Конспект по творчеству Толстого

Биография Толстого

Русский писатель Лев Николаевич Толстой(1828-1910) – автор известных произведений “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Смерть Ивана Ильича”, и в наши дни продолжает считаться одним из лучших писателей мира.

Кратко

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в Тульской губернии (Россия) в семье, принадлежащей классу дворян. В 1860-х годах он написал свой первый большой роман – “Война и мир”. В 1873 году Толстой приступил к работе над второй из наиболее известных его книг, “Анна Каренина”.

Он продолжал писать беллетристику на протяжении 1880-х и 1890-х годов. Одна из его самых успешных поздних работ – “Смерть Ивана Ильича”. Толстой умер 20 ноября 1910 г. в Астапово, Россия.

Первые годы жизни

9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне (Тульская губерния, Россия) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. В 1830 году, когда мать Толстого, урожденная принцесса Волконская, умерла, двоюродный брат отца взял на себя уход за детьми. Их отец, граф Николай Толстой, умер через семь лет, и их тетя была назначена опекуном. После смерти тети Лев Толстой, его братья и сестры переехали ко второй тёте в Казань. Хотя Толстой пережил много потерь в раннем возрасте, позже он идеализировал свои детские воспоминания в своём творчестве.

Важно заметить, что начальное образование в биографии Толстого было получено дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. В 1843 году он поступил на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет. Толстому не удалось преуспеть в учебе – низкие оценки заставили его перейти на более легкий юридический факультет. Дальнейшие трудности в учебе привели к тому, что Толстой, в конце концов, покинул Императорский Казанский университет в 1847 году без степени. Он вернулся в имение родителей, где собирался заняться фермерством. Однако и это его начинание закончилось неудачей – он слишком часто отсутствовал, уезжая в Тулу и Москву. В чём он действительно преуспел, так это в ведении своего собственного дневника — именно эта привычка длиною во всю его жизнь, вдохновила Льва Толстого на большую часть его произведений.

Толстой увлекался музыкой, его любимыми композиторами были Шуман, Бах, Шопен, Моцарт, Мендельсон. Лев Николаевич мог по несколько часов в день играть их произведения.

Однажды, старший брат Толстого, Николай, во время своего армейского отпуска приехал в гости ко Льву, и убедил брата пойти в армию в качестве юнкера на юг, в кавказские горы, где тот проходил службу. После пребывания на посту юнкером, Лев Толстой в ноябре 1854 года был переведен в Севастополь, где воевал в Крымской войне по август 1855 года.

Ранние публикации

В годы своего юнкерства в армии у Толстого было немало свободного времени. В спокойные периоды он работал над автобиографической историей под названием «Детство». В ней он писал о своих самых любимых детских воспоминаниях. В 1852 году Толстой отправил рассказ в “Современник”, самый популярный журнал того времени. Рассказ был с радостью принят, и он стал первой публикацией Толстого. С этого времени критики ставили его в один ряд с уже известными писателями, среди которых присутствовали Иван Тургенев(с которым Толстой подружился), Иван Гончаров, Александр Островский и другие.

После завершения повести “Детство”, Толстой начал писать о своей ежедневной жизни в армейской заставе на Кавказе. Начатую в армейские годы работу “Казаки”, он закончил только в 1862 году, после того, как он уже оставил армию.

Удивительно, но Толстому удавалось продолжать писать во время активных сражений в Крымской войне. В это время он написал “Отрочество” (1854), продолжение “Детства”, вторую книгу в автобиографической трилогии Толстого. В разгар Крымской войны Толстой выразил свое мнение о поразительных противоречиях войны через трилогию произведений «Севастопольские рассказы». Во второй книге «Севастопольских рассказов», Толстой экспериментировал с относительно новой техникой: часть истории представлена в виде повествования от лица солдата.

После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и вернулся в Россию. Приехав домой, автор пользовался большой популярностью на литературной сцене Санкт-Петербурга.

Упрямый и высокомерный, Толстой отказался от принадлежности к какой-либо конкретной философской школе. Объявив себя анархистом, он в 1857 году уехал в Париж. Оказавшись там, он проиграл все свои деньги и был вынужден вернуться домой, в Россию. Ему также удалось опубликовать «Юность», третью часть автобиографической трилогии, в 1857 году.

Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой издал первый из 12 номеров тематического журнала “Ясная Поляна”. В этот же год он женился на дочери врача по имени Софья Андреевна Берс.

Основные романы

Проживая в Ясной Поляне с женой и детьми, Толстой провел большую часть 1860-х годов, трудясь над своим первым известным романом “Война и мир”. Часть романа была впервые опубликована в “Русском Вестнике” в 1865 году под названием «1805 год». К 1868 году он выпустил еще три главы. Через год роман был полностью закончен. И критики, и общественность спорили об исторической справедливости Наполеоновских войн в романе, в сочетании с развитием историй его продуманных и реалистичных, но все же вымышленных персонажей. Роман также уникален тем, что в него включены три длинных сатирических эссе о законах истории. Среди идей, которые Толстой пытается также донести в этом романе – убеждение, что положение человека в обществе и смысл человеческой жизни в основном являются производными его повседневной деятельности.

После успеха “Войны и мира” в 1873 году, Толстой приступил к работе над второй из наиболее известных его книг – “Анна Каренина”. Она была частично основана на реальных событиях периода войны России с Турцией. Как и “Война и мир”, эта книга описывает некоторые биографические события из жизни самого Толстого, это особенно заметно в романтических отношениях между персонажами Кити и Лёвина, что, как говорят, напоминает ухаживания Толстого за его собственной женой.

Первые строки книги “Анна Каренина” являются одними из самых известных: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». “Анна Каренина” публиковалась частями с 1873 по 1877 года, и была высоко признана публикой. Гонорары, полученные за роман, стремительно обогатили писателя.

Обращение в веру

Несмотря на успех “Анны Карениной”, после завершения романа Толстой испытывал духовный кризис и находился в депрессии. Следующий этап биографии Льва Толстого характеризуется поиском смысла жизни. Писатель сначала обратился в Русскую православную церковь, однако не нашел там ответы на свои вопросы. Он пришел к выводу, что христианские церкви были коррумпированы и, вместо организованной религии, продвигали свои собственные убеждения. Он решил выразить эти убеждения, основав в 1883 году новое издание под названием “Посредник”.
Как результат, за свои нестандартные и противоречивые духовные убеждения, Толстой был отлучён от русской православной церкви. За ним даже наблюдала тайная полиция. Когда Толстой, ведомый своим новым убеждением, хотел раздать все свои деньги и отказаться от всего лишнего, его жена была категорически против этого. Не желая накалять обстановку, Толстой неохотно согласился на компромисс: он передал жене авторские права и, по-видимому, все отчисления на его творчество до 1881 года.

Поздняя художественная литература

В дополнение к своим религиозным трактатам, Толстой продолжал писать беллетристику на протяжении 1880-х и 1890-х годов. Среди жанров его поздних работ были нравственные рассказы и реалистическая беллетристика. Одна из самых успешных среди его поздних работ была повесть “Смерть Ивана Ильича”, написанная в 1886 году. Главный герой изо всех сил пытается бороться с нависшей над ним смертью. Кратко говоря, Иван Ильич ужасается от понимания того, что впустую потратил свою жизнь на мелочи, но осознание этого приходит к нему слишком поздно.

В 1898 году Толстой написал повесть “Отец Сергий”, художественное произведение, в котором он критикует убеждения, развитые им после его духовного преобразования. В следующем году он написал свой третий объёмный роман “Воскресение”. Работа получила хорошие отзывы, но вряд ли этот успех соответствовал уровню признания его предыдущих романов. Другие поздние работы Толстого являются очерками об искусстве, это сатирическая пьеса под названием “Живой труп”, написанная в 1890 году, и повесть под названием “Хаджи-Мурат” (1904 год), которая была обнаружена и опубликована уже после его смерти. В 1903 году Толстой написал небольшой рассказ “После бала”, который был впервые опубликован уже после его смерти, в 1911 году.

Старость

За последние 30 лет жизни Толстой зарекомендовал себя как духовный и религиозный лидер. Его идеи о ненасильственном сопротивлении злу были схожи с идеями Махатма Ганди.

В течение его поздних лет, Толстой пожинал плоды международного признания. Тем не менее, он изо всех сил все еще пытался примирить свои духовные убеждения с напряженностью, которую он создал в своей семейной жизни. Его жена не только не соглашалась с его учением, она не одобряла его учеников, которые регулярно посещали Толстого в родовом имении. Стремясь избежать растущего недовольства жены, в октябре 1910 года Толстой и его младшая дочь Александра подались в паломничество. Александра была врачом для своего пожилого отца во время поездки. Стараясь не выставлять напоказ свою частную жизнь, они путешествовали инкогнито, надеясь уклониться от ненужных расспросов, но иногда это было безрезультатно.

Смерть и наследие

К сожалению, паломничество оказалось слишком обременительным для стареющего писателя. В ноябре 1910 года, начальник маленькой железнодорожной станции Астапово открыл двери своего дома для Толстого, чтобы больной писатель мог отдохнуть. Вскоре после этого, 20 ноября 1910 года, Толстой умер. Похоронен в родовом имении, Ясной Поляне, где Толстой потерял так много близких ему людей.

По сей день, романы Толстого считаются одними из лучших достижений литературного искусства. “Войну и мир” часто приводят в качестве величайшего романа из когда-либо написанных. В современном научном сообществе Толстой широко признан как обладатель дара описания бессознательных мотивов характера, утонченность которых он отстаивал, подчеркивая роль повседневных действий в определении характера и целей людей.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография Толстого по датам – советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Толстого.

Интересные факты

  • Лев Толстой известен не только как автор серьезных произведений. Он также написал «Азбуку» и «Книгу для чтения» для детей.
  • Самое свое большое и значимое произведение «Война и мир» Толстой порой недолюбливал и называл «многословной дребеденью».
  • Лев Николаевич Толстой имел дворянский титул графа.
  • Толстой увлекался светской жизнью и игрой в карты. Играл всегда очень азартно и часто проигрывал, что негативно сказывалось на его финансовом положении.
  • Толстой подверг резкой критике талант Шекспира как драматурга, и даже выпустил очерк «О Шекспире и о драме» с подробным разбором его некоторых работ.
  • После смерти, у Толстого осталась жена и 10 детей. Всего супруги дали жизнь 13 детям, но только 10 из них пережили младенчество.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Толстого

Квест

Мы подготовили интересный квест о жизни Льва Николаевича – пройти.

Тест по биографии

Насколько хорошо вы знаете краткую биографию Толстого – проверьте свои знания:

Оценка по биографии

Ну очень краткая биография Толстого

Лев Николаевич Толстой, русский писатель, философ, мыслитель, родился в Тульской губернии, в родовом поместье «Ясная Поляна» в 1828-м году. Еще ребенком он потерял родителей и воспитывался своей дальней родственницей Т. А. Ергольской. В 16 лет поступил в Казани в университет на факультет философии, но обучение оказалось для него скучным, и уже через 3 года он бросил учебу. В возрасте 23-х лет уехал воевать на Кавказ, о чем, впоследствии, много писал, отобразив этот опыт в своих трудах «Казаки», «Набег», «Рубка леса», «Хаджи-Мурат».
Продолжив воевать, после Крымской войны Толстой отправился в Санкт-Петербург, где стал членом литературного кружка «Современник», вместе с прославленными писателями Некрасовым, Тургеневым и другими. Уже имея определенную славу писателя, многие восприняли его вступление в кружок с энтузиазмом, Некрасов назвал его «великой надеждой русской литературы». Там он издал свои «Севастопольские рассказы», написанные под влиянием опыта Крымской войны, после чего отправился в путешествие по странам Европы, вскоре, однако, разочаровавшись в них.
В конце 1856-го года Толстой ушел в отставку и, вернувшись в родную Ясную Поляну, стал помещиком. Отойдя от литературной деятельности, Толстой занялся деятельностью просветительской. Он открыл школу, практиковавшую разработанную им же систему педагогики. Для этих целей он в 1860 году уехал в Европу, чтобы изучить иностранный опыт.
Осенью 1862 года Толстой женился на молодой девушке из Москвы С. А. Берс, уехав с ней в Ясную Поляну, избрав тихую жизнь семьянина. Но через год его внезапно осенила новая идея, в результате воплощения которой на свет явилось известнейшее произведение «Война и мир». Не менее известный его роман «Анна Каренина» был закончен уже в 1877. Говоря об этом периоде жизни писателя, можно сказать что его мировоззрение на тот момент уже окончательно сформировалось и стало известно как «толстовство». Его роман «Воскресенье» был издан в 1899, последними же для Льва Николаевича произведениями стали «Отец Сергий», «Живой труп», «После бала».
Имея мировую славу, Толстой пользовался популярностью у многих людей по всему миру. Будучи для них фактически духовным наставником и авторитетом, он частенько принимал гостей в своем поместье.
В соответствии со своим мировоззрением, в конце 1910 года, ночью Толстой тайно покидает свой дом в сопровождении своего личного врача. Намереваясь выехать в Болгарию или на Кавказ, им предстояла дальняя дорога, но в связи с тяжелой болезнью Толстой вынужден был остановиться на небольшой железнодорожной станции Астапово (ныне названной в его честь), где и умер от тяжелой болезни в возрасте 82-х лет.

Лев Толстой. Биография для детей 4 класса

О жизни и творчестве для детей. Толстой Лев Николаевич. Интересные факты

Великого писателя Льва Николаевича Толстого называют «гордостью земли русской». Хотя сам Лев Николаевич не любил, когда его так называли. Весь мир изучает Россию по его книгам. В них, как живые, встают перед нами и дети, и взрослые, простые мужики и богатые образованные господа, солдаты и генералы; в них и картины мирной природы, и жестокие сраженья войны.

Толстой был не только великим писателем, но и великим человеком. Его дочь Александра Львовна Толстая писала: «Мой отец был велик тем, что всю свою жизнь, с детства, стремился к добру, и, когда ошибался, заблуждался и падал, он никогда не оправдывался, не лгал ни себе, ни людям, а подымался и шёл дальше. Эти основные черты его — смирение и скромность, недовольство собой — и побуждали его подыматься выше и выше».

Родился Толстой в усадьбе Ясная Поляна под Тулой 28 августа 1828 года, на кожаном диване господского дома. (Толстые были графами.) На этом же диване родились и его дети.

Маленький Лёвушка считал всех людей хорошими, он любил весь мир и всех, в нём живущих. «Кто не знает того блаженного чувства умиления в самом раннем детстве, при котором хочется любить всех: и близких, и отца, и мать, и братьев, и злых людей, и врагов, и собаку, и лошадь, и травку; хочется одного, чтобы всем было хорошо, отдать себя, всю свою жизнь, чтобы всегда и всем было хорошо и радостно», — писал Толстой позже.

У Лёвушки было три брата и сестра. Больше всех он любил старшего брата Николеньку. Тот был удивительным мальчиком и большим фантазёром. Николенька однажды объявил маленьким братьям, что у него есть великая тайна. Когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, ни ссор, все будут любить друг друга и станут «муравейными братьями». Сказал, что тайну эту он записал на зелёной палочке, а палочку зарыл на краю оврага. Братья играли в «Муравейное братство» и, завесив кресла платками, сидели в темноте, любовно прижавшись друг к другу.

Николенька обещал отвести мальчиков на волшебную Фанфаронову гору, но для этого они должны пройти испытания. Самым трудным было стать в угол и не думать о белом медведе. Сколько Лёвушка ни пытался, это не получалось, «всё время, как назло, думалось об этом медведе!».

Идеалу — искоренять в людях зло, вселять в них любовь друг к другу для общего блага и счастья — Лев Николаевич оставался верным всю свою жизнь. Это он утверждал своими книгами.

Писать Толстой начал на Кавказе, куда позвал его брат Николай. Поступил на военную службу проявил себя очень храбрым в стычках с горцами. Но первый роман написал не об этом, а о своём детстве. Роман так и называется — «Детство». Подписал его «Л.Н.» и послал в Петербург Некрасову. Тот напечатал роман в своём журнале и похвалил неизвестного автора. Весь город гадал, кто же этот талантливый Л.Н.? А молодой автор понял, что его призвание — литература. Здесь пригодились и его острая наблюдательность, и умение понять и выразить самые сложные, самые тонкие переживания человека.

Потом появились «Отрочество» и «Юность». Интересно, что «Юность» Толстой писал на Крымской войне, под пулями, в осаждённом Севастополе. И одновременно там же написал свои «Севастопольские рассказы». Они тоже произвели огромное впечатление в Петербурге. Россия ещё не видела такого безжалостно правдивого описания и ужасов войны, и мужества и терпения простых солдат. Люди плакали, читая эти рассказы.

Желание помочь, облегчить жизнь крестьянам, нищим, неграмотным и тёмным, постоянно жило в душе Льва Толстого. Если многие дворяне крестьян и за людей не считали, то Толстой, наоборот, старался сблизиться с ними. Граф иногда сам пахал и косил траву вместе со своими крестьянами.

Когда он работал в Земской управе, то по всей округе были открыты десятки школ для крестьянских детей. В Ясной Поляне он организовал школу в своей усадьбе и сначала учил сам. Он преподавал так, что ребята не хотели расходиться, а всё просили ещё и ещё продолжить урок. В этой школе никогда никого не наказывали, но ребята учились прекрасно. Для них он писал небольшие рассказы и сказки, простые и мудрые.

В 1891—1892 годах в Рязанской губернии разразился страшный голод. Толстой поднял всю свою семью на борьбу с ним. По губернии объявили подписку, и на собранные деньги Толстые открывали столовые для крестьян, раздавали семена, дрова, корм для лошадей.

Лев Николаевич создал гениальные художественные произведения: романы, повести, рассказы, которые прославили его на весь мир. В них, и особенно в своих статьях, Толстой призывал каждого человека стараться стать лучше, бороться со своими пороками, «создать царство Божие внутри себя». Без этого, говорил он, не может быть счастья всего человечества. Он сам всю жизнь старался стать лучше. С течением лет его всё больше угнетало и расстраивало, что он не может полностью жить по собственным убеждениям. Не может раздать всё имущество бедным, лишив свою многочисленную семью привычного достатка. Он страдал от обилия слуг в доме, не терпел, когда крестьян наказывали за что-либо, и т. д.

В конце жизни Лев Николаевич даже решился уйти из дома, но по дороге простудился и 20 ноября 1910 года умер.

В своём завещании Лев Николаевич просил дочь на деньги от издания его последних произведений выкупить землю и раздать её крестьянам.

Похоронить себя он завещал на краю того оврага, где Николенька когда-то закопал зелёную палочку. Его воля была исполнена.

Рекомендуем посмотреть:

Толстой. Рассказ «Лебеди»

Толстой «Зайцы»

Толстой «Яблони»

Толстой «Черёмуха»

Толстой «Филипок», 2 класс

Конспект и план урока по биографии и творческому пути Л.Н. Толстого

План занятия

Тема: «Л. Н. Толстой. Жизненный путь и творческая биография. Духовные искания писателя, роман-эпопея «Война и мир»

Цели:

  • познакомить студентов с жизнью и мировоззрением великого русского писателя Л.Н.Толстого;

  • вызвать интерес к личности и творчеству автора;

  • развивать умение студентов вести конспект: определять и записывать основные мысли, тезисы.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование:

  • портрет Л.Н. Толстого;

  • иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого.

Структура занятия:

  1. Организационный момент (приветствие студентов, проверка явки и готовности к занятию)

  2. Мотивация учебной деятельности (обозначение темы, знакомство с целями урока, вступительное слово преподавателя для формирования мотивации студентов к освоению нового материала о биографии и творческом пути Л.Н. Толстого)

  3. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)

  4. Изложение материала по плану:

1. Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого

2. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Смысл названия.

3. Роман-эпопея «Война и мир». Жанр и композиция.

V. Обобщение и систематизация изучаемого материала. Подведение итогов.

VI. Заключительное слово учителя. Запись домашнего задания.

Тема: Л. Н. Толстой. Жизненный путь и творческая биография. Духовные искания писателя, роман-эпопея «Война и мир».

Цели урока:

  • познакомить студентов с жизнью и мировоззрением великого русского писателя Л.Н.Толстого;

  • вызвать интерес к личности и творчеству автора;

  • развивать умение студентов вести конспект: определять и записывать основные мысли, тезисы.

Оборудование:

  • портрет Л.Н. Толстого;

  • презентация PowerPoint (Приложение);

  • иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого.

Эпиграф: Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни… А.А. Блок

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В этом году исполнилось бы 188 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Сегодня вы узнаете о судьбе этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, произведения. И начать мне хотелось бы со слов А.А.Блока, которые вынесены в эпиграф к нашему занятию «Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…” (Запишите их в тетради.)

II. Оформление записи темы урока и эпиграфа в тетради.

III. Презентация биографии Л.Н.Толстого – лекция учителя. Студенты составляет краткий конспект лекции. Слайд 1–5. Приложение

Стих. Л.Озерова
Он был смятеньем всех корней
России, ствол ее и крона
Певец ее трудов и дней,
Ее серьмяга и корона.
В нем встретились, схлестнулись в нем.
Ее дворянство и крестьянство.
В непостоянстве — день за днем —
Ее живое постоянство
Туляк в нем видит земляка,
Родную душу парижанин.
Рабочая его рука
Своею мощью поражает,
Своею нежностью, своей
Неутомимостью, и, право,
Из-за кустов его бровей
Глядит колюче наша слава.

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.

1этап:1828-1851гг.Детство,отрочество, юность: опыт самостоятельной жизни.

Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа 1828г. в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы.

“Радостный период детства” Слайды 6–7.

Толстой был 4 ребенком (всего было 5детей) в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще 2 лет(1830), отец Толстого, участник Отечественной войны, тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, звали они ее «тетенькой» и любили.

Казанский университет Слайд 8

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных 2года: занятия не вызывали у него интереса. Весной 1847, подав прошение об увольнении, Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), языки, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи». После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

2 этап: 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

“Война и свобода” Слайд 9–12. Приложение

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти 3 года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855–57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

В 1854 Толстой получил назначение в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл «Севастопольских рассказов», 1854-1855 вскоре напечатанных и имевших огромный успех, они были в жанре очерков. Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа.

В кругу литераторов и за границей Слайд 13

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника», где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда. Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 – за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, осенью вернулся в Москву, затем — в Ясную Поляну.

3этап:1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

Народная школа Слайд 14–15

В 1859 Толстой открыл более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны для крестьянских детей, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Германии, Англии, Франции Лев Николаевич изучал популярные педагогические системы, а потом изложил собственные идеи в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издал «Азбуку».

“Война и мир” (1863–39) Слайд 16–18

В сентябре 1862 Толстой женился на 18-летней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема и семейного счастья. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи, работал в архивах, ездил на Бородинское поле, и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» 1-ю часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов. В 1870-е гг., живя в Ясной Поляне, продолжал учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества “Анна Каренина” (1973–77)

4этап:1880-1900 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

Перелом (1880-е годы) Слайды 20–23

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в исповедальной публицистике, где развернута его душевная драма: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (1906), в статьях «Так что же нам делать?» (1886), «Не могу молчать» (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви.

5этап: 1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.

Уход и смерть Слайд 24–25. Приложение

В это время пишет роман “Воскресение” (1989–99). Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях. Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д.П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово в Рязани. Здесь, в доме начальника станции он провел последние 7 дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

IV. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Смысл названия.

I. Рассказ учителя (краткое изложение).

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА-ЭПОПЕИ «ВОЙНА И МИР»

Колоссальное 4-х томное произведение «Война и мир» Лев Николаевич Толстой писал в течение 6 лет с 1863 по 1869 годы. Характеризуя свою работу, он указывал, что не только скрупулезно исследовал архивы, документы, исторические книги и труды, но и встречался с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, даже побывал на Бородинском поле. Первоначально Толстой задумал написать повесть «Декабристы», герой которой Петр Иванович – возвратившийся из сибирской ссылки декабрист. Но скоро писатель пришел к новому замыслу, к эпохе 1825 года, эпохе «несчастий» своего героя. Петр Иванович из повести «Декабрист» в результате… превратился в Петра Кирилловича Безухова, а потом и в Пьера. Толстой задумал показать и молодость декабриста, а это 1812 год, «время торжества России» в войне с Наполеоном. Затем обратился к более ранней эпохе 1805–1807 гг., времени «неудач» и «срама» России. Таким образом, по замыслу Толстого, герой, и уже не один («а многие… герои и героини»), должен пройти через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825, 1856 годов. Поражает количество действующих лиц в произведении, их более 600. Время действия в «Войне и мире» – 15 лет (с 1805 по 1820 гг.). События происходят то в Москве и Петербурге, то в дворянских поместьях, то за границей. По признанию Льва Николаевича Толстого, в своем произведении он «любил мысль народную». В ранних рукописях есть такая запись: «Я старался писать «историю народа». «Мысль народная» положена великим писателем в основу характеристики героев произведения, исторических событий и исторических деятелей. Первоначальное – «Три поры», затем «1805 год», последнее – «Война и мир». В чем смысл заглавия? («Война» – это военные действия, сражения, «война» – это непонимание, вражда, разъединение людей. «Мир» – это жизнь народа без войны, это и та «общность, то единение, к которому должны стремиться люди» .)

V. Роман-эпопея «Война и мир». Жанр и композиция.

II. Рассказ учителя (краткое изложение).

ЖАНР и КОМПОЗИЦИЯ.

Л. Н. Толстой отказывается дать жанровое определение «Войне и миру»: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось», но исследователи творчества Толстого назвали «Войну и мир» романом-эпопеей. Роман-эпопея повествует о важнейших исторических событиях, рассказывает о различных сторонах жизни народа, освещает взгляды, а также быт и нравы различных слоев общества. Композиция (построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов) поражает своей сложностью. Широко изображен социально-исторический и семейно-бытовой фон эпохи. Исторические сцены, сцены частной жизни и философские рассуждения в «Войне и мире» «перемешаны». В романе раскрываются два основных конфликта: борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона) и борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова с Николаем Ростовым, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество). Один из приемов композиции – антитеза (противопоставление). Важную роль в романе играют внутренние параллели, или сопоставления. Большое внимание писатель уделяет изображению переломов, перемен в общественной жизни. В романе-эпопее множество сюжетов, для каждой сюжетной линии – своя завязка. В основе сюжетов – духовные искания своего места в жизни любимых героев писателя.

VI. Заключительное слово учителя. Обобщение материала, подведение итогов. Ответы на вопросы. Рефлексия.

Подведение итогов занятия – блиц – викторина
1.Почему легко запомнить день, месяц и год рождения Толстого? (28.08.28)
2. Портрет какого писателя юноша Толстой носил на груди вместо нательного креста? (портрет Жан – Жака Руссо)
3. Как называются произведения, составляющие автобиографическую трилогию Толстого? ( «Детство», «Отрочество», «Юность», главный герой Николенька Иртеньев)
4. В обороне какого города Толстой принимал участие и в каком произведении отразил впечатления этого периода? (В обороне Севастополя, в «Севастопольских рассказах»)
5. В каком произведении Толстой описывает свои неудачные попытки улучшить положение крестьян? ( «Утро помещика»)
6. С какой целью в 1860-1861 годах толстой совершает поездку по странам Европы? ( Чтобы ознакомиться с постановкой народного образования)
7. Какая повесть Толстого названа именем горца? («Хаджи – Мурат»)
8. В каком своем романе Толстой любил «мысль семейную», а в каком «мысль народную»? ( «Анна Каренина» — «мысль семейная», «Война и мир» — «мысль народная»)
9. Какой роман Толстого вызвал бешеную злобу у правящих кругов и церкви, в результате чего он был отлучен от церкви? (Роман «Воскресение»)
10. Каким видом спорта увлекался Толстой? (катанием на коньках, велосипедным спортом, верховой ездой)
11. Где умер Толстой? (На станции Астапово Рязано – Уральской железной дороги)
12. Где находится могила Толстого? (В Ясной Поляне)
13. Почему на могиле писателя нет ни креста, ни памятника? (Креста нет, потому что Толстой был отлучен от церкви, а памятника – по желанию, которое он высказал перед смертью).

VII. Запись домашнего задания.

Использованная литература:

  1. Майорова О.Е. Лев Николаевич Толстой – Биография.

  2. Материалы сайта www.yasnayapolyana.ru.

  3. Яснополянский мудрец. Традиции русского философствования в творчестве Л. Н. Толстого: А. Д. Сухов — Москва, ИФРАН, 2001 г.

Приложение.

Слово учителя: А сейчас мы заполним хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.

Перед вами краткое изложение биографии писателя и таблица с известными событиями его

жизни и творчества. Ваша задача найти правильную дату и поставить в пустую ячейку.

Хронологическая таблица жизни и творчества Л.Н.Толстого.

Слово учителя: А сейчас мы заполним хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.

Ваша задача: по сообщениям ваших сокурсников записать в таблицу самые знаменательные

даты и события в жизни и творчестве Л.Н. Толстого.

Хронологическая таблица жизни и творчества Л.Н.Толстого

конспект урока Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь

Урок–презентация «Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и мировоззрением великого русского писателя Л.Н.Толстого;
  • вызвать интерес к личности и творчеству автора;
  • развивать умение учащихся вести конспект: определять и записывать основные мысли, тезисы.

Оборудование:

  • портрет Л.Н. Толстого;
  • презентация PowerPoint (Приложение);
  • выставка книг с произведениями Л.Н. Толстого;
  • иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого.

«Толстой – величайший и единственный
гений современной Европы, высочайшая
гордость России, человек, одно имя
которого – благоухание, писатель
великой чистоты и святыни…»
А.А. Блок

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Опрос домашнего задания. Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
  3. Вступительное слово учителя.

В этом году исполнилось бы 185 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы: их изучают в школах и вузах, ими зачитываются как русские, так и зарубежные читатели.

Сегодня вы узнаете о судьбе этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, по-новому взглянуть на уже прочитанные произведения.

И начать мне хотелось бы со слов А.А.Блока, которые вынесены в эпиграф к нашему занятию «Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…”

  1. II. Оформление записи темы урока и эпиграфа в тетради.

III. Презентация биографии Л.Н.Толстого – лекция учителя. Класс составляет краткий конспект лекции.

Слайд 1–5. Приложение

Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа (9 сентября) в усадьбе Ясная Поляна. Толстой гордился своим происхождением из рода Рюриковичей, основатель рода-Михаил Рюрикович, князь Черниговский, по отцовской линии. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”.

“Радостный период детства”

Слайды 6–7.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»).В детстве Толстой был очень ранимым ребенком, и из-за этого в детстве его прозвали плаксой. Мама Льва Толстого читала ему на ночь сказку о зеленой палочке. «Главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы счастливы,» — вспоминал потом писатель. Тайна бала написана на зеленой палочке, а палочка зарыта на краю оврага «Старый заказ». Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

Казанский университет

Слайд 8

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В юности Толстой очень уважал творчество и литературную деятельность В.Г. Белинского, и его портрет носил вместо нательного креста. Будучи в Казани, он начал вести дневник и с некоторыми перерывами вел его всю жизнь на протяжении 30 лет. В своем дневнике больше в всего осуждал он в себе зависть лень.В 16 лет Толстой впервые почитал роман Пушкина «Евгений Онегин», перечитал дважды и не мог заснуть всю ночь.

В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на литературный факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям, за что друзья прозвали его веселым малым. После лета в деревне, осенью 1846 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Но передумает, иоставив университет вернется в Ясную поляну. Надо сказать, что Толстой в своей жизни так и не закончит никакого учебного заведения. Но благодаря собственным познаниям станет необыкновенно образованным в различных областях знания человеком.

“Война и свобода”

Слайд 9–12. Приложение

В 1854 г. Толстой добивается перевода в Крымскую армию, потому что там разворачиваются главные исторические события: начиналась русско-турецкая война. В ноябре 1854 Толстой получает назначение в осажденный Севастополь. В Севастополе он познал, что такое смертельная опасность и воинская доблесть, как переживается страх быть убитым и в чем заключается храбрость.

Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки» (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855–57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский»Потребность образования лежит в каждом человеке, — писал Толстой, — народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».

Напишите эссе на тему: «Роль образования в жизни человека»

В кругу литераторов и за границей

Слайд 13

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника», где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстому, еще вчера видевшему ужасы войны, предстояло войти в литературный круг Петербурга, встретиться с Гончаровым, Тургеневым, Дружининым и Островским. Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 – за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем — в Ясную Поляну.

Народная школа «Потребность образования лежит в каждом человеке, -писал Толстой, — народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздух для дыхания»

Слайд 14–15

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Бельгии Лев Николаевич изучал популярные педагогические системы, а потом изложил собственные идеи Толстой в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». Только при жизни писателя она переиздавалась 28 раз. До сих пор дети учатся узнавать мир по рассказам Толстого: «Филиппок», «Три медведя», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Кавказский пленник». Решение Толстого оставить литературу было, к счастью недолгим.

“Война и мир” (1863–39)

Слайд 16–18

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.

“Анна Каренина” (1973–77)

Слайд 19

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни — этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

Перелом (1880-е годы)

Слайды 20–23

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89), «Отец Сергий» (1890-98), драме «Живой труп» (1900), в рассказе «После бала» (1903). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86), «О голоде» (1891), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений — драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере.

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

Уход и смерть

Слайд 24–25. Приложение

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д.П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Заключительное слово учителя:

Л.Н.Толстой – гениальный художник слова, интерес к творчеству которого с годами не только не ослабевает, а наоборот – растет. Находясь всю жизнь в поиске истины, в своих произведениях он делиться своими открытиями и переживаниями. Произведения Толстого можно перечитывать неоднократно, всякий раз находя в них все новые и новые мысли. Поэтому закончить этот урок я хотела бы словами А. Франса: “Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!”

Запись домашнего задания. Напишите сочинение на тему: «Каким я представляю себе Толстого?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *