Кейс технология в ДОУ

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании

Наталья Хмелевская
Метод кейс-технологии в дошкольном образовании

«Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» — запутанный, необычный случай; а также от английского «case» — портфель, чемоданчик.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейсдолжен удовлетворять следующим требованиям:

• соответствовать четко поставленной цели создания;

• иметь соответствующий уровень трудности;

• иллюстрировать типичные ситуации;

• развивать аналитическое мышление;

• провоцировать дискуссию;

• иметь несколько решений.

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя:

• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

• комментарий ситуации, представленный автором,

• вопросы или задания для работы с кейсом,

• приложения.

К кейс-технологиям относятся:

• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; Кейс-иллюстрации; фото-кейсы);

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых игр;

• метод разбора деловой корреспонденции;

• игровое проектирование;

• метод дискуссии.

Например:

Ситуационно-ролевая игра.

Цель — в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Игровое проектирование:

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).

В процессе освоения кейс-технологий дети:

• учатся получать необходимую информацию в общении;

• умение соотносить свои устремления с интересами других;

• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

• учатся отстаивать свою точку зрения;

• умение принимать помощь.

Кейс-технологииформируют навыки коммуникативного воздействия детей:

• происходит формирование у детей навыков работы в команде;

• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;

• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

• учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе.

Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс — метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс-иллюстрации, кейс-фото.

Кейс-иллюстрация — это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

В «фото – кейс»входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Вывод:

Кейс — технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Литература:

2. Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

3. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). /Доступ: http://www.casemethod.ru

4. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

5. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7

6. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе

7. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

8. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии

Метод кейс — технологии в дошкольном образовании

Ефимова Наталья Анатольевна

Организация: МКДОУ «Колегинский детский сад «Колосок»

Населенный пункт: Челябинская область, Еткульский район, село Коелга

Цель мероприятия:

• учить получать необходимую информацию в общении;

• умение соотносить свои устремления с интересами других;

• учить доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

• дети учатся отстаивать свою точку зрения;

• умение принимать помощь.

Возраст детей: от 4 – 7 лет

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, они требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Один из методов, который поможет им самостоятельно проектировать образовательный процесс, кейс-метод. С его помощью можно моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности

Кейс-метод – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.

Кейс-метод повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявлять их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог с взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формировать собственную точку зрения.

Суть кейс-метода в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.

Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший материал. При этом у детей развивается любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в неожиданной ситуации.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.

ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Кейс – это описание реальной ситуации

Кейс – это «кусочек» реальной жизни

Кейс – это события реально произошедшие в той или иной сфере деятельности

Кейс – это «моментальный снимок реальности», «фотография действительности»

Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует определенного алгоритма.

  • Определить цель кейса: компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.
  • Описать кейс: сюжет, содержащий проблемный фактор, заявку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.
  • Подвести к кульминации кейс-ситуации: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения.

Кейс-ситуации можно брать из жизни, художественных рассказов, из поступков детей, игр.

Шесть признаков хорошего кейса:

  1. Соответствует поставленной цели.
  2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
  3. Является актуальным и интересен детям
  4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.
  5. Провоцирует дискуссию.
  6. Имеет несколько решений.

Примеры кейсов

  1. Кейс-Прогнозирование

Направлен на:

  • Умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;
  • Умение строить логические и обоснованные прогнозы, в т. ч. с помощью элементарных естественно-научных представлений;
  • Умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;
  • Развитие критичного мышления, умение включаться в коллективное решение сложных задач.

Кому адресован:

Дети среднего и старшего дошкольного возраста

Ситуация:

Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечно лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!».

Момент проблемного включения детей

Представьте себе, что желание девочки сбылись. Будет ли это здорово?

Педагог по ходу рассказа использует возможный тон, чтобы мнение детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это с здорово и красиво, воспитатель побуждает серьезно задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.

  1. Кейс-неоднозначная ситуация

Направлен на:

  • Проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;
  • Способность анализировать, строить гипотезы, предполагать.

Кому адресован:

Дети старшего дошкольного возраста

Ситуация:

Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот» (авторы сценария Б. Заходер, Ф. Хитрук). Особое внимание уделяют фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения, на отсутствие именинного пирога и клюквы в сахаре…

Момент проблемного включения детей

Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?

Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, глубинный характер проблемы.

В данном случае важно не только прочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать.

  1. Кейс-проблемная ситуация

Направлен на:

  • Умение воспитанников видеть возможный парадокс;
  • Способность формулировать проблему;
  • Умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;
  • Способность коллективно решать сложные задачи.

Кому адресован:

Дети подготовительной к школе группы.

Ситуация:

Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе.

Момент проблемного включения детей

Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, — перья прижать, чтобы теплее было?

Основная задача воспитателя не сформировать стереотип «нахохлилась, чтобы согреться…». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с действительностью.

  1. Кейс-диспут

Направлен на:

  • Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;
  • Способность вести конструктивный диалог;
  • Умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

Кому адресован:

Дети старшей и подготовительной к школе группы.

Ситуация:

Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д.Тухманова). После это воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?

Момент проблемного включения детей

Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат». Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.

Например: «Я обвиняю дождь за то, что мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и ….»

Основная задача воспитателя сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в т. ч. и фантастические.

  1. Кейс с добавлением проблемной ситуации

Направлен на:

  • Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;
  • Предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор;
  • Способность вести конструктивный диалог;
  • Способность выбирать наиболее актуальные решения.

Кому адресован:

Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы.

Ситуация:

Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов и попросила Нину взять его с собой, положить в рюкзак. Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может.

Момент проблемного включения детей

Что дальше делать в такой ситуации?

Задача воспитателя: чтобы дети предложили более двух решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый «барьер». Например:

— Надо попросить продавца прочитать! – отвечают дети.

-Продавец не в настроении и не хочет помогать, — возражает воспитатель.

— Может, Нина прочтет?

— Нина не умеет еще читать.

Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства.

Литература:

Введение в кейс-метод: что такое кейсы и зачем они нужны

О кейсах говорят, кажется, все: их разбирают на ключевых отраслевых конференциях, их решают на крупнейших студенческих чемпионатах, да что там, даже девятиклассники сбегают с контрольных и олимпиад, чтобы вместе с командой отчаянных друзей сразиться за победу в кейс-соревновании. Вас еще не поглотила кейс-волна? В этой статье мы объясним, почему в нее обязательно нужно попасть, и расскажем, с чего начать. Самое главное — понять как подходить к бизнес-задачам. А потренироваться на практике вы сможете на Школе Changellenge >> — решите четыре кейса из различных индустрий.

Что такое кейсы и кейс-метод

Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.

Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.

Сравнительно недавно началось активное использование кейс-технологии в образовании и сейчас этот подход стал одной из самых эффективных технологий обучения. В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? Назовем три самых главных:

  • Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход компенсирует исключительно академическое образование и дает более широкое представление о бизнесе и процессах, нежели лекции в вузе или практика на узком участке работ.
  • Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.
  • Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.

Совместный разбор жизненных ситуаций — универсальный способ обучения, поэтому аналоги решения кейсов можно найти еще в античности. Спартанские юноши разбирали со своими наставниками ситуации, возникающие на поле боя, а обсуждение «случаев» со своими учениками было излюбленным методом Сократа.

В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е годы в Гарвардской школе права, а в бизнес-обучении утвердился с 1920-х годов. Преподаватели первых программ МВА были учеными, а не бизнесменами, и они столкнулись с тем, что невозможно было обучить студентов ведению бизнеса исключительно при помощи лекций и учебников. Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность. С тех пор анализ бизнес-ситуаций стал важным элементом подготовки будущих менеджеров в бизнес-школах. Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и проводя семинары для преподавателей. Сейчас решение кейсов как метод обучения используется во всех ведущих бизнес-школах, университетах и корпорациях.

Профессор HBS Крис Кристен сен (Chris Christensen) написал сотни кейсов и считается чемпионом по обучению кейс-методу

Отличительные особенности кейс-метода

Решение кейсов состоит из нескольких шагов:

1) исследования предложенной ситуации (кейса);

2) сбора и анализа недостающей информации;

3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;

4) выработки наилучшего решения.

Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.

Во-первых, кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений — несколько.

Во-вторых, вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.

В-третьих, как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени. В бизнесе редко есть возможность выяснить все детали и иметь перед глазами полную картину.

Как пишутся кейсы

Кейс объединяет в себе два компонента: исследовательский и учебный, поэтому процесс его создания предполагает работу бизнес-журналиста/консультанта и преподавателя одновременно.

Как правило, за основу кейса берется ситуация, произошедшая в конкретной компании. При необходимости бизнес-ситуация заостряется, и в нее закладывается проблема, провоцирующая дискуссию. Чтобы сделать кейс более приближенным к реальности, его готовят в тесном сотрудничестве с представителями компании: авторы кейса обсуждают проблему с топ-менеджерами, проводят интервью с сотрудниками, собирают данные из разных отделов. Содержание кейса дополняется данными из открытых источников: отчетов консалтинговых компаний, исследований рынков, информации для инвесторов, статистических данных.

Поскольку цель кейса — обучение и/или проверка конкретных умений, в него закладывается комплекс знаний и практических навыков, которые участникам нужно получить, а также устанавливается уровень сложности и дополнительные требования.

Качественный кейс должен объединять в себе пять ключевых аспектов:

Кейсы различаются по формату использования и уровню сложности.

По формату использования выделяют:

  • Executive-кейсы (1–2 стр. и менее). Участники знакомятся с кейсом непосредственно на мероприятии и решают его индивидуально или в формате обсуждения с модератором. Такие кейсы используются в качестве иллюстрации теоретического материала или для проверки конкретных узких навыков.
  • Тематические кейсы (3–5 стр.). Предназначены для разбора на учебном занятии и общей дискуссии, иногда предполагается краткая предварительная подготовка участников.
  • Гарвардские кейсы (в среднем 20–25 стр.). Подразумевают самостоятельную командную работу в течение нескольких дней и презентацию решения.

По уровню сложности кейсы могут быть:

  • Структурированными (highly structured). Включают в себя минимальное количество дополнительной информации. В них заложена определенная модель решения, и существует оптимальный вариант решения.
  • «Маленькими набросками» (short vignetts). Знакомят только с ключевыми понятиями, включают 2–3 стр. приложений. Участникам требуются дополнительные знания для работы.
  • Большими неструктурированными (long unstructured cases). Это самые сложные кейсы. Участникам нужно справиться с большим объемом слабо структурированных данных. В кейс может включаться лишняя информация и/или отсутствовать необходимые данные.

Структура классического (гарвардского) кейса

Использование кейс-метода в образовании на примере зарубежных школ

Метод case-study впервые стали использоваться при обучении в Гарварде (США), и с тех пор Гарвард во многом определяет формат кейс-образования во всем мире. Обучение в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School, HBS) практически полностью построено на анализе кейсов, а в библиотеке школы собрана самая большая коллекция кейсов в мире. Классический гарвардский кейс — это большой по объему кейс (20–25 страниц текста плюс 8–10 страниц иллюстраций и приложений), где есть главный герой и его история. Особенность применения кейс-метода в HBS — поиск единственно верного решения.

В Школе управления им. Дж. Кеннеди (John F. Kennedy School of Government, HKS) кейсы применяются для обучения государственных служащих, и их темы связаны с вопросами государственной политики и лидерства. Главный герой кейса, как правило, находится на государственной службе или является официальным лицом некоммерческой организации. Кейсы HKS могут затрагивать такие темы, как «Возрождение Руанды после геноцида», «Ураган Катрина» и т. п. Обсуждение кейсов в HKS носит скорее научный и концептуальный характер, в то время как в бизнес-школах кейс-метод — это решение конкретной проблемы с разработкой плана действий.

В медицинском образовании примером использования кейс-метода может служить обучение в Медицинской школе Гарварда (Harvard Medical School). Традиционно будущих врачей допускали до работы с пациентами с третьего курса, а первые два года им давалось исключительно теоретическое образование с огромным объемом материала для запоминания. Студенты изучали биологию, физиологию, анатомию, биохимию и другие дисциплины. В 1985 году декан школы Даниэль Тостезон (Daniel Tosteson) предложил использовать кейсы для того, чтобы снизить информационную нагрузку на студентов и ввести в программу элементы активного обучения.

Работа с медицинскими кейсами отличалась от решения бизнес-кейсов своим форматом. Студенты работали в небольших группах, по 6–8 человек, и получали материал непосредственно на занятии, а не знакомились с ним заранее. Кейс состоял из 5–6 частей, которые последовательно разбирались на нескольких занятиях. Как правило, в первой части описывалось начальное состояние пациента и симптомы болезни, вторая содержала в себе результаты первичного осмотра, последующие части были посвящены результатам анализов, диагнозу специалистов, назначенному лечению, реакции пациента на это лечение и дальнейшему прогрессу лечения.

В ходе обсуждения от студентов не требовалось предлагать готовые решения. Цель заключалась в том, чтобы поставить дальнейшие вопросы, выдвинуть гипотезы, выявить пробелы в знаниях и в итоге сформировать план для самостоятельного изучения материалов по теме, с которым студенты на несколько дней отправлялись работать в библиотеку. После этого преподаватель предлагал для обсуждения следующую часть кейса. Таким образом, с введением кейсов в обучение студенты уже на начальных курсах погружались в мир врачебной практики вместо чисто теоретической подготовки.

В европейской традиции бизнес-образования изначально утвердился немного иной формат обучения. Первые программы МВА во Франции, Швейцарии, Великобритании и других странах длились в среднем 12 месяцев (вместо двухгодичных программ, как это было принято в США) и были рассчитаны на студентов, уже обладавших практическим опытом в управлении бизнесом.

Эта прагматическая ориентация и приближенность к миру реального бизнеса нашла свое наиболее законченное выражение в Манчестерской школе бизнеса (Manchester Business School, MBS) и, соответственно, так называемой манчестерской школе кейсов. В отличие от гарвардских кейсов манчестерские кейсы в полтора-два раза короче и в них принципиально отсутствует правильное решение, которое вырабатывается в ходе открытых обсуждений. Кроме того, Манчестерская школа бизнеса пытается еще больше приблизить свои кейсы к реальности: она практикует краткосрочные стажировки студентов (проектный метод обучения), где перед ними ставится задача справиться с конкретной трудностью, которую компания испытывает в настоящий момент. За счет прохождения практики обучение в MBS длится чуть больше — 18 месяцев. В среднем на лекции приходится 30 % всего учебного времени, решение кейсов занимает 25 %, а участие в рабочих проектах — 45 %.

Интересные факты о кейсах

  • Каждый год преподаватели HBS создают на основе реальных бизнес-ситуаций около 350 кейсов. На написание кейса уходит от одного до четырех месяцев.
  • В разгар Второй мировой войны преподаватели HBS написали 600 специальных кейсов для обучения военных сотрудников.
  • В среднем за два года каждый слушатель программы МВА в HBS изучает 500–600 кейсов и тратит на это до 80–90 % своего учебного времени.
  • В HBS распространена практика, когда реальный прототип главного героя кейса присутствует при его разборе (лично или в видеорежиме), отвечает на вопросы студентов, комментирует их решение и объясняет, как и почему он поступил в реальной ситуации.
  • В мае 2008 года в HBS было принято решение диверсифицировать формат кейсов, сделать их более изящными, литературными, в яркой обложке и продавать как книги возле касс в магазинах. Подобные кейсы могут предназначаться, например, для домохозяек. Для этого HBS уже подписала контракт с популярным американским автором женских романов Даниэлой Стил.
  • Считается, что чаще всего героями кейсов являются топ-менеджеры. Однако также существуют кейсы, посвященные спортсменам, деятелям культуры, общественным лидерам и государственным служащим. Так, известны кейсы, посвященные бывшему главному тренеру «Манчестер Юнайтед» сэру Алексу Фергюсону, теннисистке Марии Шараповой и даже Леди Гаге.
  • В HBS функционирует Kids Case Discussions — специальный детский класс для детей выпускников школы. Занятия проводят преподаватели университета, и дети обсуждают с ними настоящие, неадаптированные гарвардские кейсы
  • Около 80 % кейсов, использующихся для обучения во всем мире, написаны преподавателями Гарвардской школы бизнеса (HBS). Эти бизнес-задачи подробно разбираются на Школе Changellenge >>, а знания применяются на практике. Вы на протяжении одной недели будете вместе с другими участниками интенсива реализовывать консалтинговый проект с настоящим клиентом.

Научиться решать бизнес-задачи вы сможете на Школе Changellenge >>. Вы разберете четыре кейса из различных индустрий: банкинга, консалтинга, IT и FMCG. А на третьей неделе образовательного интенсива реализуете консалтинговый проект с настоящим клиентом.

Узнать подробности о Школе >>

Рекомендуем:

  • Как организовать эффективную работу в команде?
  • Готовься к кейсам, которые помогут попасть на работу мечты
  • Как решать IT- кейс?
  • Как решать кейсы

Соколянская Елена Григорьевна

старший воспитатель МАДОУ д/с № 12 г. Славянск-на-Кубани Краснодарский край

Использование кейс-технологии в дошкольном образовании

«Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

Подготовила старший воспитатель:

Соколянская Е.Г.

Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса.

Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе.

Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультфильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить.

Общительность, умение контактировать с другими людьми – необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие для нормального психологического развития личности.

Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.

Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, чтобы сформировать выше перечисленные социальные качества личности, используя различные современные технологии. С одной из таких технологий мы с вами уже знакомы и используем в работе уже третий год – это технология проектной деятельности.

А сегодня поговорим о другой – кейс-технологии в дошкольном образовании.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного образования, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у детей новых качеств и умений.

Слово «интерактив» с английского на русский переводится как взаимное (inter) действие (act). Понятие «интерактивный» выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы, взаимодействовать с кем-либо, а также с чем-либо (компьютером).

Кейс в переводе с латинского – запутанный, необычный случай, а с английского – портфель, чемоданчик.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Требования к кейсу (заданию):

— соответствовать четко поставленной цели;
— иметь соответствующий уровень трудности;
— иллюстрировать типичные ситуации;
— развивать аналитическое мышление;
— провоцировать дискуссию;
— иметь несколько решений.

Методы кейс-технологии:

— метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);

— игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);

— метод разбора деловой корреспонденции (работа с книгами, энциклопедиями, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);

— ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);

— кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);

— метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).

8 слайд.

Виды кейс-технологии в работе с дошкольниками:

— анализ конкретных ситуаций;

— кейс-иллюстрации;

— фото-кейс;

— проигрывание ролей (ролевое проектирование).

Технология кейс-стади (ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Технология кейс-стади направлена на:
— освоение знаний, формирование новых качеств и представлений;
— развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение;
— ориентированное обучение детей с индивидуальными данными;
— формирование навыков коммуникативного взаимодействия;
— использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Технологическая карта деятельности по технологии кейс-стади.

Название этапа Деятельность взрослого Деятельность детей
1.Постановка проблемы Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.

Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации.

Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать.

Осознает проблему.

Присваивает проблему.

Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.

Мозговой штурм Организует детей в малые группы.

Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.

Помогает проанализировать принятое решение.

Объединяются в группы.

Находят совместное решение.

Формулируют выводы.

Презентация Организует презентацию решения кейса.

Помогает сравнить предложенные решения.

Участвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы.

Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами.

Рефлексия Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. Применяют знания в различных ситуациях.

Кейс-стади «Разговор по телефону».

Цель:

— закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета;

— формирование культуры общения;

— воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

— Юру позовите.

— Юры нет дома. А с кем я говорю?

— Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы:

— Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?

— Почему?

— Умеет ли Владик разговаривать по телефону?

— О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?

— Предложите свой вариант разговора по телефону.

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?».

Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию и предлагает детям обсудить, что же произошло. Задача педагога подвести детей к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья.

В «фото-кейс» входит:
— фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;
— текст к кейсу, который описывает совокупность событий;
— задание – правильно поставленный вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы).

Фото-кейс «Мальчик не ест суп».

Цель: создать мотивацию необходимости кушать первое блюдо.

Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только один мальчик сидел над тарелкой и не ел суп. Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на его месте?

Ролевое проектирование – это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

— умение дошкольников принять на себя роль;

— умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

— ролевое взаимодействие.

Этапы кейс-технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.

Этапы Деятельность детей
Знакомство с ситуацией, ее особенностями Воспринимают предложенную ситуацию
Актуализация знаний Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются .
Мозговой штурм Осуществляют поисковую деятельность.
Презентация Представляют свои роли, осуществляют презентацию.
Рефлексия Анализируют, делают выводы.

Кейс-ролевое (игровое) проектирование основано на проектной деятельности, с которой мы уже знакомы. В данном случае группу детей можно разделить на мини-группы для выполнения проекта. Диапазон использования метода игрового проектирования огромен, так как может включать в себя проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Игровой проект «Кока-кола: за и против».

Данный проект долгосрочный и включает в себя несколько этапов:

Подготовительный – рассмотрение и постановка проблемы. На данном этапе воспитанникам предлагается изучить состав кока-колы, влияние ингредиентов на организм человека, выдвинуть гипотезы и наметить пути их проверки.

Основной этап – дети с помощью педагога проводят эксперименты. Как часто вы употребляете кока-колу? Здесь детям предлагается самостоятельно провести опрос. Совместно с детьми решается – кто будет интервьюировать и кого (взрослых или детей). Молочный зуб растворяется в кока-коле за 12 часов — совместно с детьми решаете, как можно это проверить (с помощью яйца). Старую монету можно очистить с помощью кока-колы — совместно с детьми решаете, как можно это проверить. На данном этапе педагогу отводится второстепенная роль. Он только предлагает проблему, а пути ее решения должны вырабатываться группой детей. Именно так будет реализована кейс-технология.

Заключительный – подведение итогов, самоанализ, подготовка презентации.

В процессе освоения кейс-технологий дети:
— учатся получать необходимую информацию в общении;
— развивают умение соотносить свои устремления с интересами других;
— учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
— развивают умение принимать помощь.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации?
Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Кейс-технологии формируют коммуникативные навыки:
— происходит формирование у детей навыков работы в команде;
— умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
— развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
— обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
— дети учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.

Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

В рамках ФГОС ДО среди ряда задач перед воспитателем встала, можно сказать, главная задача: «воспитание ребенка 21 века», т.е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически.

Одним словом, воспитателю необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов.

Мастер-класс  «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Анна Дергунова
Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель:

— познакомить педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения ;

— учить педагогов самостоятельно придумывать кейс-ситуации;

— побуждать педагогов участвовать в коллективном творческом процессе, вносить творческий вклад, способствовать саморазвитию педагогов;

— повысить методическую культуру и способность воспитателей к саморефлексии, способы обмена педагогическим опытом и самоанализа эффективности педагогических действий.

— Развивать у педагогов следующие компетенции: аналитические навыки, умение прогнозировать; способность работать с информацией, умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения как необходимый элемент профессиональной д-ти; способность искать альтернативные варианты в условиях неопределенности.

Старший воспитатель: ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Кейс-метод относится к современным технологиям проблемного обучения Сегодня мы познакомимся с Кейс методом, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С его помощью вы сможете моделировать ситуации в которых каждый ребенок проявит свои способности. выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности.

В чем же заключается его суть и как его использовать в работе с детьми? Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации? В течении нашего мастера-класса мы попробуем ответить на эти вопросы

(2 слайд)

Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.

Эта технология зародилась в Гарвордской школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы д-ти человека во многих странах, в т. ч. и в России.

Этот метод используется в работе со студентами и школьниками. Однако, если разумно подойти к выбору или разработке кейсов, то можно применить его и в работе с дошкольниками.

Кейс метод – метод анализа практической ситуации,реальной и смоделированной. В отличие от вопросов, тестов и задач он позволяет оценить необъем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической д-ти через актуализацию полученных знаний.

Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую д-ть и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей.

(3 слайд)

-Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и колллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего обобщения.

Ст. воспитатель предлагает педагогам продолжить формулировку или вставить пропущенные слова в основных умениях и навыках, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии «ролевое проектирование»

Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять ….инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Коммуникативные умения проявляются …. в умении договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.

Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в ….разных видах деятельности.

Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения ….поступкам) людей, формулировать…. (ответ)

Умение принимать собственное решение, опираясь на,знания и умения в различных видах деятельности.

Навык владения разными формами и видами игры, различение (…. условной и реальной) ситуаций.

Навык владения устной речью, умение использовать речь для …выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Навык положительного отношения к миру, проявляется….

(4 слайд)

Кейс, как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени.

— Любой кейс воспитатель может использоватьс разной целью и на разных этапах образовательной д-ти: может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.

а) в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме;

б0настроить на совместную работу;

в) плавно перейти к самостоятельной д-ти.

Ситуация, которую предлагает воспитатель может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.

(5 слайд)

С помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.

Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах д-ти они активны по-разному.

Задача воспитателя – определить возможности и интересы детей и организовать общение с детьми так, чтобы выявленные интересы сочетались в объединяемых подгруппах. Поэтому, кейс-метод – эффективное средство не только ситуативного, но и дифференцированного обучения в работе с дошкольниками.

Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться

Методы кейс-технологии:

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя:

• ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

• контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

• комментарий ситуации, представленный автором,

• вопросы или задания для работы с кейсом,

• приложения.

Сегодня мы подробно познакомимся с некоторыми видами кейсов, рассмотрим их структуру и вместе поучимся составлять кейсы для использования в образовательном процессе.

кейс- прогнозирование;

кейс-инцидент;

проблемно-ролевой кейс;

эвристический кейс;(для проведения эвристической беседы)

неоднозначная ситуация;

кейс-дискуссия, кейс-диспут;

деловой штурм;

кейс с добавлением внешней проблемы.

Существуют разные способы, как использовать кейс-технологии, но все они связаны с проблемным обучением

ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ (для анализа с педагогами):

1. Кейс- прогнозирование:

•Направлен на: умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;

умение строить логические и обоснованные прогнозы;

— умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;

развитие критического мышления; умение включаться в коллективное решение сложных задач.

•Кому адресован:

дети среднего и старшего дошкольного возраста

• Ситуация

Одна девочка любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинах. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое –самое интересное и очень любила их рисовать.Однажды зимой она размечталась :» Как было бы здорово, если бы было вечное лето, и все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!»

• Момент проблемного включения детей

Представьте себе, что желание девочки сбылось. Будет ли это здорово?

• Комментарий

Педагог по ходу рассказа использует восторженный тон, чтобы мнения детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это здорово и красиво, воспитатель побуждает всерьез задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.

Так из чего же состоит кейс? (Рассмотрим на примере кейс-прогнозирования, педагоги называют его основные структурные единицы.)

Подготовка любой кейс-ситуации – процесс творческий, но требует соблюдения определенного алгоритма.

1 шаг – определить цель кейса, компетенции, умения или способности, которые педагог хочет выявить или сформировать у детей.

2 шаг- описать кейс, сюжет содержит проблемный фактор, завязку. Это не обязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему, острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.

3 шаг – подвести к кульминации кейс-ситуации, это еще не вопрос, но дети должны почувствовать проблему. Этот этап является отправной точкой для поиска решений.

4 шаг –момент проблемного включения: вопрос или задание, которое воспитатель предлагает детям.

2. Кейс- неоднозначная ситуация

• Направлен на

проявление способности не только сопериживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;

способность анализировать, строить гипотезы, предполагать.

•Кому адресован:

дети старшего дошкольного возраста

• Ситуация

Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот».Особое внимание уделяет фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный и несчастный, что никто не пришел его поздравить с с днем рождения, на отсутствие именинного пирога.

• Момент проблемного включения детей

Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?

• Комментарий

Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, но и глубинный характер проблемы. В данном случае важно не только посочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему так вышло и как это можно было избежать.

3. Кейс- проблемная ситуация

• Направлен на

умение воспитанников видеть возможный пародокс окружающих явлений;

способность формулировать проблему;

умение анализировать, строить гипотезы, предполагать;

способность коллективно решать сложные задачи;

•Кому адресован:

дети подгото вительной группы

• Ситуация

Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение или (реальное действие) птиц нахохлившихся на морозе

• Момент проблемного включения детей

Почему, распушивши перья на морозе, птица согревается?Она же так все тепло выпустит! Может быть наоборот нужно перья прижать, чтобы теплее было?

• Комментарий

Оснавная задача воспитателя не сформировать стериотип «нахохлилась, чтобы согреться». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез с действительностью».

4. Кейс- диспут

•Направлен на:

умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение;

способность вести конструктивный диалог;

умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

•Кому адресован:

дети старшей и подготовительной групп

• Ситуация

Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманов). После этого воспитатель предлагает подумать, действительно тучка была виновата?

Кто готов ее обвинить? А может быть кто-то встанет на ее защиту?

• Момент проблемного включения детей

Педагог предлагает детям игру – «Прокурор и адвокат». («Хорошо – плохо» Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.

Например; «Я обвиняю дождь за то, что он холодный, мокрый, не дает гулять, простужает…» «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы…»

• Комментарий

Основная задача воспитателя – сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в том числе и фантастические.

5. Кейс с добавлением внешней проблемы

•Направлен на:

умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение;

предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор;

способность вести конструктивный диалог;

способность выбирать актуальные решения

•Кому адресован:

дети средней, старшей и подготовительной группы.

• Ситуация

• Момент проблемного включения детей

• Комментарий

•Направлен на:

•Кому адресован:

• Ситуация

Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов, и попрасила Нину взять его с собой. Когда они пришли в магазин, то обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может.

• Момент проблемного включения детей

Что дальше делать в такой ситуации?

• Комментарий

Задача воспитателя – чтобы дети предложили более 2-х решений. На каждый ответ воспитанников, он ставит новый «барьер».

Н-р,ответы детей: Надо попросить продавца прочитать.

Воспитатель: Продавец не в настроении и не хочет читать список.

Дети: Может Нина прочтет?

Воспитатель:Нина не умеет еще читать.

Как вариант, можно предложить детям придумать друг для друга новые «трудные» обстоятельства.

Таким образом, кейсы, которые предлагает воспитатель, должны не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже суперфантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбрать уместные и актуальные.

Кейс предполагает использование различных средств: (Вопрос к педагогам – Откуда педагоги могут брать идеи для обсуждения проблемных ситуаций?

Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Можно воспользоваться и готовыми идеями детей для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.

Вопрос к педагогам – Что можно обсудить на Ваш взгляд с детьми, что является объектом Кейс-метода?

социальные и естественно-научные ситуации;

словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;

фантазийные ситуации и нелепицы;

фото и видеоролики;

объекты и явления окружающей действительности.

(Некоторые педагоги называют проблемы из личного опыта и делятся вариантами их решений, которые они принимали вместе с детьми)

• Затем Старший воспитатель обращает внимание педагогов на картинку с изображением пустого чемодана и предлагает каждому педагогу написать один из признаков на их взгляд хорошего Кейса. (После выполнения задания педагоги сравнивают свои ответы с признаками, изображенными на слайде).

ШЕСТЬ ПРИЗНАКОВ ХОРОШЕГО КЕЙСА,

1. Соответствует поставленной цели.

2. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

3. Является актуальным и интересным детям.

4. Развивает когнитивные навыки, воображение, креативное мышление.

5. Провоцирует дискуссию.

6. Имеет несколько решений.

• Ст. воспитатель (держит в руках маленький предмет – чемоданчик) предлагает воспитателям его передавать друг другу, называя отличительные особенности кейс –метода от Задач?

(- задачи обеспечивают решение отдельных теорий, методов,принципов, Кейсы помогают приобрести сразу широкий набор разнообразных навыков;

-задачи, как правило, имеют только одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.)

Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Педагог с помощью кейсов сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.

•Старший воспитатель: А теперь я хочу предложить Вам решить проблемные кейс-ситуации, которые Вы можете применить для анализа своей педагогической работы. С их помощью Вы сможете проанализировать трудности в работе с детьми и предложить способы, как с ними справиться.

Здесь в практической кейс-ситуации Вы познакомитесь и с нормативными требованиями, и теорией, и практикой. Это очень эффективный инструмент в творческой д-ти и саморазвитии педагога.

— Итак, сначала мы с вами вместе разберем готовые кейс-ситуации «Каприз или креативность» и кейс –задача «Если не знаем почему». (К каждому кейсу есть ключ. Он содержит по 3 варианта ответов и их интерпритацию

С помощью подобных кейс –методов, Вы сможете проектировать кейсы в ходе самообразования. Вы сможете самостоятельно вести собственную картотеку практических примеров, историй, событий, детских высказываний, ситуаций во взаимоотношениях с коллегами и родителями. Такой метод поможет Вам лучше слушать и услышать детей, понимать интересы всех участников образовательных отношений.

Когда Вы будете создавать кейс он должен описать свое решение предлагаемой ситуации. Это не значит, что он дает заведомо правильный ответ. Воспитатель формулирует методические рекомендации к интерпретации возможных ответов.

1. Ролевой кейс «Каприз или инициатива»

•Направлен на:

умение увидеть или поддержать детскую инициативу;

способность определить образовательный потенциал ситуативного общения с ребенком;

способность учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка, в т. ч. для оптимизации работы с группой детей

•Кому адресован:

Демонстративно лепит своего снеговика отдельно от всех и постоянно озвучивает его превосходство над «общим».

•Ситуация:

Представьте, что Вы воспитатель подготов. группы. Зимой, во время прогулки вы совместно с детьми лепите снеговика. Работа спорится, дети дружны и веселы. Одна из воспитанниц, склонная быть в центре внимания, «А у меня уже комок готов. А у меня уже голова готова. Мой снеговик, гораздо красивее вашего».

После лепки дети переключаются на другую д-ть, а данная девочка продолжает привлекать к себе внимания и объявляет намерение взять своего снеговика в группу.

•Задание:

Смоделируйте ваши действия. Предложите вариант своего решентя в случае если бы снеговик был маленький и его можно перенести в группу.

•Вопросы:

1.Чем для вас является такое поведение воспитанника: капризом ребенка склонного к эпатажу, или личным мотивом, интересом, примером креативности детского поведения? Может быть, ни тем ни другим?Обоснуйте.

2. Какое решение в данной ситуации для Вас непременно?

Основой для каких дальнейших событий может послужить такая ситуация?

КЛЮЧ К РОЛЕВОМУ КЕЙСУ

1. Варивнт ответа. В поведении этого ребенка нет никакой креативности, это банальный каприз. Игнорировать категорически нельзя. Но в данном случае девочке.

Интерпретация: В данном ответе не отражена способность оценить образовательный потенциал ситуации общения с ребенком. Умение видеть детскую инициативу только в «удобных» для педагога детских поступках и высказываниях не является достаточным.

2. Варивнт ответа. В этой ситуации не нужно резко отказывать девочке, несмотря на то, что ее идея – каприз и жажда постоянного внимания. Следует объяснить, что снеговику не место в помещении,, т. к. здесь он растает. А этого бы не хотелось допустить, поскольку девочка молодец и очень старалась. Как вариант дальнейши событий, можно провести эксперименты с детьми со снегом и водой.

Интерпретация: В данном ответе есть попытка использовать образовательный потенциал ситуации через беседу с ребенком. Однако участник использует шаблон готового объяснения того, почему нельзя. И это основная ошибка.

Положительный момент данного варианта ответа-то, что читатель кейса использует ситуацию, чтобы оптимизировать работу со всей группой детей.

3. Варивнт ответа Об этой воспитаннице не следует исключительно как о капризном ребенке. Ведь склад характера – индивидуальная особенность, которую можно адаптировать в общении.

Категорически нельзя игнорировать или сухо отказывать «странной» идее девочке. В этой ситуации необходимо положительно отреагировать на креативность ребенка, но вместе с тем, побудить девочку самостоятельно подумать о том, как снеговика отнести в группу, какие могут быть последствия. К принятию решения можно подключить других детей.

В качестве перспективы, данную ситуацию можно преобразовать в групповую, проектную, эксперименталь-ную, творческую д-ть.

Интерпретация: В этом ответе видно стремление поддержать инициативу ребенка, независимо от того, что явилось тому предпосылкой. Положительный момент – педагог не потакает особенностям темперамента воспитанницы. Он дает возможность выходу детского креатива, но с обязательным проявлением ответственности со стороны ребенка.

Прослеживается способность учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка с целью оптимизировать работу с группой детей.

Возможно читатель кейса имеет иную позицию, но дает ответ, который от него ожидали. Однако подобные рассуждения дают возможность сделать выводы о гибкости в сознании педагога, что уже неплохо.

2. Ролевой кейс «Каприз или инициатива»

(Ролевой кейс предусматривает участника в качестве одного из героев)

•Направлен на:

умение строить партнерскую д-ть с учетом интересов воспитанников;

умение оптимизировать работу с группой детей;

способность оказывать недерективную помощь в разных вида д-ти детей, в т. ч. самостоятельной поисковой и познавательно-исследовательской.

•Кому адресован: Педагогам дошкольного образования.

Ситуация: Представьте, что Вы с детьми старшего д/в наблюдаете за погодными явлениями – кучевыми облаками. Во время наблюдения или после него,ребенок задает вам вопрос:»Почему облака не падают на землю?»

•Задание: Опишите аракте дальнейшей беседы в случае, если вы знаете ответ на вопрос. Если вы не имеете точны естественно-научны представлений по данному вопросу, предложите вариант, как выйти из данной ситуации.

•Вопросы:

1. Чем для вас является подобная ситуация, просто вопросом со стороны ребенка или проблемной ситуацией?

2. Что такое проблемная ситуация? Объясните своими словами.

3. Каким образом вопрос ребенка может стать предпосылкой для взаимодействия все детей. ?

!КЛЮЧ К КЕЙС-ЗАДАНИЮ.

1. Вариант ответа

Вопрос ребенка не является проблемной ситуацией.Ответить на него можно так:» Облако легче воздуха, потому и не падает».

Интерпретация: Данный ответ, к сожалению, не редкость. Опасность подобного мнения в том, что иногда педагоги дают ребенку заведомо ложные естественно- научные представления.

2. Вариант ответа

Ситуация будет проблемной в том случае, если я не знаю правильного ответа на вопрос ребенка. Однако не следует это оставлять без внимания, и к данному вопросу можно вернуться позже.

Интерпретация: Каждый педагог должен понимать, что проблемная ситуация — благо для развития ребенка, активизация его познавательной д-ти. Мало относиться к детским вопросам. Начинать искать ответ нужно вмести и сразу. Позже может быть не тот эффект.

3. Вариант ответа

Интерпретация: В данном ответе прослеживается реальное и неформализованное понимание проблемной ситуации как одного из основны методов проблемного обучения дошкольников. Педагог не боится показать свою потенциальную неосведомленность и готов к совместному поиску решенияй. Это свидетельствует об умении воспринимать воспитанников в качестве субъектов образовательного процесса. А это одна из основных компетенций современного воспитателя.

Ст.воспитатель: Я предлагаю Вам выполнить Домашнее задание к следующему семинару, который будет касаться проблемы формирования здоровья, оздоровления детей при выполнении режимных моментов, и разработать какой-либо кейс-метод для детей Вашего возраста или предложить проблемную ситуацию с разрешением какой-либо сложной ситуации для педагогов.

• В помощь каждый педагог получает Алгоритм действий воспитателя и детей в процессе создания Кейса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *