Красные гвоздики символ

Российская военная разведка – самая закрытая структура государства, единственная спецслужба, не претерпевшая особых изменений после 1991 года. Откуда взялась «летучая мышь», многие годы служившая эмблемой военной разведки СССР и России, и даже после официальной замены на гвоздику с гренадами, не покинувшая штаб-квартиру Главного Разведывательного управления России?
Днем рождения Российской (в те времена, Советской) разведки принято считать 5 ноября 1918 года. Именно тогда Реввоенсовет утвердил структуру Полевого Штаба Революционного Военного Совета Республики, куда вошло Регистрационное управление, являвшееся тогда прототипом сегодняшнего ГРУ.
Только представьте: на осколках Императорской армии создавалось новое ведомство, которое за одно десятилетие (!!!) обзавелось одной из крупнейших агентурных сетей в мире. Даже террор 30-х годов, который, конечно же, стал ударом огромной разрушительной силы, не развалил Разведуправление. Руководство и сами разведчики боролись за жизнь и возможность работать всеми способами. Простой пример: сегодня ставший уже легендой военной разведки, а тогда резидент разведупра в Японии Рихард Зорге, просто отказался возвращаться в СССР, зная, что это означает смерть. Зорге сослался на сложнейшую ситуацию и невозможность оставить место вакантным.
Роль, которую сыграла деятельность военной разведки в Великой войне неоценима. Представить, что уничтожавшееся годами разведуправление полностью переиграет Абвер было почти невозможно, однако сегодня это сложившийся факт. Причём речь здесь и о войсковой разведке, и об агентуре, и о советских диверсантах.
Почему-то малоизвестен тот факт, что и советские партизаны – это тоже проект разведывательного управления. Отряды в тылу противника создавали кадровые офицеры РУ. Здешние бойцы не носили эмблемы военной разведки только потому, что это вообще не афишировалось. Теорию и методику партизанской войны положили в 50-х и в основу создаваемого спецназа ГРУ. Основы подготовки, методы ведения войны, прицел на скорость передвижений – всё в соответствии с наукой. Только теперь бригады спецназа стали частью регулярной армии, расширился спектр выполняемых задач (ядерная угроза в приоритете), вводится спецвооружение и обмундирование, на котором предмет особой гордости и признак принадлежности к «элите элит» — символика военной разведки.
Созданные и обученные для проникновения на территории агрессивно настроенных государств, части Спецназа ГРУ зачастую участвовали в выполнении далеких от основного профиля задач. Бойцы и офицеры спецназа ГРУ были задействованы во всех военных действиях, в которых принимал участие Советский Союз. Так, военнослужащими различных разведывательных бригад были усилены многие подразделения, ведущие боевые операции. Хоть эти парни и не служили больше напрямую под эмблемой, но, как известно, бывших спецназовцев не бывает. Они оставались лучшими в любой из боевых специальностей, будь то снайпер или гранатометчик и многих других.
Свой «открытый» статус 5 ноября обрело только 12 октября 2000 г., когда приказом Министра обороны Российской Федерации № 490 был установлен День военного разведчика.
Эмблемой военной разведки когда-то стала летучая мышь – мало шумит, но все слышит.
«Мышка» на шевронах солдат спецназа ГРУ очень давно, говорят, что первой здесь была 12 ОБрСпН. Долгое время всё это носило неофициальный характер, однако с концом эпохи СССР взгляд на «разделение обязанностей» в вооружённых силах изменился. В элитных воинских подразделения начали вводить соответствующие знаки различия, утвердили и новую официальную символику военной разведки.
В 1993 г., когда отечественная военная разведка готовилась отметить 75-ю годовщину со дня своего создания. К этому юбилею некто увлекающийся геральдикой из числа сотрудников ГРУ1 решил преподнести подарок своим коллегам в виде новой символики. Это предложение получило поддержку начальника ГРУ генерал-полковника Ф.И. Ладыгина. К тому времени, как известно, собственными официально утверждёнными нарукавными знаками уже обзавелись Воздушно-десантные войска, а также российский контингент миротворческих сил в Приднестровье (буквы «МС» на голубой прямоугольной нашивке).
Нам неизвестно, знали ли об этом «геральдисты-разведчики» и их начальники или нет, но закон они, тем не менее, обошли. Во второй половине октября ГРУ был подготовлен проект доклада начальника Генерального штаба на имя Министра обороны с приложением описания и рисунков двух нарукавных знаков: для органов военной разведки и воинских частей специального назначения. 22 октября Ф.И. Ладыгин подписал его «с руки» у начальника Генштаба генерал-полковника
М.П. Колесникова, а на следующий день Министр обороны генерал армии П.С. Грачёв утвердил описания и рисунки нарукавных знаков.
Так летучая мышь стала символом военной разведки и частей спецназа. Выбор был далеко не случаен. Летучая мышь всегда считалась одним из самых таинственных и скрытных существ, действующих под покровом темноты. Ну а скрытность, как известно, является залогом успешной разведывательной операции.

Однако в ГРУ, а также разведывательных управлениях видов вооружённых сил, округов и флотов утверждённый для них нарукавный знак по понятным причинам никогда не носили. Зато его многочисленные разновидности быстро распространились по частям и подразделениям войсковой, артиллерийской и инженерной разведки, а также противодиверсионной борьбы. В соединениях и частях специального назначения также широко использовались различные варианты нарукавных знаков, изготовленных по мотивам утверждённого рисунка.

Каждое соединение военной разведки имеет и свою уникальную символику, это и различные вариации с летучей мышью, и какие-то специфические нарукавные нашивки. Очень часто отдельные подразделения войск СпН (Спецназ) используют в качестве своего символа хищных животных и птиц – здесь всё зависит от географического положения и специфики выполняемых задач. На фото эмблема военной разведки 551 ооСпН, символизирует отряд волк, которого, кстати, ещё в советское время разведчики почитали, возможно, он был вторым о популярности после «мышки».
Считается, что красная гвоздика – «это символ стойкости, преданности, непреклонности и решимости в достижении поставленных целей», а трехпламенная гренада – это «исторический знак гренадеров-наиболее подготовленных военнослужащих элитных подразделений.

Но начиная с 1998 г., летучую мышь стал постепенно вытеснять новый символ военной разведки красная гвоздика, которая была предложена известным художником-геральдистом Ю.В. Абатуровым. Символизм здесь предельно ясен: гвоздики очень часто использовались советскими разведчиками в качестве опознавательного знака. Ну а количество лепестков на новой эмблеме военной разведки – это пять видов разведки (наземная, воздушная, морская, информационная, специальная), пять континентов на Земном шаре, пять предельно развитых у разведчика чувств. Первоначально она появляется на нагрудном знаке отличия «За службу в военной разведке». В 2000 г. становится элементом большой эмблемы и нового нарукавного знака ГРУ и, наконец, в 2005 г. окончательно занимает центральное место на всех геральдических знаках, включая нарукавные нашивки.
Кстати, нововведение первоначально вызвало у солдат и офицеров спецназа скорее негативную реакцию, однако когда стало ясно, что реформа не означает искоренения «мышки» буря стихла. Введение новой официальной общевойсковой эмблемы военной разведки никак не повлияло на популярность летучей мыши у бойцов армейских соединений ГРУ, здесь достаточно даже поверхностного знакомства с культурой татуировок в войсках СпН. Летучая мышь, как один из главных элементов символики военной разведки, утвердилась задолго до 1993 года и останется таковой, наверное, всегда.
Так или иначе, летучая мышь – эмблема, которая объединяет всех действующих и отставных разведчиков, это символ единства и исключительности. И, в общем-то, неважно, о ком мы говорим – о законспирированном агенте ГРУ где-нибудь в армии или снайпере любой из бригад спецназа. Все они делали и делают одно, очень важное и ответственное дело.
Итак, летучая мышь – главный элемент символики русской военной разведки, даже несмотря на появление «гвоздики» позиций своих не сдаёт: этот символ сегодня не только на шевронах и флагах, он также стал и элементом солдатского фольклора.
Примечательно, что даже после замены «Летучей мыши» на «Красную гвоздику», не только спецназовцы и «грушники» не перестали считать своим символом именно «мышек», но и на полу в штаб-квартире Главного разведывательного управления сохранилась «Летучая мышь», соседствующая с «Гвоздикой», прикрепленной к стене холла.
Сегодня 2-е главное управление Генерального Штаба (ГРУ ГШ) – мощнейшая военная организация, точный состав и организационная структура которой, разумеется, являются военной тайной. Сегодняшняя штаб-квартира ГРУ функционирует с 5 ноября 2006 года, объект был сдан точно к празднику, именно сюда сейчас поступает важнейшая агентурная информация, отсюда осуществляется руководство воинскими соединениями спецназа. Здание спроектировано в соответствии с учётом самых современных технологий не только строительства, но и безопасности – во многие «отсеки» Аквариума могут попасть лишь избранные сотрудники. Ну а вход украшает гигантская эмблема военной разведки РФ.
via

Эмблемы и символика ГРУ

  1. Цели и задачи структуры
  2. Легендарная мышь
  3. Новый символ — гвоздика

ГРУ расшифровывается как Главное разведывательное управление Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации. ГРУ было создано во времена холодной войны для сдерживания НАТО и в настоящее время входит в десятку элитных подразделений российских войск.

Цели и задачи структуры

Задачами спецназа ГРУ ГШ являлись:

  • разведывательная деятельность;
  • диверсионные действия;
  • обеспечение условий для успешной политики РФ в сфере обороны и безопасности;
  • содействие военно-технической безопасности России, экономическому развитию.

Изначально одной из целей ГРУ было устранение неугодных политических деятелей и организация партизанских движений, но со временем приоритетной задачей стала борьба с организованной преступностью, терроризмом.

Спецназ ГРУ используется в военных конфликтах по всему миру. Его войска были задействованы в Чехословакии, Афганистане, Никарагуа, Эфиопии, участвовали в чеченской компании, гражданской войне в Таджикистане, Грузии.

Это единственная в России государственная структура, которая не имеет пресс-службы, собственной военной формы, и чья деятельность полностью скрыта от широкой публики. Единственное, что достоверно известно о ГРУ — его символика, которая породила множество легенд и стала знаменита далеко за пределами вооруженных сил.

Легендарная мышь

Автором первой эмблемы спецназа ГРУ стал журналист из Западной Сибири, служивший на Северном флоте. Летом 1988 года в Эстонии в городе Печора проходили соревнования подразделений специального назначения, и на них впервые была показана придуманная им эмблема в виде черной летучей мыши с распахнутыми над северным полушарием крыльями. После первенства о знаменитом впоследствии символе рассказали в газете «Красный воин» (орган печати МВО) в статье «Профессионалы из «Летучей мыши».

Необычную символику заметило руководство и вскоре идею подхватили разведчики, сделав летучую мышь на фоне земного шара своей эмблемой. Тихий и неприметный ночной зверь как нельзя лучше подошел к роду деятельности этого секретного подразделения.

Вначале земной шар, изображенный на эмблеме спецназа ГРУ, был овальной формы, а любые надписи отсутствовали. Старожилы разведки утверждают, что на первоначальном варианте эмблемы была фраза: «Невидимое вижу, неслышимое слышу. ГРУ ГШ», но достоверных свидетельств этому не осталось. Затем шар стал круглым, а по контуру появилась надпись: «Военная разведка».

По легенде, во времена войны в Афганистане бойцы спецназа ГРУ, знаки отличия на форме которых отсутствовали, делали тату в виде летучей мыши. Это считалось проступком, который карался переводом в тыл или другие структуры. Некоторые бойцы продолжали делать татуировку, но уже после службы в армии, на память о своей бригаде и товарищах, которых нет в живых. Неписанные военные правила разрешали делать такое тату только бывалым служащим.

В советское время это изображение считалось опознавательным знаком и наносилось трафаретом на технику, рации и автомобили. На грузовики КАМАЗ принято было ставить его в правом верхнем углу.

Выпускались и специальные наградные командирские часы с изображением летучей мыши на подарок офицерскому составу ГРУ.

Смотрите видео о том, как тренируется спецназ.

Новый символ — гвоздика

В 1993 году был принят закон «О воинской обязанности и военной службе», статья № 38 которого предусматривала использование различных нашивок на форме в зависимости от рода войск. На год позже при Генеральном штабе Минобороны был создан специальный отдел, который занимался вопросами военной геральдики и символики. В результате каждое подразделение стремилось создать свою эмблему, и контроль над этим процессом был потерян.

Руководством ГРУ было принято решение упорядочить военную символику, и в 2002 году летучая мышь была заменена на красную гвоздику с пятью лепестками, в которую вписана трехпламенная гренада. Новый рисунок был создан профессиональным художником, специализирующемся на геральдике — Абатуровым Ю. В. Впервые он появляется на значке ГРУ «За службу в военной разведке», а к 2005 году окончательно «прописывается» на эмблеме и нарукавных нашивках.

Читайте о работе в полиции для девушек.
А также о том, чем занимается экономическая полиция.

Почему именно такое сочетание было выбрано для символики спецназа ГРУ? Причин может быть несколько. Считается, что смысл эмблемы имеет исторические корни — в девятнадцатом веке русские разведчики имели обыкновение ходить на конспиративные встречи с гвоздикой в петлице, используя ее в качестве секретного пароля.

Цветы были тайным знаком: имело значение их количество и манера держать букет в руках. С помощью букетов гвоздик можно было передавать донесения, не привлекая к себе внимания.

Пять лепестков гвоздики символизируют 5 видов разведки:

  • наземная;
  • специальная;
  • воздушная;
  • морская;
  • информационная.

Количество лепестков соотносят и пятью континентами — ведь операции спецназа ГРУ проходят по всему миру. Также это означает 5 чувств разведчика, которые необходимо развить.

Трехпламенная гренада — ручная граната гренадеров наполеоновских войск. Она символизирует уничтоженное силами войск ГРУ оружие противника. Красная гвоздика может означать стремление к миру, так как этот символ использовался пацифистами в начале прошлого века.

Дизайн современной нарукавной нашивки ГРУ отличается от эмблемы — на нем изображен двуглавый орел на фоне пятилепестковой гвоздики, держащий в лапах трехпламенную гренаду и меч.

С внедрением нового знака отличия прежний шеврон спецназа ГРУ в виде летучей мыши не потерял своей популярности среди разведчиков, которые по-прежнему считают ее своим символом. Он появляется на флагах, шевронах, без него не обходится солдатский фольклор.

Знаменитая «мышиная» эмблема сохранилась и в штаб-квартире ГРУ в виде мозаики, выложенной на полу главного холла. Теперь она соседствует с новым изображением, которое разместилось на стене.

Шеврон ГРУ, орёл, гвоздика,круглый.

Товары
  • ТАКТИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА
  • ПОЛИЦИЯ
  • РОСГВАРДИЯ
    • Шевроны РОСГВАРДИЯ
  • ЮНАРМИЯ
  • ВКПО (ВКБО)
  • МИШЕНИ
  • Одежда
    • ТЕРМОНОСКИ
    • ТЕРМОБЕЛЬЁ
      • ШАПКИ ЗИМНИЕ МЕХОВЫЕ
    • Головные уборы
      • МАСКИ БАЛАКЛАВЫ
      • БЕРЕТЫ ОТБИТЫЕ
      • Кепки утеплённые
      • Кепки летние
      • Береты со швом ( шовные)
      • Береты бесшовные
      • Фуражки
      • Каракулевый берет для военнослужащих-женщин.
    • Летняя одежда
    • Трикотаж
    • Зимняя одежда
    • Рубашки
    • Брюки Камуфлированые
    • Перчатки
    • Футболки с цветными принтами
    • Костюмы офисные для военнослужащих
    • Рукавицы
    • Свитера
    • Форма МО, Полиция, ДПС, МЧС
    • Аксессуары
      • Шарф летний шёлковый
        • Кружки с принтами сувенирные.
      • Зажимы для галстука. (Закрепки).
      • Галстуки
  • Обувь
    • Ботинки солдатские
      • Ботинки палубные кожаные матросские СССР
    • Туфли
    • Унты
    • Полусапоги
    • Сапоги
      • Валенки.
    • Аксессуары для обуви
    • Обувь ПВХ
    • Кеды
    • Сандалии
    • Треккинговая обувь
    • Ботинки с высокими берцами утепленные
    • Ботинки с высокими берцами неутепленные
  • Знаки различия
    • Нашивки нагрудные\наспинные\курсовки
      • Нашивки МВД
      • Нашивки ВС
      • Нашивки охраны
      • Нашивки госслужб
      • Курсовки, группа крови, флажки
    • Шевроны по 300-му приказу Министерства Обороны
    • Нашивки ФСВНГ
    • Филиграни (шнуры на фуражку).
    • Орлы.
    • Кокарды.
    • Нагрудные знаки ВУЗ, СУЗ.
    • Аксельбанты.
    • Шевроны пластизолевые ( резиновые).
    • Нашивки сувенирные.
    • Знак нагрудный «Дежурный по…»
    • Шевроны вышитые
    • Эмблемы петличные
    • Полиция
    • Буквы
    • Знаки классности
    • Сопутствующие товары
    • Нагрудные знаки
      • Знаки СССР.
    • Медали
    • Жетоны
    • Пуговицы в асс
    • Знаки различия
    • Знаки на головной убор
    • Погоны
  • Амуниция
    • БЛЯХИ ЖЕСТЯНЫЕ
    • Бляхи латунные
    • Палки резиновые
    • Антенны.
    • Кобуры и поясная амуниция
    • Ремни
    • Разгрузочные платформы
    • Защитное снаряжение
  • Снаряжение
    • КОМПАСЫ
    • Аксессуары для оружия
    • Флажки сигнальные
    • Фляги.
    • Отпугиватели собак (Шокеры).
    • Обложки на удостоверения.
    • Обложки на удостоверения + автодокументы.
    • Сумки.
    • Радиостанции.
    • Металлодетекторы.
    • Сухие пайки.
    • Хозтовары
    • Аксессуары
    • Оптика
    • Фонари
    • Газовое оборудование
    • Бивуак
    • Посуда
    • Телескопические палки
    • Коврики
    • Спальные мешки
    • Гермоупаковка
    • Рюкзаки
    • Палатки
  • Сувенирная продукция
    • ПОДУШКИ СУВЕНИРНЫЕ
    • КУКЛА-БАР.
    • Флаги
    • Рубашки-сувенир
    • Вымпелы
  • Лучшие товары из прошлого! (СССР).

Символы памяти

Использование Символа при создании надгробных монументов позволяет передать широкий пласт значений, так или иначе ассоциируемых с умершим человеком. Следует отметить, что использование символики отличается от простой передачи сведений в форме текста несравненно большей смысловой насыщенностью. Восприятие того или иного символа является процессом сугубо индивидуальным, даже не смотря на устоявшиеся правила их трактовки. Человек по средствам расшифровки символа надгробия самостоятельно формирует представление об умершем человеке.

Существует огромное количество исторически сложившихся погребальных надгробных символов различного характера — этнических, профессиональных, указывающих на социальное положение, возраст, определенные личные качества, эпоху, но в первую очередь — религиозных.
Далее приводится примерный список наиболее распространенных символов используемых при создании надгробных монументов. Символы объединены в группы по характеру используемых элементов. В конце приводится список цитат на латыни, наиболее часто используемых при создании католических надгробий.

Геометрический символизм

Круг — дохристианский символ, чье изначальное значение было воспринято и христианской религией. Универсальный символ Вечности и Вечной Жизни, исключительно часто встречающийся на надгробиях. Наиболее распространенная его форма — крест в круге (Кельтский крест). Два круга — один над другим — символизируют землю и небо. Три соединенных между собой круга символизирую Троицу. Равносторонний треугольник/Трилистник/Трикетра («готическая розетка», треугольник из трех дуг) — христианский символ Святой Троицы. Также может выглядеть как треугольник в круге, трикетра в круге, круг в треугольнике. Кроме того, треугольник используется для символа «Всевидящего Ока» (глаз в равностороннем треугольнике). Всевидящее Око, заключенное в треугольник и круг символизирует вечность Святой Троицы.

Пирамида — символ Вечности. Считалось, что этот символ предотвращает воздействие на могилу темных сил.

Квадрат — символизирует земное существование. На некоторых монументах можно увидеть квадрат, перевернутый ромбом, указывающий своими углами направления земли и неба.

Пентаграмма — пятиконечная звезда, нарисованная одним росчерком пера, заключающая в себе равносторонний пятиугольник, в Христианстве олицетворяет пять ран Христа. Древнейший символ, использовавшийся еще вавилонянами, чье происхождение точно неизвестно. В дохристианские времена кельты называли пентаграмму «ведьминым следом», в Средние века ее также звали «крестом гоблинов» 🙂 и печатью Соломона (интересный разброс :), кроме того, пентаграмма символизировала пять чувств. В Средние же века символ активно использовался алхимиками и исследователями. Считается, что пентаграмма защищает от воздействия темных сил и демонов, также как и пятиугольник. Также используется представителями Wicca . В иудаизме пентаграмма символизирует пять книг Моисея.

Звезда Давида — общепринятый символ Иудаизма, шестиконечная звезда, образованная из двух треугольников, олицетворяет божественную защиту. Древнейший символ, использовавшийся в Греции и некоторых государствах Малой Азии. В Средние века использовался также алхимиками в качестве символа огня и воды. Звезда Давида получила широкое распространение как символ Иудаизма только в начале XX века с легкой руки еврейского активиста Теодора Хертцеля ( Theodore Hertzel ). Свастика ( Crux Dissimulata ) — один из древнейших и наиболее широко распространенных символов, имеет несколько способов начертания. Олицетворяет солнце, огонь, круг жизни и четыре стороны света. Точное происхождение символа не установлено, он был известен еще в древней Азии, и считается, что именно оттуда перешел к германским племенам. Крест, вписанный в круг, также символизирует направления земли и неба и самосовершенствование человека. В различных культурах имеет свою специфику: в буддистских мемориалах символизирует доктрину Будды, в Китае также имеет две формы — мужскую и женскую (по/против часовой стрелки). Использовалась римлянами, а также, что всем известно, являлась символом нацистской Германии…

Крест (распятие) является объединяющим символом различных направлений христианства, олицетворяет жертву Христа, воскресение и собственно веру.
Существует немало различных форм христианского креста:

Латинский крест («Божий знак») — один из старейших символов Христианства, а также одна из простейших и наиболее распространенных форм (надо сказать, что он только выигрывает за счет лаконичности дизайна).

Голгофский (трехступенчатый) крест — латинский крест, установленный на трех ступенях, символизирующих веру, надежду и любовь (либо милосердие). *В католической культуре очень распространена традиция украшения Латинского/Голгофского креста венком из роз или лилий. Сам по себе розовый венок символизирует вознагражденную добродетель и красоту, венок из лилий — чистоту и непорочность, фронтальный венок может также символизировать Вечность, создавая вместе с Латинским крестом форму Кельтского.

Кельтский (ирландский) крест — это крест, заключенный в круг, олицетворяющий Вечность или Вечную Жизнь. С этой формой креста связана легенда о Св. Патрике, начертавшем крест в круге на священном камне Богини Луны и благословившем его.

Восточный крест — относится к Ортодоксальной (Православной) церкви и принят в России и Греции. Этот крест имеет две добавочные детали сверху и снизу: сверху — дощечка с надписью «Иисус Христос — царь иудеев», снизу перекладина, которой касались стопы распятого Христа.

Готический крест (» Fleuree «) — все четыре стороны этого креста расширяются подобно лепесткам, символизирует взрослого, зрелого христианина.

Крест — трилистник (» Botonee «) — три стороны этого креста заканчиваются модифицированным изображением трилистника, символизирующего Троицу (встречается и на православных кладбищах).

Греческий крест — все четыре стороны этого креста имеют равную длину. Эта форма креста отсылает нас в пре-христианскую эпоху, когда четыре равные стороны его символизировали четыре стихии — землю, воздух, огонь и воду.

Ионический крест — по форме сходен с Кельтским крестом, но стороны его расширяются подобно готическому.

Существует еще как минимум три более своеобразных формы креста, встречающихся на надгробиях:

Андреевский крест — крест в форме » X «. По легенде, Св. Андрей не мог позволить, чтобы его распяли на кресте, подобном кресту Иисуса, поэтому упросил мучителей о распятии на кресте этой формы.

Египетский/Коптский крест — Анк, символ Вечной Жизни, действительно встречающийся и на католических надгробиях.

Тевтонский/Мальтийский крест — выглядит как равносторонний Готический крест.

На московских Калитниковском, Ваганьковском, Даниловском, Введенском кладбищах, представлены практически все перечисленные формы крестов, часто не только в чистом виде, но и с очень интересными и эффектными вариациями.

«Объектные» символы

Ангел — кладбищенская «классика», символ духовности. В каноническом христианском восприятии ангелы — «посланники Господа» охраняют могилы, сопровождают души умерших, молятся за попавших в Чистилище. Двое из них легко узнаваемы — это архангелы Михаил и Гавриил, святые, особо почитаемые католической церковью: Михаил обычно изображается с мечом, Гавриил — с трубой (знаком Судного дня). Ангелы, изображаемые без этих артефактов большей частью принадлежат к бесчисленному сонму ангелов-хранителей, семейных и, так сказать, персональных.

Арка (либо радуга) — победа Жизни над Смертью, либо победа в смерти («смертию смерть поправ…»), путь на Небо, переход из жизни через смерть в Вечную Жизнь.

Арфа — символ набожности и надежды. Относится к Св. Сесилии, покровительнице музыкантов.

Всевидящее око — «Господь вездесущ». «Всевидящее око», заключенное в треугольник символизирует Троицу.

Голова херувима — олицетворение души.

Горящий светильник — Вечное Пламя или бессмертная душа человека.

Дети — обыкновенно символизируют безвременную смерть невинного, часто это смерть родителей (либо одного из них), оплакиваемая детьми. Изображение ребенка, держащего череп, обозначает детскую могилу. Нередко дети изображаются с гирляндами цветов — роз или лилий (оба цветка символизируют непорочность).

Драпировки — символ скорби и траура.

Женская фигура (плакальщица) — канонический надгробный мотив столь же распространенный, как и ангелы. Нет смысла объяснять, что она олицетворяет скорбь от потери близкого, неувядающую любовь, смирение и веру.

Закат — угасание жизни, смерть.

Звезда — символ жизни Христа, его пять ран. В более широком значении символ духовности, Вечный Свет, пронзающий тьму забвения. Пятиконечная звезда символизирует чистую душу, поднимающуюся в Небо…

Кельтский узел — воскресение и Вечная Жизнь.

Ключи — символизируют духовное знание. В руках ангела или святого (Св. Петра) означают ключи от Рая

Книга — молитвенник, библия, Книга Жизни, может также символизировать знание или даже память. Обычно изображается раскрытой. Может указывать на профессиональную принадлежность покойного.

Корона — бессмертие, символ чести и славы. Может изображаться в руках ангелов.

Корона, венчающая крест — символ верховной власти Господа.

Коса — смерть как «урожай Господний», персонификация Смерти -Мрачный Косарь

Крылатое колесо — олицетворение Святого Духа.

Крылатый шар — изначально символ Ра, бога Солнца у египтян. В Викторианскую эпоху трансформировался в христианский символ, олицетворяющий животворную силу Господа.

Крылатый череп — очень старый символ, позднее превратившийся в голову херувима в качестве олицетворения души умершего, возносящейся на Небо.

Кувшин — традиционный иудаистский символ: кувшин для омовения рук первосвященников.

Лабиринт — жизненный путь.

Менора — иудаистский символ присутствия Бога, подсвечник с семью свечами, символизирующими семь дней творения.

Обелиск — египетская универсальная форма памятника, возрожденная в XIX веке.

Песочные часы — символизируют неизбежное течение времени, быстротечность жизни, смерть и Вечность. Песочные часы, лежащие на боку, означают, что время для умершего остановилось; песочные часы с крыльями символизируют быстрый полет времени…

Пламя — Вечность.

Разорванное кольцо — потеря одного из членов семьи.

Разрушенная колонна (может быть украшена цветочной гирляндой) — жизнь, оборвавшаяся слишком рано / потеря главы семьи / тлен и упадок.

Ракушка — традиция использования ракушек в похоронных ритуалах уходит корнями в седую, еще доегипетскую, древность. Ракушка — символ плодородия и изобилия, возрождения и странствий. Существует старый обычай оставлять на кладбищах мелкие камешки, монетки и ракушки в знак поминовения…

Рассвет, поднимающееся солнце — обновленная, возрожденная Жизнь.

Саркофаг, гроб — смертность, тленность всего сущего.

Свеча — Жизнь. Потухшая свеча — угасшая жизнь…

Свиток — символ жизни и времени. Оба конца, закрученные вверх показывают неопознанность прошлого и будущего и неопределенность жизненного срока («Пути Господни неисповедимы»). В руке ангела означает, что жизнь записывается им. Также может символизировать признание и память.

Сердце — традиционный символ любви, смелости и разума, пылающее сердце олицетворяет исключительную религиозность. Сердце, заключенное в терновый венец, символизирует страдания Христа. Сердце, пронзенное мечом, символизирует Деву Марию в момент, когда она слышит прорицание Симеона о рождении Христа («И меч пронзит твою душу…»), также этот символ может олицетворять милосердие. Два соединенных между собой сердца обозначают узы брака.

Скрещенные мечи — смерть в бою.

Скульптура Спящего — сон — это нить между Жизнью и Смертью. Спящий ребенок олицетворяет чистоту, естественность, невинность.

Створка раковины (округлая, напоминающая цветок) — символ паломничества, странствий, вечной жизни, рождения и воскресения. Традиционный символ пуритан, возникший как знак совершенного к гробнице Св. Якова паломничества, когда створку раковины вешали на шею в качестве кулона.

Стрела либо фигура со стрелой — смерть

Символ Тао (Инь/Янь) — как ни странно, этот символ единства противоположностей, встречается и на христианских надгробиях…

Трубы — символ победы и спасения в Судный день.

Урна — широко используемый символ траура. Изначально в древние времена урна являлась вместилищем праха усопшего. Начиная с середины XIX века широкое распространение получила символическая надгробная композиция, представляющая собой ангела (либо плакальщицу), склонившегося над урной с прахом, украшенной драпировкой или цветочной гирляндой.

Факел — дублирует символ лампы, свечи, светильника: Вечная Жизнь души. Погасший факел — физическая смерть.

Херувимы (дети-ангелы) — обычно обозначают детские могилы.

Череп (со скрещенными костями), танцующий скелет — » Memento mori «(Помни о смерти) — традиционный символ смерти.

Якорь (либо крест и якорь) — раннехристианский символ со времен катакомбной церкви, замаскированный символ креста (и, в результате, перевернутого ;). По словам Христа «надежда — якорь души». Часто изображается зажатым между скалами. Якорь с разорванной цепью символизирует прервавшуюся жизнь. Может также просто указывать на профессиональную принадлежность умершего.

Изображения рук вполне можно выделить в отдельный раздел :

Протянутые руки — мольба о милосердии.

Благословляющая рука — благословение остающимся.

Рука, указывающая вверх— символизирует надежду на милость Господню, подтверждает жизнь после смерти.

Рука, указывающая вниз — символизирует внезапную смерть.

Руки, держащие цепь с разорванным звеном — символ потери одного из членов семьи.

Рука Бога, выдергивающая звено из цепи — означает, что Он забирает к себе душу умершего.

Руки, держащие раскрытую библию — символизируют христианскую веру.

Сжатые руки — последнее прощание. Единство и любовь даже после смерти. Этот символ имеет интересную деталь: как правило, правая рука держит левую, левая рука — это рука женщины, жены, часто это можно определить и по манжету. Сжатые руки и сердце олицетворяют милосердие.

Две руки, соприкасающиеся большими пальцами — интересный символ, означающий пожелание долгой жизни и процветания и относящийся к иудаизму. В конце службы в ортодоксальных синагогах этот жест является благословением.

Животные

Бабочка — душа / короткая жизнь. Довольно редкий символ, чаще всего встречающийся на могилах детей. Символ воскрешения Христа, три стадии: гусеница — куколка — бабочка олицетворяют жизнь — смерть — воскресение.

Белка, держащая в лапках орешек — религиозность, духовный поиск

Голубка — Святой Дух. Образ белой голубки взят из эпизода крещения Господня в Евангелии от Иоанна. Голубка, изображенная с оливковой ветвью, символизирует надежду.

Дельфин — воскресение.

Дракон — дракон, побежденный Св. Георгием — символ победы над грехом.

Змея — змея, свившаяся кольцом и кусающая себя за хвост, символизирует Вечность.

Кит — материнство.

Лев — олицетворяет силу Бога и вечно защищает могилу и душу умершего от темных сил. Кроме того, символизирует смелость, мужество и, как и большая часть христианских символов, воскресение.

Лошадь — смелость и щедрость. Кроме того, в католицизме представлены следующие «конные» святые: Св. Георгий, Св. Мартин, Св. Морис и Св. Виктор.

Лягушка — мирские радости и грехи, с другой стороны может символизировать и воскресение

Олень — вера, духовный поиск / Христос, победивший Сатану.

Орел — символ Св. Петра. Может указывать на военную карьеру умершего. Смелость, доблесть.

Павлин / Феникс — символизируют воскресение, бессмертие и духовную красоту.

Петух — пробуждение, воскресение.

Птицы в полете — символ «крылатой души», Вечной Жизни, часто используется на могилах детей. Традиция изображения души в виде птицы восходит к Древнеегипетской цивилизации. Позднее крылья стали изображать в качестве символа божественной миссии.

Рыба — указывает на веру

Собака — своеобразный символ, означающий, что хозяин заслуживал любви

Сова — традиционный символ мудрости.

Ягненок — один из излюбленных христианских символов и один из излюбленных символов для обозначения детской могилы. Символизирует чистоту, невинность и смирение. Любопытно, что, являясь одним из основополагающих символов христианства, олицетворяющим жертвенность Христа, изначально возник еще в египетской мифологии…

Растения

Венок/гирлянда — изначально, древний дохристианский символ победы и признания. Был воспринят христианской религией как символ победы через искупление грехов, в настоящее время один из наиболее распространенных мемориальных мотивов.

Абстрактное дерево — Древо Жизни.

Абстрактный цветок — хрупкость жизни.

Акант — божественный сад. Один из старейших надгробных мотивов, напоминающий о скалистых землях, где располагались греческие кладбища.

Ананасы и инжир — процветание, Вечная Жизнь

Анютины глазки — символ смирения и памяти.

Боярышник — надежда, радость, символ весны.

Дуб — символ Христа, считается, что его крест был сделан из дуба. В пре христианские времена друиды поклонялись дубу как Древу Жизни. С другой стороны, в качестве украшения могилы дубовые листья и желуди символизируют силу, власть (в особенности, военную), победу.

Жимолость — преданная любовь и нежность, щедрость.

Кизил — символ Христианства, божественная жертва, воскресение, триумф Вечной Жизни.

Кипарис — романская дохристианская традиция. Ветвями кипариса в знак скорби украшали дом, пока там находилось тело умершего, на кипарисовые ветки его укладывали перед погребением. По одной из версий кипарис символизирует надежду и память. Кипарисы были и остаются обязательной частью средиземноморских кладбищ.

Кисть винограда с листьями — христианская вера (виноград — один из символов Христа).

Крокус — юность.

Лавр — символ мирского признания заслуг и героизма.

Лилия — цветок непорочных девственниц, символ воскресения и чистоты. Часто мотив используется на могилах женщин. Использование лилий при погребении символизирует восстановление непорочности души в смерти

Лютик — добрый нрав.

Мак — вечный сон, утешение.

Мандрагора — растение, родственное белладонне, чьи корни имеют причудливую форму, часто человеческой фигурки. Существует давнее поверье, что мандрагора берет жизненную силу у умерших и обладает магическими свойствами.

Маргаритка — невинность ребенка, символ младенца-Иисуса, юность и чистота помыслов.

Мирт — подобно лавру символизирует признание за достижения, кроме того, олицетворяет Вечную Жизнь.

Мох — достоинство.

Надломленная ветка — прерванная жизнь, смертность.

Нарцисс — смерть юного, красота, искусство, грация.

Незабудка — память.

Остролист — когда-то люди верили, что остролист защищает могилу от удара молнии

Пальма — римляне украшали пальмовыми ветвями надгробия героев в знак памяти об их победах в Северной Африке. К 33 году н.э. пальмовые ветви уже использовались для приветствия любой популярной фигуры. Христиане приняли пальмовую ветвь в качестве символа победы Христа над смертью, относимого к Пасхе. В более широком смысле — духовная победа и вечный мир…

Папоротник — искренность, скорбь.

Пассифлора — венчик — терновый венец Христа, пять тычинок — пять ран Христа, десять лепестков — десять заповедей

Плакучая ива — скорбь и траур.

Плющ — символизирует бессмертие, неувядающую любовь, верность, дружбу и память (иногда на надгробиях встречается такая форма, как венок из плюща).

Роза — цветок Девы Марии, «Розы без шипов». Алая роза символизирует мученичество, белая роза — чистоту:

Розовый бутон — ребенок до 12 лет. Неполный расцвет — подросток. Полный расцвет — смерть в возрасте от 20 до 30 лет.

Надломленный розовый бутон — жизнь, оборвавшаяся слишком рано.

Переплетенные розовые бутоны — крепкая связь между двумя людьми, в том числе матерью и ребенком, умершими в одно время…

Розовый венок — вознагражденная добродетель и красота (исключительно распространенный мотив, в особенности на католических кладбищах).

Сломанный цветок — прерванная жизнь.

Сосна — плодородие, верность, возрождение.

Срезанный сноп колосьев — когда-то в деревнях существовал такой обычай — посылать родственникам сноп колосьев, как знак смерти крестьянина, то есть в какой-то степени этот символ является «профессиональным». Кроме того, он широко использовался для надгробий Викторианской эпохи: срезанный сноп колосьев с серпом как знак прерванной жизни

Пшеничные колосья — возрождение, плодородие, в Христианской традиции — хлеб и вино.

Увядшие листья — печаль и меланхолия.

Чертополох (терновник) — земная скорбь, терновый венец Христа.

Шелковица — «Я не переживу тебя…»

Знаки и символы как выражение памяти народа

10.04.2017

Одним из путей, позволяющих хотя бы частично заглянуть в глубокое прошлое, является исследование базовых священных символов дохристианских верований древних славян. Наши Предки взаимодействовали с миром через множество символов, несущих огромную информацию, и следы этой информации дошли до наших дней в немногочисленных сохранившихся артефактах — летописях, сказаниях и былинах, элементах старинного жилья, предметах быта, народном костюме, народных традициях, приметах и суевериях. Адекватная расшифровка, раскодирование, прочтение древних символов — сложная и в то же время весьма интересная научная задача.

Символы (от греч. «знак, примета») – универсальные феномены человеческой культуры. Символы древних славян как артефакты далёкого прошлого представляют собой большую духовную и историческую ценность, ибо способны многое рассказать о жизни наших предков. В них зафиксированы выдержавшие проверку временем некие константы общепризнанных образцов истины, имевшие безусловную ценность для людей, принадлежавших к конкретному историческому периоду, к конкретному культурному полю. По мнению К. Юнга, символы являют собой код и суть культуры, её Родовую память. В символе всегда зашифрована важная, общезначимая для конкретного народа информация, имеющая глубинный смысл. В силу этого, символ порождает у своих адептов устойчивые ассоциации, сопровождающиеся эмоциональным отношением к нему, оседающие в сознании народа и передающиеся новым поколениям. Несмотря на то, что уже давно нарушен принцип неразрывности и истинные, сакральные знания наших предков являются во многом утраченными, символы и в новые времена воспринимаются как «духовный инструмент» постижения реальности.

Авторы иллюстрированной энциклопедии «Знаки и символы» — Марк О’Коннелл и Раджа Эйри, раскрывая сущность этого феномена культуры, обращают внимание на то, что слово «символ» происходит от греческого «symballein», означающего соединение. «Переносное его значение происходит от традиции разбивать глиняные таблички в знак заключения сделки: каждому из участников вручался кусок разбитой таблички, чтобы при соединении эти фрагменты могли составить единое целое, как части мозаики. Часть таблички, принадлежавшая одному из участников, называлась по-гречески symbola. Поэтому символ не только представляет что-либо, но и указывает на отсутствие некой «невидимой» части, необходимой для воссоздания единого целого» . У символа всегда наличествуют две стороны – видимая и невидимая. Первая сторона связана с непосредственным, очевидным значением символа, вторая – с непроявленным, до конца неосознаваемым смыслом, не предполагающим однозначного истолкования. Именно поэтому, по мнению ведущих исследователей этого феномена Ю. Лотмана, А. Лосева, В. Иванова, настоящий символ всегда многозначен, загадочен и непостижим. Несмотря на некую сокрытость, присущую символам, древние символы являются своеобразными каналами связи, передающими глубинные сакральные значения людей далёкого прошлого, их базовые ценности и субординацию, служат, по существу, кратким справочником, в котором сконцентрирован опыт прошлых поколений.

Символ – это знак, но не всякий знак становится символом. В отличие от знака, который только указывает на объект, явление, символ кодирует информацию, уплотняет и структурирует её в сжатой концентрированной форме. Подобно свёрнутому компьютерному файлу он сохраняет её, преодолевая огромные временные расстояния. Именно поэтому при изучении символов и знаков каждой конкретной культуры исследователи сталкиваются с трудностями, которые заключаются в том, что до нашего времени дошли отдельные фрагменты представлений, реставрировать которые адекватно тому далёкому времени чрезвычайно трудно. Многое утеряно навсегда, многое домысливается, многое невозможно смоделировать на основе современного менталитета. Тем не менее попытки воссоздания архаичных представлений (если в них не присутствуют откровенные натяжки и профанические толкования), позволяют приоткрыть завесу над малоизвестными страницами истории и культуры конкретного народа, глубже понять его традиции, специфические черты характера, определить уровень развития относительно других культур.

Трудности в исследовании символов заключаются и в том, что любой символ имеет двойственную природу, он — одновременно отражение проявленного и скрытого, объективного и субъективного. Именно этим объясняются разночтения похожих символов у разных народов. В каждой культуре есть свои доминирующие акценты, своя специфика видения, исходящая из особенностей бытия, представлений, традиций, веры конкретного народа. Сведения об этой специфике, по нашему мнению, чрезвычайно важны, поскольку позволяют на основе изучения опыта разных культур подойти к обнаружению общего и особенного во взглядах на объекты, имеющие первоочередное значение в жизни людей.

В данной статье рассматриваются основные символы, сохранившиеся в культуре белорусского народа, символы, которые являются носителями этнической памяти, отражают важнейшие стороны бытия белорусов, исследуются объективные причины их возникновения.

Как и все восточные славяне, белорусы поклонялись и почитали прежде всего первостихии: Огонь, Воду, Воздух, Землю. Они хорошо осознавали их роль и значение в своей жизни, всячески стремились наладить с ними гармоничные отношения. Но особо выделялись при этом две стихии – Солнце и Земля. Это связано, на наш взгляд, с тем, что белорусы – народ-земледелец, проживающий, говоря современным языком, в зоне критического земледелия. Поэтому остро в их жизни стоял вопрос: «земля уродит — не уродит»? От этого зависели жизнь и благополучие людей. Возможно именно поэтому главными символами простых крестьян-белорусов и считались Солнце – Отец (Батька-Сонца) и Земля– Мать (Мацi-Зямля). Солнце в представлениях древних белорусов — доброе, милосердное. Тепла люди ждали с нетерпением, оно редко в этих географических просторах, поэтому всегда воспринимается с радостью.

Земля же ассоциировалась с образом Великой матери (Матьсыра Земля). Она кормилица, она священна ещё и потому, что на ней то небольшое пространство, которое именуется Родиной. Она настолько почитаема в белорусской традиции, что самая суровая клятва связана с поеданием горсти земли, горсть земли берут уезжая в далёкие края, землю целуют прощаясь и встречаясь с ней вновь. Два этих символа в сознании белорусов были относительно равны и никогда не находились в жёсткой оппозиции, как это потом случится в христианстве. Несмотря на то, что Солнце ассоциировалось со светлым началом, а Земля с тёмным, они, быстрее, представляли некое единство (можно сравнить с китайским символом Инь –Янь). Земля как олицетворение и начало всего живого, выступает в ряде мифов как жена Солнца. С нашей точки зрения, даже главные боги белорусской мифологии Белобог и Чернобог, представляют собой специфическую конструкцию этого единства.

О близости этих символов свидетельствуют и их графические изображения. При обозначении символов в мировой культуре использовались, как правило, простейшие геометрические фигуры: линии (прямая, ломаная), круг, кольцо, треугольник, ромб, квадрат, пирамида, конус, спираль, крест и т.п. Этим своеобразным алфавитом древние люди пытались промаркировать мир, в котором они жили, закрепляя за изображениями сакральные, трансцендентные смыслы. Именно графические изображения символов являются основой орнаментов, национальных узоров, часто встречаются на предметах декоративно-прикладного искусства, одежде, в зодчестве. Нетрудно заметить, что белорусы в своей символике чаще использовали квадрат. Эту геометрическую фигуру в качестве графического символа, связывали с порядком, единообразием, равенством, прямотой. Квадрат (наряду с кругом) выступает как основная модель структурирования мира. Во временном отношении — это четыре времени года, в трактовке мироздания — четыре стихии. В представлении белорусов квадрат был отражением основных пространственных ориентиров (верх-низ, левый-правый, замкнутое пространство) и воспринимался он как гарантия порядка, стабильности, безопасности.

Символические изображения Солнца и Земли в белорусском орнаменте очень похожи (рис. 1). Солнце — ромб с лучами за пределы фигуры. Земля – ромб с лучами внутрь.

Рисунок 1. Символические изображения Солнца и Земли

Различные сочетания этих главных символов легли в основу графических изображений иных символов, имевших для белорусов важные, часто сокровенные значения. К ним можно отнести символ Жизни, являвший в белорусской мифологии неразрывный союз Солнца и Земли (рис. 2).

Этот символ использовали в обрядах, с помощью которых пытались поднять на ноги тяжело болеющего человека, либо помочь не имеющей детей женщине забеременеть .

Рисунок 2. Изображения символа жизни

В основе символического изображения хлеба – самого важного продукта белорусов – также угадываются элементы графических изображений Солнца и Земли (рис. 3). «Хлеб всему голова» – издревле говорили в народе. В белорусском фольклоре много поучительных сказок и притч, говорящих о том, что нет ничего дороже хлеба. Хлеб надо было обязательно доедать, его нельзя выбрасывать, нельзя бросаться им, считалось, что при таком отношении к хлебу уходит от человека здоровье.

Рисунок 3. Символ хлеба

Было широко распространено у древних славян, живших на белорусских землях, использование этих символов в качестве обережных знаков, способных притягивать добро и защищать человека.

Отголоски почитания символов Солнца и Земли мы видим сегодня не только в узорах на тканых коврах ручной работы, уникальных вышивках, резьбе по дереву, в национальной одежде, представленных в музейных экспозициях, но и в современной жизни. Стремительно входят в моду вышиванки с национальным орнаментом, национальная символика всё чаще начинает использоваться в авангардных направлениях моды, в значимых событиях, когда надо подчеркнуть или представить свою национальную идентичность (в костюмах национальной команды белорусов на олимпийских играх, в оформлении возобновлённого прекрасного поэтичного праздника урожая «Дажынкi» со всеми сопутствующими ему символами и ритуалами, на праздниках Рождества).

Это свидетельствует о том, что символы, которым поклонялись и которые почитали наши предки, до сих пор сохранились в коллективном подсознании белорусского народа как отражение неумирающей связи с накопленным опытом предшествующих поколений.

Рощинская Октябрина Михайловна, кандидат философских наук, доцент. Доцент кафедры истории, мировой культуры и туризма Минского государственного лингвистического университета. Минск. Беларусь.

Трушко Михаил Николаевич. Белорусский государственный экономический университет. Минск. Беларусь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *