Классификации речевых нарушений

классификация речевых нарушений

Тест 4.3 классификация речевых нарушений

01. Одним из первых классификацию речевых нарушений предложил

Выберите один ответ:

a. А. Куссмауль

b. М. Е. Хватцев

c. Л.С. Волкова

d. Л.С. Выготский

02. В классификациях первой четверти ХХ века общим был

Выберите один ответ:

a.клинический подход

b. психолингвистический подход

c. системный подход

03. Картина речевых нарушений в классификациях первой четверти ХХ века представлена

Выберите один ответ:

a. обедненно, фрагментарно,противоречиво

b. систематизированно, с детальным описанием

04. Клиническая классификация не в полной мере соответствует

Выберите один ответ:

a. целям и задачам логопедического воздействия

b. медицинской терминологии

c. симптоматической трактовке речевых нарушений

05. Новые принципы анализа речевых нарушений у детей были сформулированы

Выберите один ответ:

a. А. Куссмаулем

b. М. Е. Хватцевым

c. О.В. Правдиной

d. Р.Е. Левиной

06. В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся следующие классификации речевых нарушений:

Выберите один ответ:

a.клинико-педагогическая и психолого-педагогическая

b. клиническая и клинико-педагогическая

c. функциональная и клиническая

d. психолого-педагогическая и педагогическая

07. В клинико-педагогической классификации ведущая роль отводится

Выберите один ответ:

a. психолингвистическим критериям

b. педагогическим критериям

c. клиническим критериям

08. Нарушения устной и письменной речи относят к

Выберите один ответ:

a. нарушениям формы речи

b. нарушениям вида речевой деятельности

c. нарушениям этапа (звена) порождения или восприятия речи

d. нарушениям средств оформления высказывания

09. Разграничение языковых и произносительных единиц характерно для выделения

Выберите один ответ:

a. нарушений формы речи

b. нарушений вида речевой деятельности

c. нарушений этапа (звена) порождения или восприятия речи

d. нарушений средств оформления высказывания

10. В клинико-педагогической классификации дополняющая роль отводится

Выберите один ответ:

a. психолингвистическим критериям

b. педагогическим критериям

c. клиническим критериям

11. В каком звене речевой функциональной системы локализуется нарушение?

Выберите один ответ:

a. социальном или биологическом

b. органическом или функциональном

c. центральном или периферическом

12. К нарушениям устной речи относятся

Выберите один ответ:

a. расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания

b. нарушения продуктивного вида речи

c. нарушения рецептивной письменной деятельности

13. Нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, – это

Выберите один ответ:

a. дислалия

b. дисфония

c. ринолалия

d. заикание

e. дизартрия

14. В расстройства фонационного оформления высказывания НЕ включают

Выберите один ответ:

a. дислалию

b. дисфонию

c. дислексию

d. заикание

e. дизартрию

15. Синонимы дислалии —

Выберите один ответ:

a. гнусавость, палатолалия

b. косноязычие, дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты

c. нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения

d. брадифразия, тахифразия

16. Полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга, – это

Выберите один ответ:

a. дислалия

b. алалия

c. афазия

d. заикание

e. дизартрия

17. В нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания НЕ включают

Выберите один ответ:

a. дислалию

b. алалию

c. дисфазию

d. афазию

e. раннюю детскую афазию

18. Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка определяют как …

Выберите один ответ:

a. дислалия

b. алалия

c. афазия

d. заикание

e. дизартрия

19. Частичное специфическое нарушение процесса письма, – это

Выберите один ответ:

a. дислалия

b. дисфония

c. дислексия

d. дисграфия

e. дизартрия

20. Частичное специфическое нарушение процесса чтения – это

Выберите один ответ:

a. дислалия

b. дисфония

c.дислексия

d. дисграфия

e. дизартрия

21. В логопедии выделяются ___ форм речевых нарушений

Выберите один ответ:

Статья «Нарушение произношения отдельных звуков у детей и роль родителей в овладении звуком» статья по логопедии

Статья. «Нарушение произношения отдельных звуков у детей и роль родителей в овладении звуком»

В последнее время часто наблюдается нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста от тяжелых нарушений речи и общего недоразвития речи до произношения отдельных звуков. Если в первом случаи это заметно и родителям и окружающим, то нарушения произношения отдельных звуков не всегда слышат родители и как следствие не уделяют этому должного внимание. Причины этого могут быть разные возможно, и Вы слышали это от родителей: «я этого не слышу!», «с возрастом всё встанет на место!», «что с этим все так бегают, меня это ни капли не напрягает?». В своей статье я хочу осветить ответы на эти вопросы, а также что будет, если не уделять этому внимание.

На что следует обратить внимание родителей, если они утверждают «я этого не слышу». Родители привыкают к речи своих детей и не могут в связной речи отличить правильное произношение от дефектного. В таком случаи не следует призывать к слуху родителей, а лучше обратиться к методической литературе и желательно с наглядным картинным материалом.

На мой взгляд, самый удобный вариант это «Артикуляция звуков в графическом изображении.» Учебно-демонстрационный материал. Художник: Галаева М.,редактор: Алифанова Е. Издательство: Гном, 2014 г.

В данном пособия наглядно виден правильный артикуляционный уклад при произнесении каждого звука.
Ведь многие взрослые не задумываются куда ставить язык при произнесении каждого звука, у них всё это отработано до автоматизма.

И тут постановку звуков хочется сравнить с письмом, ведь когда ребёнок учиться писать, то сначала он пишет палочки, галочки и соединения, затем переходит на буквы, слова, предложения и в последнюю очередь это тексты. Так и при постановке звуков, чтобы язык в речи занимал нужное положение, и мы слышали не дефектный звук необходимо пройти ряд упражнений и заданий.
Разберём на примере нарушенного произношения звука .
Ребёнок говорит (уось вместо лось, уапа вместо лапа и т.д.)
Наблюдаем у ребёнка дефектное произношение и соответственно неправильный артикуляционный уклад (рисунок 1)

Рисунок 1. Артикуляционный уклад при замене «Л» на «У»

При правильном произнесении звука , артикуляционная поза другая (рисунок 2)

Рисунок 2. Артикуляционная поза при правильном произнесении звука «Л»

Если так подробно и наглядно объяснить все тонкости, то это поможет привлечь внимание родителей к дефектному произнесению звука и дальнейшей коррекционной работе.

Теперь перейдём к одному из распространенных ответом родителей «с возрастом всё встанет на место». Конечно на возраст следует обращать внимание, но до какого времени стоит не переживать за речь детей. А когда следует уделить на это внимание и не упустить момент коррекционной работы. Есть допустимые возрастные нормы и возраст, когда у ребёнка уже закрепилось дефектное произношение в связи с неправильным артикуляционным укладом. Развитие звуковой стороны в норме можно сравнить по рисунку 3, который можно сверить в учебном пособии Соботович Е.Ф. «Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией)». Учеб. пособие для студентов. — М.: Классике Стиль, 2003

Рисунок 3. Развитие звуковой стороны речи в норме

Если к определённому возрасту ребёнка звук ещё не появился в речи или звучит дефектно (например звук произносится горлом или «картаво») не стоит ждать улучшений, а лучше обратиться к специалисту.

И почему же всё таки следует обращаться к специалисту для коррекционной работы по звукопостановке в дошкольном возрасте, как говорят родители «что с этим все так бегают, меня это ни капли не напрягает».

Недостатки произношения могут отражаться на письме (дисграфия) уже в школе это доказано многими исследователями, первоисточник М. Е. Хватцев, который выделил виды дисграфии (рисунок 4) актуальные и на сегодняшний день:

1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. При этом виде списывание сохранно.

Физиологическим механизмом дефекта является нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом, наблюдается пропуски, перестановки, замены букв, а также слияние двух слов в одно, пропуски слов и т. д.

В основе этого вида лежит недифференцированность слухового восприятия звукового состава слова, недостаточность фонематического анализа.

Автор объединяет фактически две формы нарушений письма: связанное с нарушением дифференциации звуков и с нарушением фонематического анализа и синтеза.

2. Дисграфия на почве расстройств устной речи («графическое косноязычие»). По мнению М. Е. Хватцева, она возникает на почве неправильного звукопроизношения. Замены одних звуков другими, отсутствие звуков в произношении вызывают соответствующие замены и пропуски звуков на письме. М. Е. Хватцев выделяет и специальную форму вследствие «пережитого» косноязычия (когда нарушение звукопроизношения исчезло до начала обучения грамоте или после начала овладения письмом). Чем более тяжелым является нарушение произношения, тем грубее и разнообразнее ошибки письма. Выделение этого вида дисграфии признается обоснованным и в настоящее время.

3. Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма. М. Е. Хватцев считает, что в результате расстройства произносительного ритма на письме появляются пропуски гласных, слогов, окончаний. Ошибки могут быть обусловлены либо недоразвитием фонематического анализа и синтеза, либо искажениями звуко-слоговой структуры слова.

4. Оптическая дисграфия. Вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. При литеральной дисграфии у ребенка нарушается зрительный образ буквы, наблюдаются искажения и замены изолированных букв. При вербальной дисграфии написание изолированных букв является сохранным, однако с трудом формируется зрительный образ слова, ребенок пишет слова с грубыми ошибками.

При оптической дисграфии ребенок не различает сходные графически рукописные буквы: п — к, п. — и, с — о, и — ш, л — м.

5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии проявляется в заменах, искажениях структуры слова, предложения и обусловливается распадом устной речи вследствие органического поражения головного мозга.

Рисунок 4. Классификация дисграфий Хватцева М.Е.

На сегодняшний день наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена (рисунок 5).

Рисунок 5 . Классификация дисграфий
разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена

В конце хочется обратиться к родителям, не ждите, не сомневайтесь доверьтесь и действуйте, чтобы избежать последствий в дальнейшем и учебный процесс в школе для Вашего ребёнка проходил с легкостью.

Автор статьи: учитель-логопед Туганова Ирина Ивановна

Список литературных источников

1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Художник: Галаева М., редактор: Алифанова Е. Издательство: Гном, 2014 г.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской

3. Соботович Е.Ф. «Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией)». Учеб. пособие для студентов. — М.: Классике Стиль, 2003

Классификация нарушения речи «Клинико-педагогическая классификация «

Клинико-педагогическая классификация ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе от общего к частному. В ней учитываются межсистемные взаимодействия речевых нарушений с обусловливающим их материальным субстратом.В данной классификации ведущая, определяющая роль отводится психолого-лингвистическим критериям. Выделяют следующие критерии, позволяющие представить, что нарушено в речи, и на основе этого отграничить одно речевое нарушение от другого по признаку отграничения:

1) нарушения формы речи (устной или письменной);

2) нарушенного вида речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной — нарушение говорения или слушания, для письменной — письма или чтения;

3) нарушенного этапа (звена) порождения или восприятия речи: применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению и письму).

Все виды нарушений, можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

В логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса. Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия).

Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа:

1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и

2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.

3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.

4. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте речь мало разборчива (невнятная), монотонная.

7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи.

II. Нарушения структурно — семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее). Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка.

2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Нарушения письменной речи.Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.

1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

Функциональные и органические речевые расстройства

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии функциональный. Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребёнка; в случаях травматического повреждения головы или органов артикуляции — в любом возрасте. Функциональные нарушения речи имеют органическую подоснову в головном мозге.

К органическим дефектам относятся:

Ринолалия- гнусавость. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который имеет резкий носовой оттенок, вследствие того, что воздушно-выдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи через щель мягкого, либо и твердого нёба — в полость носа, где происходит резонанс.

Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство звучания голоса. Проявляется либо в отсутствии фонации, либо в нарушении силы, высоты, тембра голоса.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Речь тягуче растянутая, вялая, монотонная.

Тахилалия- патологически ускоренный темп речи, синоним – тахифразия. Речь стремительная, торопливая, напористая. Возможны аграмматизмы. Нередки необоснованные паузы, запинки, спотыкания.

Заикание- нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, как теперь доказано, и всего тела. Сопровождается страхом за исход речи, имеет органическую или функциональную природу.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранном нервном снабжении речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, недостатки произношения фонем. Выражается это в искажённом произношении звуков, заменой одних звуков другими, смешениями звуков. Речь в таких случаях непонятная, инфантильная.

Дизартрия- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии нарушается и голос, и выразительность речи, и наблюдается ассиметрия мышц речевого аппарата, нарушение воздушной струи для производства звуков речи.

Ещё бывают нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания. Это два речевых заболевания:

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором речь нарушается тотально.

Афазия — полная или частичная потеря речи, наступающая в результате инсульта или тяжёлой черепно-мозговой травмы, нейроинфекции или опухоли мозга. Афазия чаще происходит у взрослых или детей, когда речь уже была сформирована.

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развитиядисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическуюдислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Классификация ФФН

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

Характеристика ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ( на , на , на и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, вместо , , ). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Логопедическое обследование при ФФН

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.

При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного.

В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.

Коррекция ФФН

Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию в специальных логопедических группах детских садов, куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6 лет. Школьники с нарушениями письма и чтения, обусловленными ФФН, занимаются на школьном логопункте. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).

В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика,логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме.

Дети с ФФН нуждаются в занятиях детского психолога: развитии слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, памяти, мышления.

Прогноз и профилактика ФФН

Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.

Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *