Кроссворды для 6 класса

Кроссворды по русскому языку

КРОССВОРД «МОРФЕМИКА»

(5 класс)

Ключевое слово: Раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.

  1. Окончание – значимая часть слова, которая образует … слова.
  2. Окончание, не выраженное звуками.
  3. Часть речи, которая не имеет окончания.
  4. Суффикс, стоящий после окончания.
  5. Замена одних звуков другими в одной и той же части слова.
  6. Наименьшая значимая часть слова.
  7. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
  8. Главная значимая часть слова.
  9. Часть изменяемого слова без окончания.

КРОССВОРД «СИНТАКСИС»

(5 класс)

Вопросы к кроссворду.

  1. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
  2. Второстепенный член предложения, обозначающий место, время и способ действия.
  3. Члены предложения, относящиеся к одному члену предложения и отвечающие на один вопрос.
  4. Главный член предложения, который чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.
  5. Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.
  6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?
  7. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.
  8. Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений.
  9. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?

КРОССВОРД «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

(6 класс)

Ключевое слово: Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.

По горизонтали:

  1. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный.
  2. Разговор двух или нескольких лиц.
  3. Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.
  4. Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.
  5. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
  6. Главный член предложения.
  7. Предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений.
  8. Знак препинания, которым выделяется прямая речь.
  9. Второстепенный член предложения.

КРОССВОРД «ОБРАЩЕНИЕ»

(5 класс)

Ключевое слово: Часть речи, имеющая краткую форму.

По горизонтали:

  1. Форма превосходной степени имени прилагательного, образующаяся с помощью суффикса –айш-, -ейш-.
  2. Синтаксическая роль полной формы имени прилагательного.
  3. Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?
  4. Имена прилагательные, обозначающие признак, не могущий проявляться в большей или меньшей степени.
  5. Синтаксическая роль простой формы сравнительной степени.
  6. Раздел науки о языке, изучающий имя прилагательное как часть речи.
  7. Степень сравнения прилагательного, простая форма которой образуется с помощью суффиксов -ее-, -ей-, -е-.
  8. Форма сравнительной степени прилагательного, образующаяся с помощью слова более.
  9. Имена прилагательные, обозначающие признак, который может быть в этом предмете в большой или меньшей степени.
  10. Название слов ветреный, стеклянный, оловянный, деревянный.
  11. Способ образования слова ветряная (мельница).
  12. У прилагательного лисий -ий – это не…
  13. Степень сравнения прилагательного, составная форма которой образуется с помощью слова самый.
  14. Сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через…

Кроссворды о природе для начальных классов с ответами

Кроссворды о природе для начальной школы с ответами

Слово «кроссворд» пришло к нам из английского языка. Оно образовалось из двух слов: «крест» и «слово», то есть «пересекающиеся слова» или «крестословица». Кроссворд — это задание-головоломка, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами по горизонтали и вертикали. В начале XX века кроссворд появился в США, и его стали называть игрой века. Детям младшего школьного возраста предлагаются небольшие кроссворды, которые могут явиться содержанием экологических занятий. Кто первый решит свой кроссворд, тот и победитель. Кроссворды могут быть как тематическими, так и смешанными.

Кроссворды, ребусы, занимательные задачи способствуют повышению эффективности обучения, улучшают усвоение информации. О предстоящей работе с кроссвордами следует предупредить учащихся заранее и попросить повторить основной материал учебника.

Тематические кроссворды для младших школьников

Кроссворд с ответами для начальной школы на тему «Реки»

Впишите названия рек в нужные клетки кроссворда.

Висла, Печора, Дон, Урал, Днепр, Дунай, Волга, По, Конго.

Кроссворд с ответами для начальной школы на тему «Океаны и моря»

Впишите названия океанов и морей в нужные клетки кроссворда.

Тихий, Атлантический, Охотское, Японское, Средиземное, Баренцево, Азовское.

Кроссворд с ответами для начальной школы на тему «Животные»

По горизонтали:

1. Зверь, жилище которого называется «хатка».

3. Крупное северное животное с большими клыками.

6. Водоплавающее животное.

9. Снежный барс.

12. Маленький хищный зверек.

13. Дикая свинья.

14. Имя волка — вожака стаи из «Книги джунглей» Р. Киплинга.

По вертикали:

1. Домашнее животное.

2. Лесной пушной зверек.

4. Животное, на котором ездят жители Севера.

5. Самое длинношеее животное.

6. Серый лесной хищник.

7. Кличка кошки из повести С. Михалкова «Кошачья сказка».

8. Полосатая родственница лошади.

10. Автор исследований «Жизни животных».

11. Группа животных, живущих и охотящихся вместе.

Ответы.

По горизонтали: 1. Бобр. 3. Морж. 6. Выдра. 9. Ирбис. 12. Ласка. 13. Кабан. 14. Акела.

По вертикали: 1. Баран. 2. Белка. 4. Олень. 5. Жираф. 6. Волк. 7.Дуся. 8. Зебра. 10. Брем. 11. Стая.

Кроссворд с ответами для начальной школы на тему «Рыбы, птицы, звери»

По горизонтали:

8. Домашнее животное.

9. Пушной зверек.

10. Горбатый заяц.

По вертикали:

1. Хищная птица.

2. Сибирский олень с большими рогами.

3. Крупная хищная рыба.

4. Животное, используемое для езды.

5. Бамбуковый медведь.

6. Вид страуса.

7. Аквариумная рыбка.

Ответы.

По горизонтали: 8. Кошка. 9. Белка. 10. Агути.

По вертикали. 1. Ястреб. 2. Марал. 3. Акула. 4. Лошадь. 5. Панда. 6. Нанду. 7. Гурами.

Кроссворд с ответами для начальной школы на тему «Насекомые»

По горизонтали:

3. Кто его убивает,

Тот свою кровь проливает.

5. Рыж, да не конь,

Рогат, да не баран,

Дома не любят

И на базаре не купят.

6. За печкой и под полом

Малые букашки громко поют.

7. Не зверь, не птица,

А нос — как спица.

9. Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон,

Никто не приучает,

А на нас садится.

10. У кого жала на конце хвоста?

По вертикали:

1. В ярком платье модница,

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится — отдыхает.

2. Не рыбак, а сети расставляет.

4. Маленькая труженица за медком полетела.

8. Летит — ревет, всех пугает,

Коня да корову кусает.

Ответы.

По горизонтали: 3. Клоп. 5. Таракан. 6. Сверчок. 7. Комар. 9. Муха. 10. Скорпион.

По вертикали: 1. Бабочка. 2. Паук. 4. Пчела. 8. Овод.

Кроссворд с ответами для начальной школы на тему «Теремок»

Отгадай, кто живет в теремке.

По горизонтали:

2. Шерстка мягонькая,

Да коготок остер.

5. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

8. Не птица, а летает,

С хоботом, а не слон,

Никто не приручает,

А на нос садится.

9. С луговицы под забор

Подошла цепочка гор.

Кто-то в сад прошел хитро:

Под землей провел мет

12. Днем сидит он, как слепой,

А лишь вечер — за разбой.

13. Что за весенние птицы любят за плугом ходить и кормиться?

16. Не зверь, не птица, всего боится, половит мух и в воду — плюх.

По вертикали:

1. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

3. Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя, прольется кровь моя.

4. Невелика, рыжевата, хвост красивый и косматый,

На дереве живет и орешки грызет.

6. В болоте плачет, а из болота не идет.

7. Ветки носят. Глину роют.

На реке плотину строят.

У плотины там и тут

В круглых домиках живут.

10. Этот зверь какой-то странный:

Шея — как стрела у крана.

11. В темной избушке живут чернушки,

Вяжут кружево без узлов и петель.

14. Что за зверь лесной:

Встал, как столбик, подсосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы?

15. Весь день на воде, а водой не насытиться.

Ответы.

По горизонтали: 2. Кот. 5. Воробей. 8. Муха. 9. Крот. Филин. 13. Грачи. 16. Лягушка.

По вертикали: 1. Сорока. 3. Комар. 4. Белка. 6. Кулик. 7. Бобры. 10. Жираф. 11. Пчелы. 14. Заяц. 15. Утка.

Кроссворд с ответами для начальной школы на тему «Природные явления»

По горизонтали:

1. На небе стукнет —

На земле слышно.

5. Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина.

6. Без рук, без ног,

А в избу лезет.

7. Вился, вился белый рой,

Сел на землю — стал горой

8. Вечером на землю слетает,

Ночь на земле пребывает,

Утром опять улетает.

По вертикали:

1. Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто его не подберет:

Ни царь, ни царица,

Ни красна девица.

2. По синему небу

Белый гусь плывет.

3. Через поля, через луга

Стоит высокая дуга.

4. Меж небом и землею

Огневая стрела летит.

5. Летела орлица

По голубому небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

Ответы.

По горизонтали: 1. Гром. 5. Туман. 6. Холод. 7. Снег. 8. Роса.

По вертикали: 1. Град. 2. Облако. 3. Радуга. 4. Молния. 5. Туча.

Кроссворд с ответами для начальной школы на тему «Клички животных»

Впишите клички животных в нужные клетки кроссворда.

Котофей, Терентий, Кряк, Мартин.

Клички животных

Впишите клички животных в нужные клетки кроссворда.

Пудик, Барсик, Пеструшка, Гена, Дочка, Гнедко, Му-му.

Впишите клички животных в нужные клетки кроссворда.

Хрюша, Каркуша, Мауси, Бяшка, Квак, Яшка, Манька.

Кроссворд с ответами для начальной школы на тему «Животные леса»

Впишите в кроссворд названия лесных зверей.

Белка, медведь, лось, кабан, рысь, енот, заяц, волк, ёж, барсук, лиса.

Кроссворд к теме «Домашние животные»

Впишите в кроссворд названия домашних животных.

Лошадь, коза, собака, кошка, кролик, овца, корова, свинья.

Кроссворды на тему «Насекомые» с ответами, 2 класс

Кроссворды про рыб с ответами и вопросами, 2-3 класс

Математические кроссворды и головоломки с ответами для 1-4 класса

Кроссворд для школьников по произведению А. П. Гайдара «Тимур и его команда»

Кроссворды с вопросами и ответами на тему «Грибы», 2-3 класс

Кроссворд по русскому языку «Имя прилагательное» учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Кроссворд по предмету «русскому языку» на тему «Прилагательные»

По горизонтали

1. В отличие от существительных, прилагательные изменяются по…

5. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо какому-либо предмету или лицу.

По вертикали

2. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает…

3. Разряд прилагательных, которые обозначают признак предмета через отношение к другому предмету, т.е. называют такой признак, который указывает на отношение к предмету или материалу.

4. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда обозначают непосредственный признак (свойство) предмета, явления, который может присутствовать в нем в большей или меньшей степени.

5. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, чей?

Кроссворд о прилагательном

Уроки русского языка

краткое содержание других презентаций об уроках русского языка

«Мотивация на уроках русского языка» — Факторы успешности. Создание условий для сотрудничества. Базовые потребности. Афористический этюд Сэлли Филдман. Противоречия учебно-воспитательного процесса. Иллюстрирование красоты и звучности русского слова. Взгляд на проблему мотивации учебной деятельности школьника. Настоящее искусство воспитания.

«Русский язык 7 класс» — Отвечает Степан Парамонович: «А зовут меня Степаном Калашниковым». Гаврила Романович Державин родился в 1743 году. Гром и молния. Мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины. В доме ещё не выставлены рамы не побелены потолки не наклеены обои. Жанр баллады возник в Средние века во Франции.

«Урок русской речи» — Родной язык. Корень. Ракета. Ставлю ударение. Работа по рядам. Загадки. Нейтральное настроение. Лингвиния. Говорим. Школьники. Путешествие в страну Лингвинию. Язык. Язык есть исповедь народа.

«Конспекты уроков по русскому языку» — Блочная подача материала – обучение с опережением. Вырабатывается интерес к русскому языку как учебному предмету. В классе — атмосфера взаимоподдержки и взаимопомощи. Особенности изучения темы: — блочная подача материала; — опережающее обучение; — компоновка материала. Составление опорных конспектов – реальное, действенное сотрудничество обучающихся с учителем.

«Урок по русскому» — Вечер русского чая. План работы. Разговор об этикете проводит 6 класс (для 5-6 кл.). 3.02.11. Программа недели русского языка в школе. Цели: развитие интереса к русскому языку; развитие познавательной активности. Конкурс на лучшего знатока русского языка в 5 классе. 5.02.11. «Умники и умницы» в7- 9 классах.

«Уроки русского» — Многоаспектная типология уроков русского языка. Виртуальные уроки. Острикова Т. А. Лингвометодические статьи: сборник. — Абакан, 2002. Уроки реальной экскурсии. 2.Виды уроков по технологии обучения: Классические. Уроки свободной формы. 1. Классификация по дидактической цели. 2. Классификация по содержанию. 3. Классификация по форме.

Всего в теме «Уроки русского языка» 26 презентаций

Этот удивительный русский язык

К читателю.
Уважаемый читатель! Возможно, русский язык для тебя родной, возможно, иностранный. Быть может, ты профессиональный филолог, а,может быть, просто любитель. Я постарался написать эту книгу так, чтобы тебе было интересно, кем бы ты ни был. Если ты учитель русского языка, и хочешь использовать что-то отсюда на своих уроках, я буду очень рад (и можешь упомянуть моё имя). А я, в свою очередь, громко произношу имя человека, который сделал так много для русского языкознания и его популяризации, имя человека- легенды. Это Дитмар Эльяшевич Розенталь.
Откуда взялся русский язык, и почему он такой сложный?
Вы знаете, что русский принадлежит к восточнославянским языкам славянской ветви индоевропейского древа языков. Образовался он в XIV веке с распадом древнерусского на русский, украинский и белорусский. Славянские языки по-прежнему хранят многие индоевропейские древности, как в грамматике, так и в лексике. (Правда, самыми консервативными из живых индоевропейских языков являются балтийские: литовский и латышский.) Это древнее наследие и делает русский (как, впрочем, и остальные славянские) таким сложным, но и таким симпатичным!
а, б, в — не просто буквы
Это ещё и слова. «А» — противительный союз (с еще несколькими значениями), «б» — краткая форма сослагательной частицы «бы», «в» — предлог места и направления. А всего в русском языке 10 однобуквенных слов: а, б, в, ж, и, к, о, с, у, я. А однозвучных слов? Тоже десять. Из приведённого списка надо убрать слово «я» и добавить слово «ль».
Русский — язык девяти падежей.
Почему девяти, ведь в школе мы учили только шесть? Да, в русском языке шесть самостоятельных падежей, но есть ещё три, которыми все мы часто пользуемся.
Звательный падеж (вокатив).
Точнее, назовём его ново-звательным, чтобы отличить от того звательного, который существовал несколько веков назад.
Самостоятельная форма осталась только у группы уменьшительных. Когда мы обращаемся к Ване, Ане, Диме, говорим им «Вань», «Ань», «Дим», мы употребляем форму ново-звательного падежа вместо именительного «Ваня», «Аня», «Дима». «Ты, Зин, уж лучше, помолчала бы!» (Высоцкий). Ещё ново-звательный падеж есть у слов «мама», «папа», «дядя», «тётя» («мам», «пап» и т. д.) и, редкий случай, у двух слов во множественном числе: «ребята» и «девчата» («ребят», «девчат»). Однажды я даже слышал: «Мужчина! Мужчин!» Этот падеж образуется, как вы видите, посредством усечения окончания до нулевого. Но иногда, он может отличаться и специально добавленным окончанием: «Дениса! Пора домой!» или (собаке по кличке Бим) «Бима! Ко мне!»
Поскольку при обращении может использоваться и именительный падеж, ново-звательный является не обязательным, а ф а к у л ь т а т и в н ы м падежом.

Местный падеж (локатив).
Ну, тут всё просто. Все вы знаете, как образовать предложный падеж слова шкаф. «О чём? — О шкафе. На чём? — … На шкафу!»
Вот эти формы: на шкафу, в лесу, в строю, на носу (а не на шкафе, в лесе в строе, на носе, что неграмотно) и выражают местный падеж. Как вы заметили, он употребляется только с предлогами «в» и «на». Единственный встреченный мною случай употребления локатива с предлогом «при»: при полку.
Разделительный падеж (партитив).
Самый, пожалуй, неустойчивый и сложный падеж. Считается вариацией родительного. Головка чеснока или головка чесноку, стакан кефира или стакан кефиру, бутылка коньяка или бутылка коньяку? У Булгакова кот Бегемот в ходе перестрелки одновременно сделал глоток бензина и напился бензину. Иногда просто необходимо употребить форму не стандартного родительного, а разделительного: «Я из лесу вышел» (Некрасов), «Огоньку не найдётся?», «без году неделя».
А для того, чтобы запомнить систему девяти русских падежей существительного, давайте составим табличку.

Пример ново-звательного Пример местного Пример разделительного Пример разделительного и местного.
Именительный Ваня мозг чай снег, лес
Родительный Вани мозга чая снега, леса
Разделительный мозга (стакан) чаю (куча) снегу, (вагон) лесу
Дательный Ване мозгу чаю снегу, лесу
Винительный Ваню мозг чай снег, лес
Ново-звательный Вань
Творительный Ваней (Ванею) мозгом чаем снегом, лесом
Предложный О Ване о мозге о чае о снеге, о лесе
Местный На Ване в мозгу в чае в снегу, в лесу.

Существительные с выпадающей из корня гласной:
День, лев, лёд, лён, лоб, мох, пень, пёс, ров, рот, сон, шов
Рожь, ложь, вошь.
При склонении в их корнях не остаётся гласной!
Как склонять фамилии?
Со склонением фамилий типа «Иванов», «Дубинин» или «Островский» проблем не возникает. Но как быть с фамилиями вроде таких, как «Кучер» или «Гогунава»? Зачастую их не хотят склонять сами обладатели, утверждая, что фамилии, якобы, не подчиняются правилам. Ещё как подчиняются! Вот правила склонения:
Фамилии на согласный (Резник, Кулиш, Томпсон, Думер)
Мужские фамилии склоняются обязательно. Победа Михаила Ботвинника, отставка Мечислава Гриба, книга Льюиса Кэролла, авторитет Шарля де Голля.
Женские фамилии не склоняются: фильмография Татьяны Божок, песни Анны Герман, муж Адели Штраус.
Фамилии на . (Каланча, Моска, Миядзава).
Склоняются, как у мужчин (знаменитому Богдану Ступке, роман Юкио Мисимы), так и у женщин (голос Татьяны Шульги, карьера Любови Слиски). Правда, сама Слиска с нами не согласится, потому что её фамилия происходит от польского прилагательного, но в данном случае фамилия Слиски давно обрусела. Как и фамилия Марии Склодовской.
Исключения: французские фамилии типа «Дюма», «Делакруа», «Бенуа» и подобных не склоняются ни в коем случае. Абхазские (итальянские, эстонские и подобные) фамилии склоняются, если предпоследний звук — согласный (Соткилава — Соткилавы, Кантария — Кантарии). Если же и предпоследний звук — гласный (Гамсахурдиа), то фамилия не склоняется. Не склоняются односложные иноязычные имена и фамилии (Ра, Ба и т. д.)

Фамилии на другие гласные: Доренко, Данте, Кобаяси, Рау и т. д. не склоняются.
Вот основные правила, которые помогут разобраться с большинством фамилий, а тот, кому нужно знать о русских именах и фамилиях всё, пусть найдёт ссылку в третьей главе.
Полногласно-неполногласные пары.
В русском языке есть слова вроде таких как «золото», «город», «холодный», которые в древности произносились как «злато», «град», «хладный». (Сейчас они могут употребляться в такой форме для литературной стилизации или с иронией.) Это полногласные и неполногласные формы соответственно. Иногда в современном русском языке остаётся неполногласная форма, а полногласная считается архаичной. Мы говорим «враг», «плен», «шлем», тогда как «ворог», «полон» и «шелом» звучат устарело.
А иногда в русском языке приживаются обе формы.
Борозды (канавки, длинные углубления) — бразды ( ~ правления)
Голова (верхняя часть тела) — глава (руководитель)
Короткий (небольшого размера) — краткий (недолго протекающий)
Порох (взрывчатое вешество) — прах (пыль, останки).
Сторона (бок, поверхность, вид с какого-л. направления) — страна (государство, держава)
Хоронить (погребать, предавать земле) — хранить (беречь, держать в неприкосновенности).
Где правильно ставить ударение?
Вы, конечно же, говорите «звонишь», а не «звонишь». От этой ошибки, столь распространённой, к глубокому сожалению, среди людей, нас постоянно оберегают учителя и книги. Но правильно ли вы ставите ударения в других словах? Проверьте себя.

Правильно Неправильно
звонишь звонишь
включишь включишь
подкрепишь подкрепишь
поместишься поместишься
балуешь балуешь

Что такое паронимы, и чем они опасны?
Паронимы, это «близкие слова». Они могут быть близки и по написанию, и по значению, и по произношению, и по всем этим сторонам одновременно. Не все, как ни странно, различают такие слова, как «занимать» и «одалживать».
Человек слева одалживает, то есть даёт в долг правому. А человек справа — занимает, то есть берёт в долг у левого.
Кто такой «неприкасаемый» и кто такой «неприкосновенный»?

На этой картинке несчастный и всеми гонимый неприкасаемый просит подаяния. А на этой картинке важный, грозный и неприкосновенный раджа сурово смотрит на человека.

Разница между «истёкшим» и «истекшим».
Слева — истёкший кровью рыцарь. Справа — календарь уже почти истекшего года.
Что такое супплетивы?
Все вы с лёгкостью сможете образовать прошедшее время от любого глагола:
Делать — делал,
сделать — сделал,
думать — думал,
знать — знал,
прясти — прял,
идти — … шёл.
Вот это «шёл» — и есть супплетив, форма образованная не от основного корня.
Или вот, например, давайте образуем несколько сравнительных форм от прилагательных.
Новый — новее,
далёкий — дальше,
смешной — смешнее,
горячий — горячее,
чёрный — чернее,
хороший — … лучше.
а также
плохой — … хуже.
У большинства вышеперечисленных прилагательных сравнительные степени — нормальные, а у слов «хорошо» и «плохо» — супплетивные. (Кстати, сравнительная степень называется компаративом).
А какие в русском языке ещё есть слова с супплетивами? Да самые разные. У наречий это, например, «много» и «мало», их компаративы, соответственно, «больше» и «меньше».

У личных местоимений это «я» (где косвенные падежи «меня», «мне», «мною» являются супплетивными формами) и «мы» («нас», «нам», «нами»).
У числительных это «один» и «два», потому что порядковые «первый» и «второй» образуются не как стандартные «пять — пятый», «шесть — шестой» и так далее.
У существительных это слово «человек», его множественное число («люди») происходит от другого корня. (Есть, разумеется, у нас и такое слово, как «человеки», и такое, как «люд», но у них слишком специфическое употребление).
Да и у глаголов есть другие супплетивы. Как правило, несовершенный глагол обладает совершенной парой с тем же корнем:
писать — написать,
читать — прочитать,
строить — построить,
варить — сварить,
но
брать — взять
ловить — поймать
говорить — сказать
и
искать — найти
(Понятно, что вместо «найти» можно употребить «отыскать», но это слово употребляется реже, чем супплетивный вариант).
А вот ещё интересный пример.
Горел- горит,
свистел — свистит,
глядел — глядит,
молчал — молчит,
но
был — есть
И тут мы плавно переходим к следующей главе под названием
Этот интересный глагол «быть».
Мы часто употребляем этот глагол в прошедшем времени. «Я был школьником», «ты была школьницей», «оно было личинкой», «мы были незаметны». А в настоящем почти не употребляем: «я — школьник», «ты — школьница», «оно — насекомое», «мы незаметны». Только изредка мы говорим или пишем что-либо вроде «чревоугодие есть грех» или «это есть наш последний и решительный бой». Философы и математики частенько используют это слово: «человек есть разумное существо», «квадрат есть прямоугольник с равными сторонами». А во множественном числе они употребляют слово «суть»: «люди суть разумные существа», «квадраты суть прямоугольники».
Но «суть» — это слово, которое известно далеко не всякому носителю русского языка. Скорее он скажет «собаки есть друзья человека», если захочет выразиться витиевато.
Зато «есть» обязательно употребляется в оборотах типа: «у меня есть машина», «у нас есть идея», «у них есть связи» и даже «спасибо мне, что есть я у тебя» (В.Вишневский).
В общем, всё настоящее время глагола «быть» сегодня выражается одной формой: «есть». А как было в древнерусском? А вот как:
Как известно, всякий глагол несовершенного вида для постановки в будущее время требует вспомогательного глагола: я буду ехать, ты будешь учиться. А «быть» — е д и н с т в е н н ы й несовершенный глагол, который образует будущее время без вспомогательного, потому что он особенный и всем другим вспомогательный. Я буду; ты будешь; он, она, оно будет и т. д.
Вы знаете, что у всех несовершенных глаголов есть действительное причастие настоящего времени. «Играть — играющий», «ждать — ждущий», «прятать — прячущий». Оно образуется от формы третьего лица множественного числа настоящего времени. У глагола «быть» это «суть», соответственно причастие — сущий.
Но в русском языке есть и другие интересные глаголы
Например, глаголы «есть» и «дать» со своими производными. Вы знаете, что у них совершенно специфическая парадигма (то есть система форм) спряжения. «Я ем, дам», «ты ешь, дашь», «он ест, даст» и т. д.
Или, глагол «хотеть», который в единственном числе спрягается по первому типу («хочешь, хочет»), а во множественном — по второму («хотим», «хотите», «хотят»). «Бежать» — «бежим», «бежите», но «бегут» (смешанное спряжение). Там же глагол «почтить» («они почтят или почтут»).
Глагол в котором нет корня.
Как это — нет корня? А вот так.
Вынуть.
Есть приставка «вы-«. Есть окончание «-ть». Есть и суффикс «ну-» (выражает однократность действия). А корня… нет!
Пары глаголов движения.
В русском языке есть удивительная возможность уточнять характер движения: происходит ли оно сейчас или вообще. Это специфические глагольные пары:
Бежать- бегать,
везти — возить,
вести — водить,
ехать — ездить,
идти — ходить,
катить -катать,
лезть — лазить,
лететь — летать,
нести — носить.
плыть — плавать,
ползти — ползать,
тащить — таскать,
тянуть — тягать.
Все ли глагольные пары я упомянул?
Глаголы на -чь
Как вы знаете, инфинитивы русских глаголов оканчиваются в большинстве своём на буквосочетание «ть», реже на «ти». Меньше всего глаголов на «чь» Я нашёл всего 15 корней, вот они.
Жечь, лечь, печь, сечь, течь, извлечь, беречь, стеречь, облечь, обречь,
мочь, толочь,
стричь, настичь,
напрячь.
(Дополнение от Андрея Куликова: волочь, как полногласная форма корня «влечь»).
А есть ли в русском языке глаголы на «чи»? В наши дни — уже нет. Последний известный мне случай употребления — это строчки из басни Крылова:
«Беда, коль сапоги начнёт тачать пирожник,
А пироги печи — сапожник.»
Недостаточные глаголы
Классический пример: «победить». Он победит, ты победишь, я… победю? побежу? побежду? Приходится пользоваться заменяющей конструкцией «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.
Эта недостаточность обусловлена законами благозвучия. Глагол может быть недостаточным и из-за смысла. Возьмём, к примеру, такой, как «вызревать». Мы можем сказать, что «камамбер вызревает» или «сыры вызревают», но можем ли мы сказать о себе, что «мы вызреваем»? Это будет бессмыслицей, а значит все личные формы кроме третьего лица будут невозможны. Но у этого глагола личные формы хотя бы могут быть двух чисел, а вот «светает» всегда в единственном числе. Правда и у глагола «светать» есть прошедшее время, будущее время и инфинитив. А есть в русском языке и такой глагол, у которого всего одна форма: «неймётся». Нет у него никакого другого времени, и даже неопределённой формы нет. Тоже казус!
По материалам Алексея Забазнова.
06 марта 2017 | 3274 Теги: Заметки, Книга, Рассказ, Россия, Русский язык, Факты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *