Коррекционная школа 2 вида

Добро пожаловать!!!

Учреждение имеет статус общеобразовательной организации. Оно обеспечивает обучающимся общеобразовательную подготовку, отвечающую нормативным требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. Соответствие этому уровню может быть достигнуто при соблюдении особой содержательной и методической направленности образовательного процесса, в основе которого заложен коррекционно-развивающий принцип обучения и соответствующее этому принципу оформление нормативно-методической документации.
В начальной школе осуществляется коррекция словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухозрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию.
В основной школе проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения, обеспечивается овладение обучающимися устной и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции их в общество.
Педагоги образовательного учреждения много сил отдают тому, чтобы сделать процесс обучения интересным. Заканчиваются уроки и начинаются занятия по интересам, которые ведут педагоги дополнительного образования. Развитие творческих способностей — неотъемлемая часть образовательного процесса. Традицией Учреждения стали праздники, в которых вместе с детьми участвуют их родители.

Для формирования стремления к здоровому образу жизни, охраны здоровья как основной жизненной ценности в Учреждении ведется работа по физическому воспитанию. Эта работа направлена на создание условий для сохранения здоровья, физического развития школьников, на формирование санитарно-гигиенической культуры, сознательное отношение к укреплению своего здоровья.
Обучающиеся с увлечением занимаются танцами и жестовым пением.
Художественное творчество становится средством социальной реабилитации детей.
Немало времени отводится изучению истории Орловского края. Знакомство с исконно русскими традициями продолжается и на внеклассных занятиях.
В Учреждении имеются все условия, обеспечивающих обучение, проживание, быт, досуг и медицинское обслуживание обучающихся. В здании расположены классы, спальни, кухня, столовая, медицинский блок, швейная мастерская, спортзал, тренажерный зал, библиотека, компьютерный класс Все помещения находятся в хорошем состоянии.
Учреждение создано с целью ведения образовательной деятельности по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования, адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих и позднооглохших детей), дополнительным общеобразовательным программам, а также с целью воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачами деятельности Учреждения являются:
1) обеспечение каждому обучающемуся максимально возможного уровня развития личности и образования;
2) социально-психологическая реабилитация и адаптация к условиям жизни в современном мире;
3) коррекция недостатков физического и речевого развития в процессе общеобразовательного и трудового обучения, воспитательной работы, специальных групповых и индивидуальных занятий, а также лечебно-профилактических мероприятий;
4) профессиональная ориентация, направленная на подготовку к овладению профессиями и специальностями, доступными для данной категории детей;
5) оказание специализированной психолого-педагогической поддержки родите-лям (законным представителям) в развитии и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
6) воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
7) формирование здорового образа жизни обучающихся;
8) разработка, апробирование, внедрение различных вариативных моделей образовательного процесса;
9) охрана прав и интересов обучающихся.

Деятельность Учреждения строится на принципах наилучшего обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования.

Наряду с основным видом деятельности Учреждение реализует следующие виды деятельности:
1) прием, содержание обучающихся, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий, обеспечивающих их безопасность;
2) уход за детьми, организация физического развития детей с учетом возраста и индивидуальных особенностей, организация получения детьми образования, а также воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриоти-ческое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду, мероприятиям по благоустройству территории Учреждения, труду в учебных мастерских;
3) осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе защита прав и законных интересов детей;
4) деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) консультативная, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная и иная помощь родителям детей в целях профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав;
6) организация содействия устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой по согласованию с органами опеки и попечительства;
7) подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к усыновлению (удочерению) и передаче под опеку (попечительство);
8) восстановление нарушенных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и представление интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах;
9) психолого-медико-педагогическая реабилитация детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям, находящимся в Учреждении психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в Учреждение после устройства на воспитание в семью;
10) создание условий доступности получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами услуг, предоставляемых Учреждением;
11) осуществление мероприятий по обеспечению оптимального физического и нервно-психического развития детей;
12) оказание медицинской помощи детям, осуществляемой в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
13) организация и проведение профилактических и иных медицинских осмотров, а также диспансеризации детей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
14) оказание детям квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;
15) организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;
16) осуществление реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
17) организация отдыха и оздоровления детей;
18) предоставление отчетов опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом в порядке, установленном Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
19) ведение в установленном порядке личных дел детей;
20) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка;
21) оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в , в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области.
22) оказание специализированной психолого-педагогической поддержки родителям (законным представителям) в развитии и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В Учреждение принимаются дети с ограниченными возможностями здоровья (глухие, слабослышащие и позднооглохшие дети), в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В Учреждение могут приниматься дети в возрасте от трех лет, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации, владеющие элементарными навыками самообслуживания.
Обучающиеся, проживающие в Учреждении, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.
Образовательный процесс осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики и психологии, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности Учреждения.
Учреждение оказывает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении адаптированных основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, которая включает в себя:
— психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
— комплекс реабилитационных мероприятий;
— помощь обучающимся в профориентации и социальной адаптации.
Исходя из категории обучающихся (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) наполняемость в классе (группе) составляет:
в дошкольной группе: 8 человек;
в классе для глухих обучающихся: 2 вар. — 6 чел., 3 вар. – 5 чел., 4 вар. -5 чел.
в классе для слабослышащих и позднооглохших обучающихся: I отд. 2 вар. – 8 чел., 3 вар. – 5 чел., II отд. – 6 чел.

КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» оказывает всемерное содействие работе разновозрастных объединений обучающихся по интересам, создает благоприятные условия для их самостоятельности. Каждый обучающийся может заниматься в нескольких объединениях и свободно выходить из них в течение года.
КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся» обеспечивает обучение по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе посещение обучающимися клубов, секций, кружков, студий, объединений по интересам, действующих в иных организациях, а также участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях с учетом их возраста, физического и психического здоровья.

Главной целью работы образовательного учреждения является воспитание и развитие свободной, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной деятельности.

Основные задачи Учреждения. Стратегия развития.

Основные задачи Учреждения на современном этапе – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства; соответствия требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; создание условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процессов, направленных на развитие информационно–коммуникативной деятельности обучающихся с нарушениями слуха.
Современная школа должна удовлетворять заказ государства и выйти на новое качество образования. Под новым качеством образования мы понимаем достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, — востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения.

Стратегия развития Учреждения определяется решением организационных задач:

продолжение внедрения в практику работы Учреждения инновационных технологий обучения;
формирование творческих групп учителей, мотивированных на работу по новым педагогическим технологиям в режиме расширения образовательных компонентов Учреждения;
разработка методического обеспечения, рабочих программ, входящих в обновленную структуру образовательной среды;
разработка локальных актов, регулирующих деятельность новых компонентов образовательной среды Учреждения.

МИССИЯ ШКОЛЫ:

«Создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей и склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни».

Обучение в школе имеет коррекционную направленность.

В ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется: развитию слухового восприятия; формированию коммуникативной компетентности; успешной социализации учащихся.

С учащимися проводятся:

фронтальные общеобразовательные уроки;

специальные коррекционные индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения;

музыкально-ритмические занятия;

занятия в слуховом кабинете;

индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом;

занятия по социально-бытовой ориентировке.

Одной из важнейших задач школы для детей с недостатками слуха является формирование у учащихся словесной речи. При этом дети должны усвоить словесную речь не только в письменной и дактильной форме, но и в форме устного слова. Чтобы устная речь могла служить ребенку надежным средством общения с окружающими, она должна быть достаточно внятной. В связи с этим в школе большое значение приобретает работа над произносительной стороной речи.

Вторым компонентом двуединого акта речевой коммуникации, предполагающей по меньшей мере двух партнеров (из которых один передает некоторое сообщение, а другой принимает его) является развитие слухового восприятия. Именно работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению являются приоритетной в нашей школе.

Ежегодные проверки по восприятию речи на слух, внятности речи показывают положительные результаты: повысился уровень внятности речи практически во всех классах; возросло количество слов и фраз, воспринимаемых на слух. Этого удалось добиться в результате совместной работы учителей – дефектологов, учителей-предметников, воспитателей школы.

Воспитанники школы-интерната, как правило, выделяются опрятным внешним видом, культурой поведения, дисциплинированностью, трудолюбием. Выпускники имеют возможность продолжить обучение в техникумах и колледжах, поступить в высшие учебные заведения.

Показателями успешности работы школы-интерната являются: выполнение в целом Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»; стабильность уровня успеваемости и количества учащихся, успевающих на «4» и «5».

Информационно-аналитический журнал

Коррекционное образование или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения.

Впервые специально обучать особых детей начали в Испании в 1578 году. Попытки специального обучения детей с нарушениями интеллекта начались в XIX веке, сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении. В России система специального образования детей появилась в 1797 году.

Концепция обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении XX века претерпела ряд изменений. В мировой практике условно выделяют три этапа трансформации:

1. До середины ХХ века – сегрегация (медицинская модель), рассматривающая лицо с инвалидностью и ОВЗ как больного человека, которому необходим медицинский уход и лечение, что лучше всего осуществляется в специальном учреждении.
2. Вторая половина ХХ века – интеграция (модель нормализации), при которой барьеры и ограничения жизнедеятельности людей с ОВЗ стали рассматриваться как неприспособленность окружающей среды к индивидуальным особенностям каждого человека.
3. Середина 80-х годов – настоящее время – инклюзия (модель включения), предполагающая вовлечение в образовательный процесс каждого ученика с помощью индивидуальной программы, которая соответствует его возможностям, обеспечение специальных условий. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.

Становление отечественной специальной педагогики во всех ее отраслях связано с научной деятельностью Л.С. Выготского (1896-1934), который заложил основы современного специального образования.

Специальное образование – это процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах и обеспечивающий общее образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Оно осуществляется по линии трех министерств: Министерства просвещения РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ.

Проблемы специального образования:
• отсутствие ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии,
• недостаточная разработанность нормативно-правовой базы,
• недостаточная изученность психологических особенностей детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии,
• несовершенность системы коррекционной помощи детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Компенсация – возмещение, замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных либо приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности. У детей в процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функции, развитие личности.

Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа, начатая на ранних этапах развития, предупреждает вторичные последствия нарушений органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.

В России деятельность специальных (коррекционных) образовательных организаций длительное время регламентировалась типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997).

Восемь видов специальных (коррекционных) организаций:

I вид – для глухих и слабослышащих (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи), а также позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь). В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.

II вид – для глухонемых детей. Образовательный процесс направлен на восстановление утраченных слуховых способностей, организацию активной речевой практики, обучение коммуникативным навыкам.

III вид – для незрячих детей, а также детей с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

IV вид – для слабовидящих детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией, а также для детей с косоглазием и амблиопией, имеющих более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения .

V вид – для детей с тяжелой речевой патологией, в том числе с заиканием. Учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня.

VI вид – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекция недостатков психического и речевого развития детей способствует их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество.

VII вид – для детей с дислексией – частичным специфическим расстройством овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций, с задержкой психического развития (ЗПР), у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

VIII вид – для детей с умственной отсталостью. Коррекция отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологическая реабилитация способствуют последующей интеграции в общество.

Кроме того, достаточно распространенными формами образования в последние годы являются: индивидуальное/надомное обучение, обучение в условиях стационара (лечебного учреждения), санатория, школы-профилактория. Получение профессионального образования возможно в организациях СПО, лечебных мастерских, центрах социально-трудовой реабилитации.

Исследование эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней, выполненное Н.Н. Малофеевым, позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции:
1. Первый период – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии (18 век).
2. Второй период – от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них (начало 19 века).
3. Третий период – от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых (30-е годы 20 века).
4. Четвертый период – от осознания необходимости обучения части особенных детей к пониманию необходимости обучения всех особенных детей (50-90 годы).
5. Пятый период – от изоляции к интеграции (с 90-х годов, наше время).

При интеграционном подходе не произошло изменений в организации системы общего образования, т.е. в программах, методиках, стратегиях обучения. Это явилось основным барьером в широкой реализации политики и практики включения детей с инвалидностью и ОВЗ в общеобразовательную среду. Переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина – «инклюзия».

Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных организациях. Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода – нужно менять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам.

При этом необходимо отметить, что инклюзивное обучение в России еще не стало системным явлением. В большинстве регионов имеют место только отдельные эпизоды реализации подобного обучения.

Организация психологической помощи в системе специального образования в России представляет собой результат определенных социально-экономических изменений, происходящих последние 10-15 лет. Для улучшения качества жизни лиц с инвалидностью и ОВЗ была разработана многоступенчатая государственная программа «Доступная среда», реализация которой продлена до 2025 года. Что же касается практической психологической службы специального образования, то она еще только начинает оформляться и заявлять о себе.

В настоящее время в России разрабатывается концепция развития системы инклюзивного и коррекционного образования на период до 2030 года.

Виды коррекционных школ в России

Приветствую вас, мои любимые читатели блога «ШколаЛа». Когда в семье растёт непростой малыш с особенностями развития, не позволяющими ему учиться среди обычных детей, это всегда некоторые организационные проблемы для его родителей.

Одно из самых трудных испытаний в данном случае связано с поиском нужного учебного заведения, в котором ребёнок мог бы нормально развиваться, преодолевая затруднения, связанные со здоровьем. Такие детсады и школы специального вида помимо прочего позволяют детям облегчить их реабилитацию и социальную адаптацию.

Готова поспорить, что на вскидку не все сразу готовы подсказать, какие в России есть виды коррекционных школ и как туда детки попадают. Потому и решила этому непростому вопросу посвятить сегодняшнюю статью. Присоединяйтесь!

Куда пойти учиться особенному ребёнку?

Сегодня наше государство взяло на себя заботу об образовании «особых детей», которые не могут на общих основаниях реализовать предоставленное им право на обучение в простой российской школе.

Хоть родители и выбирают сами, где и как учиться, однако любой здравомыслящий «предок» понимает и отдаёт себе отчёт, что отдав ребёнка с имеющимися в развитии отклонениями в обычный класс – значит, обрести его на муки, не меньше.

Понимает это и наше государство, потому российское законодательство направлено на создание подходящих условий для обучения непростых детей. Для особых учеников коррекционные классы и целые учебные заведения – это как раз те самые условия, гарантированные государством.

Сегодня существует 8 видов коррекционных учебных заведений. Что радует, у них нет ранее режущих слух названий типа «для глухих», «для умственно отсталых» и прочих, позволяющих посторонним с лёту узнать о проблемах в здоровье Вашего ребёнка. Лишь сведущие могут по цифровой аббревиатуре понять, почему ребёнок ходит в такую школу.

Деятельность сцецшкол регулируется на законодательном уровне, и все они перечислены в письме Минобразования России № 48 от 04.09.1997. Принципы отбора в конкретное спецучреждение построены на характере отклонения в здоровье.

  • Образовательное учреждение 1-го вида предназначено для неслышащих детей. Их основная задача – научить лишённого слуха ученика общаться с окружающим миром, при этом дав возможность обучиться нескольким видам речи: устной, жестовой, письменной и тактильной.
  • Школы 2-го вида берут учеников слабослышащих с частичной потерей слуха либо недоразвитием речи в разных степенях, а также позднооглохших (в дошкольном либо школьном возрасте), сохранивших самостоятельную речь. Все усилия педагогов направлены на восстановление потерянного слуха, пробелы восполняются активными речевыми практиками и коммуникацией.
  • Коррекционные классы в школах 3-го и 4-го видов обучают тех, у кого установлены первичные и вторичные отклонения соответственно с нарушениями зрительных функций, то есть незрячих либо слабовидящих, деток с косоглазием либо таким заболеванием как амблиопия. При обучении педагоги и врачи пользуются специальным тифлооборудованием, помогающим читать слабовидящим и незрячим, а также особенными дидактическими материалами. Задача номер один – сохранить здоровье и развить органы чувств, на которые перекладывается компенсаторная деятельность.
  • 5-ый вид образовательных учреждений занимается коррекцией детей с тяжёлыми речевыми патологиями. Обучение разделено на 2 отделения: первое – для тех, кто имеет общее речевое недоразвитие в тяжёлой форме, во второе попадают заикающиеся ученики. Вся работа в такой спецшколе крутится вокруг развития речевых навыков.
  • Школы 6-го вида коррекции созданы для детей, имеющих нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, например, с такими диагнозами как ДЦП, параличи верхних и нижних конечностей, с врождёнными и приобретёнными деформациями. Здесь ставку делают на физкультуру и труд, как дисциплины, помогающие восстановить двигательные функции.
  • Спецкоррекционное образовательное учреждение 7-го вида берёт деток с задержками в психическом развитии, которые сохранили у себя интеллектуальный потенциал, но имеют отклонения в памяти, внимании, темпе психологических процессов, а также учат тех деток, что эмоционально неустойчивы. Здесь приучают жить по правилам и по времени, вырабатывают усидчивость и концентрацию, развивают познавательную деятельность.
  • Ну и наконец, 8-ой вид спецшкол предназначен для тех, кому вынесен врачебный вердикт «умственно отсталый». Здесь обучение носит больше характер трудовой подготовки, дисциплины все имеют практический смысл и даже экзамен сдаётся по труду. Всё, чтобы помочь такому ребёнку в дальнейшем «выжить».

Попадают дети с нарушениями в здоровье в нужный класс или школу по направлению от местного управления образования с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Как устроены спецшколы и что они дают?

Можно выделить несколько главных моментов, которые родителей интересуют больше всего, когда они принимают решение о переводе ребёнка в спецшколу.

  • В первую очередь, все виды специализированных коррекционных учреждений, за исключением последнего 8-го, дают детям основное и общее среднее образование, что при выпуске подтверждается документом установленного государственного образца. Выпускники 9-11 классов сдают положенные им аттестационные экзамены, вопросы к которым разрабатываются с привлечением педагогов с коррекционной квалификацией. Лишь выпускники школ 8-го вида получают документ (свидетельство) об окончании и характеристику с перечнем работ, которые они могут выполнить.
  • Во-вторых, нельзя забывать, что спецшкола — это не штамп на всю школьную жизнь. Обучение в спецшколе не закрывает возможности ребёнку перейти в обычное учебное заведение, если он справляется с программой, и его вид заболевания это предусматривает. Делается такой перевод на основании решения местного управления образования вместе с психолого-медико-педагогической комиссией. Например, 5-ый и 7-ой виды спецшкол такую возможность предусматривают прямо в законе.
  • В-третьих, в таких специализированных учреждениях ребёнку с отклонениями обеспечивается поддержка его здоровья и профессиональное лечение, чем не могут похвастаться обычные школы с имеющимися в них корректирующими классами. В зависимости от вида корректирующей школы вместе с обучающим процессом в обязательном порядке проводится нужное медикаментозное лечение, физиотерапия, в них работают психологи и врачи лечебной физкультуры.
  • В-четвёртых, средняя численность учеников в классах не более 12, что даёт возможность уделить больше внимания каждому.

Стоит отметить, что нормативный срок освоения школьной программы у «особенных учеников» может варьироваться в зависимости от заболевания, но в основном это 12 лет. В 1-м и 2-м видах в начальной школе «засиживаются», как правило, на пару лет дольше, чем в обычной.

Но, независимо от срока обучения, все спецшколы направлены на то, чтобы ребёнок прошёл общеобразовательный уровень и получил трудовую и социальную подготовку, выйдя с порога учебного заведения в самостоятельную жизнь.

Всех ли берут?

Плохо или нет для ребёнка – коррекционная школа, решать лишь родителям, ведь без их согласия в такое учебное заведение не возьмут. Отказаться учить вашего ребёнка в спецшколе не могут, принимают детей обычно с семилетнего возраста.

Но! Нередко бывает так: медицинское заключение на руках есть, а места, куда пойти учиться – нет. На практике чаще многие семьи сталкиваются с проблемой отсутствия учебного заведения нужного типа в своём родном городе.

Вот и приходится ломать голову: то ли пойти в ту спецшколу, что не подходит по показаниям, но куда предлагают чиновники из принципа «лишь бы запихать», либо переехать, где такая спецшкола подходящая есть, чтобы дать ребёнку должное образование.

Альтернативой обучения в коррекционных спецшколах сегодня выступает домашнее обучение, которое предусматривается законом «Об образовании». При этом помощь в оказании надомного обучения возлагается на близлежащее к месту жительства учебное заведение.

Учителя на протяжении всего образовательного процесса должны помогать родителям в виде консультаций и методической поддержки, а по окончании учебного года провести промежуточную и итоговую аттестацию. В принципе, ничем не отличается от предусмотренного для обычных детей самообразования, набирающего сегодня всё больше поклонников.

Если бы опять-таки не одно но: специально обученных с должной квалификацией учителей в близлежащей школе может и не оказаться.

Кроме перечисленных в предыдущей статье общеобразовательных программ, существуют и специальные программы: речевые (5 вид) и коррекционные (7 и 8 вид). Они созданы на основе традиционной программы для детей с особенностями в развитии. Поступить на обучение по такой программе ребенок может только по заключению районной (или городской) медико-психолого-педагогической комиссии при обязательном согласии родителя.

Дело в том, что по Закону об образовании за получение ребенком обязательного образования отвечают родители, и только они могут принять решение, где будет учиться ребенок. Если родитель на предложение проходить комиссию и поступать в такой класс скажет «нет», то никто не вправе его заставить.

• Родители могут изъявить собственное желание и обратиться в комиссию для определения дальнейшего образовательного маршрута.
• Родителям могут порекомендовать специалисты детского сада или школы (дефектологи, психологи, социальные педагоги, учителя, воспитатели).
• Родителям могут порекомендовать психологи районного консультационного центра при обращении на консультацию, в связи с проблемами в обучении.

Допустим, родители решили проходить комиссию. Далее следуют:

• Диагностика структуры интеллекта ребенка психологом.
• Диагностика речевого развития логопедом (в любом возрасте, даже если на комиссию привели старшеклассника; у первоклассника проверяют фонематический слух, звукопроизношение, начиная со второго класса — письменную речь и навык чтения).
• По результатам диагностики психолога — консультация врача-психиатра.
• Параллельно с консультациями специалистов составляется педагогическая характеристика ребенка в том образовательном учреждении, где он обучается или воспитывается (детский сад, школа).
• Посещение самой комиссии, на которой дается рекомендация (рекомендация!), с которой родители могут согласиться или не согласиться. Если соглашаются, им подбирают конкретное ОУ и дают направление, с которым они идут в новое образовательное учреждение устраивать (писать заявление о приеме в школу) ребенка.
Без комиссии, исходя только из желания родителей, зачислить ребенка в специализированный класс нельзя, так как там создаются специальные условия для обучения.

Особенности обучения по речевой программе (5 вида):

1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 5 вида.
2. В 1 и 2 классе проводятся уроки произношения.
3. Наполняемость классов 7-12 человек.
4. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические и психологические занятия.
5. Отсутствие уроков иностранного языка (усвоение иностранного вместе с родным языком может вызвать ряд дополнительных трудностей).
6. Интегрированный курс «Развитие речи и окружающий мир».
7. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
8. В речевые классы зачисляются дети с интеллектуальным развитием, соответствующим возрастным нормам, но имеющим трудности в речевом развитии.

Особенности обучения по коррекционной программе (7 вид):

1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 7 вида.
2. Наполняемость классов 7-12 человек.
3. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические, дефектологические и психологические занятия. Во многих коррекционных школах большое внимание уделяется дополнительному образованию (художественные, музыкальные, спортивные кружки и секции).
4. Отсутствие уроков иностранного языка в начальной школе.
5. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
6. Вариативность в обучении (для усвоения основных тем есть возможность использовать больше часов уроков для более прочного закрепления материала).
7. На выходе (при переходе с одной ступени на другую) объем полученных знаний должен соответствовать единому государственному стандарту.
В коррекционные классы зачисляются дети с трудностями в интеллектуальном развитии. При условии решения проблем, исправления задержки в развитии ребенок может быть переведен в массовую школу на обучение по любой программе, соответствующей его уровню развития.
Если вашему ребенку рекомендуют ту или иную специализированную программу, важно прислушаться к мнению специалистов и постараться имеющиеся проблемы решить как можно раньше, пока они не усугубились и не дошли до того уровня, когда справиться с ними уже гораздо сложней.

Образование

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения адаптированных рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Информация о реализуемых уровнях обучения, программах, формах обучения, сроках обучения

Образец титульного листа программы

Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО (вариант 2.2)

Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3)

Адаптированная основная общеобразовательная программа ООО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Адаптированная основная общеобразовательная программа для слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Учебный план на 2019-2020 учебный год

Годовой календарный график на 2019-2020 учебный год

Аннотация (пояснительная записка) к рабочим программам дисциплин НОО

Аннотация (пояснительная записка) к рабочим программам дисциплин ООО

Адаптированные рабочие программы дисциплин начального общего образования

Адаптированные рабочие программы дисциплин основного общего образования

Адаптированные рабочие программы для слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированные рабочие программы обязательных индивидуальных занятий

Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам

Условия образовательного процесса для детей-инвалидов

Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *