Классный час о безопасности

Классный час «Безопасность в сети Интернет»

Классный час «Безопасность в Сети Интернет»

Классный час посвящен проблеме безопасности в сети Интернет, проблеме этикета в социальных сетях.

Цель: обратить внимание учащихся на возможные угрозы в сети Интернет, повысить грамотность учащихся в вопросах безопасности в сети, формировать общепринятые нормы поведения в сети.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет.

  2. Выработать правила безопасного поведения в сети.

  3. Выработать необходимость использования в сети общепринятых нравственных норм поведения.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня осведомленности учащихся о проблемах безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.

  • формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета.

1. Введение

Вступительное слово учителя

2. Основная часть

  1. Приветствие.

  2. Создание никнейма.

  3. 20 шокирующих фактов о социальных сетях.

  4. Угрозы в сети. (Сообщения детей. Домашнее задание)

  • Спам и фишинг

  • Грубость в Интернете

  • Кибер-буллинг

  • Интернет-зависимость

  1. Пять советов, которые помогут обеспечить безопасность в Интернете.

  1. Рефлексия. Игровая ситуация. «Я взрослый». Представьте ситуацию, вы даете своим детям советы по безопасному и этичному поведению в сети. Ваши предложения?

  1. Создание памятки по безопасному поведению в интернете

Приложение.

  1. Памятка по безопасному поведению в интернете

  2. Смайлики к игровой ситуации

  1. Введение.

Вступительное слово учителя.

Классный руководитель

Мы живем в век информационных технологий, достаточно много времени проводим в сети в поисках информации, готовясь к занятиям, или просто отдыхая. Мы общаемся с друзьями, участвуем в дискуссиях, обсуждаем новости, оставляем комментарии, выкладываем фотографии. Очень важно научиться правильно вести себя в сети Интернет, знать правила безопасности и этичного поведения. Сегодня мы с вами об этом и поговорим.

  1. Основная часть

  1. Приветствие. «Расшифруйте свое имя».

Подберите на каждую букву своего имени слово, которое вас характеризует. На размышления дается лишь 2 минуты, достаточно расшифровать 2-3 буквы. Назовите имя и характеристики, которые вам удалось придумать. (Ответы учащихся: Светлана – активная, трудолюбивая…)

  1. Создание никнейма.

Классный руководитель.

Это упражнение позволило презентовать себя. Это не совсем просто. Виртуальное пространство социальных сетей дает возможность личности действовать анонимно или дискутировать под выдуманным именем. Дискуссия может быть частью игры и положительным элементом в общении, но она одновременно может быть опасным инструментом манипулирования сознанием и нести для человека угрозу.

Поскольку, сегодня наш классный час о виртуальном мире, давайте придумаем себе никнейм. ( Дети записывают никнейм на своем бейджике).

Ник пользователя — это виртуальное имя, которое он выбирает при регистрации на ресурсе. Ник может быть совершенно любым — от вашего имени-фамилии до названия любимого цветка.

Ник, он же никнейм, произошел от английского слова nickname и переводится как «кличка» или «прозвище».

Сегодня никнейм в Интернете, является вашим лицом в сети, которое при желании может отражать вашу истинную сущность, стремления и характер. Никнейм в сети это не просто способ самоидентификации среди таких же, как и вы, сетевых жителей, это также начало названия вашего почтового ящика типа «nickname@адрес_сервиса.ru», имя для входа на форум, в чат, в онлайн игру, да и в любой другой сервис в котором будет необходимо представиться .

Для чего пользователи придумывают ники? (Ответы детей)

Классный руководитель.

А сейчас в роли юного аналитика, который представит нам некоторые интересные статистические данные, выступит ….(ученик)

  1. 20 шокирующих фактов о социальных сетях (1ученик)

1. Причиной каждого третьего в мире развода являются социальные сети.
2. Приблизительно пятнадцатью процентами пользователей социальные сети применяются для организации слежки. Это большей частью практикуется спецслужбами.
3. Среди пользователей соцсетей 37% публикуют в них малоинтересные сведения о собственной личной жизни.
4. Исследованиями установлено, что нахождение в соцсетях ведет к увеличению риска самоубийства, так как человек до минимума сводит свое общение с окружающими и отрешается от действительности.
5. В соответствии со статистикой количество преступлений на сексуальной почве, направленных на несовершеннолетних, выросло из-за соцсетей в 26 раз.
6. Ежегодно около 100 человек лишаются жизни из-за сообщения, оставленного в соцсетях, и эта цифра возрастает.
7. Социальные службы используют для вербовки своих агентов не только спецслужбы, но и различные группировки, в том числе террористической направленности.
8. Социальные сети сужают кругозор человека: он становится зависим от пустых и ненужных сообщений.
9. Чрезмерная увлеченность соцсетями, по данным исследований, ведет к снижению иммунитета, сердечно-сосудистым болезням и душевной дисгармонии. Активные, но не дающие развития мыслительные процессы наряду с малой подвижностью способствуют развитию заболеваний эндокринной системы.
10. В соцсетях знакомится каждая пятая семья в мире.
11. Средний пользователь посещает аккаунт дважды в день.
12. У среднего пользователя друзьями числится 195 человек.
13. К 2010 году доступ к соцсетям имело уже 96% населения всей планеты.
14. Наиболее активна Интернет-аудитория в России: средний пользователь проводит в нем 6,6 часов в неделю, просматривая 1307 Интернет-страниц.
30. 80% компаний мира подбирают сотрудников с помощью соцсетей.
15. У Бритни Спирс и Эштона Катчера фолловеров столько же, сколько населения в Ирландии, Панаме или Норвегии.
16. Популярные соцсервисы продолжают хранить удаленные пользователями изображения.
17. По числу пользователей лидирует Facebook – 1 миллиард.
18. В сети популярность социальных сетей по результатам проведенного опроса составила: Одноклассники — 73%, Вконтакте — 62%, Facebook — 18%, Twitter — 9%, Livejournal — 3%, LiveInternet — 2% и 1% не знает о сетях ничего.
19. Еженедельно в социальных сетях дети проводят: от 7 до 14 часов – 23%, 14-21 час – 57% и больше 21 часа – 20%.
20. Каждый пятый ребенок из семи дней недели один тратит на соц.сеть .

Классный руководитель

Виртуальная реальность, как и любое пространство, несомненно, обладает и достоинствами и недостатками. Существование кибер-опасностей так же неоспоримо, как польза и удовольствие от использования Интернет-ресурсов. За безопасностью пользователей следят государственные структуры, а также и сотрудники Интернет сервисов, администраторы сайтов, модераторы. Однако ежедневно появляются новые жертвы, пострадавшие чаще всего из-за отсутствия грамотности в вопросах безопасности.

  1. Угрозы в Сети. (Сообщения подготовлены учащимися в качестве домашнего задания)

  1. Спам и фишинг ( 2 ученик)

Спам — это электронный эквивалент бумажной рекламы, которую бросают в ваш почтовый ящик. Однако спам не просто надоедает и раздражает. Он опасен, особенно если является частью фишинга.

Во время чтения электронной почты или просмотра страниц в Интернете следует помнить про мошенников, которые стремятся похитить ваши личные данные или деньги, а, как правило, и то, и другое. Такие мошеннические действия или схемы называются «фишингом» (от английского слова «fish», что означает «рыба» или «рыбачить»), так как их цель – «выудить» у вас ваши персональные данные.

Спам в огромных количествах рассылается по электронной почте спамерами и киберпреступниками. Как защитить себя от спама и фишинга?

Советы от команды экспертов «Лаборатории Касперского»

  • Заведите себе несколько адресов электронной почты .
    Лучше всего иметь по крайней мере два адреса электронной почты.

    • Личный адрес электронной почты.
      Этот адрес должен использоваться только для личной корреспонденции.

    • «Публичный» электронный адрес.
      Используйте этот электронный адрес для регистрации на общедоступных форумах и в чатах, а также для подписки на почтовую рассылку и другие интернет-услуги.

  • Никогда не отвечайте на спам.

  • Подумайте, прежде чем пройти по ссылке «Отказаться от подписки».

  • Своевременно обновляйте браузер .

  1. Грубость в интернете. Как не испортить себе настроение при общении в сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора» (3 ученик)

Существует в Интернете особая категория пользователей, с которой лучше никогда не встречаться. Это так называемые сетевые хамы и форумные тролли, развлекающиеся провокациями своих собеседников в Интернете.

Зачем они это делают? Чтобы получить удовольствие от негативной реакции других людей. Такие пользователи преднамеренно идут на конфликт и доводят собеседника до нервного срыва, который может выплеснуться в онлайн. Чаще всего этим занимаются люди с комплексами неполноценности, которых обижают в реальной жизни – и потому они пытаются отыграться в Интернете. Анонимность в Сети позволяет им представлять себя совершенно другими и – главное – быть уверенными в своей безнаказанности, поэтому они пишут и делают такие вещи, которые в реальной жизни никогда бы не рискнули сотворить в присутствии оппонента. По причине как неизвестности, так и недосягаемости, «травить», оскорблять и провоцировать людей, кажется им забавным занятием. Как показывает практика, больше половины сетевых грубиянов являются детьми, скучающими в Интернете или не ладящими со сверстниками. Однако случаются и вполне взрослые профессиональные Интернет-скандалисты, для которых довести виртуального собеседника является своего рода искусством. Встретить сетевых хамов можно в любом уголке Интернета: в чатах, в аське, в социальных сетях, на сайтах знакомств, на форумах и по электронной почте.

Необходимо уметь отличать их от нормальных собеседников, дабы не тратить время и нервы впустую. Если вы замечаете, что вам грубят, провоцируют на ссору или намеренно злят, самым верным решением будет немедленно закончить разговор или игнорировать сообщения данного пользователя на форуме/сайте. Не доставить грубияну удовольствия видеть ваш гнев или обиду будет лучшим наказанием для него, ибо его цель не достигнута.

Классный руководитель

Спасибо, все верно. Психологи утверждают, что агрессия другого человека — это просьба о любви. Возможно, этому человеку не хватает друзей, теплых отношений, быть может он одинок, или у него неприятности. Будьте внимательны, не торопитесь отвечать на грубость.

Игровая ситуация «Невербальное общение» (Игровое упражнение в парах)

Ребята представьте ситуацию. Вы в сети, на форуме обсуждаете определенную интересующую вас тему, вдруг на ваши добропорядочные комментарии обрушивается с грубостью оппонент. Ваши действия?…

Дети общаются, используя только смайлики …

  1. Кибер-буллинг. (4 ученик)

Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения — быковать.

Итак, кибер-буллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе. Кибер-буллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого — шутки, которые не воспринимаются всерьез, на радикальном же — психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида — гибели жертвы вследствие буллинга.

Исследователи выделили восемь основных типов буллинга:

1. Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. Иногда превращается в затяжной конфликт (holywar — священная война). На первый взгляд, флейминг — борьба между равными, но при определенных условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданный выпад может вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания.

2. Нападки, постоянные изнурительные атаки (harassment) — повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву

3. Клевета (denigration) — распространение оскорбительной и неправдивой информации.

4. Самозванство, перевоплощение в определенное лицо— преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, ведет переписку.

5. Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение— получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась.

6. Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть.

7. Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.

8. Хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия.

Различия кибербуллинга от традиционного реального обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время.

Несколько советов, для преодоления этой проблемы:

1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство.

2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности.

3. Храни подтверждения фактов нападений.

4. Игнорируй единичный негатив

5. Блокируй агрессоров.

6. Не стоит реагировать на агрессивные сообщения .

  1. Интернет-зависимость. (5 ученик)

Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми. Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.

По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Российские психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых 4—6%. Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии.

Основные 5 типов интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг— бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам— большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб- форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность— игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах .

Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, путешествия по родному краю, творческие прикладные увлечения, занятия спортом, как правило, выводят человека из зависимости.

Классный руководитель.

  1. Пять советов, которые помогут обеспечить безопасность в Интернете (от Центра безопасности компании Microsoft)

  1. Защитите свой компьютер

Постоянно обновляйте все программное обеспечение (включая веб-браузер)

Установите законное антивирусное программное обеспечение

Брандмауэр должен быть всегда включен.

Установите на беспроводном маршрутизаторе защиту с помощью пароля.

Всегда проверяйте флеш-накопители (или USB-накопители)

Не переходите по ссылкам и не нажимайте кнопки во всплывающих сообщениях, которые кажутся подозрительными.

  1. Обеспечьте защиту секретной личной информации

Прежде чем вводить секретные сведения в веб-форме или на веб-странице, обратите внимание на наличие таких признаков, как адрес веб-страницы, начинающийся с префикса https и значка в виде закрытого замка () рядом с адресной строкой, который обозначает безопасное соединение.

Никогда не отвечайте на просьбы прислать деньги от «членов семьи», на сообщения о розыгрышах лотереи, в которых вы не участвовали, или другие мошеннические сообщения.

  1. Используйте надежные пароли и храните их в секрете.

Придумайте пароли, представляющие собой длинные фразы или предложения и содержащие сочетание строчных, прописных букв, цифр и символов. Используйте на разных сайтах разные пароли.

  1. Позаботьтесь о своей безопасности и репутации в Интернете

Узнайте, какая информация о вас существует в Интернете, а также периодически производите оценку найденных сведений. Создавайте себе положительную репутацию.

  1. Более безопасное использование социальных сетей

Никогда не публикуйте информацию, которую вы не хотели бы видеть на доске объявлений. Периодически анализируйте, кто имеет доступ к вашим страницам, а также просматривайте информацию, которую эти пользователи публикуют о вас. Настройте список пользователей, которые могут просматривать ваш профиль или фотографии. Подходите избирательно к предложениям дружбы .

3. Рефлексия. «Я – взрослый!»

Классный руководитель

Ребята, представьте себя на месте ваших родителей.

Ситуация 1. Ваш ребенок предпочитает компьютер прочим занятиям: домашним поручениям, учебе, общению со сверстниками; проводит большую часть времени в сети. Что с ним происходит? Ваши действия?…

Ситуация 2. Ваш ребенок проводит много времени в интернете, стал замкнутым, раздражительным, агрессивным. Ваши действия?…

  1. Создание памятки по безопасному поведению в интернете.

Дети выписывают на стикеры самые главные советы по безопасности в сети и прикрепляют на баннер – памятку по безопасному и этичному поведению в сети Интернет.

Классный руководитель

Ребята, большое спасибо вам за интересную и важную информацию. Я уверена, что вы стали более грамотными в вопросах безопасности, и ваше путешествие по сети будет приносить вам пользу и радость познания в процессе обучения и вашем дальнейшем интеллектуальном развитии. Удачи Вам!

Интернет ресурсы.

Приложение

Памятка

по безопасному поведению в Интернете

    • Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.

    • Используйте нейтральное экранное имя, не выдающее никаких личных сведений.

    • Защитите свой компьютер.

    • Используйте надежные пароли и храните их в секрете.

    • Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

    • Не допускайте грубости в интернете, блокируйте веб-агрессоров.

    • Не добавляйте незнакомых людей в свои контакты

    • Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.

    • Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.

    • Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.

Смайлики к игровой ситуации

Классный час «Безопасность в сети Интернет»

Классный час «Безопасность в сети Интернет»

Цель: обобщить знания учащихся о пользе и вреде сети Интернет.

Задачи:

Предметные:

  • Ознакомить учащихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет.
  • Выработать правила безопасного поведения в сети.
  • Формировать культуру ответственного, этичного и безопасного использования Интернета.
  • Разработать памятку «Безопасность в сети»

Метапредметные:

  • корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • структурировать и визуализировать информацию.

Личностные:

  • выработать способность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;
  • выработать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, моноблоки, конверты «Авторизация» (приложение 1), карточка «Социальные сети» (приложение 2), раздаточный материал «Безопасность в сети» (приложение 3), листы А4, А3, фломастеры, маркеры, карандаши, стикеры.

Ход занятия:

Учитель: Доброе утро. Давайте улыбнемся друг другу: жизнь прекрасна и удивительна, очень много неизведанного и интересного есть в нашем мире. Много нам предстоит еще узнать, но сегодня тема нашего классного часа коснется каждого из нас. Ведь так или иначе в современном мире мы уже не представляем, как обходиться без ЭТОГО. Давайте разгадаем ребус и сформулируем тему нашего классного часа:

Учащиеся разгадывают ребусы и формулируют тему классного часа

Учитель: Правильно. Молодцы! Как утверждают многие взрослые: Интернет, как и все в жизни, имеет две стороны — черную и белую. Сегодня мы поговорим об Интернете: выясним — что такое Интернет, назовем положительные и негативные его стороны, определим: для вас он друг или враг, и составим правила безопасного пользования Интернетом. Для этого у каждого на парте лежат гирьки (стикеры), на которых вы должны будете в ходе классного часа записывать «плюсы» и «минусы» Интернета. А на доске, как вы видите, находятся весы. В конце занятия мы посмотрим какая чаша весов перевесит: негативная или положительная.

Учитель: Начнем мы с вами с авторизации в сети Интернет. Для этого нам нужны будут: в конвертах – некие символы: заглавные и прописные буквы, различные цифры, знаки препинания и т.д. (приложение 1). Как вы думаете, что с этим всем вам необходимо будет сделать?

Ученики предполагают, дают ответы

Учитель: Правильно, составить никнейм и пароль, т.к. без авторизации нет входа ни в социальные сети, ни в игры. А чтобы правильно создать свой аккаунт, вспомните правила.

Ученики вспоминают правила:

  • Никнейм(логин) желательно должен быть вымышленным именем.
  • Пароль должен состоять из латинских букв (обязательно используем регистр), цифр и знаков препинания.
  • Пароль желательно менять раз в месяц.
  • Используйте на разных сайтах разные пароли.

Ученики создают логины и пароли. Выясняют, какой сложнее будет взломать и почему.

Учитель: Ну вот мы с вами и в сети.

Ученик 1:

Как узнать про все на свете?

Ну конечно, в ИНТЕРНЕТЕ!

Там музеи, книги, игры,

Музыка, живые тигры!

Можно все, друзья, найти

В этой сказочной сети!

Ученик 2:

Как не сбиться нам с пути?

Где и что в сети найти?

Нам поможет непременно

Поисковая система.

Ей задай любой вопрос —

Все, что интересно!

В миг ответ она найдет

И покажет честно.

Ученик 3:

В Интернете, в Интернете,

Пруд пруди всего на свете!

Здесь мы можем поучиться,

Быстро текст перевести,

А в онлайн библиотеке

Книжку нужную найти.

Ученик 4:

Расстоянья Интернету

Совершенно не страшны.

За секунду он доставит

Сообщение с Луны.

Не печалься, если вдруг

Далеко уехал друг.

Подключаешь Интернет —

Расстоянья больше нет!

Электронное письмо

Вмиг домчится до него.

Ну а видео-звонок,

Сократит разлуки срок.

Учитель: Вы согласны с одноклассниками? Вы все пользуетесь информацией из сети Интернет. Но кто какую цель преследует?

Ученики формулируют цели нахождения в сети Интернет на собственном примере или примере своих родственников.

Учитель: Молодцы! Не забывает про наши «ВЕСЫ». И двигаемся дальше. Перед вами таблица «Социальные сети». Проверим, какие социальные сети вам известны? (приложение 2).

Ученики заполняют таблицу.

Учитель: Подведем итоги – самая популярная социальная сеть у вас – это Вконтакте, затем идут: Youtube, TikTok, Likee, Instagram. А с какой целью вы их используете?

Ученики: Общаться, делиться видео, фото, ради лайков, хотим стать популярными блогерами!

Учитель: Это все замечательно, но есть правила общения в социальных сетях. Все ли вы их знаете? Давайте проверим ваши знания!

Игра «Три угла»

Ученикам предлагаются утверждения, они должны выбрать решение и встать под своей табличкой (может быть, пояснить почему). В трёх «углах» вывешены таблички со словами СОГЛАСЕН, НЕ СОГЛАСЕН, НЕ РЕШИЛ.

– Чем больше ты расскажешь о себе в Интернете, тем больше друзей у тебя появится.

– Если меня оскорбят в Интернете, я обращусь за помощью к родителям.

— Я всегда проверяю, какие права просит мобильное приложение!

– Антивирус необходим для защиты компьютера от интернет-мошенников.

– Я пользуюсь информацией о своих друзьях в Интернете без их согласия и размещаю их фотографии и данные у себя на страничке.

— Я всегда настраиваю и проверяю приватность своей страницы в социальной сети.

Учитель: Все правильно. А Фиксики еще раз напомнят нам об основных правилах пользования Интернетом. А вы не забывайте про наши «ВЕСЫ».

Просмотр мультфильма «Фикси-советы. Осторожней в Интернете!»

Учитель: Мы забыли еще об одном очень важном правиле. Оно зашифровано смайликами. Ваша задача – расшифровать его и запомнить. (приложение 4)

Учитель: Я предлагаю рассмотреть несколько ситуаций о некоторых семьях, об их отношении к компьютеру и к сети.

1. Родители пятиклассника Алексея говорят, что постоянно проводят беседы с сыном о том, как нужно вести себя в интернете, на какие сайты можно заходить, на какие нельзя и т.д. «Компьютер у сына давно, еще лет с семи, а вот к интернету подключили, недавно. Кроме того, мы стараемся ограничить время работы за компьютером, чтобы ребенок не был от него зависим. И Алексей относится к этому нормально». Родители Алексея сделали достаточно для того, чтобы уберечь своего ребенка? (Ответы учащихся.)

2. Роме, по его словам, родители ничего не рассказывали, т.к. и компьютер, и интернет у него уже давно. Он самостоятельно овладел культурой пользования всемирной паутиной. Родители Романа знают, что он общается в интернете только с теми, кого знает лично. Такую информацию, как телефон, домашний адрес, не пишет — это опасно.Правильно ли делают родители Романа, не объясняя ему о влиянии сети? (Ответы учащихся)

3. Мама семилетнего Кирилла взвешенно относится к пользованию компьютером и интернетом своим сыном. Она пытается как можно больше отлучать его от компьютера, потому что чрезмерное увлечение им имело печальные последствия в их отношениях. Безопасный интернет для нее — тот интернет, который иногда контролирует кто-то из взрослых в их семье, кто имеет представление о настройках.Правильно ли делает мама Кирилла? (Ответы учащихся)

4. Ваш ребенок предпочитает компьютер прочим занятиям: домашним поручениям, учебе, общению со сверстниками; проводит большую часть времени в сети. Что с ним происходит? Ваши действия?…

Учитель: Молодцы! И чтобы закрепить правила безопасности в сети Интернет, давайте сделаем памятку для своих одноклассников, друзей, родителей.

Ученики, используя заготовки (приложение 3), делают плакат (буклет) «Безопасность в сети», так же можно использовать графические или текстовые редакторы.

Учитель: Посмотрите на доску. Какая чаша весов, по вашему мнению, перевесила? Все-таки, Интернет – это добро или зло?

Ученики делают выводы.

Учитель: На следующем занятии мы продолжим изучать тему безопасности в сети. Девиз нашего следующего занятия: «Ограничь пользование интернетом, живи реальной жизнью!»

А сейчас выберите смайлик, который характеризует вашу работу на занятии и пришлите его в нашей беседе в сети Вконтакте. Обратную связь получила! Спасибо!

Безопасность работы в сети Интернет

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра коммуникационных технологий и связей с общественностью

Реферат

по Компьютерным технологиям и информатике

Безопасность работы в Сети Интернет

Работу выполнил студент 1 курса СПБГЭУ

группы РС-1501 Иванов Иван Иванович

Санкт-Петербург 2015

Введение

Как обеспечить безопасность работы в Сети Интернет

Заключение

Список литературы и источников

Введение

Для того, чтобы обеспечить безопасность при работе в сети Интернет существуют определенные правила, соблюдение которых помогает повысить степень защиты личной информации и программного обеспечения на компьютере.

Как обеспечить безопасность работы в Сети Интернет

Ш Использовать безопасный браузер. (Браузеры Opera 28, Firefox 36, Microsoft Internet Explorer 11 безопаснее, чем их предыдущие версии).

Ш Установить и включить антивирус, при необходимости обеспечить своевременное обновление баз антивируса. (Качество работы антивирусных программ зачастую зависит от их платности и частоты обновления.)

Ш Включить брандмауэр и правильно его настроить.

Ш Работать под учетной записью с ограниченными полномочиями, а не под учетной записью с правами системного администратора.

Ш Использовать официальную сборку ОС. (Microsoft Windows 7 безопаснее предыдущих операционных систем компании Microsoft для рабочих станций, в том числе Microsoft Windows XP, UNIX-подобные операционные системы (в том числе Linux, BSD) безопаснее остальных распространенных ОС).

Ш Включить обновление ОС.

Кроме этого, полезно делать резервные копии наиболее ценных данных, так как вредоносные программы и вирусы могут заблокировать доступ к файлам, зашифровать или уничтожить их. Так удастся сохранить все необходимое и не беспокоиться о восстановлении доступа к заблокированным данным.

Несмотря на то, что система с отключенным брандмауэром и антивирусом не ограничивает работу пользователя, не снижает быстродействие системы, не требует авторизации и переключения учетных записей, иногда стоит пожертвовать удобством ради безопасности. Потому что отсутствие защиты может привести к потере данных, которая будет стоить намного дороже, ведь среди них могут быть результаты работы, фотографии, коллекции, данные для авторизации, платежные данные, сообщения и другая личная информация. Даже если учитывать только потери времени, то на однократное восстановление данных и работоспособности системы обычно уходит больше, чем на соблюдение правил техники безопасности работы с интернетом. сеть интернет безопасный угроза

Помимо технических способов защитить компьютер от угроз, пользователь должен руководствоваться здравым смыслом и быть внимательным. Для этого следует знать об уловках злоумышленников, чтобы в дальнейшем не попадаться на них и не подвергать систему риску заражения.

Советы по безопасности при работе в Интернете:

Ш Не заходите на подозрительные сайты и ссылки, полученные от незнакомых людей. Не нажимайте на всплывающую рекламу.

Ш Используйте сложные пароли.

Ш Не сообщайте свои данные посторонним.

Ш При авторизации используйте экранную клавиатуру.

Ш При использовании браузера установите специальные дополнения такие, как например, дополнение Adblock Plus. При использовании этого дополнения вы не увидите большую часть рекламы, том числе и вредоносную.

Ш Проверяйте и контролируйте настройки антивируса и брандмауэра.

Ш Не открывайте письма от неизвестных отправителей, и не загружайте прикрепленные к таким письмам файлы.

Ш Помните о снижении безопасности при использовании беспроводного соединения в общественных местах.

Список литературы и источников

Классный час «Безопасность в сети Интернет» классный час (8 класс) на тему

Классный час «Правила нашей безопасности»

Классный час «Правила нашей безопасности»

Цели:

1. Углублять и повторять знания о правилах безопасного поведения;

2.Показать, какие опасности подстерегают детей в повседневной жизни;

3. Научить быстро ориентироваться в ситуациях и принимать рациональные решения.

Формируемые УУД

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе анализа поступков.

Знать: основные правила поведения в природе, на транспорте, правила личной безопасности.

Уметь: анализировать поступки, делать выводы, приводить примеры из жизни.

Метапредметные:

Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы безопасного поведения)

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование: пословицы; формула безопасности (для каждого ученика и на доске); карточки с описанием ситуаций в конвертах; макет светофора для проведения физкультминутки.

Ход классного часа

Актуализация знаний

Учитель. Жизнь – самое ценное, что дано человеку. Она даётся по праву рождения всем, а от человека уже зависит, насколько прекрасной и счастливой она будет. Да, мы не можем знать точно, где подстерегает нас опасность и какой именно она будет. Но, зная правила поведения при чрезвычайных ситуациях и соблюдая нормы поведения, мы можем избежать очень многих неприятностей. Мы живем в обществе, и очень многое в нашем поведении обусловлено правилами. Есть правила поведения на улице и в школе, транспорте, правила этикета. Надо ли их выполнять? (Конечно, надо.)

— Что происходит, если нарушаются правила? Приведите примеры. (Дети отвечают и приводят примеры.)

— Правильно, в первую очередь страдает наша безопасность. Правила охраняют нашу жизнь и здоровье. А можно ли придумать правило или совет к каждой конкретной ситуации? (Пожалуй, нет.)

Очень часто взрослые — родители, учителя — решают за детей, выполнять или не выполнять правила. Тем самым они берут на себя ответственность за вашу безопасность. Если решение принимаете вы, то сами несете ответственность за его последствия. Давайте послушаем несколько четверостиший.

(Дети читают заранее подготовленные стихотворения.)

1. Шел по берегу петух,

Поскользнулся — в речку бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

Учитель. Почему петух оказался в такой ситуации?

Ученики. Петух не смотрел под ноги.

2. Егорушка-Егор

Полез через забор,

За гвоздь зацепился,

Висит, голосит:

— Снимите с забора

Бедного Егора.

Учитель. Почему Егор оказался в такой ситуации?

Ученики. Егор не подумал о том, как будет слезать с забора.

3. Мы в поход вчера ходили,

Там из лужи напились.

В животе у нашей Лили

Три лягушки завелись.

Учитель. Почему Лиля оказалась в такой ситуации?

Ученик и. Лиля не знает, что из лужи пить нельзя.

4. Петя драться любит очень,

С ним играть никто не хочет.

На друзей не дуйся, брат,

Сам ты в этом виноват.

Учитель. Почему Петя оказалась в такой ситуации?

Ученики. Петя дерется.

Учитель. А можно ли было избежать этих ситуаций? Как? (Дети отвечают.)

Вот и получается: если сначала подумать, а потом действовать, многих неприятностей можно избежать.

Беседа по теме

Учитель. Сегодня я вас хочу познакомить с формулой безопасности. Вот она:

1. Остановись!

2. Подумай! (Найди положительные и отрицательные стороны.)

3. Выбери.

4. Похвали себя.

Давайте разберем одну ситуацию, пользуясь данной формулой.

(Разыгрывается ситуация: друзья вам предложили без взрослых пойти на речку. Происходит обсуждение по формуле.)

Работа в группах

(Детям предлагается обсудить следующие ситуации (по рядам):

1. К тебе подошел незнакомец и предложил прокатиться на машине.

2. Друзья зовут поиграть на пустыре, а мама строго запрещала тебе это делать.

3.Ты очень спешишь. А тебе нужно перейти дорогу. Но поблизости нет пешеходного перехода.)

Закрепление

Учитель. Формула безопасности работает, если правильно ею пользоваться. Кроме формулы, есть еще один верный способ — слушаться взрослых. Послушайте рассказ школьника «К чему приводит непослушание». (Подготовленный ученик читает рассказ.)

К чему приводит непослушание

Однажды я, брат и наша мама пошли гулять на детскую площадку. Мама сидела на скамейке. Мы съезжали с горки, забирались по лестнице, катались на качелях, карусели. На площадке были и два кораблика: один большой, другой маленький.

Когда мы уже собирались домой, Вите вдруг захотелось влезть на большой кораблик и бросать с него камни. Мама говорила ему: «Слезь!» Но он не слушался. Так продолжалось некоторое время, и мама стояла около кораблика, следила за Витей, чтобы он не упал. В какой-то момент ее окликнула женщина, гулявшая со своим малышом. Мама повернулась, чтобы ответить, а Витя в это время бросил камень в очередной раз. Вдруг он потерял равновесие, зацепился за что-то ногами и полетел на землю вниз головой. Витя сильно плакал. Мама взяла его на руки, мы сразу пошли домой и вызвали скорую помощь. Когда она приехала, Витя уже успокоился и не плакал, только жаловался, что болит спина. Витю с мамой отвезли в больницу, и там выяснилось, что у него перелом трех позвонков.

В больнице мама и Витя пробыли почти два месяца. Витя не мог ходить, первое время он лежал только на спине. Потом ему разрешили переворачиваться на живот, начать двигаться на четвереньках. Очень нескоро моему брату разрешили встать на ноги, но ходить он разучился, и поэтому ему снова пришлось учиться ходить.

С того дня прошло уже семь месяцев, но Витя до сих пор расплачивается за свое непослушание. Ему и теперь еще нельзя бегать, прыгать, кататься с горки и многое другое. А ведь этого могло и не случиться, если бы он сразу послушал маму!

Учитель. Вот такой грустный рассказ о случае, который произошел на самом деле. Сделаем вывод: чтобы избежать опасных ситуаций, следует слушать советы взрослых и действовать по формуле безопасности.

— Объясните смысл пословиц: «Опасение — половина спасения», «Берегись бед, пока их нет». (Дети отвечают.)

Станция «Пожарная безопасность»

-По какой причине может возникнуть пожар?

-Какие правила безопасного поведения при пожаре вы знаете?

Дидактическая игра: «Горит, не горит»

-Я буду говорить вам слова, а вы, если этот предмет горит — топаете, а если не горит — хлопаете. Будьте внимательными.

Слова:

Бумага Гвоздь

Шторы Снег

Одежда Вода

Деревья Камень

Сухая трава Стекло

Книги Металл

Станция «Дорога без опасности»

-Ещё одна угроза в жизни человека — это движение по дорогам.

— Назовите правила, которые могут спасти жизнь вам и окружающим вас людям, при движении на дороге в качестве пешехода.

Блиц-опрос «Правила дорожного движения»

1. Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы)

2. Где должны ходить пешеходы? (По тротуару)

3. Где ездят машины? (По дороге)

4. Где разрешается переходить улицу? (По светофору, по пешеходному переходу)

5. Как определить, где находится пешеходный переход? (На дороге – полоски – «зебра» и знак «Пешеходный переход»)

7. Какие пешеходные переходы вы знаете? (Подземный, наземный, надземный)

10. Назовите правила поведения в транспорте. (Нельзя: трогать двери руками, отвлекать водителя, высовываться из окна, вставать на сиденье ногами, громко разговаривать; надо быть вежливым: уступать место девочкам и старшим)

11. Что регулирует движение на улице? (Светофор)

Физкультминутка «Светофор»

Провожу игру «Светофор»: если показывает красную карточку — дети стоят на месте, если жёлтую — хлопают в ладоши, если зелёную — шагают на месте.

Игра «Разрешается-запрещается»

Я начинаю фразу, а вы дружно продолжаете словами «разрешается» или «запрещается».

— Идти толпой по тротуару … (запрещается)

— Играть рядом с проезжей частью… (запрещается)

— Перебегать дорогу… (запрещается)

— Переходить дорогу по подземному переходу… (разрешается)

— Громко разговаривать и смеяться в транспорте… (запрещается)

— Помогать пожилым людям переходить улицу … (разрешается)

— Выбегать на проезжую часть … (запрещается)

— Переходить дорогу на зеленый свет … (разрешается)

— Уважать и соблюдать правила дорожного движения … (разрешается)

— Отгадайте загадку:

Всё водителю расскажет,

Скорость верную укажет.

У дороги, как маяк,

Добрый друг — (дорожный знак)

— На улицах много дорожных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет своё название. Дорожные знаки рассказывают о том, какая дорога как надо ехать, что разрешается, а чего делать нельзя.

— Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать и найти дорожный знак.

1. Что за знак такой стоит?

Стоп – машинам он велит.

Пешеход, идите смело

По полоскам черно – белым. («Пешеходный переход»)

2. Посмотрите, мальчик Федя

Едет на велосипеде

Отгадайте, отчего же

Недовольство у прохожих? («Движение на велосипеде запрещено»)

3. Заболел живот у Тома,

Не дойти ему до дома

В ситуации такой

Нужно знак найти, какой? (Пункт медицинской помощи»)

4. В этом месте, как ни странно,

Ждут чего – то постоянно.

Кто – то сидя, кто – то стоя

Что за место здесь такое? («Автобусная остановка»)

5. Этот знак нам друг большой,

От беды спасает,

И у самой мостовой,

Водителей предупреждает:

«Осторожно, дети!» («Дети»)

6. В дождь и в ясную погоду —

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

«Вам ходить запрещено!» («Движение пешеходов запрещено»).

Станция «Безопасность в школе»

— Послушайте и отгадайте загадку:

Это полный дом детей,

Здесь всегда полно друзей,

Все стараются на пять

На уроках отвечать. (Школа.)

— Школа – это наш второй дом. В любом доме есть свои правила, которые надо выполнять.

— Вспомните, как надо правильно проводить перемены без вреда для здоровья, какие правила надо выполнять. Для чего же нужна перемена?

· На перемене нужно отдохнуть.

· Приготовиться к следующему уроку.

· Покушать.

· Сходить в туалет.

· Пообщаться с друзьями.

· Играть в спокойные игры.

— На переменах нужно обязательно соблюдать правила безопасности: не бегать, не кричать, не толкаться, не драться, играть честно, соблюдая правила игры

Вывод:

1. На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышц

2. Сходи в туалет.

3. Не шуми. Помни, с тобой рядом отдыхают твои друзья.

4. В игре соблюдай все правила.

5. Умей уступить, не ссорься.

6. Если кого-то обидел, нечаянно толкнул – извинись.

7. Узнавай новые игры и учи одноклассников.

8. Подготовься к следующему уроку.

Станция «Личная безопасность»

1. Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными людьми на улице.

2. Не играйте на дороге, возвращаясь из школы домой.

3. Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.

4. Будьте внимательны при входе в жилище. Не заходите в подъезд и лифт с незнакомым человеком.

5. Не играйте с наступлением темноты, а также в темных местах, на пустырях, свалках, рядом с железной дорогой, в пустых и в разрушенных зданиях.

6. Никогда не садитесь в машину к незнакомцу.

7. Не слушайте на улице аудиоплеер: в наушниках невозможно распознать звуки, предостерегающие об опасности (например, шаги за спиной, шум в кустах и др.).

8. Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости, послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.

9. Обо всех подозрительных случаях и обо всем, что было на улице, сообщайте родителям.

Станция «Один дома»

Коль дверной звонит звонок –

Посмотри сперва в глазок,

Кто пришёл к тебе, узнай,

Но чужим не открывай!

Если нет глазка, тогда

«Кто там?» спрашивай всегда,

А не станут отвечать –

Дверь не вздумай открывать!

Если в дверь начнут ломиться –

То звони скорей в милицию!

— Можно ли открывать дверь чужим людям?

-Что нужно делать, если в дверь начнут стучать?

Есть в квартире много скляночек,

Разных тюбиков и баночек.

В них хранятся средства разные,

Даже иногда опасные.

Кремы, пасты и таблеточки

В рот тащить не надо, деточки –

Отравленье обеспечено

И здоровье изувечено!

-Можно ли употреблять лекарства без назначения врача?

-К чему это может привести?

Ты, малыш, запомнить должен:

Будь с розеткой осторожен!

С ней никак нельзя играть,

Гвоздики в неё совать.

Сунешь гвоздик ненароком –

И тебя ударит током,

Так ударит, что, прости,

Могут даже не спасти.

Дело кончится бедой –

Ток в розетке очень злой!!!

-Можно ли играть с розеткой?

-Что может произойти?

Подведение итогов

Учитель. Закончим урок чтением азбуки безопасности. (У каждого ученика на столе лежат листочки с текстом азбуки. Дети по цепочке читают.)

Азбука безопасности

А — автомобиль — это опасно.

Б — будь начеку.

В — всегда помни свой адрес и номер телефона.

Г — громко кричи, если нужна помощь.

Д — делись всеми страхами и подозрениями с родителями.

Ж — жалуйся родителям, если кто-то делает тебе больно.

3 — звони домой, если собираешься задержаться.

И — играй только в безопасных местах.

К — красть нехорошо!

Л — лазают по деревьям и заборам только дураки.

М — мама должна знать все!

Н — никуда не иди с незнакомыми людьми.

О — открывай дверь только хорошо знакомым людям.

П — пустыри и стройки — не место для игры.

Р — расспрашивай обо всем, что кажется тебе странным.

С — соблюдай законы.

Т — темнота — друг преступников, а не молодежи.

У — укус животного опасен.

Ф — формула безопасности — твой надежный друг.

X — хлопушки, петарды опасны.

Ц — цепочка на двери — твой друг.

Ч — часто водоемы коварны.

Ш — шоссе: будь внимателен.

Э — электроприборы не оставляй без присмотра.

Ю — юный друг, помни правила!

Я — я верю в тебя.

Рефлексия

— Что полезного узнали?

-Какие правила поведения мы с вами сегодня вспомнили?

-К чему может привести несоблюдение правил безопасного поведения?

Классный час «Безопасность в сети Интернет»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Казанский национальный исследовательский технологический университет

«Лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии»

Методическая разработка

Классного часа на тему:

«Безопасность в сети Интернет»

Разработал:

Воспитатель ЛИ ФГБОУ ВО Алдарова Р.А.

Классный час на тему: «Безопасность в сети Интернет»

Аннотация

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет становится актуальной в связи с постоянным ростом несовершеннолетних пользователей. Число пользователей Интернета в России стремительно растет и молодеет, доля детской аудитории среди них очень велика. Для многих российских школьников Интернет становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Вместе с тем, в Интернете содержатся огромные массивы информации, которая является запрещенной для детей, так как может нанести вред их физическому и психическому здоровью, духовному и нравственному развитию.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Поэтому эффективное обеспечение безопасности детей при работе в сети Интернет является задачей, которую могут и должны решать вместе школа и семья, причем школа инициирует и организует это сотрудничество, просвещая родителей и обучая своих учеников

Классный час посвящен проблеме безопасности при использовании детьми сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз, о проблеме интернет — зависимости, о правилах поведения в социальных сетях.

Цели:

— обратить внимание учащихся на возможные угрозы в сети Интернет; — повысить грамотность учащихся в вопросах безопасности в сети; — формировать общепринятые нормы поведения в сети.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет.

  2. Выработать правила безопасного поведения в сети.

  3. Выработать необходимость использования в сети общепринятых нравственных норм поведения.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня осведомленности учащихся о проблемах безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.

  • формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета.
    Классный час проведён с учащимися 7-9 классов

  1. Введение

Вводное слово воспитателя

  1. Основная часть Безусловные преимущества использования Интернет

Интернет-угрозы.

Способы защиты от Интернет-угроз

Интернет-зависимость

Тест «Страдаете ли вы интернет- зависимостью?»

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Приложения.

1. Свод правил безопасного интернета.

2. Памятка по безопасному поведению в интернете

В наши дни интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С его помощью мы получаем информацию, общаемся, обмениваемся данными, оплачиваем товары и услуги, отправляем документы для поступления в вузы и делаем многое другое. Безусловно Интернет — это величайшее и удивительное изобретение прошлого столетия, при помощи которого человечество совершило огромный скачок в будущее. Дало стимул к прогрессу. Интернет упрощает нашу жизнь, открывает перед нами большие возможности! Так же это большая помощь в учёбе и работе. Сейчас в один момент можно получить любую интересующую нас информацию на заданную тему. Связаться с любой точкой мира за считанные секунды. ИНТЕРНЕТ – ВЕЛИКОЕ ЧУДО, ОТКРЫВАЮЩЕЕ ПЕРЕД НАМИ ВСЁ БОЛЬШИЕ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

Вместе с тем Интернет таит в себе опасности — о них необходимо знать, чтобы избегать их. В первую очередь это действия мошенников, которые хотят получить финансовую или иную выгоду. Мошенники могут быть хорошо оснащены и использовать самые разные инструменты и методы — например, вирусное программное обеспечение (далее — вирусы), поддельные сайты, мошеннические письма, перехват и подбор паролей к учетным записям в социальных сетях и почтовых сервисах.

Вирусы.

Вирусы могут распространяться с помощью вложенных файлов и ссылок в электронных письмах, в сообщениях в социальных сетях, на съемных носителях, через зараженные сайты. При этом сообщение с вирусом может быть получено как от постороннего человека, так и от знакомого, но уже зараженного участника социальной сети или почтовой переписки. Зараженными могут быть сайты, как специально созданные в целях мошенничества, так и обычные, но имеющие уязвимости информационной безопасности.

Рекомендации:

  • Использовать антивирусное программное обеспечение с обновленными базами вирусных сигнатур.

  • Не открывать вложенные файлы или ссылки, полученные по электронной почте, через социальную сеть или другие средства коммуникаций в интернете, не удостоверившись, что файл или ссылка не содержит вирус.

  • Внимательно проверять доменное имя сайта (например, www.yandex.ru), так как злоумышленники часто используют похожие имена сайтов, чтобы ввести жертву в заблуждение (например, www.yadndex.ru).

  • Обращать внимание на предупреждения браузера или поисковой машины о том, что сайт может угрожать безопасности компьютера.

  • Не подключать к своему компьютеру непроверенные съемные носители.

  • Не поддаваться на провокации злоумышленников, например, с требованием перевести деньги или отправить SMS, чтобы снять блокировку компьютера.

Мошеннические письма.

Злоумышленники могут использовать различные методы социальной инженерии (угрозы, шантаж, игру на чувствах жертвы — например, жадности или сочувствии), чтобы выманить деньги. В таких случаях они пишут письма определенного сценария. Один из примеров — так называемые «нигерийские письма», в которых автор обещает жертве огромную прибыль взамен на небольшие накладные расходы.

Рекомендации:

  • Внимательно изучить информацию из письма. Проверить достоверность описанных фактов. Если в письме предлагается большая выгода за незначительное вознаграждение, скорее всего, оно мошенническое.

  • Игнорировать такие письма.

Получение доступа к аккаунтам в социальных сетях и других сервисах.

Злоумышленники часто стремятся получить доступ к аккаунтам жертвы, например, в социальных сетях, почтовых и других сервисах. Украденные аккаунты они используют, например, для распространения спам-писем и вирусов.

Мошенники могут получить доступ к учётной записи жертвы следующими способами:

  • Заставить жертву ввести свои данные на поддельном сайте.

  • Подобрать пароль жертвы, если он не является сложным.

  • Восстановить пароль жертвы с использованием “секретного вопроса” или введенного ящика электронной почты.

  • Перехватить пароль жертвы при передаче по незащищенным каналам связи.

Как правило, для кражи данных об аккаунтах используются фишинговые сайты.

Фишинг (англ. phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание) — вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Злоумышленники создают фишинговые сайты, копирующие интерфейс известных ресурсов, а жертвы вводят на них свои логины и пароли, не понимая, что сайты поддельные.

Рекомендации:

  • Использовать сложные пароли (сложные пароли состоят как минимум из 10 символов, включают буквы верхнего и нижнего регистра, цифры и специальные символы, не содержат имя пользователя и известные факты о нем).

  • Никому не сообщать свой пароль.

  • Для восстановления пароля использовать привязанный к аккаунту мобильный номер, а не секретный вопрос или почтовый ящик.

  • Не передавать учетные данные — логины и пароли — по незащищенным каналам связи (незащищенными, как правило, являются открытые и общедоступные wi-fi сети).

  • Внимательно проверять доменные имена сайтов, на которых вводятся учетные данные

Безопасность платежей в интернете.

В 2013 году ущерб от карточного мошенничества в России составил 4,6 млрд рублей (данные FICO), за год этот показатель вырос на треть. Это четвертое место по объему карточного мошенничества среди стран Европы (после Великобритании, Франции и Германии). При этом большая часть мошеннических операций в интернете оказывается успешными по тем же причинам, что и в реальной жизни, – из-за таких людских качеств, как невнимательность, неосведомленность, наивность, беспечность.

В этом блоке мы постараемся выделить основные типы платежного мошенничества, с которыми сегодня сталкиваются пользователи Рунета, и постараемся дать основные рекомендации, как избежать обмана.

Распространенные примеры платежного мошенничества

Фиктивные звонки от платежных сервисов

Мошенник может позвонить и представиться сотрудником банка или Яндекс. Денег и попросить продиктовать какие-либо платежные данные, например, пароль или код, пришедший на телефон. Его цель – выманить платежные данные, с помощью которых можно украсть деньги с карты или кошелька.

Рекомендации:

  • Помнить, что банки и платежные сервисы никогда не просят сообщать ни по почте, ни по телефону – пароль, пин-код или код из SMS.

  • Никому не сообщать пароли, пин-коды и коды из SMS от своего кошелька или банковской карты.

Выманивание SMS-пароля незнакомцем

Пользователю может прийти SMS от банка или платежного сервиса с паролем для совершения платежа. Сразу после этого может позвонить человек, который скажет, что ввел этот номер мобильного телефона по ошибке и попросит сообщить код из SMS, которое только что пришло пользователю. На самом деле код из SMS — это пароль не к счету незнакомца, а к счету пользователя, с помощью которого злоумышленник может поменять настройки кошелька или интернет-банка, украсть деньги и т.д.

Рекомендации:

  • Никому не сообщать пароли, пин-коды и коды из SMS, которые приходят на мобильный номер от банков, платежных сервисов, а также мобильных операторов.

Фальшивые письма от платежных сервисов

Пользователь может получить фальшивое письмо от имени Яндекс.Денег, своего банка или других платежных сервисов. Например, о том, что его счет заблокирован и для разблокировки необходимо перейти по ссылке и ввести свои данные.

Единственная цель таких писем — заставить пользователя перейти на поддельный (фишинговый) сайт и ввести там свои персональные данные, которые будут украдены. В дальнейшем эти данные могут быть использованы, например, для доступа к счету пользователя. Кроме того, на таком сайте компьютер может быть заражен вирусом.

Рекомендации:

  • Помнить, что платежные сервисы и банки никогда не рассылают сообщения о блокировке счета по электронной почте.

  • Не переходить по ссылкам из таких писем и не вводить свои пароли на посторонних сайтах, даже если они очень похожи на сайт банка, Яндекс.Денег или другого платежного сервиса.

  • Перед вводом своих платежных данных на каких-либо сайтах проверять название сайта в браузере. Например, вместо money.yandex.ru фальшивый сайт может называться money.yanex.ru

Выпрашивание денег со взломанных аккаунтов в соцсетях или мессенджерах

Мошенник может попросить денег в долг под видом знакомого – например, через взломанный аккаунт в соцсетях или Skype. При этом перевести деньги он может попросить любым удобным способом – на электронный кошелек, банковскую карту, через интернет-банк.

Рекомендации:

  • Всегда лучше перезвонить знакомому и уточнить, правда ли он сейчас нуждается в деньгах.

  • Если возможности позвонить нет, можно задать какой-нибудь проверочный вопрос, ответ на который может знать только знакомый.

Фальшивые SMS якобы от знакомого

Мошенник может прислать SMS родителям пользователя с неизвестного номера, но якобы от имени пользователя. Например: «Мама, я попал в аварию, срочно нужны деньги, переведи их, пожалуйста, на этот номер телефона». «Папа, у меня проблемы, я в больнице, срочно нужны деньги, кинь их, пожалуйста, на этот кошелек. Маме не говори». Цель мошенника – выманить деньги у близких пользователя: они сами переведут их на указанный мобильный номер, электронный кошелёк или банковскую карту (в зависимости от того, какой способ будет указан в SMS).

Рекомендации:

  • Связаться лично с пользователем, от имени которого прислано SMS, чтобы проверить информацию. Например, позвонить ему.

Бесплатное скачивание файлов с подпиской

Часто, чтобы скачать бесплатный файл или посмотреть видео в хорошем качестве без рекламы, сайты предлагают ввести мобильный номер. Если сделать это, включится подписка и с указанного номера могут начать списываться деньги.

Рекомендации:

  • Не указывать свой мобильный номер на незнакомых сайтах.

  • Если подписка уже оформлена, позвонить в службу поддержки оператора и попросить отключить её.

Интернет-зависимость.

Проблема интернет — зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством ,что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером много часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми. Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления. Можно определить интернет-зависимость как нехимическую зависимость—навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Российские психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых4—6%. Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии.

Основные 5 типов интернет-зависимости таковы:

1. Навязчивый веб-серфинг— бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам—большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб- форумах,

избыточность знакомых и друзей в Сети.

3. Игровая зависимость— навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4. Навязчивая финансовая потребность— игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

5. Киберсексуальная зависимость— навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

  • Самый простой и доступный способ решения зависимости— это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие, как рисование, как правило, выводят человека из зависимости. Сравнение интернета с наркотиком многим кажется абсурдным. Но в последнее время мы все чаще слышим в разговорах, что кто-то постоянно играет в on-line — игры, сидит «Вконтакте» или «Одноклассниках».

  • Понять, страдаете ли вы интернет-зависимостью, поможет тест. Пройдите этот тест, отвечая на вопросы предельно честно. Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале: Никогда или крайнередко-1 балл. Иногда — 2 балла. Регулярно — 3 балла. Часто — 4 балла. Всегда — 5 баллов.

Часто ли вы: 1. Замечаете, что проводите в on-line больше времени, чем планировали?

2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побыть в сети?

3. Предпочитаете пребывание в сети общению с партнером?

4. Заводите знакомства с пользователями интернет, находясь в on-line ?

5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проведенного вами в сети?

6. Отмечаете, что перестали совершать успехи в учебе или работе, потому что слишком много времени проводите в сети?

7. Проверяете электронную почту ранее, чем сделаете что-то другое, более необходимое?

8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?

9.Отмалчиваетесь, когда вас спрашивают, чем занимаетесь в сети?

10.Блокируете мысли о вашей реальной жизни, которые беспокоят, мыслями об интернете?

11. Находитесь в предвкушении очередного входа в сеть?

12.Чувствуете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?

13.Ругаетесь, кричите или иным способом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?

14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?

15. «Смакуете» тем, чем предстоит заняться в интернете, находясь в on-line ? 16. Говорите себе: «Еще минутку», сидя в сети?

17. Были ли у вас попытки сократить время, проведенное в online?

18. Пытаетесь скрыть количество времени, проведенного вами в сети?

19. Вместо того, чтобы пойти куда-то с друзьями, выбираете интернет?

20. Чувствуете депрессию, угнетенность или нервозность, находясь вне сети, и отмечаете то, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в online ?

Подсчитайте результаты. 20-49 баллов. Вы — мудрый пользователь интернетом. Можете путешествовать в сети очень долго, потому что умеете контролировать себя. 50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите наних внимания сейчас — в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь. 80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам нужна срочная помощь психотерапевта.

Воспитатель: Итак: интернет — это угроза или помощь? У нас нет задачи выявить, вы мудрый пользователь интернета, или у вас некоторые проблемы, связанные с вашим чрезмерным увлечением. Это вы сможете сделать сами. Возможно, через некоторое время. Эксперты считают, что социальные сети являются эффективным способом коммуникации и самовыражения для подростков и молодых людей. Кроме того, они дают возможность найти свои увлечения, единомышленников и скорость к распространению информации. Предлагаю выработать небольшой перечень правил, которые помогут сделать Интернет безопасным.

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Помните, то о чём мы сегодня говорили, не забывайте правила по безопасному пользованию Интернетом и тогда всемирная сеть станет помощником для вас и вашей семьи, а не угрозой. А теперь подведём итоги нашего классного часа.

Ответьте для себя на вопросы:

  • Классный час понравился, узнал что-то новое.

  • Классный час понравился, но ничего нового не узнал.

  • Классный час не понравился, зря время потерял. По окончании классного часа детям раздаются памятки по безопасному поведению в интернете.

Литература. Интернет-ресурсы.

Приложение

Правила безопасного интернета

Три основных правила безопасного поведения в сети.

  • Защитите свой компьютер.

• Регулярно обновляйте операционную систему.

• Используйте антивирусную программу.

• Применяйте брандмауэр.

• Создавайте резервные копии важных файлов.

• Будьте осторожны при загрузке содержимого

Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.

  • Защитите себя в Интернете.

• Думайте о том, с кем разговариваете.

• Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.

• Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

  • Думай о других пользователях.

• Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.

• При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.

• Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.

• Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.

• Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.

• Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.

Помните! Неразрешенное использование материала может привести кадминистративному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия

Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.

  • Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки «Нет».

  • Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах).

Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является

непригодной для несовершеннолетних

Памятка

«Правила пользования Интернетом»

Основные правила для школьников средних классов

Вы должны это знать:

  • При регистрации на сайтах, старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Так же, не рекомендуется размещать свою фотографию, давая, тем самым, представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.

  • Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.

  • Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.

  • Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.

  • Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом

  • Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.

Основные правила для школьников старших классов

Вы должны это знать:

  • Не желательно размещать персональную информацию в Интернете. Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей семьи или друзей.

  • Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их.

  • Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).

  • Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.

  • Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)

  • Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.

  • Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!

  • Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел.

Основные правила для родителей

Чтобы помочь своим детям, Вы должны это знать:

  • Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.

  • Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в Интернете — номер мобильно телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в Интернете может это увидеть.

  • Если Ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них.

  • Объясните детям, что нельзя открывайте файлы, присланные от неизвестных Вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.

  • Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить не правду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых.

  • Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.

  • Научите своих детей как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили/натолкнулись на агрессивный контент в Интернете, так же расскажите куда в подобном случае они могут обратится.

  • Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации Знакомство с возможностями интернета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *