Картинки гимнастика для детей

«Артикуляционная гимнастика в картинках»

Учитель-логопед:

Кузнецова Т.Н.

Карточка 1

«Рыбка шевелит губами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Смыкать и размыкать губы.

Карточка 2

«Птенцы»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Широко открывать и закрывать рот.

Карточка 3

«Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.

(удерживать до 10).

Карточка 4

«Трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10)

Карточка 5

«Улыбка-трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Чередовать до 10 раз.

Карточка 6

«Лопаточка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…

Карточка 7

«Вкусное варенье»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

Карточка 8

«Заборчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Карточка 9

«Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

Карточка 10

«Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

Карточка 11

«Часики»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Карточка 12

«Лошадка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).

Карточка 13

«Качели»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Карточка 14

«Непослушный язычок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата, расслабление мышц языка

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя»,

«пя-пя-пя»… (10 раз).

Карточка 15

«Веселая змейка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

Карточка 16

«Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

Карточка 17

«Посчитаем нижние зубки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

Карточка 18

«Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

Карточка 19

«Котенок лакает молоко»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Карточка 20

«Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.

Карточка 21

«Иголочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

Карточка 22

«Крестик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Карточка 23

«Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

Карточка 24

«Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

Карточка 25

«Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи,

идущей по середине языка)

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.

Карточка 26

«Паровозик свистит»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.

Пузырек засвистит.

Карточка 27

«Почистим за нижними зубами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону

Карточка 28

«Киска сердится»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.

Карточка 29

«Парашютик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

На кончик носа положить ватку,
широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

Карточка 30

«Барабанщик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами — «дэ-дэ-дэ…»

Карточка 31

«Гармошка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Карточка 32

«Блинчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу.

Карточка 33

«Орешки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».

Карточка 34

«Пароход гудит»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, открыть рот,
с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

Карточка 35

«Маляр»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,
кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.

Карточка 36

«Поймаем мышку»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,
произнести «а-а» и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

Карточка 37

«Лягушка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки.

Карточка 38

«Хоботок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.

Карточка 39

«Горка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Карточка 40

«Чашечка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.

Карточка 41

«Грибок»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

Карточка 42

«Домик»

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Карточка 43

«Зайчик»

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Карточка 44

«Окошко»

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд..

Карточка 45

«Обезьянка»

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд..

Карточка 46

«Бульдог»

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Карточка 47

«Хомячок»

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд..

Карточка 48

«Парус»

Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд..

Карточка 49

«Фокус

Цель: направление воздушной струи посередине языка.

Краткое описание

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

Презентация к логопедическому занятию «Знакомство с органами артикуляции»

Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
Курс повышения квалификации «Современные методики логопедической ритмики с детьми с нарушениями речи»
Курс профессиональной переподготовки «Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе»
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности логопеда в образовательной организации»
Курс повышения квалификации «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»
Курс профессиональной переподготовки «Логопедия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая логопедия»
Курс повышения квалификации «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС»
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
Курс повышения квалификации «Использование методики Гленна Домана в работе с неговорящими детьми при подготовке к обучению грамоте»
Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Курс профессиональной переподготовки «Тифлопедагогика: теория и методика преподавания в образовательных организациях»

Артикуляционная гимнастика в картинках

Светлана Овчинникова
Артикуляционная гимнастика в картинках

Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его умение общаться с другими людьми, говорить четко, интересно, грамотно. Начинать заботиться о качестве речи детей нужно как можно раньше. С каждым годом число детей с речевыми дефектами увеличивается. Речь формируется постепенно. Одним из важнейших ее качеств является звукопроизношение. Звуки речи образуются благодаря слаженной работе артикуляционных органов: губ, щек, мягкого неба и языка. Для выработки полноценных движений губ, языка, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Артикуляционные упражнения особенно необходимы детям, у которых отмечается задержка речевого развития ЗРР, и детям, имеющим нарушение звукопроизношения. Выполнять упражнения для губ, щек и языка нужно ежедневно, по нескольку раз в день, причем повторять каждое упражнение следует не один, а несколько раз подряд. Все упражнения выполняются перед зеркалом. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны ему.

Для того чтобы познакомить детей с артикуляционной гимнастикой- необходим доступный для их восприятия наглядный материал. Этим материалом могут стать игрушки или картинки, иллюстрирующие разнообразные артикуляционные упражнения.

В своей работе я использую вот такие картинки, которые сделала сама из самоклеящейся пленки. Картинки распечатала на принтере, а затем по шаблону наклеила рисунки. Получились отличные картинки, которые я использую в индивидуальной работе с детьми.

«Часики»

Цель: Укрепить мышцы языка- отрабатывать их подвижность, совершая движения из стороны в сторону напряженным языком.

Ходят часики вот так,

Отбивая каждый шаг:

Тик-так, тик-так, тик-так…

Ходит маятник вот так.

Делай так, делай так…

Тик-так, тик-так, тик-так…

«ЛЯГУШКА»

Цель: Укреплять нижнюю губу и тренировать ее подвижность.

У лягушки

Рот- ловушка.

Попадет в ловушку

И комар, и мушка.

Губу к низу опустила,

Сразу муху проглотила.

«СОБАКА»

Цель: Развивать мышечную силу и подвижность губ и языка.

Жучка косточку грызет-

К ней никто не подойдет.

Зубы скалит Жучка,

Фу, какая злючка.

А теперь другое дело:

Жучка косточку доела.

Языком рот облизала

И хвостом нам завиляла.

«ГОРКА»

Цель: Развивать мускулатуру языка, укрепить кончик языка.

Научить детей придавать языку положение, необходимое для произнесения свистящих звуков

Ой, сердит мороз!

Горку снегом занес.

Ребятишки не пугаются-

И на лыжах все катаются.

«ЧАШЕЧКА»

Цель: Укрепить мускулатуру языка. Научить детей удерживать язык в форме чашечки. Подготовить органы артикуляции к произнесению звука «Ш»

Чай по чашкам разливаю-

Сладким чаем угощаю.

Подожди -не убирай!

Наливаю в чашку чай.

«ЛОШАДКА»

Цель: Укрепить мышцы языка, отрабатывать подъем языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Выработать вибрацию губ и языка, подготовить органы артикуляции к произнесению звука «Р»,развивать силу выдоха.

По дорожке лошадь мчится.

Слышишь, цокают копытца (Поцокать языком)

Сначала лошадка скакала быстро-быстро (поцокать быстро, потом помедленнее, еще медленнее и наконец отстановилась – «ТПРУ-У-У…» — стой лошадка, отдохни!

«ЧИСТИМ ЗУБКИ»

Рот приоткрыт, видны все зубы. Язычком почистить верхние зубы с

внутренней и внешней сторон (движениями вверх — вниз). Нижняя

челюсть неподвижна. Выполнять под счёт от 1 до 5.

Утром зубы каждый день,

Чистить нам совсем не лень.

И вверху, и внизу

Щеткой, я своей пройду.

«ИГОЛОЧКА»

Цель: Научить детей напрягать язык и делать его узким и длинным.

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Как в лесу у елочки,

Острые иголочки.

Досчитаем до шести,

Язычок свой покажи.

«ЗМЕЙКА»

Змейка под кустом шипит,

Она высунет язык.

Раз, два, три, четыре, пять –

Уберет язык опять.

«ПАРОХОД ГУДИТ»

Губы растянуты, при длительном произнесении звука протолкнуть кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживать его в этом положении.

Пароход по морю ходит,

Громко песенку заводит.

Язычок вверх подними,

С пароходом погуди.

Ирина Нубарян
Артикуляционная гимнастика в картинках

Важным пунктом в вопросе взаимодействия учителя — логопеда и воспитателей группы считается организация и проведение артикуляционной гимнастики, которая способствует повышению уровня компетенции воспитателей в вопросах коррекции речи детей.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

В этой презентации я собрала и красочно оформила комплексы упражнений, вырабатывающих правильный артикуляционный уклад звуков.

Презентацию можно скопировать и распечатать, потом заламинировать листы и использовать их в работе.

Красивые и яркие рисунки вызывают у детей интерес и желание заниматься (проверено на собственном опыте).

Все упражнения взяты из практического пособия Краузе Е. Н. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика».— СПб.: КОРОНА принт., 2004.

Надеюсь, данная информация будет интересна и полезна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *