Коллажи из вырезок журналов

Коллаж из журнальных вырезок своими руками

Коллаж своими руками. Мастер-класс

Винниченко Оксана Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУДОД «ЦДОД Суздальского района»

Мастер-класс. Коллаж. Натюрморт с цветами

Возраст детей – 9-10 лет

Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с одним из видов аппликации – коллажом.

Задачи:

Обучающие — овладение технологией составления декоративной композиции на тему «Натюрморт с цветами» и технологией работы с различными материалами (газеты, журналы, цветная бумага).

Развивающие- развитие творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с методом коллаж.

Воспитывающие — воспитывать у воспитанников аккуратность, собранность при выполнении приёмов работы, трудолюбие.

Методическое оснащение:

Образцы ранее выполненных работ.

Необходимые материалы: лист бумаги, формат А–3, гуашь, баночка с водой, кисти, клей карандаш, ножницы.

Ход занятия.

1. Вступление.

Коллаж (от французского collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

В основе любого коллажа лежит аппликация, с которой дети знакомы еще с детского сада. Наша задача более сложная. Вначале надо придумать декоративный натюрморт с цветами, а потом при помощи глянцевых журналов выполнить коллаж.

Для начала делаем эскиз, в котором мы должны изобразить вазу или кувшин с цветами. На дальнем плане размещаем окно или пейзаж.

(У детей всегда получаются работы более эмоциональными)

На помощь детям приходят поэты, стихи которых позволяют придумать композицию, в которой можно совместить все, что хочется.

Блокнот

Люблю чиркнуть в потрёпанном блокноте,

По ходу на работу пару строк…

Ведь чувствую себя как на охоте,

Следя, ,как бьётся города поток…

Вот страсть, ,вот одиночество, ,вот счастье…

В людском потоке очень много тем…

Пишу «с натуры» данной свыше властью,

Блокнот ношу я именно затем!

А если не находится фактуры,

Переключаю мысли на пейзаж,

Окину взглядом лик архитектуры,

С природой составляющей коллаж…

Немало поразительных открытий

Я сделал, наблюдая на ходу…

Блокнот же помогает сохранить их,

Когда забуду — с жизнью не в ладу!

Композиции детей напоминают о том, что пришла осень, но воспоминания о лете еще сильны. Почти все изображают именно летний пейзаж.

Приступаем к самому интересному, рассматриваем журналы.

Подбираем различные оттенки цвета, которые нам нужны для воплощения идеи и приступаем к работе. Вначале работаем над центром композиции — цветами.

Постепенно создаем живописное окружение. В данном случае окно , стену.

Постепенно переходим к кувшину и столу, на котором стоит кувшин.

Похожие статьи


Софья Мироедова, художник

Признаюсь сразу, коллаж — одна из моих любимых техник изобразительного искусства. Со времен его появления, благодаря дадаистам в начале 20 века, этот подход развился в отдельное направление искусства. Кроме классического, довольно абстрактного коллажа из газетных и журнальных вырезок на ум сразу приходят и другие его ипостаси: ассамбляж — этакий объемный коллаж, фотоколлаж, цифровой коллаж и многие другие. К тому же само по себе использование совмещения разных объектов, не связанных законами перспективы и классической композиции, часто встречается в иллюстрации. Например, известные иллюстраторы от Серджио Топпи до Томера Хануки и Алексея Курбатова постоянно прибегают именно к этому способу компоновки образности в своей графике.

Однако лично для меня коллаж представляет особый интерес именно в своем традиционном ручном исполнении. Ведь коллаж из журнальных вырезок и фотографий — это не просто способ занять руки, но и очень мощный визуальный инструмент. К примеру, посмотрите на потрясающие работы Лолы Дюпре, известного модного графика — в них сочетается современная любовь к искажениям формы и классический фотоколлаж. Выделяются ее работы тем, что она нашла особый, ни на что не похожий подход к этой технике.

Также я не перестаю восхищаться иллюстративными коллажами Игоря Скалецкого — они, пожалуй, ближе всего к моему взгляду на эту дисциплину: они идеально выверены по композиции, цвету и выстроены в захватывающую историю, которую наблюдаешь, как фильм.

Я довольно давно занимаюсь коллажами, в основном это мои персональные проекты. Среди них есть и портреты, и пейзажи, и даже иллюстрации. Несколько лет назад я стала использовать свою технику для разработки музыкальных обложек, поскольку, на мой взгляд, образность коллажа позволяет общаться со зрителем на языке, похожем на музыкальный.

Вы намечаете путь, подкидываете идеи, а зритель расшифровывает их на свое усмотрение, основываясь на личном жизненном опыте, почти как абстракция.

Предлагаю сегодня поучаствовать в небольшом эксперименте и сделать маленький быстрый коллаж на тему осени.

Я буду работать в смешанной технике коллажа и декоративной живописи, чтобы изменить некоторые элементы фотографий, которые могут ненароком нарушить сторонние авторские права. Нам понадобятся следующие материалы:

— журналы, которые не жалко (чем больше, тем лучше);

— ножницы и резак;

— клей (я использую «Момент Кристалл»);

— лист формата А4 (плотный, без текстуры);

— акриловые краски (по желанию можно заменить их на гуашь или темперу);

— две кисти: небольшая плоская и маленькая круглая (я использую синтетику);

— палитра и стакан воды.

Итак, наша тема — осень. Лично я обожаю это время года, особенно раннюю осень, когда улицы еще не сковал мороз, но деревья уже тронуты теплом желто-красных оттенков листвы. Коллаж — это ассоциативная техника и по сути, если бы у нас было несколько сезонных журналов про осень, можно было бы собрать из них вырезки желтых листьев, спелых яблок, тыкв и склеить целый натюрморт. Поскольку не у всех могут быть в наличии актуальные осенние журналы, предлагаю сделать ход конем и просто выбрать из тех, что есть, удачные по теме образы. У меня получилась следующая картина: я выбрала вырезки, близкие по духу этом времени года — одежду, досуг, а также перекликающиеся с осенью по цвету — тут у меня цветы гибискуса, какой-то коктейль, разрезанный инжир, дольки цитрусовых, а также девушка с рыжими волосами.

При создании подобных коллажей очень важно помнить о цветовой гармонии. Если бы мы делали цифровой коллаж, привести колорит к общему знаменателю было бы проще некуда — Photoshop отличный помощник в подобных делах. Однако, поскольку мы клеим «живой» коллаж, всегда будьте начеку, выбирая вырезки. Порой некоторые образы отлично подходят друг к другу по идее, но никак не согласуются по цвету — в этих случаях вас может спасти либо верно подобранные остальные кусочки композиции, либо дополнение коллажа красками и маркерами — об этом я еще упомяну в самом конце работы.

Выбрав вырезки, можно переходить к главному этапу — к компоновке нашего коллажа. Из моих материалов получилось следующее: портрет на фоне осеннего дерева. Для портрета я использую фотографию девушки из журнала, а также обрезки яркого красно-оранжевого платка. Для дерева я возьму существующий ствол, однако листья наберу отдельно из изображения цветов суданской розы, цитрусовых и коктейля.

Чтобы создать осенний пейзаж вовсе не обязательно использовать листья, можно легко управиться подручными средствами!

Также я хочу, чтобы фон выгодно оттенял это буйство красок, так что я не буду забивать его дополнительными картинками типа города или леса, а наберу голубое небо из обрезков с разных фотографий.

Итак, можно приступать к закреплению картинки. К сожалению, мы не можем склеить части, не потревожив композиции, поэтому предлагаю следующую хитрость: сначала сфотографируйте (можно на телефон) ваш «эскизный» коллаж, после чего смело можете его разбирать — у вас есть сохраненный ориентир.

Итоговая картинка никогда не получается такой же, какой вы собрали ее впервые, чтобы ваша композиция не посыпалась в процессе приклеивания, предлагаю легко наметить карандашом основные ее части. В моем случае это дерево и силуэт девушки.

Следующим этапом будет набор фона. Может показаться, что это очень скучная работа, но это не так. Набирая такую мозаику из обрезков разных фотографий одного цвета, вы вносите живописную нотку в ваш коллаж — в финале такая аппликация будет похожа на мазки краски.

Для создания отдельных «мазков» я пользуюсь двумя способами: иногда просто рву вырезки на мелкие кусочки, иногда режу их резаком. Поскольку я хочу сделать спокойный фон, мне сейчас больше подойдет второй вариант.

Обратите внимание, я не заклеиваю фон полностью — я закрываю кусочками только те места, которые будут видны на картинке после размещения остальных объектов. Это серьезная экономия материала — ведь не всегда у вас оказывается под рукой достаточно обрезков нужного цвета.

Закончив небо, можно спокойно переходить к дереву. Чтобы голубой фон было видно между ветвей дерева, я аккуратно вырезаю лишнее. Подход к набору листьев тот же, что и с небом. Разница лишь в том, что я режу кусочки не в случайном порядке, а стараюсь придать им живые формы. Для такой фигурной нарезки уже лучше подойдут ножницы.

Компонуя крону, я стараюсь сочетать разные оттенки, при этом более темные — цветы каркаде — я кладу в тени, в более яркие — цедру, инжир и коктейль — на освещенные участки ветвей.

Приклеив дерево, я перехожу к главному — в размещению силуэта героини. Вообще можно было бы даже лицо девушки набрать с разных фотографий, но чтобы на первый раз не усложнять задачу, остановимся на готовом портрете. Плечи и грудь я выкладываю обрезками узорного платка так, чтобы хорошо читался убедительный абрис фигуры..

Теперь, когда все части коллажа на месте, можно перейти к доработке деталей. В первую очередь я закрою плечо, на которое не хватило платка найденной парой осенних листьев — при этом силуэты их я вырезаю ножницами, опуская оригинальную форму листа — на фотографиях у объектов часто размытые контуры, в коллаж это внесло бы бардак. Приклеив листья, предлагаю закончить картину с помощью акриловых красок.

В первую очередь я смешаю подходящий цвет и продолжу ствол дерева, на который не хватило вырезок. В моем случае это темно-зеленый оттенок. Поскольку я не уверена, что девушка с фотографии и фотограф, сделавший снимок, были бы рады использованию этих материалов, я перерисую лицо героини до неузнаваемости. Это отлично дополнит начатый в фоне живописный эффект.

Кроме классного результата, которого легко добиться и без особенных навыков рисования (ведь вам не обязательно перерисовывать лица — вы можете собрать их из разных фотографий), коллаж — это замечательный, почти медитативный процесс. Помимо наслаждения от работы вы также закаляете свое творческое мышление . Ведь собрать в стройную историю разрозненные образы и объекты — отличное упражнение на креативность!

Готово! Теперь ваша очередь.

Советы художницы, которая работает с Vogue и ArtHuss.

Кристина Золотарева создает коллажи для Vogue Украина и издательства ArtHuss. Она прошла короткий курс Illustration Workshop в Лондонском колледже искусств, но уверена, что насмотренность и non-stop развитие визуального вкуса важнее дипломов.

Кристина рассказала SKVOT, откуда взялся арт-коллаж и как сделать первый проект.

Сейчас коллажами называют все подряд: от скучно наслоенных фотографий в школьном альбоме до мудбордов и «карт желаний». Но художественный коллаж — это не просто сборка изображений. Тут первична идея. Когда конечный результат может сказать больше, чем исходные изображения. Когда из картинки сыпятся новые смыслы и идеи — причем для каждого свои.

Откуда вырос коллаж

Первые в истории искусства коллажи приписывают основателям кубизма Пабло Пикассо и Жоржу Браку. Раньше других эти художники стали дополнять свои картины «инородными» фрагментами: кусочками обоев и старых газет, щепками, обрезками ткани. Так одномерные полотна становились фактурными и эмоционально более насыщенными.

Сре­ди пионеров этой тех­ни­ки — Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Рауль Хаусман и другие художники, свя­зан­ные с да­даизмом, Ба­уха­узом и сюрреализмом. Это они первыми стали делать дерзкие и броские фотоколлажи.


Работа без названия («Из этнографического музея»), 1930. Автор — Ханна Хёх.

Типы коллажей

Видов коллажа очень много. Вот некоторые:

АППЛИКАЦИЯ — наклеивание вырезанных из бумаги элементов на основу

АССАМБЛЯЖ — компоновка объемных деталей и целых предметов на плоскости

БРИКОЛАЖ — создание предмета или объекта из подручных материалов (например, мусора)

ФОТОКОЛЛАЖ И ФОТОМОНТАЖ — использование фотографий как исходников для творчества

Коллажи делают при помощи олдскульного трио «клей-ножницы-бумага» или в цифровом формате.

Обычно так:

НАКЛАДЫВАЮТ вырезанную часть одного изображения на другое

ВЫРЕЗАЮТ объект из изображения и «играют» с образовавшимися пустотами

КОМБИНИРУЮТ несколько частей разных изображений

ТРАНСФОРМИРУЮТ фрагменты одного исходника разными способами

и не только.

Коллажи бывают фигуративными (с реальными объектами) и абстрактными.

Тематика тоже варьируется широко — от политической сатиры в работах Джона Хартфилда до мистических fashion-коллажей Пьера Дебуше. Абстракции, ботанические мотивы, образ человеческого тела — все это очень популярно.

Как создать коллаж

Работу над коллажем сложно спланировать — здесь не всегда можно сделать набросок, а затем его воплотить. Важно позволить процессу быть стихийным. Ты примерно представляешь, что хочешь визуально выплеснуть, но должен быть готов, что в итоге получится что-нибудь другое.

Например, бриф для одного из коллажей в Vogue звучал так: «Обыграть тему украшений из горного хрусталя». Из первоначально задуманного мною изображения женского образа на фоне горы-кристалла в итоге получился микс из рук и украшений.

Публикация от christina zolotarova (@chrs.z) 30 Мар 2018 в 10:51 PDT

В коммерческих заказах полет фантазии обычно ограничен конкретными исходниками («Вот три фотографии, скомпонуй что-то из них»). Но и там коллаж оставляет большое поле для экспериментов.

Сейчас расскажу, как идет процесс — поэтапно.

#1. НАПРАВЛЕНИЕ

Мои коллажи — это зачастую «автопортреты» внутреннего состояния, визуальные размышления на тему настроения. Мне интересно углубляться в вопросы телесности, самоидентификации, принятия, разнообразия. Нравится работать с кусочками человеческого тела — быть таким себе Виктором Франкенштейном, который собирает новое существо по фрагментам.

Чтобы запустить процесс, нужно выбрать интересующую тематику или поддаться внутреннему ощущению. А потом — включить режим отбора (об этом дальше) и смотреть, что из найденного отзовется.

#2. ПОИСК МАТЕРИАЛА

На этом этапе начинается охота на картинки и другие материалы. Можно делать рисерч перед созданием каждого нового коллажа, отталкиваясь от идеи. Или копить материал, а уже потом создавать из него коллажи.

За много лет у меня дома скопилась приличная стопка журналов — National Geographic, Esquire, уйма глянца вроде L’Officiel и Pink. Однажды я собрала их, чтоб сдать на макулатуру — но прежде чем отнести, пролистала и вырвала приглянувшиеся страницы, на будущее. Многое уже затерялось, но иметь под рукой такой буфер исходников — хороший ход, даже если работаешь в основном с диджиталом.

Будь то листание журнала или поиск фотографий в интернете — сразу мысленно раскладывайте картинку на элементы, воспринимайте ее как сырой материал. Например, думаешь: «Сейчас мне нужна нога» — и фокусируешь внимание только на ногах. Как вариант, в качестве источников можно использовать собственные фотографии.

Отобрав несколько изображений, я создаю новый файл в Photoshop — и переношу их туда, слоями.


Подготовка к созданию арт-коллажа, автор — Кристина Золотарева

#3. ВЫРЕЗАНИЕ

Тут начинается самое интересное. Я пересматриваю свой улов, вырезаю нужные части изображений и начинаю их масштабировать, крутить, искажать и перемещать.

В процессе такой визуальной игры рождается много вариантов, идея трансформируется и обрастает визуальной плотью. Будьте открыты к экспериментам и любым результатам, даже неожиданным.

То, что прекрасно складывалось в голове, может абсолютно дисгармонировать между собой на экране. Пробуйте, пока не нащупаете. Вырезайте по контуру или случайными кусками, соединяйте контрастные формы и цвета, играйте с масштабами, сочетайте несочетаемое.


Процесс создания арт-коллажа, автор — Кристина Золотарева

Нужно дойти до осознания «все, это оно». Но и на этом не обязательно останавливаться.

Этапы могут повторяться, переплетаться, зацикливаться. Я часто добавляю новые изображения уже в процессе и отказываюсь от первоначальных. В итоге из материала, который накапливается в процессе работы, можно собрать не один, а два-три разных коллажа.

Источники коллаж-вдохновения

За огромной подборкой аналоговых коллажей идите на @collage_expo.

И вот еще коллажисты, у которых очень круто получается создавать нереальное:

  • John Gall — комфортный олдскульный стиль и прекрасное чувство «сочетабельности».

  • Kensuke Koike — гениальные трансформации, простые, но мощные идеи.

  • Jesse Draxler — стильный мрачняк.

  • John Stezaker — минимум манипуляций и wow-эффект.

  • K Young — идеальная работа с negative space (не добавление, а вычитание).

На творчество может натолкнуть что-угодно: от фильма или книги до обычной прогулки в парке. Меня часто вдохновляют художественные книги. Пока читаю, в голове возникают визуальные образы.

Совет начинающему коллажисту

Помни, что мир — это мозаика из восхитительного визуального материала. Главное — внимательно смотреть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *