Какой голос подает сорока?

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ «Зимующие птицы»

Рита Бодендорф
Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ «Зимующие птицы»

Цель. Развитие навыков словоизменения и словообразования.

Задачи.

1. Активизация словаря по теме зимующие птицы.

2. Совершенствование грамматического строя речи, развитие навыков словообразования (образование творительного падежа существительных, употребление родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласование числительных с существительными, образование относительных и притяжательных прилагательных, совершенствовать умение чётко произносить слова, правильно артикулировать.

3. Развитие зрительного и слухового внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики, мимики и жестов.

4. Воспитание навыков сотрудничества.

Оборудование.

Предметные картинки для игр, презентации компьютерные «Чего много?», «Кого не стало?», «4-ый лишний» мяч, бубен, картинки для дорисовывания, мелкие игрушки, музыка для физкультминутки, магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент(«Сундучок игр», речевая разминка.)

— Сегодня мы с вами будем говорить о птицах и играть в разные игры.

— Давайте потренируем наш язычок …

У сороки и вороны

В сковородке макароны.

У воробышка Серёжки

Есть горошек на дорожке.

(в разном темпе и с разной силой голоса, палочками отстукивают ритм)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

(выбирают считалкой ребёнка, который начинает лабиринт)

2. Ира «Лабиринт» (дети следят глазами за направлением стрелки, называют птиц, передают мяч друг другу)

снегирь, ворона …

— Как одним словом можно назвать всех этих птиц? (зимующие)

— Почему их называют зимующие? (остаются зимовать, не боятся холода, мороза)

3. Игра «Кого много?» (комп. през.)

-Назовите каких птиц много зимой? (ворон, синиц, сов)

4. «Кого не стало?»(комп. през)

5.»Кем ты будешь?»(у каждого ребёнка ободок с птицей)

— Кем будет Вова? … Алёша? … (сорокой, голубем)

— дятел и сова, попрыгайте на одной ноге; клёст и сорока, похлопайте в ладоши и т. д.

6. «Посчитай» (под звучание бубна дети передают мяч по кругу – бубен перестаёт звучать – мяч останавливается – ребёнок открывает одну картинку и считает)

1 голубь, 2 голубя, 5 голубей …

7. «Кто как голос подаёт?»

— У всех птиц разные голоса

ворона (что делает) – каркает

воробей – чирикает

сорока – стрекочет

голубь – воркует

сова – ухает

синица – тинькает

— Давайте споём песенку синички тонким голоском

Зинь-зинь-тан!

Зинь-зинь-тан!

Скинь кафтан!

Скинь кафтан!

(меняют силу голоса, показывают движения)

…покажем галку

Скоком-боком, скоком-боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена.

Снегом запорошена.

8. «Скажи одним словом»

— Птицы отличаются не только голосами, но и окраской,

строением тела.

— У сороки белые бока, поэтому она какая? … белобокая

— У синицы грудка жёлтая … желтогрудая

— У вороны чёрные крылья … чернокрылая

— У снегиря грудка красная … красногрудый

— У сороки длинный хвост … длиннохвостая

— У совы большие глаза … большеглазая

— У дятла красная голова … красноголовый

9. «Какая кормушка?», «Чем питаются?»

— Как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки, подкармливать)

— Кормушки можно изготовить из разных материалов

Если кормушка сделана из дерева, она какая? … деревянная

из пластика … пластиковая

из бумаги … бумажная

из металла … металлическая

— Вспомните, чем можно угостить зимующих птиц?

(семечками, ягодами, семенами)

10.»Полянки – воробьи»

— На полянку прилетели воробьи. Поставьте матрёшек так, чтобы

каждая матрёшка угостила своего воробья.

11. «Предлоги» (МЕЖДУ)

— Посмотрите внимательно на картинку и ответьте

Между кем голубь? … (голубь между воробьём и синицей) и т. д.

12. «Птицы – пальчики» (муз. физ. мин.)

13. «Чья голова? Чей хвост? Чьи лапы?»

— Посмотрите какая у меня есть картина. На ней птицы спрятались

среди еловых веток, только части птичьих тел видны.

— чья это голова? – чей хвост? – чьи лапы?

воробьиная, воробьиный, воробьиные …

14. «Выложи слово»

— Какие зимние слова вы знаете? (метель, сугробы)

— Синицы и снегири принесли нам зимние слова.

Рассадите птиц на ветках так, чтобы мы могли прочитать слова.

15. «4-ый лишний» (комп. през)

16.»Дорисуй птицу»

17. Итог

— О ком мы сегодня говорили?

— Что вам больше всего понравилось?

Оценка работы детей (дарю картинки сов для обводки).

НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе на тему «Зимующие птицы»

Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • расширить кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;
  • побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
  • развивать умение узнавать изображения птиц по силуэтам (силуэтное изображение птиц);
  • обогащать сенсорный опыт;
  • воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • упражнять в согласовании существительных с глаголами;
  • упражнять в согласовании существительных с числительными;
  • формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
  • развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы;
  • приобщать к словесному искусству через сказки;
  • формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказку;
  • формировать эмоциональное отношение к литературному произведению.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • развивать координацию речи с движением (физкультминутка);
  • формировать умение выполнять самомассаж;
  • формировать речевой выдох;
  • развивать мелкую моторику рук (развитие мелкой моторики).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать музыкальную память через узнавание голосов птиц;
  • совершенствовать навык различения звуков;
  • развивать музыкальную отзывчивость.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: существительные – снегирь, синица, корм, семена, зерно; прилагательные – желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы – каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.

Предварительная работа:

  • подбор иллюстраций к сказке;
  • чтение сказки «Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинского;
  • создание силуэтных картинок, предметных картинок, деревянной кормушки;
  • подобрать звуки вьюги, голоса зимующих птиц;
  • корм для птиц: хлебные крошки, семечки, сушеные ягоды;
  • подобрать речевой материал к физкультминутке.

Ход занятия

I. Организационный момент

Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М.Ю. Картушина)

Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся –
Словно наше солнышко.

Восп-ль: На занятии прошу вас говорить внятно и понятно,

Стараемся правильно выговаривать все слова. На вопросы отвечаем полными предложениями.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

– Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).

– Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).

– Что ты услышал? (Я услышал шаги по снегу. Я услышала, как вьюга воет. Я услышал треск деревьев. Я услышал, пургу. И т.д.)

Тогда я расскажу вам сказку, а чем она закончится – мы придумает вместе. Хорошо?

– Сказка называется «Проказы Матушки-Зимы». Однажды, разозлилась Матушка – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери Зиму не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Зима разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. (Звучат голоса птиц)

II. Игра «Силуэты» (голоса птиц)

– Чьи это голоса, ребята?

– Верно, это голоса птиц. Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?

– Конечно – зимующие. Услышала Зима их голоса, и послала вьюгу со снегом птиц заморозить. Замела метель так, что ничего не видно вокруг – одни силуэты птиц. Посмотрите, силуэты, каких птиц вы видите?

(Картинки – силуэты в черно-белом цвете)

– Вы правы, это силуэт (дятла, совы, сороки и воробья и т.д.).

Так вот, не помогли Матушке – Зиме вьюга и метель. Птицы и в метель голоса свои друг – другу подавали, да дорогу найти товарищам помогали.

III. Игра «Кто как голос подает?»

В. – Как подает голос воробей?

– Чик-чирик.

В. – Что он делает?

– Чирикает.

В. – Как подает голос ворона?

– Кар-кар.

В. – Значит, она что делает?

– Каркает.

В. – Как подает голос синица?

– Тинь-тинь-тинь.

В. – Что она делает?

– Тинькает.

В. – Как подает голос сова?

– Ух-Ух-Ух.

В. – Что она делает?

– Ухает.

В. – Как подает голос сорока?

– Тр-тр-тр.

В. – Что она делает?

– Трещит, стрекочет.

В. – Что делает дятел?

– Стучит.

В. – Как подают голос голуби?

– Гур-гур-гур.

В. – Что они делают?

– Воркуют.

– Кто это? (Воробей)

– Заблудился воробей. Как он будет голос подавать и на помощь звать? (Чик-чирик)

– Значит, он, что будет делать? (Он будет чирикать)

– Ворона как будет просить о помощи? Что она будет делать? (Каркать)

– А сова? (Ухать) и т.д.

– Так и помогали птицы друг другу. Все дорогу нашли к кормушке.

Физкультминутка «Птички» (дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем).

Маленькие птички, птички-невелички,
По лесу летают, песни распевают.
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

– Пуще прежнего разозлилась Матушка-Зима. Позвала Зима на помощь стужу лютую. Еще холоднее стало на улице. Но птицы и тут не унывают – находят кормушки, которые для них люди сделали и холод им сытым не страшен.

IV. Упражнение «Посчитай-ка».

– Посмотрите — на дерево прилетело много птиц.

– Давайте теперь сосчитаем птиц, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей..

V. Игра с мячом.

В. – Поиграем с мячом.

В. – Если у сороки белый бок, то она какая?

– Белобокая.

В. – Если у синицы желтая грудка, то она какая?

– Желтогрудая.

В. – Если у снегиря красная грудь, он какой?

– Красногрудый.

В. – Если у сороки длинный хвост, то она какая?

– Длиннохвостая.

В. – Если у вороны черное крыло, то она какая?

– Чернокрылая.

В. – Если у голубя сизое крыло, то он какой?

– Сизокрылый.

– Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».

– Подула она на птиц холодом. Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать холод Зимы. Следите за моей рукой. (Под звуки вьюги дуют два – три раза).

– Давайте согреемся и сделаем массаж «Наступили холода».

Да-Да-Да
Наступили холода.
Потереть ладони друг о друга
Да-Да-Да
Превратилась в лед вода.
Мягко провести большими пальцами по шее сверху вниз.
Ду-Ду-Ду
Поскользнулся я на льду.
Указательными пальцами помассировать крылья носа.
Ду-Ду-Ду
Я на лыжах иду.
Растереть ладонями уши.
Ды-Ды-Ды
На снегу видны следы
Приставить ладони ко лбу козырьком, энергично растереть

– Подула зима, да не тут-то было. Подошли к кормушке ребята и покормили птиц.

VI. Игра «Чем угостим?» и игра «Угадай на ощупь».

В. – Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.

На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, пшено, зерно, сушеные ягоды рябины, хлебные крошки, сало.

В. – Подойдите, посмотрите корм для птиц здесь насыпан?

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Н. Нищева
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
Опять сжимают и разжимают кулачки.

В. – А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».

В. – Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?

– Даша, скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю еще 2-3-х детей.

В. – Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.

В. – Все мешочки положите на поднос.

– Ребята, вы знаете, что птицы любят кушать? (Птицы любят крошки, зёрна, семечки).

– Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.

– А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.

– Воробьи любят разный корм, но особенно семечки.

– А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.

– А сейчас будем наших друзей угощать.

– Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).

– Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).

– Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).

– А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).

– Поклевали птицы у кормушки и запели, на разные голоса. Поняла зима, что ни с кем она справиться не смогла. Как бы нам сказку закончить? (Варианты детей)

– Ребята, а как обычно заканчиваются русские народные сказки?

VII. Рефлексия.

– Понравилась вам сказка, ребята?

– Мне запомнилось, как вьюга все замела, и было видно только силуэты птиц. А что вам больше всего запомнилась?

– Что нового вы узнали сегодня?

– А кто сегодня был самый активный?

– Вот вам подарок от матушки-зимы. Она просит вам передать эти сладкие карамели и ее извинения, за то, что она проказничала.

Воркование голубей – этот звук известен многим, их можно услышать в парках и просто в городских дворах, ведь голуби живут по соседству с людьми. Интересно вам было бы узнать, о чём говорят между собой эти птицы? Попробуем разобраться со звуками, которые издают эти пернатые, а также попробуем узнать, что они означают.

Визитная карточка голубя

Ни у кого не может возникнуть сомнений, что эти птицы обладают собственным диалектом, при помощи, которых они общаются между собой. Таким образом, они имеют возможность общаться, информация может быть как положительного характера, так и неприятного, к примеру, предупреждение об опасности.

Существует целый язык, это набор различных сигналов, которые способен заметить не каждый человек. Чаще всего жители городов обращают внимание исключительно на привычные звуки издаваемые этими птицами, но не слышат другие звуки ними издаваемые. Это следующие мелодии:

  • воркование – его мы слышим чаще всего;
  • шипение и щелкание клювом;
  • свист и даже крик.

Звуки похожие на щелкание или шипение свойствены малышам на этапах взросления. Пока они ещё маленькие и не могут издавать привычное воркование, они пользуются другими звуками. Когда крошки немного подрастают, они уже могут посвистывать, увидев своих родителей. Птенец может резко и громко издать крик «оррр» или «уррр». Это знак, предупреждающий об опасности. После такого крика обычно следует хлопок крыльев, а далее вся стая взымается вверх, это делают всё без исключения.

Разный разговор у самок и самцов

Стоит отметить, что самцы и самки разговаривают по-разному. Несмотря на это, наиболее распространённый звук произносящийся голубем является воркование и звучит он у мальчиков и девочек по-особенному.

Справка. Влюблённые голуби предельно внимательны к своим деткам.

Самцы произносят особые звуки в период ухаживания за самочкой. Он также сопровождает свою песню особым танцем, позой.

Справка. Голуби являются моногамными и выбирают себе вторую половинку один раз и на всю жизнь. Влюблённые особи используют весь арсенал голосовых возможностей, которыми одарила их природа. Самец, который влюбился в самочку, будет около неё крутиться и не даст ей проходу, будет следовать за ней по пятам.

Воркуют голуби с закрытым клювом. Также как у людей индивидуальный голос, так и у этих птиц мира индивидуальное воркование, тембр. Если понаблюдать за ними, вы сами сможете это отметить.

Наблюдая за живой природой порой трудно поверить собственным глазам! Столько чуде в этом мире! Посмотрите на видео: сорока периодически прилетает на подоконник и издает звук, из-за которого мурашки бегут по коже. Мне было жутковато слышать такое.

Вы знаете, что согласно исследованиям ученых, сорока единственное животное, которое может узнавать и отличать себя в зеркале. Даше домашний попугай, которого легко научить разговаривать, свое отражение воспринимает, как другую птицу.

Про сорок снято немало мультфильмов – они привлекают внимание своей окраской, манерой двигаться и издавать загадочные звуки. Они удивительны! Помимо этого, они могут копировать звуки других насеокмых и животных. В литературе описаны случаи, когда сорока имитировала стрекотание саранчи, пение дрозда и даже лаяла как настоящая собака. Представьте каково ночью встретить и услышат эту птицу?

Но вы обязательно посмотрите видео и послушайте необычные звуки этой птицы! Это поразительно настолько, насколько и невероятно! Сороку с видео прозвали Геной, но она может имитировать маленького ребенка: плакать и смеяться в точности как малыш. Отличить невозможно! некоторых это видео напугает, а других развеселит.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи на тему: Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала» Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы. Данный материал будет полезен воспитателям и логопедам подготовительной группы.
Цели: Приучать ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст. Учить последовательно и выразительно передавать содержание произведения.
Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление обогащать словарный запас (суровая, притащила, скучно).
Воспитывать в детях чувство доброты, смелости, скромности, любви ко всему живому, толерантность.
Оборудование: Предметные картинки или маски птиц и зверей, две веревочки и колечки от пирамидок.
Методические приемы: чтение, беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах, игровые ситуации, инсценировка сказки, анализ, итог.
1. Организационный момент.
Игра » Много – один»
Логопед называет слово, обозначающее много предметов, а ребенок называет слово, обозначающее один предмет.
Перья – перо
Зерна – зерно
Крылья – крыло
Хвосты – хвост
Клювы – клюв
Гнезда — гнездо
Логопед:
— Назовите птиц, которых можно увидеть зимой
Дети:
Снегирь, ворона, воробей, синица, дятел, сорока, голубь
Логопед:
-Как одним словом называются эти птицы?
Дети:
Зимующие птицы
Игровое упражнение » Кто как голос подает»
— Ворона что делает? (Ворона каркает)
— Синица что делает? (Синица тенькает)
— Сорока что делает? (Сорока трещит)
— Воробей что делает? ( Воробей чирикает)
— Дятел что делает? (Дятел стучит)
2.Словарная работа
Логопед:
—Как вы понимаете слово » притащила» (принесла)
—Подберите слова, похожие по смыслу:
Суровая — (холодная, невыносимая, трудная, тяжелая)
Скучно – (тоскливо, невесело, неинтересно)
3.Чтение сказки » Как Лиса птицам помогала»
Увидала Лиса на рябине красные ягоды. Сорвала их, сделала яркие бусы и надела на шею. Очень красиво получилось!
А зима в тот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали.
Решили звери помочь птицам. Мышка зерна принесла. Белка орехов притащила. А Лиса решила бусы рябиновые отдать. Жалко ей было с такой красотой расставаться. Да только без птичьего пения скучно было в лесу.
Логопед:
А теперь послушайте вопросы и ответьте на них.
1. Что увидала Лиса на рябине?
2. Что Лиса сделала с ягодами?
3. Какая выдалась зима?
4. Что случилось с птицами?
5. Кто решил помочь птицам?
6. Что принесла Мышка?
7. Что притащила Белка?
8. Почему Лисе жалко было расставаться с бусами?
9. Почему она отдала рябиновые бусы?
10. Какой оказалась Лиса?
(Пересказ по желанию)
4. Игры «Кто быстрее соберет бусы», «Птицы»
Логопед читает стих:
У красавицы – рябины
После лета именины.
Бусы красные на ней,
Приглашает снегирей.
Логопед:
— Зачем рябина приглашает в гости снегирей?
Игра » Кто быстрее соберет бусы»
(Двум участникам дают две веревочки и колечки от пирамидок. Нужно быстро собрать бусы (нанизать колечки на веревочки). Выигрывает тот, кто раньше справится с заданием).
Игра «Птицы»
(Детям раздают картинки или маски птиц. По сигналу » Лето» участники «летают» в лесу. По сигналу «Зима» «зимующие птицы» прячутся в гнезда (обручи на полу), «перелетные птицы удаляются в угол комнаты. Затем игроки меняются картинками, и игра повторяется).
5. Повторное чтение сказки
(Логопед еще раз читает сказку и предлагает детям исполнить роли.)
Инсценировка (роли Ведущего, Лисы, Дятла, Мышки, Белки, птиц)
Ведущий: Увидала Лиса на рябине красные ягоды, сорвала их, сделала яркие бусы и надела на шею. Очень красиво получилось! (Лиса подходит к стульчику. На спине висят красные бусы. Лиса надевает их на шею, красуется)
Артем. А зима в тот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали. (Птицы сидят на стульчиках и дрожат)
Вероника. Решили звери помочь птицам. Мышка зерна принесла (Мышка дает птицам зерно)
Виктория. Белка орехов притащила. ( Белка дает птицам орехи)
Настя. А Лиса решила бусы рябиновые отдать. Жалко ей было с такой красотой расставаться. Да, только без птичьего пения скучно было в лесу. (Лиса снимает бусы, с грустью смотрит на них, отдает птицам. Птицы встают со стульчиков, радостно летают)
(Инсценировку можно повторить 2 – 3 раза с разными участниками)
Итог занятия
Логопед: Ребята, чем мы занимались на занятии? Что вам понравилось? Как вы помогаете птицам зимой?
Дифференцированная оценка работы детей. Предлагается каждому ребенку дома наклеить в альбом картинки с изображением зимующих птиц.

Рекомендуем посмотреть:

Занятие по развитию речи в подготовительной группеКонспект занятия по развитию речи в подготовительном классе коррекционной школы VIII видаКонспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему «КтоКонспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тем

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *