Консилиум в школе

Содержание

Письмо Министерства образования Российской
Федерации

от 27.03.2000 № 27/901-6

о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения

На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует:

Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следующие методические рекомендации:

— о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Приложение 1);
— о формах учета деятельности специалистов ПМПк (Приложение 2).

Провести мониторинг обеспеченности ПМПк образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3).

Обеспечить контроль за созданием, при наличии соответствующих кадров, ПМПк в образовательных учреждениях; определить порядок их взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4).

Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПк.

Заместитель министра
Е.Е. ЧЕПУРНЫХ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

О порядке создания
и организации работы
психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
образовательного учреждения

1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

— выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

— выявление резервных возможностей развития;

— определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.

9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.

10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.

13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.

16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель Доу или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.

19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

21. При направлении ребенка в ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

О формах учета деятельности специалистов ПМПк

Журнал записи детей на ПМПк

№№
п/п
Дата,
время
Ф.И.О.
ребенка
Дата рождения
(число, месяц, год)
Пол Инициатор
обращения
Повод
обращения
График
консультирования
специалистами

Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк

№№
п/п
Дата,
время
Ф.И.О.
ребенка
Дата рождения
(число, месяц, год)
Пол Проблема Заключение
специалиста
или коллегиальное
заключение ПМПк
Рекомендации Специалист
или состав ПМПк

Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника

Основные блоки

1. «Вкладыши»:
— педагогическая характеристика;
— выписка из истории развития;
при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.

2. Документация специалистов ПМПк (согласно учрежденным формам):
— заключения специалистов ПМПк;
— коллегиальное заключение ПМПк;
— дневник динамического наблюдения с фиксацией:

времени и условий возникновения проблемы,
мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности,
сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.

График плановых заседаний ПМПк

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Мониторинг обеспеченности ПМПк специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников

Специалисты Количество
ставок по штату
Фактическое замещение
(наличие реальных физических лиц)
Необходимая
потребность
штатными
работниками
работниками по
совместительству
в образовательных учреждениях в том числе в учреждениях специального образования в образовательных учреждениях в том числе в учреждениях специального образования в образовательных учреждениях в том числе в учреждениях специального образования в образовательных учреждениях в том числе в учреждениях специального образования
педагог-психолог учитель-дефектолог учитель-логопед социальный педагог врач (указать специальность) мед. сестра другие специалисты (указать, какие) Итого:

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

О порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и с ПМПК

Договор

между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения)
и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

(наименование образовательного учреждения)

ПМПк обязуется:

1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях:

— при возникновении трудностей диагностики;
— в спорных и конфликтных случаях;
— при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи.

2. Информировать ПМПК соответствующего уровня:

— о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи;
— о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения;
— об эффективности реализации рекомендаций ПМПК.

ПМПК обязуется:

1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.

2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК.

3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации.

4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.

Руководитель
образовательного учреждения

____________________(подпись)

Председатель ПМПк

____________________(подпись)

М.П.

Заведующий ПМПК

____________________(подпись)

М.П.

Психолого-медико-педагогический консилиум в ДОУ

  1. Задачи ПМПк
  2. Всестороннее обсуждение проблем ребенка в ресурсах информации специалистов разного профиля и специализацией с целью выявления составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции).
  3. Утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов.
  4. Утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями).
  5. Рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных).
  6. Включение родителей в деятельность службы сопровождения.
  7. Повышение компетенции специалистов в смежных с основной профессиональной деятельностью направлениях.

2. Функции ПМПк

  • Экспертно – диагностическая
  • Информационно – аналитическая
  • Организационная
  • Методическая
  • Консультативная
  • Функция сопровождения
  • Просветительская

3. Виды ПМПк

Плановые

(1 раз в год)

Внеплановые

(по запросу специалистов)

определение путей психолого — медико-педагогического сопровождения ребенка

принятие каких – либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам

выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно – развивающего маршрута

изменение направления коррекционно – развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности

динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы

изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учреждения)

4. Основные направления работы и функциональные обязанности специалистов ПМПк

  1. Педагог-психолог: осуществляет консультирование педагогов и родителей по вопросам организации помощи детям, приносит на заседание консилиума результаты своей диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.
  2. Медицинский работник: представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях дошкольников:
  • физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок,
  • характеристика заболеваний за последний год.
  • Учитель-логопед: освещает результаты развития ребенка на момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно — развивающих занятий с воспитанниками группы.
  • Воспитатель группы: представляет педагогическую характеристикудеятельности и поведения ребенка, фиксирует:
    • трудности, которые испытывает тот или иной ребенок в различных ситуациях;
    • особенности индивидуальных черт его характера;
    • самочувствие ребенка в детском саду.
    1. Старший воспитатель: организует взаимодействие учителей, родителей, психологической службы в форме психолог – медико – педагогического консилиума, осуществляет контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации отклонений в развитии ребенка.
    2. Председатель ПМПк определяет круг обсуждаемых вопросов.

    5. Структура проведения ПМПк

    6. Критерии деятельности ПМПк в ДОУ

    1. Нормативно – правовая база:

    Организационные документы:

    — приказ Министерства образования РФ «О психолого – медико -педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» № 27/901 – 6 от 27.03.2000 г.

    — приказ руководителя учреждения о создании ПМПк

    — Положение «О психолого – медико — педагогическом консилиуме (ПМПк)

    — договор о взаимодействии между ПМПк и психолого – медико – педагогической комиссией (ПМПК)

    — договор между образовательным учреждением и родителем ребенка.

    2. Документация:

    — план работы ПМПк

    — протоколы заседаний ПМПк

    — протоколы первичных представлений на ПМПк

    — педагогическая характеристика

    — направление на районный ПМПК

    — заключение ПМПк

    — программа индивидуальной работы специалиста ПМПк

    Коллегиальное заключение психолого-медико-педагогического консилиума ОУ

    Коллегиальное заключение

    психолого-медико-педагогического консилиума ОУ______

    Фамилия, имя ребенка:_______________________________________________________

    Дата рождения:_____________________________________________________________

    Класс(группа)____________________________________________________________________

    Домашний адрес:___________________________________________________________

    Телефон:__________________________________________________________________Заключение ПМПк _________________________________________________________

    Краткие выводы специалистов

    Учитель(воспитатель)________________________________________________________Пед.-психолог___________________________________________________________________Уч.-логопед________________________________________________________________

    Соц. педагог______________________________________________________________________________________________________________________________________________Мед. работник________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Рекомендации по коррекционно-развивающему обучению:

    Содержание сопровождающей деятельности специалистов

    Участник ПМПк

    Содержание и форма работы

    Сроки проведения

    Пед.-психолог

    Уч.-логопед

    Соц. педагог

    Мед. работник

    Учитель

    Кл. руков.

    Председатель ПМПк

    Председатель ПМПк__________________________

    Члены ПМПк

    Дата

    М. П.

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

    на ПМПк

    Фамилия, имя ребенка________________________________ Дата рождения__________

    ОУ________________________________Класс(группа)___________________________

    Краткий анамнез раннего речевого развития_____________________________________

    Речевая среда и социальные условия___________________________________________
    __________________________________________________________________________

    Артикуляционный аппарат___________________________________________________

    Состояние импрессивной речи________________________________________________

    Состояние экспрессивной речи________________________________________________

    Звуковая сторона речи

    Звукопроизношение____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Слоговая структура слов______________________________________________________________________

    Уровень сформированности фонематических процессов_________________________________________________________________

    *звукоразличение___________________________________________________________

    *навыки звукового анализа и синтеза__________________________________________________________________

    Смысловая сторона речи

    Словарный запас___________________________________________________________

    *количественный объём_____________________________________________________________________

    *качественное употребление_________________________________________________

    __________________________________________________________________________Грамматический строй речи______________________________________________________________________

    *словоизменение____________________________________________________________*словообразование__________________________________________________________

    Состояние связной речи______________________________________________________

    Письменная речь:

    Чтение______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Письмо____________________________________________________________________

    Темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием)_________________

    Заключение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Рекомендации:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дата обследования:_________________ Подпись специалиста:_____________

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГА

    на ПМПк

    Ф. И.О. ребенка:__________________________________________________________________

    Возраст______________________________ ОУ________________________________________

    Класс(группа)____________________________________________________________________

    Жалобы родителей: Жалобы педагогов:

    _____________________________________ ___________________________________

    _____________________________________ ___________________________________

    _____________________________________ ___________________________________

    _____________________________________ ___________________________________

    особенности поведения, общения, привычки и интересы________________________________

    сформированность социально-бытовой ориентировки__________________________________

    моторная ловкость________________________________________________________________

    Ведущая: рука_____________ нога______________ ухо_____________ глаз________________

    мотивация_______________________________________________________________________

    критичность_____________________________________________________________________

    работоспособность_______________________________________________________________

    сформированность регуляторных функций___________________________________________

    темп деятельности________________________________________________________________

    особенности внимания___________________________________________________________

    особенности восприятия______________________________________________________________________

    особенности памяти______________________________________________________________

    качественная характеристика речи___________________________________________________
    ________________________________________________________________________________

    характеристика мыслительных процессов____________________________________________

    сформированность представления о пространственных и временных отношениях______________________________________________________________________

    особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунка______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    эмоционально-личностные особенности____________________________________________________

    Заключение психолога ОУ (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Рекомендации_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дата: ___________________ Педагог — психолог ОУ_________________________

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

    социального педагога на ПМПк

    1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

    Ф. И.О. ребенка_____________________________________________________________

    Дата рождения______________________________________________________________

    Адрес, место жительства_____________________________________________________

    Национальность____________________________________________________________

    Состояние здоровья_________________________________________________________

    Состоит на учете____________________________________________________________

    2. ДАННЫЕ О СЕМЬЕ

    Ф. И.О., год рождения, образования, место работы матери_________________________

    Ф. И.О., год рождения, образования, место работы отца___________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Состав семьи (проживающие вместе)___________________________________________

    3. ЖИЛИЩНО_БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ

    Бытовые условия: общая площадь, занимаемая семьей____________________________

    кв. м., число комнат___________________, отдельная квартира_____________________

    общая малосемейная квартира__________________, многосемейная квартира (сколько семей_______ сколько всего человек_______, частный дом).

    Ребенок имеет отдельную комнату__________ вместе с ребенком в комнате_______ (кол-во человек).

    Изменялись ли жилищные условия (ухудшались – улучшались), когда ребенку было________

    4. МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

    Общий доход семьи, включая все регулярные поступления (пенсии, алиментов и т. д.)______ рублей, доход на каждого члена семьи в месяц__________.

    5. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ:

    Взаимоотношения в семье: (хорошие, холодные, напряженные, частые конфликты, ссоры)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Кто преимущественно занимается воспитанием ребенка:__________________________

    С чьим мнением считается ребенок:____________________________________________

    Как занимаются с ребенком:__________________________________________________

    Принципы воспитания в семье: (строгое воспитание, требование безусловного выполнения просьб, решений старших – мягкое воспитание, уговоры, исполнение желаний ребенка).

    Наказывается ли ребенок, как, часто ли:________________________________________

    Как ребенок проводит свободное время:________________________________________

    ________________________ (один, с товарищами, с родителями).

    Дополнительные нагрузки у ребенка (кружки, секции, трудовые обязанности по дому):_____________________________________________________________________

    Осуществляется ли контакт между школой и домом:_____________________________

    К какому фактору группы риска относится:

    1. Социально-демографический (многодетная, неполная, с приемными и опекаемыми детьми, с недееспособными родителями, малообеспеченные).

    2. Социально-педагогический (родители не справляются с ситуацией, конфликтные семьи, семьи, где дети самовольно уходят из дома).

    3. Социально-криминогенный (семьи, где имеется угроза жизни детей, деградация родителей).

    Имеются ярко выраженные особенности характера:______________________________

    наличие нервно-психических заболеваний или тяжелых характеров, а также лиц, которым очень трудно давалась учеба в школе среди родственников:

    со стороны матери__________________________________________________________

    со стороны отца_____________________________________________________________

    Рекомендации, выводы:______________________________________________________

    Дата обследования:______________________

    Социальный педагог:______________________

    Представление воспитателя на ПМПк

    Дата обследования__________________________________________________________

    Ф. И. ребенка_______________________________________________________________

    Дата рождения______________________________________________________________

    Домашний адрес____________________________________________________________

    Ф. И.О. воспитателя__________________________________________________________

    Гигиенические навыки и привычки____________________________________________

    Интеллектуальное развитие:

    * освоение программы, ориентировка в окружающем мире (живая и неживая природа, рукотворный мир, социальные явления)________________________________________

    * познавательный интерес и познавательная активность___________________________
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Взаимодействие со взрослыми и сверстниками__________________________________

    Особенности речи__________________________________________________________

    Особенности личности:

    уровень самостоятельности___________________________________________________
    __________________________________________________________________________

    уровень активности_________________________________________________________

    уровень инициативности_____________________________________________________

    уровень самооценки и самоконтроля___________________________________________

    особенности проявления работоспособности____________________________________

    Особенности развития и проявления эмоций в разных видах детской деятельности___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Особенности развития детских деятельностей:

    игра___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    рисование______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    аппликация и ручной труд____________________________________________________

    конструирование______________________________________________________________________________________________________________________________________

    интересы____________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Общие выводы, рекомендации и впечатления о ребенке___________________________

    Дата

    Воспитатель:

    Педагогическая характеристика на ребёнка может быть написана в произвольной форме.

    Примерная схема педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста, направляемого на ПМПК.

    1. Общие сведения о ребенке: Ф. И.О.

    дата рождения______________________________________________________________

    возраст____________________________________________________________________

    домашний адрес____________________________________________________________

    номер дошкольного учреждения_______________________________________________

    группа (массовая, для детей с ЗПР и т. д.)_______________________________________

    2. Характеристика семьи: состав семьи (возраст, образование, место работы родителей, семья полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер). Кто занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка и пр.). Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения (наличие контакта, Форма работы ДОУ с семьей)

    — участие родителей в развитии и воспитании ребенка

    3. Цель обращения в ПМПК (трудности в усвоении программы, поведении, общении, речевые нарушения).______________________________________________________________
    ________________________________________________________________________________

    4. Педагогический анализ:

    — какие дошкольные учреждения посещал____________________________________________

    — с какого возраста начал посещать ДОУ, и по какой программе_______________________________________________________________________

    — с какого времени посещает данную группу, охотно ли посещал д/сад, часто ли болеет___________________________________________________________________________

    6. Характеристика обучаемости:

    б) Степень оказания воспитателем помощи при выполнении тех или иных заданий_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    9. Доминирующие увлечения и интересы____________________________________________

    10. Общие выводы и впечатления о ребенке__________________________________________
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Подпись воспитателей:

    Подпись руководителя

    Дата: »_____»_________ 200__г.

    С характеристикой ознакомлены (подпись родителей):

    Педагогическая характеристика на ребёнка может быть написана в произвольной форме.

    Примерная схема педагогической характеристики на ребёнка школьного возраста на ПМПк.

    А. Общие сведения о ребенке.

    1.Фамилия, имя, отчество ребенка _____________________________________________

    2.Дата и год рождения._______________________________________________________

    3.Домашний адрес, телефон.__________________________________________________

    5.Другие члены семьи (бабушка, дедушка, братья, сестры, их возраст, какое образовательное учреждение посещают).______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6.Материальные и жилищные условия семьи (хорошие, удовлетворительные, плохие)_________________________________________________________________________

    7.Характеристика семьи (благополучная, неблагополучная, если известно указать обстоятельства, травмирующие ребенка)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    12.Был ли перевод на программу более высокого (низкого) уровня.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    13.Был ли ранее на ПМПК (когда, рекомендации по обучению, каким образом выполняются данные рекомендации)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Б. Особенности учебной деятельности.

    1.Количественные показатели учебной деятельности.

    — Успеваемость по основным предметам._______________________________________

    — Какие предметы затрудняют ученика, какие разделы он не мог усвоить._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    — Предлагаемые причины низкой или неровной успеваемости.____________________________________________________________________

    — Какую помощь ему оказывал учитель, ее эффективность___________________________________________________________________

    2.Качественные характеристики учебной деятельности.

    — Трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий_________________________________________________________________________

    — Трудности и особенности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    — Трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий, трудоёмкой работы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3.Индивидуальные особенности учебной деятельности

    — Темп мыслительной деятельности ребёнка______________________________________
    ________________________________________________________________________________

    — Особенности запоминания (быстрота, осмысленность)___________________________

    — Быстрота включения в работу________________________________________________

    — Устойчивость деятельности (её продолжительность без отвлечения)________________

    — Затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой________________

    — Темп работы_______________________________________________________________

    — Уровень работоспособности__________________________________________________

    — Наличие импульсивности при выполнении заданий______________________________

    — Степень самостоятельности и организованности_________________________________

    — Сформированность навыков самоконтроля_____________________________________

    — Умение оценить выполненную работу(самооценка завышена, занижена, объективна__

    — Какова реакция на собственные неудачи (переживание, подъём активности, спад активности, равнодушие)__________________________________________________________

    — Реакция на помощь учителя (положительная, отрицательная, пассивная, непредсказуемая)_________________________________________________________________

    В. Поведение и общение ребёнка в учебных ситуациях.

    — Дисциплинированность на занятиях, переменах, вне образовательного учреждения___

    — Индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками_________________________________________________________

    — Есть ли двигательная расторможенность, заторможенность_______________________

    — Доминирующие увлечения, интересы__________________________________________

    Г. Эмоциональное состояние в учебной ситуации

    -«Типичное» эмоциональное состояние на уроке_________________________________

    — Описание ситуаций, вызывающих у ребёнка различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессию, испуг и др.)____________________________________________

    Д. Заключение (основные выводы, цель представления на ПМПк)____________________

    Дата

    Подпись учителя

    Подпись руководителя ОУ

    Мп

    Подпись родителя

    Давая характеристику конкретному ребёнку, педагог останавливается только на тех показателях, которые содержат важную информацию для работы консилиума, ПМПК.

    Психолого-педагогический консилиум как форма деятельности психолога

    Одним из перспективных методов психопрофилактической работы является психолого-педагогический консилиум.
    Задача психолога в педагогическом консилиуме – помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное – обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним (даже если эта работа будет связана со значительными трудностями, с необходимостью специальных усилий преподавателей и воспитателей). Педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков. Здесь следует учесть, что, к сожалению, у учителей часто складывается жесткое и однозначное мнение о том или ином ученике, и изменить это мнение очень не просто. Что бы ученик ни сделал, все его действия и отношения воспринимаются через установку на него учителя. Поэтому проведение консилиума, результаты работы которого были бы действительно полезны, требует тщательной подготовки, в ходе которой школьный психолог планирует решение нескольких задач:
    1. Показать педагогическому коллективу ученика с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные, сильные стороны. Представить доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед и пр., о причинах происхождения и существования личностных проблем школьника.
    2. Добиться понимания каждым учителем того, что психолог говорит об ученике, т. е. пробиться сквозь стену установки учителя по отношению к данному ребенку. Это очень трудная задача, и решать ее нужно осторожно, постепенно, еще задолго до проведения консилиума. Нужно создать у учителя пусть небольшой, но собственный опыт видения ученика если и не иным, то хотя бы чуть-чуть измененным взглядом.
    Важно пробудить у учителя сомнения в верности оценки ученика и в правильности своих педагогических действий. Подвести его к примерно таким вопросам и рассуждениям: «А если разобраться серьезно, что делали с ребенком? Прорабатывали на классном часе, в учительской, вызывали родителей. А знаю ли я, чем интересуется, о чем мечтает этот ученик? Что он читает? Какие фильмы любит смотреть? Какая обстановка у него дома? Что он умеет и любит делать: кататься на коньках, ухаживать за животными, играть в шахматы, рисовать, лепить, строгать?… За что-нибудь его когда-либо похвалили? Поставили хоть раз в чем-нибудь в пример другим ребятам? Поручили какое-нибудь значимое для него дело? Поинтересовались, есть ли у него друг, а если нет, то помогли ли этого друга найти? Наконец, поговорили с учеником в школе хоть раз «по душам», без упреков и угроз?..»
    Постановка учителем перед собой подобного рода вопросов может поколебать его субъективную установку на ребенка, вызывает переосмысление и переоценку самого себя: что же это я? Ведь рядом человек, я за него ответствен, а я его не знаю… можно ли еще что-то исправить?!

    Не случайно гуманистическая психология придает такое большое значение субъективному опыту человека и глубоко личностным процессам, позволяющим человеку самостоятельно продвигаться в усвоении знаний. К. Роджерс (45) писал, что есть особая трудность в передаче другому человеку психологического опыта по усвоению субъективно нового знания. Этот опыт человеку надо пройти самому, его нельзя передать прямым путем, о нем можно рассказывать, можно создавать условия, облегчающие поиск и накопление такого опыта, но его нельзя перенести из головы одного человека другому: учиться надо как бы заново. Поэтому многие избегают непривычных форм мышления: это хлопотно и трудоемко. И тогда понятно, почему люди часто предпочитают отмахнуться от всего нового.
    Учителя в силу загруженности, недостаточности профессиональной квалификации или личностного развития устраивает определенность в оценке того или иного ученика. Он его внутренне, для себя, оценил и ведет себя по отношению к школьнику соответственно этой оценке, и совесть его спокойна, он не мучается вопросом: правильно или неправильно он поступил, как это может отразиться на настроении, самочувствии ученика?
    Психолог же снимает всякую оценку с ученика. Ученик не может быть плохим или хорошим, он такой, какой есть, и мы, взрослые, должны его в чем-то поддержать, что-то помочь исправить. Это значительно труднее, заставляет думать и оценивать уже не ученика, а свои собственные действия и мысли по отношению к нему. И часто учитель с трудом меняет установку на ученика не только потому, что уж совсем не понимает, о чем говорит психолог (или кто-то другой), а потому, что, может быть, и бессознательно, не хочет усложнять жизнь самому себе. Поэтому здесь нужна кропотливая психологическая подготовка, чтобы помочь учителю «переступить» через самого себя.
    3. Выработать коллективное понимание всеми учителями сути личностной проблемы ученика. Только в этом случае можно рассчитывать на их взаимодействие в интересах школьника.
    Таким образом, психолого-педагогический консилиум, будучи грамотно подготовленным, помогает развитию не только учащихся, но и учителей, и всего педагогического коллектива.

    Педагогический консилиум как одна из форм взаимодействия с педагогическим коллективом

    Педагогический консилиум – организационная форма взаимодействия педагогического коллектива, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей в процессе обучения и воспитания. (Приложение 1).

    Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, параллели, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный медик, педагог-психолог, социальный педагог, и на основе целостного видения ученика (класса, параллели) разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития. (Слайд 1)

    Консилиум позволяет:

    • -психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам учебно-воспитательного процесса, которые обладают большими возможностями влияния и взаимодействия с ним;
    • учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности;
    • объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков;
    • наметить программу индивидуального развития ученика;
    • распределить обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса;
    • координировать действия субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику (классу, параллели).

    Мы обращаемся к данной организационной форме взаимодействия с педколлективом при обсуждении проблем адаптации, связанных с переходом учащихся 4-х классов на раннее предметное обучение, т.к. организация перехода из начального в среднее звено (а в наших условиях – на раннее предметное обучение) традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации – одним из труднейших периодов школьного обучения. (Слайд 2).

    Цель консилиума:

    • обсуждение состояния адаптации учащихся 4-х классов;
    • коллективное изучение трудностей обучения 4-классников;
    • выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, преподающих в классе;
    • разработка учебно-воспитательных мер по устранению этих причин как в отношении класса в целом, так и в отношении отдельных учащихся.

    В соответствии с этим разрабатывается программа консилиума. (Слайд 3).

    Участники консилиума:

    • администрация;
    • педагог-психолог;
    • социальный педагог;
    • учителя начальной школы, выпустившие учащихся из 3-го класса;
    • классные руководители 4-х классов;
    • учителя-предметники, работающие в 4-х классах.

    Проведению педагогического консилиума предшествовала большая подготовительная работа. В марте 2007 года в рамках работы методического совета был проведён научно-практический семинар по вопросу обеспечения успешной адаптации ребёнка при переходе на раннее предметное обучение. В ходе семинара были рассмотрены психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребёнка 10-12 лет, методические особенности обучения детей в начальной школе, требования к общеучебным мыслительным умениям и навыкам школьников 4-5 классов, определены задачи педагогического коллектива в период адаптации школьников, а также формы взаимодействия учителей начальной основной школы в адаптационный период, утверждён план работы по преемственности. (Слайд 4).

    В соответствии с планом учителями НШ был подготовлен пакет документов для будущих классных руководителей и учителей-предметников 4-х классов по предложенным формам.

    Психолого-педагогическая карта учащегося (заполняется в 3(4)-х, 8-х, 10-х классах) позволяет выделить первоочередные задачи воспитания и обучения учащегося в критические периоды, индивидуализировать обучение, помочь новому учителю в работе с классом. (Приложение 2).

    Карта-схема психолого-педагогической характеристики класса (Приложение 3) позволяет оценить уровень развития классного коллектива по таким параметрам, как “сформированность, активность”, “организованность”, “интеллектуальная коммуникативность”, “психологический климат”. (Слайд 5).

    Проведя всю необходимую подготовительную работу: с ученическим и родительским коллективом по преодолению дезадаптации, АКР для контроля уровня остаточных знаний, классно-обобщающий контроль в 4-х классах, изучение психолого-педагогических проблем в адаптационный период, — участники педконсилиума анализируют, обобщают и представляют для обсуждения следующую информацию:

    — заместитель директора по УВР: анализ АКР, анализ качества знаний, динамику показателей учебной деятельности и успеваемости по классу (слайды 6-14);

    — педагог-психолог: анализ учебной мотивации, отношений учащихся к разным учебным предметам, к школе, классу, к самому себе, определение уровня школьной тревожности (слайды 15-25);

    — учителя НШ: анализ взаимодействия учителей начальной и основной школы в адаптационный период, некоторые индивидуально-психологические особенности учащихся, которые необходимо учесть учителям среднего звена;

    — классные руководители 4-х классов: анализ работы с ученическим и родительским коллективом, характеристика классов, информацию о неблагополучных семьях и детях с проблемами в развитии (слайды 26-28);

    — учителя-предметники: анализ уровня сформированности ОУУН у учащихся 4-х классов, прогнозируемые результаты обучения в 4-м классе.

    В ходе обсуждения участники консилиума определяют пути и формы решения выявленных проблем, принимают решения педагогического консилиума. (Слайд 29).

    Решения педагогического консилиума, а также рекомендации учителям по работе с учащимися, имеющими разный тип познавательной активности были розданы всем участникам консилиума.

    В завершении работы педагогического консилиума его участникам было предложено провести цветовую рефлексию (которая оказалась положительной), а также оценить работу педконсилиума по 10-бальной шкале. Ответы на вопросы распределились следующим образом:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *