Какой звук?

Сегодня будем учить новый звук. Этот звук есть в красках, в кошках, в карамельках, в кедах, в компьютере, в капусте и даже в крокодилах.

Угадали? да, это звук .

-Поднесите руку ко рту и вы почувствуете, как струя воздуха толчком выходит изо рта. Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите .

Опишите этот звук… Верно, он согласный, твердый, глухой.

1. Назовите предметы. Что общего у всех этих предметов…

Все эти слова начинаются на звук . Дайте характеристику звуку… Сравните слова «конфета» и «кисель». Какой вывод можно сделать? … Звук бывает твердым и мягким.

2. Определите на слух, в каком слове есть звук .

кот — губы — каток; гамак — муха — танк; Галя — мука — вагон.

3. Повторите…

4. Угадай слово, которое заканчивается звуком :

уро…, дру…, сту…, сапо…, то…, кри…, суро…, вени…, шнуро…, поро…, като…, замо…, брело…, зна…, кло…, трес… .

5. Названия, каких картинок звучат, похоже?

6. Повторите чистоговорки.

ка — ка — ка — наша ноша не легка; Ниток клубок укатился в уголок.
ко — ко — ко — убежали далеко; Клава клала лук на полку,
ку — ку — ку — покупаем мы муку. Кликнула к себе Николку.

7. Игра » Один-много»

Кабан – кабаны кабина – кабины, камень – камни,
канава – канавы, капкан — капканы, конь – кони,
кот – коты, канат – канаты, комета – кометы,
конфета – конфеты, команда – команды, комната – комнаты.

8. Игра «Прятки». Назови картинки.

9. Доскажи словечко

Сегодня Таня в первый раз

Идет с букетом в первый… (класс).

* * *

«Я в зеленку угодил!» –

Горько плачет… (крокодил).

* * *

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я… (капуста).

* * *

Кругла, расплывчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная… (картошка)? (В. Нишеренко)

* * *

Дерево листвою дышит,

Рыба жабрами колышет.

Люди через нос и рот

Поглощают… (кислород).

* * *

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил,

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (крокодил)

***

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал… (конем).

* * *

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно… (карандаш).

* * *

Подставив солнышку бочок,

Лежит на грядке… (кабачок).

* * *

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня?… (Коньки.)

* * *

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

– Ку-ку… Ку-ку, –

Не спит опушка.

А птицу эту звать… (кукушка).

* * *

Кустом в лесу, в саду растет

И белым зонтиком цветет.

Созреет красной, как малина,

Но это горькая… (калина).

А вот и буква! Буква К – настоящая кокетка! Глядите, у нее в руке – Конфетка! Есть у нашей буквы еще и две Косички. Буква К просто Красотка!

1. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом с левой стороны картинки. Заштрихуй по образцу букву. Найди и раскрась букву К с правой стороны картинки.

2. Соедини с буквой К только те предметы, названия которых начинаются со звуков или .

3. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы К справа.

4. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются квадраты справа?

5. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия. 6. Найди спрятанные буквы К. Обведи их. 7. Определи букву в неправильном положении. 8. Обведи и раскрась только те шарики, на которых буква К написана правильно. Соедини их ниточками с Карлсоном. 9. Добавь недостающий элемент буквы.

10. И г р а «Волшебная цепочка»1. Преврати: козу – в волка, в лису, в барса.Коза – поза – пола, – полк – волк.

Коза – поза – лоза – луза – лупа – липа – лиса.

Коза – кора – кара – фара – фарс – барс.

2. Преврати кошку в мышку.

Кошка – мошка – мышка.

11. И г р а «Добавь слог – получи слово»

12. И г р а «Слоговое лото»

1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Калина, косы, Клара, крыша, куры.)

13. И г р а «Веселая арифметика»

1. КАБАН – АН + ЛУК = ? (Каблук.)

2. Корь – ь + идол – л + р = ? (Коридор.)

3. Ква + рак – ак + тира = ? (Квартира.)

4. Кот + ёлка – ка = ? (Котёл.)

5. Кедр – др + росинка = ? (Керосинка.)

6. Кар + то + фельдшер – дшер = ? (Картофель.)

7. Кар + согласный п = ? (Карп.)

8. Кар + знак препинания = ? (Карточка.)

14. И г р а «Найдите слово»

Рыдают буквы в каждой строчке:– От наших слов – одни кусочки,

У всех у нас одно начало

И, как назло, оно пропало.Но если вы его найдете,

То сразу все слова прочтёте.

…абль, …жик, …зина, …обка, …мушка.

О т в е т : корабль, коржик, корзина, коробка, кормушка.

– А какие еще вы знаете слова, начинающиеся со слога кор и со слога кар?

15. И г р а «Магическая буква»

Добавьте к словам одну букву и получите шесть новых слов.

О т в е т : рыбак, полк, лоток, комар, клад, краб.

16. И г р а «Найди слова»

17. И г р а «Где больше слов»

Определите, где больше слов (в левом или в правом колесе). Читайте по часовой стрелке и в обратном направлении, но обязательно подряд

18. Кроссворды

Ответ: крыльцо, компот, кошка, коньки, кровать.

Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква К.

Возьми оранжевый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы К.

20. Пишем букву 21.

Скороговорки

  1. Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку.
  2. Клубок упал на пол, кот катал клубок.
  3. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
  4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
  5. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Словарь

  • Каллиграфия — искусство красивого почерка, письма.
  • Калория — это единица энергии, содержащаяся в пищевых продуктах,
  • Капитал — это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг.
  • Клерк — офисный работник
  • Кляссер — специальный альбом для коллекционирования.
  • Комментарий — пояснения к тексту
  • Компромисс — разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок.
  • Комфорт — уют, удобства.
  • Кристалл — это твердое состояние вещества

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Как ветром сдуло — о внезапном исчезновении кого-либо, чего-либо.
  • Как гора с плеч свалилась — наступило полное облегчение после избавления от забот, тревог.
  • Как гром среди ясного неба — о чём-либо неожиданном и неприятном.
  • Как на иголках — нервничать, быть в нервном состоянии.
  • Как об стенку горох — о человеке, не понимающем объяснения.
  • Как рыба в воде — чувствовать себя где-либо совершенно свободно.
  • Как сельдей в бочке — очень тесно, о большом скоплении людей, обычно в каком-либо помещении.
  • Камень на сердце — глубокое беспокойство о чём-либо.
  • Капля в море — ничтожно малое количество по сравнению с тем, что необходимо.
  • Крепкий орешек — о хорошо укреплённом городе, населенном пункте, крепости, которую трудно взять или о человеке с твёрдым или скрытным характером.
  • Купить кота в мешке — приобрести что-то, или согласиться на что-то, не имея достаточно информации для принятия обоснованного решения.

Звук и буква И, и

Характеристика звука

Этот урок начинается со старинной детской загадки. Отгадайте её:

А и Б сидели на трубе

А упало,

Б пропало.

Что осталось на трубе?

(буква И)

Тема этого урока: «Звук и буква И».

Произнесите . Вы услышите, что этот звук легко произносится, тянется, его можно спеть. При его произношении нет посторонних шумов. Значит, этот звук – гласный. В его образовании участвует только голос. Вспомните, как волк из мультфильма кричал зайцу: «Ну, погодиии». Громче всего и лучше всего волк произносил звук . Звук, который выделяется в слове голосом, называется ударным. Ударный звук легко определить, если слово выкрикнуть или позвать, как это сделал волк.

Отправимся в сказочный музей, где живёт много героев, имена которых начинаются на буквусо звука :

Вот печальный ослик Иа-иа (рис. 1).

Рис. 1. Ослик Иа-иа (Источник)

Богатырь Илья Муромец (рис. 2).

Рис. 2. Илья Муромец (Источник)

Любимый детьми сказочный герой Иванушка (рис. 3).

Рис. 3. Иванушка

Братец Иванушка и сестрица Алёнушка (рис. 4).

Рис. 4. Братец Иванушка (Источник)

Ивашко и Баба-Яга.

Иван Царевич и Серый волк (рис. 5).

Рис. 5. Иван Царевич и Серый Волк (Источник)

Нетрудно заметить, что И любит соединять слова. Мы тоже потренируемся слова соединять, но будем ещё и называть их одним общим словом.

Июль и июнь – месяцы

Иван-чай и Иван-да-марья – цветы (рис. 6, 7)

Рис. 6. Иван-чай (Источник)

Рис. 7. Иван-да-марья (Источник)

Иволга и Ибис – птицы (рис. 8, 9)

Рис. 8. Иволга (Источник)

Рис. 9. Белый ибис (Источник)

Иней и изморозь – природные явления

Ирбис и игуана – животные (рис. 10, 11)

Рис. 10. Ирбис (Источник)

Рис. 11. Игуана (Источник)

Индия и Испания – страны

Ира и Инна – имена

Ещё существует много имён, начинающихся на И:

Илья

Игнат

Игорь

Ия

Ираида

Илона

А как вы думаете, Ира, Ирина, Ирочка и Иришка – это одинаковое имя или разные? Это одно имя, но оно звучит по-разному, потому что имя можно произносить полностью, как у взрослых (Ирина), или сокращенно (Ира), можно называть ласково (Ирочка, Иришка). Но самое главное: когда вы будете писать имена, надо не забывать писать их с заглавной буквы – это правило русского языка и правило вежливости.

Знакомство с буквой И

Рассмотрите заглавную и маленькую печатные буквы Ии (рис. 12).

Рис. 12. Буквы Ии (Источник)

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? – Три.

А какая буква? – И.

Большая и маленькая печатные буквы внешне отличаются только размером. Печатную букву И легко писать по клеточкам, её можно сконструировать с помощью палочек или карандашей.

И – калитка – три доски.

Вот на что похожа И.

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Иголки есть у ёлки,

И у ежа иголки,

И у дикобраза –

Торчат все иглы разом.

А людям без иголок

Нельзя нашить футболок (рис. 13).

Рис. 13. Буква И (Источник)

Вот как много есть иголок. А ещё они есть у ехидны и у морского ежа. С помощью иголочек можно даже выложить букву И, только осторожно. На что ещё похожа буква И?

И похожа на гармошку,

На испуганную кошку.

И – меж двух прямых дорог

Одна легла наискосок.

А что это за волшебная избушка (рис. 14)?

Рис. 14. Избушка на курьих ножках (Источник)

Это домик Бабы-Яги, а в нём хранится волшебная шкатулка. Только лежат в ней не драгоценности, а волшебные слова. Расколдуем их. Прочитайте стишки и найдите в них волшебные слова. Вы слово называете и слушаете в нём звуки. Попробуйте отыскать в этих словах звуки .

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить спасибо.

Спасибо – слышен звук .

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит «Добрый день».

Добрый день – нет звука .

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас – будьте мудры.

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте любезны! Будьте добры!

Будьте – в слове не слышится звук .

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите,

Только не мычите,

Долго не тяните,

Скажите: «Извините!»

Извините – в слове слышится звук три раза.

Если нас бранят за шалости,

Говорим: «Прости, пожалуйста».

Прости – слышен звук .

Попробуйте привести свои примеры таких слов. Например: спокойной ночи, приятного аппетита, счастливого пути, привет.

Эти слова называют волшебными, потому что они очень помогают людям, даже незнакомым. Наши предки говорили: «Слово – ключ, которым открывают сердца». Но помните, ребята: в сердце попадает только доброе и вежливое слово.

Учимся писать заглавную букву И

Рассмотрите письменные буквы Ии. Они отличаются от печатных (рис. 15).

Рис. 15. Буквы Ии (Источник)

Будем учиться писать заглавную букву И. В ней два элемента. Начинается заглавная буква И так же, как заглавная буква У, но первый элемент тянется вниз, до самой нижней линейки рабочей строки (рис. 16).

Рис. 16. Письменная заглавная буква И (Источник)

Начинаем писать букву ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем закругление, опускаем вниз прямую линию. Не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, доводим до уровня высоты первого элемента и опускаем вниз прямую наклонную линию, которая, не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляется вправо, коснувшись самой линии.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки при написании заглавной буквы И:

  • буква очень широкая или очень узкая;
  • первый элемент направлен не влево, а вправо, и поэтому первый и второй элементы разъехались в разные стороны;
  • второй элемент буквы выше или ниже первого элемента.

Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном наклонном положении тетради, держите правильно ручку тремя пальчиками. Во время письма не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.

Учимся писать маленькую букву и

Рассмотрим написание маленькой буквы и. Она тоже состоит из двух элементов – двух коротких палочек с закруглением внизу, которые соединены (рис. 17).

Рис. 17. Письменная маленькая буква и (Источник)

Начинаем писать букву от верхней линии рабочей строки. Сверху вниз опускаем прямую линию. Не доходя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Линию ведём до верхней линейки рабочей строки, отклоняясь вправо. Касаемся верхней линии рабочей строки и, не отрывая руки, сразу ведём прямую наклонную линию, которую закругляем вправо, коснувшись линейки рабочей строки.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки при написании маленькой буквы и:

  • очень широкая буква или очень узкая;
  • первый и второй элементы разъехались в разные стороны.

Букву И и очень легко соединять с другими буквами. Закончив написание буквы, не отрывая ручку, начинаем сразу выписывать следующую букву, если это нижнее соединение. При верхнем соединении пишем букву и и, не заканчивая письма, поднимаем второй элемент до верхней линии рабочей строки.

Сегодня на уроке вы познакомились с гласной буквой И, которая обозначает на письме гласный звук . Эта буква и этот звук есть в любимом ребятами слове игрушка и в очень важном слове мир. Вы узнали, что И очень любит соединять слова, особенно хорошие. Мира вам и согласия.

Домашнее задание

1. Потренируйтесь в написании буквы И. Напишите сами соединения заглавной буквы И с буквой О, а маленькой и – с буквой у.

2. Придумайте слова, в которых звук был бы в начале слова, в середине и в конце.

3. Выберите любой стишок из этого урока про букву И и выучите его наизусть.

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

Занятие по обучению грамоте. Звук и буква «К»

Галина Васькова
Занятие по обучению грамоте. Звук и буква «К»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Тополек»

Обучение грамоте

Тема: Согласные звуки {К,к’}, буквы К,К

(старшая группа)

Воспитатель: Васькова Галина Николаевна р. п. Екатериновка, 2010г

Цель:

Обучающие: закрепить ранее изученные звуки и буквы. Познакомить с твердым и мягким согласным звуком , познакомить с буквами К, к. учить определять место звука в словах (начало слова, середина, конец).

Развивающие: развивать фонематический слух у детей, речь, мелкие мышцы рук. Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.

Воспитательные: учить умению слушать друг друга и воспитателя.

Оборудование: интерактивная доска; картинки. В названии которых есть звуки ; счетные палочки; карандаши, тетради «изучаем грамоту».

Ход занятия

I Ребята, посмотрите, как вы думаете что это? (алфавит, азбука) Правильно. Буквы, расположенные в алфавитном порядке называются алфавитом или азбукой. Когда вы будете знать все буквы то вы сможете написать и прочитать обо всем на свете. В русском алфавите 33 буквы и многие из них мы уже знаем. Назовите их. (называют ранее изученные буквы, а воспитатель направляет внимание детей стрелкой мыши)

На какие две большие группы делятся буквы (гласные и согласные)

Назовите буквы в первом ряду?

(а, о, у, и, ы)

Какие это буквы? (гласные)

Почему они гласные (когда мы их произносим воздух проходит свободно, ни где не встречает преград, произносятся с голосом, и можно петь)

Назовите буквы во втором ряду?

(б, п, д, т, з, с,г)

Какие это буквы? (согласные)

Почему они согласные? (звуки, при произношении которых воздух задерживается, называются согласными)

Чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы пишем, звуки произносим)

II. Кто это? (лягушка)

Как квакает лягушка? (Ква – ква)

(воспитатель произносит сам, выделяя первый звук.)

Какой звук вы слышите в начале слова? ().

Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой К, к

Ребята давайте посмотрим на доску.

Что нарисовано на экране? (кукла, карандаш, капуста, курица)

Найдите одинаковый звук в этих словах? (звук )

У меня на картинке изображен «кот» и «кит»

Давайте произнесем «кот» Как слышится звук в слове кот? (твердо)

Давайте произнесем «кит» Как слышится звук в слове кит? (мягко)

Вывод: звук может быть твердым и мягким.

Произнесем еще раз звук , и понаблюдаем положение языка, губ, зубов. (когда мы произносим эти звуки губы раскрываются, задняя часть поднимается к небу и препятствует выдыхаемому воздуху.)

Какой же это звук? (согласный)

Ребята давайте мы с вами определим, какой звук звонкий или глухой?

(звуки, при произношении которых голос не участвует, называются глухими.)

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше»

Придумайте слова в которых есть звук (кольцо, краски, картина, курица, коза, кузнечик, карандаш, кукла)

Давайте приготовим обед, используя овощи. В названии, которых есть звук

(картофель, капуста, кабачок, лук, свекла, морковь)

III. Что вы видите на этой картинке? Кто изображен справа? (клоун)

Ай, да клоун!

Знаешь, кто он?

Этот клоун –

Буква К.

Какой звук вы слышите в начале слова? Звук на письме обозначается буквой К.

Рассмотрим букву К. (состоит из трех палочек, одна большая прямая и две накидные палочки сходятся к середине.) Это большая буква К с нее всегда начинается предложение, пишутся имена, фамилии людей, клички животных, название городов, сел, рек. Во всех других случаях пишется маленькая к.

А сейчас от гадайте ка загадку.

«Семь одежек и все без застежек»

Что это?

Дети: капуста

Каким цветом мы закрашиваем согласные буквы? (синим)

Закрасим букву К синим цветом.

Физкультминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Игра: «Доскажи словечко» с мячом.

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я (капуста).

Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится (кошки)

Мчусь, как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня (коньки)

Кто альбом раскрасит наш.

Ну конечно (карандаш).Садимся да столы.

Воспитатель: ребята давайте рассмотрим рисунок и назовем предметы и животные, которые на нем нарисованы.

Заштрихуйте только те картинки, в названии которых имеется звук

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Воспитатель: перед вами лежат счетные палочки возьмите из пенала палочки и выложите на столе букву К. сколько нужно взять палочек? (Три)

Как вы будете выполнять задание?

(одну палочку положу вертикально, две под наклоном приставлю к середине)

Посмотрите на печатные буквы К на доске.

(ставлю точку и пишу палочку сверху вниз длиной в две клетки. Отступаю сверху вправо одну клетку, ставлю точку и веду линию к середине палочки и от середины веду линию в угол нижней клетки.)

Посмотрите на образец, и напишите букву К сами до конца строчки соблюдая расстояние между буквами в одну клетку.

Ребята, а теперь давайте прочитаем слоги с буквой К. (слог образует гласная буква).

Итог: С какой буквой мы с вами познакомились?

Какие звуки она обозначает?

Расскажите о звуках к и к

Чем отличаются эти звуки?

Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня занимались.

Персональный сайт

Звук К

В конце слова: Мак, бак, лак, бок, пирожок, сапожок, сук, стук, паук, лук, хомяк, маяк, моряк, воск, волк, полк, обелиск.

Звук К’

В начале слова: Кит, кинь, кино, кивать, кинжал, кисель, кисть, кета, кеды, кедр

В середине слова: Накинь, перекинь, экипаж, вовеки, вопреки, маки, баки, ёлки, мелки, палки, пакет, макет, ракета, брикет

С двумя звуками: Кепки, кокетки, киски, кирки, киоски.

Чистоговорки.

Ки — ки — ки, ки — ки — ки — ёлки очень высоки.

Ке — ке -ке, ке — ке- ке — спит котёнок в уголке.

Предложения со звуками К и К».

Катя пьет кофе. У Коли каникулы. Котик – кот, иди ко мне! Кукушка кукует: «Ку – ку — ку». У Кати колпак. На клумбе рос мак. Коля купил аквариум. Катя покупает клубок ниток. Костя купил какао. Кира идет в кино. У Кимы кеды. Клаве купили коньки. На клумбе маки Ким покупает кубики. На окошке – кошка, под окошком – клумба. Старик закинул леску в реку. Костя и Катя идут в клуб кинолюбителей.

Закончить предложения, добавив слова со звуками К и К»:

Кораблем управляет (капитан)

Катя упала в (канаву)

На клумбе цветут красные (маки)

В конюшне стоят (кони)

У Кати болит (бок)

Катя и Коля слепили (ком)

Кира пьет (кофе, какао)

У детей летние (каникулы)

Костя кладет брюки в (бок)

У Кати клюквенный (кисель)

Катя купила (коньки)

Коля купил (кепку)

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры.

Коси коса, пока роса.

Кому пироги да пышки, а кому синяки и шишки.

Рабочие руки не знают скуки.

Как ни кинь – все клин.

Каков век, таков и человек.

Каков корм, таков и конь.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Мальчик с пальчик, шапка красная. (подосиновик)

По деревьям скок, скок, а орешки щелк, щелк. (белка)

Домик маленький, а жильцов много (коробок спичек)

Купи кипу пик!

Наша река широка, как Ока.

Около кола колокола.

У Кондрата куртка коротковата.

Покатил Костя в Кострому в гости.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

Радуга-коромысло полукругом над рекой повисла.

Свинушки-старушки; волнушки — стрекушки; сыроежки – сладкоежки.

Клала Клара лук на полку,

Кликнула к себе Николу.

Кран обходится без рук,

Вместо рук у крана крюк.

На окошке крошку – мошку

Ловко ловит лапкой кошка.

Куд — куда? Куд – куда?

Ну – кА, ну – кА, все сюда!

Ну – кА, к маме под крыло,

Куд – куда всех понесло?

Котик ниток клубок

Укатил в уголок.

Укатил в уголок

Котик ниток клубок.

Кот копеек накопил

Кошке козочку купил,

А козе — капустки

Кочанчик хрусткий.

Коваль ковал коня,

Конь – копытом Коваля,

Коваль – кнутом коня.

У леса на опушке, высоко на суку

С утра поет кукушка: «Ку –ку –ку!»

Внизу бежит речушка по жёлтому песку,

Поет кукушка звонко:» Ку –ку –ку!»

Кукушата в первый раз

поступили в первый класс.

«Ку -ку, ку …два, три, четыре»,-

устный счёт они учили.

Очень трудная наука

посчитай — ка: «Ку -ку, ку- ку»!

Но зато теперь спроста

Докукуют хоть до ста.

У мышки в норке

Крошки и корки.

В кладовке у мышки

Кусочки коврижки.

У мышки — норушки

Шкварки в кружке.

У мышки в кадушке

Грибочки — волнушки.

В миске у мышки

Остатки закваски,

А в погребочке

Сырки и колбаски.

На двери — крючочки,

Цепочки, замочки… (И. Лопухина)

Рассказ «Как варить компот»

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

— Слушайте все! Я прочитал в старой книги, как сварить компот!

— Ну и как его варить?

— Принесите каждый все самое вкусное, остальное за мной!

Вся компания отправилась искать все самое вкусное, а кот разжег костер и повесил над ним котел с водой.

Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.

Потом пришла курица и принесла кукурузу. Корова принесла арбузные корки, кролик – клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер, колбасу и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

— Готово! Кушайте на здоровье!

Все попробовали, да как закашлялись, отказываются:

— Компот называется! Сам ешь!

Почему так невкусно получилось? – мрачно задумался кот.

Г.Юдин

Звуки [к] — [г], [к’] — [г’]. Буквы К–Г

Цель:

  • Учить детей различать звуки -, — в словах и предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. Задачи: Развивать фонематическое восприятие.
  • Учить правильно обозначать мягкость согласного на письме, записывать их буквенное обозначение тремя цветами. Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
    • а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
    • б) анализа и синтеза предложения из 7 слов.
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, на каждого ребенка по два синих и зеленых больших кружка, с условными обозначениями звонких и глухих согласных, по одному синему и зелёному маленькому кружку, по звуковой линейке, карточки со словами, в которых пропущены буквы К — Г.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент. (слайд 1)

2. Объяснение новой темы.

На гармошке он играет,
С днём рожденья поздравляет.
Он зубаст, но всё же мил.
Это (Гена крокодил). (слайд 3 Гена с гармошкой)

Правильно! Гена вместе с Чебурашкой направляются к нам в школу! Как вы думаете, для чего? Поскольку Чебурашка только недавно научился читать и писать, ему оказалось трудно различать буквы К –Г и звуки, которые они обозначают. Поможем Чебурашке разобраться? А вот и они! (слайд 4 Гена и Чебурашка идут в школу)

3. Характеристика звуков (слайд 5 Гена с Чебурашкой)

Работа в тетради идёт одновременно с доской.

4. Работа с кружками.

Ребята, кто закончил писать характеристику звуков, положите на тетрадь большие кружки, которые соответствуют характеристике наших звуков. (Дети выкладывают четыре кружка, а логопед уточняет, что с правой стороны тетради должны лежать кружки, обозначающие твёрдые согласные, а с левой – кружки обозначающие мягкие согласные). Объясните, Чебурашке, для чего вы положили кружки? (Чтобы определять звуки, которые мы сегодня различаем, и закрывать ладошкой нужный кружок, давая характеристику звукам).

Слова: гусь, гитара, пакет, рукава, серьги, гагара, катушки, галка, аквалангисты.

5. Работа со звуковой линейкой. (слайд 7 Чебурашка)

Ребята, вы молодцы, но Чебурашке ещё очень сложно разобраться в наших звуках, поэтому давай те покажем, как мы работаем со звуковой линейкой. Никита, какие маленькие кружки нам сегодня понадобятся? (синие и зелёные). Возьмите звуковые линейки в руки, и начинаем с Даши. Определяем общее количество звуков в слове и ставим кружки на ту цифру, где услышим нужные звуки в слове.

Слова: магнитофон, универмаги, физкультура, светильники, программисты, астрология, мандаринка, холодильники, подосиновик.

Молодцы, замечательно справились с заданием.

6. Физическая минутка (слайд 8 Гена и Чебурашка на весь экран)

А сейчас, покажем нашим друзьям, какие вы внимательные. Я буду показывать различные движения, а вы — их выполнять наоборот, а Гену попросим спеть (под весёлую музыку из мультфильма “Крокодил Гена и Чебурашка”).

7. Работа по карточкам, и на доске (вставить в слова пропущенные буквы К –Г двумя цветами).

Ребята, мы совсем забыли про Шапокляк и её крысу Лариску. (слайд 9 Шапокляк и Лариска на весь экран под песню Шапокляк). Пока мы выполняли упражнения, они утащили из слов буквы К и Г. (слайд 10 Шапокляк и Лариска в верхнем левом углу, Чебурашка в правом верхнем углу, а посередине карточка со словами, в которых пропущены буквы К – Г). Чебурашка очень расстроился. Давайте, скорее поможем ему написать эти буквы. И, непросто, а двумя цветами! Работаем в карточках, которые у вас на столах. Карточка: _армош_а, _ирлянда, _ро_одил, помощни_и.

Ро_ат_а, и_руш_и, _аля, ля_уш_и, _ена.

8. Запись предложений четырьмя цветами (на доске и в тетради).

Нам удалось вернуть буквы К и Г. Проказы Шапокляк и Лариски не прошли, им стало стыдно. И они тоже захотели понять, какие же звуки обозначают буквы К и Г.

Для этого давайте составим из данных слов предложение (слайд 11 Гена и Чебурашка помогают мастерить скворечники в левом верхнем углу и посередине напечатано деформированное предложение). Предложение: ребятам изготавливать Гена помогают скворечники. и Чебурашка

Ваня расставь слова по своим местам, чтобы получилось предложение. (Гена и Чебурашка помогают ребятам изготавливать скворечники.)

Запомнили? А теперь запишите это предложение четырьмя цветами. Даша на доске, а остальные в тетради. (слайд 12 эта же картинка на весь экран).

9. Итог занятия.

Ребята, по моему, вы не только помогли Чебурашке разобраться в звуках и буквах, но и подружили Шапокляк с Геной и Чебурашкой. (слайд 13 Гена, Чебурашка и Шапокляк вместе у вагона под песню Чебурашки “Лучшему другу”). Они вам говорят большое спасибо и дарят сладкие апельсины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *