Кгн в средней группе

Картотека культурно — гигиенических навыков в средней группе

КГН

(средний дошкольный возраст)

«Питание»1

Цель:

Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Ход:

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»

2. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Одевание – раздевание»1

Цель:

Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать.

Ход:

Беседа «Каждой вещи — свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактическое упражнениеи развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умение пользоваться разными видами застежек «Кто правильно и быстро сложит одежду»

3. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Умывание»1

Цель:

Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком.

Ход:

Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»

4. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Заправка кровати»1

Цель:

Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом .

Ход:

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять кровать»

  1. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Питание»2

Цель:

Закреплять умение есть второе блюдо. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Ход:

Беседа «Культура поведения во время еды»

  1. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Одевание – раздевание»2

Цель:

Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.

Ход:

Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды

  1. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Умывание»2

Цель:

Совершенствовать умения быстро и пра¬вильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках.

Ход:

Игра-драматизация по произве¬дению А. Барто «Девочка чумазая»

  1. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Содержание в порядке одежды и обуви»1

Цель:

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Закреплять умение пришивать оторвавшиеся пуговицы.

Ход:

Беседа «Как заботиться о своей одежде».

  1. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Заправка кровати»2

Цель:

Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку

Ход:

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять кровать»

  1. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Питание»3

Цель:

Закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно

Ход:

Беседа «Культура еды – серьезное дело»

  1. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Одевание – раздевание»3

Цель:

Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь

Ход:

Чтение: М. Зощенко «Глупая история»

  1. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Умывание»3

Цель:

Совершенствовать умения быстро и акку¬ратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посе¬щения туалета и по мере необходимости.

Ход:

Чтение: Е. Винокуров «Купание детей»

  1. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Содержание в порядке одежды и обуви»2

Цель:

Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им. Совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду.

Ход:

Беседа «Чистота — залог здоровья». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу».

  1. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Заправка кровати»3

Цель:

Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку.

Ход:

Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья.

  1. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Питание»4

Цель:

Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды: держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол

Ход:

Чтение: О. Григорьев «Варенье».

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

  1. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Одевание – раздевание»4

Цель:

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п.

Ход:

Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я сам»

  1. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Умывание»4

Цель:

Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела

Ход:

Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно»

  1. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Содержание в порядке одежды и обуви»3

Цель:

Закреплять привычку постоянно следить за своим внешним видом, устранять недостатки. Учить пришивать оторвавшиеся петли.

Ход:

Показ, напоминание, указания.

Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.

  1. КГН

(средний дошкольный возраст)

«Заправка кровати»4

Цель:

Совершенствовать умение полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья.

Ход:

Показ, напоминание, указания.

КГН (средний дошкольный возраст)

  1. «Питание»1

  2. «Одевание – раздевание»1

  3. «Умывание»1

  4. «Заправка кровати»1

  5. «Питание»2

  6. «Одевание – раздевание»2

  7. «Умывание»2

  8. «Содержание в порядке одежды и обуви»1

  9. «Заправка кровати»2

  10. «Питание»3

  11. «Одевание – раздевание»3

  12. «Умывание»3

  13. «Содержание в порядке одежды и обуви»2

  14. «Заправка кровати»3

  15. «Питание»4

  16. «Одевание – раздевание»4

  17. «Умывание»4

  18. «Содержание в порядке одежды и обуви»3

  19. «Заправка кровати»4

Гигиенические процедуры консультация на тему

Гигиенические процедуры.

Знакомить малыша с умывальной комнатой в детском саду лучше совместно с мамой. Расскажите им, что в этой комнате вы моете руки и умываете лицо. Покажите ребенку его полотенце, рассмотрите кран и раковину, мыльницу с мылом. Обратите внимание на то, что в этом возрасте дети чувствуют и тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому при обучении гигиеническим процедурам особенно важен индивидуальный подход. Обратите внимание на температуру воды. Каждому ребенку нравиться вода определенной температуры. При обучении гигиеническим процедурам следите за состоянием своей кожи и ногтей, так как кожа ребенка очень нежна и ее легко поранить.

При обучении процедурам начните с себя. Вымойте руки, объясняя ребенку, что вы делаете и для чего. Потом полюбуйтесь своими чистыми руками. При обучении гигиеническим процедурам важно научить ребенка получать удовольствие от чистоты своего тела, чистоты одежды. Важно сформировать у него положительное отношение к предметам личной гигиены как средству защиты здоровья.

Мытье рук и умывание.

Для более легкого усвоения навыков, связанных с усвоением действий, действия членят на несколько операций. Создается определенный алгоритм.

Рассмотрим алгоритм умывания.

  1. Сначала засучиваем рукава.
  2. Мочим кисти рук водой.
  3. Намыливаем руки: сначала ладошки, а потом каждый пальчик.
  4. Кладем мыло в мыльницу, если это не жидкое мыло.
  5. Тщательно ополаскиваем руки, не разбрызгивая воду.
  6. Берем полотенце и насухо вытираем руки.

Если ребенок боится умываться, то лицо лучше протереть влажной салфеткой, а потом постепенно подводить его к умыванию водой. При этом не забывайте о комфортной температуре воды.

Обширное умывание не только гигиеническая процедура. Если это делать водой определенной температуры, то она становиться закаливающей процедурой. Процедуру проводят после прогулки или сна. Для этого ребенок остается в трусиках и маечке. Ребенок поочередно, движением от кончиков пальцев к локтю, обмывает руки водой. Затем, набрав в пригоршни воды, обмывает шею от основания головы к плечам. Потом мокрыми ладошками растирает верхнюю часть груди.

Сделать умывание приятной процедурой помогают стихи и произведения устного народного творчества.

Ой, лады, лады, не боимся мы воды.

Чисто умывайся, (имя ребенка) улыбайся.

Приказ.

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь, ушки! Мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

Туалет носа.

Этой процедуре учим ребенка с первых дней пребывания в детском саду, так как грязный нос затрудняет дыхание ребенка. Дыхание носом тренирует диафрагму, а при дыхании ртом грудная клетка расширяется слабо и может остаться недоразвитой. Постоянное дыхание ртом может вызвать у ребенка деформацию лица, оно становиться узким и вытянутым, верхняя челюсть развивается неправильно, зубы растут криво. У детей с дефектом носового дыхания уже в раннем возрасте отмечаются рассеянность, подавленность, раздражительность, плаксивость, плохое настроение, у них ослабевает память.

Рассмотрим алгоритм туалета носа – высмаркивание.

  1. Смочить носик водой.
  2. Зажать ноздрю пальцем и выдуть из другой содержимое.
  3. Зажать другую ноздрю пальце и сделать то же самое.
  4. Промыть носик водой.

Туалет носа совершается перед принятием пищи, выходом на прогулку и после, после дневного сна, а также по мере необходимости.

Профилактические процедуры.

При объявлении карантина на вирусные инфекции детей учат обрабатывать носик оксолиновой мазью. Мазь выдавливают на кончик мизинчика, и ребенок ею обрабатывает носовые проходы. А втягивание из ладошки ноздрями поочередно морской воды избавляет детей от насморка. На 1 литр волы добавляют 1 ч.л. морской соли и проводят процедуру. Можно вместо втягивания воды заливать в одну ноздрю эту воду из спринцовки. При этом нельзя наклонять голову сильно вниз, так как вода может залиться в горло. При такой процедуре одна ноздря тоже закрывается пальчиком.

Гигиена полости рта.

Полоскание полости рта.

Благодаря этой процедуре мы бережем зубы и развиваем мышцы полости рта и мимику. Надо приучить детей полоскать рот сразу же после приема пищи. Тогда эта процедура будет эффективной против кариеса зубов. Для полоскания рта детям даются небольшие чашки с водой комнатной температуры или настоем трав (ромашки, шалфея, календулы, коры дуба) в объеме 50-60 мл.

Алгоритм полоскания зубов.

  1. Набрать в рот глоток воды.
  2. Движением мышц щек и рта двигаем воду от одной щеки к другой несколько раз.
  3. Затем «прогоняем» воду вверх-вниз между губами и зубами.
  4. Затем «прогоняем» воду пульсирующими движениями слева направо до упора.

Делать надо для эффективности данной процедуры 5-6 глотков.

Чтобы дети хотели это делать, надо чаще их хвалить и чашки с водой ставить так, чтобы они находились на пути следования в умывальную комнату, создать эффект наталкивания: увидел – захотел это сделать.

Обучение надо проводить только индивидуально. Сначала это надо делать мокрой щеткой без зубной пасты. Важно научить ребенка правильно выполнять движения чистки зубов, чтобы не повредить зубную эмаль.

Во-первых, надо рассмотреть с ребенком в зеркале его зубы, при помощи чистых пальцев дать ребенку возможность обследовать их: потрогать острые края, поводить пальчиком по внешней и внутренней стороне зубов. Потом проводим обучение этой процедуре в несколько этапов.

1-й этап.

  1. Сначала даем ребенку рассмотреть зубную щетку, потом показываем, как ее промывать под водой.
  2. Показать, как чистить зубы на какой-либо игрушке, где видны зубы.
  3. Показать, как надо ухаживать за щеткой: промыть под водой, намылить и оставить в стаканчике. Мыло выполняет роль консерванта зубной щетки от микробов.

2-й этап.

  1. Воспитатель показывает на себе, как правильно чистить зубы. Объясняет, что надо начинать чистку зубов с коренных, затем – передних, начиная с внутренней стороны. Щетка движется вдоль зубов от десен вниз, как будто подметает зубы. Обратите внимание ребенка, что щетка проникает между зубами, так как там всегда остаются остатки пищи.
  2. Ребенок сам чистит зубы щеткой без зубной пасты.

3-й этап.

  1. Сначала дети наносят пасту на зубы при помощи указательного пальца и втирают ее в течение 1 минуты.
  2. Чистят зубы, используя зубную щетку.

Зубы необходимо чистить каждый раз после приема пищи. У стоматологов есть тест контроля чистки зубов. Надо развести медицинский йод кипяченой водой в пропорции 1:1, смочить ватный тампон этим раствором и провести по передним зубам от клыка до клыка. Если зубы полностью окрасились в интенсивно желтый цвет, то уход за зубами нерегулярный. Если зубы пожелтеют на ¼, то ребенок их чистит неумело. Если зубы остались белыми, то ребенок чистит их правильно и регулярно.

Еще стоматологи советуют для снятия зубного налета полоскать рот раствором пищевой соды.

Приемы укрепления зубов.

  1. Выполнять упражнения по тренировке зубов – энергичное жевание, отведение челюсти в стороны.
  2. Необходимо есть после еды твердую пищу, например, яблоко или морковь.
  3. Напитки, содержащие вещества для укрепления зубов, пить медленно, задерживая их во рту (молоко, чай).
  4. Полоскать рот после каждого приема пищи водой, лучше минеральной типа «Боржоми», «Нарзан» или раствором пищевой соды (1/4 ч.л. на стакан воды).
  5. Чистить зубы 2-3 раза в день.
  6. После чистки зубов, для укрепления эмали, 2 минуты втирать в эмаль пальцем зубную пасту.
  7. Не есть много сладостей и мучных изделий.
  8. Между приемами пищи полоскать рот раствором поваренной соли терпимой солености.

Ребенка дошкольного возраста необходимо показывать стоматологу 2-3 раза в год. Надо помнить, что ребенок, у которого не болят зубы, не боится посещения этого врача.

Гигиена в туалете.

Знакомство с этой комнатой лучше тоже проводить в присутствии мамы. Покажите ребенку его горшок и место, где он стоит. Расспросите маму, чем пользовался ребенок дома: горшком или унитазом. Самостоятелен ли он в этой процедуре, как помогала ему мама. Спросите у мамы, просится ли он в туалет, просыпается ли во время сна или его надо будить.

Помните, что в этом возрасте ребенку трудно контролировать себя, поэтому о посещении туалета ребенку надо напоминать. Но если ребенок не хочет, то не следует его заставлять сидеть на горшке. Во время туалета взрослый должен присутствовать в туалетной комнате. Надо помнить о том, что рука ребенка коротка, и он не может вытереть задний проход самостоятельно, а остатки фекалий будут раздражать кожу ребенка. Поэтому после испражнений ребенка следует подмыть или вытереть влажной салфеткой. Если на коже есть раздражение, то смазать детским кремом.

Научите ребенка обрабатывать себя после мочеиспускания туалетной бумагой. Это надо делать нежно, слегка дотрагиваясь до половых органов, промачивая капельки мочи. Ребенок не будет забывать это делать, если туалетная бумага будет находиться на уровне его глаз.

Надо научить детей правильно раздеваться в туалетной комнате:

— девочки: подняли юбочки (платьице) и спустили чуть ниже колен колготки, затем сняли трусики и спустили их до снятых колготок.

— мальчики: спустили шортики чуть ниже колен, затем колготки, затем трусики.

Следующее действие – одевание. Все в обратном порядке.

Учим детей обязательно мыть руки после туалета.

Предметы личной гигиены.

Взрослым нельзя нарушать требования к предметам личной гигиены. Полотенце, расческа, носовой платок, салфетка у каждого ребенка должны быть свои – личные.

Носовые платки.

Они должны находиться в групповой одежде ребенка, а также в верхней одежде, в которой дети выходят на прогулку. Но в группе должны быть и одноразовые платки, и салфетки, так как иногда родители забывают дать их детям.

Чтобы правильно научить ребенка пользоваться носовым платком, необходимо иметь большой платок, пусть это будет мужской носовой платок. По данным эпидемиологов, носовой платок, сложенный вдвое, задерживает до 55% выдыхаемых микробов, а сложенный вчетверо – до 90%.

Высмаркиваться нужно в платок, сложенный вдвое, при кашле и чихании платок надо складывать в 4 раза. При высмаркивании одна ноздря зажимается пальцем. Использованный матерчатый платок кладут в целлофановый пакет и отдают родителям для стирки. Если платки не кипятить, то микробы и вирусы сохраняются в них до двух недель.

Расчески.

Необходимо помнить, что расческа также является предметом личной гигиены. Полезны для волос расчески из дерева, металлические и пластмассовые электризуют волосы. К выбору расчесок надо тоже подходить индивидуально в зависимости от длины и густоты волос. Лучше иметь расчески с редкими и тупыми зубьями. Для того, чтобы ребенок сам расчесывался, необходимо иметь зеркала во всех помещениях. Расчески надо хранить в шкафчике в специальном футляре. Не забывайте в конце недели напоминать родителям о необходимости обработки расчесок.

Правила гигиены в детском саду

Родители, оставляя ребенка в детском саду, должны быть уверены, что оставляют его в безопасной, гигиеничной среде.

Малыши усваивают правила гигиены постепенно, а закрепление соответствующих навыков происходит на протяжении всего периода дошкольного детства.

С помощью воспитателя, в игровой форме, дети усваивают то, что помогает сохранить и укрепить их здоровье.

С младшей группы дети получают знания о назначении предметов туалета, о том, как правильно умываться, мыть руки, учатся быть опрятными и аккуратными. В дальнейшем, путем многократных повторений определенной последовательности действий, эти знания закрепляются, переходя на уровень навыков. Это достигается с помощью наглядных, игровых, словесных и практических методов.

Режим дня детского сада способствует ежедневному повторению гигиенических процедур, формированию и закреплению культурных навыков.

Чему учат детей в детском саду?

1. Правильно мыть руки:

  • перед едой
  • после посещения туалета
  • после прогулки
  • после использования носового платка
  • всегда, когда заметили на руках грязь

Ребенку объясняют, что до начала процедуры необходимо закатать рукава, чтоб они не намокли, показывают, как правильно намыливать руки, каким полотенцем вытирать.

Каждый ребенок имеет индивидуальное полотенце, которое меняют по графику или по мере загрязнения. Во время мытья воспитатель может приговаривать, например следующее: «Ручки чистые, помылись, все микробы удалились». Часто в умывальной комнате размещают информационные плакаты, которые напоминают ребенку последовательность гигиенических действий.

2. Полоскать рот после еды. Это помогает предотвратить заболевание и разрушение зубов. Воспитатель показывает, как нужно полоскать рот, подсказывает.

3. Пользоваться носовым платком, закрывать рот рукой при чихании или кашле.

4. Пользоваться расческой. Каждый ребенок имеет свою расческу, ему объясняют, что пользоваться чужой расческой нельзя и почему.

5. Умываться и мыть ноги после прогулки летом.

Так, постепенно, детская гигиена переходит в разряд навыков, отпускается под контроль самих детей. Чем старше ребенок, тем больше у него самостоятельности, однако задачей воспитателя остается проследить за соблюдением всех правил, напомнить, если он что-то забыл, подсказать, в нужный момент подкорректировать.

Стоит отметить, что обучение детей личной гигиене непростое занятие и взрослые должны проявить максимальную чуткость, чтоб усвоение правил прошло легко, не вызвало негативных чувств. Тогда ребенок будет автоматически использовать полученные навыки в своей жизни.

Культурно-гигиенические навыки в средней группе

Татьяна Плотникова
Культурно-гигиенические навыки в средней группе

Питание Одевание-раздевание Умывание

Сентябрь

Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее.

Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать умение детей быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Закреплять умения детей правильно размещать свои вещи в шкафу.

Закреплять умения детей аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Закреплять у детей навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место.

Закреплять навыки у детей пользоваться личной расческой.

Приучать детей пользоваться своим носовым платком, разворачивая его.

Октябрь

Закреплять умение есть вилкой второе блюдо, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее.

Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Закреплять умение детей пользоваться всеми видами застежек.

Учить детей узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Учить детей замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым.

Закреплять у детей навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место.

Приучать детей пользоваться своим носовым платком, разворачивая его.

Ноябрь

Учить полоскать рот после приема пищи.

Закреплять умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учить детей словесно выражать просьбу о помощи.

Закреплять у детей навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь.

Закреплять умения детей правильно надевать обувь.

Формировать умение у детей правильно вести себя в умывальной комнате: не шу-меть, не толкаться, не разбрызгивать воду.

Учить детей перед умыванием засучивать рукава.

Закреплять навыки у детей мыть руки после пользования туалетом.

Закреплять умение у детей пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать за петличку на вешалку.

Декабрь

Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее.

Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости.Приучать детей соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не бегать, не стучать дверцами шкафчика.

Продолжать приучать детей соблюдать правила поведения в детском саду: вытирать ноги при входе в помещение.

Закреплять умения детей самостоятельно,с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид: подтянуть колготки и носки, расправить рубашку и т. д.

Формировать умение у детей правильно вести себя в умывальной комнате: не шу-меть, не толкаться, не разбрызгивать воду.

Закреплять умение у детей пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать за петличку на вешалку.

Учить детей отворачиваться при кашле или чихании или закрывать рот платком, от других.

Январь

Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу.

Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учить детей замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.

Совершенствовать умения детей поддерживать порядок в своем шкафу.

Учить детей самостоятельно выворачивать свои вещи налицо.

Закреплять умение у детей пользоваться индивидуальной расческой.

Учить детей отворачиваться при кашле, чихании от других.

Учить детей перед умыванием засучивать рукава.

Февраль

Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу.

Закреплять умения детей узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Закреплять умения детей наводить и поддерживать порядок в своем шкафчике.

Закреплять навыки у детей поддерживания аккуратного внешнего вида.

Учить детей чистить одежду друг другу от снега с помощью взрослого.

Учить детей отворачиваться при кашле или чихании или закрывать рот платком, от других.

Закреплять умение у детей пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать за петличку на вешалку.

Март

Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее.

Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать навыки детей, полученные в течение года, быстро и аккуратно выполнять необходимые действия.

Учить детей шнуровать ботинки, с помощью взрослых завязывать шнурки,упражнять в использовании разных видов застежек: пуговицы, молнии, липучки.

Совершенствовать навыки у детей аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок свою одежду.

Учить детей правильно,пользоваться носовым платком: развернуть, освободить нос, поочередно зажимая одну ноздрю, свернуть платок использованной частью внутрь.

Учить детей перед умыванием засучивать рукава.

Апрель

Пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать навыки детей, полученные в течение года, быстро и аккуратно выполнять необходимые действия.

Учить детей шнуровать ботинки, с помощью взрослых завязывать шнурки,упражнять в использовании разных видов застежек: пуговицы, молнии, липучки.

Закреплять у детей навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место.

Закреплять умение у детей пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать за петличку на вешалку.

Май

Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу.

Совершенствовать умения детей пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учить детей замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.

Закреплять умения детей наводить и поддерживать порядок в своем шкафчике.

Совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду.

Закреплять умение у детей пользоваться индивидуальной расческой.

Учить детей перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом.

Самообслуживание,   самостоятельность, трудовое воспитание

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурногигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).

Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Культурно-гигиенические навыки. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.

Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду,с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.

Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.)

Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки,

вилки, ножи).

Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период — к расчистке снега.

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.

Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель.

Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.

Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку иг-

рать, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу. Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в до-

стижении конечного результата.

Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п.

Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.).

Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.).

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых. Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Культурно-гигиенические навыки. Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой.

Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.

Самообслуживание. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Общественно-полезный труд. Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.

Закреплять умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы, делать несложные заготовки.

Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем

ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).

Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.

Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол. Прививать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).

Труд в природе. Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм для рыб, птиц, морских свинок и т. п.

Прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию: осенью — к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной— к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады; летом — к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых. Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).

Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *