месяц год кончает, а зиму начинает.
Этот месяц – году начало, а зиме середина.
Месяц этот всех короче,
И короче стали ночи.

Д. Декабрь, январь, февраль.

На доске – картины с изображениями зимней природы.

У. Соотнесите названия месяцев с изображениями на картинах и объясните, почему вы так думаете.

Дети отвечают.

– Каковы главные признаки зимы?

Д. Холод, мороз, снег, метель.

У. В русском языке у слова снег значений много. Прочитайте, какие бывают виды снега и что они обозначают.

Дети читают по цепочке текст на карточках:

Хлопья снега – снежинки, слипшиеся на лету.
Пороша – самый первый чистый, пушистый, свежий, легкий снег.
Крупка – колючие белые шарики, похожие на пшено.
Поземка – струящаяся по земле низовая метель.
Вьюга – снег, кружащийся в воздухе.
Буран, ураган – сильная снежная вьюга.
Наст – хрупкая корочка, похожая на черствую пастилу.
Сугроб – наметенная ветром большая куча снега.

– Как называется мельчайшая частица снега?

Д. Снежинка.

У. С этим словом вы еще встретитесь, работая со стихами.

II. Работа над акростихом

У. Прочитайте про себя стихотворение.

На доске:

С неба падали пушинки
На замерзшие поля.
Ель закутали косынкой,
Жаркой шубой – тополя
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом.
Как же их зовут? – ты спросишь.
Имя здесь я написала.

– Кто догадался, о чем это стихотворение? Отгадку вы найдете, если прочитаете сверху вниз первые буквы стихотворных строчек. Такой вид стихотворений называется акростихом.

Мы с вами тоже можем научиться составлять акротекст. Акротекст отличается от акростиха тем, что у акростиха есть рифма, а у акротекста рифмы нет, но он похож на небольшой рассказ.

Давайте попробуем составить акротекст.

Задание I варианту: составьте акротекст из слова снег.

Задание II варианту: составьте акротекст из слова зима.

Дети читают составленные акротексты, выбирают лучший:

Снег выпал ночью.
На деревьях белые теплые шубки.
Ели надели пушистые шапки.
Глаза радуются снежной чистоте.

(Лена Толстая.)

С горки катаются дети
На санках и лыжах.
Если выпадет много снега,
Город станет белым, чистым, веселым.

(Ира Воробьева.)

Зимой выпало много снега.
Ира и Катя лепят снежную бабу.
Миша и Вова играют в хоккей.
Аня катает маленького брата на санках.

(Петя Корнев.)

Зимой замерзли реки.
Иней серебрит ветки деревьев.
Мороз нарисовал на окнах красивые узоры.
А под деревьями намело сугробы снега.

(Илья Малышев.)

– Молодцы! У вас получились хорошие акротексты.

III. Кроссворд

У. Продолжим работу с зимними словами. Для этого разгадаем кроссворд.

Дети отгадывают загадки:

– Какое слово получилось в вертикальном ряду?

Д. Снежок.

У. Какие из этих слов-отгадок употребляются только в единственном числе?

Д. Наст, иней.

IV. Словообразовательная работа

У. Какие однокоренные слова звучали сегодня на уроке чаще всего?

Д. Снег, снежинки, снежок.

У. Какие значения имеет слово снежок?

Д. Уменьшительно-ласкательное от слова снег и шарик, вылепленный из снега.

У. Какие существительные можно образовать от корня снег?

Д. Снегурочка, снежная баба, снеговик.

У. Имена каких сказочных персонажей образовались из зимних слов?

Д. Дед Мороз, бабушка Метелица.

У. Как пишутся имена людей и сказочных персонажей?

Д. С большой буквы.

V. Итог занятия

У. Понравился ли вам наш урок? Что нового вы узнали? Чему научились?

Дети отвечают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *