Классный час воспитание

Классный час по правовому воспитанию в 1 классе классный час (1 класс)

Классный час по правовому воспитанию в 1 классе

Тема: «Мои права и обязанности»

Цель: формировать правовую культуру и правовое сознание детей .

Задачи:

1. Расширять и закреплять представления детей об их правах и обязанностях.

2. Развивать словарный запас речи.

3. Развивать мышление, внимание, память.

5. Воспитывать любовь к семье, толерантность, стремление к получению знаний, умение проводить отдых с пользой, учить заботиться о своем здоровье.

Оборудования:

Книжка-раскладушка с иллюстрированными правами ребенка. Цветик-правоцветик ; свидетельства о рождении, книги со сказками : «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка» и др. ; карточка с именами, карточки с буквами для составления имен.

Предварительная работа: беседы, игры, чтение сказок, рассматривание иллюстраций, занятия по изодеятельности о правах детей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Вводная беседа. Сообщение темы.

-Ребята, скажите, кто населяет нашу планету? Люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились главные вопросы: «Что могут люди делать, и что не могут?», «Что они обязаны делать и что не обязаны?», «На что имеют права и на что не имеют?» Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А, заботясь о детях, написали вторую книгу. Она называется «Конвенция о правах ребенка»:

Эта книга не простая

Развернешь – как хороша

Где написано что можно

Где написано нельзя.

И сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва

У него уже с пеленок

Появляются права.

  1. Основная часть.

Что же такое право? Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают. Все ваши права можно изобразить с помощью такого Цветика-правоцветика. Отрываем первый лепесток, прочитаем слово и узнаем первое право .

1 право: имя

Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию и отчество. Ребята, посмотрите на мою карточку, на ней написаны интересные слова: Вова, Дима, Миша. Что обозначают эти слова? (имена) А у вас есть имя? Кто дал вам имя? Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки, братья и сестры. А когда дают ребенку имя? Подтверждает право вашего имени документ, который называется «Свидетельство о рождении»

Давайте поиграем в игру «Составь свое имя» (из букв дети составляют свои имена, прочитывают и говорят ласково).

Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу.

Оттого узнать бы надо,

Что же имя ваше значит.

Что еще кроме имени дается ребенку? (отчество, фамилия) . Кто знает, как присваивается отчество?

У вас у всех есть право на имя, а какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

— не дразниться;

— не придумывать клички;

— обращаться друг к другу вежливо, ласково;

— к взрослым обращаться по имени, отчеству.

Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

2 право: семья

Отрываем 2 лепесток. Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет? Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети — смысл и радость всей жизни! А кто еще помогает родителям воспитывать детей? А как называется группа людей, в которую входят мама, папа, ребенок, братья, сестры и даже дедушка с бабушкой? Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете – маленькая семья? Большая семья? В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая. Послушайте пословицы о семье:

«Без семьи- нет счастья»;

«Не нужен и клад, коли в семье лад»;

«Согласная семья – самая счастливая!» — гласят русские пословицы и поэтому в книге «Конвенция прав ребенка» записано: «Каждый ребенок имеет право жить в семье и право на любовь и заботу со стороны родителей». А что значит согласная семья?

Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.

Давайте вспомним, как вы рисовали свою семью для портфолио. Кого вы рисовали?.

А какие обязанности должны быть у детей в семье?

3 право: учёба

Отрываем 3 лепесток. Право на образование. Все дети должны иметь возможность учиться. А для чего нужно учиться? Правильно! Когда человек много знает, разбирается во многих вопросах, с ним интересно общаться, делиться мнениями. А где человек получает знания?

Давайте с вами немного поиграем: Игра по командам «Школа» (дети делятся на две команды; учитель по очереди задает вопросы):

1. В какое время года, в каком месяце школьники начинают учиться?

2. Как называется школьный стол?

3. Как называются занятия в школе?

4. Кто ведет уроки?

5. Единственный школьный урок, где позволяют бегать, прыгать и играть?

6. Школьный урок, где позволяют громко петь?

7. Перерыв между уроками?

8. Сигнал на урок?

9. Какой отметки радуются ученики?

10. В нем школьники несут учебные принадлежности?

Послушайте пословицы о знаниях и доскажите нужное слово: Игра «Доскажи словечко»:

«Повторенье – мать ученья»

«Учение — путь к. умению»

«Без муки нет. науки»

Все эти пословицы говорят, что знания человеку просто необходимы и у нас есть право получать эти знания.

Подведем итог игры. Команды получают призы.

Но нет прав без обязанностей, потому что учеба это не только ваше право, но и ваша обязанность хорошо учиться. Запомните это! На какие оценки нужно учиться в школе?

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

4 право: здоровье

Отрываем 4 лепесток. Дети, скажите, что на свете всего дороже и ни за какие деньги не купишь? Что такое здоровье? У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. А кто заботится о вашем здоровье? Если заболел ребенок, то родители ведут его в поликлинику или больницу. А чем отличается поликлиника от больницы?

Всем известно, что на свете

Без врачей прожить нельзя

Педиатры, терапевты

Няни сестры, фармацевты

Это все твои друзья.

Только ли врачи должны заботиться о вашем здоровье? Что, значит, беречь свое здоровье?

И мы в школе тоже соблюдаем режим дня и занимаемся физкультурой:

Физкультминутка

Любим спортом заниматься.

Будем очень мы стараться, (Принять позу силача)

Мяч бросать и принимать, (Изобразить руками объем мяча, сымитировать его бросание и прием)

Метко вдаль его кидать, (Изобразить «метание» выбросом руки вперед)

Ловко прыгать на скакалке, (Выполнить движения с воображаемой скакалкой)

Ног своих совсем не жалко,

Приседать и вновь вставать, (Выполнять движения по тексту)

Руки быстро поднимать

Наклоняться вправо, влево (Поднять руки, наклоны)

Все мы делаем умело! (Развести руки в стороны.)

5 право: жизнь

Отрываем 5 лепесток. Право на жизнь, свободу и неприкосновенность.

Вспомните сказки , которые мы читали. Какие права нарушались у героев сказок? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка», «Золушка», «Дюймовочка», «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Такие герои сказок как Волк, Лиса, Баба-Яга, Гуси-лебеди, Кощей Бессмертный – это отрицательные герои или положительные? Какие поступки они совершали? Т. е. они совершали зло. Но в сказках всегда побеждает….?

У каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но всегда ли мы в школе соблюдаем это право? Хорошо это или плохо? А что делают с тем человеком, который нарушает право другого человека? (наказывают) Наказание – это наказ на будущее, чтобы больше не совершать плохих поступков. А я предлагаю говорить друг другу побольше добрых слов и никогда ни с кем не ссориться.

Игра «Скажи другу комплимент» (детям предлагается встать в круг и передавая мяч по очереди говорить друг другу комплименты). Комплименты – приятные слова, которые могут касаться личных качеств, внешности, настроения человека.

6 право: отдых

Отрываем 6 лепесток. Это новое право, которое говорит, что каждый человек имеет право на отдых, досуг. А что такое отдых и досуг?

Человек обязательно должен отдыхать. Когда человек отдыхает, он восстанавливает силы. И взрослые, и дети отдыхают каждый день: днем поработали — ночью отдохнули, поспали. Назовите мне дни недели, в которые мама и папа не ходят на работу, а вы не учитесь в школе? Что вы делаете в эти дни? Отдыхать можно по-разному: можно просто лежать на диване или спать. Иногда, когда очень устанешь, так и нужно делать. Но можно отдыхать и по-другому: путешествовать, ходить в походы, в кино, в гости. Иногда можно делать то, что ты любишь, что тебе интересно. Бывает отдых длительный. Кто знает, как называется длительный отдых для взрослых? Скажите, как называется длительный отдых для учеников? Расскажите, были ли вы с родителями в отпуске? Куда ездили, что видели?

В народе говорят: «Делу время, а потехе час», «Сделал дело – гуляй смело». Что означают эти пословицы? Давайте их повторим.

  1. Закрепление.

Итак, о чем же мы сегодня говорили? Для чего они нужны? Давайте подойдем к книжке – раскладушке и еще раз назовем их. Но нельзя забывать, что наряду с правами мы не должны забывать и о своих обязанностях.

Как хорошо, что есть права

Закон нас строго защищает

И в нем важны нам все права

Они великой силой обладают

Чтоб нас никто не мог побить

Украсть, унизить и обидеть.

  1. Итог занятия.

Ребята, понравилось вам занятие? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

В свободное время я предлагаю вам оформить раскраски о ваших правах и сделать выставку . А сейчас вы можете воспользоваться правом на отдых и поиграть с друзьями.

Классный час в 1 классе О правах играя

#1Классный час в 1 «б» классе по профилактике правонарушений. Права ребенка, правила поведения учащихся в школе и на улице
Тема: «О правах — играя».
Цели: В интересной и занимательной форме познакомить детей с основами человеческих прав, отраженных во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни. Развивать нравственное, правовое воспитание; формировать толерантное (терпимое) сознание школьников; воспитывать ответственность ребят за правонарушения.
Учитель: — Ребята, я расскажу вам об удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из жителей относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У него были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти права строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы…
— Однажды над страной нависла черная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось не одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет им отыскать их.
— Ребята, как, по-вашему, нужно ли помогать людям, зверям, попавшим в беду? Почему? А сможем ли мы помочь жителя Правдилии? Я думаю, сможем. Но для оказания помощи мы должны знать много сказок. Давайте перед путешествием возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
Дети: (в хороводе) Итак, в Правдилию вперед.
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль гляди широкими глазами,
Шли ребята знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают всех на свете.
Учитель: — А вот и первая сказка, присаживайтесь , ребята.
( Демонстрация иллюстраций к сказке «Кот, лиса и петух».)
— Вспомнили сказку? Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы может сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Лиса нарушила право. Но какое? Как это узнать?
Звучит голос: — Найдите мой лепесток красного цвета, и узнаете ответ на вопрос.
А поможет нам отыскать лепесток пальчиковая игра » Пальчик раз, пальчик два».
Учитель: — Это же голос » цветка Счастья». Давайте, ребята, отыщем красный лепесток, ведь на нем написано одно из правил. ( Дети находят цветок).
Воспитатель зачитывает его содержание: » Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». Вот, оказывается какое право, нарушила лиса-плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Давайте вернем » цветку Счастья» красный лепесток, чтобы жители Правдилии снова могли соблюдать права на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Учитель: — Вспомните, в каких еще сказках нарушались права на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»). И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но соблюдаются ли они? Вспомните драки среди мальчиков. Хорошо это или плохо? А когда вы деретесь. Вы какими становитесь? А не лучше ли вашу злость и отрицательные эмоции направить в игру «Петушиные драки». А для этого два драчуна должны превратиться в «петухов» (приседают, обхватывая колени руками). «Петухи боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из ребят упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. (Дети играют)
Учитель: — А я предлагаю говорить друг другу побольше добрых слов, чтобы стать еще добрее по отношению друг к другу.
Игра » Скажи другу комплимент». Детям предлагается по очереди говорить друг другу комплименты. Комплименты могут касаться личных качеств.
Воспитатель: — Для того чтобы попасть в другую сказку, необходимо выполнить следующее задание:
Дети получают конверты с изображением:
1 – школы; Представленные ситуации нужно обсудить, высказать, своё
2 – мяча; отношение к происходящему.
3 — весы правосудия
Ребята 1 группы попробуют изложить в стихах правила поведения в школе, изменят рисунки так, чтобы было правильно.
Ребята 2 группы попытаются решить ситуацию, изложенную в конверте.
Составят правила поведения на улице с помощью рисунков.
Ребята 3 группы поработают с толковым словарём и объяснят значения слов: нарушитель, закон,
Расскажут о том, как возникли наши законы, подумают и напишут 6 прав, которыми, по их мнению, должен обладать ребёнок.
Учитель: — Молодцы, ребята! А к нам спешит другая сказка. Присаживайтесь. Ой, избушка, а давайте заглянем, кто в ней живет?
( Появляется лубяная избушка, из которой слышно пни лисы)
-Так кто ж это? Правильно, это лиса из русской народной сказки «Заюшкина избушка». А где же сам зайчик? (ответы детей)
Учитель: — В какой стране мы с вами находимся? ( В Правдилии). Так вот, стоит нам только отыскать синий лепесток и произойдет чудо. Для этого нам надо определить имеется ли какое-нибудь правонарушение в следующем. Читает 1 ученик. Николай Николаевич Носов «Автомобиль» — в сокращении. Инсценирование.
Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы не просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим – на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда – то ушёл. Мы подбежали. Мишка потрогал бампер руками и предложил сесть. «Проедем немного и спрыгнем». Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мы прицепились. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит: — Я спрыгну! И уже начал опускать одну ногу. А за нами другая машина мчится. Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Автомобиль остановился. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез – все на него набросились: — Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Отошли мы в сторонку и бегом в переулок…
Выводы учащихся:
Мы считаем, что герои рассказа совершили правонарушение. Они подвергали не только свою жизнь опасности, но и жизни других людей. И подвели водителя.
Ни в коем случае нельзя цепляться сзади к автомобилю – это опасно для жизни!
Учитель: — Вот так чудо! Ай, да волшебный цветок! А какое же здесь право написано? «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь». Оказывается лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? (» Теремок», » Зимовье зверей», «Три поросенка»). У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека.
Учитель: — Молодцы, синий лепесток мы отдаем » цветку счастья», а сами отправляемся на встречу к новой сказке.
( Появляется Баба-Яга)
Баба-Яга: — Кто такие? Чего явились? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете?
Учитель: — Ой, Баба-Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова неприветливые. Ты даже птиц своим криком распугала.
Баба-Яга: — Хватит разговоры разговаривать. Зачем явились?
Воспитатель: — Баба-Яга, а ты сегодня в страну Правдилию летала?
Баба-Яга: — Ну, летала! А вам то что?
Учитель: — А «цветок Счастья» там видела?
Баба-Яга: — Ну, видывала! А дальше то что?
Учитель: — И разноцветные лепестки с него сорвала?
Баба-Яга: — Ну, сорвала! (испуганно хватается за голову). Ой, голова старая, садовая. Проболталась-таки! (с догадкой), — Вы это что, за ними пришли?
Учитель: — Да, за ними! Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется. Баба-Яга, верни, пожалуйста, лепестки.
Баба-Яга: — Ишь, размечтались! У вас тоже никаких прав на них нету! Да и на все права, которые на лепестках записаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-разбойника. А еще дети, верящие в Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Б. Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!
Учитель: — Как вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Б. Яга? Нет, конечно! Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи и в кого вы верите. Так что, Б.Яга, ты не права, верни нам лепестки.
Баба-Яга: — Ой, ой! Умные какие! Ну-ка, ты, первый, подойди ко мне!
Учитель: — Вы согласны, что все дети одинаковые? Докажите это Б.Яге. (Дети отвечают). – Ну что, Баба-Яга, убедили тебя ребята? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственно имя?
Баба-Яга: — Придется согласиться. Признаю теперь за вами это право.
Учитель: — Баба-Яга, а теперь верни нам, пожалуйста, лепестки.
Баба-Яга: — Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает?
Учитель: — Это почему?
Баба-Яга: — Потому что эти лепестки имеют право читать только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться — только дети врачей!
Учитель: — Дети, как вы думаете, справедливо ли то, что сказала Баба-Яга? Конечно. Нет! Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение, и обучение!
Баба-Яга: — Опять со мной спорите! Не отдам лепестки! (Сердитая уходит в избушку, топает ногами)
Учитель: — Мне почему-то стало жалко Бабу -Ягу, может она потому такие плохие поступки совершает, что никто ее не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на любовь и заботу! Это право имеете и все вы. Её даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте мы это сделаем!
(Дети делают подарки для Б.Яги – складывают цветы из блоков Дьеныша, стучатся в дверь. Выходит Б. Яга, дети ее поздравляют. Б.Яга благодарит и возвращает им лепестки. Дети тоже благодарят и прощаются с Б.Ягой).
Учитель: — Ребята, мы собрали все лепестки, давайте вернем их к «цветку Счастья».
Голос цветка: — Спасибо вам. Добрые и смелые дети! За ваш труд я хочу вас наградить — подарить памятки правилам поведения на улице
1. Не играть на проезжей части улицы.
2. Переходить улицу только в положенном месте и только на зелёный свет.
3. Изучать правила дорожного движения.
4. Не цепляться к транспорту.
5. Если ты катаешься на самокате или велосипеде, не выезжай на проезжую часть.
6. Вышел на прогулку – не ходи со двора!
А еще наградить одним правом, правом на отдых. Умеете ли вы отдыхать и как? (Дети отвечают). Тогда я дарю вам эту веселую музыку, потанцуйте и веселитесь. (Танец «Ширшим»)
Учитель: — А теперь пора возвращаться в школу.
Мы «цветку Счастья» помогли
И лепестки его нашли.

Классный час «Нет прав без обязанностей» классный час (9, 10, 11 класс) на тему

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей»

Классный час на тему:

«Нет прав без обязанностей»

для учащихся 6-11 классов

Провела:

Социальный педагог Нестеренко О.С.

Таловая, 2015 г.

Жизнь начинается с той поры,

когда человек начинает задумываться

над поступками и отвечать за них.

Тема классного часа: «Нет прав без обязанностей»

Цель: Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав с целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Знакомство воспитанников с основными нормативными документами,
  2. законопроектами, регулирующими и защищающими их жизнедеятельность;
  3. Повторить определение понятий «права» и «обязанности»;
  4. Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки;
  5. На примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
  6. Развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;
  7. Формирование активной жизненной позиции;
  8. Правовое просвещение и предупреждение правонарушений.

Форма проведения: познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Источники информации:

Ведущий: Тема классного часа «Нет прав без обязанностей». Какие ассоциации вызывает у вас эта тема? (ответы детей)

Ведущий: Давайте дадим определение понятий «право» и «обязанность». Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права. Назовите основные права ребенка

Ответы детей:

— право на жизнь,

— право на свободу слова, мысли и религии,

— право на медицинскую помощь,

— право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,

— право жить со своими родителями и воспитываться в семье,

— право на воспитание,

— право на уважение человеческого достоинства,

— право на защиту от жесткого обращения,

— право на Ф.И.О. при рождении,

— право на защиту от вовлечения в преступную деятельность,

— право на образование и др.

Ведущий: В Древнем государстве Спарта каждого новорождённого ребёнка осматривали и решали: если он крепкий, здоровый – пусть живёт, а если ребёнок родился слабым – его сбрасывали со скалы. Справедливо ли поступали граждане Спарты? (ответы детей) Почему? В нашем современном обществе каждый человек имеет право на жизнь. Ребята, скажите, как мы обращаемся друг к другу? (ответы детей) Каждый человек имеет право на имя. А каким документом вы можете подтвердить это право? (ответы детей)

Ведущий: Посмотрите на выставку книг, в которых вы можете подробно познакомиться с правами человека. (представлены Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс. Учитель знакомит с каждой книгой)

Ведущий: Ребенок имеет право выражать свое мнение, получать и передавать информацию, иметь доступ к сведениям из различных отечественных и международных источников. Источниками информации могут служить издания, видеоматериалы, сайты Интернета и другие источники, с условием, что они не наносят вред психике несовершеннолетнего, не содержат информации порнографического характера и сцен насилия, не воспитывают расовой и национальной неприязни. И наверное, самым главным, является право жить и воспитываться в семье. Ни одного ребенка никто насильно не может забрать из семьи, если в этой семье не нарушают его права (родители жестоко обращаются с детьми, не обеспечивают пищей, необходимыми вещами, не лечат и т.д.) кроме того, ребенок наравне со всеми имеет свободу выбора религии и языка. На самом деле с правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

ночью спал

право на отдых и здоровье

завтракал, обедал

право на заботу и воспитание родителями. право на здоровье

смотрел телевизор

право на доступ к информации и СМИ

сходил в школу

право на образование

лечил зубы

право на медицинскую помощь.

посещал кружки и секции

право на всестороннее развитие

играл в компьютер

право на отдых и досуг

хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

отвечал на урок, защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Ведущий: У нас много прав и свобод, но они не должны нарушать права и свободы других людей. Каждый человек, кроме прав, имеет и определенные обязанности. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека. Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Ребята, в чем отличие прав и обязанностей?

Ученик: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Ведущий: Какие обязанности у вас как у учеников? Где перечислены ваши обязанности как учеников?

Ученик: В Уставе школы-интерната.

Ведущий: Какие же обязанности несёт ребёнок? Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

  • Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федерации «Об образовании»);
  • Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»);
  • В год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет;
  • После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу;
  • Контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;
  • Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.);
  • Полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (Закон Российской Федерации «Об оружии»).

Ведущий: Итак, мы с вами разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации, идет совместное обсуждение, дается правильный ответ

Ситуация 1

На урок ученица пришла в неприличном виде: белые джинсы, яркая цветная кофточка, волосы разбросаны по плечам. Учитель сделал замечание…

Вопрос: Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ: Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2

На улице мальчики пристают к девочкам и малышам, нарушают общественный порядок и спокойствие…

Вопрос: Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих мальчиков наказать?

Правильный ответ: Да, это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3

Между одноклассниками произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у одного был сломан нос, а другой получил удар в живот. Рядом находившийся третий мальчик не остановил драку…

Вопрос: Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ: Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4

Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ: Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Ведущий: Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки. Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения, если ученик достиг 14-летнего возраста. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении. В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а так же те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью. Несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-0воспитательное учреждение закрытого типа. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф; лишение права заниматься определенный деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок. Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки.

Подведение итогов (учитель задает вопрос и предлагает три варианта ответа, ребята называют правильный ответ):

  • С какого возраста начинается уголовная ответственность?

а) с 16 лет

б) с 14 лет в особых случаях

в) с 18 лет

  • Ребенок имеет право на…

а) жизнь

б) общение с родителями

в) защиту от голода и болезней

  • Вовлечение детей в распитие спиртных напитков…

а) запрещено

б) полезно

в) не наказывается

  • Ребенок свободен…

а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его

б) свободен выбирать религию

в) оба варианта

  • Какой самый распространенный вид наказания?

а) предупреждение

б) вызов в милицию

в) штраф

  • В чем цель наказания?

а) посадить человека в тюрьму

б) предотвратить новые нарушения закона

в) наградить правонарушителей

  • Ребенок – это человек…

а) который ходит в школу

б) не достигший 18 лет

в) достигший 18 лет

Ведущий: Все вы с момента своего рождения являетесь полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле вас защищает Закон, который дает вам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. Самая главная обязанность – вести себя так, чтобы не вредить другому человеку.

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию материал (7, 8, 9 класс) на тему

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ 7-9 кл.

Игра «Знатоки права»

Цель: Формирование правовой культуры у учащихся.

Задачи: Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

В мероприятии участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие учащихся и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.

Мероприятие проходит в классе или актовом зале в форме конкурса. Аудитория оформляется плакатами с «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам.

План мероприятия

Конкурс 1 «Приветствие»

Конкурс 2 «Что бы это значило?»

Конкурс 3 “Гражданин России”

Конкурс 4 «Всякая всячина»

Конкурс 5 «Конкурс капитанов»

Конкурс 6 » Права человека»

Конкурс 7 “Правовой статус ребёнка”

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Конкурс 9 “В шутку о серьезном ”

Конкурс 10 “Сказка ложь, да в ней намек ”

Конкурс 11 «Словесный портрет знаменитых сыщиков»

Конкурс 1 «Приветствие»

Первый конкурс-приветствие команд. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.

Жюри, подведите итоги

Конкурс 2 «Что бы это значило?»

Разминка. Командам по очереди задаются вопросы по правовой тематике из цикла «Что бы это значило?» в шуточной форме. Оценка – 1 балл за верный ответ.

Если вы не обнаружили ключа от двери под ковриком… (Значит вы его туда не клали, т. к. это опасно).
2. Инспектор ГИБДД не берет штраф за превышение скорости… (Вы ее не превысили)
3. Вас признали виновным в совершении преступления… (Вам минимум 14 лет)
4. Школьник выражался нецензурно в общественном месте… (Значит он мелкий хулиган, ст 20. 1 КоАП)
5. Мальчик 12 лет пошутил, сообщив о заминировании здания школы… (И заплатили его родители штраф…)
6. Вы решили подарить дом своим родным…(Значит вы хорошо зарабатываете и дееспособны)
7. Вы – гражданин….(Значит вы свободны!)
8. Вы не можете без согласия родителей выехать из страны…(вы еще ребенок, т к вам не исполнилось 18 лет)

Жюри, подведите итоги

Конкурс 3 “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания -15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1.Соблюдать законы.
2.Платить налоги.
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.Защищать Отечество.
6.Сохранять природу и окружающую среду.
7.Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государственными.

Конкурс 4 «Всякая всячина»

Конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 9 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если вы затрудняетесь с ответом, скажите слово «дальше». Жюри фиксирует правильные ответы.

Вопросы команде №1 «….»:

Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. (Референдум)

Кто является главой Российской Федерации? (Президент)

Когда отмечается День прав человека? (10 декабря)

Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация)

Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо)

К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? (Район)

В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)

5. Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации (Декларация)

Государственным языком на всей территории России является…(Русский), а на территории Республики Калмыкия ….. (Калмыцкий и Русский)

Вопросы команде №2 «….»:

1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)

2. Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)

3. Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? (Человек до 18 лет)

4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является …(Народ)

6. Процедура вступления в должность главы государства называется…(Инагурация)

7. Защита отечества для гражданина России является…(Почетной обязанностью)

8. К исполнительной ветви власти относится…(Правительство)

9. Государственным языком на всей территории России является…(Русский)

Жюри, подведите итоги конкурса и огласите их.

Конкурс 5 «Конкурс капитанов»

Переходим к конкурсу капитанов. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 10 секунд.

1.* Вопрос капитану команды «……»:

— Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия. Ее примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия –только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Щвейцария- в 1971-м. Так что произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?…. (женщинам было предоставлено избирательное право).

2.* Вопрос капитану команды «…..»:

В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди?…..(курильщики).

3.* Вопрос капитану команды «……»:

Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?….(«закон»).

4.* Вопрос капитану команды «……»:

Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался?…(Гражданский кодекс).

Уважаемые жюри, оцените работу капитанов.

Конкурс 6 » Права человека»

Объявляем условия четвертого конкурса, посвященного правам человека.

Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции. Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Текст контрольного листа

Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………

(личную неприкосновенность)

Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-

тино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного обра-

зования)

Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в

Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)

Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-

ку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)

Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись

На работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)

Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя

Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)

В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на

……..(жизнь и личную неприкосновенность)

Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(поль-

зоваться учреждениями культуры)

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,

что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)

Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они

воспользовались правом…..( уехать из своей страны и вернуться на родину)

Слово жюри…

Конкурс 7 “Правовой статус ребёнка”

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребенка: с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с16 лет, с 18 лет. Необходимо соотнести приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности и основные возрастные вехи в жизни ребенка. Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает-12 баллов (за каждый правильный ответ – 1 балл).

1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.

2. Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

3. Может быть членом кооператива, акционерного общества /с 16 лет /.

4. Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.

5. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.

6. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.

7. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами /с14 лет/.

8. Дает согласие на изменение своего имени или фамилии /с10 лет/.

9. Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки /с 6лет/.

10. Вправе посещать школу /с 6 лет/.

11. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.

12. Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Слово жюри…

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Команде предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача – воспроизвести фразу полностью и точно. Время на выполнение – 3 минуты. Правильный ответ — 2 балла.

“Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /” (античная мудрость)

“Закон суров, но / это закон /!” (древнеримское изречение)

“Высший закон — /благо народа /” (древнеримское изречение)

“Право ребенка быть тем, / кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)

“Обязанность без права есть /рабство/; право без обязанности — / анархия/” ( Г.Ламене, богослов, философ)

“Свобода есть право делать все, что /дозволено законом/” (Монтескье, философ)

“Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется /наилучшему обеспечению интересов ребенка/” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3)

“Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих /уважение человеческого достоинства ребенка/” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)

Конкурс 9 “В шутку о серьёзном ”

Пока команды работают письменно, мы проводим конкурс для болельщиков. Называется он «В шутку о серьёзном». За каждый верный ответ болельщики могут принести 1 балл своей команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку.

Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука. Ответ: «черт побери».

У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Ответ: билета.

Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером. Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».

Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Ответ: сорока.

Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. Ответ: Буратино.

«Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни? Ответ: осел.

Как появилось выражение «Написано на лбу»? Ответ: происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступнику.

Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? Ответ: шапка.

Конкурс 10 “Сказка ложь, да в ней намек ”

Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Внимание!

1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная шапочка)

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому — по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». (» Волк и семеро козлят»).

4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»)

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)

6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. («Колобок»)

Жюри подводит итоги.

Конкурс 11 «Словесный портрет знаменитых сыщиков»

По словесному портрету назвать имя и фамилию сыщика. За правильный ответ команды получают по 2 балла.

Задание 1. » Национальность – бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно темными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов. (Эркюль Пуаро).

Задание 2. » Внешность: острый, пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперед, подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикалий. Он живет в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент — скрипка. (Шерлок Холмс)

Задание 3. Он почти не известен за границей, он был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за черной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов)

Задание 4. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него – пустяк. (Джеймс Бонд)

Жюри подводит итоги.

Наш конкурс по правовым знаниям подошел к концу, попросим членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласит общий счет, назвав команду победительницу.

Спасибо!

Классный час по правовому воспитанию на тему «Права без обязанностей. Миф или реальность»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»

299703, г. Севастополь, ул. Малиновского, 34, тел/факс: +7(8692) 72-21-53, Е-mail:

Конспект классного часа

по правовому воспитанию

Тема: «Права без обязанностей. Миф или реальность?»

Выполнила:

Социальный педагог ГБОУ СОШ №12

Гладкова Ирина Викторовна

Севастополь, 2018

Тема: «Права без обязанностей. Миф или реальность?»

Цель: обобщить знания детей о своих правах, обязанностях и ответственности, убедить в неразрывной связи между этими понятиями

Задачи:

I. Образовательные:

Познакомить ребят с основными правами, прописанными в Конвенции о правах ребёнка;

Побуждать детей к защите своих прав;

Познакомить ребят с их обязанностями, в частности с необходимостью выполнять правила Устава школы, поведения на уроках и переменах;

Убедить в неразрывной связи между правами и обязанностями, в том, что не бывает прав без обязанностей;

Формировать понятие об основных видах ответственности за противоправные действия и возрасте, с которого наступает ответственность

II. Воспитательные:

Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам;

Воспитывать уважение к правам других людей;

Способствовать формированию активной жизненной позиции;

III. Развивающие:

Развивать умения работать в командах

Совершенствовать навыки работы с информацией

Решать задания на логику

Повышение познавательного интереса

Планируемые результаты УУД:

Предметные: учащиеся узнают о своих правах, о документе, в котором прописаны эти права – Конвенция о правах ребёнка; кто её принял и когда; как и где можно защитить свои права; обязанностях, в т.ч. добросовестно учиться и выполнять правила Устава школы, основных видах ответственности за противоправные действия, узнают о том, какие действия называют противоправными и что за это бывает, с какого возраста наступает ответственность, о мерах, которые могут быть применены к обучающимся, не достигшим возраста наступления ответственности за совершение правонарушений;

Метапредметные: данное занятие поспособствует совершенствованию навыков работы в группах (командах), работы с информацией, развитию логического мышления (через выполнение творческих задач), данный классный час имеет межпредметные связи с обществознанием

Личностные: формирование отрицательного отношения к совершению противоправных поступков (дети убедятся, что не бывает прав без обязанностей, т.к. если кто-либо не выполняет обязанности, это может привести к нарушению прав другого человека), следовательно, формируется уважение к правам других людей; формирование активной жизненной позиции, повышение познавательного интереса, улучшение коммуникации

Методы: работа в группах, «мозговой штурм», беседа, рассказ, физкультминутка, игра, частично-поисковый, элементы ученического самоуправления, наглядные: презентация к классному часу, бланки с заданиями и критерии оценивания, видефильмы, кроссворд

Форма проведения: игра

Участники: 6-7 классы

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, бланки с заданиями, критерии оценивания работ команд, кроссворд, мультимедийная презентация, видеофильмы, звук «деревенский будильник»

Подготовка аудитории к проведению классного часа:

Парты соединяются по 2 вместе, вокруг расставляются стулья (в зависимости от количества команд). Одна парта отводится для жюри (задействуют 2-х старшеклассников), один ученик будет отвечать за мультимедиа (переключать слайды презентации, включать видео) ему также отводится место. Он включает презентацию (слайд 1)

Ход проведения классного часа:

1. Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята! Наш классный час мы начнём с такого упражнения: сейчас каждый из вас поочерёдно коснитесь одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с большого пальца, затем указательным-средним-безымянным-мезинцем и заканчим всей ладонью. С каждым прикосновением проговариваем вместе со мной такие слова:

-Желаю

-Успеха

-Большого

-Во всём

-И везде

-Здравствуйте!

Спасибо. Садимся

2. Мотивация:

Просмотр видеофильма «В стране правовых знаний»

(слайд 2)

3.Постановка цели и задач встречи:

1.Ребята! Кто догадался, какой теме посвящена наша сегодняшняя встреча?

(нашим правам)

2.Поднимите руки те, кто хочет, чтобы его права ни кто не нарушал?

(все поднимают руки)

3.Как вы думаете, что нужно для того, чтобы ни кто не нарушал ваши права?

(чтобы все люди жили по закону, не нарушали его, выполняли свои обязанности)

Правильно! Тема сегодня «Права без обязанностей. Миф или реальность?» Зная тему, учащиеся формулируют цель и задачи классного часа

Примерные ответы учащихся:

Цель: узнать о своих правах и обязанностях, о том, как связаны эти понятия

Задачи:

  1. Узнать о своих правах и обязанностях, о документах, где это прописано;
  2. Познакомиться со способами защиты наших прав;
  3. Понять, как связаны права и обязанности людей;
  4. Ответить на вопрос: почему нельзя нарушать права других людей?
  5. Узнать о том, что бывает за неисполнение своих обязанностей и нарушение прав других людей; (слайд 3)

Игра «Путешествие в страну прав и обязанностей»

4.1. Объяснение правил игры

Итак, для реализации поставленной цели и задач наше занятие мы проведём в форме игры. (слайд 4) Для этого вы разделились на группы. Сегодня, каждой команде будет предложены выполнить 4 задания, за каждое из них вы получите определённое количество баллов. На каждое задание будет определено время его выполнения, по истечению этого времени прозвонит «деревенский будильник» (звук включает ответственный за мультимедиа в компьютере или на телефоне) и после этого сигнала команды должны сдать выполненное задание.

Результаты деятельности команд оценит наше жюри. Учитель представляет жюри (задействуют и заранее подготавливают учащихся старших классов, 2 человека)

Жюри озвучивает критерии оценивания команд. В это время учитель раздаёт критерии оценивания каждой команде и бланки оценивания для каждой команды жюри.

Критерии оценивания команд

п/п

Задание

Количество баллов

Представление команд

Максимально – 4 балла (0- нет названия и девиза команды, 1 – название команды не соответствует теме, девиза нет, 2 – название команды соответствует теме, девиза нет, 3 – название команды не соответствует теме, но девиз есть, 4 – название соответствует теме, есть девиз)

Наши права. Какие они?

Максимально – 15 баллов

По 1 баллу за 1 правильно названное право

Наши обязанности. Какие они?

Максимально – 19 баллов

По 1 баллу за 1 правильно вписанное слово

Кроссворд «Ответственность за действия, запрещённые законом

Максимально – 10 баллов

По 1 баллу за одно правильно отгаданное слово, также 1 балл за получившееся слово по горизонтали

Дисциплина

Максимально – (-5баллов) За нарушение дисциплины во время мероприятия, команды рискуют потерять от 1 до 5 баллов от их общего количества

ИТОГО:

48 БАЛЛОВ

+ дополнительные баллы за ответы, или

— баллы за нарушение дисциплины

Бланк оценивания команды ___________

п/п

Задание

Всего баллов

Баллы, набранные командой

Представление команд

Наши права. Какие они?

Наши обязанности. Какие они?

Кроссворд «Ответственность за действия, запрещённые законом

Дополнительные баллы

Дисциплина

ИТОГО:

+ дополнительные баллы или

– баллы за нарушение дисциплины

  1. Представление команд (слайд 5)

Учитель: А теперь первоочередная задача каждой команды выбрать капитана, придумать название (название должно соответствовать теме нашего занятия) и девиз. На это командам даётся 5 минут, после чего капитаны выйдут к доске и озвучат названия и девизы команд. Это задание оценят жюри, согласно критериям оценивания.

Беседа по теме

Спасибо! Все молодцы! А теперь ближе к теме. Предупреждаю, что выкрики не допускаются, за это будем снимать баллы. Команда, желающая ответить должна поднять руку и получить разрешение.

Мы уже знаем, что сегодня поговорим о правах и обязанностях.

Как вы думаете, прописаны ли где-то ваши права?

(если кто-то скажет, что есть документ Конвенция о правах ребёнка и там прописаны наши права, то эта команда получает дополнительный 1 балл)

Кто-то знает, кем и когда была принята Конвенция о правах ребёнка? (20 ноября ООН) За дату и организацию по 1 баллу и того 2 балла. Дата 20 ноября признана Международным днём защиты прав ребёнка

А в каком году наша страна, Россия, признала необходимым выполнять данную Конвенцию? (в 1990г.) За этот ответ ещё +1 дополнительный балл.

И до какого возраста, согласно Конвенции ООН человек считается ребёнком? (варианты ответов: до14, до 16, до 18, до 21)

Данные вопросы дети могут не знать, поэтому они не считаются основными, за них выставляются дополнительные баллы командам. Если дети не знают ответы на эти вопросы, то учитель сам им это рассказывает.

4.4. Выполнение задания «Наши права. Какие они?» (слайд 6)

А теперь такое задание: сейчас каждая команда получит описание того, на что мы имеем право в стихотворной форме. Задача команд внимательно прочитать и выписать 14 прав в правую колонку. На выполнение задания – 9 минут.

Наши права. Какие они?

Прочитайте стихотворение. Впишите в правую колонку, по порядку одно или несколько слов, на что мы имеем право

1) О правах своих узнаем мы быстрее

Нет ничего жизни главнее!

2) С рождения, всю жизнь, всегда

У каждого из нас есть имена

3) И можем все мы как один

Сказать: «Я полноправный гражданин»

4) Имею право нормально питаться, лечиться, развлекаться

Не допустимо отсутствие заботы

И отговорки: «много работы»

5) И без всякого сомнения

На всё имеем своё мнение

6) Ни кто, ни где, хоть даже иногда

Нас не лишит жилища, никогда

7)А унижение достоинства и чести

Не допустимо ни кем, ни в одном месте

8) Побои, издевательства, как результат – бессилие

Быть может это физическое или психическое насилие?

9) Обидные слова и оскорбление

10) Полномочиями злоупотребление

11) Отсутствие родительской заботы

И отговорки: «Личные дела, много работы»

12) Небрежное обращение

Всё это закона нарушение!

13) Ребёнка нельзя, как товар продавать

И от учёбы его отрывать

14) Запрет на досуг, любимое занятие

Вызывает обиду, непринятие

15) А вопросом свободы религии

Задаются из нас немногие

А терпимость и дружба

Всеобщее братство

Духовная близость – вот это богатство!!!

Допишите 1 или несколько слов:

Право на:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

12)

13)

14)

15)

По истечению времени звенит «деревенский будильник» и капитаны команд сдают работы жюри. 1-н старшеклассник из жюри проверяет задания команд и заносит баллы в бланки оценивания команд. 2-й зачитывает классу правильные ответы, затем присоединяется проверять работы

Ответы: (слайд 7)

1) жизнь

6) неприкосновенность жилища

11) заботу

2) имя

7) не посягательство на честь и репутацию

12) содержание, достойное обращение

3) гражданство

8) защита от физического и психического насилия

13) образование

4) заботу родных

9) защита от оскорбления,

14) отдых, досуг

5) свободно выражать мнение

10) недопустимость злоупотребления полномочиями

15) религию

Права, о которых вы только, что узнали – это лишь определённая часть, некоторые статьи Конвенции ООН о правах ребёнка. Это означает, что у вас ещё больше прав, т.е. каждый из вас может чувствовать себя защищённым гражданином нашей страны – России.

Физкультминутка

— Встаньте те, кто выполнил задание «Наши права. Какие они?»

— Поднимите руки вверх те, кто запомнил, что права лиц до 18 лет прописаны в Конвенции о правах ребёнка

— Подпрыгните на месте те, кто запомнили основные права

— Сделайте наклон туловища вперёд те, кто запомнили, что Конвенция о правах ребёнка создана ООН

— Сядьте. Закройте глаза. Сильно надавите пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы, представьте вы – могучие крепкие деревья, у вас сильные корни и никакие ветры вам не страшны. Открываем глаза

Эта поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает

4.5. Беседа «Как защитить свои права? Права и обязанности, – какая между ними связь?»

А теперь подумайте, ребята, почему иногда случается так, что свои права приходится отстаивать? Например, в суде, прокуратуре и т.д.

(потому что некоторые люди могут нарушать наши права)

Кто же знает, куда можно обращаться для защиты прав? (слайд 8)

— Суд;

— Прокуратура;

— Министерство внутренних дел в лице инспектора по делам несовершеннолетних;

— Органы опеки и попечительства;

— КДН;

Почему происходит нарушение человеческих прав? (не всегда люди выполняют свои обязанности)

Что бывает за невыполнение людьми своих обязанностей

(ответственность, предусмотренная законом)

Можем ли мы рассчитывать на уважение наших прав, если сами не будем выполнять свои обязанности? (нет)

Например: человек обязан уважать окружающих людей. Он не имеет право выражаться в общественных местах словами нецензурной лексики. В автобусе едут 2 молодых человека: Ваня и Стас. Один другому случайно наступил на ногу и только повернулся Ваня и хотел извиниться, как Стас начал «крыть его матом». В данном случае он не выполнил свою обязанность (уважение других людей) и тем самым нарушил права Вани, т.к. унизил его честь и достоинство. Если Ваня решит защищать свои права и обратиться в правоохранительные органы, то за это правонарушение Стаса, законом предусмотрена ответственность в виде штрафа (наступает с 16-ти летнего возраста). А если в ответ Ваня тоже обругает Стаса словами нецензурной лексики, то произойдёт нарушение прав Стаса тоже.

Какой можно сделать вывод? Зная свои права не надо забывать и об обязанностях, т.к. не бывает прав без обязанностей. Если кто-то думает по-другому – это миф! Эти 2 понятия неразрывно связаны. За невыполнение обязанностей, наступает ответственность – обязанность гражданина отвечать за свои поступки.

А теперь пришло время узнать о своих обязанностях:

— соблюдать законы государства

— уважать права и интересы других граждан;

— уважать традиции, культуру, религию других национальностей;

— бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности;

— добросовестно учиться;

— выполнять все правила Устава школы;

— уважать честь и достоинство всех участников учебно-воспитательного процесса;

4.6. Выполнение задания «Наши обязанности. Какие они?»

Сейчас мы узнаем, кто из вас лучше знает правила Устава школы. Для этого каждая команда получит карточки с заданием: «Наши обязанности. Какие они?». Вам необходимо дописать недостающее слово или словосочетание на полученных бланках. На выполнение задания – 8 мин.

«Наши обязанности. Какие они?» (слайд 9)

Перед вами предложения с недостающими словами, касающиеся правил Устава школы, являющиеся обязательными для выполнения.

Задача: дописать недостающие слова или словосочетания к цифрам:

Каждый ученик в школе должен 1) _________________ учиться. В школу запрещено:

— приносить, передавать или употреблять 2) _____________ изделия, спиртные 3) _____________ , наркотические 4) _______________ , оружие.

— использовать средства, которые могут привести к взрывам и 5) ___________

— применять физическую 6) ________ для выяснения отношений, запугивания, вымогательства

— Использовать непристойные 7) ____________, 8) _______ и ненормативную 9) _________________

— пропускать учебные занятия без 10) ______________ ______________

— 11) _____________ на уроки

— Не 12) ______________ домашние задания

— 13) ____________ и 14) _____________ на уроках

— Не выполнять 15) ___________ , данные учителем на уроке

— Использовать 16) _______________ телефоны

— 17) ___________ других учеников от урока

— Приходить на урок без необходимых 18) ____________

— Заниматься на уроке 19) ________________ вещами

Ответы к заданию: (слайд 10)

4.7. Рассказ «Виды ответственности за не выполнение обязанностей»

Итак, мы уже знаем основные права и обязанности. Одной из основных обязанностей гражданина является выполнение законов государства. Если гражданин нарушает законы государства, то он должен ответить за свои поступки, т.е. наступает ответственность.

В зависимости оттого, что не так сделал человек, выделяют 3 вида нарушений: (слайд 11)

1. Проступок — это нарушение правил поведения, вызывающее поведение, нарушение правил Устава школы;

2. Правонарушение — это нарушение закона, за которое предусмотрена ответственность с 16-ти летнего возраста (например, совершение мелкого хулиганства, распитие спиртных напитков, появление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, использование нецензурной брани в общественных местах и пр.)

3. Преступление — это серьёзное нарушение закона, за которое предусмотрена ответственность с 14-ти летнего возраста (убийство, грабёж, изнасилование и пр.)

Вот сейчас вы услышали о 3-х видах нарушений. Повторите их (все вместе). За каждый вид нарушения ответственность наступает с определённого возраста (с 14, 16 лет и т.д.) кто как думает, если нарушение совершил подросток, не достигший возраста наступления ответственности, что будет? (ответственность будут нести его родители)

Поднимите руки, кто любит своих родителей больше, чем себя? Кто просто любит родителей и не хочет причинить им боль? (все поднимают руки).

Значит, я надеюсь, что ни 1 из вас не станет нарушать закон, зная, что тем самым причинит боль своим родителям.

Ну а теперь, какие же виды ответственности бывают за нарушение закона?: (слайд 12)

1. Административная — наступает за правонарушения (т.е. нарушения закона), предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (например появление в нетрезвом состоянии в общественных местах, нецензурная лексика и пр.) предусматривает такие наказания: штраф, предупреждение, исправительные работы

2. Уголовная — наступает за совершение серьёзных нарушений закона, т.е. за преступления (например, убийство, грабёж, оскорбление, изнасилования и пр.) предусматривает следующие наказания: штраф, обязательные и исправительные работы, арест, лишение свободы на определённый срок.

3. Дисциплинарная ответственность — нарушение трудовых обязанностей

4. Гражданско-правовая — регулирует имущественные отношения (возмещение вреда, уплата ущерба)

  1. Кроссворд «Ответственность за действия, запрещённые законом»

Перед вами кроссворд (слайд 13)

Каждая команда получает напечатанный кроссворд

Время работы: 8 минут

Разгадайте слово по горизонтали (в красной полоске)

Для этого надо отгадать 9 слов по вертикали:

1. Серьёзное нарушение закона, за которое предусмотрена уголовная ответственность;

2. Вид ответственности за распитие спиртных напитков в общественных местах;

3. Обязанность гражданина отвечать за противозаконные действия;

4. Документ, в котором прописаны правила поведения в школе;

5. Наказание за административное правонарушение;

6. Вид ответственности за преступление

7. Вид ответственности за нарушение трудовых обязанностей

8. Нарушение закона, за которое предусмотрена ответственность с 16-ти лет

9. Вредная привычка, вызывающая рак лёгких, запрещённая на территории школы;

Ответы к кроссворду «»Ответственность за действия, запрещённые законом»

а 2.

д

м

и

д 7.

н

и

п 8.

и

с

р

с

ц

а

т

у 4.

ш 5.

и

в

п 1.

р

о 3.

с

т

у 6.

п

о

к 9.

р

а

т

т

р

г

л

Н

у

е

т

в

а

а

о

и

а

р

с

и

е

в

ф

л

н

р

е

т

в

т

о

а

у

н

у

н

с

в

р

ш

и

п

а

т

н

н

е

е

л

я

в

а

а

н

е

е

я

я

и

н

н

е

и

н

е

о

с

т

ь

По истечению времени звенит «деревенский будильник», капитаны команд сдают кроссворды. Объявляются ответы кроссворда. (слайд 14) Жюри проверяет, оценивает, подсчитывает общее количество баллов. Этим временем:

4.9. Что бывает за проступок. Беседа

Итак, в результате у нас получилось слово «проступок». Что же надо узнать о проступке?: (слайд 15)

Разберём ситуацию: Шестиклассник Серёжа не приступил к занятиям в школе после каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение мальчика, как проступок, правонарушение или преступление? (проступок)

Какая ответственность может наступить за проступок? Административная в виде штрафа, исправительных работ? (нет, это не правонарушение, это проступок)

Уголовная, в виде ареста или реального срока? (нет, конечно, это же не преступление)

А что тогда? Выходит ничего не бывает за проступок??? (бывает, конечно, за любое нарушение надо уметь нести ответственность)

А вот какую, сейчас разберёмся:

За пропуски занятий без уважительной причины, так же как и за другие нарушения правил Устава школы, особенно за их систематическое нарушение, к ученику могут быть применены такие меры:

— Вызов на координационный Совет вместе с родителями;

— Постановка на внутришкольный учёт;

— Официальное письмо в КДН, для постановки к ним на учёт;

— Временное помещение в учебно-воспитательные учреждения «закрытого типа»

— Привлечение родителей к административной ответственности по ст.5.35 (оштрафовать) за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

По закону считается, что даже если родители вас очень любят и делают всё для успешного развития, получения образования и т.д., но если вы не поддаётесь воспитанию, не слушаете родителей, они могут быть привлечены к ответственности. Получается вы их подставляете. Поэтому не причиняйте боль своим родителям!

Закрепление правовых знаний

Просмотр фильма «О правах ребёнка»

(слайд 16)

Подведение итогов встречи

Жюри объявляет результаты (общее количество баллов, набранных каждой командой). Определение и награждение команды победителей. Аплодисменты.

Рефлексия.

— Поднимите руки все, кому было интересно

— Поднимите руки все, для кого классный час оказался познавательным

— Поднимите руки те, для кого сегодняшнее занятие оказалось неинтересным

— Подойдите ко мне все, у кого остались вопросы

Ребята, спасибо за работу. Будьте законопослушными гражданами. До новых встреч! (слайд 17)

Использованные источники:

      1. Дубровская И.А. Права ребёнка: Пособие М.:ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.

        Киселёв А. Защита прав ребёнка дома и в школе// СПС «КонсультантПлюс» 2013.

        Изложение некоторых статей Конвенции о правах ребёнка // Читаем, учимся, играем. – 2004.

        Главный закон нашей жизни: по страницам Конституции Российской Федерации // Детская энциклопедия. – 2013.

        Григорьев Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие // Право и образование. – 2011

        Якушева Ю.А. Детская правовая школа: актуальные вопросы правового воспитания несовершеннолетних: методические рекомендации. – 2013

        1. Презентация к классному часу по правовому воспитанию
          PPT / 9.66 Мб

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *