Критические периоды онтогенеза

Онтогенез

Рост и развитие человеческого организма начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение жизни. Рост – это количественные изменения, связанные с увеличением массы организма и сопровождающиеся изменением числа и размеров его клеток. С момента оплодотворения до взрослого состояния количество клеток организма человека увеличивается с 1 до 1016-18. Рост заканчивается к 20–25 годам.

Развитие человека происходит в течение всей жизни и носит скачкообразный характер. Между отдельными этапами развития существуют не только количественные, но и качественные различия. Смена этапов развития, или периодов жизни (детский, подростковый, юношеский, зрелый, старческий), может наступать раньше или позже, и эти этапы могут иметь разную продолжительность в зависимости от условий, в которых развитие протекает.

Что такое онтогенез

Индивидуальное развитие организма человека называют онтогенезом. Когда происходит слияние половых клеток – женской (яйцеклетка) и мужской (сперматозоид), – наступает беременность, длящаяся 280 дней, или 9 месяцев. Этот этап развития протекает в организме матери, поэтому весь онтогенез принято делить на пренатальный и постнатальный периоды (от лат. natus – рождение, т.е. периоды до и после рождения).

Пренатальный период развития

В пренатальном, или внутриутробном, периоде онтогенеза, в свою очередь, выделяют зародышевый (эмбриональный) и плодный периоды. Первый период длится 2 месяца, второй – с 3-го по 9-й. В эмбриональный период происходит накопление клеточного материала, который постепенно дифференцируется в зачатки всех типов тканей. В течение 2-го месяца внутриутробного развития образуются органы и в основных чертах формируются части тела – голова, туловище и конечности. На 5-й неделе развития начинает биться сердце. С 3-го месяца происходит интенсивный рост всех отделов и частей тела плода, продолжающийся и после рождения ребенка.

Постнатальный период развития

С момента рождения начинается процесс самостоятельной жизни индивидуума и его приспособления к окружающей среде. Вновь приобретаемые признаки наслаиваются на переданные по наследству, в результате чего в организме происходят сложные преобразования.

Показатели длины и массы тела в течение жизни изменяются неравномерно. В 1-й год после рождения наблюдается наибольший прирост длины и массы тела – соответственно на 21–25 см и 5–6 кг. Ускоренный рост тела происходит в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), в возрасте от 5 до 7 лет и в период полового созревания (от 10–11 до 15–16 лет). Девочки вступают в период полового созревания на 1–1,5 года раньше, чем мальчики. В подростковом возрасте прибавка длины тела составляет в среднем 5,8 см в год у мальчиков и 5 см в год у девочек. Наибольшее ускорение роста у девочек отмечается от 10 до 13 лет, а у мальчиков – в 13–16 лет. Максимальная годичная прибавка массы тела наблюдается, как правило, в 13 лет у девочек и в 15 лет у мальчиков. Масса тела возрастает до 20–25 лет и затем сохраняется на относительно постоянном уровне до 40–46 лет.

Акселерация и ее причины

В конце ХХ века ученые заговорили об акселерации – ускорении роста и развития детей и подростков, которое в большей степени проявляется в экономически развитых странах. В результате акселерации средняя длина тела у детей и подростков стала на 10–15 см, а у взрослых мужчин – на 6–8 см больше, чем в начале века. Сократился и период увеличения длины тела человека: 100 лет назад он продолжался до 23–26 лет, а в настоящее время фактически заканчивается уже к 19 годам у юношей и к 17 годам у девушек. Ускорились прорезывание молочных и постоянных зубов, половое созревание и даже психическое развитие.

Акселерацию связывают с целым комплексом причин, важнейшими из которых считают улучшение питания и условий жизни, стимулирующее воздействие разнообразных химических веществ, количество которых при современном промышленном производстве резко возросло как в воздухе, так и в воде и почве. Ускоренному развитию способствуют также усиление солнечной активности и действие других видов излучения (например, радиоактивного).

Физическое развитие организма характеризуется массой (вес), длиной (рост) и размерами отдельных частей тела. Усредненные величины массы и длины тела в разные возрастные периоды приведены в таблице, у отдельных людей эти показатели могут иметь значительные различия.

Средние длина и масса тела у людей мужского (м) и женского пола (ж) разного возраста

Особенности процесса роста человеческого организма

Период детства и юности
В процессе роста изменяются основные пропорции тела. Так, у новорожденного ребенка длина головы меньше длины тела в 4 раза, а у детей 5–7 лет – в 6 раз. К 16–20 годам соотношение длины головы и тела составляет 1 : 8. Параллельно с ростом организма происходят возрастные изменения во всех органах и системах организма. В подростковый период быстро увеличиваются половые органы, развиваются вторичные половые признаки. У девочек возрастает количество волос в подмышечных впадинах и на лобке, увеличиваются молочные железы, меняется форма таза, появляются менструации. У мальчиков к 15–16 годам начинается рост волос на лице и теле.

В юношеском возрасте (16–20 лет у девушек и 17–21 год у юношей) рост организма в основном завершается и наступает относительно стабильный период существования – зрелый возраст.

Период зрелого возраста
Строение тела в зрелом возрасте изменяется мало. Выделяют 2 периода зрелого возраста: первый – до 35 лет, второй – с 36 до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин. Зрелый возраст – период наибольших возможностей человека, именно во второй период зрелого возраста человек достигает вершин своей личной и профессиональной деятельности.

Период пожилого возраста
После 60 лет организм начинает постепенно стареть, в ряде органов возникают структурные изменения. Это, в свою очередь, вызывает понижение функциональных способностей организма. В пожилом возрасте (с 61 до 74 лет у мужчин и с 56 до 74 лет у женщин) и старческом (75–90 лет) в организме происходит характерная перестройка, которую изучает геронтология (от греч. geron – старик).

Временные границы старения варьируют у отдельных людей в широких пределах, однако старение – это генетически детерминированный процесс. Ученые подчеркивают, что активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения, однако лишь в пределах, обусловленных наследственными факторами.

Типы телосложения

Индивидуальные особенности формы тела человека называют типом телосложения или конституцией. Это комплекс индивидуальных морфологических и физиологических особенностей, которые складываются в определенных социальных и природных условиях и проявляются в реакциях организма на различные воздействия. Внешнему строению тела соответствует определенное расположение органов и их внутреннее строение. Различают 3 типа телосложения человека: долихоморфный, брахиморфный и мезоморфный.

Астенический тип
Люди долихоморфного (астенического) типа отличаются высоким или выше среднего ростом, относительно коротким туловищем, малой окружностью груди, узкими плечами, длинными нижними конечностями. Среди литературных героев к этому типу можно отнести Дон Кихота. У таких людей относительно слабо развиты мышцы и подкожная жировая клетчатка. Внутренние органы обычно лежат ниже, как бы опущены, легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально.

Гиперстенический тип
Брахиморфный (гиперстенический) тип телосложения характеризуют средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, значительный объем груди и живота, широкие плечи, короткие конечности. Пример: Санчо Панса. Внутренние органы у гиперстеников относительно большего, чем у астеников, размера и лежат несколько выше. Легкие укорочены, сердце расположено почти горизонтально.

Нормостенический тип
Люди мезоморфного (нормостенического) типа по своим пропорциям занимают среднее положение.

Тип телосложения и физическая активность

Форма тела человека генетически обусловлена, однако большинство людей не имеют ярко выраженного типа телосложения и относятся к промежуточным типам. Первые признаки типа телосложения появляются в 6–7 лет, а окончательное его формирование происходит в период полового созревания. В дальнейшем тип телосложения меняется незначительно. Родители, приобщая ребенка к спортивным занятиям, не должны бороться с природой. Если малыш толстоват, краснеет и потеет при беге, не может догнать сверстников, то, вероятно, он более сильный и развивать в нем надо в первую очередь силовые качества. Худенький и высокий ребенок, уступающий сверстникам в силе, наверняка более быстрый и ловкий, и ориентировать его следует на занятия, развивающие именно эти качества.

Резервы человеческого организма

Особенностью человеческого организма является наличие больших резервов – как физических, так и духовных. Они генетически обусловлены, но при тренировке могут увеличиваться. За последнее столетие спортивные рекорды человека изменились весьма существенно.

В основе развития физических качеств и резервов лежат особенности организма человека, названные ученым-физиологом А. А. Маркосяном надежностью биологической системы. Надежность организма обеспечивается избыточностью его элементов, их взаимозаменяемостью, способностью быстро и полностью возвращаться к состоянию относительного постоянства, динамичностью взаимодействия звеньев этой биологической системы. Так, известно, что в головном мозге используется не более 5–10% нервных клеток. В покое в мышцах открыты лишь 25% кровеносных капилляров, однако при физической нагрузке их пропускная способность увеличивается в несколько раз. После умеренной нагрузки функциональные показатели уже через 5 минут возвращаются к исходному уровню. Примеры можно продолжить, но, главное, надо понять, что для развития физических качеств у организма имеется материальная основа.

Как рассчитать свой идеальный вес?

Для определения «должной» массы тела человек зрелого возраста может воспользоваться формулой:

  • должная масса тела = длина тела (см) – 100.

Эта формула пригодна при росте 155–164 см, при росте 165–174 см следует вычесть 105, а при еще большей длине тела – 110.

Полезен и расчет индекса массы тела (ИМТ) по формуле:

  • ИМТ = масса тела (кг) / рост (м)2

В норме ИМТ равен 18–25.

Вместо заключения

Надежность биологической системы изменяется в процессе онтогенеза. Организм ребенка находится в состоянии роста и развития, поэтому количество его элементов значительно меньше, чем у взрослого. Недостаточно развиты у ребенка и механизмы регуляции, велика пластичность всех процессов. Поэтому положительное воздействие на рост и развитие детского организма оказывают закаливание, занятия физической культурой и спортом, тренировка памяти в процессе учебы. Недостаток движения, активное и пассивное курение, регулярное переутомление и частые простудные заболевания ухудшают состояние растущего организма и тормозят его развитие.

Итак, физическое развитие человека зависит как от генетических факторов, унаследованных от родителей, так и от сложного комплекса внешних условий, среди которых главные – образ жизни и состояние окружающей среды. Физическая тренировка – общебиологический путь совершенствования резервных возможностей организма, она развивает то, что заложено природой.

Лекция на тему: «Критические периоды развития ребенка»

Критические периоды развития ребенка

Развитие ребенка имеет неравномерный характер. На одних этапах изменения в детской психике накапливаются медленно и поступательно (стабильные периоды), на других – они проходят бурно и быстро (критические периоды).

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов. Незначительные и малозаметные для окружения изменения во время долгих стабильных периодов обуславливают, в конце концов, появление возрастных новообразований вследствие качественных прыжков в развитии во время кризисов.

Во время кризиса ребенок за очень короткое время очень изменяется по своим основным чертам. Это революционное, бурное, стремительное течение действий как по темпам, так и по содержанию изменений, которые происходят.

Возрастной кризис – период в жизни человека, когда на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год) проявляются резкие и существенные психологические сдвиги и изменения личности, развитие приобретает бурный, стремительный, кризисный характер.

Особенностью переживания кризисных периодов у людей является то, что чаще всего они становятся в это время трудновоспитуемыми, вступают в острые конфликты, переживают болезненные, тяжелые переживания.

У разных детей эти периоды могут проходить по-разному: более остро или менее заметно для окружающих. Это связано с индивидуальными особенностями детей, с типом темперамента и уровнем развития их эмоциональной сферы, с условиями воспитания. Все границы переживания возрастных кризисов относительно условные. Это также связано с индивидуальными особенностями детей и процессами акселерации, которые особенно ярко наблюдаются в последние годы.

Для критических периодов характерны определенные особенности:

  • Их границы крайне невыразительны, размыты. Кризис наступает незаметно, очень тяжело определить момент его начала и завершения. Резкое обострение наблюдается лишь в середине этого этапа.

  • Апогей кризиса для окружения определяется в изменении поведения ребенка, его трудновоспитуемости. Ребенок как бы выходит из-под контроля взрослых, становится вредным, быстро падает успеваемость в школе и снижается трудоспособность, увеличивается число конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь связана с болезненными переживаниями.

  • Развитие во время кризиса имеет преимущественно отрицательный характер. В отличие от стабильных периодов развития, здесь происходит скорее разрушительная, чем творческая работа. Ребенок не только приобретает, но что-то теряет из приобретенного раннее (напомним, что возникновение нового в развитии обязательно определяет и отмирание старого). Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития, появление новообразований, которые имеют переходный характер и не собираются дальше в том же виде.

Критические периоды в развитии детей:

  1. Кризис новорожденного (родовой кризис).

  2. Кризис первого года жизни.

  3. Кризис третьего года жизни.

  4. Кризис шестого (седьмого) года жизни.

  5. Кризис одиннадцати-тринадцати лет жизни.

Рассмотрим характерные проявления критических периодов развития ребенка более детально, относительно к возрастным особенностям:

  1. Кризис новорожденного

Появляется в период острого жизненного противоречия в результате резкой смены условий пребывания ребенка – завершения перинатального (дородового) периода и его рождения, что сопровождается разрывом многих органических и физиологических связей, сменой среды, окружения.

Физически отделившись от матери, ребенок должен адаптироваться к полностью другим условиям жизни (привыкнуть получать кислород из воздуха, принимать еду из вне, переваривать ее, выделять ненужные организму вещества и т.д.). Все это сказывается на его общем состоянии, повышенной чувствительности к разным неблагоприятным условиям. Основным физическим признаком кризиса является потеря ребенком веса в первые дни после рождения.

Психологические проблемы связаны с особенностями адаптации ребенка к новой среде и другому способу жизни, а также с особенностями установки матери, которая до этого воспринимала ребенка как часть собственного «Я» и перестраивается на восприятие его как отдельного человеческого существа.

  1. Кризис первого года жизни.

Этот кризис является характерным для первого года жизни ребенка и связан с освоением окружения и речи. Если сначала жизнедеятельность младенца регулировала биологическая система, она поступательно вступает в конфликт с вербальными ситуациями, которые создаются взрослыми. Как следствие, в возрасте около года ребенок остается без надежных ориентиров в окружающей среде: биологические составляющие уже существенно деформированы, а языковые еще не настолько сформированы, чтобы ребенок с их помощью мог свободно владеть своим поведением.

В возрасте от 15 месяцев до 2-х лет дети проявляют свой характер. В поведении доминирует возражение, которое проявляется в желании делать наоборот.

Внимание родители!

Нельзя наказывать ребенка за поведение, которое естественно проявляется в его потребности познания и развития. Помните, что в этом возрасте для вырабатывания правильных социальных ориентиров и полноценного развития эмоциональной сферы ребенка очень важным является участие в воспитании обоих родителей – отца и матери.

Кризис первого года не считают острым. Установление новых отношений с ребенком, оказание ему определенной самостоятельности в дозволенных границах, терпение и выдержка взрослых смягчают характер кризиса.

Советы родителям

  • Создать для ребенка условия, которые будут безопасными в его познании окружения: закройте розетки; не оставляйте доступным для него огонь, спички; Горячие блюда и напитки ставьте так, чтобы он не мог до них дотянуться и перевернуть на себя; не оставляйте его в одиночестве.

  • Приучайте ребенка пользоваться разными бытовыми вещами – это позволит выработать у него навыки самообслуживания и избежать проблем с использованием их по назначению.

  • Запрещая ребенку что-то, обязательно объясняйте ПОЧЕМУ.

  • Необходимо, чтобы дети понимали требовательность родителей к их поведению и последовательность этих требований.

  1. Кризис трех лет.

Одним из последствий интенсивного развития совместной деятельности ребенка и взрослого в раннем возрасте является формирование образа собственного «Я» — центрального новообразования, которое возникает в конце этого этапа. Малыш учится отделять себя от взрослого, начинает относиться к себе как к самостоятельной личности, то есть у него появляются начальные формы самосознания. Все приводит к стремлению ребенка хотя бы в границах своих возможностей действовать самостоятельно, без помощи взрослых, что в первую очередь проявляется в его словах «Я сам!» и стремлениях делать все самостоятельно. Именно для окружающих он кажется упертым, вредным и своевольным. Этот период считают критическим в первую очередь потому, что взрослые сталкиваются с трудностями взаимоотношений с ребенком.

В основе этого кризиса – объективное противоречие между новой тенденцией развития ребенка к самостоятельному удовлетворению собственных потребностей и требованиям взрослого сохранить предыдущий стиль отношений и ограничить тем самым активность ребенка.

Известна четкая когнитивная (интеллектуальная) симптоматика приближения кризиса:

  • острый интерес ребенка к своему изображению в зеркале;

  • обеспокоенность тем, что он выглядит в глазах других;

  • заинтересованность девочек своими нарядами;

  • озабоченность мальчиков собственной компетентностью, например, в конструировании;

  • острая реакция на неудачи;

  • настаивание на своем выборе.

Признаки прохождения кризиса трех лет:

  1. Детский негативизм. Проявляется в неосновательном, бестолковом, глупом противостоянии ребенка любому вмешательству взрослых, сопротивлению внешнему влиянию, демонстративному отказу исполнять требования взрослых. Ребенок вообще не хочет подчиняться взрослым. Негативизм не следует отождествлять с непослушанием. В основе негативизма – сознательное нежелание слушать советы и придерживаться определенных правил.

  2. Детская упертость. Одно из проявлений непослушания. Возникает в ситуациях, когда требования взрослых противоречат желаниям ребенка и намерениям, а также из-за отсутствия нормальных условий для деятельности и удовлетворения природных потребностей. Ребенок настаивает на своем требовании, на собственном решении потому, что начинает осознавать себя как личность и хочет, чтобы на эту личность обращали внимание. По сути это один из способов самоутверждения. Упертость не надо путать с настойчивостью, поскольку в ее основе находится конфликт с окружающими.

  3. Капризность. Близко к негативизму и упертости, но имеет больше генерализованный и безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома. Но протест против того, что предлагают другие (например, против конкретного платьишка или рубашки, способа проведения досуга, предложенного меню и т.д.). Нередко реализуется в истерических формах: дети падают на пол, упрямится, заходятся плачем и криком, откидывает предложенные ему вещи и т.д.

  4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок хочет быть самостоятельным. Это немного напоминает кризис первого года, но тогда не было стремления к физической самостоятельности, а теперь говорится про глубокий уровень – самостоятельность намерений, замыслов. Своеволие – своя воля. То есть настойчивость на своем выборе, даже если он хуже того, что предлагают другие.

  5. Обесценивание взрослых. Может проявляться в безапелляционных заявлениях та открытом игнорировании. Родители переживают настоящий шок, услышав от ребенка «дурачок» или что-то подобное. Но в основе подобных реакций не нелюбовь и неуважение к родителям, а недостаточность опыта по выявлению разных эмоциональных реакций, умение по-другому защищать себя и свою позицию.

  6. Протест-бунт. Проявляется в открытых конфликтах с родителями в ситуациях, когда ожидания детей не совпадают с ожиданиями родителей, и их заставляют действовать именно по родительским представлениям. Но не каждый ребенок способен по своим индивидуальным особенностям к открытому протесту. Кое-кто использует формы скрытого протеста, который может проявляться в разном вреде и нежелании осознавать к этому свою причастность.

Советы родителям

  • Не предъявляйте чрезмерных требований (всегда ориентируйтесь на возрастные возможности и состояние здоровья ребенка) и не злоупотребляйте запретами!

  • В достаточной мере реализуйте разумные желания ребенка – ему необходимо:

а) познать окружающий мир;

б) развивать навыки самообслуживания;

в) определять собственные силы и способности.

  • Скорректируйте инициативу и самостоятельность ребенка в продуктивное русло – найдите ему интересное и полезное занятие.

  • Не становитесь на путь прямой борьбы с детской упертостью, чтобы не обострять на этом внимание самого ребенка (это будет формировать враждебность во взаимоотношениях).

  • Создавайте ребенку такие ситуации, в которых бы он сам смог убедиться , что его старания напрасные.

  • В беседах с ребенком ведите разговор спокойно.

  • Не спешите реагировать на прихоть ребенка. Он должен привыкнуть к определенному порядку вещей и уважать ваш авторитет.

  • Позвольте ребенку самому делать выбор: не навязывайте ему свое одно предложение (платье, еду, игрушку, игру и т.д.), а предложите на выбор несколько (например: «Чтобы ты хотела сегодня кушать на завтрак: кашу или картофельное пюре?» или «В каком из этих платьев ты бы хотела сегодня пойти в детский садик?»). Тогда это будет именно ее выбор и не будет причины для конфликта.

  • Приучайте ребенка к управлению собой на основе восприятия и сознания актов своего поведения и его последствий.

  • Содействуйте потребности ребенка в анализе результатов его деятельности, поступков, взаимоотношений с другими людьми. Предлагайте ему обговаривать все то, что и как он делает, избегая простой критики т однозначно негативных оценок.

  • Учите ребенка правилам поведения и, а именно, правилам уважительного отношения с родителями.

  • Показывайте собственный пример уважительного и культурного поведения.

  • Не доводите взаимоотношения с ребенком к такому конфликту, когда каждой из сторон тяжело сдерживать свои негативные эмоции.

  • Помните, что Вы мудрее и более опытнее в жизни, чем дети, что Вы любите своего ребенка. Это должно быть в основе Вашей модели родительского поведения.

  • Стимулируйте наилучшие намерения ребенка, поддерживайте его высокую самооценку.

Желание ребенка этого возраста к самостоятельности находит продуктивное решение в форме игры, поэтому кризис трех лет легче проходит путем привлечения ребенка к игровой деятельности.

Образование образа ребенка, его «Я» — концепции происходит в общении: при доброжелательном отношении удовлетворяются потребности в признании и положительной оценке, ребенок вырастает спокойным и уверенным; негативный опыт общения провоцирует агрессию и замкнутость, неуверенность в себе и в своих возможностях.

  1. Кризис шести-семи лет.

Этот кризис является переходным периодом, который отделяет школьное детство от младшего школьного возраста. Характеризуется потерей непосредственности и наивности, большой скованностью поведения, способностью ставить себя на место другого, умением ощущать и учитывать эмоциональные состояния окружающих. Рядом с негативизмом заметно вырастает самостоятельность ребенка, обогащается содержание его жизни: расширяются интересы, круг друзей и знакомых, сферы деятельности.

Основные признаки:

  1. нарушение психического равновесия, нестойкость воли, настроения;

  2. потеря непосредственности в поведении (заметными становятся внутренние переживания в оценке желаний и поступков, правомерности или целесообразности собственных действий);

  3. манерность поведения (стараясь оправдать ожидания взрослых, ребенок открыто демонстрирует даже те положительные качества, которые ему не характерны);

  4. симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается это скрывать).

Однако далеко не все дети этого возраста способны сдерживать свои чувства, умеют управлять ими. Потеряв одни формы поведения, они еще не овладели другими. Это приносит трудности в воспитании, «замыкание» детей в себе и неуправляемости их поведением.

Если кризис трех лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, то теперь ребенок начинает осознавать свое место в свете социальных отношений, это коренным образом меняет его самосознание. Кризис 7 лет – это период зарождения социального «Я» ребенка.

Ребенку необходимо вступать в отношения с обществом как с совокупностью людей, которые осуществляют обязательную, общественно необходимую и полезную деятельность. Это выражается, в первую очередь, в стремлении ребенка идти в школу, стать учеником. Все, что касается обучения, выходит на первый план, а то, что связано с игрой, становится менее важным, хотя и не менее интересным.

Советы родителям

  • Содействуйте расширению форм общения с ребенком, развитию его потребностей в диалоговом общении на правах партнеров.

  • Стремитесь к установлению доверительных отношений, но не будьте в этом навязчивыми – находите необходимые слова и удачное для этого время и настроение ребенка.

  • Создавайте условия для расширения словарного запаса – больше общайтесь, обсуждайте увиденное, прочитанное, услышанное. Следите за речью и произношением ребенка (употреблением слов-паразитов и брутальных слов; правильностью ударений). Беспокойтесь о собственном примере грамотного, культурного и богатого использования словарного запаса.

  • Содействуйте адекватному проявлению эмоций: объясняйте, если ребенок не знает, как себя вести в ситуациях горя и радости; будьте сами щедрыми в проявлении эмоций в подобных ситуациях.

  • Помогайте ребенку подготовиться к школе: обучайте его письму, грамоте, счету; тренируйте пальчики (специальными упражнениями, приучайте к длительным и правильным манипуляциям карандашом и ручкой); соблюдению правил поведения в разных ситуациях.

  • Содействуйте развитию самостоятельности ребенка: позволяйте ему самому доводить дело до конца, даже если у него это еще не очень хорошо получается.

  • Вселяйте веру в ребенка, в его способности и возможности.

  1. Кризис одиннадцати-тринадцати лет.

Ломание старых психологических структур, характерно для этого возраста, приводит к настоящему взрыву непокорности, наглости, дерзости и трудновоспитуемости. Характерным для этого периода является снижение трудоспособности и учебной успеваемости.

Основную причину таких бурных проявлений одни психологи считают в том, что взрослые не изменяют своего поведения в ответ на появление у подростков желания к новым, более взрослым формам взаимоотношений с родителями и учителями. Другие рассматривают этот кризис как прямое отображение процесса полового созревания, мало связанное с особенностями воспитания, а третьи считают, такой кризис не является проблемой и у большинства подростков его просто не бывает.

Главное содержание и специфическое отличие в развитии кризиса этого возрастного периода – переход от детства к взрослости, что проявляется в социальном и половом созревании ребенка и сопровождается стремлением к полной самостоятельности, избегания контроля со стороны взрослых, повышенным интересом к своей внешности и представителям противоположного пола, обостренным чувством справедливости.

Симптомы кризиса подросткового возраста:

  • Снижение продуктивности учебной деятельности (а также возможности ею заниматься), даже в тех сферах, когда подросток одаренный. Регресс проявляется при выполнении творческих заданий, хотя способность выполнять механические задания сохраняется. Обусловлено это переходом от конкретного до логического мышления.

  • Негативизм. Подросток будто отделяется от своего окружения, становится склонным к ссорам, нарушениям дисциплины, переживая одновременно внутреннее беспокойство, неудовлетворение, стремление к одиночеству и самоизоляции.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет отрицательный характер. Возможно три его варианта:

  1. Негативизм ярко выраженный во всех сферах жизни. Длится такое от нескольких недель до случаев, когда подросток надолго самоизолируется от семьи, является чрезмерно возбужденным или же наоборот равнодушным. Подобные болезненные и острые проявления негативизма наблюдается у 20% подростков.

  2. Приблизительно 60% подростков проявляют негативизм лишь в отдельных жизненных ситуациях, прежде всего как реакцию не негативное влияние среды (семейные конфликты, угнетающая атмосфера в школе).

  3. У 20% подростков негативизм в поведении вообще не проявляется.

Все это дает возможность сделать допущение, что негативизм обусловлен недочетами педагогического подхода.

Интересно, что родители и учителя связывают трудности воспитания не с кризисом и не с докризисным периодом, когда собственно и начинается процесс разрушения старых психологических структур, а с периодом после кризиса (14-15 лет). Объясняется это прежде всего неэффективностью действия в новых условиях старых воспитательных подходов и неумением находить другие, которые бы большей мерой соответствовали этому послекризисному периоду, настоящим интересам и потребностям детей.

Советы родителям

  • Расширять круг социальных ролей подростка (сына/дочери, внука/внучки, родственника, школьника, ученика, друга, ровесника, члена детской организации, гражданина и т.д.), раскрывать их морально-этическое содержание.

  • Создавать больше ролевых нагрузок.

  • Давать больше самостоятельности и ответственности.

  • В своих высказываниях, действиях не терять авторитет справедливых и рассудительных родителей.

  • Стараться меньше критиковать детей и их поступки.

  • Переключать заостренное внимание подростков на свою внешность на внимание к внутреннему состоянию.

  • Содействовать формированию у ребенка адекватной самооценки.

  • Создавать условия для самообразования и самовоспитания ребенка, определенности к наклонностям и профессиональным вкусам.

  • Содействовать духовному развитию личности, закреплению морально-этических норм и правил поведения.

Химия, Биология, подготовка к ГИА и ЕГЭ

Этапы онтогенеза

30-Июл-2013 | комментария 3 | Лолита Окольнова

Онтогенез — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.

По сути, онтогенез — это путь организма от зачатия и до смерти.

Термин «онтогенез» введен Эрнстом Геккелем в 1866 г.

Индивидуальное развитие (онтогенез) всегда находится под контролем генов.

В процессе онтогенеза реализуется генетическая информация, полученная от родителей.

Все клетки одного организма потенциально несут одну и ту же генетическую программу, но по мере развития организма разные его клетки используют разные части этой программы. На характер работы генов большое влияние оказывают условия внешней среды.

Этапы онтогенеза

Гаметогенез — развитие половых клеток — гамет до момента, когда они становятся готовыми к оплодотворению.

Партеногенез — развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.

Эмбриогенез — развитие организма от оплодотворения и до момента выхода из материнского организма (из зародышевой оболочки).

Рост — постэмбриональное развитие — накопление массы, изменение в размерах, становление обмена веществ и т.д. Метаморфозы = превращения. Для некоторых организмов очень важный этап (у бабочек — переход: гусеница — куколка — бабочка)

Старение — процесс постепенного нарушения функций организма, деградация систем организма.

Гаметогенез мы уже рассмотрели.

Перейдем теперь к следующему этапу.

Первый этап онтогенеза — Эмбриогенез

— онтогенез от оплодотворения до рождения

Итак, сперматозойд оплодотворил яйцеклетку. Гаплойдный набор гамет объединился и образовалась диплойдная зигота .

Эта клеточка приступает к интенсивному дроблению — масса и объем зародыша остается постоянным, но внутри — быстрое увеличение (митоз) количества клеток — бластомеров . Образуется бластула.

Так, клеточки поднакопили, пора им форму придать… 🙂

Гаструляция — следующий этап онтогенеза. С делением закончили, теперь клетки интенсивно перемещаются, образуются пласты из этих клеток — зародышевые листки.

Образуется гаструла. Зародыш становится двух- или трехслойным (в зависимости от сложности организма), эти слои в будущем будут формировать органы.

Органогенез. Образование органов и систем органов.

Интересно, что первыми закладываются:

  • нервная трубка — будущая ЦНС (центральная нервная система),
  • хорда — будущий позвоночник и
  • кишечная трубка — будущая пищеварительная система.

Образуется нейрула.

Это самые основные системы любого организма и, как видите, они закладывается уже тогда, когда у зародыша и органов-то еще нет…

Дальше идет накопление массы зародыша, дальнейшая дифференцировка, развитие и т.д.

Постэмбриональный этап онтогенеза

Развитие организма после появления на свет бывает прямое и непрямое.

Прямое развитие — характерно для млекопитающих, рептилий, птиц. Маленький организм отличается от взрослого только размерами и половым созреванием.

Непрямое развитие — развитие с метаморфозами (с превращениями).

Есть такое понятие — имаго — это взрослая особь. На свет появляется личинка, и она может ОЧЕНЬ отличаться от взрослого организма, может иметь такие органы, которые не присущи взрослому. Далее эта личинка претерпевает превращения — метаморфозы (полный или неполный метаморфоз), и уже в результате становится имаго — взрослой особью.

Такое развитие характерно, например, для насекомых и земноводных.

Последующие процессы, такие как рост, будут рассмотрены для каждого типа животных отдельно.

Конечно, у каждого вида организма свое развитие, свой онтогенез. Есть схожие процессы, есть явные различия, но суть остается та же — развитие каждого организма определено генетической информацией, заложенной в половых клетках, которые, объединяясь, дают начало новому организму.

Путь организма от зачатия и до смерти определяется его генетической информацией.


  • вопросы ЕГЭ по теме
  • вопросы ОГЭ по теме

Категории:

  • Биология

| Метки: биология, лекция

Обсуждение: «Этапы онтогенеза»

Характеристика основных периодов онтогенеза

Эмбриональный период продолжается с момента оподотворения яйцеклетки до двух месяцев пренатального развития. В течение этого периода из клеток эмбриобласта закладываются все основные органы и системы организма, а из клеток трофобласта формируются вспомогательные структуры, выполняющие поддерживающую, защитную и питательную функцию. К вспомогательным структурам относятся плацента, мешок амниона и пупочный канатик. В момент рождения ребёнок разрывает амниотические оболочки, а после перевязки и пересечения пуповины ребёнок полностью отделяется от вспомогательных структур, которые необходимы ему только в утробе матери и непосредственно к телу ребёнка не относятся.

В течение эмбрионального периода организм развивается чрезвычайно быстро, фактически каждый день появляются новые структуры и функции, поэтому этот период критическим для формирования большинства органов и систем организма. Любые нарушения формирования плаценты, пуповины и/или самого эмбриона, обусловленные неблагоприятным воздействием факторов среды, приводят к самопроизвольному аборту.

Плодовый (фетальный) период начинается с начала третьего месяца внутриутробного развития и до момента рождения. В это время созревают и начинают функционировать большинство органов и систем организма (нервная, пищеварительная, дыхательная, мышечный аппарат, анализаторы), формируются половые органы. Плод совершает рефлекторные движения (толчковые движения конечностями, открывание рта, сосательные движения, предварительные дыхательные движения). Все эти изменения постепенно подготавливают ребёнка к появлению на свет и эффективному взаимодействию с матерью – главным для новорожденного объектом окружающего мира.

Перинатальный (околородовый) период в онтогенезе человека выделяется условно, в силу важности для здоровья матери и ребёнка процессов, происходящих в их организмах перед родами, во время родов и в течение первых дней после родов. В перинатальном периоде различают поздний антенатальный период (с 28 по 40 неделю беременности), интранатальный период (непосредственно период родов) и ранний неонатальный период (с момента первого вдоха и перевязывания пуповины до 10 дня жизни).

Во время перинатального периода происходит подготовка организма матери к родовой деятельности, а организма ребёнка к рождению и последующей относительно самостоятельной жизни. Период перед родами при патологическом течении беременности опасен для ребёнка из-за риска развития сдавливания плаценты или пуповины и прекращения (уменьшения) поступления к плоду питательных веществ и кислорода, развития резус-конфликта, внутриутробного инфицирования плода и других состояний.

Во время родов велик риск родовой травмы ребёнка, особенно при быстрых или затяжных родах. Сразу после родов у ребёнка происходит перестройка работы основных систем жизнеобеспечения (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, системы терморегуляции др.). С первым вдохом у новорожденного происходит заполнение лёгких воздухом и расправление альвеол, в течение нескольких последующих дней происходит полное очищение дыхательных путей от слизи и околоплодной жидкости.

С началом обогащения крови кислородом в лёгких, происходит зарастание овального отверстия предсердной перегородки и Боталлова протока, по которым до родов кровь попадала из правого желудочка в левое предсердие, минуя лёгкие. Нарушение этого процесса приводит к формированию пороков сердца, значительно нарушающих нормальное течение постнатального онтогенеза. К концу перинатального периода отпадает пупочный отросток, и зарастает пупочная ранка.

После родов ребёнок приспосабливается к получению питательных веществ с материнским молоком. В связи с этим происходят преобразования в желудочно-кишечном тракте, начинаются вырабатываться ферменты, расщепляющие питательные вещества, отлаживаются механизмы регуляции двигательной активности кишечника и всасывания пищевых масс, кроме того, происходит заселение просвета кишечника микроорганизмами, участвующими в процессе пищеварения. В этот период пищеварительная система ребёнка очень уязвима, так как не может эффективно противостоять патогенным микроорганизмам, с трудом переваривает и усваивает что-либо, кроме материнского молока, например, растительную пищу. Период приспособления к новому способу питания сопровождается уменьшением массы тела ребёнка по сравнению с массой при рождении, к концу перинатального периода масса тела обычно восстанавливается.

В первые дни после рождения организм ребёнка плохо переносит перепады температуры воздуха, поэтому в течение первой недели жизни велик риск перегревания или охлаждения ребёнка. Это связано с тем, что в полости матки температура всегда была постоянной, и центр терморегуляции ребёнка не функционировал. В короткий срок происходит его активация, и организм начинает в основном за счёт сосудистых реакций сберегать тепло при снижении температуры воздуха и отдавать его при её повышении.

Период новорожденности характеризуется полным завершением морфофизиологических перестроек в организме, связанных с приспособлением к внеутробному существованию и быстрым ростом. Деятельность организма в этот период регулируется рефлексами (безусловными и условными) и инстинктами. В период новорожденности происходит социализация ребёнка; своим видом и поведением он вызывает у родителей, особенно у матери инстинктивное поведение, включающее в себя комплекс заботы, внимания, охраны и так далее. Формирование родительского поведения обеспечивает благополучный рост и развитие малыша как в период новорожденности, так и в последующие периоды детства и отрочества.

Грудной возраст (период) назван так потому, что основной пищей ребёнка в этот период остаётся материнское молоко, вводимый прикорм постепенно заменяет его, составляя значительную часть рациона в норме только после 6–7 месяцев. С 6 месяца у ребёнка прорезываются молочные зубы, постепенное увеличение их количества позволяет откусывать и пережёвывать твёрдую пищу.

Грудной возраст характеризуется самыми высокими темпами роста, длина тела к году увеличивается в среднем в 1,5 раза, а вес – в 3 раза. Развивается нервная система, органы чувств и опорно-двигательный аппарат. Ребёнок научается сидеть, ползать, стоять, развиваются сначала хватательные, а затем и сложные манипуляционные движения. В этом возрасте ребёнок очень восприимчив к обучению, он активно интересуется окружающим миром, знакомится с назначением окружающих его предметов, запоминает их название.

По мере развития речевого аппарата ребёнок сначала начинает гулить, а затем начинает лепетать, но уже на 9–12 месяце он начинает давать предметам, животным и людям названия, которые часто понятны только ему и родителям. Данный вид деятельности является одним из первых признаков, отличающих детей от детёнышей животных.

Усвоению ребёнком новых навыков и информации во многом способствует его социальная активность. К концу первого месяца малыш начинает улыбаться в ответ на обращение взрослых, с 6 до 9 месяцев он начинает активно включаться в коллективные игры, к концу года ребёнок усваивает смысл жестов, активно подражает старшим и другим детям.

Раннее детство (период «первого округления») характеризуется уменьшением абсолютных и относительных приростов размеров тела, при этом не наблюдается значительных различий в темпах роста между мальчиками и девочками. Так в этот период рост тела в длину уступает росту в ширину, тело ребёнка становится округлым. Замедление темпов роста сопровождается активизацией процессов дифференциации всех органов и систем. Особенно это заметно по совершенствованию опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Выпрямленное вертикальное положение и передвижение на двух ногах изменяют пропорции тела ребёнка, и сопровождаются формированием S-образного позвоночника.

Для нервно-психического развития детей в данном возрасте характерны игры с построением, выбор объекта привязанности, любопытство. Очень быстро развивается речь, дети начинают фантазировать, узнают предметы, изображённые на картинках, выделяют себя как личность, склонны к одушевлению предметов.

Первое детство педиатры называются также периодом «первого вытягивания», так как в возрасте с 4 до 7 лет наблюдается ускорение роста тела (туловища и конечностей) в длину без значительного роста в ширину, кроме того, значительно уменьшается толщина подкожной жировой клетчатки (особенно у мальчиков). В результате, к концу этого периода дети выглядят худощавыми, их движения могут быть неловкими, угловатыми. Нарушение координации движений, связанно с тем, что нервные центры, управляющие движениями, не успевают перестраиваться при быстром изменении пропорций тела.

В период с 6 до 7 лет происходит наблюдается небольшой скачок роста головного мозга, в основном за счёт увеличения лобных долей, ответственных за мышление и сознание. К концу этого периода вес мозга составляет около 90% от массы мозга взрослого человека. Именно в этом возрасте становится явной латерализация функций между полушариями мозга. Для нервно-психического статуса детей 4–7 лет характерно: реактивность, склонность к аффектам, непоседливость, быстрое перевозбуждение и утомляемость.

В течение периода первого детства у ребёнка должны развиться новые психические функции, присущие только человеку. Около 4 лет формируются наглядно-символическое мышление, сознательное упорство, способность обзора последовательных событий во времени, освоение схемы пространства; ребёнок научается воспринимать приказания и запреты, этические нормы и правила. К 7 годам развивается логически-оперативное мышление, ребёнок становится способным к истинным волевым актам, и социальной адаптации; формируется чувство личной и культурной идентичности.

Перечисленные особенности периода первого детства может стать причиной психологического дискомфорта, особенно если до завершения периода вытягивания ребёнок идёт в школу, где предъявляются повышенные требования к его физическим и умственным способностям.

Второе детство (период «второго округления») длится примерно с 8 лет до начала полового созревания, то есть до 12 лет у мальчиков и 11 лет у девочек. В этот период темпы роста становятся по сравнению с предыдущим периодом более равномерными, начинается смена молочных зубов постоянными.

Рост скелета может сопровождаться у детей онемением конечностей, ноющими болями, особенно по ночам. Незрелость скелета и связочного аппарата у ребёнка может приводить к травмам, особенно при занятиях спортом. В целом двигательная сфера ребёнка в период второго детства характеризуется увеличением силы мышц, возрастает скорость и точность движений, их координация.

В данном возрасте дети развивают способности, появившиеся к концу предыдущего периода, что позволяет им усваивать учебный материал, осваивать новые двигательные навыки, понимать своё место в обществе. Около 9 лет у детей появляется специфическая для человека способность к восприятию перспективы и изобразительному рисованию.

Пубертатный период (от лат. pubertas – возмужалость, половая зрелость) в процессе формирования организма является переломным. Он характеризуется резкими эндокринными сдвигами, изменением функционального состояния органов и систем, связанными с половым созреванием.

Пубертатный период начинается у девочек в 12–15 лет, а у мальчиков в 13–16 лет. В этом возрасте происходит рост и увеличение размеров тела, рост и дифференцировка органов и тканей. Годичный прирост длины тела составляет от 4 до 7,5 см (это период второго вытягивания), массы тела – от 3 до 5 кг. В связи с усиленным ростом верхних и нижних конечностей заметно изменяются пропорции тела. В этом возрасте значительно увеличивается пердне-задний и особенно поперечный размер грудной клетки.

Продолжается формирование позвоночника, происходит интенсивный рост всех его отделов. Изгибы позвоночника в основном сформированы, однако оссификация ещё не заканчивается, что создаёт опасность появления сколиозов и других нарушений осанки в начале пубертатного периода.

В пубертатном периоде наблюдается усиленный рост мышц в толщину за счёт образования массивных мышечных волокон. В связи с этим увеличивается общая масса мышц по отношению к массе тела, и нарастает мышечная сила. Развитие нервного аппарата мышц в подростковом возрасте в основном заканчивается.

Значительное развитие нервного аппарата мышц и усиленный рост мышечных волокон не только приводят к увеличению мышечной силы и выносливости, но и делают возможным более длительное выполнение тонко дифференцированных движений. В результате к концу пубертатного периода завершается возрастное развитие координации движений. Однако в этом возрасте отмечаются резкие колебания возбудимости и лабильности нервно-мышечного аппарата, связанные с функциональной неустойчивостью нервной системы в период полового созревания. В связи с этим физическая нагрузка должна быть строго дозированной.

Это важно и с учётом состояния у подростков сердечно-сосудистой системы, в которой также происходят значительные изменения. Наблюдается усиленный рост сердца с одновременным глубоким изменением тонкой структуры сердечной мышцы – резко увеличивается диаметр волокон и ядер.

Быстрое развитие сердца по сравнению с просветом сосудов и усиление функции надпочечников, синтезирующих катехоламины, стимулирующих сердце, обусловливают повышение систолического артериального давления в среднем до 115–120 мм рт.ст., а диастолического – до 75 мм рт.ст. Довольно часто у подростков наблюдаются нарушения ритма сердечных сокращений, связанные с повышением возбудимости нервных центров, регулирующих кровообращение. Это также объясняется особенностями функционирования желёз внутренней секреции.

Дело в том, что в пубертатном возрасте происходит глубокая перестройка эндокринной системы. Функция интенсивно развивающихся половых желёз резко изменяет установившиеся эндокринные отношения. Вновь усиливается активность щитовидной железы, надпочечников, задней доли гипофиза.

Половые железы начинают продуцировать половые гормоны (андрогены у мальчиков, эстрогены и прогестерон у девочек), под влиянием которых у подростков постепенно развиваются половые признаки, характерные для данного пола (см. раздел 2.2).

Особенностью функционирования ЦНС в подростковом возрасте является повышение её возбудимости, особенно подкорковых отделов. При этом ослабляется относительный тонус коры больших полушарий и все виды центрального торможения. У девочек это выражено в большей степени и нередко сопровождается нарушением вегетативных функций, проявляющимся внезапными сердцебиениями, лабильностью ритма дыхания и сосудистыми расстройствами (похолодание и потливость дистальных частей конечностей). Отмечается повышенная утомляемость, как при умственных, так и при физических нагрузках. Эмоциональная возбудимость и интенсивная физическая активность являются причиной частых несчастных случаев и суицидальных попыток, особенно у мальчиков этого возраста. У детей, склонных к подобным действиям, они могут быть обусловлены какими-то вовремя неразрешёнными проблемами в более раннем возрасте.

В подростковом возрасте усиливающееся эмоциональное напряжение и влияние биологических стимулов наблюдается одновременно с необходимостью оптимально приспосабливаться к повышенным требованиям социальной среды, связанной с вхождением молодого человека во взрослую жизнь. Процесс самоидентификации или «нахождения себя» в начале совершеннолетия во многих странах стал более длительным, так как время формального воспитания и зависимости от взрослых увеличилось. С другой стороны, этот процесс стал сочетаться с разрушением традиционных моделей семейной жизни и социальной среды. Самоидентификация включает в себя установление своего происхождения, общественной принадлежности, профессии и призвания, а также роли в обществе вне домашнего окружения.

Последующая стадия развития включает появление способности к общению с другими лицами, кроме родителей, способности избегать эмоциональной изоляции путём преодоления неудач в спортивных играх, интимной дружбе и при попытках половых отношений. На этой стадии человек учится испытывать взаимные чувства и сочувствие.

Юношеский период онтогенеза характеризуется завершение физического и полового созревания человека. На этой стадии психосоциального развития характерно формирование чувства долга одного индивидуума по отношению к другому в любви, ухаживании, браке и в других принятых обязательствах и задачах.

Конечная стадия развития индивидуума, характеризуется способностью человека «воспринять свой индивидуальный жизненный цикл и лиц, занимающих в нём важное место, внутри отрезка истории, в котором он живёт. Такое целостное восприятие означает иную привязанность, отличную от привязанности к родителям, желание этого отличия и принятие того факта, что человек сам несёт ответственность за свою жизнь» (Erikson).

Юношеский период соответствует периоду перехода к ранней взрослости, выделенному Левинсоном (Levinson, 1978, 1986).

По мнению данного учёного в данном возрасте человек начинает решать 4 основные задачи, возникающие в процессе взросления:

1) увязывание мечты с реальностью;

2) поиск наставника;

3) обеспечение карьеры;

4) налаживание интимных отношений.

Разумный оптимизм и трезвая оценка реальности и своих возможностей позволяют человеку в этом возрасте сделать «задел» на следующий жизненный этап – период зрелости.

Зрелый возраст подразделяется на два периода, границей между которыми условно считается возраст 35 лет. Первый период зрелости является кульминационным в онтогенетическом развитии человека. Именно в этом возрасте человек достигает максимальных показателей в физическом развитии, в функционировании физиологических систем организма.

Адаптационные возможности и резервы организма до 35 лет стабильны, и позволяют человеку легко справляться со значительными нагрузками, связанными с действием неблагоприятных факторов среды (климатические, производственные, инфекционные и так далее), с физическими и психическими перегрузками. Именно этот период является наиболее благоприятным для рождения детей: появляющееся на свет потомство имеет лучшие показатели здоровья, беременность, роды и материнство меньше всего сказываются на здоровье женщины.

Во второй период зрелости начинаются процессы увядания организма, снижаются показатели функционирования нервной, сердечно-сосудистой, выделительной систем, уменьшается сила мышц. Уменьшение адаптационных резервов организма в этом возрасте обычно компенсировано, однако действие сильных факторов может привести к появлению заболеваний, некоторые из которых могут стать хроническими.

С наступлением зрелости значительных изменений в психических функциях не наблюдается, особенно если эти функции тренируются. Однако происходит постепенное уменьшение скорости выполнения задач на время, уменьшается объём механической памяти и способность оперировать матрицами. В качестве компенсационных изменений у взрослых людей наблюдается специализация к выполнению определённого вида деятельности: профессиональные навыки оттачиваются до совершенства, а навыки, не связанные с профессией и не тренируемые, ухудшаются. Таким образом, с наступлением зрелости человек утрачивает полипотентность развития навыков и умений, но приобретает возможность к совершенствованию в выбранной профессии.

В пожилом, старческом возрасте и у долгожителей наблюдается дальнейшее старение организма (см. раздел 2.1.8), что сопровождается ухудшением функционирования органов и систем организма, учащением заболеваний, увеличением их продолжительности и тяжести. В конечном итоге происходит нарушение работы систем жизнеобеспечения и наступает смерть – завершающая стадия существования человека.

Критические периоды эмбриогенеза

Критические периоды наблюдаются на стадиях онтогенеза, характеризующихся наибольшей скоростью развития организма, когда он становится более чувствительным к вредным воздействиям. Внешние и внутренние факторы, к которым особенно велика чувствительность в эти периоды, могут ускорять, замедлять или приостанавливать развитие организма.

В 1960 г. эмбриолог П.Г. Светлов предложил гипотезу критических периодов. Он различал три группы воздействий внешней среды:

1 – повреждающие воздействия, приводящие к смерти или патологии;

2 – модифицирующие воздействия, вызывающие отклонения не патологического характера (морфозы или мутации);

3 – закономерное воздействие среды, обеспечивающее нормальное развитие организма.

Эти воздействия влияют на последующую устойчивость организма и его нормальное развитие. Критические периоды онтогенеза связаны с реализацией генетической программы индивидуума в разные периоды онтогенеза путем активации работы определенных генов. В пределах индивидуальной нормы реакции обеспечивается возможность акклиматизации организма, его приспособления к условиям среды.

Все критические периоды можно разделить на несколько типов.

1. Периоды, критические для всего организма, когда вредные воздействия могут привести к гибели зародыша. Наиболее частая гибель зародыша происходит на начальных стадиях эмбриогенеза.

2. Частные критические периоды – различные для каждого органа и ткани.

3. Критические периоды для клетки.

В критические периоды эмбриогенеза зародыш или плод становится высоко реактивным и лабильным по отношению к действию факторов. Аномалии развития возникают при этом в силу того, что борьба организма с разрушительными процессами (регуляторная функция органов и систем плода) в эти периоды может быть ослаблена. Непосредственной причиной аномалии может послужить либо остановка развития той или иной системы организма в критический период, либо нарушение координации в скорости компенсаторных ответных реакций систем развивающегося плода. Чем на более ранней стадии своего развития находится эмбрион, тем его ответная реакция на действие патогенного фактора более отличается от реакции систем взрослого организма.

В онтогенезе человека к критическим периодам относят:

1) оплодотворение;

2) имплантацию (7-8-е сутки эмбриогенеза);

3) развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентацию (3-8-я недели);

4) развитие головного мозга (15-20-я недели);

5) формирование основных систем организма, в том числе половой (20-24-я недели);

6) рождение.

1.4.9. Влияние факторов среды на ход эмбриогенеза человека

Любое воздействие, нарушающее нормальный ход эмбриогенеза, может вызвать пороки развития зародышей. Примерно половина всех зародышей не доживает до рождения. У большинства обнаруживаются аномалии на ранних стадиях развития. Такие зародыши не могут имплантироваться в стенку матки. Другие зародыши имплантируются, но не могут укрепиться в стенке матки настолько, чтобы беременность была успешной. Почти 90% эмбрионов, абортированных до месячного возраста, являются аномальными. Развитие многих зародышей человека нарушается на ранних стадиях. Примерно 5% всех родившихся детей имеют явные уродства. Одни из них не опасны для жизни, другие представляют собой тяжелые отклонения от нормы.

Гибель эмбрионов в различные периоды онтогенеза неравномерна среди зародышей мужского и женского полов: чем ближе к началу беременности, тем больше среди погибших зародышей мужского пола. Это связано с тем, что в эмбриогенезе возникает больше зародышей мужского пола, чем женского. Так, соотношение количества эмбрионов мужского и женского полов в 1-й месяц беременности составляет 600:100, а на 5-ом месяце – 140:100. Если считать, что в среднем на 1000 беременностей погибает 300 плодов, то величина внутриутробной смертности представляется следующими показателями: в 1-й месяц погибает 112 эмбрионов, во 2-й – 72, в 3-й – 43, а затем показатели снижаются до единичных. Таким образом, на первые два месяца беременности приходится около 2/3 всех случаев гибели эмбрионов.

Наиболее частыми факторами, нарушающими нормальный ход эмбриогенеза, являются перезревание яйцеклетки, нарушения обмена вещества у матери, гипоксия, содержание в крови матери токсических веществ (например, лекарственных препаратов, наркотических веществ, никотина, алкоголя и др.), инфекция (особенно вирусная) и др.

Факторы, вызывающие аномалии, называются тератогенными. Тератогены действуют в течение определенных критических периодов. Для любого органа критическим периодом является время его роста и образования специфических структур. Разные органы имеют различные критические периоды. Например, сердце человека формируется между 3 и 4 неделями. Мозг и скелет человека чувствительны к вредным воздействиям постоянно, начиная с 3-ей недели после зачатия до конца беременности.

Известно много тератогенов, вызывающих генные и хромосомные мутации. Тератогены оказывают либо прямое влияние на ДНК, либо опосредованное влияние через системы репликации, репарации, рекомбинации. Мутагены окружающей среды в зависимости от их природы принято делить на физические, химические и биологические.

К физическим мутагенам относятся все виды ионизирующих излучений, радиоактивные элементы, ультрафиолетовое излучение, чрезмерно высокая или низкая температура и др. Физические воздействия вызывает повреждение всех клеток, но наиболее чувствительны к облучению клетки, находящие в процессе интенсивного деления. Больше других подвержены действию радиации клетки активно развивающегося организма или опухоли. Например, стандартная флюорография, проводимая населению с целью выявления туберкулеза, не приносит взрослому человеку ощутимого вреда. Однако подобное облучение (или рентген зуба, рентген конечности при травме и т.п.), выполненные в первые дни после оплодотворения до момента имплантации зародыша в стенку матки, приведет к его гибели. Уродств не будет, зародыш погибнет, и женщина может даже не заметить прервавшейся беременности.

Химические мутагены – сильные окислители и восстановители (нитраты, нитриты и др.), продукты переработки нефти, органические растворители, лекарственные препараты (например, иммунодепрессанты, дезинфицирующие и др.). Например, применение хинина может привести к глухоте у плода. Очень слабый транквилизатор талидомид, широко применявшийся в 60-х годах, может вызывать уродства, при которых длинные кости конечностей либо отсутствуют, либо резко деформированы, в результате чего у ребенка формируются конечности, напоминающие плавники тюленя. К химическим мутагенам относятся некоторые пищевые добавки и другие химические соединения.

Значительное вредное влияние на развивающийся эмбрион оказывают алкоголь и курение. При употреблении алкоголя в количестве более 50-85 г в сутки у детей наблюдается отставание в физическом и психическом развитии. У женщин — злостных курильщиц (выкуривающих 20 и более сигарет в день) часто рождаются дети с меньшей массой тела по сравнению с детьми некурящих женщин. Курение значительно понижает количество и подвижность сперматозоидов в семенниках у мужчин, которые выкуривают не менее 4 сигарет в день.

Многие искусственно созданные вещества, применяемые в народном хозяйстве, также обладают тератогенным эффектом, особенно пестициды и ртутьсодержащие органические вещества.

К биологическим мутагенам относят некоторые вирусы (кори, гепатита, гриппа, краснухи), продукты обмена веществ и антигены некоторых микробов. Например, у женщин, перенесших краснуху в первой трети беременности, в каждом из 6 случаев рождаются дети с катарактой, пороками сердца и глухотой. Чем раньше вирус краснухи поражает беременную женщину, тем больше риск, что пострадает зародыш. Тератогенным действием обладают простейшие из класса споровиков – токсоплазма гонди. Если мать больна токсоплазмозом, то токсоплазмы через плаценту могут проникнуть в зародыш и вызвать поражения мозга и глаз.

Большое влияние на развивающийся эмбрион оказывает состояние здоровья матери.

Патологические процессы, протекающие в организме матери в течение первых 7-и суток после оплодотворения, могут привести к эктопической (внематочной) беременности. Последняя составляет 0.8-2.4 случая на 100 доношенных беременностей (около 6% стационарной гинекологической патологии). В 98-99% случаев зародыш прикрепляется в маточной трубе. Яичниковая, шеечная и абдоминальная формы беременности встречаются редко. Летальность при эктопической беременности составляет около 7% всех смертей беременных женщин. Наличие эктопической беременности в анамнезе является частой причиной вторичного бесплодия. Действие разнохарактерных патологических факторов в раннем эмбриогенезе человека может вызвать прилежание плаценты и пузырный занос. При продолжающемся влиянии неблагоприятных факторов в патологическое формирование вовлекаются многие органы зародыша, в первую очередь – ЦНС, сердце и др. Только с 63 дня беременности опасность развития аномалий эмбриогенеза начинает уменьшаться. Все представленные выше факты накладывают большие обязательства на будущих родителей в плане предупреждения действия на организм беременной женщины вредных факторов среды и эмоционального стресса, особенно в период, когда зародыш находится в ранней фазе развития, и женщина не знает о своей беременности.

Одной из причин врожденных пороков можно считать гипоксию. Она тормозит формирование плаценты, развитие зародыша и в ряде случаев приводит к развитию врожденных пороков и гибели плода. Неполноценное питание матери, дефицит микроэлементов, приводят к развитию пороков ЦНС, гидроцефалии, искривлению позвоночника, порокам сердца и т.д.

Эндокринные заболевания у беременной женщины нередко приводят к самопроизвольным абортам или нарушениям дифференциации органов плода, определяющим высокую раннюю детскую смертность. Тератогенный эффект доказан для сахарного диабета.

Зависимость состояния здоровья детей от возраста родителей известна. Например, врожденные пороки опорно-двигательной и дыхательной систем несколько чаще наблюдаются у детей юных матерей, чем у детей матерей в возрасте 22-35 лет. У матерей в возрасте старше 35 лет рождается больше детей с множественными пороками, в том числе ЦНС. Установлено, что появление у плода расщелин губ, нёба, ахондроплазии зависит от возраста отца.

К числу сравнительно частых отклонений от нормы относится рождение близнецов. Различают одно- и разнояйцевых близнецов. Если полное раздвоение зародыша произошло на стадии двух бластомеров или на стадии гаструлы, то рождаются нормальные однояйцевые близнецы из одной зиготы, имеющие одинаковый генотип, пол и похожие друг на друга. Реже наблюдается расщепление зародыша не на две, а на большее число частей (полиэмбриония). Разнояйцевые близнецы образуются в результате одновременного созревания двух или большего числа яйцеклеток и почти одновременного оплодотворения. Иногда рождаются сросшиеся близнецы. Их называют сиамскими по названию страны в Юго-Восточной Азии, где в 1811 году родились два сросшихся брата. Сросшиеся близнецы всегда однояйцевые. Образование их может происходить путем неполного разделения зародыша и путем срастания двух и более однояйцевых близнецов на ранних стадиях развития. Иногда один из близнецов является лишь придатком другого.

К аномалиям развития у человека можно отнести атавизмы — проявление признаков далеких животных предков (чрезмерное оволосение, сохранение хвоста, добавочные молочные железы и пр.).

Принято выделять 4 основных типа врожденных пороков развития:

1. Мальформация — морфологический дефект органа, части органа, или большого участка тела в результате внутреннего нарушения процесса развития (генетические факторы).

2. Дизрупция — морфологический дефект органа, части органа или большого участка тела в результате внешнего препятствия или какого-либо воздействия на изначально нормальный процесс развития (тератогенные факторы и нарушение имплантации).

3. Деформация — нарушение формы, вида или положения части тела, обусловленные механическими воздействиями.

4. Дисплазия — нарушенная организация клеток в ткани и ее морфологический результат (процесс и следствие дисгистогенеза).

К врожденным порокам развития относят также следующие нарушения эмбрионального морфогенеза:

Агенезия — полное врожденное отсутствие органа.

Аплазия — врожденное отсутствие органа с сохранением его сосудистой ножки.

Гипоплазия — недоразвитие органа с дефицитом его массы или размера более чем на 2 сегмента, отличающееся от средних для данного возраста показателей. При этом простая гипоплазия, в отличие от диспластической, не сопровождается нарушением структуры органа.

Гипертрофия (гиперплазия) — врожденное увеличение массы и размеров органа за счет увеличения количества (гиперплазия) или объема (гипертрофия) клеток.

Макросомия (гигантизм) — увеличение длины тела (или отдельных органов).

Гетеротопия — присутствие клеток или тканей одного органа в тех зонах или даже в другом органе, где их быть не должно (островки хряща из бронхиальной стенки в легких).

Гетероплазия — нарушение дифференцировки клеток в пределах ткани. Например, обнаружение клеток плоского эпителия пищевода в дивертикуле Меккеля.

Эктопия — расположение органа в необычном для него месте (например, расположение сердца вне грудной клетки).

Удвоение или увеличение в числе органа или его частей: полидактилия — увеличение числа пальцев, полиспления — наличие нескольких селезенок и т.д.

Атрезия — отсутствие естественного канала или отверстия (атрезия пищевода, сильвиевого водопровода, ануса).

Стеноз — сужение канала или отверстия.

Неразделение (слияние) — органов или однояйцовых близнецов. Название пороков этой группы начинаются с приставки «syn» или «sym»: синдактилия, симфалагизм.

Персистирование — сохранение в органе эмбриональных структур.

Дисхрония — нарушение темпов развития органа или его структур.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *