Картины мама с ребенком

Дети в живописи: материнство, мамы и дети

Материнство во все времена вдохновляло художников. Нежность, любовь, таинственная связь между матерью и младенцем, чувство защищенности и счастья – вот лишь некоторые слова, приходящие на ум при созерцании этих полотен. В каком бы стиле ни творил художник, он разными средствами говорит о главном – всеобъемлющей материнской любви.

В эту подборку вошли картины, которые называются так же, как и наш сайт – «Материнство».

Поль Гоген «Материнство (Три женщины на берегу моря)» 1899

Филипп Андреевич Малявин (Россия, 1869-1940) «Материнство»

Анто Карте (Бельгия, 1886-1954) «Материнство»

Станислав Выспяньский «Материнство» 1905

Казимир Северинович Малевич «Материнство» (Изобилие)

Пабло Пикассо «Материнство» 1905

Пабло Пикассо «Материнство» 1963

Фёдор Васильевич Шапаев «Материнство» 1959-1969

Константин Александрович Титов (1913-1997) «Советское материнство» 1949

Ирина Ивановна Витман (1916-2012) «Материнство»

Юсуф (Юсуфхай) Ифраимович Елизаров (Узбекистан, 1920-1974) «Материнство» 1957

Аман Кулиев (1918-1983) «Материнство» 1960-е

Елена Вилкова «Материнство» 2010

Мария Леонидовна Рудницкая (1916-1983) «Материнство» 1949

Александр Михайлович Любимов (Россия, 1879–1955) «Материнство» 1950

Надежда Дмитриевна Воробьева (Россия, 1924) «Мать и дитя» 1958

Петр Алексеевич Басанец (Украина, 1926-2007) «Материнство» 1960

В. А. Пестриков «Материнство»

Моисей Ли «Материнство»

Валентин Вырвич «Материнство»

И еще несколько картин на ту же тему и с похожими названиями.

Александр Александрович Дейнека «Мать» 1932

Мария Владимировна Савченкова «Мать и дитя» 1963

Андрей Андреевич Мыльников (1919-2012) «Мать» эскиз к картине «Сестры» 1965

Ольга Георгиевна Яблонская (Украина) «Материнство» 1979

Александра Александровна Зорина (Россия, 1947) «Материнство» 1980

Федор Саввич Шурпин (Россия, 1904-1972) «Материнство» 1963

Леонид Николаевич Носов (Россия, 1922-1987) «Материнство»

Илья Матвеевич Бройдо (1933-2002) «Мать» 1972

Елена Михайловна Успенская (Россия, 1946) «Мать с ребёнком» 1981

Френсис Дей «Мать и дитя»

Harry Roseland – Mother and Child

Густав Климт «Три возраста женщины» (фрагмент). 1905

Вирджиния Демон-Бретон

Вирджиния Демон-Бретон

Мария Владимировна Савченкова (Россия, 1917) «Счастье матери»

Ольга Геннадиевна Титова (Россия, 1937) «Мать с ребенком» 1982

Афанасий Николаевич Осипов (Россия, 1928) «Мать»

Хосе Эрреллилла Круз Херрера (1890-1972) «Материнство»

Василий Иванович Ерофеев (Россия, 1937) «Счастье» 1972

Максим Максимович Цагараев (Россия, р.1951) «Материнство» 1998

Василий Кириллович Нечитайло «Утро (Материнство)» 1962

Евгений Васильевич Короленко «Материнство». Правая часть диптиха «Семья охотника» 1972

Николай Петрович Пятахин (Россия, 1946) «Материнство» 1978

Женщина-мать в искусстве xx века

ЖЕНЩИНА-МАТЬ В ИСКУССТВЕ XX ВЕКА

В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

Тема женственности и материнства занимает значительное место в творчестве одного из крупных и оригинальных художников начала XX века – К. Петрова-Водкина. Картина «Мать» представляет собой завершенное произведение, в котором художник добился полного, свежего и поэтического раскрытия темы. Картина отличается особой ясностью и прозрачностью красок, среди которых доминируют пылающе-красная и различные оттенки ультрамариново-синих цветов. Картина представляет собой гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. В этом живописном полотне Петров-Водкин преследует одну из основных целей – раскрыть средствами живописи сущность и красоту жизни во всех ее проявлениях. Это – возвышенный образ матери, непреходящий в своей душевной чистоте и нравственной силе. Молодая мать, прижимающая к себе спящего младенца, своим общим обликом, силуэтом напоминает мадонну.

После 1917 года Петров-Водкин стремится осознать новые взаимоотношения человека и мира, ощутить гармонию «планетарного бытия». В бурном, стремительном потоке жизни с надеждой прозвучали для художника слова: «Будет прекрасная жизнь!.. Прекрасная жизнь будет». Убеждённый в том, что «русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную, честную жизнь», художник пытается найти её главную опору. Своё осмысление происходящих исторических событий он воплотит в прославленной «Петроградской мадонне» (1920). Как похожа и непохожа на привычные изображения мадонн героиня картины художника! Кто она? Работница революционного Петрограда, Богоматерь с древнерусских икон или мадонна Возрождения? Наверное, и то, и другое, и третье. Она действительно вбирает в себя прошлые, настоящие и будущие времена, воплощает многие облики известных мадонн. Молодая женщина с ребёнком на руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий, чтобы обсудить расклеенные декреты новой власти. Но всё это лишь временный фон для основного изображения женщины-матери. Не случайно она повёрнута спиной к городу. Её главные заботы — заботы о ребёнке, о его настоящем и будущем.

Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» художника А.Л. Дейнеки (1899-1969). Её композиция удивительно проста: на гладком тёмном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана величавая осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу.

Противопоставляя хрупкое, разморённое сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка от любых жизненных невзгод.

В образе, созданном А. Дейнекой, нерасторжимо слились доброта и твердость характера, лиризм и мужество. Художник сумел воплотить не только непреходящее обаяние материнства, но и духовную красоту советской женщины, сознающей свое человеческое достоинство.

По-новому прозвучит эта тема в художественных произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны. Старинное изречение «Когда грохочут пушки, музы молчат» художники и актёры, поэты и музыканты опровергли уже с первых дней войны. Они действительно не могли молчать, они вели в бой, становились мощным и грозным оружием, разящим врагов. Нет, вероятно, в нашей стране человека, который не знал бы проникновенного и мобилизующего плаката И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!». В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Отечества. Невозможно забыть прямой и открытый взгляд женщины, устремлённый на зрителя. «Родная земля в опасности, она нуждается в вашей защите» — так был воспринят этот плакат современниками. Жест поднятой вверх руки многим напомнил известный образ Богоматери Оранты, молящейся за спасение человечества.

Тему материнства воспел художник Б.М. Кустодиев в своих лирических картинах «Утро», «Сирень», «На террасе». Картины пронизаны светом и воздухом и воспринимаются как гимн материнству и простым человеческим радостям. Материал для своих произведений он черпал из воспоминаний детства и воссоздавал с любовью характерные материнские образы.

На всех картинах изображены простые женщины-матери за своими повседневными делами. Мы как будто заглянули на минуточку в их жизнь, заботы о семье, детях.

В своих произведениях создает образ женщины-матери, труженицы, созидательницы и берегини талантливый художник Юрий Петрович Кугай. Особенно известна картина «В субботу» (1964 г.). Во многих российских семьях суббота традиционно считается днем уборки дома, стирки и банного купанья.

На картине блестят чистотой выскобленные полы и скамейки, свежевыстиранные половики и занавеска на печи. А сами женщины только вернулись из бани. Молодая мама, которая является композиционным и идейным центром, расчесывает волосы. Ее младшая сестра несет самовар. Маленькая девочка, пьет из кружки молоко, а пожилая женщина заплетает косичку внучке.

Можно привести еще очень много работ разных авторов, которые с любовью и нежностью изображали женщин, материнское начало, источника всего сущего, символа жизни, тепла и любви.
Поделитесь с Вашими друзьями:

Образ женщины –матери в искусстве разных эпох

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Обшиярская основная общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района

Республики Марий Эл

Межрайонная научно-практическая конференция

«Мой род-мой народ»

Секция Искусствоведение

Образ женщины –матери в искусстве разных эпох

Исследовательская работа

Казакова Яна Владимировна

обучающаяся 8 класса

МОУ «Обшиярская ООШ»

Руководитель:

Павлова Татьяна Аркадьевна

учитель русского языка и литературы

Полевая, 2016

1. Введение……………………………………………………………………1-4

2. Основная часть…………………………………………………………….5-17

Образ женщины-матери сквозь века

2.1 «Венеры» первых художников Земли……………………………………5-6

2.2 Священный лик Богоматери………………………………………………6-7

2.3. Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова……………………7-10

2.4. Женщина-мать в искусстве XX века…………………………………….10-12

2.5. Тоидзе “Родина мать зовёт”………………………………………………12

2.6. Мать в творчестве русских поэтов Н.А. Некрасова и С. Есенина…….13-15

2.7. Образ женщины- матери в искусстве Республики Марий Эл…………15-16

2.8. Исследование знания об образе женщины в искусстве………………..17

3. Заключение…………………………………………………………………18-19

4. Список литературы…………………………………………………………20

Введение

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников Земли, мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы, вдохновенных музыкальных и художественных гимнов женщине-матери до произведений современных художников – таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

Актуальность моей работы состоит в том, что в ней рассмотрена неиссякаемая тема, пронесенная сквозь века. И в наше время женщина остается эталоном красоты, нежности, символом материнства, музой для поэтов, музыкантов, живописцев, скульпторов и других деятелей искусства.

Форма исследования – теоретическая.

Гипотеза исследования – образ женщины-матери является идеалом женской красоты и обаяния на протяжении всего существования человечества.

Объектом исследования является постижение и отражение идеала материнства в различные исторические формации.

Предмет исследования – образ женщины-матери в различных видах искусства

Цель: Выявление особенностей постижения тайны женской красоты, отраженной в образе женщины-матери, в различные периоды истории;

Задачи:

  1. Изучить изображение женщины- матери в разных видах искусства
  2. Содействовать в становлении личности через научно-исследовательскую деятельность;
  3. Формировать навыки публичного выступления, ведения научной полемики;

Основными методами данного исследования являются:

анализ и синтез;

наблюдение;

сравнение;

визуализация данных.

Ожидаемые результаты: владение сведениями о воплощении образа женщины-матери в различных видах искусства и навыками элементарной исследовательской деятельности.

2. Основная часть

Образ женщины-матери сквозь века

Проанализировав большое количество репродукций, изображений скульптур, мы отметили некую закономерность: несмотря на различия в понимании женской красоты, художники и скульпторы разных эпох используют схожие образы. К таковым можно отнести:

1. «Венеры» первых художников

2. Священный лик Богоматери

3. Мадонны титанов Возрождения

4.Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова

5. Женщина-мать в искусстве 20 века

6.Образ матери в литературе (на примере Н. Некрасова и С. Есенина)

7.Образ женщины-матери в искусстве Республики Марий Эл.

2.1 «Венеры» первых художников Земли

Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более ста пятидесяти маленьких женских статуэток, которым учёные дали условное название «палеолитические Венеры». Не грацию и стройность женского тела воплощали в себе эти каменные изваяния высотой 5-10 сантиметров, напротив, они выглядели крайне примитивными и даже грубыми. Их лица были заменены гладкой выпуклостью без прорисовки отдельных черт, руки и ступни ног были едва намечены или отсутствовали вообще, туловище излишне вытянуто. Особое внимание уделено изображению всего, что подчёркивает женское начало: непомерно большие груди и бёдра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь. Тщательно прорисованы сложные узоры женской причёски. В чём же тут дело? Почему за этими статуэтками всё же закрепилось такое поэтичное название? Не будем торопиться с выводами и оценками. Попробуем понять себе подобных, мысленно приняв их точку зрения. Дело в том, что в первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым Ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ Женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной также были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага. Так что в палеолитических Венерах заключались не только магическое и культовое значения, но и эстетический идеал наших далёких предков. Каждое из подобных изображений — настоящий гимн женщине-матери, продолжательнице рода человеческого.

2.2 Священный лик Богоматери

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси — с Богородицей, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери», созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, её везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней — они стояли как вкопанные. С тех пор и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нём эту удивительную икону. Много раз выручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудовых деяниях. Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают её главный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у неё защиты. Левой рукой Мария придерживает ребёнка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности. «Владимирская Богоматерь» — одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства». В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли; обеим были присущи общие начала святости и материнства. «Первая мать — Пресвятая Богородица; вторая мать — сыра земля», — гласит народная мудрость. В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружён ореолом чистоты, святости и жертвенной любви. Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, но все они восходят к четырём основным типам: Богоматери Знамение (знаменующей рождение Спасителя, воплощение новой жизни), Богоматери Оранте («молящейся» с воздетыми к небу руками), Одигитрии(«путеводительнице», указывающей на младенца Иисуса, сидящего у неё на руках) и Елеуса («умиления», ласкающей и обнимающей своего Сына).К подлинным шедеврам древнерусской иконописи относится «Богоматерь Донская» , созданная в XIV веке Феофаном Греком. Такое название она получила в связи с победой войска князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. Согретая глубоким человеческим чувством, «Донская Богоматерь», как и Владимирская, является выражением безграничной материнской любви к Сыну, которого в будущем ждёт мученическая смерть во имя спасения человечества. А пока она бережно и ласково держит его на руках. Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмные тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

2.3. Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова

Признанный портретист, академик живописи А.Г. Венецианов (1780-1847) в 44 года, почувствовав неудовлетворённость и необходимость работать по-другому, неожиданно уезжает из Петербурга и поселяется в тверской глуши. В автобиографических записках он так позднее объяснит свой шаг: «Чтобы полнее посвятить себя живописи с оригиналов натуры… уехал в деревню свою, там занялся безусловным вниманием природы …» Он действительно почувствовал себя свободным художником, независимым от требований и желаний заказчиков. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелёгкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника складывалось своё представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал «Жницу», «Кормилицу с ребёнком», «Девушку с васильками», «Пелагею (девушку с косой и граблями)», «Девушку в платке» — множество картин, где в облике величавой славянки им подчёркнуты одухотворённое начало и яркая индивидуальность. Выбор подобных тем можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась хранительницей лучших традиций крестьянской жизни. А вот другое полотно А.Г. Венецианова, созданное в те же годы, -«На жатве. Лето», на котором он запечатлел крестьян вовремя летних полевых работ. Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы золотистой ржи, зеленеют холмы на горизонте… В центре картины — женщина-жница с ребёнком на руках. Расположившись отдохнуть на высоком помосте, она ласково обнимает малютку, забыв об усталости. А.Г. Венецианов вышел из народа и всегда оставался внутри него. И когда получал академические звания; и когда осмеивал в своих сатирических листах вельмож; и когда до последнего дня своей жизни устраивал быт крестьян, лечил и учил их в своем Сафонкове; когда одевал и кормил в своей школе неимущих крепостных парней, способных к художествам… И когда, в отличие от «божественного» Карла Брюллова, оглушившего помещика Энгельгардта высокими фразами, быстро и просто договорился, почем тот отдаст Т. Шевченко…Картина «На жатве. Лето» принадлежит к тем шедеврам, которые имеют непреходящую ценность и по сей день доставляют зрителям подлинное эстетическое наслаждение. Это истинно русский пейзаж, именно в этой картине природа представляется’ художнику, по выражению поэта, как «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Сюжет картины «На жатве» почерпнут из повседневной народной жизни. Однако А.Г. Венецианов менее всего задавался целью изобразить эту жизнь в ее бытовом аспекте, и подтверждает этот вывод полное отсутствие на полотне аксессуаров бытового характера. Картина имеет подзаголовок «Лето», который прекрасно выражает общее настроение всего произведения. Жаркий июльский полдень. Природа как бы замерла в своем торжественном покое: недвижим горячий воздух, не шелохнется густая темно-золотая рожь. Зритель словно слышит эту звенящую тишину, царящую над полями. Высоко поднялось небо над распластанной землей, и на ней происходит «какая-то тихая игра облаков». При первом взгляде на картину мы видим только фигуру крестьянки и лишь потом замечаем на дальнем плане фигурки других жниц. Окутанные маревом жаркого воздуха, они как бы растворяются в бескрайнем пространстве. Впечатление от воздушной необъятности, от протяженности полей создается благодаря чередованию планов, которые восходят к холмистым линиям горизонта, поднимаясь один за другим. Недаром многие искусствоведы отмечают, что картины А. Г. Венецианова пронизаны единым ритмом наподобие музыкальных произведений. В полотне «На жатве. Лето» (как и в картине «На пашне. Весна») основной мотив развертывается на первом плане, а затем ритмично повторяется несколько раз, подобно рефрену в песне. Спокойно и непринужденно, выпрямив натруженную спину, сидит женщина, положив возле себя серп. Ее статная, величавая фигура, окутанная плотным знойным воздухом, озарена жаркими лучами полуденного солнца. Крестьянка, кормящая прильнувшего к ней ребенка, сидит в профиль к зрителю, на возвышении, откуда и открывается вид на безбрежные поля — то щедро залитые солнцем, то чуть затененные медленно проплывающими по высокому небу серебристо-белыми облаками.

над всем окружающим, однако она органично связана с пейзажем и происходящим действием узами неразрывного единства. Но природа в картинах А. Г. Венецианова — это не просто арена человеческого труда, он не выступает как насилие над природой, искажающее её естественный облик. С точки зрения художника, труд человека — это продолжение жизнедеятельности природы, с той лишь разницей, что из стихийной она превращается в разумную. И человек, таким образом, предстает как разумеющая себя природа, именно в этом смысле он и есть «венец творения». Превосходно написан задний план — поле со снопами и фигурками жнецов, а над ними — высокое небо с тающими облаками. Солнце находится за спиной крестьянки, и благодаря этому лицо ее и большая часть фигуры затенены, а это дает возможность обобщить формы и выявить чистые и плавные линии в ее силуэте А. Г. Венецианов обладал редким поэтическим даром, умел находить поэзию в повседневных заботах и хлопотах человека в его труде и быте. К нему в полной мере применимы слова, сказанные Гоголем об А.С. Пушкине. Как и сочинения Пушкина, «где дышит у него русская природа», так и картины А.Г. Венецианова «может совершенно понимать только тот, чья душа носит в себе чисто русские элементы, кому Русь — родина, чья душа… нежно организована и развивалась в чувствах».

2.4. Женщина-мать в искусстве XX века

В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства. Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина (1878-1939). Созданию лучших произведений на эту тему предшествовало знакомство с полотнами итальянских мастеров эпохи Возрождения, и в особенности с шедеврами древнерусской иконописи. Истинно русские, национальные традиции находят отражение в таких картинах, как «Мать» (1913; 1915), «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915). После Октябрьской революции Петров-Водкин стремится осознать новые взаимоотношения человека и мира, ощутить гармонию «планетарного бытия». В бурном, стремительном потоке жизни с надеждой прозвучали для художника слова:

Будет прекрасная жизнь!.. Прекрасная жизнь будет. Убеждённый в том, что «русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную, честную жизнь», художник пытается найти её главную опору. Своё осмысление происходящих исторических событий он воплотит в прославленной «Петроградской мадонне» (1920). Как похожа и непохожа на привычные изображения мадонн героиня картины художника! Кто она? Работница революционного Петрограда, Богоматерь с древнерусских икон или мадонна Возрождения? Наверное, и то, и другое, и третье. Она действительно вбирает в себя прошлые, настоящие и будущие времена, воплощает многие облики известных мадонн. Молодая женщина с ребёнком на руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий, чтобы обсудить расклеенные декреты новой власти. Но всё это лишь временный фон для основного изображения женщины-матери. Не случайно она повёрнута спиной к городу. Её главные заботы — заботы о ребёнке, о его настоящем и будущем. Полнокровный женский облик с полной законченностью определился в картине «Мать» 1915 года. Крестьянские женщины из полотен «Мать» 1913 года или «Мать» 1915 года олицетворял начало жизненной наполненности. С идеей целомудренной строгости и чистоты связалось ощущение глубокого синего цвета. Мать в картине Петрова-Водкина — молодая баба с крутыми плечами и статной шеей. Ее кумачовая юбка, занимающая весь низ картины, пламенеет и звучно и жарко. Наклоненные линии стены, окна и божницы только усиливают почти статуарную плотность ее фигуры, обаяние ее простонародной и вместе почти что «царственной» осанки. А главное — решительно изменилось само выражение материнского „лика». На смену чуть «постно-смиренному» выражению крестьянской «Матери» 1913 года, с ее «уныло-сонным» взглядом из-под полукруглых бровей, пришло выражение более открытое и смелое. Чего стоит один поворот головы — такой красивый и вольный, как будто освобождающий от чего-то тяготящего или сковывающего! Первоначально данная картина была решена в бытовом плане, но после посещения первой большой выставки расчищенных икон, предоставленных частными собирателями в 1913 году, художник решительно перестроил и композицию, и колорит картины. Мать в розовой кофте и красной юбке сидит с ребенком на руках на фоне уходящих в глубину картины приволжских степей. Прекрасный образ женщины, простой русской крестьянки, представлен как обобщенный образ материнской любви и человеческого счастья. Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» художника АЛ. Дейнеки (1899-1969). Её композиция удивительно проста: на гладком тёмном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана величавая осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка от любых жизненных невзгод.

2.5. И.М.Тоидзе “Родина мать зовёт”.

В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Родины. Невозможно уйти от прямого открытого взгляда женщины-матери. Жест поднятой вверх руки многим напоминает известный образ Богоматери Органы, молящейся за спасение человечества.

Вывод: Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины- матери являлся идеалом женской красоты.

В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

2.6. Мать в творчестве русского поэта Н.А. Некрасова и С. Есенина.

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычных сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!

Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.

Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская»

Стихотворение «Внимая ужасам войны»

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери — крестьянки в лирике С.А. Есенина.

Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» — это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –»поджиданье седых матерей».

Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

2.7. Образ женщины- матери в искусстве Республики Марий Эл

Скульптура «Дева Мария с младенцем Христом» (30 ноября 2007 г. в г. Йошкар-Оле) расположена на площади Республики и Пресвятой Девы Марии.

Народный художник России А. Ковальчук.

Дева Мария (Богородица) — в христианстве земная мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых. В православии, католичестве и ряде других церквей почитается как Богородица (Матерь Божья), Царица Небесная, Пречистая Дева, Мадонна.

Скульптура создана по всем традициям русской православной школы и представляет собой двухфигурную композицию — Богородица, благословляющая жителей Марий Эл, с младенцем Христом на руках. Образ Богоматери с младенцем идентичен иконе Державной Божьей Матери, но на скульптуре у Богородицы нет скипетра, державы и короны. Высота — около 3 метров, материал — бронза. К постаменту прикреплена мраморная плита с молитвой: «О, Пресвятая Дева Мария, спаси и сохрани Край наш Марийский»

Мемориальный комплекс «Скорбящая мать» (Мемориальная скульптура «Скорбящая») Возведен в 2002 году у комплекса зданий Министерства внутренних дел Республики Марий Эл по улице Комсомольской, д. 137. Мемориал является данью памяти сотрудникам МВД, погибшим при исполнении служебных обязанностей. Комплекс состоит из мемориальной скульптуры «Скорбящая», представляющей собой полуфигуру скорбящей матери, склонившей голову и сложившей руки в молитвенном жесте, а также кирпичной стены с памятными мемориальными досками, на которых увековечены фамилии, имена, отчества и годы жизни советских и российских сотрудников органов внутренних дел Республики Марий Эл, погибших при исполнении служебного долга. На последней доске — надпись:

Священный долг
Исполнив до конца
Вы в нашей памяти
Остались на века

Автор скульптуры — заслуженный художник Республики Марий Эл Сергей Яндубаев.

Исследование знания обучающихся нашей школы об образе женщины- матери в искусстве разных эпох.

Нам захотелось узнать, что известно учащимся нашей школы об этой теме. Мы провели социологический опрос среди учащихся (5-9 классов)

Им были заданы следующие вопросы:

1.Какие произведения вы можете назвать, в которых говорится о матери?

2.Кто из художников изображал мадонн, и женщин с ребенком на руках?

3.Женщина –мать в искусстве нашей республики.

Результаты опроса показали, на 1 вопрос дали ответ только 30% учащихся.

В основном назывались поэты –Н. Некрасов, С. Есенин, А. Пушкин.

На 2 вопрос ответил 20% учащихся школы. В ответах звучали Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.

На 3 вопрос правильно ответили около 10%. Называлась в основном памятник Петру и Февронии в городе Йошкар- Ола.

Вывод: Наше исследование показало, что знание об изображении женщины- матери в произведениях искусства находится, к сожалению, на низком уровне.

Заключение

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

Главным и неизменным в постижении тайны женской красоты остается на протяжении всех эпох идеал материнства, священные узы между матерью и ребенком. Образ женщины-матери – вечный образ. Это своеобразный нравственный камертон для искусства любой эпохи, любого народа.

Живописцы и скульпторы разных эпох использовали схожие образы: образ кормящей матери, женщины-матери с ребенком на руках, семейный портрет.

Первобытные художники воспевали не грацию и статность женского тела, а уделяли особое внимание изображению всего, что подчеркивает женское начало: непомерно большие груди и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет новая жизнь.

Образ кормящей матери берет начало в первобытном мире и проходит сквозь все последующие эпохи. В эпоху Средневековья образ женщины-матери с ребенком на руках в европейском искусстве был связан с образом Мадонны, а в древнерусском – с образом Богородицы.

Древнерусская иконопись насчитывает большое количество изображений Богоматери, которые условно можно поделить на четыре типа:

1) Знамение; 2) Оранта; 3) Одигитрия; 4) Елесуа.

Образ женщины-матери с ребенком на руках стал нарицательным: подобные изображения все чаще стали называть мадоннами. Изображая мадонну, художники часто добавляли птичку, вазочку с цветами или какой-либо другой предмет, а также изображали ее в окружении святых или ангелов;

Более поздние мадонны отличаются демократической простотой образов, они более земные. В эпоху Новейшего времени поэтизируется образ простой женщины, труженицы, матери.

В искусстве 20 века нашла отражение тенденция располагать героев портретов на фоне природы или картин повседневной жизни, бытовых зарисовок.

Анализ показывает, что в искусстве конца 20 начала 21 веков образу женщины-матери уделено недостаточное внимание, что стало одной из причин спада рождаемости, снижения статуса матери, ее значимости в обществе. Президентская программа, направленная на решение демографического кризиса, уже дает положительные результаты. Все чаще на рекламных щитах, обложках журналов, фото появляется столь знакомый всем образ – образ женщины-матери.

Конечно, данный перечень типов изображения женщины-матери не полон. В дальнейшем ставим перед собой задачу продолжить исследование по данной теме и более подробно проанализировать отражение образа женщины-матери в искусстве 20 – начала 21 веков.

Список литературы

1. Гнедич П. П. История искусств. Северное Возрождение. – ЭКСМО – М., 2005

2. Гнедич П. П. История искусств. Высокое Возрождение. – ЭКСМО – М., 2005

3. Гнедич П. П. История искусств. Итальянский Ренессанс. – ЭКСМО – М., 2005

4. Данилова Г. И. Мировая художественная культура 7-8 кл. – Дрофа – М., 2005

СD «История искусства», электронное средство учебного назначения, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003

5. Живопись советских художников 1960-1980-х годов. Люди земли советской. – АВРОРА – Л., 1986

6. Лев Любимов. Искусство Древней Руси. – Просвещение – М., 1996

7. Лев Любимов Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. – Просвещение – М., 1996

8. Нонна Яковлева. Детская энциклопедия. Русская историческая живопись. – Белый город – М., 2000

9. Энциклопедия для детей. Том 5. Искусство. Часть 1/Под ред. В. А. Володина. – АВАНТА+ — М., 2001

Тема материнства в изобразительном искусстве. Посвящается Дню матери

Методы обучения: Урок-конференция.

Межпредметные связи: МХК, история, литература.

Цели и задачи урока:

  • познакомить с темой женской красоты, материнства в изобразительном искусстве, иконописи;
  • познакомить с произведениями великих мастеров эпохи Возрождения, углубить ранее усвоенные знания об изображении человека;
  • показать взаимопроникновение светской темы материнства и библейских сюжетов, общее и различное;
  • воспитывать эстетическое чувство, художественный вкус, творческое воображение;
  • укреплять межпредметные связи (литература, история);
  • воспитывать уважение к женщине, к матери;
  • способствовать закреплению знаний пройденных материалов уроков; пополнение знаний детей новым материалом.

Место проведения: классный кабинет.

Оборудование: компьютер, проектор, буклет, презентация PowerPoint. (Презентация)

План урока

Содержание этапов урока Виды и формы работы Время
1. Организационный момент Приветствие 1 мин.
2. Мотивационное начало урока Постановка цели урока. Раздать буклеты. (Приложение) 3 мин.
3. Ход урока 1й-этап: история праздника;

Стихи А. Фета, Р. Лоретти — Ave Maria

(Приложение 1)

12 мин.
2й-этап: произведения художников, воспевающих красоту матери: Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Ян ван Эйк,

Реммбрандт Хамрменс ван Рейн, Райхлих Маркс, Венецианов А.Г., икона “Владимирская богоматерь”.

20 мин.
4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного Подведение итогов: Чему был посвящен наш урок?

Какую тему называют в искусстве вечной – образ матери.

Что нового вы узнали? Что понравилось? – познакомились с картинами, композиторами, художниками, поэтами, что такое икона. Понравилась – музыка, картины

6 мин.
5. Подведение итогов, домашнее задание. Вспомнить пословицы и поговорки о матери.

Составить свой ряд зрительный и музыкальный ряд о женщинах, матери.

3 мин.

Написать на доске: “Есть прекрасное существо на свете, перед которым весь мир в долгу – это мать”. Н.Островский»

Учитель: Здравствуйте дети!

(Презентация. Слайд №1, 2,)

Цель нашей встречи – узнать как можно больше о художниках воспевающих материнство.Тема нашего урока “ТЕМА МАТЕРИНСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ” посвящается празднику Дню матери”, который прошел 25 ноября (НАКАНУНЕ). Мы сегодня с вами будем говорить о маме, материнской ласке и любви.

(Презентация. Слайд №3)

— В День матери чествуются только матери и беременные женщины, а не все представительницы слабого пола.

— Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время.

— По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берет начало еще в древнем Риме, Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) матери богов – восточной Кибеле

— Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов — Гее.

— На Руси почиталась Мокоша — Богиня материнства.

— В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 “О Дне матери” от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. А материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости.

(Презентация. Слайд №4)

— У русского поэта А.А. Фета есть стихотворение “Ave Maria” (“Радуйся. Мария” — так начинается молитва.) Ученик читает стихотворение, которое проецируется на экране.

Ave Maria

Ave Maria – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царила, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
AveMaria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха….

Афанасий Фет

— Австрийский композитор Ф. Шуберт написал арию “Аvе, Maria”, ставшую известной во всем мире. Давайте и мы познакомимся с этой прекрасной музыкой в исполнении итальянского мальчика Лобертино Лоретти.

Прослушивание произведения Ф. Шуберта “Ave, Maria”.

Тема материнства издавна волновала, вдохновляла на творчество. Образ матери — вечная тема искусства.

(Презентация. Слайд №5)

На протяжении тысячелетий, веков и столетий воспевается народом материнство. Это отражено в творчестве поэтов и писателей, музыкантов и художников. Мы с вами рассмотрим произведения художников, воспевающих красоту матери.

Воспетое материнство более 2000 лет назад с рождением Христа – это “Матерь Божья с сыном” на руках. Младенец протягивает ручонки к нам людям, Мать – Мария – ее образ чистый и возвышенный, в глазах застыла некая печаль, покорность и смирение, но с какой нежностью и любовью она прижимает своего сына к себе.

Когда художник пишет Деву Марию, то чаще у него получается не картина, а икона (образ, а не конкретное лицо). Икону пишут по особым церковным канонам. Слово “икона” греческого происхождения и означает “образ”. Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской. “Богоматерь Владимирская” создана во второй половине XII века. Эта икона — величайшая святыня Руси. Сейчас она находится в Московском Кремле, в Успенском соборе. Всмотритесь в глаза матери: что вы видите?

— Младенец Иисус склонил голову, нежно прижимаясь к её щеке.

— Но лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Лики матери и младенца прекрасны, полны добрых чувств.

Ученик читает стихотворение, которое проецируется на экране.

(Презентация. Слайд №6)

Владимирская Богоматерь

Не на троне — на Ее руке, Левой
Ручкой, обнимая шею, —
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует… Немею —
Нет ни сил, ни слов на языке…
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит…
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!
Максимилиан Волошин

— Эту икону называют “древнейшей песнью материнства”. Богородица, прежде всего, мать, страдающая мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения

(Презентация. Слайд №7)

Самым светлым и радостным художником эпохи Возрождения был Рафаэль Санти из города Урбино.

Всем своим творчеством Рафаэль говорил: человек должен быть прекрасен — у него должно быть красивое и сильное тело, всесторонне развитый ум, добрая и отзывчивая душа. Таких людей изображал Рафаэль в своих картинах. Таким человеком был он сам.

Ранние произведения проникнуты изяществом, мягким лиризмом.

Так называют ее по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ. Но это та же Мария, она идет к нам по облакам. Слава ее ничем не подчеркнута, ноги босые, но как повелительницу встречают ее, приклонив колени, папа Синкст, святая Варвара и ангелы. Она идет к людям юная величавая, бережно и осторожно, с большой любовью неся своего ребенка, что-то тревожное затаив в душе. Она знает, что несет не просто своего ребенка, а великого сына Земли – спасителя Мира. В ней самой замерло желание спасти и сохранить своего сына, оградить от всех бед и несчастий.

(Презентация. Слайд №8)

“Портрет Беременной женщины”, 1506 г. В портрете привлекает благородство идеала человека, воплощенного в конкретном, узнаваемом облике людей эпохи Возрождения. Рафаэль тщательно выписывает платье, украшения, особенно головной убор женщины. Квадратный вырез платья, резко отчерченный черной лентой, контрастирует с округлой формой лица и живота молодой женщины. Левая рука, внимание к которой привлекается украшениями, возложена на живот, указывая на факт беременности женщины. Красные рукава платья также акцентируют внимание на нижней части картины. Лицу придано выражение строгое, спокойное, приподнятые брови придают немного удивленное выражение. Взгляд погружен в себя. Рафаэль мастерски отобразил само углубленное состояние молодой матери, и, хотя многие великие живописцы изображали беременных женщин, рафаэлевская картина является шедевром среди них.

(Презентация. Слайд №9)

В произведении Леонардо да Винчи “Мадонна Лита” мы видим образ другой матери, но все та же любовь и ласка, а младенец, защищенный в руках матери спокойно наблюдает за миром. — На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза, едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чистой земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

(Презентация. Слайд №10)

Реммбрандт Хамрменс ван Рейн 1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.Его Творчество одна из вершин мировой реалистической живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

(Презентация. Слайд №11)

Исключительно жизнерадостно выглядит “Автопортрет с Саскией на коленях” написанный в первые дни медового месяца. Художник изобразил себя с большим бокалом в руке — он поднимает бокал за удачу и бросает вызов своим недругам.

Красавицу-жену Рембрандт любил наряжать в бархат, шелк и парчу, по обычаю того времени, осыпал бриллиантами и жемчугом, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда, как свежий цвет его эффектно выделяется на темном фоне вишневого бархата, какой матовой белизной отливает жемчужная нить, вьющаяся среди золотистых волос.

Саския была гением-вдохновителем мужа, его утешением среди неудач и забот, опорой в работе. Жизнь, полная любви, труда и творчества, сложилась легко и радостно. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. Столь же милой, так же просто, по-домашнему одетой она предстает перед нами на одном из последних портретов “Саския с цветком. (Флора)”.

(Презентация. Слайд №12)

В средневековой западной живописи также нашла довольно широкое отражение тема Посещения .Дева Мария после получения Благой Вести отправляется к Елисавете, носящей во чреве Иоанна Предтечу. Обе праведницы, как правило, изображались в широких просторных одеждах, скрывавших их беременность. Однако, на картине немецкого художника Райхлиха (1511 г.) округлые животы женщин прорисованы четко, а в них видны младенцы, радующиеся первой своей встрече.

(Презентация. Слайд №13)

Признанный портретист, академик живописи Венецианов А.Г., писал простых русских женщин — крестьянок, занятых нелегкой работой.

На доске “На пашне. Весна”

На этой картине изображена крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике. Она ведет запряженных в борону лошадей. А в стороне сидит играющий ребенок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины — неоглядная русская даль.

(Презентация. Слайд №14)

Ученики читаютпословицы, которые проецируются на экране.

Завершить нашу встречу мне хотелось бы словами русского поэта Сергея Островского.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
Так она и будет жить в веках —
Самая прекрасная из женщин —
Женщина с ребенком на руках!

— Берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем!

Работа на дом:

(Презентация. Слайд №15)

Составить свой зрительный и музыкальный ряд: о женщинах, матери.

(Презентация. Слайд №16)

Наш урок окончен.

Приложение 1

Приложение 2

Матери на картинах русских художников

Молодая крестьянка и жительница солнечной Италии, работница петроградской фабрики и жена партизана. Вспоминаем, как отечественные художники изображали матерей на своих полотнах.

Алексей Венецианов считается основателем жанра русской бытовой живописи. Выходец из купеческой семьи, он долго служил в Санкт-Петербурге чиновником. Полотна Венецианов писал лишь изредка — чаще всего он изображал сцены из жизни дворян и горожан.

В 1819 году Алексей Венецианов оставил службу, купил имение Сафонково в Тверской губернии и переехал туда. Он целиком посвятил себя живописи. Главной темой его творчества стал житейский уклад и быт крестьян. «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является повиноваться ей одной», — писал художник.

В 1820 году художник написал полотно «Сенокос». На нем изображена крестьянка, которая кормит ребенка, оторвавшись от работы в разгар страды. Картина могла быть частью цикла: кисти художника также принадлежат работы «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето».

«Сенокос» долгое время находился за границей — в Великобритании. Лишь в 2002 году полотно вернулось в Россию и заняло свое место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Карл Брюллов. Итальянка, ожидающая ребенка. 1830. Государственный Русский музей Карл Брюллов. Итальянка с ребенком у окна. 1831. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Карл Брюллов. Мать, просыпающаяся от плача ребенка. 1831. Государственный Русский музей

В 1822 году выпускник Академии художеств Карл Брюллов отправился в Италию — он получил от Общества поощрения художников стипендию для поездки за границу. Там живописец писал копии с картин эпохи Возрождения, этюды с натуры и сцены из жизни городских обывателей.

На многих картинах Брюллова главной героиней стала молодая мать или девушка, ожидающая ребенка. На полотнах — множество трогательных деталей: одна героиня рассматривает маленькую рубашонку, в то время как ее муж собирает колыбель, вторая — что-то показывает ребенку в окне, а молодая мать встает ночью к колыбели.

Картины полны мягкого света, который льется из открытой двери, окна или от пламени свечи на прикроватном столике. Так Карл Брюллов расставил акценты в своих работах: освещенные мать и дитя на затемненном или приглушенном фоне сразу становились центром сюжета.

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. Государственная Третьяковская галерея Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920. Государственная Третьяковская галерея Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. Музей изобразительного искусства, Харьков

Тема материнства стала одной из основных для Кузьмы Петрова-Водкина в зрелый период его творчества. Как правило, художник изображал матерей-крестьянок — красивых, румяных, пышущих здоровьем. Петров-Водкин увлекался иконописью и использовал особые приемы в портретах крестьянок: они походили на Мадонн эпохи Ренессанса.

В 1920 году, в разгар Гражданской войны, художник написал одну из самых известных своих картин — «1918 год в Петрограде», — также известную как «Петроградская Мадонна». Ее фон уже совсем не идиллический. Мать и младенец окружены каменными стенами голодного города; стекла в окнах разбиты, линейный пейзаж прост и аскетичен.

Великая Октябрьская революция изменила общественное положение женщин — и не только крестьянок. Даже косынка на героине повязана новым способом: так покрывали голову работницы фабрики, чтобы подчеркнуть принадлежность к классу пролетариев.

Главные персонажи полотен Александра Дейнеки — граждане молодого Советского государства. Они занимаются спортом и строят дома, участвуют в мирных съездах и воюют на фронтах Великой Отечественной. Чтобы изобразить их сильными и здоровыми, художник использовал свои приемы и уделял особое внимание цвету. Он писал: «Коричневый загар крепкого молодого тела способен вызвать положительные эмоции».

Одной из известных работ Александра Дейнеки стала картина «Мать» 1932 года. Художник изобразил на ней статную женщину со строгим профилем, на плече у нее уснул маленький сын. Светлые лица, мягкие силуэты, нарочито невыразительный темный фон — все призвано сосредоточить внимание зрителя на моменте таинства из жизни матери и ребенка.

«Десятки раз я писал спящих детей, усталых и трогательных, находил я в них и «уют» пластики и трепетность цвета, но всем этим зарисовкам недоставало конкретности. Оказывается, надо было дать другое место заснувшему ребенку, и совершенно неожиданно я увидел его на плече матери, величественной и нежной в одно и то же время. Все закомпоновалось легко, пластично и убедительно».

Александр Дейнека

В 1950–60-х годах в отечественной живописи появилось новое направление — «суровый стиль». В его основу лег художественный метод, который использовали в первое десятилетие советской власти: четкие контуры, лаконичность, линейное изображение фигур. Сюжеты для таких полотен живописцы черпали из трудовых будней советских граждан и военного прошлого.

В 1967 году гостям Всесоюзной выставки в Москве была представлена картина «Партизанская Мадонна», которую создал художник Михаил Савицкий. Мать и дитя на ней изображены грубо, почти плакатно. Полотно Савицкого, как и Петрова-Водкина, также напоминает об иконописных традициях: сферическая перспектива, большие цветовые плоскости и яркий, почти сияющий на темном фоне младенец в центре сюжета. Задумчивая кормящая мать с обнаженным ребенком становятся олицетворением мирного прошлого, контрастируя с другими персонажами полотна — уезжающими партизанами и печальной пожилой женщиной.

В названии картины — «Партизанская Мадонна» — Михаил Савицкий объединил религиозную традицию с идеологией атеистического государства. Это было немыслимо для сталинского периода, но стало вполне возможным в годы оттепели.

Полотно Савицкого произвело огромное впечатление на гостей Всесоюзной выставки. Сразу же после экспозиции картину выкупила Третьяковская галерея.

Людмила Котлярова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *