Каковы способы записи алгоритмов

Выделяют три наиболее распространенные на практике способа записи алгоритмов:

  • словесный (запись на естественном языке);
  • графический (запись с использованием графических символов);
  • программный (тексты на языках программирования).

Словесный способ записи алгоритмов

Словесный способ – способ записи алгоритма на естественном языке. Данный способ очень удобен, если нужно приближенно описать суть алгоритма. Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить логику действий.

В качестве примера словесного способа записи алгоритма рассмотрим алгоритм нахождения площади прямоугольника

S=a*b,

где S – площадь прямоугольника; а, b – длины его сторон.

Очевидно, что a, b должны быть заданы заранее, иначе задачу решить невозможно.

Словестный способ записи алгоритма выглядит так:

  • Начало алгоритма.
  • Задать численное значение стороны a.
  • Задать численное значение стороны b.
  • Вычислить площадь S прямоугольника по формуле S=a*b.
  • Вывести результат вычислений.
  • Конец алгоритма.

Графический способ описания алгоритмов

Для более наглядного представления алгоритма используется графический способ. Существует несколько способов графического описания алгоритмов. Наиболее широко используемым на практике графическим описанием алгоритмов является использование блок-схем. Несомненное достоинство блок схем – наглядность и простота записи алгоритма.

Каждому действию алгоритма соответствует геометрическая фигура (блочный символ). Перечень наиболее часто употребляемых символов приведен в таблице:

Название символа Обозначение
и пример заполнения
Пояснения
Пуск-останов Начало, завершение алгоритма или подпрограммы
Ввод-вывод данных Ввод исходных данных или вывод результатов
Процесс Внутри прямоугольника записывается действие, например, расчетная формула
Решение Проверка условия, в зависимости от которого меняется направление выполнения алгоритма
Модификация Организация цикла
Предопределенный процесс Использование ранее созданных подпрограмм
Пояснения

Пояснения:

  • блок Процесс обозначает вычислительный процесс и применяется для обозначения действия или последовательности действий, изменяющих значения переменных или данных

  • блок Решение обозначает проверку условия

Если условие выполняется, то есть a>b, то следующим выполняется действие по стрелке «Да». Если условие не выполняется, то осуществляется переход по стрелке «Нет».

  • блок Модификация используется для организации циклических (повторяющихся) действий.

  • блок Предопределенный процесс используется для указания обращений к ранее созданным алгоритмам и программам, в том числе и библиотечным подпрограммам.
  • блок Ввод-Вывод. При решении задачи на компьютере ввод исходных данных может осуществляться различными способами, например, с клавиатуры, с жесткого диска, с флэш-карты т. д. Задание численных значений исходных данных называется вводом, а отображение результатов расчета на экране монитора или с помощью принтера на бумаге – выводом. Если ввод-вывод не привязан к конкретному устройству, то обозначается параллелограммом. Если необходимо указать конкретное устройство ввода или вывода, то используются специальные геометрические фигуры.

устройство ввода или вывода дисплей магнитный диск

В качестве примера графического способа описания алгоритмов с помощью блок-схем запишем алгоритм нахождения площади прямоугольника:

Внутри каждого блока записывается соответствующее действие. Последовательность выполнения задается соединительной линией со стрелочкой.

Последовательность выполнения сверху вниз и слева направо принята за основную.

Если в алгоритме не нарушается основная последовательность, то стрелочки можно не указывать. В остальных случаях последовательность выполнения блоков обозначается стрелочкой обязательно. В нашем примере основная последовательность выполнения – сверху вниз.

Программный способ записи алгоритмов

Способ записи алгоритмов с помощью блок-схем нагляден и точен для понимания сути алгоритма, тем не менее, алгоритм предназначен для исполнения на компьютере, а язык блок-схем компьютер не воспринимает. Поэтому алгоритм должен быть записан на языке, понятном компьютеру с абсолютно точной и однозначной записью команд.

Таким образом, алгоритм должен быть записан на каком-то промежуточном языке, с точными и однозначными правилами и отличном от естественного языка и языка блок-схем, но понятном компьютеру. Такой язык принято называть языком программирования.

Программный способ записи алгоритма – это запись алгоритма на языке программирования, позволяющем на основе строго определенных правил формировать последовательность предписаний, однозначно отражающих смысл и содержание алгоритма, с целью его последующего исполнения на компьютере.

Запись алгоритма на языке программирования называется компьютерной программой.

2. Алгоритм. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Основные структуры алгоритмов.

Алгоритмом называется точное и понятное предписаниe исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи. Слово «алгоритм» происходит от имени математика Аль Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических действий. Первоначально под алгоритмом понимали только правила выполнения четырех арифметических действий над числами. В дальнейшем это понятие стали использовать вообще для обозначения последовательности действий, приводящих к решению любой поставленной задачи. Говоря об алгоритме вычислительного процесса, необходимо понимать, что объектами, к которым применялся алгоритм, являются данные. Алгоритм решения вычислительной задачи представляет собой совокупность правил преобразования исходных данных в результатные.

Основными свойствами алгоритма являются:

  1. детерминированность (определенность). Предполагает получение однозначного результата вычислительного процecca при заданных исходных данных. Благодаря этому свойству процесс выполнения алгоритма носит механический характер;
  2. результативность. Указывает на наличие таких исходных данных, для которых реализуемый по заданному алгоритму вычислительный процесс должен через конечное число шагов остановиться и выдать искомый результат;
  3. массовость. Это свойство предполагает, что алгоритм должен быть пригоден для решения всех задач данного типа;
  4. дискретность. Означает расчлененность определяемого алгоритмом вычислительного процесса на отдельные этапы, возможность выполнения которых исполнителем (компьютером) не вызывает сомнений.

Алгоритм должен быть формализован по некоторым правилам посредством конкретных изобразительных средств. К ним относятся следующие способы записи алгоритмов: словесный, формульно-словесный, графический, язык операторных схем, алгоритмический язык.

Наибольшее распространение благодаря своей наглядности получил графический (блок-схемный) способ записи алгоритмов.

Блок-схемой называется графическое изображение логической структуры алгоритма, в котором каждый этап процесса обработки информации представляется в виде геометрических символов (блоков), имеющих определенную конфигурацию в зависимости от характера выполняемых операций. Перечень символов, их наименование, отображаемые ими функции, форма и размеры определяются ГОСТами.

При всем многообразии алгоритмов решения задач в них можно выделить три основных вида вычислительных процессов:

  • линейный;
  • ветвящийся;
  • циклический.

Линейным называется такой вычислительный процесс, при котором все этапы решения задачи выполняются в естественном порядке следования записи этих этапов.

Ветвящимся называется такой вычислительный процесс, в котором выбор направления обработки информации зависит от исходных или промежуточных данных (от результатов проверки выполнения какого-либо логического условия).

Циклом называется многократно повторяемый участок вычислений. Вычислительный процесс, содержащий один или несколько циклов, называется циклическим. По количеству выполнения циклы делятся на циклы с определенным (заранее заданным) числом повторений и циклы с неопределенным числом повторений. Количество повторений последних зависит от соблюдения некоторого условия, задающего необходимость выполнения цикла. При этом условие может проверяться в начале цикла — тогда речь идет о цикле с предусловием, или в конце — тогда это цикл с постусловием.

Выделяют три наиболее распространенные на практике способа записи алгоритмов:

  • словесный (запись на естественном языке);
  • графический (запись с использованием графических символов);
  • программный (тексты на языках программирования).

Словесный способ – способ записи алгоритма на естественном языке. Данный способ очень удобен, если нужно приближенно описать суть алгоритма. Однако при словесном описании не всегда удается ясно и точно выразить логику действий.

В качестве примера словесного способа записи алгоритма рассмотрим алгоритм нахождения площади прямоугольника

S=a*b,

где S – площадь прямоугольника; а, b – длины его сторон.

Очевидно, что a, b должны быть заданы заранее, иначе задачу решить невозможно.

Словестный способ записи алгоритма выглядит так:

  • Начало алгоритма.
  • Задать численное значение стороны a.
  • Задать численное значение стороны b.
  • Вычислить площадь S прямоугольника по формуле S=a*b.
  • Вывести результат вычислений.
  • Конец алгоритма.

Для более наглядного представления алгоритма используется графический способ. Существует несколько способов графического описания алгоритмов. Наиболее широко используемым на практике графическим описанием алгоритмов является использование блок-схем. Несомненное достоинство блок схем – наглядность и простота записи алгоритма.

Каждому действию алгоритма соответствует геометрическая фигура (блочный символ). Перечень наиболее часто употребляемых символов приведен в таблице:

Название символа Обозначение
и пример заполнения
Пояснения
Пуск-останов Начало, завершение алгоритма или подпрограммы
Ввод-вывод данных Ввод исходных данных или вывод результатов
Процесс Внутри прямоугольника записывается действие, например, расчетная формула
Решение Проверка условия, в зависимости от которого меняется направление выполнения алгоритма
Модификация Организация цикла
Предопределенный процесс Использование ранее созданных подпрограмм
Пояснения

Пояснения:

  • блок Процесс обозначает вычислительный процесс и применяется для обозначения действия или последовательности действий, изменяющих значения переменных или данных

  • блок Решение обозначает проверку условия

Если условие выполняется, то есть a>b, то следующим выполняется действие по стрелке «Да». Если условие не выполняется, то осуществляется переход по стрелке «Нет».

  • блок Модификация используется для организации циклических (повторяющихся) действий.

  • блок Предопределенный процесс используется для указания обращений к ранее созданным алгоритмам и программам, в том числе и библиотечным подпрограммам.
  • блок Ввод-Вывод. При решении задачи на компьютере ввод исходных данных может осуществляться различными способами, например, с клавиатуры, с жесткого диска, с флэш-карты т. д. Задание численных значений исходных данных называется вводом, а отображение результатов расчета на экране монитора или с помощью принтера на бумаге – выводом. Если ввод-вывод не привязан к конкретному устройству, то обозначается параллелограммом. Если необходимо указать конкретное устройство ввода или вывода, то используются специальные геометрические фигуры.
устройство ввода или вывода дисплей магнитный диск

В качестве примера графического способа описания алгоритмов с помощью блок-схем запишем алгоритм нахождения площади прямоугольника:

Внутри каждого блока записывается соответствующее действие. Последовательность выполнения задается соединительной линией со стрелочкой.

Последовательность выполнения сверху вниз и слева направо принята за основную.

Если в алгоритме не нарушается основная последовательность, то стрелочки можно не указывать. В остальных случаях последовательность выполнения блоков обозначается стрелочкой обязательно. В нашем примере основная последовательность выполнения – сверху вниз.

Способ записи алгоритмов с помощью блок-схем нагляден и точен для понимания сути алгоритма, тем не менее, алгоритм предназначен для исполнения на компьютере, а язык блок-схем компьютер не воспринимает. Поэтому алгоритм должен быть записан на языке, понятном компьютеру с абсолютно точной и однозначной записью команд.

Таким образом, алгоритм должен быть записан на каком-то промежуточном языке, с точными и однозначными правилами и отличном от естественного языка и языка блок-схем, но понятном компьютеру. Такой язык принято называть языком программирования.

Программный способ записи алгоритма – это запись алгоритма на языке программирования, позволяющем на основе строго определенных правил формировать последовательность предписаний, однозначно отражающих смысл и содержание алгоритма, с целью его последующего исполнения на компьютере.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ЗАПИСЬ АЛГОРИТМОВ

Словесный способ

Словесный способ записи алгоритма отражает собой последовательность действий, необходимых для решения задачи, записанных на естественном языке в произвольном изложении.

Для примера рассмотрим словесную форму алгоритма нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел А и В:

— проверить числа на равенство. Если они равны, в качестве ответа можно взять любое из этих чисел, если нет, то продолжить выполнение алгоритма;

— определить, какое число больше — А или В;

— заменить число с предыдущего шага модулем разности чисел А и В;

— повторить действия.

В основе словесного способа записи алгоритмов лежат общепринятые средства общения между людьми. Запись такого алгоритма достаточно проста и понятна. Свое применение словесный способ находит на начальных этапах решения задачи.

Недостатки словесного метода:

— полное описание сложных алгоритмов является достаточно объемным;

— запись на естественном языке может являться причиной двусмысленности некоторых шагов алгоритма;

— при переходе к этапу программирования необходимо проводить дополнительную работу, которая заключается в формализации алгоритма .

Графический способ

Графический способ записи алгоритма отражает выполнение последовательности шагов в виде некоторого изображения. Подобную запись можно встретить на инструкциях по сборке чего-либо, на упаковках с едой и т.п. (см. рисунок 4) .

Рисунок 4 — Графическая форма записи алгоритма

Частным (и наиболее популярным) графическим способом является блок-схема, где алгоритм изображается в виде функциональных блоков, логически связанных между собой. При этом каждому отдельному действию соответствует своя геометрическая фигура. Определение этих фигур можно найти в ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85) «Единая система программной документации». Наиболее распространенные символы приведены на рисунке 5 :

— «Начало алгоритма» и «Конец алгоритма» — применяются для обозначения начала, конца, а также прерывания процесса обработки данных или же исполнения программы;

Рисунок 5 — Операторы блок-схем

— «Ввод (вывод) данных» — применяется с целью преобразования данных в форму, которая пригодна для отображения или обработки результатов. Различным устройствам ввода/вывода компьютера соответствует различная геометрическая форма данного блока, при этом принято отображать тип используемого устройства или файла с данными, а также тип используемой информации и вид операции обмена;

— «Операция» — данный блок используется для обозначения некоторой последовательности действий, основной задачей которых является изменение значения, размещения или формы представления данных. В большинстве случаев несколько таких одинаковых блоков, идущих друг за другом, принято объединять в один;

— «Разветвление» — применяется с целью обозначения условных переходов. Внутри такого блока обязательно должно указываться условие, в зависимости от значения которого осуществляется переход по той или иной ветке. Кроме того, стрелки, которые выходят из данного блока, обязательно должны иметь метки с возможными вариантами ответа, например, «да» и «нет», учитывая при этом все возможные исходы;

— «Цикл» — применяется для выполнения операций, повторяющихся многократно. Внутри такого блока обязательно необходимо отражать параметр цикла — условие, по которому определяется выход из блока. Линии переходов в рамках данного блока отражают порядок действий. По стандарту их следует располагать сверху вниз и слева направо;

— «Ссылка» — данный оператор применяется в том случае, когда невозможно напрямую отразить переход к блоку, следующему в алгоритме, например, при разрыве страницы. Используя данный блок, важно давать ему метку, являющуюся ссылкой на следующий для исполнения блок;

— «Соединитель» — применяется в тех случаях, когда схема алгоритма представляет собой отдельные автономные части, либо в случаях, когда разработчик алгоритма старается избежать излишних пересечений в линиях перехода между блоками. Важно, чтобы блоки соединителей не нарушали структурность при отображении схем;

— «Комментарий» — отражает пояснения разработчика к блокам схемы. Не рекомендуется часто использовать комментарии, т.к. они сильно загромождают схему и делают ее менее наглядной .

В промышленных системах применяются особые виды графических схем:

— диаграммы — описывают какие-либо зависимости входных и выходных переменных, отражают пошаговый процесс выполнения процесса и т.п.;

— схемы блокировки — служат для изображения взаимосвязанности процессов включения/выключения (см. рисунок 6);

Рисунок 6 — Схема блокировки

структурные схемы — отражают структуру и описывают функционирование непрерывных систем (см. рисунок 7);

Рисунок 7 — Структурная схема

— графы автоматов — описывают дискретные состояния системы, а также возможные переходы между ними вместе с изменяющимися параметрами и условиями переходов между состояниями (см. рисунок 8);

Рисунок 8 — Граф автомата

— сети Петри — представляют собой аппарат для моделирования дискретных динамических систем. При помощи сетей Петри можно определить какие именно действия происходят в системе, какие состояния может принимать система после этих действий и т.п. .

Пример сети Петри приведен на рисунке 9;

Рисунок 9 — Сеть Петри

Рисунок 10 — Схема работы

Табличный способ

В табличной форме записи все шаги алгоритмов заносятся в таблицу, которая отражает изменение значений входных данных, а также промежуточных значений и результата.

В качестве примера рассмотрим табличную форму записи алгоритма нахождения площади прямоугольника. При этом входными данными являются длины сторон, а результатом — величина площади (см. таблицу 1) .

Таблица 1 — Пример табличной записи алгоритма

№ шага

Входные данные

Результат

Примечания

Ввод данных

Вычисление площади

Вывод результата S = 35

Псевдокод

Псевдокодом принято называть систему правил и обозначений, целью которых является создание единообразной записи алгоритмов. Фактически, псевдокод находится между формальным и естественным языком. В алгоритмах-псевдокодах нет строгих синтаксических правил, что облегчает их запись, а также дает возможность применять широкий набор команд. Для записи алгоритмов псевдокоды используют служебные слова. Ярким примером псевдокода является алгоритмический язык (АЯ), построенный на базе алфавита, содержащего ряд символов, допустимых при записи алгоритма. Кроме символов АЯ содержит служебные слова, использующиеся для формирования типовых конструкций и способные делать алгоритм понятным. Перечень данных конструкций приведен в таблице 2.

Таблица 2 — Ключевые слова алгоритмического языка АЯ

Типовой алгоритм, записанный в псевдокоде, выглядит следующим образом :

алг название алгоритма

дано условия

надо цель

начописание промежуточных величин

тело алгоритма

кон

Краткие выводы

В данной главе были описаны основные существующие формы записи алгоритмов, а именно:

— словесный;

— графический;

— табличный;

— псевдокод.

Информатика 3 класс Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов

Конспект урока

Информатика 3 класс

Тема урока:

Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов

Учитель: Романенко Л.З.

Тема урока: Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов

Цели:

Образовательная:

Повторить и закрепить у учеников понятия “алгоритм действия”, “команда алгоритма”;

Познакомить со способами записи алгоритмов;

Научить составлять, записывать разными способами алгоритм, выполнять их; подбирать наиболее подходящий способ записи алгоритма.

Развивающая:

Развивать логическое мышление учащихся, память, внимание, воображение, кругозор, познавательную активность, способность быстро воспринимать информацию.

Воспитательная:

Воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, любовь к природе и труду, правила поведения при работе за компьютером, культуру поведения в коллективе и мини-группах.

Методы обучения: Словесный, наглядный, элементы частично-поискового.

Оборудование: команды для составления алгоритма; раздаточный печатный материал.

Программное обеспечение: компьютерный класс, программа графического редактора «Paint».

ФОПД: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма учебного занятия: урок-путешествие.

Ход урока

I. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

— Я рада вас видеть. На уроке нам потребуется: ручка, тетрадь. Вы узнаете много нового.

Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

На земле есть вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше (знания). Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и препятствия, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

II. Мотивация учебной деятельности

Сегодня утром, когда я шла в школу, встретила почтальона, который попросил передать письмо для 3 –А класса (Мы жители волшебной планеты. Наша планета населена инопланетными существами. Есть предположения, что жители планеты – потомки роботов, спасшихся с неизвестного космического корабля. Мы отличаемся прямодушием и гостеприимством, но очень капризны и обидчивы. Разгадайте ребус и узнаете как называется наша планета. Прилетайте к нам. Мы вас ждём.)

-Вы хотите узнать, что в нём?

-Давайте его прочитаем.

-С какой планеты пришло письмо?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-А чему мы будем с вами учиться?

-Сегодня вы узнаете о способах записи алгоритмов и научитесь составлять алгоритм, используя их. На уроке вы должны быть внимательны, собраны, сосредоточены.

III. Актуализация опорных знаний

-Сегодня мы проведём необычный урок информатики. Ребята, мы отправимся в сказочное виртуальное путешествие на ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКЕ. А теперь закройте глазки. (Звучит музыка) .Открываем глаза. Посмотрите, куда мы попали? Перед нами карта планеты АЛГОРИТМОВ. Но, что такое? Посмотрите, она закрыта на замок. Какой большой. Вы хотите туда попасть? Для того, чтобы открыть замок нам нужно подобрать пароль. Для этого вы по очереди будете отвечать на вопросы и за правильный ответ, будет открываться цифра пароля

Игра «Заморочки из бочки»

1. Что такое команда?!

2. Исполнитель — это..?

3. Алгоритм – это..?

4. Для чего нужны алгоритмы?

5. Какие исполнители вам знакомы?

6. Какие бывают алгоритмы?

7. Алгоритм, записанный для компьютера – это..?

Молодцы! Давайте проверим, откроется ли наш замок и попадём ли мы в королевство?! —-Да!

IV. Изучение нового материала.

1. Беседа

-Посмотрите, на какую сказочную планету мы попали. Мы будем путешествовать вместе с жителями этой планеты Янтом и Бобом. Знакомьтесь. Это роботы, которые, как вы знаете, исполняют алгоритмы. Они помогут нам выполнить задания урока. У нашей планеты Алгоритмов есть 4 станции, по которым мы отправимся в путешествие. На каждой их них мы будем выполнять задания. Ну как, постараемся выполнить задания?

2. Рассказ с демонстрацией

Сейчас мы отправимся на станцию № 1 которая называется «Знайка». Здесь мы узнаем, какие же способы записи алгоритма существуют. Вы знаете, чтобы описать действия надо разбить его на части, а части называют шагами. В начале алгоритма принято записывать команду “НАЧАЛО”, а в конце – команду “КОНЕЦ”. Алгоритм можно записать 4-мя способами: словесным, графическим, блок-схемами и как мы уже сказали, для специальных исполнителей — программы (для компьютера).

3. Постановка проблемы

И первое наше задание «Посади дерево». Посмотрите внимательно на карту. Здесь растут цветы, фрукты. А деревьев мало, давайте каждый посадим дерево. Если каждый из нас посадит дерево, представьте, как зазеленеет эта планета.

4. Поиск решений

Давайте рассмотрим рисунки. Что на них нарисовано? Как пронумеруем действия?

(РАБОТА НА ДОСКЕ)

ПОСАДИ ДЕРЕВО

1.Начало

2.Принеси лопату, лейку и саженец

3.Выкопай ямку

4.Поставь саженец в ямку

5.Засыпь ямку землёй

6.Налей воды в лейку

7.Полей саженец

8.Отнеси лопату и лейку

9.Конец

Вы увидели на доске два способа записи алгоритма. Первый способ, который записан словами – это словесный способ записи алгоритма, а второй, с помощью картинок- графический. Посмотрите на эту схему. Здесь тоже записан алгоритм. Но для него использовали 3-й способ записи алгоритма — блок-схема. Каждая фигура имеет своё значение, и робот Боб раздаст вам памятку. Итак, рассмотрим, что означает каждая фигура.

Мини-итог: Алгоритм, команды которого изображены рисунками – графический способ записи алгоритма. Алгоритм, команды которого записаны словами — словесный способ. Алгоритм, команды которого записаны в специальных фигурах — блок-схема. Из чего состоит алгоритм? Какая команда первая? Какая команда (последняя)? Мы справились с этим заданием? Чему вы научились, выполняя это задание? (разбивать действия на шаги, составлять алгоритм, познакомились с двумя способами записи алгоритма). А где вы можете в нашей жизни встретить словесный способ подачи алгоритма, а где графический?

V. Физминутка

К нам в гости пришёл робот. Робот хочешь выполнить с нами физкультминутку.

Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать,
Шесть за парту сесть опять.

VI. Первичная проверка понимания изученного.

1. Работа в парах

Сейчас мы отправимся на станцию № 2, которая называется “Фруктовый сад”, а сопровождать нас будет инопланетянин Янт.

Задание №2:Ребята мы с вами посадили деревья и они дали свой урожай. Давайте поможем Янту насладиться первыми плодами. Итак, составьте алгоритм «Съешь банан». Выполнять это задание будем в парах (у каждой парты свой способ записи).

СЪЕШЬ БАНАН

1.Начало

2.Вымой руки

3.Возьми банан

4.Очисти банан

5.Съешь очищенный банан

6.Выбрось кожуру в урну

7.Конец

Мини-итог: Давайте проверим. У кого получился точно также? Каким способом подан алгоритм на компьютере?! А каким задали вы? Чему вы с вами научились, выполняя это задание? (составлять алгоритм правильных действий Янта). Можно идти дальше?

2 .Работа в группах

Мы прибыли на Станция № 3 “Почемучка”. А знаете ли вы, что в переводе с латинского языка банан называется означает «фрукт мудрого человека» Банан — это ягода. Банановое растение — крупнейшее растение, не имеющее твердого ствола. И в мире существуют красные бананы – просто они не выносят перевозки. Здесь нас ждут всё те же инопланетяне Янт и Боб. Мы им помогли посадить деревья и собрать урожай. А теперь посмотрим, чем же они будут заниматься дома. Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека. Вам нужно составить алгоритм предложенного вам на листочке действия, расставляя команды по порядку (Упр. 3). Посовещайтесь в группе (вполголоса) и составьте алгоритм. Затем выберите из группы одного ученика, который зачитает нам полученный алгоритм. Время выполнения ограничено. (Группам предлагаются разные алгоритмы:

1.Заправить кровать.

2.Прочитай книгу.

3.Завари чай.

4.Собрать портфель.

Мини-итог: Чему вы научились, выполняя это задание? (Составлять алгоритм действия и подавать его нужным способом). Каким способом представлен алгоритм? Мы уже прошли 3 станции и многому научились. Можно идти дальше?

VII. Закрепление новых знаний и способов действий на компьютере.

Мы прибыли на Станцию № 4 под названьем “В мире сказок”. Здесь наши друзья встретили Незнайку. Давайте научим Незнайку выполнять алгоритм, записанный графическим способом, и подарим Незнайке лес деревьев. Итак, задание № 4.

Что нарисовано на картинках? (этапы рисования ёлочки)

1.Правила ТБ при работе с компьютером.

Но для начала мы вспомним правила работы за компьютером.

2. Инструктаж выполнения работы.

1. Выбери инструмент «прямоугольник».

2. Нарисуй ствол будущего дерева.

3. Выбери инструмент «многоугольник».

4. Нарисуй 3 треугольника. У основания большой, второй средний и третий – по меньше. Соблюдай линию оси.

5. Раскрась рисунок.

6. Выбери инструмент «выделение прямоугольной формы» и выдели своё ёлочку.

7. Выполни команду: правка – копировать — вставить. Повтори это действие 5 раз.

8. Дорисуй тропинку и раскрась землю.

9. Сохрани рисунок.

3. разминка для глаз

4. Выполнение практической работы

Мини-итог: Чему вы научились, выполняя это задание? (ВЫПОЛНЯТЬ АЛГОРИТМ, записанный графическим способом). Какой командой заканчивается любой алгоритм? (КОНЕЦ) Вот и время нашего путешествия заканчивается. Мы прошли все станции и успешно справились со всеми заданиями, предложенными жителями планеты Алгоритмов. Янт и Боб прощаются с нами. Полетим на нашей летающей тарелке обратно в класс. Закрываем глаза. (МУЗЫКУ ВКЛЮЧИТЬ, ЗАКРЫТЬ ШТОРЫ). Открываем глаза.

VIII. Подведение итогов урока и информация о домашнем задании.

1. «Открытый микрофон»

В какую страну мы путешествовали? С какими героями познакомились? Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему научились? (Сегодня вы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма, что алгоритм состоит из команд, учились составлять и выполнять алгоритмы.)

Какие цели мы ставили в начале урока? Выполнили задуманное? Молодцы, нам удалось выполнить цели урока, потому что вы были внимательны, сосредоточены и активны.

-Кто сегодня приходил к нам гости? Робот Боб и Янт предлагает вам следующее д/з по желанию: составить свой алгоритм приготовления омлета и бутерброда.

2.Тест по теме «Алгоритм .Выбери один правильный ответ и обведи его.

1.»Алгоритм действия» – это …

а) план действий (последовательность шагов)

б) имя

в) название книги

2.Каждый шаг в алгоритме называется — …

а) действием

б) командой

в) указанием

3.В начале алгоритма принято записывать команду:

а) начали

б) вперёд

в) начало

4.В конце алгоритма принято записывать команду:

а) остановись

б) конец

в) хватит

5.Выполняющий команды алгоритма это — …

а) молодец

б) Бездумный Исполнитель

в) командир

6.Команды в алгоритме должны быть:

а) короткими

б) правильными

в) длинными

7.Выбери лишнюю команду в алгоритме

АЛГОРИТМ

  1. начало

  2. встань

  3. умойся

  4. поиграй

  5. сделай зарядку

  6. позавтракай

  7. возьми портфель

  8. иди в школу

  9. конец

IX.Рефлексия.

Вы, надеюсь, не скучали?

Нам пора урок кончать

Лишь осталось пожелать

Всем учиться, не лениться,

Чтоб отметками гордиться,

Чтобы дневника страницы

Украшала цифра 5!

Спасибо за урок. Пусть в ваших мыслях и в ваших действиях всегда будет полный порядок!!! Все были молодцы!

Открытый урок в 9-м классе по теме «Способы записи алгоритмов»

I. Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Присаживаемся. Посмотрите, все ли готовы к уроку, всё ли на партах есть необходимое? (запись в рейтинг)

Кто сегодня отсутствует? (запись в рейтинг)

П. Проверка д/з

— Вам было задано д/з. Каждый выбрал задание своего уровня (слайд 2) Презентация.

— Давайте проверим. Для этого у вас на столах у каждого есть оценочные листы Приложение.

Напротив этапа проверка д/з вы поставите соответственно баллы: «5», «4» или «3» (показать алгоритмы).

Поднимите руки у кого 5 баллов, у кого 4 балла?

Кто допустил ошибки.

Домашнее задание

СКИ состоит из следующих команд: прибавить 1, умножить на 2.

За меньшее количество шагов, не более 6, составить алгоритмы преобразования:

на «3» на «4» на «5»
1 -> 7 1 -> 11 1 -> 15

III.АОЗ

— Давайте вспомни, что такое алгоритм?

— Посмотрите на экран и скажите, данная последовательность является алгоритмом? (слайд 3)

Инструкция получения кипятка.

  1. Открыть кран.
  2. Налить в чайник воду.
  3. Поставить чайник на плиту.
  4. Зажечь спичку.
  5. Ждать, пока вода не закипит.
  6. Поднести спичку к горелке.
  7. Выключить газ.

Как должна выглядеть последовательность, чтобы её можно было назвать алгоритмом?

Сколько свойств алгоритма мы изучили?

Сейчас вы в оценочных листах, сопоставите и вспомните эти свойства, посмотрев задание на экране (слайд 4).

Вам необходимо поставить в соответствие свойство с пояснением.

Свойства алгоритма

Разбиение алгоритма на шаги Дискретность;

  • Использование алгоритма для решения однотипных задач Массовость;
  • Получение правильного результата за конечное число шагов Результативность;
  • Каждый шаг алгоритма должен входить в СКИ и быть записан на понятном языке для исполнителя Выполнимость и понятность.
  • Строгая последовательность шагов Детерминированность;
  • — Давайте посмотрим на ключ к заданию «Свойства алгоритма» (показать ответы) и поставим баллы за это задание по критериям в оценочные листы.

    IV. ФНЗ Подведение к цели урока

    Сейчас мы вернёмся к нашему алгоритму «Приготовления кипятка» и ответим на вопрос «С помощью чего записан этот алгоритм?» (слайд 5).

    Сегодня мы с вами должны выяснить, а какими ещё способами можно представить алгоритм? Поэтому тема сегодняшнего урока «Способы записи алгоритма».

    Открываем тетради, записываем число и тему урока.

    Объяснение материала

    — Чтобы выяснить какие способы записи алгоритма существуют, снова обратимся к экрану (слайд 6).

    Вы видите здесь, что один и тот же алгоритм записан четырьмя способами. И можете ответить на вопрос «Сколько способов записи алгоритма?»

    Задание. Найти путь s при известной скорости v и времени t.

    — Сейчас давайте подпишем название способов. Итак, посмотрите на I способ, какое название он имеет и почему? И т.д.

    А теперь запишем эти способы в тетрадь.

    Алгоритм РАЗМИНКА под музыку выполняют алгоритм (слайд 7).

    • Язык блок-схем

    Ребята, а где вы встречали алгоритмы, записанные словесным способом?

    • А табличным способом?

    А язык блок-схем и программный мы с вами более подробно изучим на наших уроках.

    Я просила ученика подготовить материал для изучения языка блок-схем. Пожалуйста! (показ презентации ученика «Язык блок-схем»)

    Спасибо! Ребята, запишите заголовок по центру тетради Язык блок-схем.

    Вернёмся к блокам.

    V. ФПН

    Мы с вами будем составлять блок-схемы как в тетради, так и с помощью программы Dia. Она позволяет создать блок-схемы по принципу графического редактора.

    Давайте зарисуем блоки по образцу и с пояснениями (слайд 8).

    А теперь послушайте задание (слайд 9): на 4 балла

    Задание. Зарисовать блок-схему нахождения площади прямоугольника S по двум сторонам а и b в тетради (демонстрирует). на 5 баллов

    Задание. Зарисовать блок-схему нахождения площади квадрата S по стороне

    — А теперь проверим правильность выполнения задания, а вы ставите балл в оценочный лист (показать ответы).

    VI. ИТОГ

    Наш урок подходит к концу, подсчитайте набранное количество баллов и поставьте по критериям оценку за урок.

    Кроме этой оценки, ученик, подготовивший презентацию, получает дополнительную оценку за объяснение языка блок-схем «5».

    И немного ярких красок давайте добавим вот на этот цветок. Сейчас каждый будет выходить, и раскрашивать свой лепесток с объяснением (рефлексия «Цветок»).

    VII. Д/3 (слайд 10)

    Материал в тетради (для всех).

    Составить алгоритм приготовления любого простого кулинарного блюда в виде блок-схемы (по желанию).

    — Для образца я вам раздам «Алгоритм приготовления чая».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *