Компетенция по ФГОС

Профессиональная компетентность учителя

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  6. Трансляция собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности — процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Профессиональные компетенции учителя в свете ФГОС

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ В СВЕТЕ ФГОС

Профессионализм учителя реализуется и выявляется через успешность учеников

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ

– это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.

Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно- деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационныетребования и квалификационные характеристики учителей.

Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. В

сущности, происходит принципиальное изменение содержания трудовой деятельности учителя

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ

Современный учитель должен

обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;

осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно- поисковых технологий;

разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу,

рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;

выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);

организовывать и сопровождать учебно- исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;

реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ;

использовать возможности информационно- коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ

У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного

достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной

программы среднего (полного) общего образования

ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ

Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета.

Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.

Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения.

Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.

Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент .

Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.

Информационно-коммуникативная компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.

Общекультурная компетенция:

· знания в области национальной, общечеловеческой культуры;

· умение рефлектировать личностную систему;

· толерантность к разным этнокультурам.

Компетенция личностного самосовершенствовании:

· потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;

· способность к саморазвитию.

Познавательно-творческая компетенция:

· умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;

· развитость творческих способностей;

· способность самостоятельно приобретать новые знания.

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Ценностно-смысловая ориентация личности:

· осознание своей роли и предназначения

· потребность и способность самореализации

· увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности

Коммуникативная компетенция:

· владение технологиями устного и письменного общения, включая общение через Интернет

Информационная компетенция:

· умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

· нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности;

· владение информационными технологиями

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Социально-трудовая компетенция:

· способность взять на себя ответственность;

· проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;

· подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.

Профессиональная компетенция педагога:

· активная жизненная позиция

· профессиональные знания и умения

· профессиональные личностные качества

· творческие умения.

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ

Владение содержанием и методологией предмета.

Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса.

Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса.

Владение приёмами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями.

Компетенция в сфере медиатехнологий. Владение методиками, приёмами, социализирующими и развивающими средствами учебного предмета.

Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация).

Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент).

Владение навыками обобщения и передачи своего опыта.

Способность к профессиональному самосовершенствованию

ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

представляют собой педагогическую адаптированную систему:

научных знаний;

способов деятельности;

опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного

учреждения, реализующего основную образовательную программу среднего (полного)

общего образования, должна обеспечиваться освоением ими:

единовременно или поэтапно, в том числе на дистанционной основе, дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 108 часов и не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности;

программ стажировки на базе общеобразовательных учреждений.

СТАЖИРОВКА

должна осуществляться в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников, полученных ими в результате теоретической подготовки, а также изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим педагогического работника на обучение, исходя из её целей и по согласованию с руководителем организации или учреждения, где она проводится.

Основы методической компетентности педагогов в условиях ФГОС

«Педагог – ключевая фигура реформирования образования.
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться»

«Профессиональный стандарт педагога»

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определенным способом действий и самим учителям. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное — умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС».

(Слайд 3)

Что изменилось в работе учителя при введении ФГОС?

  • Изменился учебно-методический комплекс

  • Произошли изменения в организации урока

  • На завершающемся этапе урока проводится рефлексия

  • Изменилась система контроля результатов

  • В стандартах 2 поколения формой оценивания является портфолио на каждого ученика

Наиболее серьезную проблему представляет собой кадровое обеспечение перехода на деятельность по новому стандарту, одним из основных требований которого является смена позиции учителя с ведущей на сопровождающую, что представляет значительную сложность для большинства педагогов. Самым сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знание основных документов.

Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю, способному воспитать достойного гражданина России. Он должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий.

Кадры школы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Такова основа кадровой политики.

(Слайд 4)

В новых стандартах сформулированы требования к современному учителю:

Во – первых, это профессионал, который:

  • Демонстрирует универсальные и предметные способы действий

  • Инициирует действия учащихся

  • Находит способы включения каждого ученика

  • Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во – вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В – третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

(Слайд 5)

Профессиональная компетентность

  • совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

(Слайд 6)

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

(Слайд7)

Основная цель современного образования:

  • соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.

(Слайд 8)

В условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей:

— коммуникативная компетентность (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»),

— исследовательская и инновационная компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций),

— компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество — статьи, выступления, участие в конкурсах),

— акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста) и т.д.

«Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся»

(Слайд 9)

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Система повышения квалификации.

  • Аттестация педагогических работников.

  • Процесс самообразования педагогов.

  • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.

  • Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

  • Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

  • Участие в конкурсах, исследовательских работах.

  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

(Слайд 10)

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;

  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности — процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании портфолио. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. А чтобы создать портфолио, необходимо иметь положительные результаты работы с учащимися и достижения самого учителя.

Развитие профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям.

Основным фактором, обеспечивающим успешность внедрения стандартов, является системность подготовки педагогов к их введению и комплексность всех видов сопровождения.

(Слайд 11, 12)

Для постоянного профессионального роста педагогов, а также учета уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС требуется:

  • целостность, систематичность методической деятельности в школе;

  • согласованность и координация деятельности всех педагогов, работающих по ФГОС;

  • сохранение традиций, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;

  • учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,

  • выбор форм и методов методической работы, обеспечивающей развитие творческих способностей и предусматривающей большую самостоятельность и ответственность педагога.

  • научиться эффективно использовать инновационные технологии обучения для решения педагогических проблем;

  • анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики;

  • интегрировать педагогические технологии, формы и методы обучения с целью достижения новых образовательных результатов у учащихся;

  • эффективно работать

(Слайд 13)

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Система повышения квалификации.

  • Аттестация педагогических работников.

  • Процесс самообразования педагогов.

  • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.

  • Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

  • Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

  • Участие в конкурсах, исследовательских работах.

  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

(Слайд 14)

Самообразование педагогов:

  • систематическое повышение квалификации;

  • изучение современных психологических и педагогических методик;

  • участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;

  • просмотр телепередач, чтение прессы.

  • знакомство с педагогической и методической литературой.

  • использование интернет – ресурсов;

  • демонстрация собственного педагогического опыта;

  • внимание к собственному здоровью

В ОУ существует система повышения квалификации. Педагоги проходят обязательные предметные курсы повышения квалификации раз в пять лет, а также и по интересующим их актуальным проблемам современного образования.

(Слайд 15)

Система повышения квалификации

Результат — профессиональная готовность работников

образования к реализации ФГОС:

  • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

  • принятие идеологии ФГОС общего образования;

  • освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

  • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

(Слайд 16)

Аттестация педагогических работников:

ЗАДАЧА:

Стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда.

Межаттестационный период:

ЗАДАЧА:

Совершенствование уровня педагогической компетентности.

Педагогические компетенции современного учителя

Педагогические компетенции современного учителя

В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть «осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности» (словарь В. И. Даля). В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества — «подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда», подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой.

Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

К сожалению, как показывает анализ ситуации в образовании, педагоги не имеют достаточного уровня психологической и технологической готовности к педагогической деятельности. Сегодня существует огромный разрыв между педагогическим знанием и педагогическим действием. К тому же возрастает роль учителя, как организатора среды, в которой происходит духовно – нравственное становление личности ребенка. Он сам, его личность являются в данном случае «компонентом» содержания образования и «технологическим инструментом».

Уровень подготовки некоторых педагогов сегодня не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной социокультурной ситуацией. Среди многих педагогов наблюдаются

Низкий уровень интереса к своей профессии;

Невладение пед. технологиями;

Недостаточность знаний о психологическом развитии человека;

Неумение работать в команде и участвовать в соуправлении;

Безразличие к инновациям;

Синдром эмоционального и профессионального выгорания и т.д.

Единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению своих профессиональных функций характеризуется его компетентностью. В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности

Компетеция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.

Проще говоря:

— Компетенции – это требования

— Компетентность – это проявление этих требований

В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:

Специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины (знания по предмету, квалификация и опыт,)

Методическая компетентность в области способов формирования ЗУН учащихся (владение различными методами обучения, знание дидактических методов и приемов, умение применять их, знание психологических механизмов усвоения знаний ит.д.)

Психолого – педагогическая компетентность в сфере обучения (владение пед диагностикой, умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу, знание возрастной психологии, психологии межличностного общения, умение пробуждать интерес к предмету и т.д.)

Дифференциально – психологическая компетентность (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить отношения с руководителями, коллегами, учениками, родителями)

Рефлексия пед деятельности или аутопсихологическая компетентность (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, желание самосовершенствоваться.)

Структура ключевых компетенций в образовании

Учебные компетенции

1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.

2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.

3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.

4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.

5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование

Исследовательские компетенции:

1. Получение и обработка информации.

2. Обращение к различным источникам данных и их использование.

3. Организация консультации с экспертом.

4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.

5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.

Социально — личностные компетенции:

1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.

2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.

4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

5. Понимать произведения искусства и литературы

(Слайд №10) Коммуникативные компетенции

1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей

2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках

3. Выступать на публике.

4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.

5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных

Сотрудничество

1. Принимать решения.

2. Устанавливать и поддерживать контакты.

3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.

4. Вести переговоры.

5. Сотрудничать и работать в команде

Организаторская деятельность:

1. Организовывать свою работу

2. Принимать ответственность.

3.Овладевать инструментарием моделирования

4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.

5. Вступать в проект.

Личностно-адаптивные компетенции.

1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

2. Придумывать новые решения.

3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.

4. Быть упорным и стойким перед трудностями.

5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации

Если педагог находится в постоянном творческом поиске, системно занимается саморазвитием, то школа в праве ожидать сл. результаты в ходе образовательного процесса. В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции: методическая компетентность;

исследовательская компетентность;

управленческая компетентность;

коммуникативная компетентность;

образовательная компетентность.

Для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Чем больше вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. (Слайд №16) И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.

Профессионализм как психологическое и личностное явление характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, умениями, но и профессионально – значимыми качествами. Также под профессионализмом можно понимать сформированность у педагога важнейших педагогических компетенций.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью

Трудолюбие, честность, порядочность

Эмоциональность, оптимизм

Выразительность речи, педагогический такт

Творческое начало личности

Организаторские способности

Чувство юмора

Настойчивость, дисциплинированность и т.д.

С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций?

1 этап Выявление уровня профессиональной компетентности учителя. — диагностирование, тестирование

— определение путей совершенствования профессиональной компетентности

2 этап Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.

План самообразования

Создания творческих групп

Повышение квалификации

Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях

Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций

Разработка системы стимулирования деятельности учителя

Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Выделяют следующие направления самообразования:

Профессиональное (предмет преподавания)

Психолого-педагогическое и психологическое

Методическое

Эстетическое

В области ИКТ –технологий

В области охраны здоровья

Политическое

Языковое

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) непрерывное повышение квалификации

в рамках курсовой подготовки о чных, очно-заочных курсах;

с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег, подготовка и проведение открытых уроков, занятий, самоанализ собственных уроков, подготовка и проведение общешкольных КТД, мероприятий, их анализ)

участие в работе педсоветов, совещаний, семинаров, педагогических чтений, форумов и т. д.

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

средств массовой информации,

вычислительной и оргтехники,

библиотек, музеев,

осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности

формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)

Результат самообразования. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

повышение качества преподавания предмета;

разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

повышение престижа образовательной организации.

Роль самообразования в развитии педагогических компетенций учителя

1) Повышение качества преподавания предмета

2) Готовность к педагогическому творчеству

3) Профессиональный и карьерный рост

4) Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника

5) Соответствие учителя требованиям общества и государства

В заключении отметим, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса. Перефразируя известную мысль классики педагогики Адольфа Дистервега, можно сказать, что, только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном совершенствовании. В наш информационный век, роль учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы собой явить образец для подрастающего поколения, дабы они не нашли его в менее достойных примерах. Спасибо за внимание! Желаю успехов и профессионального совершенства!

Компетенции: виды, уровни. Особенности их формирования при реализации ФГОС.

Компетенции: виды, уровни. Особенности их формирования при реализации ФГОС.

I.Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «кКомпете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой областиомпетентность

Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.

Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.

По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».

М.А. Чошанов считает, что компетентность — это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях».

А.М.Ароновым компетентность определяется, как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность», П.Г.Щедровицким — как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).

О.Е.Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности». И.А.Зимней «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека».

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного

II.Ключевые компетентности

Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.

Формулировки ключевых компетенций представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации.

А.В.Хуторским перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

И.А.Зимней выделены три группы ключевых компетентностей на основе сформулированных в отечественной психологии положений относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев), что человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев); что компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); что профессионализм включает компетентности (А.К. Маркова):

  • компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

  • компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

  • компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Такая группировка позволила структурировать существующие подходы к названию и определению ключевых компетенций/компетентностей и представить их совокупность (всего выделено 10 основных компетенций).

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

  • компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

  • компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка),науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

  • компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

  • компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

  • компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

  • компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

  • компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

III. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

  • компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

  • компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

  • компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Ориентация образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам на формирование общих ключевых компетенций позволит обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетентности ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей.

Литература

1.ru.wikipedia.org›Компетенция

2.Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *