Круглые числа

Урок математики на тему «Круглые числа». 2 класс. (В классе присутствует ребенок с ОВЗ)

Елена Сатина
Урок математики на тему «Круглые числа». 2 класс. (В классе присутствует ребенок с ОВЗ)

Урока по математике во 2 классе

Тема: «Счёт десятками и «круглые» двузначные числа».

Цели урока: расширять представления о числовом множестве за счёт

введения «круглых» двузначных чисел; развивать логическое мышление, речь,

творческие способности. Учить детей усвоению сенсорных эталонов и

формировать перцептивные операции. Стимулирование активности ребенка на

занятии (для учащихся с ДЦП).

Основные направления коррекционно-педагогической работы,

используемые на уроке: стимуляция сенсорных функций (зрительного,

слухового, кинестетического восприятия); формирование математических

представлений; развитие зрительно-моторной координации и функциональных

возможностей кисти и пальцев; овладение письмом; воспитание навыков

самообслуживания и гигиены.

Планируемые результаты:

— предметные:

знать: принцип образования и построения записи «круглых» двузначных

чисел.

уметь: образовывать, читать и записывать «круглые» двузначные числа.

— метапредметные и личностные (УУД):

— личностные: проявление учебно-познавательного интереса к новым

общим способам решения поставленных задач;

— регулятивные: выполнение учебных действий в материализованной,

громкоречевой и умственной форме;

— познавательные: осуществление анализа объектов с выделением

существенных и несущественных признаков;

— коммуникативные: формирование способности учитывать разные

мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

На урокеприменяются следующие коррекционные методы:

информационные методы (беседа, консультирование).

Практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие

ситуации).

Оценочные методы (поощрение).

Дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе

детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие наблюдательности

через показ явлений; наглядность в практически значимой деятельности;

сознательность и активность в усвоении знаний; учёт индивидуальных

особенностей.

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Определение темы и целей урока.

– Рассмотрите ряды чисел, записанные на доске.

а) 15, 30, 18, 12, 14;

б) 17, 13, 19, 40, 14.

– Назовите в каждом ряду «лишнее» число (30 и 40)

– Объясните, как вы рассуждали.

– Чем похожи числа 30 и 40?

Как вы думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?

–Правильно. Сегодня на уроке мы научимся читать и записывать двузначные числа,

которые оканчиваются нулем.

3. Устный счет

1. Улицы Цветочного города проходят по сторонам большого и

маленького треугольников. Сколько маршрутов связывают пункты А и В этого

города?

2. Назовите сначала однозначные числа,а затем двузначные: 9, 11, 7, 20,

1, 90, 5, 4, 8.

– Какие цифры использованы для записи этих чисел?

– Сколько разных цифр?

4. Работа по теме урока

Задание 1

Учащиеся работают со счетными палочками, связывают три пучка по 10

палочек (индивидуальная работа с ребенком с ограниченными возможностями).

– Какое число вы получили? (30).

– Числа 10, 20, 30 – «круглые». Почему?

– Что обозначает первая цифра такой записи?

– Что обозначает вторая цифра такой записи?

Задание 2

Учащиеся закрашивают в тетради 5 десятков клеточек и записывают

число 50.

5. Физкультминутка.

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре — руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)

– Рассмотрите рисунок в учебнике. Объясните, как получились названия

чисел.

– Вы уже умеете читать и записывать числа от 0 до 20. Сегодня мы

познакомимся с некоторыми двузначными числами, которые больше 20.

Один десяток называют словом «десять». Название числа 20 образуется

из двух слов: «два» и «дцать». Слово «дцать» – означает «десять». Два десятка

– двадцать, три десятка – тридцать, четыре десятка – сорок, пять десятков –

пятьдесят, шесть десятков – шестьдесят, семь десятков – семьдесят, восемь

десятков – восемьдесят, девять десятков – девяносто, десять десятков – сто.

Вы, наверное, заметили, что названия всех вышеперечисленных чисел,

кроме трех (сорок, девяносто и сто,образуются одинаково: сначала называется

число десятков, а затем добавляется слово «дцать». Названия чисел «сорок»,

«девяносто» и «сто» нужно просто запомнить. Число «сто» часто называют и

другим словом – сотня.

Давайте прочитаем записи по цепочке («дес.» означает «десяток»).

Я начинаю: 5 дес. – пятьдесят,

6 дес. – шестьдесят,

2 дес. – …, 8 дес. – …, 7 дес. – …, 4 дес. – … ,

9 дес. – …, 10 дес. – … .

– Как же эти числа записать цифрами?А так: «дес.» заменим цифрой

«нуль». Получаются следующие записи (учитель демонстрирует карточки,

учащиеся называют число и записывают его в тетради с помощью цифр).

Рекомендовано: помочь записать задание в тетрадь ребёнку с

ограниченными возможностями.

6 дес. 8 дес. 4 дес. 9 дес. 10 дес.

5. Работа в парах.

А) на полученных карточках подчеркнуть круглые числа (54, 90, 78, 60, 34, 40)

Б) расположи круглые числа в порядке возрастания (40, 90, 10, 60, 50, 30)

В) Вычеркни лишние числа 30, 17, 70. 25, 80, 20)

6. Физкультминутка. Мультимедийная презентация «Кораблик».

7. Закрепление полученных знаний.

Задание 3

– Сколько десятков клеточек в синем прямоугольнике? (5 десятков).

– Сколько десятков клеточек в розовом прямоугольнике? (3 десятка).

– На сколько десятков клеточек в синем прямоугольнике больше, чем в

розовом? (5 дес. – 3 дес. = 2 дес.).

Задание 4

– Запишите в порядке возрастания все «круглые» двузначные числа.

– Работа в парах. (После записи ряда чисел дети обмениваются тетрадями

и проверяют вместе с педагогом).

Рекомендовано: помочь записать и проверить правильность выполнения

задания в тетрадь ребёнку с ограниченными возможностями.

Задание 5

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Решите задачу. Один ребёнок работает у доски, а остальные записывают

в тетрадь. Индивидуальная работа с ребёнком с ограниченными

возможностями.

Запись:

Мама – 3 дес.

Папа – 2 дес.

Всего –? дес.

Решение:

3 дес. + 2 дес. = 5 дес.

Ответ: 5 десятков яиц.

Рекомендовано: помочь записать задание в тетрадь ребёнку с

ограниченными возможностями.

8. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Как записать цифрами числа 2-го десятка, 4-го десятка?

– Чтение каких двузначных чисел надо запомнить?

Что было легко на уроке? Что получилось не сразу?

Домашнее задание: составить и решить задачу по выражению 4 дес. + 3 дес.

Учимся вместе: математика

Выпуск № 31 от 2009-09-01

Количество человек, получивших этот выпуск: 563

Цитата

«Если дети, молодые парни и девушки находят удовольствие в обучении, они будут продолжать учиться на протяжении всей жизни, и от этого зависит их счастье» — Л. Рон Хаббард

Круглое число

В математике определенные группы чисел имею свои названия. Это сделано для удобства классификации разного рода чисел. Так, мы уже рассматривали группу чисел, а именно четные и нечетные числа. Теперь рассмотрим еще одну категорию чисел, которая имеет свое название.

Мы рассмотрим группу чисел, которая называется – «круглые числа». Чтобы понять, что такое круглое число, давайте возьмем реальные предметы, например, количество домов в городе. Это количество может быть 23, 234, 500, 534, 700, 800, 957. Чем больше город, тем больше количество домов. Но нас сейчас интересует сам вид представленных чисел. Если вы внимательно посмотрите, то увидите, что среди перечисленных выше чисел, есть числа, которые по виду явно отличаются от других. Это числа 500, 700 и 800.

Такие числа называются круглыми числами.

Определение

Таким образом, круглым называется число, которое делится на 10, 100, 1000 и так далее, без остатка. Можно так же круглое число определить как число, которое имеет один и более нулей в правой части числа. Слева может быть любое число, а справа один или более нулей.

Вот примеры чисел, которые называются круглыми: 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 4300.

Примеры использования

Круглое число легко можно узнать по нулям в правой части числа.

Задание

Составьте сами несколько предложений с этим словом, чтобы до конца усвоить его.

В следующих уроках мы рассмотрим и другие слова, которые используются в математике. Шаг за шагом мы с вами разберем все основные слова, и вам станет многое понятно в этой науке, и она перестанет быть чем-то запутанным и сложным.

Отзывы после просветительской кампании «Проясняй слова, Россия!»

Проблема, затронутая участниками форума является актуальной. Самое главное в учебном процессе, это непосредственное желание обучаться. Углубление и прояснение причины нежелания учиться необходимо. Необходимо научить учителей учить детей правильно, воспитывать ребенка в любви к обучению и самообучению.

П.М. .А. Преподаватель русского языка и литературы. г. Москва

ПОМОЩЬ ПРОЯСНИТЕЛЯ СЛОВ (РЕПЕТИТОРА) ПО МАТЕМАТИКЕ, РУССКОМУ ЯЗЫКУ
и другим школьным предметам!
Результат работы нашего прояснителя слов – ЗНАНИЯ вашего ребенка!
Звоните и записывайтесь на бесплатное тестирование и консультацию.
Телефоны: 8(925)507-86-83, 8(901)572-50-88, (495)6806673, www.clearwords.ru

Бесплатная лекция «Как превратить учёбу в удовольствие «
Узнать дату проведения бесплатной лекции можно на нашем сайте


Образовательные материалы и услуги,
основанные на работах Л. Рона Хаббарда

Числа от 1 до 100. Состав числа. Круглые числа

Числа от 1 до 100

Предыдущее и последующее число

Предыдущее число — то число, которое при счете следует перед данным числом.

56, 57

Последующее число — то число, которое при счете называют сразу после данного числа.

56, 57

Однозначные и двузначные числа

Вспомни, что каждая цифра в записи занимает определенное место.

Единицы стоят на первом месте справа.

Десятки стоят на втором месте справа.

Однозначные числа записываются ОДНОЙ цифрой: 5, 9, 2, 5.

Двузначные числа записываются ДВУМЯ цифрами: 54, 91, 42, 85.

Самое маленькое однозначное число — 0.

Самое большое однозначное число — 9.

Самое маленькое двузначное число — 10.

Самое большое двузначное число — 99.

Состав двузначного числа

Всего на рисунке 35 палочкек.

35 = 3 дес. 5 ед.

35 = 30 + 5

Состав числа 35 — 3 дес. 5 ед.

Красных палочек 12.

12 = 1 дес. 2 ед.

12 = 10 + 2

Состав числа 12 — 1 дес. 2 ед.

Синих палочек всего 23.

23 = 2 дес. 3 ед.

23 = 20 + 3

Состав числа 23 — 2 дес. 3 ед.

Теперь научимся представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Какие разряды выделяют в двузначных числах?

В двузначных числах выделяют разряд десятков и разряд единиц, то есть двузначное число можно представить следующим образом:

десятки + единицы

В числе 35 три десятка и 9 единиц:

35 = 30 + 5

Сравнение двузначных чисел

Числа 42 и 24 похожи тем, что в их записи использованы одинаковые цифры: цифра 4 и цифра 2. Но цифра 4 для числа 42 означает десятки, а для 24 — единицы, цифра 2 для числа 42 означает единицы, а для 24 — десятки.

Число 42 24
Количество десятков 4 2
Количество единиц 2 4

42 > 24

1. Сравнение двузначных чисел всегда начинается с десятков.

2. Если количество десятков одинаково, тогда переходят к сравнению единиц.

Круглые числа

Числа, которые оканчиваются на 0, называются круглыми. — 60, 30, 20.

или

В разряде единиц у круглого числа — число 0. — 70, 90, 40.

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.

10 + 40 = ?

1 дес. + 4 дес. = 5 дес.

5 дес. = 50, значит,

10 + 40 = 50

Счёт десятками

Десять любых предметов можно назвать – ОДИН ДЕСЯТОК.

Десятками можно считать:

— это 2 десятка — записываю так: 2 дес.

Действия с десятками и единицами

— это 31

Как решить пример 34 + 25?

34 — это 3 дес. и 4 ед.

25 — это 2 дес. и 5 ед.

3 дес. и 4 ед. + 2 дес. и 5 ед. = 5 дес. 9 ед.

5 дес. — 50

50 + 9 = 59

Можно записать короче:

Рассуждаю так:

Число 34 представляю в виде суммы разрядных слагаемых: 30 и 4, число 25 тоже представляю как 20 и 5. Теперь начинаю вычислять:

Сначала складываю единицы:

4 + 5 = 9

Теперь складываю десятки:

30 + 20 = 50

Запись решения выглядит так:

34 + 25 = (30 + 20) + (4 + 5) = 50 + 9 = 59

34 + 25 = 59

Десятки складываются с десятками.

Единицы складываются с единицами.

Как решить пример 38 — 16?

Число 38 — можно представить как 3 дес. и 8 ед.

Число 16 — это 1 дес. 6 ед.

3 дес. 8 ед. — 1 дес. 6 ед. = 2 дес. 2 ед.

38 — 16 = (30 — 10) + (8 — 6) = 20 + 2 = 22

38 — 16 = 22

Можно рассуждать так:

Число 38 представим в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 8, а число 16 представим так: 10 и 6. Удобно число 6 вычесть из числа 8, получим 2. Затем число 10 вычтем из числа 30, получим 20. Теперь 2 прибавим к числу 20. Получим 22.

Урок математики «Круглые числа»

1 класс. Урок математики.

Тема: Круглые числа.

Цель урока: Знакомство с записью и названиями круглых чисел, действиями с ними.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с записью и названием круглых чисел. Научить графически представлять круглые числа, сравнивать их, складывать и вычитать. Закрепить смысл сложения и вычитания, счёт в пределах 10, решение задач.

2. Развивать организационные, интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения, самооценку своей деятельности.

3. Воспитывать чувства сотрудничества, культуру деятельности.

4. Формировать положительную мотивацию к учению через ситуации успеха.

Организационное начало. Психологический настрой на урок.

— Глаза смотрят и видят.

— Уши слушают и слышат.

— Сначала думаю, а потом говорю.

— Помню, что в классе я не один.

— Умею слушать мнения других.

Актуализация опорных знаний

Игра “День – Ночь»

8 – 5 + 7 – 9 + 8 – 6 + 4 — 2 + 3 – 8 = (0)

С закрытыми глазами считают, ответ показывают на «веере». Проверка в форме дискуссии.

— Получились разные ответы.

— Кто докажет свой ответ? (один уч-ся ведёт счёт указкой по числовому ряду на доске)

(Работают на интерактивной доске.)

Решение задач.

Учитель читает задачи:

— В одной коробке 7 десятков книг, во второй на 3 десятка меньше. Сколько книг во второй коробке?

-В одной коробке 7 десятков книг, во второй – 3десятка. На сколько в первой коробке десятков книг больше, чем во второй?

— В первой коробке 7 десятков книг, ЭТО на 3 десятка книг больше, чем во второй. Сколько книг во второй коробке? – В одной коробке 7 десятков книг, во второй – 3десятка книг. Сколько десятков книг в двух коробках вместе?

Как обозначаем десяток?

На веере показывают номер нужной схемы к задаче. Кто ошибся, садится, продолжает работать сидя. Один учащийся выходит, на доске вписывает числовые данные в схему.

— обозначаем треугольником

(Работают на интерактивной доске. Программа «Коробка с карандашами»)

Игра «Подъёмный кран» Найдите значение выражений. Прочитайте по-разному.

9д-4д =

5д+2д =

4д-1д =

6д-2д =

4д-3д =

Читают математические выражения, находят их значение и рукой показывают нужную карточку-ответ на стенах класса.

Находят и объясняют «лишнее» выражение.

Соединяют выражение с графической схемой

Работа в парах. (12 пар)

Решить уравнение

9-Х=8 (1) — к

7+Х=9 (2) — р

6+Х=9 (3) — у

8-Х=4 (4) — г

9-Х=4 (5) — л

2+Х=8 (6) — ы

9-Х=2 (7) – е

10-Х=2 (8)- ч

10-Х=1 (9) — и

Х-2=8 (10) – с

*Х-1=10 (11) — л

*Х-2=10(12) — а

Решают, выходят к доске, берут карточку с ответом — корнем уравнения. Выстраиваются в порядке возрастания.

Переворачивают карточку – читаем тему урока «Круглые числа»

Определение темы, постановка целей. Постановка проблемы

— Что значит «круглые числа»? Что обозначает ноль в их записи? Чему мы должны научиться?

Составим план урока (запишем его условными знаками)

Выберите из данных чисел «круглые», прочитайте их (кто знает)

Почему «сорок»?

«Сорок» — это сравнительно новое числительное. Еще в 700 лет назад — четыре десятка обозначалось словом «четыредесят». Слово «сорок» встречалось, только обозначало мешок, в который помещалось 40 беличьих или соболиных шкурок (именно они на Руси долго выполняли роль денег). Очевидно, сначала «сорок» стало названием денежной единицы, а потом превратилось в обозначение числа.

— Это числа, в записи которых есть ноль на конце, в этих числах есть количество десятков, единиц нет. Узнаем, что это за числа, будем учиться их сравнивать, складывать и вычитать.

Выбирают из предложенных чисел, нужные, читают.

На наборном полотне знаки больше, меньше. Составьте неравенства с круглыми числами

Желающие выходят, вставляют карточки, класс читает неравенства.

(Работают на интерактивной доске.)

Вспомним, значения каких выражений находили в начале урока. Заменим десятки круглыми числами. Сосчитаем

9д-4д =90-40=50

5д+2д =50+20=70

4д-1д =40-10=30

6д-2д =60-20=40

4д-3д =40-30=10

Первичное закрепление. Проговаривание в устной речи.

Игра «Карусель»

Встают в 2круга: внешний и внутренний, лицом друг к другу. В руках – карточки, на одной стороне записано математическое выражение, например 30+40, 70-20. Это сторона повёрнута к однокласснику, стоящему напротив. На второй стороне (на неё смотрит ученик) записан ответ. По команде ученики по очереди читают выражение, находят его значение, проверяют друг друга. По хлопку учителя внешний круг делает шаг вправо, образуются новые пары. Игра продолжается до тех пор, пока ученики внешнего круга не обойдут всех учеников внутреннего круга.

Самостоятельная работа по выбору.

Уровень А

10+30=

50-20=

70-60=

20+40

90-40=

Уровень В

Вставь пропущенные числа.

80-…=40

20+…=80

…+70=80

30+…=60

90-…=30

Уровень С.

Составь и запиши математические выражения с круглыми числами, значение выражений равно 50.

…+…=50

…-…=50

Работают самостоятельно, выбирают себе задания.

Уровень А и В самопроверка с обратной стороны доски.

Уровень С – проверяет учитель или друг у друга.

Рефлексия

Посмотрите на план урока. С какими числами познакомились? Чему учились? Оцените свою работу.

— Я научился и могу работать с круглыми числами. В сам работе ошибок не допустил

— Я научился, но объяснить и рассказать не смогу. В сам работе допустил ошибки

Оценивают себя. Выбирают соответствующие смайлы – хвалилки.

Технологическая карта урока. Названия круглых десятков. Счет десятками. Сложение и вычитание десятков.

-Начнём работу с математической разминки

1) Игра «Числа»

Все встали, если называю число больше 10 подпрыгиваем, а меньше приседаем.

3, 12, 4, 7, 11, 1, 9, 13, 16.

2) Устный счёт.

Прочитайте числа

6 8 20 7 3 10 4

-Назовите наименьшее \ наибольшее из этих чисел

-На какие две группы можно разделить эти числа? (однозначные \ двузначные, чётные \ нечётные)

-Сумма, каких чисел равна 10? (6 и 4, 7 и 3)

-Разность, каких чисел равна 2? (8 и 6, 6 и 4)

— Назовите двузначные числа, сравните их. Что у них общего? Чем отличаются?

— Продолжи ряд 10, 20, …

Мы не зря вспомнили эти числа, они сегодня будут рядом с нами.
Расположите облака в нужном порядке и прочитайте тему сегодняшнего урока
де ток ся
Сегодня мы познакомимся с новым понятием — десяток и научимся выполнять с ними вычисления.
— Где вы встречались со словом десяток?

Попробуем решить задачу, используя новую единицу счета.

На доске.

Купили два десятка простых карандашей и три десятка цветных карандашей. Сколько всего карандашей купили?

Запишите решение в тетради.

(Дети на доске и в тетрадях записывают решение задачи при помощи модели десятка, предварительно анализируя задачу.)

Ученик. Из условия задачи мне известно, что купили два десятка простых карандашей. Беру две модели десятка. Из условия задачи мне известно, что купили три десятка цветных карандашей. Беру три модели десятка. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сложить модели.

На доске и в тетрадях:

Удобно ли использовать при записи решения графическую модель (неудобно, много тратим времени).

Лучше так (на доске и в тетрадях: 2д + 3д = 5д).

Но это тоже не самый удобный способ записей десятков при вычислении.

А как удобнее, давайте узнаем.

На доске.


Выведите закономерность получения исследующих моделей следующего числа.

Модели заменили числами: (на доске) 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90.

Что общего у этих числах?

(Оканчиваются нулями.)

Такие числа называются “круглые”.

Давайте запишем решения задачи при помощи круглых чисел (на доске и в тетрадях).

20 + 30 = 50(к)

Поставьте вопрос, чтобы задача решалась вычитанием.

(На сколько больше цветных карандашей, чем простых?)

На доске и в тетрадях: 30 – 20 = 10(к)

Обобщение: к какому выводу пришли? (Удобнее десятки обозначать не моделями, а круглыми числами, так удобно вычислять.)

Узнайте, можно ли сравнить:

3. Составьте выражение, запишите значение выражение.

На доске и в тетрадях: 20 + 40 = 60

б)

На доске и в тетрадях 70 – 30 = 40

в) Выполните сложение и вычитание.

Упр 174, стр 69

— Запишем домашнее задание- Упр 176, стр 69

— Что вы узнали о десятке? (1 десяток = 10 единиц, 1 десяток — единица счета)

— Какое правило сложения и вычитания десятков вы узнали? ( Десятки складываются так же, как и однозначные числа)

— Какое затруднение у вас возникло? В чем была причина затруднения?

-Какую цель перед собой поставили?

-Каким способом действовали?

— Достигли ли Вы поставленной цели?

— Кто нам больше всего помог сегодня на уроке, кого мы можем поблагодарить?

— Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *