Картинка русская изба

Обустройство русской избы.

Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. Не смотря на то, что в настоящее время остались лишь избы не старше XIX века, они сохранили все традиции строительства и обустройства.

По конструкции изба представляет собой квадратный или прямоугольный сруб. Стены состоят из горизонтальных бревенчатых венцов – рядов, связанных по углам врубками. Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несет в себе настоящий русский уют и гостеприимство.

Пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники — полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан» или «прилуб». Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.
Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще «святым». Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, — две полки полавочника; отсюда западно-южнорусское название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища).Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.
Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи.

Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь — под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное — на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом.

Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын — по левую, третий — рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.
В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название, связанное либо с ориентирами внутреннего пространства, либо со сложившимися в традиционной культуре представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки). Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать — топоры, инструменты, обувь и проч. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов: они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению.
В похоронной обрядности покойного клали на лавку, но не на любую, а на расположенную вдоль половиц.Долгая лавка — лавка, отличавшаяся от других своей длиной. В зависимости от местной традиции распределения предметов в пространстве дома, долгая лавка могла иметь различное место в избе. С точки зрения пространственного деления дома долгая лавка, подобно печному углу, традиционно считалась женским местом, где в соответствующее время занимались теми или иными женскими работами, такими, как прядение, вязание, вышивание, шитье.
Короткая лавка — лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины.Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.
Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю.
Лавка судная — лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней
стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков. Коником называли мужскую лавку. Она была короткая и широкая. На большей части территории России имела форму ящика с откидной плоской крышкой или ящика с задвижными дверцами. Свое название коник получил, вероятно, благодаря вырезанной из дерева конской голове, украшавшей его боковую сторону. Он считался «мужской» лавкой, так как это было рабочее место мужчин. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали — на лавку или на скамью.

Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте — в красном углу, в котором находились иконы. В некоторых местах, например в Верхнем Поволжье, стол ставили только на время трапезы, после еды его клали боком на полавочник под образами. Делалось это для того, чтобы в избе было больше места. Стол осмыслялся в народном сознании как «Божья ладонь», дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В обычное, незастольное, время на столе могли находится лишь хлеб, как правило завернутый в скатерть, и солонка с солью.
Покрывался стол скатертью. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клеточным узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

Внутреннее убранство русской избы

Интерьер русских изб в большинстве своем очень похож и включает в себя ряд элементов, которые можно встретить в любом доме. Если говорить об устройстве избы, то она состоит из:

  • 1-2 жилых помещений
  • сени
  • горница
  • чулан
  • терраса

Сени и порог в доме

Первое с чем сталкивался гость, зайдя в дом — это сени. Это своего рода зона между отапливаемым помещением и улицей. Весь холод задерживался в сенях и не поступал в основное помещение. Сени использовались славянами в хозяйственных целях. В этом помещении держали коромысло и другие вещи. В сенях располагался чулан. Это помещение, которое отделялось от сеней перегородкой. В нем располагался ларь с мукой, яйца и другие продукты.

Отапливаемое помещение и сени отделяли дверь и высокий порог. Такой порог делался для того, чтобы холодному воздуху было сложнее проникать в теплое помещение. Кроме этого, существовала традиции, согласно которой гость, входя в помещение, должен был кланяться, приветствую хозяев и домового. Высокий порог как раз «принуждал» гостей преклоняться, входя в основную часть дома. Так как вход без преклонения обеспечивал удар головы об косяк. С приходом на Русь христианства поклон домовому и хозяевам дополнился осенением себя крестным знамением и поклоном иконам в красном углу.

Где ставили печь в русской избе

Переступая через порог, гость попадал в основное помещение избы. Первое, что попадало на глаза — печь. Располагалась она сразу слева или справа от двери. Русская печь — основной элемент избы. Отсутствие печи говорит о том, что строение является нежилым. Да и свое название русская изба получила именно благодаря печи, которая позволяет топить помещение. Еще одна важная функция данного устройства — приготовление пищи. До сих пор нет более полезного способа приготовления еды, чем в печи. В настоящее время существуют различные пароварки, которые позволяет сохранить максимум полезных элементов в пище. Но все это не сравнимо с приготовленной едой из печки. С печью связано много поверий. Например, считали, что она являлась любимым местом отдыха для домового. Или, когда ребенок терял молочный зуб, его учили бросать зуб под печку и говорить:

«Мышка, мышка, на тебе репяной зуб, а ты дай мне костяной зуб»

Также считалось, что мусор из дому нужно сжигать в печи, чтобы энергия не уходила наружу, а оставалась внутри помещения.

Красный угол в русской избе

Красный угол — неотъемлемая составляющая внутреннего убранства русской избы. Он располагался по диагонали от печи (чаще всего это место выпадало на восточную часть дома — на заметку тем, кто не знает куда установить красный угол в современном жилище). Это было священное место, где находились рушники, иконы, лики предков и божественные книги. Необходимой частью красного угла являлся стол. Именно в этом углу вкушали пищу наши предки. Стол же считался неким алтарем, на котором всегда находился хлеб:

«Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»

Поэтому даже сегодня традиция не позволяет сидеть на столе. А оставлять ножи и ложки считается дурной приметой. До сегодняшних дней сохранилось еще одно поверье связанное со столом: молодёжи запрещалось сидеть на углу стола, дабы избежать участи безбрачия.

Лавка с сундуком в избе

Предметы быта в русской избе играли каждая свою роль. Скрыня или сундук для одежды являлся важным элементов дома. Скрыня переходила по наследству от матери к дочери. В него складывалось приданное девушки, которое она получала после замужества. Располагался этот элемент интерьера русской избы чаще всего рядом с печкой.

Лавки также являлись важным элементов интерьера русской избы. Условно они делились на несколько видов:

  • долгая — отличается от остальных длиной. Считалась женским местом, где занимались вышиванием, вязанием и т. д.
  • короткая — во время трапезы на ней сидели мужчины.
  • кутная — устанавливалась около печи. На ней ставились вёдра с водой, полки для посуды, горшки.
  • пороговая — шла вдоль стены, где расположена дверь. Использовалась в качестве кухонного стола.
  • судная — лавка выше, чем другие. Предназначалась для хранения полок с посудой и горшков.
  • коник — мужская лавка квадратной формы с вырезанной конской головой сбоку. Располагалась около двери. На ней мужчины занимались мелким ремеслом, поэтому под лавкой хранились инструменты.
  • «нищая» также располагалась у двери. На нее мог садиться любой гость, вошедший в избу без разрешения хозяев. Связано это с тем, что гость не может пройти в избу далее матицы (бревно, служащее основанием для потолка). Визуально матица выглядит как выступающее бревно поперек основных уложенных досок на потолке.

Горница — это еще одно жилое помещение в избе. Имелось оно у зажиточных крестьян, ибо подобное помещение мог позволить себе не каждый. Горница чаще всего устраивалась на втором этаже. Отсюда её название горница — «гора». В ней находилась другая печь, называемая голландкой. Это печь округлой формы. Во многих деревенских домах они стоят до сих пор, являясь украшением. Хотя даже сегодня можно встретить избы, которые отапливаются этими старинными приборами.

О печи уже сказано достаточно. Но нельзя не упомянуть и те инструменты, которые использовались в работе с русскими печами. Кочерга — самый известный предмет. Представляет собой железный прут с загнутым концом. Применялась кочерга для размешивания и сгребания углей. Помело же использовалось для очищения печи от углей.

С помощью ухвата можно было перетаскивать или передвигать горшки и чугунки. Он представлял собой металлическую дугу, которая позволяла захватывать горшок и переносить его с места на место. Ухват позволял ставить чугунок в печь без боязни обжечься.

Еще одним предметом, используемым в работе с печкой, является хлебная лопата. С помощью неё хлеб помещают в печь и вытаскивают после приготовления. А вот слово «чапля» знают не многие. Этот инструмент по другому называют сковородник. Использовался он для захвата сковороды.

Колыбель в избе

Колыбель на Руси имели различные формы. Были и выдолбленные, и плетеные, и подвесные, и «ваньки-встаньки». Названия же их были на удивление разнообразны: люлька, зыбка, колиска, качалки, баюкалка. Но с колыбелью связан ряд традиций, который оставался неизменным. Так, например, считалось необходимым устанавливать колыбель в том месте, где младенец может наблюдать рассвет. Качать пустую колыбель считалось плохой приметой. В эти и многие другие поверья мы верим и по сегодняшний день. Ведь все традиции предков основывались на их личном опыте, который новое поколение приняло у своих пращуров.

Устройство русской избы внутри и снаружи

В этой статье отслеживается путь развития устройства русской избы как внутри, так и снаружи. В начале ХХ века, в 1916 году член-корреспондент Императорского археологического общества Михаил Витольдович Красовский составил «Курс истории русской архитектуры», материал из которого и послужил для написания статьи. Автор показал развитие древних традиций исполнения крестьянских домов на территории России.

Мы рассмотрим главнейшие типы изб конца XVII века и первой половины XVIII, которые сохранились до начала прошлого столетия или были зарисованы во второй половине ХIX века академиком Львом Владимировичем Далем, а также другими исследователями русского деревянного зодчества.

Что такое изба в архитектуре

Современный архитектурный термин «изба» означает русское традиционное крестьянское жилище срубной конструкции. Но у него есть и другие значения:

  1. внутреннее помещение деревянного дома;
  2. помещение государственного учреждения, орган центрального управления; приказ (на Руси XVI в.).

Происхождение слова «изба» не ясно, но распространено мнение, что это изменённое древнеславянское «истьба». Истьбою, истопкою в летописи называют отапливаемый жилой сруб. Этого же мнения придерживался и М. Красовский. Однако, в других славянских языках (чешский, польский, словацкий) слово «изба» определяет помещение для хранения имущества и продовольствия, т.е. без очага или печи.

2 способа строительства деревянных жилищ

Славяне избы строили из брёвен, которые укладывали горизонтальными рядами — венцами. На углах они врубались с остатком («в обло») или без остатка («в лапу»). Чем больше венцов, тем выше жилище. Длина стены определялась естественными размерами дерева.

Стены избы, срубленные «в обло»

Рубка без остатка, «в лапу»

В Европе стены бревенчатых домов устраивали из брёвен, расположенных вертикально.

Достоинством данного метода было то, что длина стен могла быть произвольной. Недостатком — то, при усыхании между брёвнами образовывались щели, в которых конопатка (утеплитель: пакля, мох, шерсть) держался плохо.

Метод, практиковавшийся славянами, был лишён этого изъяна. При усадке брёвна опускались одно на другое, что только увеличивало надёжность и плотность швов между брёвнами.

Курная изба

Самый древний вариант жилища — курная изба. Называли её так, потому что внутри устраивали очаг без дымохода.

Дым во время топки окуривал помещение, выходя через дверь, окно и специальное отверстие в крыше — «дымницу». Другие старинные названия этого вида избы — рудная или чёрная. Дымоход появился в XII в.

Дымовые деревянные трубы (дымницы)

В чёрных избах устраивали деревянные трубы («дымницы», «дымники»), удаляющие дым из-под крыши сеней. Трубы эти делали из досок и иногда их украшали резьбой и стамиками (столбиками).

Окна русской избы

Окна русской избы первоначально были волоковыми, в высоту одного бревна. Они закрывались изнутри деревянными задвижками либо сверху вниз, либо справа налево и имели очень малый просвет (задвижки волочили).

Горизонтальное волоковое окно русской избы (Источник: https://elima.ru/)

Волоковое окно русской избы с вертикальной задвижкой. (Источник: https://www.wikiwand.com/ru/

Позднее появились «красные» (или косящатые) окна. Это такие окна, просвет которых закрывается не щитом, а переплетом. Термин «косящатые» указывает на то, что в бревне проём для окна вырубался косо: снаружи он был шире и сужался ко внутренней поверхности стены. Это можно увидеть на первых двух рисунках ниже.

Делали так для того, чтобы рама окна плотно прилегала к проёму в любую погоду (влажной осенью, когда дерево набухает, и сухим летом, когда оно усыхает). Термин «красный» значит красивый.

Каким было косящатое или красное окно

Первоначально переплеты окон поднимались вверх, подобно щитам волоковых окон. Такие красные окна были распространены в избах Рязанской и Архангельской губерний. Высота косящатых окон была не менее трех диаметров бревна в срубе.

Окно русской избы с переплётом

Резной наличник окна

Вариант красного окна русской избы

Окна амбара деревни Шуньги Олонецкой губернии России

Оконные стекла до Петра были редкостью на Руси. Их место заменял бычий пузырь или слюда, высокая цена которой, исключала возможность употребления ее в крестьянских избах. Что касается художественной обработки резных наличников и наружных ставен, то они могли получить широкое применение опять-таки лишь в послепетровскую эпоху. В это время дорогой тес стал быстро вытесняться более дешёвыми досками, получавшимися путем распиловки бревен. До этого же времени рама окна («колода») обычно не закрывалась наличником. Резьба (или порезки) делались непосредственно на ней. Точно так же устраивали и украшали двери.

Полы в русской избе

Полы жилых помещений устраиваются или набивные (из земли или глины), или из досок по лагам («мостить по кладям» или брусьям). Если дом был двухэтажный, то полы второго этажа стлали по балкам («по матицам»). В больших избах их делали две, но обычно клалась одна матица.

Матица — это потолочная балка.Направление матицы всегда параллельно входной двери в избу. В середине, а иногда в двух местах, матицы подпираются стойками.

Полы же таких помещений, как большой сенник, делали из тонких бревен («кругляков»), просто притесанных друг к другу.

Кровля русской избы из тёса

Кровлю делали из двух слоев теса, между которыми прокладывали для устранения течи древесную кору, чаще бересту. Нижние концы тесин упирались в водотечники (№ 9 на рис. ниже), а верхние зажимали по коньку «охлупнем» (№1 на рис. ниже).

Охлупень — толстое выдолбленное бревно, заканчивающееся на фасаде корнем, обработанным в виде коня, оленьей головы, птицы и т.п.
Водотечник — выдолбленное в виде жёлоба бревно, служащее для отвода воды с кровли.

По верхнему ребру охлупня иногда ставили или решетку, или ряд стамиков (№12 на рис. ниже). Стамики имеют древнее происхождение.

Раскольники очень любили украшать ими свои моленные. Во время гонений полиция узнавала их тайные моленные именно по стамикам. Поэтому их стали избегать и стамики вывелись из употребления.

Чтобы сильный ветер не срывал доски кровли, их придавливали толстыми брёвнами — «гнётами» (№4 на рис.). Концы гнётов на обоих фронтонах скрепляли резными досками — «огнивами» (№2 на рис.). Если слеги (горизонтальные брусья под кровлей) не имели загнутых концов (последний рисунок ниже), то к ним прибивали доски, очень часто богато украшенные резьбой. Доски эти назывались «причелинами» или «подкрылками» (№ 3 на рис.) . Они оберегали торцы слег от загнивания. Л. В. Даль полагал, что причелины ведут свое начало от соломенных крыш, где они предохраняли солому от сползания на фронтон, и поэтому закладывались за крючья слег.

Причелина или подкрылка оберегает торцы от загнивания

Загнутые слеги и причелины соломенной крыши

Для того, чтобы свес крыши над фронтоном был больше, концы бревен верхних венцов постепенно удлиняли один над другим. Эти выступающие вперед концы назывались «повалами» (№ 8 на рис. выше) и зашивались иногда вместе с повальной слегой «малыми подкрылками» (резными досками, защищающими торцы повалов и слеги от загнивания). Сами фронтоны делали рублеными из бревен, которые тут носят название «самцов» (№ 14 на рис. выше).

Крыльца русской избы

Слово «крыльцо» или «крылец» Владимир Даль (отец архитектора Л.В. Даля) выводит от слова «крыло». Это — наружный вход в дом —лестница с пристроем, навесом, или сама по себе; каменная или дощатая площадка перед домом, со ступенями.

3 основных типа крылец

Приемы композиции крылец очень разнообразны, но все же их можно разделить на 3 основных типа:

  1. без лестниц или с двумя-тремя ступенями;
  2. с лестницами;
  3. крытыми нижними площадками перед маршем лестницы.

Первые устраиваются таким образом, что их свободная от перил сторона находится прямо против двери, и покрываются односкатной или двухскатной кровлей, поддерживаемой обычно двумя столбиками.

Крыльца русской избы по В. Суслову

Крылец русской избы по В. Суслову

Крыльцо русской избы по В. Суслову

Крыльцо по В. Суслову

Марши лестниц, у которых нет нижних площадок, оставляют без крыш, хотя, конечно, встречаются и исключения (последний рисунок).

Устройство древнерусской избы внутри

Начальной формой древнеславянского жилища был прямоугольный в плане сруб, называемый «клетью». Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от числа их, «двойней», «тройней» и т.д., или «хороминой». Так же называлась совокупность двух клетей, поставленных одна на другую. Нижняя клеть называлась «подклетом» или «порубом».

Устройство клети-истопки по существу везде одинаково. Планировка крестьянского дома была очень устойчивой: под одной крышей возводились собственно изба (отапливаемый сруб), клеть (холодная, летняя часть дома) и сени, их соединявшие.

Крестьянская изба в окрестностях города Дерпта (нынешний Тарту в Эстонии)

Пятистенка литовского крестьянина

Планы самых примитивных изб, ещё существовавших на рубеже ХIХ – ХХ веков, привёл историк архитектуры М. В. Красовский. Он отметил, что приёмы строительства жилищ прибалтийских и древнерусских народов совпадают.

«Поэтому мы можем в некоторых случаях найти у них то, что у русских уже исчезло совершенно или в значительной мере изменило свою прежнюю форму.» (М. В Красовский. Энциклопедия древнерусской архитектуры. Деревянное зодчество. С.-П., 1916 г., переизд. 2002, стр. 25)

Внутри избы делали очаг из камней и без трубы (курная изба). Он располагался ближе к двери, чтобы дым выходил через нее в сени. Из сеней дым поднимался на чердак и выходил наружу через дымницы. Около печи и вдоль всей задней стены избы устраивали нары для спанья.

Клеть служила для хранения в ней того домашнего скарба, который может пострадать от дыма, например, сундуков с платьем. В жаркое время года в ней спали.

Как изба, так и клеть, освещались маленькими «волоковыми» окнами, а сени оставались темными. Здание делали «поземным» («на пошве»), то есть ставили непосредственно на земле без фундамента, отчего и полы обычно были из утрамбованной земли или глины.

Что такое сени в избе и зачем они нужны

Сени — это входная часть традиционного русского дома. Это нежилое тёмное помещение, которое служило тепловым барьером между улицей и жилой частью. В сенях могли устраивать чуланы для хранения добра, снимать верхнюю одежду и обувь, держать какую-нибудь утварь (вёдра, корыта и пр.). Играли роль перехода из одной части дома в другую. Слово произошло от «сень» — защита, покров, убежище (по В. Далю).

Устройство русской избы внутри и снаружи в южной части России

По деталям крестьянские избы Малороссии (современная Украина) являются следующей ступенью развития, но размещение основных частей такое же. На рисунке хата Волынской губернии состоит из пятистенного сруба, большая часть которого отведена под теплое жилье, а меньшая разделена стеной на сени и чулан; к последним примыкает клеть. Печь, хотя и снабжена трубой, но остается по старой памяти у двери.

План крестьянской избы на юге России

На этом плане, мы видим, что изба внутри имеет нары (коник), которые начинаются от печи и переходят в лавки для сидения у двух других стен.

Изба снаружи, у ее отапливаемой части, имеет земляную насыпь — завалинку. Её назначение удерживать тепло, поэтому с тех сторон, где нет окон, завалинка поднимается иногда почти под самую крышу. Для той же цели (сохранения тепла), все жилье несколько вкапывали в землю, так что в сени приходилось спускаться по ступеням.

Здесь же можно видеть, что по диагонали от печи находится красный угол. На Руси слово «красный» значило «красивый». Это было самое почётное и торжественное место в избе. Его устраивали ещё в дохристианской Руси для почитания предков, хранения культовых символов и сакральных предметов.

Как продолжение этой традиции, со времён христианства в красном углу ставили иконы, сосуд с богоявленской водой, громничные свечи, веточки освящённой вербы, пасхальные яйца и другие религиозные предметы. Стены красного угла в большинстве случаев имели окна, т.к. выходили почти всегда на южную и восточную стороны. Под образами ставили стол. В волынском доме его ножки врыты в земляной пол.

Русская изба на юго-востоке России

Более развитый характер имеют старые избы донских казаков в бассейне нижнего и среднего Дона. Основной сруб здесь низкий и делится продольной капитальной стеной на две равные части. В доме были сени (А), кладовая (Б), чистая комната (В), спальня (Д) и кухня (Е). Три последних помещения отапливались одной печью, кроме которой в кухне имелся очаг для приготовления пищи.

План русской избы на Дону

Изба донских казаков

По берегам рек избы ставили на высоких подвалах, чтобы избегать затопления во время разлива. К крыльцам вели лестницы («ступеницы»). Галерейки («опасании») охватывали жилье с трех сторон и имели навесы.

Окна оформляли снаружи наличниками и снабжали для защиты от жгучих лучей южного солнца ставнями. Внешние стены выравнивали толстым слоем глины и белили известью. Крыши делали соломенные или тесовые.

Особенности древнерусской избы снаружи и внутри на подклети

Следующим по степени развития типом избы является тот, в котором всё здание поставлено на подклет. Делали это для облегчения доступа в избу во время зимы, когда на улице много снега. Подклет использовали для склада различных хозяйственных инструментов, хранения продуктов и содержания для мелкого скота.

При наличии подклета появилась необходимость в наружной лестнице ко входной двери сеней. Лестница почти всегда идет вдоль дворовой стены по направлению к улице и покрывается крышей. Такие лестницы называются «крыльцами». Их появление в русском зодчестве М. В. Красовский относит к Х веку, так как слово «крыльцо», и притом именно в этом значении, впервые встречается в летописном сказании об убиении в Киеве Феодора и Иоанна Варягов (первых христианских мучеников на Руси).

Крыльцо крестьянской избы в Нижегородской губернии

Первоначально крыльца делались с боков открытыми, как на рисунке выше. Позже их стали иногда закрывать досками и тогда пришлось отказаться от устройства окон в стене, вдоль которой идет крыльцо. Это нововведение привело к тому, что появилась необходимость повернуть печь хайлом (отверстие для выхода дымовых газов) к уличным окнам, иначе было темно готовить еду.

Но если изба устраивалась курной (без дымохода), то при таком повороте печи дым с трудом уходил из нее в сени. По этой причине печи стали выдвигать хайлом в сени и прорезать стену. Однако, в большинстве случаев, печи в таких жилищах имели трубы и это дало возможность отгородить в избе переборкой особое помещение — «стряпущую» (кухню), как на плане избы ниже.

План и рисунок русской избы Владимирской губернии

Рисунок фасада крестьянской избы Владимирской губернии России

В остальном изба внутри остается почти такой же:

  • вокруг избы идут лавки, но коник перешел от печи к противоположной стене;
  • в «красном» углу под образами — стол;

Появляются шкафы, столы и скамьи в стряпущей.

Полати в русской избе

Чтобы спать было теплее, устраивали «полати» — дощатый настил, который представлял собою продолжение верхней поверхности печи. Занимал половину площади избы (не считая стряпущей). Влезали на полати по ступеням, прилаженным к стенке печи.

Задняя изба или чистая половина

Иногда клеть таких изб обращалась в чистое помещение — в «боковушу», а складами для разного добра служили чуланчики в сенях с маленькими оконцами. В боковуше же делали коники, скамьи и ставили в красном углу стол. При дальнейшем развитии боковуша делалась теплой с печью, и тогда она получала название «задней избы».

Сложившийся таким образом тип избы вполне удовлетворял весьма незатейливым личным потребностям русского крестьянина и его семьи.

Горница: что это такое

Наконец, при очень многочисленной семье возникала необходимость в отдельном помещении. Тогда рубили избу по другую сторону ворот, но под одну крышу с главной избой, а над воротами (на горе) устраивали «горницу».

Горница — это холодная комната с маленькими окнами и полом, поднятым выше пола главной избы, как на рисунке ниже. Она соединяется непосредственно со стряпущей и подобно ей предоставляется в полное владение баб.

Рисунок фасада русской избы с горницей Ярославской губернии Так определил горницу М. В. Красовский в своём «Курсе древнерусской архитектуры» в 1916 году. Но в конце ХХ века архитектурные словари дают уже несколько иные определения этого термина:

  1. чистая половина избы, обычно на подклете (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994);
  2. соединенная сенями с теплым жилым помещением парадная половина крестьянского дома, обычно неотапливаемая (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995);
  3. изба на глухом подклете (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Русская изба в северной и других частях России

На севере России часто строили двухэтажные («двужирные») избы. Вероятно, раньше их называли «двужильными», т.е. избами в два жилья. По своему плану они повторяли схемы изб с подклетом, только подклет заменялся первым этажом. Но назначение помещений уже были другие:

  • подклет передней избы, становясь выше, чем в одноэтажных, вместо кладовой служил жилым помещением;
  • нижний ярус задней избы превращался в конюшню и хлев, а верхний служил сараем и сеновалом, причем для въезда в него телег и саней устраивается особый «взвоз» (бревенчатый наклонный помост, как на фото ниже).

Рисунок двужирной избы со светёлкой в селе Гавриловском, Олонецкой губернии, Каргопольского уезда

В этом доме мы видим светёлку — жилую комнату в чердаке передней избы. Перед ней тянется балкон, явление в устройстве русской избы снаружи сравнительно позднее.

Таковы главные типы изб северных и центральных частей России. Что же касается изб на Урале и в Сибири, то они такие же, т.к. строились русскими переселенцами. Южные жилища отличаются тем, что печь часто ставили не у двери, а в противоположном углу, несмотря на то, что избы в большинстве случаев курные. Остаётся добавить, что в районах, где леса мало, избы строили тесные, низкие и очень часто без подклетов. Например, изба в Орловской губернии в ХIХ веке на рисунке ниже. План русской избы в Орловской губернии

Что такое светёлка

Это чердачное помещение обязательно с красным окном. Светёлки не отапливались и могли использоваться только в теплое время года как запасное жилое или спальное помещение. Там могли устраиваться на ночлег гости или молодежь, расстилая постельное принадлежности прямо на полу. В светёлку могли селить наемных работников. Иногда там хранилась верхняя одежда, уложенная в большие плетеные корзины – «коробейки». Вообще следует помнить, что светёлки появились в структуре русской избы достаточно поздно. Во многом их обстановка и характер использования зависели от традиций, сложившихся в той или иной конкретной семье. А вот «светлица» — это светлое помещение. Иногда светлицей был отдельный сруб, в каждой стене которого были окна. В самой светлой комнате занимались рукоделием или принимали гостей.

Как выглядела русская изба внутри

Архитектурно-скульптурное убранство русской избы являлось предметом широкого и богатейшего народного творчества — резьбы по дереву, росписи, вышивания и других ремёсел. На видео ниже можно увидеть внутреннее убранство русской избы XVII века.

Несколько труднее представить себе внутренний вид крестьянской избы более раннего времени.

В ХIX веке уже всюду, где живут побогаче, имелись самовары, лампы, бутылки и т.д.. Однако, наравне с этими изделиями городского рынка можно найти еще предметы прежней обстановки и утвари: по местам еще встречались старинного типа лавки, столы, шкапы и полки для икон (божницы), украшенные порезками (резьбой) и росписью.

Если же дополнить это образцами крестьянской утвари, хранящимися по нашим музеям: ткацкими станками, прялками, вальками, светцами, чашками, корцами, ковшами и т.п. , то можно довольно близко подойти к тому, что представлял собою внутренний вид крестьянских изб. Он был далеко не таким убогим, как это обыкновенно думают.

В наше время, к сожалению, разрушены традиции в строительстве жилых построек, культура обработки дерева, утрачены смелые конструкторские и инженерные приемы, увеличивающие долговечность деревянных зданий. Но мы можем воссоздать устройство русской избы внутри и снаружи, чтобы понять собственную природу и культуру.

Великолепные фотографии рубленных российских изб с изумительным деревянным кружевом наличников



Аккуратные европейские дома, особенно фахверковые, зачастую выглядят весьма привлекательно. Но русские избы вызывают не меньшее восхищение. Особенно хороши удивительные деревянные резные наличники, рисунки которых имеют особое значение.
Фахверковые (каркасные) дома стали весьма популярными в Европе, особенно в Германии, поскольку строительный лес там был очень дорогим, и из дерева делали лишь каркас здания.

Фахверковые дома в Германии

На Руси же лес издавна был основным строительным материалом, и недостатка в нем никогда не испытывали. Да и климат на Руси посуровее, чем в Европе. Поэтому и строили здесь не каркасные дома, а теплые и прочные бревенчатые избы.
Свое жилище люди традиционно старались сделать красивым, и чаще всего для этих целей использовали резьбу по дереву.
«Молодеет вмиг душа
Сердце бьется, словно пляшет…
Ремесло родное, наше,
Русь в узорах хороша!» Олег Глечиков
Одним из ярчайших образцов деревянного зодчества явился дворец царя Алексея Михайловича, богато украшенный искусной резьбой народных мастеров – каких только узоров там не было! Львы, кони, медведи, орлы, петухи, рыбы, виноградные гроздья…




Обычные деревянные бревенчатые дома зачастую тоже выглядели весьма нарядно.

Дом Шорина, г. Гороховец Владимирская область (1902 г.)


Один из замечательных резных домов, которые еще сохранились во Владимирской области. Гороховец.


Дом стеклозаводчика С. Н. Беляева в селе Воскресенское Нижегородской области (1905 г.)


Усадьба Владимира Сукачева Иркутск, 1882 г.


Погодинская изба. Москва, 1856 г.


Теремок. Нижний Новгород


Дом купца Балакирева Ивановская область


Старый дом, Вологда


Дом в Екатеринбурге


Дом в деревне Соймицы Палехского района Ивановской области


Дом в Костроме


Дом в Мордовии


Дом в Томске


Дом в Угличе


Дом в деревне Анастасино Смоленской области


Дом в г. Володарске, Нижегородская область


Чудо-дом кузнеца Кириллова в деревне Кунара Свердловской области




Дом краснодеревщика Николая Калошина в селе Пурех Нижегородской области

Причудливые узоры деревянных кружев вьются по фасадам этих домов, почти не повторяясь.
Любоваться ими можно бесконечно — косицы, зубчики, городцы и киотцы, желобки, звёздочки, маковицы, грибки и кляпыши — каких приёмов только нет в старинном искусстве резьбы по дереву.
На протяжении веков русские мастера отработали несколько различных техник резьбы.
«Глухая» (рельефная)
Мастер выбивает рельефный узор на доске или бревне с помощью долота, не допуская при этом образования сквозных отверстий. Это довольно сложная и редко используемая техника. И раньше мало кто владел ею, а сейчас и подавно таких мастеров можно пересчитать по пальцам.

Нижегородская «глухая» резьба»



Один из редких образцов «глухой» резьбы представляет собой резная доска, сохранившаяся в Городце Нижегородской области над воротами дома графини Паниной.
На ней неизвестный мастер вырезал родовой герб этой семьи – щит с двумя дельфинами.
В 1994 году ее отреставрировал городецкий мастер Сергей Соколов.

Резчик Сергей Соколов за работой по восстановлению домовой резьбы в г. Городец (Нижегородская область)






Наличники. Глухая резьба

Скульптурная резьба
Это самый сложный вид резьбы, требующий от резчика огромного мастерства и опыта. Наиболее популярными были фигуры различных животных и птиц.

Наличники. Скульптурная резьба

Сквозная или ажурная резьба
Это самый распространенный вид резьбы. Сквозные узоры выпиливают, используя лобзик или ножовку. При этом получаются очень легкие, воздушные, часто напоминающие кружево, узоры.











Кружева на доме


Особенно красивыми старались сделать наличники, являющиеся лицом дома. При этом каждый старался сделать их особенными, не похожими на соседские.
Так и появилось огромное множество наличников, различающихся техникой резьбы, цветом, узорами.
Давайте еще немного полюбуемся на эту красоту:









































Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Лица вдоль дороги

Как сильно влечет нас путешествие. Как хочется уехать подальше от городской суеты. Чем дальше место, тем оно таинственнее и притягательнее. Глухие урочища и заброшенные деревни манят старыми полуразрушенными храмами, древними каменными плитами. Прикосновением к истории наших далеких предков…
Но сорваться с места и уехать в дальние леса удается не всегда. Часто надо просто поехать на дачу, срочно вскопать грядки, отвезти родителей и детей с множеством громоздких вещей и так далее и тому подобное. И, кажется, что для таинственных путешествий очередные выходные потеряны. А как жаль…
Но на самом деле это не так, надо только уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть. И тогда привычная дорога, примелькавшаяся и изъезженная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось и со мной, когда однажды, в привычной картине проступила удивительная находка, увлекшая меня в интереснейшее путешествие.
Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.
Наличник. Дмитрова Гора. Дом с фигурными берегинями и светелка.
(фот. Филиппова Елена)
Наличники на окнах, вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь — за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне — словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.
Что же заставило в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью в утилитарность своего бытия, уделять столь трепетное внимание к таким непрактичным мелочам, как резьба на доме и наличники в частности?

ЖИВОЕ ДЕРЕВО

Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?
Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.
Вид на Медведеву Пустынь со стороны Тверского берега.
Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья — на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы.
Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе — это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?

ТАИНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ

Вслушайтесь в это слово: «наличник» — «находящийся на лице». Фасад дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна — это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.
Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.
Петушки на фронтоне
(фот. Филиппова Елена)
Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?
Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени. Наоборот, это мы, городские жители потеряли ту важную архаичную связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.

БЕРЕГИНЯ И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.
Фигурка с раскинутыми руками и ногами — фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня.
Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.
Стилизованные фигурки берегинь, разные вариации одной темы
Еще один важный символ магических знаков наших предков — это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.
Восходящее и заходящее солнце
(фот. Филиппова Елена)
Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.
Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
Наличник. Город Конаково Тверской области. Змеиный узор. Дом перевезен из города Корчева в 1936 г.
(фот. Филиппова Елена)
А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.
Чудо-юдо
(фот. Филиппова Елена)
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…

АНГЕЛЬСКИЕ ОКНА

Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.
Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: «Вот дурная баба!», взял топор и прорубил в стене окно.

Женщина ответила: «Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно». Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.
При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно?
Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.
А что же тогда прорубил ангел?
Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова «волочить» и пошло название волоковое окно.
Волоковое окошко в Истринском музее деревянного зодчества.
(фот. Филиппова Елена)
Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки.
Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали.
Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит все наши умозаключения вот так легко рушатся?
А вот и ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы?
Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.
Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Пашковой, середина 19 века.
(фот. Бобылькова Ирина)
В музеях бережно хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников практически нет. Единичные и не очень старые экземпляры — максимум, что можно найти.
Почему?
Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.

ПЕТР I И ТОПОР

Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.
Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.
Но при Петре I встает иная задача — строить очень быстро. Задачу эту нельзя было решить топором.
Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.
Улица в Кушалино. Дома с резными наличниками.
(фот. Филиппова Елена)
Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.
Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?
Филиппова Елена

Крестьянская изба и домовая резьба Ивановской области

Деревенский дом — это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.
Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. На территории Ивановской области, к сожалению, сохранилось не так уж много деревенских домов 19 в. Это драгоценные образцы деревенского уклада жизни русского народа. Можно отметить, что самым старым жилым деревянным домом не только в Иванове, но и в области является дом резчика манер В. Е. Курбатова 1800 г., что на улице Маяковского.
Дом резчика В. Е. Курбатова. Классическй солярный знак.
(фот. Побединский Владимир)
В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками не только из Иванова, но и из Москвы, многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, что бы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их пращуры.

На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д. Талантливым Ивановским краеведом-писателем Дмитрием Александровичем Ивановым, потратившим более двадцати лет на изучение этнографии Ивановской земли, был составлен обобщенный портрет крестьянского дома, преобладающего на территории Ивановской области. Он представляет собой небольшой дом в 3-4 окна, с одной светлой комнатой впереди. Сзади теплой части дома располагается кухня и широкий коридор, а за ними к дому примыкают хозяйственные помещения. Таким образом, дом представляет собой совмещенную конструкцию сени — двор, вытянутую от улицы, сбоку пристраивается крыльцо. Главная черта такого дома — пропорциональный фасад и определенная отделка: резное кружево, наличники, отделяющие окна от стены дома, с резными или накладными деталями, светелка, реже мезонин, трехчастные лопатки, загораживающие угловые выносы бревен, сложенных в «обло». Фронтон светелки выдвинут далеко вперед и поддерживается двумя парами резных столбов, перед которыми устраивается решетка, создающая впечатление балкончика. Фронтон этот разорван фигурным пиковым изображением, являющимся как раз основным местечковым элементом художественного оформления фасада жилого дома. Местные плотники называют этот вырез «червой». Балконная решетка, причелины, подзоры фронтона украшаются ажурной пропильной резьбой. Дома описанной конструкции составляют большинство сельской застройки на территории Ивановской области.
(фот. Побединский Владимир)
Традиция украшать резьбой элементы конструкции жилых домов возникли достаточно давно. Мотивы рисунков несут в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах, оберегах. Нужно отметить, что в России начала 19 в. несколько регионов, население которых славилось искусством строительства из дерева. Один из таких народных промыслов существовал и на территории Ивановской области. Его центром было село Якуши современного Пестяковского района. Жители этого села и прилегающей территории были очень искусными плотниками. Ежегодно отсюда на заработки уходили до семисот крестьян, в совершенстве владеющих плотницким мастерством. Их искусство было настолько известным и признанным в России того времени, что имя села Якуши вошло в историю. Возникло даже слово, вошедшее в словарь В.И. Даля — «якушничать», т.е. строить, украшать из дерева. Это были не просто ремесленники, а художники, украшавшие жилые дома особым видом декора — «корабельной» рельефной резьбой. Суть якушевской резьбы состояла в том, что декоративные элементы выдалбливались в толстой доске и делались выпуклым по сравнению с деревянной поверхностью. Чаще всего такая доска занимает фриз переднего фасада дома. Сюжетами рисунков обычно служили растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей. Наибольшее количество домов, украшенных «корабельной» резьбой, сохранилось в Пестяковском, Верхнеланднховском, Савинском районах, деревни и села которых хранят прекрасные образцы плотницкого искусства якушей, они являются бесценными памятниками старинной народной культуры. В настоящее время таких домов сохранилось совсем не много, их можно буквально пересчитать по пальцам. Этому во многом способствовало то, что в 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски — так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.
Домовая резьба. Деревня Жабриха Ивановской области. Дом купца Балакирева (19 в.)
(фот. Побединский Владимир)
Неотъемлемым и характерным элементом конструкции местного крестьянского дома является украшенная резьбой светелка с вырезом в форме «червы». Пиковый вырез является наиболее распространенным дизайнерским элементом. Однако на территории области встречаются дома, светелка которых содержит вместо «червы» так называемый «небосвод», т.е. полость во фронтоне в четверть сферы. Часто по внутренней поверхности сферы, выкрашенной в голубой свет, бывают раскинуты звезды. Такой конструктивный элемент придает особую прелесть крестьянским избам. Дома с «небосводом» встречаются на территории Палехского, Савинского районов.
(фот. Побединский Владимир)
Наиболее эффектным и красивым декоративным элементом во многом определяющим эстетику всего дома, являются резные наличники. Существует большое разнообразие типов наличников, встречающихся в этнографических зонах на территории Ивановской области. Наличники могут быть с прорезным очельем, с полочкой над окном, с точеными и накладными деталями. Верхняя часть наличников может быть прямой, угловатой или дугообразной, а также с разрывом. Часто в центре рисунка может быть медальон. Часто встречающимся элементом пропильных наличников являются ушки или рожки, торчащие на краях верхних полочек. Можно встретить ушки в виде языков костра, развесистых кустиков, цветочков, точеных кеглей, башенок, крестиков и т.д. Нижняя часть наличников может иметь завершение в виде «юбки».
(фот. Побединский Владимир)
Характерными жилыми строениями для Ивановской области можно также считать дома так называемых «капиталистических» крестьян. В дореволюционное время в нашей области очень сильно были развиты различные промыслы, в которых были заняты десятки тысяч крестьян. Разбогатевшие крестьяне зачастую строили уже кирпичные, в том числе и двухэтажные дома, у которых низ кирпичный, а верх деревянный с традиционными деревянными украшениями. Таких домов сохранилось особенно много в селе Иванове и посаде Вознесенском.
Следует отметить, что в данной статье автор не ставил задачи подробного изложения материала по затронутой теме. Тех, кого она заинтересовала, можно адресовать к книге Иванова Д. А. Этнозоны Суздальской земли. Ландех.

Фото наличников
Домовая резьба.Ярославль и Ярославская область: 1 2 3
Домовая резьба. Тотьма, Вологда, Тутаев
Домовая резьба. Рязанская область
Домовая резьба.Орехово-Зуевский район: 1 2 3 4
Домовая резьба. Новгородская область
Домовая резьба.Нижегородская область: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Огромная галерея наличников
Смотри также:
Уроки домовой резьбы
Предлагаемое пособие разработано в помощь преподавателям декоративно-прикладного искусства, но может использоваться всеми, кто интересуется домовой резьбой по дереву. Пособие составлено на основе собранного в рамках проекта материала и используется в курсе «Домовая резьба в Самарском крае», рассчитанном на учащихся среднего и старшего школьного звена средней школы, а также на студентов профильных средних, профессиональных учебных заведений. Все собранные фотографические и графические материалы местных образцов домовой резьбы, кроме страниц настоящего пособия, представлены на страницах «Резьба и дом» и «Фотоархив»
Отдельная благодарность нашему другу с ником PartyZan за идею и найденный материал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *