Крупная моторика

Развитие крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста консультация на тему

Развитие крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Педагог-психолог Геркова Ольга Романовна,

детский сад №77 «Аистенок», г.Мытищи

Здравствуйте, дорогие родители дошколят! Сегодня мы с вами поговорим о важности развития крупной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Мы поговорим и о младших детях- от 2 до 5 лет, и о старших дошкольниках- от 5 до 7 лет. Пару слов о том, почему это так важно? Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на развитие мозга, на развитие мышления. Ум ребенка находится на кончиках пальцев! Развивая пальчики и кисть руки- мелкую моторику- мы стимулируем развитие всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи. Но мелкая моторика хорошо развивается только в случае, если развита крупная моторика. Нельзя начинать развивать мелкую моторику и не заниматься общей координацией движений. Во всем должен быть баланс и постепенность.

Крупная моторика- это основные движения нашего тела: рук, ног, туловища, шеи. Это координация, это ловкость, это походка. Это общее физическое состояние ребенка. Крупная моторика у ребенка развивается с рождения, и мы ему помогаем, когда учим его переворачиваться, когда выкладываем на животик, когда делаем ему массаж и гимнастику, когда учим его плавать в большой ванне, когда учим его делать первые шаги, когда учим его прыгать, кататься с горки, кататься на велосипеде, бросать мяч и т.п.. Вся природа ребенка с рождения до школы направлена на постоянное движение. Чтобы развиваться- ребенок должен двигаться! Двигательная активность- залог хорошей работы мозга!

Что мы можем сделать, как помочь в развитии крупной моторики?

  1. Активные прогулки на свежем воздухе- все детские площадки сейчас это мечта! Не запрещайте детям лазить и карабкаться. Да, страшно. Но будьте рядом, подстраховывайте, со временем он сам научится быть осторожным. Полезно ходить по узкой поверхности- скамья или бордюр. Прыгать на двух ногах и на одной по очереди. Прыгать на скакалке. С 5 лет ребенок вполне способен обучиться прыжкам на скакалке.
  2. Езда на самокате и велосипеде.
  3. Игра с мячом- бросать, ловить, пинать ногой, бросать в кольцо- прекрасное развитие координации. При этом с размером мяча можно импровизировать- от теннисного до волейбольного. Помните- чем меньше ребенок- тем больше должен быть мяч! И наоборот. Старших дошкольников можно учить жонглировать.
  4. Плавание. Тут без комментариев- только польза.
  5. Любой спорт или танцы на уровне систематических занятий. Для дошкольников это обычно не профессиональный уровень, но нам ведь нужно общее развитие, а не олимпийская медаль. В первую очередь ребенку это должно нравиться! Очень хорошо развивают мозг сложнокоординированные виды спорта- как художественная или спортивная гимнастика, фигурное катание, акробатика. Когда разные части тела делают разные движения.
  6. Коньки и ролики. С 4 лет вполне доступны. Горные лыжи сюда же! Отлично развивают координацию и чувство равновесия. Не забывайте о защите!

С крупной моторикой разобрались- теперь о мелкой моторике. Точнее- о тонких движениях пальцев и кисти. О том, насколько это важно, долго говорить не буду, это очевидно. Ум ребенка на кончиках пальцев. Подчеркну также и то, что развивая мелкую моторику в дошкольном возрасте- мы готовим руку ребенка к письму.

Упражнения для развития мелкой моторики. Все упражнения выполняем в игровой форме. Запомните важное правило- все упражнения выполняем по очереди обеими руками, сначала одной, потом другой.

  1. Игры-шнуровки. Продеваем шнурок в дырочки, учимся завязывать узелки и бантики (с 5 лет).
  2. Нанизывание бусин на веревочку или проволоку. Так же это может быть скрепка- раскрываем ее и нанизываем мелкие бусинки. Детям постарше можно дать тонкую проволочку и мелкие бусинки или бисер.
  3. Лепка из пластилина. Чем младше ребенок- тем проще должны быть поделки- это колобок, колбаска, бараночка. Пусть слепит угощение для мишки или для куклы- тарелочку с пирожками или баранками. Так же можно делать пластилиновые картины- мама нарисовала солнышко, а ребенок лепит лучики из пластилина. Или мама нарисовала домик- ребенок лепит заборчик из пластилина. Можно делать пластилиновые аппликации и использовать природный материал- к пластилину приклеивать гречку, или ракушки, или мелкие камушки.
  4. Игры с мозаикой и мелким конструктором лего. Так же много игр с магнитами: магнитные мозаики, конструктор- тоже будут очень полезны.
  5. Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
  6. То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.
  7. Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.
  8. Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую. Это может быть гречка, пшено, манка. Можно пересыпать маленькой чашкой или ложкой.
  9. Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох или мелкую фасоль, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов — указательным и большим пальцами в другую миску.
  10. Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.
  11. Хорошее упражнения для развития координации движений руки- складывание салфеток по размеченным линиям. Для детей постарше- оригами.
  12. Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.
  13. Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.
  14. Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет.
  15. На края пластиковой мисочки или небольшой коробки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край.
  16. Приготовьте разные по размеру пластиковые бутылки из-под воды, шампуня, йогуртов, косметических средств и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.
  17. Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить. Это занятие для детей с 4-х лет.
  18. Налейте в какую-нибудь миску подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену при помощи венчика. Чтобы было меньше уборки потом- лучше это занятие проводить в ванной.
  19. Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.
  20. Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее. С 4 лет начинаем упражняться в вырезании ножницами. Сначала учимся резать по прямой линии, и только когда навык будет освоен- учим ребенка фигурному вырезанию из бумаги.
  21. Изоуголок. Оборудуйте вашему ребенку изоуголок, где он будет с интересом заниматься, реализуя свой творческий потенциал и мелкую моторику рук. В изоуголке разместите пластилин, глину (для самых маленьких — соленое тесто вместо пластилина), мозаики, пирамиды, матрешки, конструкторы, все для изготовления аппликаций (цветная бумага, ножницы, клей), все для раскрашивания, карандаши, цветные восковые мелки.
  22. Если маленький ребенок еще не держит в руках карандаш или кисточку- учимся рисовать поролоновыми губками, ватной палочкой, пальчиками.
  23. Очень интересна и полезна работа с сухим и мокрым песком. При помощи мокрого песка можно лепить различные формы, а сухой песок можно раскрасить в разные цвета и при помощи кулечка, напоминающего кулинарный, но с очень тонким отверстием, можно рисовать. При помощи сухого песка можно делать аппликации.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

3. Лепить из теста печенье.

4. Открывать дверь или почтовый ящик ключом.

5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).

8. Вешать белье, используя прищепки.

9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

10. Помогать перебирать крупу.

11. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

12. Собирать на даче или в лесу ягоды.

13. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

14. Вытирать пыль, ничего не упуская.

15. Включать и выключать свет.

16. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

17. Перелистывать страницы книги.

18. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

19. Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Можно дать ему постирать мелкие вещички- носовой платок, перчатки, носки.

20. Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.

21. Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.

22. Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме. Походит для детей с 5 лет.

Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных взрослых дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.

Десять активностей для развития крупной моторики у детей с РАС

Развитие крупной моторики полезно всем детям без исключения. Мы предлагаем вам внедрить в повседневную жизнь все 10 видов активной физической деятельности.

Однако стоит приготовиться, что некоторые из них будут не просто лёгким развлечением, а настоящим вызовом чувству равновесия, координации, силе мышц и проприоцептивной чувствительности, а также коммуникативным способностям и даже воображению. Итак, приступаем!

1. Маршировка

Внедряйте разнообразные базовые задания на имитацию:

  • Сделай шаг – вперёд, назад, в бок
  • Топни – одной ногой, другой
  • Поочерёдно топай обеими ногами — с усилием
  • Быстро шагай на месте – руки свободно, руки на пояс

2. Прыжки на батуте

Понятное дело, батут не всегда доступен в домашних условиях. Найдите игровой центр, где они в широком ассортименте. Или посещайте сенсорную комнату.

Ряд возможных заменителей для батута:

  • Замените батут прыжками на фитнес-мяче, зажав его ногами к дивану и держа ребёнка за руки
  • Купите домой резиновую полусферу для фитнеса
  • На даче отведите для прыжков стопку матрасов или старый диван

Ищите варианты! Потому что данный вид активности крайне полезен для детей с РАС, особенно невербальных или с дополнительным моторным компонентом в речевой задержке.

Что особенно полезно в таких прыжках – это их успокаивающий и фокусирующий эффект. Давно известно, что перед любыми занятиями за столом (АВА-тренер, дефектолог, изучение книг, карточек или мелкомоторные игры) стоит 10-15 минут позаниматься активностью на балансировку, и ребёнок покажет новые вершины сосредоточенности.

3. Игры в мяч

Безукоризненный снаряд для движения – самый обычный мяч. Он дёшево стоит, легко носится с собой на прогулки, может быть использован дома и дарит нам в помощь множество вариантов для целенаправленных манипуляций руками и ногами.

  1. Сначала научите ребёнка катить мяч к вам и отслеживать ваше обратное движение.
  2. Затем покажите, как бросать мяч разными способами: вперёд снизу вверх, подняв руки на уровень плеч, замахиваясь из-за головы.
  3. Добейтесь, чтобы ребёнок ловил мяч двумя руками и не боялся, когда вы бросаете мяч в ответ. Всё это станет вехами большого пути в освоении бесценного инструмента игры.
  4. Усложняйте задачи постепенно. Забросить мяч в крупную коробку — в мелкую коробку — в кольцо на уровне глаз — в кольцо повыше и ловить внизу, как в настоящем баскетболе.
  5. Предложите бросать одновременно два мяча одного размера, разного размера.
  6. Поднимать по 2 и 3 мяча, удерживая их соприкосновением между собой.

Заметьте и то, что именно с мячом вы можете играть во множество игр, наполненных коммуникацией и совместным вниманием – теми важными аспектами, отставание в которых отличает детей с РАС. Катайте, разбивая кегли, бросайте в цель, ловите от стены, прячьте и находите, а также заталкивайте мяч под крупную мебель и выуживайте его — ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ (!)

4. Удержание равновесия на балансире

Мы уже говорили о важности чувства равновесия для развития речи, успокоения при сенсорных перегрузках и концентрации внимания перед занятием (см. п.2 Прыжки на батуте).

Балансировочная доска – очередной полезный снаряд с обозначенным перечнем эффектов. Для примера игры с использованием такой доски посмотрите видео:

5. Велосипеды

Развитие мышц нижней части тела и чувства равновесия и координации – главные эффекты от катания на велосипедах.

6. Логоритмика

Эта деятельность сродни танцам, но лучше! Особенно на дошкольном этапе обучения. И пусть она сложнее танцев — на первый взгляд родителя, ещё непривычного к аутистическим особенностям ребёнка. Но вам всегда имеет смысл присмотреться к логоритмике внимательнее (!)

Для занятий логоритмикой необходимо, чтобы ребёнок был хотя бы немного научен имитации и удержанию глазного контакта. Если эти два базовых навыка коррекционной работы освоены, можете смело идти на занятия с логоритмистом.

Плавный путь в новую активность целесообразно разделить на этапы:

  • Сначала тет-а-тет педагог и ребёнок
  • Потом желательно подключение 1-го старшего ребёнка, который обучен элементам кураторства над младшим
  • Так постепенно вы сможете перейти к малокомплектным группам с другими детьми.

Но даже если ваш малыш остановится на второй ступени (с 1-м ребёнком) и научится повторять за ним движения, вступать в активное взаимодействие под музыку и запоминать сценарий активности согласно словам, это будет безусловный прорыв сразу в четырёх областях – крупная моторика, речевая терапия, музыкальное развитие и коммуникация. Стоит попробовать!

7. Имитация движений животных, транспорта и людей

Серьёзный вызов для детей с РАС – необходимость вовлекать воображение в любую деятельность. Предлагайте малышу притворяться:

  • Самолётом, летящим спокойно и высоко
  • Птицей, парящей в чистом небе
  • Газующим с места в карьер мотоциклом
  • Морем, которое размеренно бьёт волнами о берег
  • Пожарником, который одевается на скорость при вызове на пожар.

Да кем угодно! – в зависимости от возраста и интересов ребёнка. Главное – для начала отталкивайтесь от имитации. Для этого самостоятельно определите из раза в раз единообразные (!) движения, которые вы покажете ребёнку.

8. Шаги в коробку и из неё

  • Огромная коробка, в которую ребёнок влезает целиком и закрывает себя крышкой.
  • Или коробка с высотой по колено, в которую он заходит и выходит.
  • Или коробки от обуви, которым выложен витиеватый маршрут по дому.

Фантазируйте, увлекайте, показывайте пример и играйте с огоньком — ежедневно!

9.Ползание по туннелю

Туннелем может стать:

  • Кишка из ткани, протянутая между двумя обручами
  • Или занавешенное узкое пространство между стульями
  • А можно перекинуть через стол одеяла, чтобы они свисали до пола

Самодельный туннель за 3 минуты всегда к вашим услугам!

Игры с преодолением узкого, субъективно закрепощающего, пространства крайне важны для детей с РАС. Замечено, что такие ребята часто плохо и поздно осваиваются с нагибанием к полу и ползанием под предметами.

Посмотрите на мебель в вашем доме с этого ракурса! И проведите ревизию, какие предметы могут предоставить ребёнку достаточный размер для движения, и в то же время не давать большой свободы для него (стул, письменный стол, узкое окошко).

10. Полоса препятствий с произвольными заданиями

Вам необязательно искать безукоризненную площадку — с множеством продуманных снарядов. Создавайте полосу препятствия не только физически, но и интеллектуально.

Вот пример весьма сложной полосы препятствий, для которой нужен минимум инструментов и приспособлений:

  1. Предложите ребёнку имитацию разной ходьбы:
    как уточка на корточках, как краб,
    перебирая руками и ногами,
    в стиле лягушки – отрывочными прыжками.
  2. Возьмите на прогулку скакалку,
    выложите ею линию и ступайте по линии «ёлочкой»,
    как ходят балерины.
  3. В завершении поднимитесь на лестницу,
    скатитесь по горке и сделайте пару прыжков
    через нарисованные мелом линии.

Главные факторы успеха для успешного развития крупной моторики с помощью предложенных методов просты:

  • Составьте план занятий
  • Сначала внедряйте не более 1-гонового вида деятельности за неделю
  • Отслеживайте прогресс
  • Подключайте игровые элементы
  • Приглашайте к игре других детей
  • По мере освоения снарядов
    ищите новые более сложные варианты,
    например, скалодром вместо шведской стенки,
    велобег взамен велосипеда.

Что такое моторика и почему важно её развивать?

Многие современные мамы и папы уже успели познакомиться с понятием «мелкая моторика рук». Стараясь положительно повлиять на развитие ребенка, родители упорно подсовывают малышу сортеры и пальчиковые лабиринты, а с детками постарше рисуют и лепят целыми днями.
Но как узнать, верны ли предпринятые действия? Соответствует ли степень нагрузки возрасту малыша и приносят ли упражнения нужный эффект? Чтобы ответить на эти и прочие вопросы, следует отнестись к теме развития мелкой моторики более внимательно.
Общее понятие
Моторика – это совокупность движений тела, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Моторные процессы, которыми владеет человек, дают представление об уровне развития его координации и интеллекта.
Психологи классифицируют двигательную активность, выделяя несколько ее видов:
— Общая, или крупная, моторика отвечает за движения группы мышц. Пример подобной активности – бег или приседание.
— Мелкая моторика – движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают нам шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ. К мелкой моторике относятся действия, в которых необходимо совмещать движения глаз и рук, как в рисовании, например.
— Артикуляционная моторика – это умение координировать работу речевого аппарата, то есть говорить.

Немного физиологии
Занимаясь исследованием вопросов детской психологии и педагогики, ученые пришли к ошеломляющим выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Сопоставление этих фактов дало основания считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека.
В связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка раннего возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам. Разумеется, наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего опыта доказывают, что выводы ученых оказались верными.
Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются.
Календарь развития мелкой моторики
В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить.
0-4 месяца – ребенок умеет координировать движения глаз, пытается дотягиваться до предметов руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит, скорее, благодаря рефлексам, которые угасают до полугода. Доминантных предпочтений, позволяющих выполнять действия более «удобной» рукой, у малыша пока нет, и появятся они нескоро – он пока и «правша», и «левша».
4 месяца — год – навыки ребенка активно совершенствуются, теперь он может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь двумя пальчиками малыш сможет схватить даже мелкую бусинку.
1-2 года – движения все уверенней, теперь ребенок активнее пользуется указательным пальцем. Появляются первые навыки рисования – малыш выводит точки и кружки, а скоро сможет начертить на листе линию карандашом. Теперь он начинает предпочитать одну руку другой.
2-3 года – моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры.
3-4 года – малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам.
4-5 лет — мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно.
5-6 лет — в этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе.
Низкий уровень развития моторики – чем это чревато?
Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой. Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь, ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать.
Когда и как начинать заниматься с малышом?
С самого рождения можно начинать уделять внимание развитию малыша. Разумеется, новорожденного не заинтересовать сортером или игрушкой со шнуровкой. Но можно начинать вкладывать ему в ручку погремушки, давать прикоснуться пальчиками к тканям разных фактур, сделать малышу массаж ручек. Определен возраст, в котором важно активное развитие моторики пальцев рук, – 8 месяцев. Если до этого момента данному вопросу не уделялось внимания, то теперь самое время предпринимать какие-либо действия.
Упражнения
Чтобы устраивать настоящие занятия с собственным малышом, маме не нужны профессиональные педагогические навыки. Для упражнений подойдут самые простые предметы, которые всегда найдутся в любом доме. Главный принцип, на котором построено развитие моторики рук, – «от большого к маленькому». В чем это выражается?
Начните катать с ребенком шарики из пластилина. Пусть малыш слепит что-нибудь. Если ему это под силу – можно постепенно перейти к более мелким и сложным деталям.
Можно просто порвать бумагу. Сначала на крупные кусочки, затем на маленькие. Чем более мелкие детали в итоге получатся, тем более высокий уровень развития моторики у ребенка.
Можно вместе с малышом нанизывать бусины на нитку, завязать шнурки, застегнуть пуговицы.
Пассивная гимнастика (массаж)
Отличный помощник в развитии координации ребенка грамотный массажист. Опытный специалист поможет и с моторными навыками ручек малыша. Начинать занятия можно уже в первые 3-4 месяца ребенка, при этом сеансы могут проводиться по 5 минут до нескольких раз в день.
Сеансы массажа лучше доверить профессионалу, но при необходимости некоторые упражнения допустимо выполнять самостоятельно. Так, ручки малыша нужно погладить с минуту, после слегка растереть. Затем произвести вибрирующие постукивания пальцами по кистям и ладоням. Еще одно эффективное упражнение при массаже – сгибание и разгибание пальцев с последующим массированием каждого.
Игрушки
Игрушки для моторики рук в огромном количестве продаются в магазинах детских товаров. К ним даже инструкция прилагается с указанием рекомендуемого возраста и описанием процесса игры. Но покупать что-либо вовсе не обязательно. Играть можно с любыми предметами – для развития моторики подойдет практически любая вещь в доме (безопасная для ребенка).
Доска для развития моторики, своими руками сделанная, или бизиборд по методике Монтессори, – отличный подарок для малыша в возрасте от года до 3 лет. Такую игрушку сможет смастерить папа. Для этого понадобится лист фанеры и самые опасные предметы в доме: розетка с вилкой, мебельная фурнитура, выключатели, шпингалеты и прочие бытовые детали. Смысл игрушки заключается в познании ребенком подобных вещей в их безопасном виде. После знакомства с розеткой на стенде, малыш не станет интересоваться настоящей, а ощупывая эти предметы пальчиками, он разовьет моторику пальцев.

Если любимому чаду уже стукнуло 3 года, то можно предложить игру в «Золушку». Для этого в мешочек высыпаются разные крупы или бобовые, а ребенку дается задание все перебрать.
Почему бы не поиграть в «Угадайку»? Можно завязать малышу глаза и по очереди вкладывать в его руки домашние предметы – пусть он их угадает.
Помимо этого, ребенок одобрит игры в мозаику, пальчиковый театр, совместные аппликации. Помочь любимому чаду самосовершенствоваться совсем не сложно, главное — слегка применить собственную фантазию.

Поделиться статьей:

Ученые считают важным фактором развитие мелкой и крупной моторики у ребенка. В связи с этим мы попробуем Вам дать ответ на то, что из себя представляет моторика и как ее развивать.

Моторика — сочетание разнообразных и поочередных действий организма, впоследствии которых можно выполнить определенное упражнение: присесть, прыгнуть, сделать шаг и т.д.

Существует два вида моторики:

—Мелкая моторика — характеризуется способностью кистей и пальцев делать небольшие и четкие действия.

—Крупная моторика — характеризуется движениями крупных частей тела: приседания, прыжки, наклоны, бег и т.д.

Развитие мелкой и крупной моторики влияет на появление нейронных связей, что отлично сказывается на умственной деятельности. Со дня появления на свет центральная нервная система младенца является незрелой, младенец не может контролировать движения, и фокусировать взгляд на конкретном объекте.

Принимая во внимание то, что процессы протекают стремительно быстро, уже в 2 месяца малыш осваивает большое количество двигательных навыков. Сперва ребенок делает легкие упражнения и постепенно переходит к сложным.

Развитие мелкой моторики рук

Зоны, отвечающие за развитие мелкой моторики, имеют близкую связь с зонами мышления, зрительной памяти и разговорной речи, что подтверждено учеными. При развитии мелкой моторики закладывается фундамент, который в будущем положительно скажется на физическом, интеллектуальном потенциале и достижениях.

Календарь развития

0-3 месяцев:

Малыш пробует свои первые движения, поворачивает голову, когда слышит мамин или папин голос, шевелит ручками и ножками. Также, малыш пробует держать в руках различные предметы, правда эти движения происходят неосознанно.

3-12 месяцев:

Малыш контролирует движения, одной ручкой может выполнить действие, на которое ранее понадобилось бы использование обеих. Осознанно берет и держит предмет в руке, а начиная с полугода, ребенок сможет брать в ручки более мелкие предметы. Кроме этого в этом промежутке ребенок учится перекладывать игрушку с руки в руку, листать страницы книг, играть с мячом.

1-2 года:

Неплохо сохраняет равновесие, когда сидит, поэтому может пользоваться обеими руками. К 2 годам осуществляет выбор руки, которой будет кушать, писать и т.д. Уверенными становятся движения пальчиками. Двухлетний малыш умеет рисовать простые по геометрии фигуры.

2-3 года:

Использует в основном кисти и предплечья рук. К трем годам рисует разнообразные линии, кружки, а также пробует раскрашивать рисунки.

3-4 года:

В 3 года свободно пользуется двумя руками, для выполнения заданий. Начинает рисовать более сложные фигуры и рисунки. К 4-м годам может держать карандаш 3 пальцами и осваивать начальные способы письма.

4-5 лет:

Проделывает разнообразные сложные движения только кистью, не используя предплечье. Начинает аккуратно красить раскраски, не пересекая границы рисунка. Умело вырезает круги, прямоугольники и прочие несложные фигуры.

5-6 лет:

Хорошо слаженны движения рук. Ребенок правильно держит ручку и пользуется ножницами, как взрослые (может вырезать предметы любой сложности). Развитие мелкой моторики положительно отражается на последующем обучении в образовательных заведениях.

Упражнения на развитие мелкой моторики:

-В развитии мелкой моторики помогает игра «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…»

-Лепка из теста и пластилина – кружочки, колбаски, кубики и прочие фигурки. Начинайте с легких, а после усложняйте.

-Можно порвать бумагу на маленькие обрывки. Чем меньше обрывки, тем больше оказывается влияние на развитие мелкой моторики рук.

-Пробуйте завязывать бантики, узелки, застегивать пуговки.

Семейный ламинат нового типа – SPC Stone Floor

Предметы для развития мелкой моторики

-Различные виды круп – маленькие и крупные. Например, перемешайте различные крупы, и пускай ребенок переберет их.

-Можно поиграть в «Угадайку». Завяжите глаза и поочередно давайте узнаваемые предметы. Просите описать их, а после уже угадать, что он держит.

-Краски и карандаши. Давайте разнообразные раскраски и предметы для раскрашивания, это способствует развитию творчества и воображения.

-Мозаики и конструкторы. Все виды мозаик и конструкторов, особенно сложные пазлы развивают память, фантазию и особенно моторику.

-Игрушки-перчатки. Они очень интересные и помогают в разностороннем развитии ребенка. С самого рождения можно для ребенка устраивать кукольный театр, для начала родители показывают, а потом уже и сами дети начинают играть и придумывать различные сценки.

Развитие крупной моторики у ребенка

С момента рождения малыша, детский врач должен каждый месяц при осмотре оценивать развитие крупной моторики. Развитие крупной моторики происходит последовательно. Сначала малыш учится контролировать движение глаз, поднимать голову. Затем ее удерживать, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, бегать, прыгать.

0-3 месяцев:

Малыш может лежа смотреть по сторонам, поворачивая головой.

3-6 месяцев:

Малыш смело держит голову и контролирует ее движение. Положив малыша на животик, он пытается приподнять и удерживать голову несколько секунд, умеет сводить обе руки.

6-8 месяцев:

Может садиться с лежачего положения. К восьми месяцам он начинает сидеть уверенно.

8-12 месяцев:

Ползает и встает на ноги, придерживаясь за различные предметы.

12-14 месяцев:

Дети начинают самостоятельно, но еще неуверенно ходить.

14-17 месяцев:

Ребенок уже хорошо ходит сам, начинает учиться шагать вправо и влево. Рекомендуем дать ему покатать детскую коляску или попинать мяч.

1,5-2 года:

Учится ходить по ступенькам, придерживаясь за поручни, пытается бегать и прыгать. Хорошо сидит на стуле.

2-3 года:

Ребенок быстро бегает и прыгает. Поднимаясь по лестнице, чередует ноги – левую потом правую, как взрослые. Учится ловить мяч.

4-5 лет:

Может удерживать на весу одну ногу, хорошо ловит мяч.

Важно:

Содействовать развитию через игры, ведь в игровой форме ребенок легче обучается и выполняет те или иные задания, а вместе с тем со стишками и считалками осваивает речь и развивает память.

Как подготовить ребенка к школе?

Как подготовить ребенка к школе?… Настает время, когда приходится задаваться вопросом — как подготовить ребенка к школе? Школа, безусловно, является …
Тег «Далее»

Как сделать, чтобы ребенок ходил в школу с радостью?

Невероятно, но факт: любой ребёнок, отправляясь в школу с полным портфелем, может этому радоваться. А формула такого счастья незатейлива: желание …
Тег «Далее»

Готовность к школе. Что купить для школы первокласснику

Готовность к школе. Что купить для школы первокласснику? …Будущему первокласснику трудно быстро перестроиться на новый режим, переключиться на требования школы …
Тег «Далее»

Как подготовить 6-летнего ребенка к школе

Как подготовить 6-летнего ребенка к школе Удовлетворение основных потребностей малыша — это первый шаг на пути его правильного психофизического развития …
Тег «Далее»

Развивающие игры для малышей от 1 года до 2 лет

Предложенные нами игры способствуют развитию памяти малышей. Дело в том, что детишки развиты индивидуально: кто-то схватывает все на лету и …
Тег «Далее»

Простые игры с ребенком до года

В этой статье описаны простые игры с ребенком до года — для развития памяти, мышления и внимательности С первых дней жизни малыш …
Тег «Далее»

Строгие родители

Тема статьи посвящается родителям. Бывает, думаешь, что воспитываешь правильно, а на самом деле чересчур перегибаешь палку. Как понять, что вы …
Тег «Далее»

Какие вы родители?

Какие вы родители? 7 признаков того, что вы — плохие родители: Многие критикуют поведение детей, порой даже своих собственных. Считают, …
Тег «Далее»

Признаки хорошей няни

Какие признаки хорошей няни? Оставляя ребенка с няней, каждая мама начинает переживать о том, как чувствует себя ваш малыш рядом …
Тег «Далее»

Какой должна быть современная няня?

Какой должна быть современная няня? Не каждый родитель знает, как правильно воспитать своего ребенка. Полагаясь в основном на интуицию и …
Тег «Далее»

Ролевые игры у детей

Статья про ролевые игры у детей…. Обычно к 3 годам дети начинают играть в так называемые сюжетно-ролевые игры: кормят мишек, укладывают …
Тег «Далее»

Какую няню хотят видеть в семье

Потеряв работу, многие женщины задумываются над тем, чтобы получить работу няни. В этой статье мы попробуем разобраться в тех бытовых …
Тег «Далее»

Чем занять ребенка в дороге?

Вам предстоит поездка с ребенком? Но вы не знаете как ребенок перенесет долгую дорогу и боитесь, что маленький путешественник измотает …
Тег «Далее»

Чрезмерная детская застенчивость. Что делать?

Хотя детская застенчивость не считается заболеванием, есть ситуации, которые требуют особого внимания со стороны родителей. В детстве и подростковом возрасте, …
Тег «Далее»

Развитие мелкой и крупной моторики у ребенка

Ученые считают важным фактором развитие мелкой и крупной моторики у ребенка. В связи с этим мы попробуем Вам дать ответ …
Тег «Далее»

Характеристика взаимоотношений дошколят

Характеристика взаимоотношений дошколят, т.е. детей младшего возраста до школы, обычно имеет стихийное образование или организацию со стороны взрослых. Их формообразования в …
Тег «Далее»

Питание и поведение малышей в 3-4 года

Питание и поведение малышей взаимосвязано. Когда ребенку исполняется три года, его уже не нужно кормить из ложечки — он вполне …
Тег «Далее»

Кто лучше: бабушка или няня?

Кто лучше: бабушка или няня? Сложный и неоднозначный вопрос… Каждая мамочка, выходящая на работу после декретного отпуска, сталкивается с очень …
Тег «Далее»

Ребенок истерит, что делать?

Истерики детей — неприятное явление в любых обстоятельствах. Находишься ли ты в супермаркете или дома, пытаясь найти покой и тишину, …
Тег «Далее»

Друзья из сказки. Игрушки из мультфильмов. Как играют дети?

Как играют дети? …. О какой бы детской игрушке мы не говорили, любая несет определенное послание в себе. Так, разнообразные …
Тег «Далее»

Взаимоотношения детей во время игр

Взаимоотношения детей во время игр часто проектирует на себя поведенческие реалии взрослых. Ребенок выступает своеобразным индикатором старшего поколения. Особенно ярко …
Тег «Далее»

Развитие крупной моторики ребенка

/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

О чем часто забывают мамы

  • Вы знаете, что крупная моторика развивается раньше мелкой?
  • Как развивать крупную моторику
  • Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика
  • Комплекс упражнений для развития крупной моторики

Все мамы знают о том, как важно развивать мелкую моторику у детей: с первых месяцев жизни они начинают давать малышам в ручки мелкие предметы, шьют замысловатые коврики и игрушки, детям постарше предлагают поиграть с крупой. На нашем сайте вы тоже можете найти множество полезных рекомендаций на этот счет, например, рассказ об использовании грецких орехов для развития мелкой моторики (что, кстати, гораздо практичнее, чем игры с крупой, которые заканчиваются генеральной уборкой).

Считается, что после таких занятий дети легко обучатся рисовать, лепить и, главное, красиво писать. Однако не всегда им надеждам суждено сбыться: занимались-занимались с ребенком, а он пишет, как курица лапой… Обидно!

А дело в том, что уделяя столько внимания мелкой моторике, родители забывают про крупную: основная нагрузка у первоклассников приходится не на кисть, а на верхний плечевой пояс. Специалист по лечебной физкультуре Владимир АХУНОВ напоминает мамам, что важно развивать не только мелкую, но и крупную моторику ребенка.

Крупная моторика развивается раньше мелкой

” Крупная моторика, то есть движения крупных мышц тела, развивается гораздо раньше мелкой. Это основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

Развитие мышц, рассказывает Владимир Ахунов (он работает с ребятами из частных детских садов «Золотой ключик» и «Мишутка»), начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глаз, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это крупная моторика — без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы. Более того, развитие крупной моторики содействует речевому развитию, формирует взаимодействие между полушариями мозга.

Как развивать крупную моторику

Как осуществляется развитие крупной моторики у дошкольников? Существует большое количество разнообразных игр и упражнений.

  • Первое и самое простое – это зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело. Используйте мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
  • Игры со скакалкой, а также игры на бросание и попадание в цель, кольца, игра в городки, дартс помогут в развитии внимательности и координации движений.
  • Занятие танцами, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — и это все способствует укреплению мышечного аппарата ребенка.

Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут и упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело .

Кстати, отмечает Владимир Ахунов, не только упражнения развивают крупную моторику.

” Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику в дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц.

И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.

Не приучайте ребенка лениться! Почему не развивается крупная моторика

— Наибольший интерес у детей, — говорит Владимир Ахунов, — вызывают игры на зеркальное отражение и метание, это и есть самые популярные способы развития крупной или как ее еще называют общей моторики.

Современных детей, продолжает наш специалист, непременно надо заставлять двигаться. По его наблюдениям, почти половина девочек и четверть мальчиков дошкольного возраста страдают ожирением различной степени.

— Для девочек слишком мало подвижных игр, — говорит Владимир, — у мальчиков их гораздо больше.

Дети сейчас живут в таком комфорте, завершает нашу беседу эксперт:

” — Очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью, играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все — познавательная активность, а моторной реализации у нее нет.

В итоге ребенок переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность.

30.09.2015 Наталья Нашталова

Комплексы упражнений для развития крупной моторики от дефектолога Екатерины Сороко

Упражнения для головы, рук и плечевого пояса

  1. Приподнимание головы, из положения лежа на спине.
  2. Наклоны головы в левую и правую стороны, а затем вперед и назад.
  3. Движения головой по кругу.
  4. Плавные движения руками вперед, вверх, в стороны.
  5. Перемещение предметов из одной руки в другую перед грудью, над головой, за спиной.
  6. Соединение рук перед грудью и за спиной.
  7. Поднимание и опускание плеч.
  8. Выполнение движений плечами и руками по кругу.

Упражнения для туловища

  1. Повороты туловища в левую и правую стороны.
  2. Наклоны вперед.
  3. В положении лежа выполнение поворотов туловища в стороны (можно за перемещающейся игрушкой).
  4. Лежа на спине, одновременный подъем и опускание обеих ног.
  5. Движение ногами аналогично езде на велосипеде.
  6. Лежа на спине одновременно поднимать и опускать обе руки.
  7. Лежа на спине, одновременно поднимать руки и ноги.
  8. Лежа на спине, выполнять перекрестные движения руками и ногами.

Прочтений: 43739

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *