Классификация дизонтогенеза по лебединскому

Классификация нарушений психического развития в детском возрасте по В.В.Лебединскому.

Классификация нарушений психического развития у детей, созданная в русле патопсихологической науки В.В. Лебединским (1985), является одной из наиболее распространенных. Она построена на базе идей Л.С. Выготского, исследованиях Г.Е. Сухаревой (1959), Л. Канера (1955), В.В. Ковалева (1995). В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации — как запаздывания или приостановки всех сторон психического развития; дисфункции созревания — что связано с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС; повреждении развития — изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии — диспропорциональности развития.

В отечественной клинической психологии принята типология нарушенного развития Лебединского.

1. Недоразвитие. Причина-остановка развития. Модель – Олигофрения (умственная отсталость). Этиология – эндогенная (генетическая, врожденные нарушения обмена аминокислот, солей, металлов, углеводов и жиров, патология хромосомного набора) и экзогенная (поражение мозга инфекциями, травмами, интоксикациями до рождения и в родах ). Первичный дефект – необратимое недоразвитие мозга в целом с преимущественной незрелостью КБП.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

  • Аудирование
  • Грамматика
  • Речь
  • Письмо

Проверить

Вторичный дефект – недоразвитие восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы,мышления, незрелость личности.

Степень дефекта – очень легкая, легкая, средняя, тяжелая степень У.О.

Специфика – тотальность нервно-психического недоразвития, иерархичность.

Прогноз неблагоприятен.

2. Задержанное развитие .Причина-остановка развития. Модель – Задержанное психическое развитие (ЗПР).

Этиология – конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут. Скидка на первый заказ 100 рублей!

Первичный дефект – сочетание незрелости эмоциональной и когнитивной сферы.

Вторичный дефект – недоразвитие произвольной регуляции, программирования и контроля.

Специфика – парциальность и мозаичность нарушений.

Прогноз благоприятен при правильном обучении и воспитании.

3. Поврежденное развитие. Причина- поломка развития. Модель – Органическая деменция.

Этиология – нейроинфекции, интоксикации, травмы ЦНС, перенесенные в 2-3 года.

Первичный дефект – связан с различной локализацией повреждения (лобные доли).

Вторичный дефект – обусловлен особенностями первичного поражения.

Специфика – парциальность расстройств, полиморфизм структуры дефекта.

Прогноз неблагоприятен (сочетание явлений регресса со стойкой фиксацией функций на более ранних этапах развития).

4. Дефицитарное развитие. Причина- поломка развития. Модель – Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.

Этиология – эндогенные и экзогенные факторы.

Первичный дефект – нарушение зрения и слуха.

Вторичный дефект – задержка формирования общения, предметных представлений, недоразвитие эмоциональной сферы, компенсаторные механизмы, которые возникают, как приспособление к требованиям среды, особое развитие личности.

Специфика – зависит от модальности, времени, тяжести возникновения дефекта.

Прогноз благоприятен при правильной коррекции.

5. Искаженное развитие. Причина- асинхрония развития. Моделью является ранний детский аутизм.

Этиология включает: внутриутробное поражение ЦНС, наследсвенные факторы, хронические психотравмирующие ситуации раннего детства.

Первичный дефект – на подкорковом уровене (нарушение витального аффекта, дефицит психического тонуса, внимания, аутостимуляция через стереотипии, отрицательные эмоции – страхи, тревога), на корковом уровне страдают гностические, речевые, двигательные сферы.

Вторичный дефект имеет место в нарушении психомоторики, предметных действий, предметного внимания, восприятия, специфичность мышления, речи, слабость координации между мышлением и речью.

Спецификой искаженного развития является асинхрония формирования функций.

Прогноз благоприятен при своевременной и адекватной коррекции.

6. Дисгармоническое развитие. Причина-асинхрония развития. Модели –патологическое формирование личности, психопатия, отклонение темпа полового созревания,невропатия.

Этиология – конституциональные, социальные, органические факторы.

Первичный дефект – дизонтогенез эмоционально-личностной сферы.

Вторичный дефект – образование патологических черт характера, патологической личности.

Специфика проявляется в дисгармонии между интеллектуальной и эмоциональной сферами.

Прогноз благоприятен при адекватных коррекции и воспитании.

Парциальность расстройств по Лебединскому

Типы нарушений психического развития

Определение 1

Парциальные расстройства личности – это изменения личности, при наиболее ранних поражениях мозга, не достигающие уровня психопатии.

В.В. Лебединский психический дизонтогенез классифицировал следующим образом: общее психическое недоразвитие, задержанное, поврежденное, дефицитарное, искаженное, дисгармоничное психическое развитие.

При общем психическом недоразвитии наблюдается стойкая задержка психического развития, связанная с ранним поражением головного мозга. Генетические, родовые, внутриутробные поражения обуславливают недоразвитие мозговых систем.

Нарушенными более всего являются высшие психические функции – речь, интеллект, а элементарные функции – память, моторика, восприятие, нарушены меньше. Модель психического недоразвития – это особая его форма – олигофрения.

В результате органического поражения головного мозга у детей в перинатальный период происходит стойкое снижение познавательной деятельности. В олигофрении выделяют три группы состояний – идиотия (тяжелая группа), имбецильность (менее тяжелая), дебильность (относительно легкая).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Задержанное психическое развитие характеризуется замедленными темпами развития психики. Познавательная и эмоциональная сферы формируются медленными темпами. Выражается задержанное развитие в небольшом общем запасе знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов.

От умственной отсталости задержанное психическое развитие отличается парциальным замедлением развития и разной степенью обратимости. При парциальном развитии ребенок мог в течение длительного периода развиваться нормально. Затем это развитие, прежде всего, центральной нервной системы, было нарушено заболеваниями, интоксикациями, травмами. К сожалению, в результате патогенного воздействия сформировавшиеся психические функции распадаются, но разные функции страдают неодинаково, поэтому и расстройства будут неоднородны, парциальны.

Типичной моделью является умственная отсталость, приобретенная после 2,5-3 лет.

Первичная недостаточность отдельных систем – слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата являются причиной дефицитарного развития, моделью которого является психический дизонтогенез. Он возникает при поражении сенсорной или моторной сферы.

Сложным сочетанием общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного психического развития отдельных психических функций является искаженное развитие. В результате такого сложного сочетания появляется целый ряд качественно новых патологических образований.

Данный тип наблюдается при процессуальных психических расстройствах, а типичная модель представлена ранним детским аутизмом.

Структура дисгармонического развития напоминает искаженное развитие, но только причиной является врожденная или стойкая диспропорциональность психики в эмоционально-волевой сфере, рано приобретенная. Модели этого дизонтогенеза – различные формы психопатий.

Моделью дисгармонического психического развития является психопатия и патологическое развитие личности – основой является дизонтогенез эмоционально-волевой сферы. Психопатия – это стойкий дисгармонический склад психики.

Симптомы дизонтогенеза и роль времени в их возникновении

Время, в течение которого возникло повреждение нервной системы, влияет на характер аномалии развития.

С ранним поражением нервной системы явления недоразвития будут вероятнее. При позднем нарушении нервной системы характерными будут повреждения с распадом структуры психической функции.

Фактор времени определяется как хронологическим моментом возникновения нарушения, так и продолжительностью периода развития данной функции в онтогенезе.

Те функциональные системы, которые имеют короткий временной цикл развития, подвергаются повреждению значительно чаще – это функции подкорковой локализации и первичные зоны коры головного мозга, их формирование в онтогенезе заканчивается рано.

Длительный период развития имеют корковые функции, а при раннем воздействии вредности они стойко недоразвиваются или временно задерживаются в развитии.

Есть и другие вероятности поражения какой-либо функции, связанные с временем. Каждая функция в ходе психического развития проходит в определенное время через сензитивный период.

Этот период характеризуется как интенсивностью развития, так и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью относительно вредностей.

Сензитивные периоды в целом характерны для психического развития ребенка, а не только для отдельных психических функций. Большая вероятность возникновения психических нарушений сохраняется в возрасте 0-3 года и пубертатном периоде, которые относятся к основным сензитивным периодам детства, другие возрастные категории детей более устойчивы в этом плане.

В сензитивном периоде неустойчивость психических функций может вызвать явление регресса, что означает возврат функции на более ранний возрастной уровень.

Например, временная потеря навыков ходьбы может возникнуть в связи с соматическим заболеванием в первые годы жизни ребенка.

Возврат к автономной речи, может быть примером стойкого регресса, как следствие нарушения потребности в коммуникации при раннем детском аутизме. Склонность к регрессу характерна для менее зрелой функции.

Надо сказать, что регрессу подвергаются функции не только сензитивного периода, но и уже вполне оформленные функции.

Таким образом, отставание в развитии не носит равномерный характер. Когда нервная система повреждена, то в первую очередь будут страдать те функции, которые имеют с ней непосредственную связь, например, с глухотой связано нарушение речи.

Затем будут страдать функции, находящиеся в сензитивном периоде и обладающие наибольшей неустойчивостью и ранимостью. Тяжелое поражение нервной системы приводит к стойким явлениям регресса и вероятным явлениям распада.

Понятие нормы и патологии в детской психологии

Психологи и психотерапевты очень активно используют такое понятие как «психическая норма», но, что это означает, не все могут дать убедительный ответ.

Единого представления о норме в психологии пока не существует, поэтому оно заимствовано из медицины, и в частности, психиатрии.

В психиатрии используется понятие «норма-патология». Толчком для развития этого понятия стали социально-психологические методы изучения психики человека. В результате было выяснено, что «норма» и «патология» зависят от культуры, от тех условий, в которых живет человек.

Понятие «нормы», особенно «психической нормы», отмечается в литературе, это довольно сложная проблема, поэтому под нормой понимается что-то среднее и устоявшееся, не выделяющееся из массы и более приспособленное и адаптированное к определенной среде.

Аналогичной точки зрения придерживаются и психофизиологии.

Понятие «норма» включает такие варианты как норма реакции, норма когнитивных функций, норма регуляции, норма личности, эмоциональная норма и др.

В практической психологии и педагогике есть свои понятия нормы – предметная норма, индивидуальная норма, норма психического развития, социально-возрастная норма.

Психологический баланс существует, если есть равновесие между специфическими и неспецифическими путями передачи информации, между возбуждением и торможением. Но, в психологии воли может быть и патология, о которой С. Л. Рубинштейн говорит, что нормальный волевой акт предполагает импульсивность, не слишком слабую, но и не очень сильную.

Говоря о норме, Н. Е. Бачериков пишет, что психическая норма есть индивидуальная динамическая совокупность психических свойств человека. Эта совокупность психических свойств дает возможность человеку познавать окружающий мир, адаптироваться в нем и выполнять свои социальные и биологические функции в связи с потребностями.

Понятие психическое здоровье имеет тесную связь с понятием психической нормы, потому что психическая норма предполагает наличие психического здоровья.

В модели Я. Неплоха нормальная личность представляет собой человека с адекватным образом жизни, адекватными стремлениями, самоконтролем. Из понятия нормы он выводит признаки аномалии – страдая психическим расстройством, человек не способен на поведение, соответствующее среде его обитания.

Замечание 1

Таким образом, норма характеризуется как среднее между избытком и недостатком, а аномалия представляет собой отклонение от этой величины, способное нарушит баланс. Патология есть крайняя противоположность норме. Отклонение от нормы не должно переходить границ патологии.

Лебединский В.В.Классификация психического дизонтогенеза

Г.Е.Сухарева (1959) с позиций патогенеза нарушении развития личности различает три вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие, Л.Каннер (1955) — недоразвитие и искаженное развитие. Клинически близкой к классификациям Л.Каннера и Г.Е.Сухаревой является классификация нарушений психического развития. Необратимое недоразвитие связывается автором с моделью олигофрении; дисгармоническое развитие — с психопатией; регрессирующее развитие — с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией; альтернирующее развитие, включающее состояния асинхронии как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое, по мнению автора, при самой различной соматической и психической патологии; и наконец, развитие, измененное по качеству и направлению, наблюдаемое при шизофреническом процессе.

По мнению Г.К.Ушакова (1973) и В.В.Ковалева (1979), основными клиническими типами психического, дизонтогенеза являются два:

1) ретардация, т.е. замедление или стойкое психическое недоразвитие, как общее, так и парциальное, и 2) асинхрония как неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации.

По нашему мнению, психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами:

  1. недоразвитие;
  2. задержанное развитие;
  3. поврежденное развитие;
  4. дефицитарное развитие;
  5. искаженное развитие;
  6. дисгармоническое развитие.

В этой классификации, в основу которой положены классификации дизонтогенеза Г.Е.Сухаревой (1959) и Л.Каннера (1957), мы сочли целесообразным добавить как самостоятельные варианты задержанное, дефицитарное и дисгармоническое развитие.

Предлагаемая классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий, исходя из основного качества нарушения развития. Выделяется группа аномалий, вызванных отставанием развития: искаженное и дисгармоническое развитие; и, наконец, группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением различных функций: поврежденное и дефицитарное развитие.

Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недоразвития наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.

Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения. Экстенсивность поражения, связанная с генетическими пороками развития, диффузным повреждением незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обусловливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Вторичный же дефект имеет сложный «кольцевой» характер. Он формируется, как указывалось выше, за счет недостаточности воздействия со стороны наиболее страдающих высших психических функций (ведущая координата недоразвития — «сверху-вниз»), а также в определенной мере и недостаточности воздействия дефектных базальных функций на высшие (координата «снизу-вверх»).

Характерна выраженная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях, с трудностью их перестройки. Формирование иерархических связей грубо затруднено. В асинхронии развития преобладают явления ретардации. Различные функции недоразвиты неравномерно. Наиболее выражена недостаточность высших психических функций и меньше — базальных: развитие интеллекта, как правило, страдает в большей степени, чем речи, а последняя нарушена больше, чем восприятие, память, моторика, элементарные эмоции.

Для психического дизонтогенеза по типу задержанного развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Задержанное психическое развитие может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хронические соматические заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постнатального периода). При этом задержка развития эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Замедление же темпа познавательной деятельности при соматических заболеваниях будет связано с хронической астенией (общей повышенной истощаемостью), при психогенных формах — в большей мере с явлениями микросоциальной и педагогической запущенности, при церебрально-органических, наиболее часто приводящих к трудностям в обучении, с одной стороны, с нейродинамическими (в первую очередь церебрастеническими) и энцефалопатическими (психопатоподобными, эпилептиформными и др.) расстройствами, а в ряде случаев — и с первичной недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций (праксиса, гнозиса, речи, памяти и т. д.).

Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные. Наблюдается инертная фиксация более элементарных связей, преимущественно в базальных звеньях, что ведет к временной задержке инволюции более ранних форм. Явления асинхронии связаны с тем, что первичный дефект чаще нарушает развитие отдельных базальных звеньев психических процессов, высшие же уровни страдают вторично (ведущая координата нарушения развития — «снизу-вверх»).

Парциальность поражения — с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, отличает задержанное развитие от стойкого психического недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.

Поврежденное развитие имеет ту же этиологию (наследственные заболевания; внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС), что и органическое недоразвитие психики либо задержанное. Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения.

Следует отметить, что компонент повреждения присутствует почти при всех видах аномального развития. Однако при других видах дизонтогенеза он является либо осложняющим фактором (например, при недоразвитии по типу осложненной олигофрении), либо пусковым механизмом, например в случае замедления темпа развития, и т. д.

Характерной моделью поврежденного развития является положительная деменция. При ее возникновении в относительно раннем детском возрасте характер дизонтогенеза определяется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически более молодых образований (лобных систем). В более старшем детском возрасте может иметь место и первичное повреждение лобных систем. Страдают лобно-подкорковые взаимоотношения. Наряду с выпадением отдельных частных корковых функций прежде всего отмечаются расстройства эмоциональной сферы, нередко с расторможением влечении, тяжелые нарушения целенаправленной деятельности и личности в целом. Повреждение ведет к явлениям изоляции отдельных систем, распаду сложных иерархических связей, нередко с грубым регрессом интеллекта и поведения.

Особый вид дизонтогенеза представляет собой дефицитарное развитие, связанное с тяжелыми нарушениями (грубым недоразвитием либо повреждением) отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний. Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Таким образом, преимущественной координатой нарушений развития является координата «снизу-вверх». Асинхрония проявляется в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Дефицитарность отдельных сенсорных и моторных систем способствует возникновению явлений изоляции. Так, нарушение зрения приводит к недоразвитию координации между речью и действием.

Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному типу связан с глубиной поражения данной функции. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей. Эта компенсация осуществляется в условиях адекватного воспитания и обучения. В случае недостаточности коррекционной работы возникают явления депривации, приводящие к нарушению развития как познавательной деятельности, так и в личности ребенка.

При искаженном развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований.

Искаженное развитие чаще свойственно ряду процессуальных наследственных заболеваний.

Наиболее характерной моделью является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма. Его этиология и патогенез неясны. В значительной части случаев речь идет о ранней детской шизофрении.

В последнее время все чаще высказывается мнение о связи этой аномалии развития и с органическим поражением мозга. Для искаженного развития характерна наиболее выраженная асинхрония. В процессе формирования психических функций наблюдается иная иерархия в последовательности развития отдельных систем, в значительной мере противоположная нормальному онтогенезу: так, преждевременное развитие речи значительно обгоняет формирование локомоторных функций, а в более старшем возрасте развитие вербального интеллекта парадоксально опережает становление предметных навыков. Большое значение в искаженном дизонтогенезе имеют явления изоляции: функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Формируясь на собственной узкой основе, в более тяжелых случаях они «зацикливаются», что приводит к явлениям стереотипии в речи, игровых действиях и т. д. Даже при шизофренической природе раннего аутизма явления дизонтогенеза нередко выражены больше, чем симптомы болезни. Однако последним также принадлежит определенная роль в формировании дизонтогенеза. Так, возникновение аутизма, особенно на ранних этапах развития, в большей мере не обусловлено диффузными страхами окружающего. Выраженный дефицит общения в свою очередь является важнейшим тормозом социального развития больного ребенка.

Дисгармоническое развитие по своей структуре в определенной мере напоминает искаженное развитие. Это сходство состоит в сочетании явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций. Отличие дисгармонического развития от искаженного развития состоит в том, что основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Эта диспропорциональность, обусловливая формирование ряда аномальных вариантов личности, для которых, по Г.Е.Сухаревой, характерна «неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде» (1959, С. 38).

Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, в первую очередь конституциональных, большей частью наследственно обусловленных, а также так называемые патологические формирования личности (О.В.Кербиков, 1960, 1965; В.В.Ковалев, 1969, 1979) в результате неправильных условий воспитания.

Отсутствие как грубых психопатологических расстройств, так и прогрессирования нарушений развития, характерных для текущего болезненного процесса, ограниченность дизонтогенеза преимущественно личностной сферой переносят акцент ряда закономерностей становления данной аномалии развития с биологического фактора на социальный. Степень выраженности психопатии и даже само ее формирование в значительной мере зависят от условий воспитания и окружения ребенка. Трудности социального приспособления способствуют формированию ряда компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований (Г.Е.Сухарева, 1959; А.Е.Личко, 1977; В.В.Ковалев, 1979 и др.)

Таковы, на наш взгляд, основные варианты психического дизонтогенеза у детей.

Как показывают клинические данные, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму — недоразвитие (так называемой «олигофренический плюс») и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса). Эта особенность позволяет рассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные независимые образования, а скорее как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего.

При более подробном далее рассмотрении отдельных вариантов дизонтогенеза мы не стремились к воссозданию полной клинико-психологической структуры заболевания и даже вызванной им аномалии развития, а старались показать ряд закономерностей, характерных для того или иного типа дизонтогенеза.

Формы дизонтогенеза по Лебединскому

В широком смысле слова термин дизонтогенез — отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез — нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер.

В. В. Лебединский выделяет следующие варианты психического дизонтогенеза:

· Общее психическое недоразвитие;

· Задержанное психическое развитие;

· Поврежденное психическое развитие;

· Дефицитарное психическое развитие;

· Искаженное психическое развитие;

· Дисгармоничное психическое развитие.

Предлагаемая классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий, исходя из основного качества нарушения развития. Выделяется группа аномалий, вызванных отставанием развития: искаженное и дисгармоническое развитие; и, наконец, группа аномалий, вызванных поломкой, выпадением различных функций: поврежденное и дефицитарное развитие.

Общее психическое недоразвитие — общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).

Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении. В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей — олигофренов различают три группы состояний: наиболее тяжелая — идиотия, менее тяжелая — имбецильность и относительно легкая — дебильность. Если две первые (глубокая и выраженная) степени психического недоразвития нуждаются преимущественно в социальной опеке, то легкая степень недоразвития — дебильность — позволяет обучать такого ребенка по программе вспомогательной школы, проводить с ним воспитательную работу и профессиональную подготовку по несложным видам труда.

Задержанное психическое развитие — замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. М.б. вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста (пример — инфантилизм). Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем. Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.


Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости. Различают ЗПР конституционного происхождения (гармоничный инфантилизм); ЗПР на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения. ЗПР следует отличать от олигофрении и педагогической запущенности. К. С. Лебединская, считает, что ЗПР психогенного происхождения лишь условно можно относить к группе ЗПР. Эту форму ЗПР трудно дифференцировать с педагогической запущенностью. Если при психофизическом инфантилизме на первый план выступают недостатки регуляции поведения и деятельности, то при ЗПР церебрально-органического генеза — признаки неполноценности познавательной деятельности.

ЗПР имеет относительно благоприятную динамику в плане обучения и воспитания такой категории детей. Многие из них при адекватном индивидуальном подходе способны удовлетворительно осваивать программу обучения массовой школы.

Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Для дифференциальной диагностики с олигофренией имеют принципиальное значение указание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до периода перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга и хронологическая связь психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки).


Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция. Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем в отличие от клинико-психологической структуры олигофрении, отражающей явления недоразвития. Здесь нет тотальности, нет иерархичности нарушения психических функций, характерных для олигофрении. Наоборот, на первый план выступает парциальность расстройств. В одних случаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. п.), недостаточность которых иногда выражена более чем неспособность к отвлечению и обобщению. Так, нарушения памяти, в особенности механической, более характерны для деменции, обусловленной черепно-мозговой травмой, перенесенной ребенком в возрасте после 3-4 лет.

Б. В. Зейгарник (1962) выделяет три преимущественных нарушения мышления при органической деменции у взрослых больных:

· снижение функции обобщения;

· нарушение логического строя мышления;

· нарушения критичности и целенаправленности.

Дефицитарное психическое развитие. Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной — при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно. Наиболее показательной моделью аномалий развития по дефицитарному типу является психический дизонтогенез, возникающий на почве поражений сенсорной либо моторной сферы.

Общим для любого вида дефицитарного развития является своеобразие в развитии и формировании личности. Последнее может проявляться и как следствие основного дефекта, затрудняющего полноценный контакт со сверстниками и другими людьми, так и как результат неправильного воспитания. Согласно Л. С. Выготскому, любой телесный недостаток, будь то слепота, глухота или умственная отсталость реализуются как социально ненормальное поведение. Образуется своеобразный социальный вывих. Изменяется отношение окружающих людей по отношению к дефективному ребенку, изменяется и его отношение к окружающему миру. Основная задача коррекционной педагогики — вправить социальный вывих.

Искаженное психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п. РДА — это болезненное состояние психики ребенка, характеризующееся сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. При аутизме часто нарушается ориентировка во времени, появляется отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т. п. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию. В моторике характерны вычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках. Движения часто неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированы, лишены детской пластичности, производят впечатление «деревянных», марионеточных. Медлительность сочетается с импульсивностью. Также своеобразны у детей речевые расстройства. Аутичность проявляется в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм). Часто страдает выраженность речи. Речь может быть бедной, содержащей набор коротких штампов, отдельных слов. Она может быть литературной, богатой неологизмами. Главная особенность речи аутичного ребенка — автономность, неиспользование ее для диалога, общения и познания окружающего мира. Наиболее выпукло РДА проявляется в возрасте 3-5 лет.

Дисгармоническое психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

Ядерную группу этих состояний составляют так называемые конституциональные психопатии, как правило имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии. Большинство психопатий формируются как клинически выраженные варианты в юношеском и зрелом возрасте. На практике часто имеют место сложные сочетания биологических (генетических и экзогенно-органических) и социальных факторов, которые могут приводить к нарушению индивидуального развития на протяжении всей жизни.

22)Понятие функционального диагноза.

Приведем определение функционального диагноза, данное И.А. Коробейниковым.

«Функциональный диагноз … — это комплексная характеристика индивидуальных особенностей психосоциального развития ребенка, включающая в себя оценку реального вклада и конкретных проявлений церебро-органических расстройств, психологической структуры психической деятельности и качества сформированности основных социальных навыков (поведенческих, коммуникативных, учебно-познавательных)» (Коробейников, 2004, с. 55). Как отмечает С.Н. Костромина, «функциональный диагноз, устанавливая динамические связи между частным (местным) отклонением и другими функциями системы, оказывается интегративной основой, способствуя выяснению общего состояния всех элементов системы и особенностей функционирования системы в целом» (Костромина, 2007, с. 42).

Понятие функционального диагноза, сформулированное в советской психиатрии Т. А. Гейером (1933) и Д. Е. Мелеховым (1947), объединяет такие параметры, как характер психического дефекта, степень его социальной компенсации, возрастные особенности социально-психологического реагирования, вторичные психогенные образования (реакции, развития) с учетом их патогенной и саногенной роли, сохранность высших личностных свойств и профессиональных навыков . Иными словами, функциональный диагноз — это диагноз индивидуальных особенностей заболевания, болезненно измененных и сохранных свойств личности, реакций личности на болезнь, преморбидного состояния социальной адаптации и ее возможностей в условиях болезни. В связи с этим В. М. Воловик (. По мнению В. М. Воловика (1975), подразделение диагноза на клинический и функциональный вытекает из сформулированного Г. А. Захарьиным (1909) принципа двойственности диагноза, включающего как диагноз болезни, так и диагноз больного. Установление функционального диагноза в детском и подростковом возрасте сопряжено с определенными трудностями из-за возрастной незрелости личности ребенка и подростка, недостаточного развития компенсаторных нейрофизиологических и психологических механизмов. Касаясь клинического аспекта функционального диагноза, следует иметь в виду преобладание в структуре психического дефекта у детей негативно-дизонтогенетических симптомов и синдромов, в основе которых лежат тотальные и парциальные ретардации, искаженное психическое развитие, создающие ошибочное представление о стойкой, некорригируемой психической аномалии. Между тем большие компенсаторные возможности детского организма, особенно подкрепленные своевременными и полноценными мерами реэдукации, лечебной педагогики, логопедии, могут со временем значительно сгладить или полностью компенсировать психический дефект, обеспечив в значительной части случаев нормальное психическое развитие. В то же время преобладание в структуре дефекта негативных симптомов, связанных с выпадением уже сформированных или находившихся в процессе формирования психических функций, прогностически значительно менее благоприятно и требует более интенсивных и длительных мер реэдукации и лечения. Психологический аспект функционального диагноза у детей и младших подростков (до 15 лет) значительно редуцирован в связи с незрелостью их личности и самосознания. Тем не менее такие вторичные психологические образования, как компенсаторные и псевдокомпенсаторные реакции и развития , занимают немалое место в структуре различных форм психической патологии у детей и подростков. Сюда относятся компенсаторные и гиперкомпенсаторные реакции в форме патологического фантазирования, сверхценных интересов и увлечений при шизофрении и шизоидной психопатии , гиперсоциальные формы компенсаторного поведения (педантизм, аккуратность, утрированное стремление к порядку) у больных эпилепсией и олигофренией, неадекватные формы психологической компенсации (асоциальное, делинквентное и аутоагрессивное поведение) при депрессивном неврозе, психогенных патологических формированиях личности и психопатиях возбудимого типа. Социальный аспект функционального диагноза включает социальную адаптацию (в семье, дошкольном учреждении, школе, ПТУ, техникуме) до болезни и после ее возникновения, микросоциальный статус ребенка и подростка, его бытовое положение, профессиональные возможности, отношение семьи к больному и его болезни. Важнейший компонент социального аспекта функционального диагноза у детей с психическими нарушениями — способность к обучению в школе (обучение по программам массовой или вспомогательной школы, школы для детей с задержкой психического развития, школы для детей с расстройствами речи). Важным компонентом социального аспекта функционального диагноза у подростков являются возможность профессионального обучения и определение профессий, доступных по клиническому и социально-психологическому статусу.

Функциональный диагноз обязательно включает в себя определение клинического и социального прогноза больного (т. е. «прогностический диагноз»). Решение перечисленных разностронних задач функциональной диагностики носит мультидисциплинарный характер и потому может быть успешным только при участии представителей различных смежных специальностей: психиатров, клинических и социальных психологов, педагогов, логопедов и др. Одним из кардинальных принципов диагностики психических заболеваний у детей и подростков следует считать деонтологический принцип, т. е. максимальное морально-психологическое щажение ребенка, подростка и их близких в процессе диагностики. Основным условием деонтологического принципа в диагностике психических заболеваний независимо от возраста больного является личностный подход. Это условие приобретает особое значение при современной интенсивной технизации медицины и массовом внедрении методов машинной диагностики.

Личностный подход строится на отношении к больному, в том числе ребенку и подростку, как к личности со свойственными ей чертами, психологическими установками, отношением к болезни, интересами, желаниями. Очень важным отправным моментом личностного подхода в диагностике является установление оптимального контакта с больным. Контакт не должен быть формальным, официальным, он строится на основе сочувствия к больному, стремления помочь ему в преодолении болезненных явлений.

7 и 38 вопрос по Ильиной сокращ

7. Классификация дизонтогенеза по В. В. Лебединскому, клинико-психолого-педагогическая характеристика различных видов дизонтогенеза

Классификация психического дизонтогенеза предложенная В.В. Лебединским имеет следующий вид:

  1. Общее психическое недоразвитие;

  2. Задержанное психическое развитие;

  3. Поврежденное психическое развитие;

  4. Дефицитарное психическое развитие;

  5. Искаженное психическое развитие;

  6. Дисгармоничное психическое развитие.

Общее психическое недоразвитие — общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции). Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении. Олигофрения (от греч. «olygos» — малый, «phren» — ум) — особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

Задержанное психическое развитие — замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. М.б. вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста (пример — инфантилизм). Характерны парциальность, мозаичность поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем. Это отличает задержанное развитие от недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции. Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.

Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция.

Дефицитарное психическое развитие. Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной — при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно.Наиболее показательной моделью аномалий развития по дефицитарному типу является психический дизонтогенез, возникающий на почве поражений сенсорной либо моторной сферы.

Искаженное психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.

Дисгармоническое психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

38. Организация обучения и воспитания учащихся с различными нарушениями развития в массовой общеобразовательной школе.

Учащиеся с нарушенным слухом. Среди детей с нарушенным слухом, подготовленных к обучению в условиях массового учебного заведения, выделяется три группы учащихся. Первую группу составляют дети с незначительным понижением слуха, которые обычно испытывают затруднения при восприятии лишь шепотной речи. Ко второй группе относятся дети, которые, независимо от степени имевшегося у них снижения слуха, в результате ранней систематической коррекционной работы к семи годам хорошо говорят, не испытывают значительных трудностей в устном общении со слышащими людьми, умеют читать и пишут печатными буквами. Третья группа – это дети, потерявшие слух в возрасте 5-6 лет или

позже, так называемые позднооглохшие дети. Их устная речь формировалась на полноценной слуховой основе, вследствие чего она практически не отличается ни по структуре, ни по звучанию от речи слышащих

сверстников. Однако вследствие внезапной потери слуха они утратили возможность воспринимать и понимать устную речь окружающих. При условии своевременно начатой и успешной работы по восстановлению

устного общения эти дети могут учиться вместе со слышащими. Если дети первой группы готовы к интегрированному обучению даже при отсутствии помощи со стороны сурдопедагога, то дети второй и третьей групп могут обучаться в массовой школе только благодаря систематической интенсивной работе сурдопедагога и помощи родителей.

Наличие в массовом общеобразовательном учреждении ребенка с нарушением слуха требует особого отношения к нему со стороны педагога в ходе учебно-воспитательного процесса. Педагог должен помочь ребенку освоиться в коллективе слышащих детей, постараться подружить его со сверстниками. При этом важно избегать гиперопеки: не помогать там, где неслышащий ребенок может и должен справиться сам.

Дети с различными нарушениями зрения в массовой школе в настоящее время явление распространенное.

Учителя, имеющие в своем классе ребенка с тяжелыми зрительными нарушениями, должны обеспечить дифференцированный подход к ребенку. Условия обучения детей с нарушениями зрения в массовой школе обусловлены их возможностями использовать нарушенный зрительный анализатор в учебно-воспитательном процессе. Различия между слепыми и слабовидящими детьми во многом зависят от характера поражения зрения, происхождения дефекта, индивидуальных особенностей школьника. Перед началом обучения такого школьника очень важно выяснить, на какой основе оно будет проводится: тактильной или зрительной.

В массовой школе могут обучаться лишь те слепые и слабовидящие дети, которые достаточно хорошо социально адаптированы и успешно справляются с программой специальной школы.

Существует целый ряд особенностей обучения ребенка со зрительной аномалией, о которых учитель должен постоянно помнить. Так, слепой или слабовидящий ребенок читает и пишет медленнее, чем зрячие ученики и не сможет успевать за классом. В связи с этим целесообразно использовать диктофон, на который можно записывать фрагменты уроков.У детей с нарушением зрения большие трудности вызывает ориента-

ция в пространстве, поэтому с ними необходимо проводить специальную работу по ориентировке, и в этом случае помощь может оказать тифлопедагог. Он же обеспечивает проведение специальных занятий, на-правленных на осязательное знакомство слепого или слабовидящего ребенка с новым объектом.

У многих детей с нарушениями зрения возникают проблемы в общении с другими людьми. Это может быть связано с неумением слушать собеседника, а также с небольшим опытом общения.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют до 60 % слабоуспевающих учащихся массовой школы. Общим для всех форм ЗПР является отставание в психическом развитии во всех сферах психической

деятельности к началу школьного возраста. Поступающим в школу детям с ЗПР свойственен ряд специфиче-ских особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы необходимые для школьного обучения умения и навыки, недостаточно знаний для усвоения программного материала. Учебная мотивация детей с ЗПР отсутствует или выражена крайне слабо, не наблюдается положительного отношения к школе. Ведущей деятельностью для них остается игра. К началу систематического обучения у детей с ЗПР не формируется высшая форма игровой деятельности сюжетно-ролевая игра, которая и готовит ребенка к выполнению нового вида деятельности – учебной. Дети с ЗПР фактически выпадают из учебного процесса, если с ними не проводится коррекционно-развивающая работа. Такие дети нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении, которое может осуществляться в специальных общеобразовательных школах-интернатах или в классах коррекционно развивающего обучения при массовых общеобразовательных школах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *