Классный час по правовым знаниям

Классный час «Права человека»

Цель формирование у учащихся понимания универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации.

Задачи:

Обучающие:

  • Знакомство учащихся с понятиями “права человека”, “права ребёнка”.
  • Знакомство с содержанием некоторых статей из Всеобщей декларации прав человека

Развивающие:

  • Развитие навыка участия в дискуссии.
  • Развитие умения излагать собственное мнение.
  • Воспитывающие:
  • Воспитание терпимости, взаимопонимания и уважения к правам других.
  • Воспитание культуры общения.

Методическое обеспечение урока:

Оборудование для учителя:

  • Наглядность (мультимедийная презентация)
  • Компьютер или ноутбук
  • Проектор
  • Экран
  • Оборудование для учащихся:
  • Простой карандаш или ручка
  • Раздаточный материал (таблица с вопросами, таблица для ответов теста)

План классного часа

№ п/п Этап урока Время
1 Организационный Подготовка аппаратуры к уроку, настраивание на работу 1 минута
2 Введение и сообщение темы занятия Раскрытие основных понятий, демонстрация презентации, объяснение учителя 10 минут
3 Игра-разминка. Развитие коммуникативных навыков 12 минут
4 Беседа “Права человека” Демонстрация презентации, объяснение учителя 10 минут
5 Тестовая работа по иллюстрациями к сказкам Групповая работа учащихся 7 минут
6 Подведение итогов Рефлексия 5 минут

Ход классного часа

1. Организационный этап занятия

2. Введение и сообщение темы занятия.

Слайд № 1.

— Посмотрите на слайд. О чём мы сегодня будем говорить? (О правах человека.)

— Что такое право? (Выслушиваю ответы детей.)

— Где мы можем узнать наиболее точное значение этого слова? (В словаре. Один из учеников находит в словаре Ожегова статью о слове и зачитывает её: “Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять”)

— В каком документе записаны права граждан Российской Федерации? (В Конституции.)

— Сколько лет исполнилось в этом году нашей Конституции? (20 лет)

— Как вы думаете, только ли в нашей стране люди имеют права? (ответы детей)

— Что ещё вы прочитали на слайде? (ответы детей)

Организация Объединенных Наций является уникальной международной организацией. Она была основана после Второй мировой войны представителями 51 страны, являвшимися сторонниками курса на поддержание мира и безопасности во всем мире, развитие дружеских отношений между странами и оказание содействия социальному прогрессу, улучшение условий жизни и положения дел в области прав человека.

ООН преследует следующие цели:

  • поддержание мира и безопасности на планете;
  • развитие дружественных отношений между странами;
  • сотрудничество в разрешении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека;
  • согласование действий разных стран.

ООН осуществлять деятельность по широкому ряду вопросов через Генеральную Ассамблею. Это совещательный орган из представителей 193 стран, которые высказывают свою точку зрения по разным международным вопросам и принимают решения. Эти решения обязаны выполнять все руководители стран мира и граждане этих стран.

10 декабря 2013 года исполняется 65 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций Всеобщей декларации прав человека,

— В каком году она была принята? (10 декабря 1948 года).

Слайд № 2.

— Что такое декларация? Декларация – это основные принципы, к которым стремится государство.

Состоит декларация из 30 статей.

Во Всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство.

Слайд № 3.

В 1950 году в честь Декларации, ООН учредила праздник День прав человека, отмечаемый 10 декабря. В праздновании принимают участия люди, различные сообщества и религиозные группы, парламенты, правительства и, разумеется, сама Организация Объединенных Наций.

Генеральная Ассамблея провозглашает через некоторое время настоящую Декларацию прав ребёнка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества. Это произошло 20 ноября 1959 года. Слайд № 4.

— Сколько лет прошло, кто может сосчитать? (54 года)

— Кроме текста, что ещё на слайде вы заметили? (эмблема) Расскажите, что на ней изображено.

3. Игра-разминка. “Узнаем друг друга лучше”.

Сейчас мы проведём игру-разминку, чтобы получше узнать друг о друге, т.к. мы тоже все разные.

Учащиеся заполняют таблицу:

Приложение №1

Кто я?
Что люблю?
Чем горжусь?
Моя мечта.

Игра позволит что-то новое узнать друг о друге, понять друг друга, увидеть, чем мы похожи и что нас объединяет. Озвучивается несколькими учащимися по желанию.

4. Беседа “Права человека: Всеобщая декларация прав человека”.

Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от всех остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это общее и есть права человека.

Права человека есть у всех людей. Права человека никто не даёт, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у всех одинаковые, равные права.

Все основные права записаны в документе – Всеобщей декларации прав человека.

Все люди имеют право на то, что указано в документе, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, на котором они говорят, религии, политических и иных убеждений.

Вот некоторые статьи из Декларации: Слайд №5.

— Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

— В каких известных вам сказках было нарушено это право?

(Приключения Буратино. Чиполлино. Царевна-лягушка. Гуси-лебеди.)

— Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.

— В каких известных вам сказках было нарушено это право?

(Волк и семеро козлят. Три поросёнка.)

— Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди других людей.

— Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек имеет право на равную оплату труда за равный труд.

— Каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.

— В каких известных вам сказках было нарушено это право?

(Ленивица и Рукодельница.)

— Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными.

— В какой сказке герой не захотел воспользоваться этим правом?

(Буратино.)

Образование должно содействовать полному развитию личности, а также взаимопониманию и дружбе между народами. Родители имеет право выбирать вид образования для своих малолетних, детей.

— В случае нарушения основных прав, предоставляемых Конституцией и законом, каждый имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.

5. Тестовая работа по иллюстрациями к сказкам.

Слайд № 6.

— К какой сказке относится эта иллюстрация? (“Гадкий утёнок”)

— Все ли герои сказки “Гадкий утёнок” относятся друг к другу по-братски?

— Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?

— Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?

— Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка? Выберите правильный ответ. (ответы заполняют на листах в таблице, решение принимают двое сидящих за партой)

а) Он был самый умный.

б) Он был совсем не похож на других.

в) Он был самый красивый.

г) Он был самый вежливый.

— Поступают ли ребята твоего класса как обитатели двора?

— Узнай героев этой сказки? Слайд № 7. (“Лиса и заяц”)

— Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:

а) право на жизнь;

б) право на неприкосновенность жилища;

в) право на справедливый суд;

г) право на труд.

— Кто нарушает это право?

— Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?

— Нарушение каких прав изобразил художник? Слайд № 8.

— Назовите номер рисунка около нужной буквы:

а) право на владение личным имуществом;

б) право на свободу;

в) право на неприкосновенность жилища;

г) право на жизнь.

— Рассмотрите следующую иллюстрацию. Кто написал эту сказку? Как она называется? (А.С.Пушкин “Сказка о попе и работнике Балде”) Слайд № 9.

— Кто из персонажей сказки воспользовался своим правом на труд? За какое вознаграждение и на какой срок поп нанял работника? Получил ли работник вознаграждение, которое могло обеспечить достойное существование его самого и его семьи? Какое право было нарушено? Запишите на последней строчке таблицы. Приложение №2.

6. Подведение итогов.

— Какие документы защищают ваши права?

— Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

— О каких правах мы сегодня говорили? Слайд № 10.

— Если вам было комфортно на занятии, нарисуйте в таблице улыбающийся смайлик; если вам было не очень комфортно, нарисуйте смайлик без улыбки; если было не комфортно, смайлик будет печальным.

Классный час правовых знаний

ЧАС ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

«Закон одинаков для всех!»

Цель:

— упорядочить знания ребят о правонарушениях.

I.Организационный момент:

Педагог:

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье?

(ответы учащихся)

II. Основная часть:

  1. Объявление темы и постановка цели занятия:

Педагог:

— В руках у меня две нити —

(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

— С чем можно сравнить эти нити?

(ответы учащихся — с жизнью)

— Сейчас мы сможем найти конец нити, что это может означать, как вы думаете?

(ответы учащихся — наша жизнь протекает легко и гладко.)

— Что будет означать если нить запутана?

(ответы учащихся — трудно найти концы)

-А если применить к нашей жизни?

— Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся”

— Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

— Мы продолжаем сегодня знакомиться с законами, определяющими нашу жизнь. Давайте еще раз вспомним и повторим, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

2. История появления Закона:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились главные вопросы:

-Что люди могут делать и чего не могут?

-Что они обязаны делать и чего не обязаны?

-На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» — всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

-Как вы думаете, почему страна стала процветать, счастливы стали её жители, они почувствовали себя в безопасности?

(ответы учащихся — жители стали жить по законам)

Педагог:

— Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

Людям удалось решить Главные Вопросы, появился Закон и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека».

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

— Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной Закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

  1. Практическая часть:

Задание 1

Педагог:

— В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права…

(ответы учащихся) Слайд

— Поговорим о наших обязанностях…

(ответы учащихся) слайд

-Выберите права и обязанности:

(ответы учащихся) слайд

Права:

-Жить и воспитываться в семье;

-Получить паспорт гражданина РФ;

-Работать в свободное от учебы время;

-Право на охрану здоровья.

Обязанности:

-Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

-Получить основное образование (9 классов);

-Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения;

-Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;

Ответственность:

-Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы;

-Возмещение причиненного вреда;

-Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

-За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

Задание 2

Педагог:

-Давайте рассмотрим понятие «нарушение»:

— Вам дано три понятия: «Проступок», «Правонарушение», «Преступление»

-Необходимо к этим понятиям найти определения.

-Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

-Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

-Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

-Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1.

Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(ответы учащихся-проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

— Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(ответы учащихся — Устав школы в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

— Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

(ответы учащихся — проступком)

— Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(ответы учащихся — ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

— Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2.

Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(ответы учащихся — это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

Педагог:

— Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

— Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3.

Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима как проступок, правонарушение или преступление?

(ответы учащихся — эти ребята совершили преступление)

Педагог:

— Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

(«Уголовный Кодекс Российской Федерации») слайд

— В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

— Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Задание 3.

Выберите из данных преступлений за что учащиеся 14 лет несут ответственность:

— убийство;

— умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью;

— кража;

— грабеж;

— вымогательство;

— уничтожение или повреждение имущества;

— заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

— вандализм.

(ответы учащихся)

Педагог:

-Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах полиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

— За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Задание 4.

Педагог:

-давайте рассмотрим какие наказания предусмотрены законом.

1.Ложный звонок:

В класс вбегает ученик:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

(ответы учащихся)

Педагог:

-Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

— Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

-Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случиться так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

2.Нанесение побоев:

Педагог:

-К «сообщившему о терракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

(ответы учащихся)

Педагог:

-Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

— Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК — побои.

-Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? — может ответить ученик

— В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи — ст. 1087 ГК.

3.Порча чужого имущества:

На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

(ответы учащихся)

Педагог:

-Статья 167 УК — умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу поэтому будет и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.

4.Угроза «болтовней»:

В классе идет спор двух учащихся:

-Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

(ответы учащихся)

Педагог:

-Статья 119 УК — Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

5.Оскорбление:

Две девочки в классе ссорятся:

– А ты дылда!!!

– А ты сама гадина!!!

(ответы учащихся)

Педагог:

-Статья. 130 УК РФ — оскорбление — штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

6.Осквернение зданий и транспорта:

В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

(ответы учащихся)

Педагог:

-Статья 214 УК – вандализм — осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах — штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

— Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

— А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц — влечет более строгое наказание.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

➣ штраф;

➣ лишение права заниматься определенной деятельностью;

➣ обязательные работы;

➣ исправительные работы;

➣ арест;

➣ лишение свободы на определенный срок.

Педагог:

-Ребята, какой вывод мы с вами сейчас сделаем?

(ответы учащихся)

Педагог:

— Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к Закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей Земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

III. Рефлексия:

Педагог:

-Кого из вас, ребята, заставило задуматься сегодняшнее занятие?

(ответы учащихся)

Педагог:

-Я приготовила для вас памятки, давайте познакомимся, о чем они

(учащиеся читают памятки)

Памятка школьнику:

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы:

-не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника;

— запомни все, что касается тебя и твоего обучения;

-ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их;

-школа — твой второй дом-береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность;

-веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права;

-аккуратно веди тетради, дневник — ведь это твоё лицо;

-если потребуется твоя помощь, не раздумывай — помоги. В следующий раз помогут тебе;

— помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки;

— как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители;

-если у тебя возникли проблемы, прежде всего расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима, жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона:

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Сценарий классного часа «Урок правовых знаний»

Урок правовых знаний

«Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом» (Ф. Достоевский)

«С людьми живи в мире, а с пороками сражайся» (латинская пословица)

«Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается»

Однажды люди разных стран решили собраться вместе. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Но всех их объединяло желание, чтобы на земле не было войны, Поэтому они написали закон. Они написали в том законе список прав, которые имеет каждый человек на земле, в том числе ребенок. Этот документ называется Декларация прав человека. Позднее была разработана конвенция о правах ребенка. В соответствии с этими документами, Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка и человека. Согласно определению данному в конвенции (ст. 1) » ребенком считается каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет». Сейчас давайте прочитаем краткий перечень прав ребенка.

Послушайте две сценки и скажите какие права здесь нарушены.

Сценка1. «Чужое письмо» (выходят 2 девушки с портфелями)

Таня: А ты не пойдешь на физкультуру?

Таня: Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мое письмо?

Аня: А что тут такого. Я же ничего не украла. Только причитала и все. Разве нельзя.

Сценка 2 «Громкая музыка»

Тихим воскресным утром степа пришел в гости к Коле.

Коля: Заходи мне папа подарил новый диск. Здесь такая классная музыка. Давай послушаем.

Степа: А давай поставим магнитофон на подоконник и включим погромче, пусть все послушают.

(Мальчики включают музыку на всю и ставят магнитофон на подоконник)

Коля: Ой, я совсем забыл. Мне еще подарили энциклопедию о жизни животных. Пойдем в другую комнату посмотрим.

Степа: Конечно, пошли быстрее.

Словарь гражданина. В ходе урока нам понадобятся следующие понятия

Право – совокупность обязательных правил, которые устанавливает и контролирует государство.

Уголовное право – юридические нормы, законы, которые предназначены для борьбы с преступлениями.

Закон — правовой акт, основа всех юридических документов, регламентирующих жизнь всех членов общества.

Правонарушение – нарушение определенных норм права.

Преступление — это предусмотренное уголовным правом общественно опасное деяние

Суд – орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и др. дела.

Мораль – совокупность правил поведения людей в обществе, семье, малых группах.

Я хотела бы раздать вам этот словарь, а также номера телефонов, которыми можно воспользоваться, если с вами стряслась беда.

полиция

прокуратура

При подготовке к сегодняшнему мероприятию мы провели анкету.

Анкета

1. Говорят, что от сумы и от тюрьмы никто не застрахован. Ты с этим согласен?

а) согласен, б) не согласен, в) не задумываюсь над этим.

2. Как ты думаешь какие из перечисленных преступлений может совершить подросток.

а) воровать, б) угнать машину, в) ограбить, г) избить , д) изнасиловать

3. Что может послужить причиной совершаемых подростками преступлений

а) семейная ситуация, б) компания в) особенности характера, г) непредвиденная ситуация, д) допиши сам.

4. Какие меры предупреждения надо использовать, чтобы уберечь подростков от нарушения закона?

А) разъяснение специалистами статей законов и ответственности за них, б) обсуждение статей законов в семье, в) издание специальной литературы, которая в интересной форме объясняет законы, г) спецкурсы и факультативы по правовой тематике, д) тренинги и игры по правовой тематике.

5. Откуда ты узнал об ответственности за правонарушения?

А) в школе, б) по телевизору, в) от родителей, г) от приятелей

Анализ анкетирования

В анкетировании участвовало ___ человек. С утверждением о том, что от сумы и от тюрьмы никто не застрахован согласны ___ человек. Значит они не уверены в своих правовых знаниях и допускают возможность участия в совершении каких-либо правонарушений. ___ человек уверены, что в их жизни не будет место правонарушениям. ____ человек не задумываюсь над этим.

На второй вопрос о том какие преступления может совершить подросток, все ответили отрицательно, т.е. у всех сформировано понятие о недопустимости любых правонарушений со стороны подростков.

На третий вопрос о том, что может послужить причиной преступлений ___ человек ответили компания, ___ семейная ситуация.

На вопрос о том, какие меры предупреждения надо использовать, чтобы уберечь подростков от нарушения закона были даны разные варианты ответов.

Сообщения обучающихся

Гражданское право. Куда бы мы ни шли, что бы мы ни делали, мы повсюду вступаем в отношения, связанные с приобретением чего-либо, сбытом, оплатой за услуги и т.п. Другими словами вступаем в имущественные отношения. На каждом шагу гражданин либо вступает в имущественные отношения (пользуется транспортом, покупают продукты и т.д.) либо продолжает в них участвовать (бреются, освещают жилище, вносят плату за электричество и т.д.). Эти отношения называются договорами или сделками. Купил газету – вступил в договор купли-продажи, поехал в автобусе, купил билет – заключил договор перевозки. Это часто повторяющиеся массовые отношения, возникающие по поводу имущества регулируются нормами гражданского права, собранными в Гражданском кодексе. Имущество – это материальные блага, посредством которых мы удовлетворяем свои духовные и физические потребности. Это пища, одежда, жилище, транспорт, книги, картины, здания театров, музеев. К материальным благам относится все, что имеет цену, стоимость. Лес, воздух, река, хоть и не имеют цены, но достойны сохранения. Наиболее распространенный вид имущественных отношений – договоры. Существует множество видов договоров. Вот некоторые из них: купли-продажи, перевозки пассажиров, хранения, дарения, займа. Гражданское право регулирует и некоторые личные неимущественные отношения. Основными участниками гражданско-правовых отношений выступают граждане (физические лица) и организации (юридические лица). Почти все имущество кому-то принадлежит. Гражданское законодательство устанавливает право собственности, содержание которого составляют 3 правомочия: право владения. Право пользования, право распоряжения.

Семейное право. Основополагающим правовым актом, регулирующим семейные отношения, является Семейный кодекс. По семейному праву брак – это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Брак основывается на взаимных чувствах любви и уважения. Закон требует. Чтобы были соблюдены обязательные условия и порядок заключения брака. Первое условие – взаимное добровольное согласие вступающих в брак. Второе условие — достижения брачного возраста — 18 лет. Третье условие — брак не может быть заключен, если одна из сторон уже состоит в браке. Четвертое условие — не допускаются браки между близкими людьми. 5 условие – отсутствие у лиц, вступающих в брак душевных болезней. С момента вступления в брак у молодоженов появляются определенные права и обязанности. Они подразделяются на личные и имущественные. Личные права – право выбора фамилии, занятий, профессии, места жительства. Имущественные отношения сводятся к следующему правилу: все приобретенное до брака остается личной собственностью мужа и жены, нажитое в браке становится общей собственностью супругов. Имущество полученное по наследству или в дар одним из супругов считается его личной собственностью. В случае развода совместная собственность прекращается.

Трудовое право. Это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности. Эти нормы устанавливают правила приема на работу и увольнения, продолжительность труда и отдыха, санкции за нарушение трудовой дисциплины, поощрение за хороший труд. Работники могут опоздать, проявить нерадивость. Что с ними делать? Кодекс законов о труде – Трудовой кодекс — это основной свод законов, регламентирующих трудовые отношения, подразумевает ряд воздействий на тех, кто совершает дисциплинарные поступки: замечание, выговор, строгий выговор. Увольнение. Трудовая дисциплина остается непременным требованием к каждому работнику. Право ребенка защищает не только конвенция, но и трудовой кодекс, который предоставляет несовершеннолетним льготы. У них короче рабочий день, длиннее отпуск.

Административное право. Это отрасль, которая регулирует отношения в сфере управления. Ее нормы определяют порядок организации и деятельности органов управления, их аппарата, права и обязанности должностных лиц. Особая забота административного права – охрана общественного порядка, прав и законных интересов граждан. Административные правонарушения (проступки) бывают: в области охраны труда и здоровья населения (руководитель не выдал рабочим защитной одежды), посягающие на государственную собственность ( самовольное пользование водой из реки в промышленных целях), в области охраны природы, памятников истории и культуры, на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи ( безбилетный проезд, неправильный переход улицы, нарушение правил дорожного движения), в области торговли и финансов (невежливое отношение продавца к покупателю), посягающие на общественный порядок (мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков, появление в нетрезвом виде в общественном месте), посягающие на установленный порядок управления (злостное неповиновение работнику полиции, самоуправство, нарушение пожарной безопасности, хранение огнестрельного оружия, контрабанда). За административные проступки налагаются административные взыскания: предупреждение, штраф, изъятие орудий и предметов правонарушения, и конфискация, лишение специальных прав (право на охоту), исправительные работы, административный арест.

Уголовное право – занимается самыми опасными правонарушениями — преступлениями. Эта отрасль права формулирует понятие преступления, устанавливает круг преступлений, виды и размер наказаний за них. Нормы уголовного права закреплены в Уголовном кодексе. Преступление — это предусмотренное уголовным правом общественно опасное деяние. Преступления бывают умышленными и совершенными по неосторожности. Видов преступления много. Вот некоторые из них: преступления против жизни и здоровья (убийство, причинение вреда здоровью, побои); преступления против свободы, чести и достоинства личности (похищение человека, незаконное лишение свободы, клевета, оскорбление); преступления против половой неприкосновенности ( изнасилование); преступления против конституционных прав и свобод человека (нарушение равноправия, нарушение неприкосновенности частной жизни, жилища, отказ в предоставлении информации) преступления против семьи и несовершеннолетних; преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой); преступления в экономической сфере.

Конкурс «Юридическая ситуация» — разбор ситуаций

Ситуация 1. Три ученика решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в полицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому им все равно ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?

Ответ. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за тяжкие преступления с 14 . Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних.

Ситуация 2. 16 летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним заключают трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору

Ситуация 3. Подросток опаздывая на работу вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Подумаешь, все равно ничего не будет» прав ли он?

Ответ. Трудовой кодекс гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация может применить следующие меры наказания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение

Ситуация 4. На улице 16 летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ. Да. Это расценивается как мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф, при повторном — постановка в инспекцию по делам несовершеннолетних.

Ситуация 5. В 2009 г. гражданка С. приватизировала квартиру, в 2010 она вступила в брак с гражданином Б. В 2011 г. они расторгли брак. Кто имеет право на квартиру после расторжения брака.

Ответ Гражданка С.

Ситуация 6. 12летний Сергей находился один дома. Когда в дверь позвонили. Мальчик открыл дверь. Мужчина и женщина, стоявшие на пороге попросили разрешения позвонить. Сергей повел их к телефону, там его ударили по голове. Незваные гости собрали деньги и ценные вещи и направились к выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея, который держал собаку. Овчарка схватила мужчину и прокусила ему сухожилье. На шум сбежались соседи. Правонарушители были задержаны . На суде они подали встречный иск в связи с причиненными мужчине телесными повреждениями. Какое преступление было совершено? Будет ли удовлетворен встречный иск?

Ответ: Кража. Встречный иск удовлетворен не будет

Конкурс «Словесный портрет знаменитых сыщиков»

1. Национальность – бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно темными волосами, усы необычной формы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов. (Эркюль Пуаро)

2. Внешность: острый пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение

живой энергии и решительности, квадратный чуть выступающий вперед подбородок, говорящий о решительном характере. Руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикатов. Хобби – музицирование (Шерлок Холмс)

3. Его никогда не воспринимали всерьез, считали простачком. Он всегда ездил в своем старом автомобиле и носил старый плащ, курил сигары. При каждом удобном случае вспоминал о своей жене и собаке. (Коломбо)

4. Она первая женщина – детектив. Она уже немолода, но очень наблюдательна и проницательна. Ее придумала Агата Кристи. (Мисс Марпл)

5. Участковый милиционер, жил в сельской местности. Носил милицейскую форму, фуражку, планшет. Расследовал ограбление кассира преступниками, выдававшими себя за Фантомаса, кражу аккордеона у заведующего клубом, экспонатов из местного краеведческого музея. Его роль в кино играл М. Жаров. (Анискин)

Конкурс «Пословицы и поговорки»

Собрать пословицы из двух частей, объяснить их смысл

1. Жизнь дана на / добрые дела

2. Кто огня не бережется,/тот скоро обожжется

3. Худые дела — /не доведут до добра

4. Упавшего не считай /за пропавшего

5. Лучше горькая правда, /чем красивая ложь

6. Повинную голову/ меч не сечет

7. Кайся, да опять за старое/ не принимайся

8. Каков строитель, / такова и обитель

Правовая викторина

1. Что такое право?

2. Что такое преступление?

3. Что такое правонарушение?

4. Что такое алиби?

5. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

6. С какого возраста наступает административная ответственность?

7. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого?

8. Место, где происходят конспиративные встречи.

9. Лицо, приглашаемое для участия в производстве обыска, осмотра или других следственных действий (понятые)

10. Государственное преступление, особо опасное, выражается в похищении, передаче или собирании сведений, составляющих государственную тайну.

11. Лицо, которое обращается в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права.

12. В каком международном документе изложены основные права человека

13. В каком международном документе изложены основные права ребенка?

14. Что должен предпринять человек, потерявший паспорт?

15. Делается ли в паспорте отметка о вероисповедании?

16. Указывается ли в паспорте национальность?

Премьера видеоролика.

Сегодня и только сейчас для вас демонстрируется премьера видеоролика, о том, как не надо вести себя, о том, как не надо общаться и еще о многом другом.

Смотрите внимательно, ведь повторять наши ошибки совсем не обязательно!!!

Идет демонстрация авторского видеоролика, сделанного творческой группой старшеклассников.

Содержание видеоролика: Главными героями является компания, которая ведет не совсем правильный образ жизни. Ролик повествует об одном дне из жизни шумной компании с перечислением всех правонарушений и указанием наказаний (курение в общественных местах, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков, порча государственного имущества, разведение костров в неположенном месте и т.д.).

Все показанное в фильме не является примером для подражания, а «герои» получают свое наказание.

1 участник: Героями фильма были, конечно, мы, но…

2 участник: Все показанное нам чуждо, а вам?

Хором: Не является примером для подражания, а вызывает общественное порицание…

Песня на мотив «рэпа».

Припев: Раз, два, три, четыре, пять все статьи

Надо знать, соблюдать,

И законы уважать,

И судьбу не искушать,

И по правилам играть.

1 куплет: Мы расскажем вам о правонарушениях,

За которые вас ждёт всеобщее презрение,

Курение, распитие спиртных напитков,

Разве это круто в 16 быть убытком?!

Припев

2 куплет: Ещё стоит припомнить о хулиганстве в транспорте.

Садишься на сидение, и жвачка липнет к джинсам.

А как насчёт гуляния в нетрезвом состоянии?

Ненужные проблемы, с милицией пререкания.

Припев

3 куплет: Всё это, несомненно, имеет последствия.

Ответственные платят штраф, ведётся следствие.

Потом за этим всем идёт беда и слёзы.

Не нарушайте прав, друзья, не рушьте свои грёзы!

Припев

Классный час (8–9-й класс) на тему «Наши права»

Цель:

1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.

2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.

3. Повышать социально-правовую компетентность старшеклассников.

4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.

5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

Оборудование:

1. Выставка литературы по правовому воспитанию.

2. Выставка газет и журналов, в которых постоянно печатается информация по правовому воспитанию и ЗОЖ.

3. Плакаты: “Календарь правовых дат”, “Законы о правах человека-гражданина РФ”.

4. Карточки с понятиями.

5. Анкета о правах и обязанностях учащихся (для творческого д/з).

6. “Кодекс достойного человека” (для творческого д/з).

7. Эпиграфы к занятию:

  • “Храни порядок и порядок сохранить тебя” (латинское изречение);
  • “Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);
  • “Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);
  • “Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости” (Г. Лихтенберг);
  • “Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость);
  • “Порядочность, справедливость, разумность, воспитанность, обязанность – основные показатели “правильной жизни”” (жизненная установка учащихся 9 “а” класса МОБУ сош № 5 г. Благовещенска РБ).

8. 23 красных “сердца” (по количеству учащихся в классе), где написаны мудрые мысли (данные изречения). “Сердца” раздаются всем приглашенным на классный час.

9. Календарь правовых дат 2001–2010 гг. Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

1 июня – Международный день защиты детей.

4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.

20 ноября – Всемирный день прав ребенка.

10 декабря – День прав человека.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Рефлексия. Психологическая установка на хорошее настроение.

II. Сегодня на классном часе мы с вами будем беседовать по теме “Наши права”.

Перед нами поставлено несколько конкретных задач-проблем:

1. Нам необходимо определиться с понятиями “право” и “права”.

2. Выделить основные права человека-гражданина, учащегося-подростка.

3. Показать единство прав и обязанностей.

4. Внимательно, уважительно и с пониманием отнестись к той информации, которая прозвучит сегодня и сейчас в ходе нашего с вами разговора по душам. А для того, чтобы этот разговор состоялся, мы с вами провели большую кропотливую работу. Вы получили и подготовили ряд творческих заданий по нашей теме, с которыми будете выступать, и помогать мне в процессе нашей беседы.

Итак, тема разговора “Наши права”. В начале уясним для себя суть понятий “право” и “права” разведем и объединим эти понятия.

Обращаясь к научной, научно-популярной и научно-методической литературе мы выделим несколько определений… Что такое право? Послушаем вас.

Учащийся. ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Учащийся. ПРАВО (по курсу обществознания, доктор педагогических наук Л. Боголюбов) – это нормативная форма выражения формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.

Учитель. По курсу обществознания, который вы изучаете в школе с 8 по 11 классы, мы также определяем суть понятия “категорический императив права”. Что это за понятие?

Учащийся. “Категорический императив права” определил немецкий философ Иммануил Кант. Это взаимосвязь прав и обязанности человека-гражданина, т. е. свобода действий и поступков должна быть совместима со свободой и независимостью каждого человека.

Учитель. Прекрасно. Но это лишь несколько более доступных и понятных нашему восприятию определений “права”. Хотя их существует достаточно много в такой науке как “правоведение”.

Какие вида права вы можете назвать?

Учитель: действительно, право охватывает все сферы жизни и деятельности общества людей. На уроках обществознание вы более подробно знакомитесь с тем, какую важную роль играет право в жизни человека, общества и государства.

А теперь определимся с понятием “права человека-гражданина”. Ведь человек есть кто? Давайте выделим пять позиций…

Учащийся:

1) хомосапиенс (человек разумный);

2) существо биосоциальное, т. е. человек связан с природой и обществом людей;

3) индивид;

4) личность;

5) гражданин (по факту рождения).

Если это так, следовательно, каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

Итак, права человека-гражданина – это…

Учащийся: Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Правила, определяющиеся моралью, моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений людей.

Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости, совести и порядка.

Учащийся: Правила поведения и общения, нормы морали, испытанные временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и права человека-гражданина определяются законами, а сами законы определяются правом.

Учащийся: Исходя из этих установок, можно сделать вывод о том, что правовое государство – это государство, где господствует право.

Право определяется законами. Действительно правовое государство это то, в котором граждане являются законопослушными, т.е. добровольно, осознанно живут и действуют по закону и совести.

Учитель. В нашем государстве, в Российской Федерации, впрочем, как и в любой другой стране нашего многообразного мира, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Ведь это будущее любой нации.

Давайте обратимся к тем законам международного и федерального уровней, которые действительно призваны защищать нас, граждан: взрослых и детей, определяя и подчеркивая наши права.

Вы сами сделали подборку таких документов.

Учащийся (по таблице):

— Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.);

— Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);

— Конституция РФ (12 декабря 1993 года);

— Конституция РБ (24 декабря 1993 года);

— Постановление Президента РФ В. В. Путина “Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей”;

— Президентская программа “Дети России”;

— Законы РФ и РБ “Об образовании”, “О правах ребенка”, “О государственной поддержке молодежных объединений”, “Об общественных объединениях”.

Учитель: Из года в год увеличивается количество законов и постановлений республиканского, федерального, международного уровней, которые защищают права человека-гражданина, особенно права ребенка, ваши права.

Пример тому, разработанный и утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН, Календарь правовых дат на 2001–2010 гг.

Учащийся (по таблице):

XXI век – век ребенка, 2001–2010 годы – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты;

1 июня – Международный день защиты детей;

4 июня – Международный день детей – жертв агрессии;

20 ноября – Всемирный день прав ребенка;

10 декабря – День прав ребенка.

Учитель. Молодцы! Сегодня мы возьмем для работы один документ международного уровня: “Конвенцию ООН о правах ребенка” и выделим основные ваши права, права ребенка, подростка, юного гражданина планеты Земля. Но сначала немного теории. Что такое международные конвенции?

Учащийся: Международные конвенции (от латинского conventio) – соглашение, один из видом международного договора, они устанавливают взаимные права и обязанности государств в какой-либо специальной области. Например, Конвенция международной организации труда, Конвенция ООН о правах ребенка и т.д.

Существуют многосторонние конвенции, которые содержат общие нормы, определяющие жизнь и деятельность людей на Земле. Например. Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов, Женевские конвенции 1949 и 1989 годов и т.д.

Учитель: Конвенция о правах ребенка разработана и принята ООН в 1989 году. ООН – что вы знаете об этой организации?

Учащийся. ООН – Организация Объединенных Наций. Декларация о создании данной организации разработана в 1942 г. Устав ООН принят в 1945 г. Свою работу организация начала в 1946 году. В настоящее время Генеральным Секретарем ООН является Пин Гимун. Штаб-квартира организации находится в США в г. Нью-Йорк. Организация объединяет более двухсот стран мира (данные на 2004 г.).

Она призвана выступать и бороться за сохранение мира во всем мире.

III. Учитель: Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей. Лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы и отдыха, помогают подготовиться ко взрослой жизни. Семья – самая важная часть общества; здесь ребенка стараются защитить от всего негативного.

О детях заботятся не только семьи. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Одной из таких организаций и является ООН.

В 1989 году ООН приняла особый документ – “Конвенцию о правах ребенка”. Наша страна подписалась под этим документом (1991 г.), значит, пообещала всему миру заботиться о своем подрастающем поколении, о вас – молодых гражданах Российской Федерации.

Ваша семья, ваши папа и мама дали вам жизнь. Главное право каждого человека – это право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции. Послушаем…

Учащийся: “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу… Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его”.

Учитель: В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию. У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Как называется этот документ? Свидетельство о рождении. (Идет представление данного документа учащимися.)

Учащийся: Этот документ свидетельствует не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии и безопасности.

Скажите, гражданами какой страны вы являетесь? Правильно, гражданами Российской Федерации. Следовательно, о вас заботится Президент и Правительство России, Президент и Правительство Республики Башкортостан, т. к. Республика Башкортостан является составляющей частью Российской Федерации.

Учитель: Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. О том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал современный поэт Марк Шварц. Послушаем…

Учащийся:

Если вы родители –
Ласкатели, хвалители.
Если вы родители –
Прощатели, любители.
Если разрешители, купители, дарители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
А если вы родители –
Ворчатели, сердители.
Если вы родители –
Ругатели, стыдители,
Гулять не отпускатели,
Собакозапретители,
То знаете, родители,
Вы просто – крокодители.

Учитель: Взрослые просто обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми. Взрослые не должны допускать, чтобы детей били, истязали.

Учащийся: Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.

Учитель: Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и расширять свой кругозор. О необходимости учения сочинил стихотворение наш ученик… (читается стихотворение).

Учитель: Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. На уроках обществознания мы с вами сразу определились с таким принципом: “Если я имею права, то значит, я имею обязанности”.

Учащиеся заканчивают фразу хором:

“Если я знаю свои права, значит, я знаю свои обязанности”. “Если я знаю свои обязанности, значит, я знаю свои права”. Статья 29 «Конвенции» гласит о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

В каком документе определены ваши права и обязанности? Правильно, в Уставе школы.

По заданию вы заполняли анкеты, в которой сами отвечали на вопросы. Посмотрим…

1. Какие права вы имеете, как ученик? (Несколько учащихся зачитывают свои ответы)

2. Что обязан делать ученик?

3. С какими нарушениями вы чаще всего встречаетесь: нарушением прав или нарушением обязанностей? Почему так происходит? Объясните.

Учитель: Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.

Любая работа (физическая, умственная), учеба или трудовой десант должны прерываться отдыхом.

Учащийся. Мы с вами имеем право не только на образование (учеба – наш главный труд), но и право на отдых. Родители не должны забывать о том, что право на отдых, на игры, на праздники. Это записано в Конвенции о правах ребенка. Лучший отдых – это отдых со своей семьей.

Учитель: О семейном отдыхе нам прочитают свои стихотворения… (учащиеся читают свои стихи).

Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою личную неприкосновенность, право на неприкосновенность и невмешательство в личную жизнь. Ребенок сам может выбирать себе друзей, никто не имеет право указывать ему с кем дружить, какую музыку любить, думать только так, а не иначе…

Учащийся: Да, это действительно, верно. Но мы все уверены в том, что нашим родителям небезразлично, с кем мы общаемся, дружим, где бываем… К мнению взрослых стоит прислушаться. У них большой жизненный опыт. Взрослый может многое посоветовать, многому научить, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, а жизнь ребенка тем более. Нас нужно направлять и поправлять в наших делах и поступках.

Учитель. Дети имеют право на собственное мнение, хотя вы можете думать, думаете не так, как взрослые, с большей долей фантазии и мечты. Но свои мысли вы можете свободно высказывать вслух, записывать, при желании напечатать в газете, в журнале. Опубликовать личный сборник своих творческих работ.

Обзор выставки печатных изданий, в которых постоянно публикуются материалы о правовом воспитании, о правах и обязанностях граждан Республики Башкортостан, Российской Федерации. Обзор выставки специальной литературы по правовому обучению.

Учитель: Для счастья и достойной жизни нужно многое, прежде всего, мир. Право на мирную жизнь, право на ЗОЖ, также записано в Конвенции о правах ребенка. В этом документе говорится о том, что все страны, чьи правительства подписали данное соглашение, обязаны предоставить убежище ребенку, который вынужден бежать от войны или насилия.

Учащийся: Если дети бежали одни, без родителей, нужно помочь им отыскать родных. Каждый ребенок имеет право на личную безопасность и личное счастье, на поддержку родных и близких, на поддержку всех людей, которые окружают маленького человека.

Учитель: Ребята сочинили стихотворения и на эту тему. Послушаем…

Общие выводы по ходу диалога:

Мы сегодня говорили о праве и правах. Рассмотрели и определили смысл и действительную необходимость прав человека-гражданина по Конвенции ООН о правах ребенка. Мы заслушали личные мнения и выводы. Определили и выделили группу прав, которые являются основополагающими для каждого гражданина любой страны мира как взрослого, так и ребенка.

Право на:

— жизнь;

— имя;

— гражданство;

— благополучие и любовь;

— образование;

— отдых на личную жизнь;

— собственное мнение на мирную жизнь;

— здоровый образ жизни.

По ходу нашего разговора мы выделим три основных принципа, которые и есть ваши обязанности как человека-гражданина, как учащегося и подростка.

Первый учащийся: Наша первая обязанность – любить свою Родину и гордиться статусом гражданина Российской Федерации. Любить свою семью.

Второй учащийся: Наша вторая обязанность – учиться, учиться и учиться.

Третий учащийся: Наша третья обязанность – стараться вести достойный и здоровый образ жизни.

Учитель: В итоге нашего разговора по душам хочется поставить огромный восклицательный знак и закончить нашу беседу на оптимистической ноте. Сказать стихами:

Очень много стран на свете,
Это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих
Самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь
Дать ответ в один момент.
Главных много – выбирайте,
Там – король, здесь – президент!!!

Учащийся:

Про царей и про вождей
Знаем мы с пеленок.
Но главней, нужней, важней
Для страны – ребенок!
Кем он станет завтра,
Маленький и нежный?

Учитель и учащиеся вместе:

Всей Земли права его —
Право на надежду!

Учитель: Мы подготовили Кодекс достойного человека-гражданина.

Учащиеся: Я – дитя Природы и господин Природы, поэтому я …

1 ученик: Люблю небо, звезды, море и землю; радуюсь солонцу, дождю, снегу и ветру.

2 ученик: Надеюсь посадить и вырастить хотя, бы одно дерево.

3 ученик: Я несу ответственность за природу вместе со всем человечеством. Я – носитель разума, поэтому я …

1 ученик: Не совершаю бездумных действий.

2 ученик: Несу ответственность за все, что со мной происходит.

3 ученик: Стараюсь противостоять неразумным и низким влияниям. Я ценю жизнь и поэтому я…

1 ученик: Жалею всех тех, кому плохо и кого обижают.

2 ученик: Я помогаю.

3 ученик: Я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье. Я среди других людей, без которых нет смысла в моей жизни, поэтому я…

1 ученик: Осознаю, что я человек.

2 ученик: Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю другого человека.

3 ученик: Уважаю право на ошибку и не делаю обидных сравнений. Я – созидатель и своим трудом самоутверждаюсь, поэтому я…

1 ученик: Стремлюсь хорошо учиться.

2 ученик: Серьезно и основательно буду выбирать свою профессию.

3 ученик: Посажу дерево, построю дом, выращу детей. Я – обладаю внутренним миром, душой, стараюсь быть интересен людям, поэтому я…

1 ученик. Признаю и уважаю непохожесть каждого человека и сам имею смелость не быть как все.

2 ученик: Не позволяю себя обижать, унижать, подавлять.

3 ученик: У меня есть совесть, и она болит, когда я совершаю недостойные поступки. Я – гражданин своего Отечества, своей страны, поэтому я…

1 ученик: Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня волнует будущее моей страны.

2 ученик: Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил.

3 ученик: Я горжусь своей Родиной и в будущем буду стараться улучшить жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.

Учитель.

Товарищи взрослые и дети!
За свое будущее мы все в ответе!
Права и обязанности все свои знайте,
Вы, взрослые, будьте! А вы, дети!
Хорошими людьми вырастайте!
Ваши права в ваших руках! Всем всяческих благ!

Сейчас каждому из гостей мы подарим по “сердцу”, где записаны мудрые мысли достойных людей о жизни, праве, правах, совести и гуманизме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *