Классный час по экологии

Конспект классного часа в 3 классе по теме «Экология»

МКОУ Столбовская СОШ Сайфетдинова Э. Р.

Конкурс «Классный руководитель – 2020»

Классный час «Станем друзьями природы» (13.11) Время – 10.30

Цель: систематизировать представления детей о значении природы в жизни людей, об изменениях в природе в результате деятельности людей.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь, сопереживание и бережное отношение к природе.

  2. Способствовать воспитанию гуманного отношения к родной природе, воспитывать экологическую культуру; повторить правила поведения на природе.

  3. Формировать умение сортировать мусор при его сборе.

  4. Активизировать словарный запас за счет новых слов.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, музыкальный инструмент,

стеклянная банка, пластиковая бутылка, лист бумаги, консервная банка.

  1. Сообщение темы и цели классного часа.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… «Природа!»)

В последнее время мы только и слышим с экранов телевизоров, да и в жизни, что в нашей стране и на планете в целом сложилась плохая экологическая обстановка. Это значит, что загрязнена природа, а именно: воздух, почва, вода. От этого страдают растения, животные, люди. Нам кажется, что загрязнили природу какие — то плохие люди, а мы тут вообще ни при чем. А давайте, подумаем, всегда ли дети, бережно относятся к природе? Не вредите ли вы ей?

Какая же тема нашего классного часа?

А какую цель мы поставим перед собой на нашем занятии?

Природа нашей страны очень красива и разнообразна. Вы, конечно же, обратили внимание на выставку рисунков. Какие рисунки вам больше понравились? Почему?

  1. Основная часть.

Звучит фонограмма с записью голосов птиц. Из зала на сцену поднимается мальчик.

Мальчик. Люди! Друзья! Как вы себя чувствуете? Что? Сердце покалывает? Печень пошаливает? По весне аллергия беспокоит? Ну, это не страшно. Можно на прием к врачу записаться. Кардиограмму сделать, ультразвуковое исследование, анализы сдать, таблетки в аптеке купить…

Из зала встает девочка и подходит к сцене.

Девочка. А теперь подумаем, кто побеспокоится о здоровье природы? Кто отведет её к врачу? Кто послушает её сердце, проверит лёгкие? Кто назначит ей лечение? Молчите….. Получается, что природа вроде как сирота….. и некому о ней позаботиться?

(Девочка поднимается на сцену и становится рядом с мальчиком).

Мальчик. А ведь она наша кровная родня. И болезни природы моментально передаются нам. У города, задыхающегося от выхлопных газов автомобилей, началась отдышка — тут же у многих жителей появились такие болезни, как аллергия, бронхит, астма…

Девочка. Да, мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали: устроили свалки из водоемов, лесов и полей; отправили воздух; и даже продукты питания умудрились загрязнить всякими пестицидами……

Мальчик. Природа мать дарит нам все: еду, одежду, радость, красоту, вдохновение, жизнь! А чем мы платим за её любовь?

Девочка. Давно пора понять, что, губя природу, мы губим самих себя!

Дети уходят за кулисы.

Учитель. Да ребята, порой человек вредит окружающей среде с такой изощренной жестокостью, будто она ему враг.

Закрой глаза,

Представь себе,

Как будет страшно на Земле,

Когда не станет вдруг деревьев,

Исчезнут звери и леса,

И, выйдя в поле, не увидишь

Ни колоска, ни василька.

Пустая, голая Земля.

Как будет страшно,

Ты представил?

А чтоб такому не бывать,

Давай же будем мы природу

Любить, жалеть и уважать.

Костры в лесу не разжигать,

Зверей и птиц не обижать!

— Какие чувства вы испытали, слушая это стихотворение? Почему?

Инсценировка » Вот как бывает» по рассказу Н.Сладкова «Мы только посмотрим!»

Автор рассказывает про Н.Сладкова. (На сцене появляются 2 мальчика, на ступеньках – автор. Мальчики идут, напевая песенку «Вместе весело шагать…..», останавливаются, обнаруживая гнездо).

1-й мальчик. Давай посмотрим, как птичка на гнезде сидит! (Окружают гнездо)

Автор (обращаясь к мальчикам) Взглянули, напугали, птичка насиживать перестала.

Дети отходят от гнезда, находят другое.

2-й мальчик (обращаясь к автору). Мы только посмотрим, какого цвета в гнезде яйца!

Автор. Поглядели, птичка крик подняла. Услыхала ворона и, когда все ушли, яйца проглотила.

1-й мальчик. Мы только сосчитаем, сколько в гнезде птенчиков!

Автор. Стали считать, тыкая пальцем, птенчики испугались и выбросились из гнезда раньше срока, разбились. (МУЗ…)

Автор. Какие правила поведения нарушили мальчики?

Учитель. А сейчас я буду называть фразы. Подумайте, делают ли это друзья природы. Если да – хлопнете в ладоши 1 раз, ели нет – то встаньте.

  1. Разоряют птичьи гнезда.

  2. Уничтожают несъедобные грибы.

  3. Вырывают растения с корнем.

  4. Сажают деревья.

  5. Ставят капканы.

  6. Участвуют в очистке водоемов от мусора.

  7. Разоряют муравейники.

  8. Высаживают цветы на клумбах.

  9. Брать детенышей животных домой.

  10. Мусорить в лесу.

А теперь послушайте стихотворение:

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

— Что же наносит вред окружающей среде?

Игра «Что же это такое?»

  1. Он имеет цвет и запах, они вызывают неприятные ощущения. Еще говорят, что его без огня не бывает. (Дым)

  2. Его делают из песка. Чаще всего оно прозрачное. Когда падает, то разбивается. (Стекло)

  3. Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать. Предметы, сделанные из неё очень трудно сломать. Если её поджечь, то появиться едкий черный дым. (Пластмасса)

  4. Она гладкая и тонкая. Её можно согнуть, хорошо впитывает воду. Её легко порвать. (Бумага)

  5. Это можно переплавить, чтобы получить, что — то новое. Если опустить в воду, то он утонет, а на солнце быстро нагреется. (Металл)

В любой семье каждый день что-нибудь выбрасывают. Мусор вывозится на полигоны. А нерадивые жители могут выбросить пакет с мусором под ближайший куст, за ближайший угол дома. Весь этот мусор годами гниёт под открытым небом, загрязняя атмосферу, подземные воды, портит внешний вид. Очень много мусора вывозится с промышленных предприятий, со строек. Вдоль дорог, в лесу можно увидеть не только пакеты с мусором, но и сломанную мебель, ржавые автомобили.

Сообщение учащегося. Доказано, что одна семья в среднем выбрасывает 15 пакетов с мусором. Один пакет весит около 2кг. Значит, за один месяц семья выбросит около 30 кг мусора, а за год — 360 кг мусора.

Что необходимо сделать, чтобы использовать эти отходы в качестве сырья?

  1. При выгрузке мусора на свалках необходимо его сортировать.

  2. Можно расставить контейнеры для раздельного сбора мусора

  3. Нужно агитировать людей за раздельный сбор мусора.

  4. Строить мусороперерабатывающие заводы.

  1. Итог

— Достигли ли вы цели, которую поставили в начале занятия?

— Какие правила нужно соблюдать, чтобы быть друзьями природы?

Создаем коллаж из условных знаков «Человек – друг природы»

Экологический классный час в 3 классе

Экологический классный час в 3 классе

Экологический праздник для учащихся 3 классa

«Станем друзьями природы»

Цели и задачи

— воспитать любовь, сопереживание, бережное отношение к природе.

Оформление

В зале помещена фотоэкспозиция пейзажей России. Сцена задекорирована под лесную поляну.

Оборудование: запись голосов птиц, фонограмма спокойной инструментальной мелодии.

Ход классного часа

Введение в тему

Учитель. В последнее время мы только и слышим с экранов телевизоров, да и в жизни, что в нашей стране и на планете в целом сложилась плохая экологическая обстановка. Это значит, что загрязнена природа, а именно: воздух, почва, вода. От этого страдают растения, животные, люди.

И нам кажется, что загрязнили природу какие- то плохие дяди и тети, а мы тут вообще ни причем. Да, по большому счету виноваты взрослые. Но ведь и они когда-то были детьми, так же, как и вы, ходили в школу, и, видимо, именно в школе их не научили любить и беречь природу.

Давайте подумаем, всегда ли вы, дети, лояльны по отношению к природе. Не вредите ли вы ей?

Не ломаете ли ветки деревьев, когда зацветает липа, чтобы набрать липовый цвет?

Не портите ли муравейники, пытаясь добыть муравьиную кислоту?

Не сжигаете ли прошлогодние листья, дым от которых содержит тяжелые металлы и очень опасен для человека?

Не рвете ли подснежники охапками? Не ловите ли майских жуков? Этот перечень можно продолжить…

Природа нашей страны очень красива и разнообразна. Вы, конечно же, обратили внимание на фотоэкспозицию, размещенную в зале. Какие фотографии вам больше всего понравились? Почему?

Давайте же будем беречь эту красоту и наслаждаться ею.

Диалог на тему отношения человека к природе

Несколько секунд звучит фонограмма с записью голосов птиц. Из зала на сцену поднимается мальчик.

Мальчик. Люди! Друзья! Как вы себя чувствуете? Что? Сердце покалывает? Печень пошаливает? По весне аллергия беспокоит? Ну, это не страшно. Можно на прием к врачу записаться. Кардиограмму сделать, ультразвуковое исследование, анализы сдать, таблетки в аптеке купить…

Из зала встает и подходит к сцене девочка.

Девочка. А теперь подумаем, кто побеспокоится о здоровье природы? Кто отведет ее к врачу? Кто послушает ее сердце, проверит почки? Спросит: «На что жалуетесь?» Скажет: «Как самочувствие?» Кто назначит ей лечение? Молчите? Получается, что природа вроде как сирота…

Девочка поднимается на сцену, становится рядом с мальчиком.

Мальчик. А ведь она наша кровная родня. И болезни природы моментально передаются нам. У города, давно задыхающегося от выхлопных газов автомобилей, началась одышка — тут же у многих жителей появились такие болезни, как аллергия, бронхит, астма… Девочка. Да, мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали: устроили свалки из водоемов, лесов и полей; отравили воздух; и даже продукты питания умудрились загрязнить всякими гербицидами, пестицидами… Мальчик. Природа-мать дарит нам все: еду, одежду, радость, красоту, вдохновение, жизнь!.. А чем мы платим за ее любовь? Девочка. Давно пора понять, что, губя природу, мы губим самих себя.

Чтение и обсуждение рассказа

Учитель. Порой человек вредит окружающей среде с такой изощренной жестокостью, будто она его злейший враг. Послушайте рассказ, напечатанный когда-то в журнале «Юный натуралист». (Чтение рассказа происходит на фоне тихой инструментальной музыки.)

«Мы пришли на свою любимую поляну, где обычно проводили выходные дни, и остолбенели: тихого лесного уголка нельзя было узнать. Словно опустошительный ураган пронесся над ним.

От раскидистой и густой чащи орешника, где еще недавно виднелись светло-зеленые кулачки с созревающими орехами, остались жалкие, исковерканные пеньки. Увядшие ветки валялись тут же вместе с обрубками тонких стволиков, из которых, видимо, кто-то вырезал палки.

До земли свесила голову юная березка, которую наши ребята бережно выпрямляли ранней весной. Зимний снегопад наклонил ее тонкий ствол, чуть не поломал. Ребята помогли березке «встать на ноги», и она вновь, веселая и стройная, встречала их поутру легким шелестом своих гибких веток. Теперь березке уже не помочь. Белый ствол надломлен, а вытоптанная трава и измочаленные ветки говорят о том, что кто-то долго издевался над деревом.

Трава… Да разве то, что осталось от нее на поляне, напоминало недавний зеленый ковер, расшитый цветами? Казалось, будто стадо диких кабанов только что покинуло эти места после своих игрищ. Смешаны с землей цветы и травы. Их жалкие клочки торчат тут и там среди обрывков бумаги и пленки, битых бутылок и консервных банок. А в центре поляны — огромной кострище с полуобгорелыми остатками древесных стволов и еловых веток.

Это так на природе «отдыхали» люди. Приходили «в гости» к лесу — доброму другу, во все времена делившему с нами беды и радости, щедро отдающему людям все, чем богат. А «гости» отплатили за добро полным погромом в доме гостеприимного хозяина. Лес молчит. Что он может? Разве что горестно взмахнет покалеченными ветками, уронит, как слезы, опадающие листья».

Вопросы для обсуждения:

— Какие чувства вы испытывали, слушая эту историю? Почему?

— Что бы вы хотели сказать этим «гостям»?

Дети делают следующие выводы:

♦ Природа — друг человека. Она дает ему все необходимое для жизни: плодородную почву, на которой растет зерно и цветут сады; леса и луга, реки и озера; разные полезные ископаемые.

♦ Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей.

♦ Люди любят природу за красоту, за загадки, которые она им загадывает, за ее мудрость и бесконечное разнообразие… Давайте же ее уважать и беречь!

♦ Люди! Если не можете помочь природе, то хотя бы не навредите ей!

Инсценировка «Бот как бывает» по рассказу Н. Сладкова «Мы только посмотрим!»

На сцене появляются два мальчика, на ступеньках — автор. Мальчики идут, напевая песенку «Вместе весело шагать…», останавливаются, обнаруживая в траве гнездо.

1-й мальчик. Давай посмотрим, как птичка на гнезде сидит! (Окружают гнездо.)

Автор (обращаясь к мальчикам). Взглянули, напугали, птичка насиживать перестала.

Дети отходят от гнезда, находят другое.

2-й мальчик (обращаясь к автору). Мы только посмотрим, какого цвета в гнезде яйца!

Автор. Поглядели, птичка крик подняла. Услыхала ворона и, когда все ушли, яйца проглотила.

Один из мальчиков становится на пенек, разглядывает гнездо в кустарнике.

1-й мальчик. Мы только сосчитаем, сколько в гнезде птенчиков!

Автор. Стали считать, тыкая пальцем, птенчики испугались и выбросились из гнезда раньше срока, разбились.

Ловят в траве тетеревенка; рассматривают его.

2-й мальчик. Мы только подержим лесного цыпленочка и отпустим!

Автор. Подержали, погладили, а тетерка других цыплят уже далеко увела. Потерялся тетеревенок!

Отпускают тетеревенка; понурые, уходят со сцены.

Автор. Сколько в округе птичьих гнезд было — ни одного не осталось! Столько насмотрелись, что и смотреть больше не на что… (Уходит.)

Учитель. Какие правила поведения в лесу нарушили мальчики? (Ответы детей.)

Дети.

Лес наш добрый, лес могучий,

Лес зеленый — друг наш лучший.

Ты поможешь дом построить,

Людям дашь тепло зимою.

Летом нам подаришь ягод —

Всем сластенам хватит на год.

В зной пошлешь ты полю тучи,

Лес зеленый — друг наш лучший.

В. Татаринов

Спасибо каждой ветке за то, что здесь растет,

Спасибо каждой птице за то, что здесь поет.

И галке косолапой, хоть я над ней смеюсь,

И даже злой крапиве, хоть я ее боюсь.

Н. Саксонская

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь.

М. Пляцковский

Игра «Похлопаем — потопаем»

Учитель. Сейчас я буду называть фразы. Подумайте, делают ли это друзья природы. Если да — похлопайте в ладоши, если нет — потопайте ногами.

+ Разоряют птичьи гнезда.

+ Уничтожают несъедобные грибы.

+ Вырывают растения с корнем.

+ Вывешивают на деревьях и шестах скворечники и кормушки.

+ Рвут охапками цветы.

+ Сажают деревья.

+ Оберегают родники.

+ Ставят капканы.

+ Ломают ветки деревьев.

+ Разоряют муравейники.

+ Высаживают цветы на клумбах и балконах.

+ Мусорят в лесу.

+ Жгут прошлогоднюю траву.

+ Участвуют в очистке водоемов от мусора.

Конкурс стихов

* * *

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб леса вокруг шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодках роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

* * *

Я сорвал цветок — и он завял, я поймал жука — и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

П. Гнездослов

* * *

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все — и я, и ты,

Если мы сорвем цветы —

Опустеют все поляны,

И не станет красоты.

Ясь кузнечика поймал —

Целый час потратил.

В коробок его втолкал:

— Ну-ка пой, приятель!

Что умолк ты, не пойму.

Ты ведь так стрекочешь!

Отчего, почему

Здесь мне петь не хочешь?

А кузнечик, как в тюрьме,

Где темно и тесно:

— Да в своем ли ты уме?

Ну, какие песни?

Тяжело мне без друзей,

Не могу в неволе.

Отпусти меня скорей

В луг зеленый, что ли.

Хорошо в родном краю,

Нет милее места.

Приходи туда — спою

Для тебя все песни!

Н. Гилевич

Игра «Что же это такое?»

Учитель. Что наносит вред окружающей среде? Ваша задача — узнать, о чем идет речь, если не с первой фразы, то со второй, третьей, с четвертой или с пятой.

1. Его делают из песка.

Чаще всего оно прозрачное.

Когда падает, оно разбивается.

Если его нагреть. Оно становится тягучим, как тесто. (Стекло)

2. Это получается, когда становится старым или ломается.

Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

Это можно сдать и получить за него деньги.

Это можно переплавить, чтобы сделать что — то новое.

Это бывает цветное, и его тоже можно сдать на переплавку и получить за него деньги. (Металлолом)

3. Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.

Предметы, сделанные из нее, весят мало.

Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.

Многие игрушки сделаны из нее.

Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она обычно не разлагается. (Пластмасса)

4. Его мало в деревне, но много в городе.

Особенно силен он в городе, где много заводов, фабрик.

От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится еще больше.

Его издают разные приборы и машины.

А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению. (Шум)

5. Он имеет цвет и запах, причем, и то и другое не вызывают приятных ощущений.

От него снег может стать разноцветным, например, черным или красным.

Его можно видеть над крышами домов.

Говорят, что его не бывает без огня.

Он бывает очень вредным, им даже можно отравиться и умереть. (Дым)

Подведение итогов

Дети.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету,

Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

* * *

Берегите эти земли, воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Берегите природу! классный час (4 класс) по теме

Классный час в 4 классе

Учительница 1 квалификационной категории

МБОУ «Бехтеревская СОШ»

Гилмуллина Ильсояр Габдраисовна

Цели:

  1. Формировать ответственное отношение к природе;
  2. Познакомить с правилами поведения на природе;
  3. Пополнить знаний учащихся по экологии.
  4. Развивать речь, внимание и память детей.

Подготовительная работа

  1. Учитель:
  • Подготовка помещения для проведения классного часа. Оформление:
  • 1-й плакат “Будь природе другом”.
  • Таблички с экологическими знаками.
  • Карточки с пословицами.
  • Картина “природа”.
  • Рисунки детей.
  • Кроссворд.
  • Жетоны.
  1. Музыка: “Звуки природы”, “Голоса птиц”,
  2. Выставка детских рисунков «Берегите природу»;
  3. Выступление детей со сценкой Эко- теремок»

Участники:

• Учитель;

• Учащиеся.

Ход классного часа

Учитель: — Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!

— Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в России.

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.

В игре принимают участие 2 команды, а также зрители – болельщики. За каждый правильный ответ команды будут получать жетоны, а в конце игры определиться команда-победитель.

(Звучит музыка “Звуки природы”, выходят ученики и рассказывают стихи)

1.На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
— По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.

2. Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
— Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
— Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!

Конкурс «Знаешь ли ты экологические даты и праздники»

Каждая команда должна назвать дату, когда отмечают экологические праздники:

  1. Международный День Земли (22 апреля)
  2. День птиц (1 апреля)
  3. Народно-фольклорный праздник Сороки (22 марта)
  4. Народный праздник Иван Купала (7 июля)

Конкурс «Дай быстрый ответ»

  1. Территория, на которой охраняются природные компоненты.
  2. Назовите фамилию русского писателя, большого любителя природы.
  3. Наука, которая рассматривает взаимодействия человека и окружающей среды.
  4. Назовите птицу – символ тоски по родному дому?
  5. Какое дерево считается священным на Руси?
  6. Какая рыба переносит самые лютые морозы?
  7. Из древесины какого дерева делают музыкальные инструменты?
  8. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листья?
  9. Какая птица высаживает птенцов зимой?

Конкурс «Экологические знаки- правила поведения в природе»

Ученик:

Берегите Землю,
Землю берегите!
Берегите жаворонка
В голубом зените.
— Берегите горы,
реки и леса,
Пусть не исчезает
В жизни красота!

Учитель: Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:

  1. Не рви цветы.
  2. Нельзя разорять муравейники.
  3. Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
  4. Не повреждай кору деревьев.
  5. Нельзя брать яйца из гнезд.
  6. Не разводите костер в лесу.
  7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
  8. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  9. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
  10. Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

Конкурс «Сложи пословицу»

Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

Конкурс «Спасем нашу Землю вместе»

Каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат. Участникам раздаются фломастеры и ватман.

Учитель: Пока команды готовятся к данному конкурсу, у нас – «Игра со зрителями».

Конкурс «Отгадай загадки»

Учитель: Белобокая сорока
Прилетела из далека,
Не сказала, где была.
— Но зато она, ребята
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла.
Кто быстрее отгадает,
Тот и фишку получает.

  1. Ищет целый день он крошки,
    Ест букашек, червяков.
    Зимовать не улетает
    Под карнизом обитает. (Воробей)
  2. Он прилетает каждый год
    Туда, где домик его ждет,
    Чужие песни петь умеет,
    А все же голос свой имеет. (Скворец)
  3. Вертится, стрекочет,
    Весь день хохочет. (Сорока)
  4. Ей в ночь глухую не до сна.
    Промысел ведет она. (Сова)
  5. Эти дружные ребята
    На пеньке растут в лесу. (Опята)
  6. Серенькие шапки, рябенькие ножки.
    Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики)
  7. У него невзрачный вид, учти – он очень ядовит!
    Не бери его с полянки, как его зовут? (Бледная поганка)
  8. А этот красавец на беленькой ножке.
    Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор)
  9. Гляну в окошко,
    Идет тоненький Антошка. (Дождь)
  10. Лечу – кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
  11. Весной веселит, летом холодит,
    Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево)
  12. Над рекой, над долиной
    повисла белая холстина. (Туман)
  13. Луна зацветает,
    Рожь поспевает,
    Когда это бывает? (Летом)

Что не сеяно родится? (Трава)

Постановка сценария «Эко- теремок».

Действующие лица:

— Ведущий;

— Мышка;

— Лягушка;

— Заяц;

— Кот.

Ведущий.

Осень. Небо плачет.

День и ночь дожди.

Утонуло в тучах

Солнышко. Не жди

Ни тепла, ни света.

Эх, скорей бы лето!

А в лесу так сыро!

Дождик льет и льет.

Но постойте, кто-то,

Кажется, идет!

Да, шаги все ближе

Кашель и отдышка,

Я кого-то вижу,

Да ведь это Мышка!

Мышка.

Я мышка-малышка,

Я сбилась с пути,

Мне холодно, страшно,

Куда же идти?

Апчхи! Вся продрогла,

А надо в тепло!

Ой, домик! Удача!

Ура! Повезло!

Пустите, друзья,

Отворите окошко!

А вдруг здесь живет

Зловредная кошка?

Ведущий.

Не бойся, трусишка,

Ступай на порог!

Давно не живут здесь –

Пустой теремок.

Все ставни забиты,

И дверь под замком.

Мышка.

Всю жизнь я мечтала

О доме таком!

Ведущий.

Заброшен дом, но ты не бойся

Его в порядок привести

Несложно, было бы желанье

Окошки вымыть, подмести

Да мусор во дворе убрать –

И будешь жить да поживать!

Мышка.

Не, я работать не люблю,

По мне – и так сгодится

Я лучше песню вам спою.

Давайте веселиться!

Песенка Мышки.

Всем котам назло

Мышке повезло –

В домике хозяйка

Появилась!

Грязь и пауки,

Но это – хи-хи-хи!

Я уже давно

Не веселилась!

Всюду пыль и хлам,

Но это – трам-пам-пам!

Убирать не буду

Ни минутки!

Мусор – чепуха!

Просто – ха-ха-ха!

Злые языки

И предрассудки!

Лягушка. Какая славная избушка!

Мышка. Кто там?

Лягушка. Да это я, Лягушка!

Мышка. Чего тебе, Лягушка, надо?

Лягушка. Пусти меня хоть на денек!

Мышка.

Подружка, я ужасно рада,

Что ты зашла в мой теремок!

Да оставайся хоть на месяц,

А если хочешь – навсегда!

Мы вместе заживем прекрасно.

Ну что, согласна?

Лягушка. Да, да, да!

Мышка. Проголодалась?

Лягушка. Да, немножко.

Мышка.

Сейчас возьму свой рюкзачок,

Здесь есть чудесная полянка –

На ней устроим пикничок!

Ведущий.

На свежем воздухе, в лесу,

Подруги ели колбасу,

Конфеты, булочки, печенье,

Желе, орешки, шоколад,

Зефир, клубничный мармелад,

Жвачки, чипсы и варенье.

Лягушка. Спасибо, Мышь, за угощенье!

Ведущий.

Эй, вы куда? А как же мусор?

Бутылки из-под лимонада,

Фольга, коробки, целлофан,

Обертки, фантики, пакеты –

Кто убирать все будет это?!

Мышка. Нам убирать неинтересно!

Лягушка. Сказать по правде – просто лень!

Ведущий.

Но вы ж опять на это место

Придете отдохнуть на день!

Мышка.

Сюда мы больше не вернемся!

Ты нас напрасно не ругай.

Лягушка.

В лесу полянок очень много –

Какую хочешь, выбирай!

Ведущий.

Вот это да! Ну и подружки!

А это чьи там показались ушки?

Мышка.

Ай, дили -дили -дили!

И мы кого-то видели!

Вместе.

Глазастого, ушастого

Мохнатого, зубастого!

Лягушка.

Он сидел под кустом,

Громко щелкал хвостом.

Мышка. Что за зверь, ты нам ответь?

Лягушка. Не успели разглядеть!

Мышка. Если кошка, будет худо!

Лягушка. Мышка, это Чудо-Юдо!

Мышка и Лягушка поют песню » Чудо-Юдо».

В гости к нам из неоткуда

Прискакало Чудо-Юдо.

Никуда его не звали,

Никогда не приглашали,

И никто с ним не дружил,

Вот оно и затужило.

Лапами захлопало – у-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

Хлопают в ладоши.

Копытами затопало – цок – цок – цок –чмок – чмок- чмок!

Движения ногами.

Замотало головой – джага-джага-джага-джага!

Качают головой.

Подняло ужасный вой – вау-вау!

Завертелось по полу – юмба-юмба-юмба-юмба!

Кружатся.

И с досады лопнуло – бах!

Подпрыгивают, выбрасывая руки вверх.

Мышка. Уходи скорей отсюда!

Заяц.

Братцы, я не Чудо-Юдо

Зайка я! Зовут Пушок!

А дразнить нехорошо!

Ведущий.

Как не стыдно вам дразниться,

Обижать зайчишку!

Лучше б в гости пригласили

Бедного трусишку!

Лягушка. Зайка серый, заходи,

Теремок наш погляди!

Заяц.

Ух, ты, Мышка и Лягушка,

У вас чудная избушка!

А не найдется ли местечка?

Мне б только уголок за печкой!

Мышка. Что ж, заживем втроем не хуже!

Ведущий.

Да вам давно помощник нужен!

Вы и недели не прожили,

А лес в помойку превратили!

Чтоб все убрать, не хватит года!

Заяц. Какая славная погода!

Ведущий. Тут и за сто лет все не убрать!

Заяц.

Послушай, хватит причитать –

Ты нам мешаешь танцевать!

Заяц, Лягушка и Мышка танцуют. Танец прерывается внезапным «эффектным» появлением кота.

Кот.

Привет, друзья!

Мур-мур, народ!

Меня зовут Помойный Кот!

Мне в мусорном контейнере

Жить стало очень тесно!

Покинул я помойку

И поспешил сюда!

Ах, как же здесь прекрасно!

Ну, до чего ж чудесно!

Пожалуй, жить останусь

Здесь, звери, навсегда!

Заяц.

Послушай, Кот Помойный,

Одумайся, очнись!

Тебе в лесу не место!

Кот.

Не место? Оглянись,

Дружок, по сторонам

Повсюду грязь, отходы

И непонятный хлам!

Здесь не порхают бабочки

И не летают пчелы,

Здесь только кучи баночек

Из-под кока-колы!

Мышь. Ой, что же мы наделали?

Лягушка. Но мы ведь не хотели!

Мышь. Мы просто пили…

Лягушка. Просто ели…

Заяц. Мы песни пели…

Мышь. Мы играли…

Кот. А за собой не убирали!

Ведущий.

Каждый уголок Земли прекрасен:

Город, лес, река, цветочный луг,

Дно морское, поле – все кругом

Удивительно, чудно, неповторимо!

К миру вокруг нас необходимо

Относиться бережно, мой друг!

Лягушка. Если брошу я бумажку!

Заяц. Ты – бутылку!

Мышь. Я пакет!

Лягушка.

Если уроню я фантик

От жевательных конфет,

Мусор поглотит планету,

Уничтожит красоту.

Все.

Хватит мусорить, ребята!

Соблюдайте чистоту!

Заяц.

Кто поможет нам, ребята,

Мусор одолеть проклятый?

Лягушка. Наш любимый лес убрать?

Мышка. Кота помойного прогнать?

Игра «Большая уборка». Две команды формируются из желающих зрителей. Каждой команде дается корзина и предлагается на скорость собрать в корзины пустые пластиковые бутылки. Переносить можно только по одной бутылке.

Кот.

Люди, звери дорогие!

Жить мне здесь невмоготу –

Насморк, кашель, аллергия

У меня на чистоту!

Участники поют финальную песню о красоте родной природы (песня выбирается на усмотрение педагога).

Подводятся итоги игры. Награждаются команды, победители.

Заключительные слова учителя: Человек должен стать настоящим другом всего живого на свете. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало, и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека.

Классные часы на тему экологии и охраны окружающей среды

Человек на протяжении всего существования находится в тесном взаимодействии с окружающей природой. Но его отношение к ней не всегда является положительным. Прежде всего человек и его деятельность является основным источником загрязнений, катаклизмов, ухудшения экологической обстановки. Это приводит к необходимости проведения воспитательной работы среди подрастающего поколения.

Школе отводится важная роль в этом процессе. Дети должны постигать законы природы, осваивать нормы экологического поведения понимать, к чему приводит неразумная деятельность людей. Для педагогов вариантом донести эту информацию до молодого поколения станет классный час по темам: «Экология» и «Охрана окружающей среды». Материал будет интересен и актуален для школьников 5-7 классов. Проблема защиты природы имеет особое значение, поскольку около 70% населения планеты дышат вредным для здоровья воздухом, а из-за плохого качества воды ежегодно умирает более 25 тыс. человек.

Цели и задачи экологического классного часа

Нужно отметить, что классный час на тему охраны природы преследует цель развития культуры бережного отношения к окружающей среде.

Следует познакомить детей с терминами: экологическая безопасность, исчезающие виды растений и животных, Красная книга, рассказать об основных источниках загрязнений.

Молодое поколение должно знать, как уязвима природа и насколько пагубным может быть воздействие общества на нее. И конечно, дети как члены общества должны научиться вести экологический образ жизни, не оставлять мусор, беречь животных.

Связанные даты

Ежегодно 5 июня во всем мире отмечают Всемирный день охраны окружающей среды, который призван обратить внимание людей на имеющиеся проблемы. Он сопровождается акциями и мероприятиями по охране природы. Экологическая безопасность становится темой номер один в этот день. Кстати, основоположником понятия «экология» является немецкий биолог Эрнст Геккель, который предложил это название в 1866 году в своей знаменитой работе «Общая морфология организмов». Где изложил теорию отношений живых организмов между собой и окружающей средой. Также важными датами являются Всемирный день воды (22 марта), День леса (20 сентября), День защиты животных (4 октября).

Средства наглядного представления материала

В освоении любого материала большую роль играет наглядность. Она способствует успешному учебному процессу и улучшает восприятие информации. Высокой наглядностью характеризуются фильмы.

Фильмы для классного часа по экологии

  • «Тайны Тихого океана. Хрупкий рай»;
  • «Энергия воды и ветра»;
  • «Завтра не умрет никогда. Осторожно! Воздух»;
  • «Под куполом»;
  • «Текстильные города в тени загрязнения»
  • и др.

В этих фильмах хорошо показано, как страдает наша планета и насколько актуально своевременное принятие мер по защите.

Оформление школьного кабинета

Учителю следует позаботиться об оформлении класса. Можно дать домашнее задание детям попросить найти и принести фотографии, картинки, вырезки из газет и журналов на тему окружающей среды, плохой экологии, загрязнений. В кабинете можно разместить стенд, например, назвать его «Наша планета». И представить на нем изображения губительной человеческой деятельности и бедственного состояния природы.

Интересные задания по теме

Поскольку рассматриваемая проблема является общечеловеческой, наиболее оптимальной формой проведения классного часа будет круглый стол. Нескольким ребятам можно предложить подготовить дома доклады по различным аспектам темы, например: «Загрязнение почвы», «Проблема нехватки чистого воздуха», «Животные в опасности» и др. А затем обсудить всем классом рассмотренный материал и предложить свои пути решения проблем. Еще одним вариантом может быть разделение школьников на группы. Каждая группа получат задание с конкретной экологической проблемой. Затем дети совместно обсуждают ее и один школьник от каждой группы рассказывает о своей теме и путях улучшения экологической обстановки.

Экологическое воспитание школьников — первостепенная задача взрослых и, прежде всего, учителей. Необходимо регулярно проводить классные часы, воспитательные мероприятия, субботники, посещения заводов и другие производственные экскурсии.

КЛАССНЫЙ ЧАС: «Экологическая тропа». классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Классный час:

учитель начальных классов

Меликова Рима.Надировна.

г. Владикавказ

апрель — 2013г.

Цели :

Образовательная – расширить представление ребенка об окружающем нас мире, показать его разнообразие, приспособленность к среде обитания всех видов, необходимость существования их на Земле и влияние человека на окружающий нас мир.

Воспитательная – во время бесед, практических работ воспитывать у детей гордость за природу нашей Родины и бережное отношение к ней.

Развивающая – развивать кругозор, логическое мышление, речь и познавательный интерес детей.

Оборудование: карта природных зон, карта охраны природы, глобус, презентации.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: У нас сегодня классный час на тему: «Экологическая тропа»

Земля живая. У нее есть душа. И эта душа болит. И глаза у Земли есть. И эти глаза полны слез. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой Землей!

Ее взрывали и бомбили, ее посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие ее от зноя. Осушали озера, поившие ее влагой.

Долго терпела Земля. Но вот Земля вскричала: «Спасите меня! Я гибну!» И люди наконец услышали. Они поняли, что если погибнет Земля, то все живое погибнет, и они сами погибнут тоже. И встали люди на защиту Земли, на защиту природы.

В нашей стране они объединились в движение, которое называется – «Спасем Мир и Природу». Каждый может стать участником этого движения. Для этого надо только любить свою Землю и слышать ее крик «Помогите мне, люди!» И помогать ей нам с вами, как Юным Экологам.

Ученик: Стихотворение. (К. Ибряев)

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я,-

Здравствуй, улица моя!

Я пою – и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

Ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я,-

Здравствуй, Родина моя!

Ученик: Стихотворение. (С. Смирнов)

Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть еще природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток.

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Буть сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Учитель: Дети, как вы понимаете выражение «Храм природы»?

(Слово «храм» – здание для богослужения, в переносном смысле древнерусское выражение – храм науки).

Учитель: Кратко и емко сказал великий знаток природы, писатель М.Пришвин: «Охранять природу – значит охранять Родину «.

(просмотр слайдов с 1 по 9)

Учитель: А сейчас послушайте загадки о природе.

1. Рос шар бел, дунул ветер – и шар улетел. (одуванчик)

2. И под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею,

Первый найден ….(боровик)

3. Какая ягода снега не боится? (клюква

4. Эй, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (колокольчик)

Ученик: Стихотворение. (Евгений Карасев)

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляют нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалосно рвали.

В нас молчало безумное «стой!»

Нам казалось все мало,все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

Мы не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

Учитель: Что вы знаете о цветах и травах?

Узнай цветок по описанию: (слайд)

Цветочные часы: Знаете ли вы, что цветы открываются и закрываются в определенное время?

1. Мак открывается в 5 утра.

2. Одуванчик в – 5-6 утра.

3. Фиалка в – 7-8 утра

А закрываются эти цветы днем или вечером?

1. Мак – в 3 часа.

2. Одуванчик – в 2-3 часа.

3. Фиалка – в 5-6 часов.

4. Мать-и-мачеха – в 5-8 часов.

Учитель: А теперь давайте посмотрим сценку «Девочка-Ромашка».

Девочка – ромашка (Сидит с букетом лекарственных трав в руках)

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма.

Я хочу тебе, дружок,

Дать в букет еще цветок.

(Протягивает букет дурмана.)

Ромашка.

Разглядела твой обман!

Посмотрите, вот дурман —

Ядовитая трава.

Разболится голова

От подарка твоего,

Забирай назад его!

(Травяная ведьма убегает)

Ромашка.

Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать пакость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несье добную.)

(Крадучись, возвращается травяная ведьма.)

Травяная ведьма.

Я одумалась ребята,

Лучше вместе в лес пойдем,

Соберем шалфей и мяту,

Нежных ландышей нарвем,

Дома их поставим в воду.

Ромашка.

Поняла я, братцы, сразу

Хитрый замысел ее.

(Загораживает ребят от ведьмы. Она грозит Ромашке кулаком и убегает.)

Ромашка.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем

От таких лихих, как эта,

Собирательниц букетов.

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

Учитель: Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы?

Почему книга названа Красной? (Это сигнал тревоги.)

Какие растения и животные занесены в Красную книгу?

А знаете ли вы, что есть еще и Черная книга? (В ней описаны те животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли по вине человека.)

Ученик: Стихотворение. (Т.Собакина)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвем цветы —

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Учитель: А без чего еще не будет красоты природы? (без птиц и зверей).

Ученик: Стихотворение. (А. Яшин)

Мы безмерно богаты,

В наших чащах и рощах

Сколько всяких пернатых —

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково —

И, гляди, удивится.

Как же, фауна, дескать,

Как же, наше богатство —

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство.

Птичье царство, и только.

Ну, дрозды,

Ну, синички…

Где запомнишь все клички,

Просто птички – и только.

Учитель: Викторина о птицах. (Презентация).

Учитель: Вы, как юные экологи, что можете сделать для сохранения природы будущим поколениям?

Ученик: Стихотворение «Лесной пожар.» (Вадим Шефнер).

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не затоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпя искры впереди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветками вместе выжег,

Кусты спалил,и зеленый лес пошел.

Как испуганная стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

И как снежинки, искры с них летели,

Над серыми сугробами золы.

Учитель: Что вы думаете об этом?

Ученик: Стихотворение. «Монолог о природе». (С. Викулов)

Я – Природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебя за соучастье надарить —

В моей все это власти! —

гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час

восхода и захода, иву над рекой…

И, наконец, солнцем прокаленный, рыжий

хлебный колос! Как всему венец…

Только ты мой дар, мое ученье

Не прими за дар, я не раба,

Не забудь – ты сам мое творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством,

Шире – что ни год – твои шаги…

Но не занимайся самоедством!

И былину даже, что в наследство

Я тебе вручаю, береги!

Даже волка – вдруг да он последний…

Уничтожить (зверь не карандаш) —

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших – не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся – ни часу врозь, ни дня…

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня.

Учитель: Природа благодарит детей за помощь и заботу за ней.

III. Итог классного часа.

Понравился ли вам урок? Что узнали нового?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *