Кто такой анималист

Анималистический жанр или анималистика — вид изобразительного искусства основным мотивом которого является изображение животных. Кроме живописи и графики, анимализм часто применяется в скульптуре, фотографии, декоративном и прикладном искусстве, в литературе и других видах искусств.

Анималистический жанр, как подтверждают археологические раскопки и исследования историков, является самым древним из всех жанров, которые освоил человек. Именно образы животных встречаются на древнейших наскальных рисунках, на предметах быта, украшениях, амулетах, оружии и так далее. Анимализм древности часто называют «звериным стилем». Звериный стиль характеризуется орнаментальностью и стилизованностью образов, которые иногда выглядят весьма абстрактно, а иногда очень реалистично и правдоподобно.

В настоящее время анимализм является не менее востребованным и популярным. Многие художники обращаются к образам живой природы и, в частности, зверям, птицам, земноводным, пресмыкающимся, рыбам, насекомым.

Анималистический жанр — это восхищение художника от окружающего его мира и обилия жизни. То богатство видов животных, которые обитают на нашей планете, не может не вдохновлять. Сами люди, являясь неотделимой частью природы, и в то же время зачастую негативно влияющих на природу и животных, в глубине души чувствуют своё с ней родство и пытаются выразить его в виде защиты окружающей среды или в виде творчества.

Многие художники, скульпторы и писатели очеловечивают животных, что выражается в аллегориях и символах. Животные на таких картинах обладают человеческим разумом, способны на глубокие переживания и совершают различные предосудительные или достойные поступки. Человек, через предметы анималистического искусства, смотрит не только на красоту живого мира, но и на себя самого, словно через символы кривого зеркала находя в себе и других людях скрытые недостатки и достоинства. Также в анималистике распространён реалистичный и гиперреалистичный стили, когда животные изображаются с повышенным вниманием к мелочам и деталям.

Самыми известными художниками анималистического жанра являются: Франс Снейдерс, Ян Вильденс, Ян Фейт, Паулюс Поттер, Эжен Делакруа, Филипп Руссо, Евгений Чарушин, Николай Кондаков, Василий Ватагин, Михаил Кукунов, Игорь Скоробогатов и многие другие.

Картины в анималистическом жанре

Статьи

Анималистический жанр (лат. Animal – животное) – изображение животных в живописи, скульптуре, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Старинное название – «зверопись».— вид изобразительного искусства основным мотивом которого является изображение животных. Кроме живописи и графики, анимализм часто применяется в скульптуре, фотографии, декоративном и прикладном искусстве, в литературе и других видах искусств. Это очень своеобразное направление изобразительного искусства. Его примечательной особенностью является то, что картины не несут глубокой смысловой нагрузки.

Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста могут быть, как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность Анималистический жанр является самым древним из всех жанров, которые освоил человек. Именно образы животных встречаются на древнейших наскальных рисунках, на предметах быта, украшениях, амулетах, оружии и так далее.

Анимализм древности часто называют «звериным стилем». Звериный стиль характеризуется орнаментальностью и стилизованностью образов, которые иногда выглядят весьма абстрактно, а иногда очень реалистично и правдоподобно. Стилизованные фигуры животных встречаются в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчестве многих стран. в средние века в Европе были распространены аллегорические и фольклорные, сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры. Художники-анималисты появились в Китае в периоды Тан. В 19 — начале 20 вв. наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью зверя определяется стремление к точному изучению животных

Картины художников анималистов пользуются большой популярностью и является глубоко востребованными. Они вызывают восхищение зрителей и притягивают внимание. Настоящим художником – анималистом может стать только человек, обладающий природным даром чувствовать природный и животный мир. То богатство видов животных, которые обитают на нашей планете, не может не вдохновлять. Человек, через предметы анималистического искусства, смотрит не только на красоту живого мира, но и на себя самого. В анималистике распространён реалистичный и гиперреалистичный стили, когда животные изображаются с повышенным вниманием к мелочам и деталям.

Охота одна из древнейших тем живописи. Пещерные росписи являлись отображением охотничьих обрядов и магией. Сцены охоты изображают в античных мозаиках, коптских тканях, иранских израсцах, средневековых гобеленах, индийских миниатюрах и на картинах европейских художников.
Картины с мотивами старинной русской охоты воплощают мечту о воле и свободе. Красота живописи со сценами охоты в единении с природой, утреннеми полями, окутанными туманом, и перелесками, одетыми в золото осени, с тихими заводями, с закатными далями.

Иппический жанр (от греческого hippos — лошадь) Жанр изобразительного искусства основной мотив которого изображение лошади, скачек, охоты на лошадях. Лошади с глубокой древности привлекали внимание художников за их стать и внешность, изящество, ум и характерный нрав. Особого расцвета искусство изображения лошадей достигло в XVIII и в XIX веках, когда наряду с жанровыми и батальными произведениями, включающими обобщенные изображения лошадей, художники-анималисты стали создавать портреты знаменитых скакунов и рысаков, достигая документального сходства.

Исторической родиной «конского портрета» по праву считается Великобритания — здесь в разное время множество живописцев специализировались исключительно на изображении лошадей.

Главный принцип выставленных картин в галерее «ВЫСТАВКОМ» – высочайшее мастерство живописцев и графиков, изображающих мир фауны с удивительной точностью и достоверностью.

Животные в мировой живописи.

Животные играют в мировой живописи далеко не последнюю роль. Использование образа животного в искусстве носит название «Анималистика». Едва люди научились делать наскальные изображения, первым делом они начали рисовать именно животных, как неотъемлемую часть их быта и, в то же время, угрозу для жизни. Их целью было передать свои знания и опыт потомкам, систематизировать и гармонизировать окружающий мир.

Прошло время, искусство и, в частности, живопись достигли небывалых высот, но животные снова и снова появлялись на холстах художников. Основная цель этих художников – запечатлеть красоту, силу, грациозность и величие животного мира.

Давайте рассмотрим некоторых наиболее выдающихся художников, изображающих животных, начиная с эпохи Просвещения и до XX века:

Ян Вильденс (1586—1653) — фламандский живописец.
С самого детства был окружен известными и влиятельными художниками того времени. Благодаря этому, будучи еще юным живописцем, Ян уже стал приобретать бесценные навыки и мастерство. Его картины очень колоритны, многие из них посвящены изображению ярких летних пейзажей, детально прорисованных животных и ярких натюрмортов. В живописи этого автора прослеживается его индивидуальный почерк.

Ян Фейт (1611—1661) — фламандский художник и гравер. Яна Фейта высоко ценили современники за его реалистичные охотничьи натюрморты. Гравюры этого художника посвящены преимущественно собакам.

Паулюс Поттер (1625—1654) — голландский живописец. Его работы – в основном, пейзажи с детальным изображением домашних животных на лугах, и сцен охоты. Его живописные картины с изображением животных обеспечили Паулюсу Поттеру всемирную славу. Самой известной является большая картина «Молодой бык».

Давид Конинк (1636—1699) — фламандский живописец.
Писал живых и мёртвых животных, цветы и плоды. Работал под именем Раммелара (по-нидерландски «кролик». Это животное художник часто изображал на своих картинах). Его картины отличаются естественностью, силой колорита, уверенностью и свободой кисти.

Йозеф Вольф (1820—1899) — немецкий график и живописец.

Родившись в бедной крестьянской семье, Вольф с детства привык наблюдать за природой и рисовать её. В зрелом возрасте Вольф проиллюстрировал книгу Эдуарда Рюппеля «Птицы Северо-Восточной Африки» и ряд других работ.

Генрих фон Цюгель (1850—1941) — немецкий живописец.

Более 40 лет своей жизни Генрих фон Цюгель посвятил теме «Тяжкий труд», изображая на холсте упряжь волов во время работ в поле. Художником было создано 24 версии этого сюжета, в которых зритель может наблюдать развитие его мастерства, которое от детального отражения переходит к кубическому. Цель его ранних работ, выполненных в крупноформатном масштабе — передать своё ощущение связи между человеком и природой.

Франц Марк (1880—1916) — немецкий живописец-экспрессионист.

Этот художник серьёзно изучал анатомию животных, для того, чтобы наиболее полно воплотить своё видение природы в живописи. Человек казался Францу безобразным, животное же представлялось ему как высшее и чисто существо. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных (таких, как лошади, лисы или олени) в естественной обстановке. Поздние работы Марка характеризуются яркой палитрой в сочетании с кубистическими образами. Цветовые переходы выполняются резко, что нередко создает тревожное настроение. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность.

В настоящее время Анималистика продолжает активно развиваться. Многие художники посвящают всю свою жизнь работам, посвященным братьям нашим меньшим. В основе их творчества – любовь и восхищение красотой животного мира. Цель их творчества – напомнить людям силе, мудрости, красоте и прочих достоинствах животных, вызвать чувство умиления, а, в некоторых случаях, и жалости, напомнить о том, что мы в ответе за тех, кого приручили.

Текст: Александра Ленарская

Презентация по ИЗО Батальный жанр

исторический

портрет

пейзаж

анимализм

Установите соответствие между словами и определениями:

Взятие снежного городка

Меньшиков в Березове

Утро стрелецкой казни

Переход Суворова через Альпы

Боярыня Морозова

Батальная живопись

Батальная живопись /фр. «битва»/ — посвящен темам войны и военной жизни.

Верещагин. Апофеоз войны

Известен с глубокой древности. Образы царя-победителя известны в искусстве Древнего Востока, Античности, средневековья.

Царь Саула

Ассей и циклоп

Битва Александра Македонского с Дарием

Как жанр сформировался в I 5- I 6 вв.

Тинторетто. Битва при Заре

Толчком послужила творческая дуэль между Леонардо да Винчи и Микеланджело

Микеланджело Буонарроти. Рисунки к “Битве при Кашине”. 1504.

Леонардо да Винчи. «Битва при Ангьяри». 1503 — 06. Рисунок П. П. Рубенса

Идея прославления воинской доблести и народного героизма характерна для периода французской революции и наполеоновских войн

Эжен Делакруа. Свобода ведущая на баррикады

Традиция развития батального жанра в 19-20 вв. связана с реалистическим раскрытием природы войны. Художники разоблачают несправедливые агрессивные войны и прославляют народный героизм.

Ф. А. Рубо. «Бородинская битва»

Картины Василия Васильевича Верещагина обличают безудержную жестокость завоевателей, показывают мужество и страдание простого солдата

Большой вклад в развитие батального жанра внесли русские художники второй половины 19 века

Верещагин. «Нападают врасплох»

«После атаки. Перевалочный пункт под Плевной»

«Покорение Сибири Ермаком»

В своих полотнах Василий Иванович Суриков создавал величественную эпопею подвига русского народа, показал его богатырскую силу.

Суриков. Переход Суворова через Альпы

Морские баталии воспел Иван Константинович Айвазовский

И. К. Айвазовский. «Синопский бой».

«Большой рейд в Кронштадте»

Новый подъем батальный жанр пережил в дни Великой Отечественной войны в произведениях М. Б. Грекова и грековцов.

Дейнека. Оборона Севастополя

Митрофан Борисович Греков ( Мартыщенко )

Н.Г. Гутиев. Рельсовая война

  • ЧТО изображено на картине?(Сюжет картины, окружающий пейзаж, герои )
  • О ЧЕМ картина?
  • Можем ли мы отнести эту картину к батальной живописи?

Аркадий Пластов. «Фашист пролетел».1942 г.

Батальная живопись:

3. произведения,

Достигает расцвета:

Художники – баталисты стремились передать пафос и героику войны. Нередко им удавалось раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с ? жанром

Н. С. Присекин. «Куликовская битва».

Д. Веласкес. «Сдача Бреды».

Какие русские художники 19 века внесли большой вклад в развитие батального жанра?

В произведениях каких советских художников представлена Великая Отечественная война?

Анималистические сюжеты «короля натюрмортов»

На аукционе старых мастеров, состоявшемся в конце июня этого года в европейском аукционном доме Доротеум (Австрия), работа последователя Франса Снейдерса «Две львицы, преследующие косулю» вошла в десятку самых дорогих лотов.

Работа последователя Франса Снейдерса «Две львицы, преследующие косулю» (холст, масло, ш.180см, в. 121см)

Работа последователя Франса Снейдерса «Две львицы, преследующие косулю» (холст, масло, ш.180см, в. 121см) поступила на аукцион из частного собрания (Берлин) с начальной ценой 6-8 тыс. евро. В результате торгов окончательная цена составила 10 тыс. евро, отныне картина будет находиться в частном собрании в Великобритании. Это один из немногих лотов аукциона, который ушел с довольно значительным, на четверть от начальной, превышением цены.

Основным жанром Снейдерса, обессмертившим его имя, являются натюрморты. Во Фландрии он сделал натюрморт полноправной частью декоративной живописи и сложно сегодня найти другие европейские натюрморты подобного размера и столь высокого качества. В XVII веке еда и вещи, поддерживающие жизнь человека, начинают доминировать над духовностью. Интересы современной Снейдерсу Фландрии были прочно связаны с потребностями желудка, и художник стал чем-то вроде гениального метрдотеля, мага, способного пробудить аппетит в самых пресыщенных людях. Все его творчество – гастрономическое искушение поистине раблезианского масштаба. Еда, по сути дела, становится смыслом жизни, что и нашло отражение в натюрмортах Снейдерса, в которых человек и сюжетно, и композиционно выступает дополнением вещного мира.

Франс Снейдерс «Повар у стола с дичью». Эрмитаж

Франс Снейдерс, круг. «Рыбный рынок», XVII в. (Холст, масло; ш. 237 см, в. 184 см). Большое собрание изящных искусств ASG, Инв. № 04-1171

Отдав должное натюрморту, создав бессмертные полотна из серии «лавок» и «кухонь», Снейдерс начинает проявлять активный интерес к анималистическим сюжетам и сценам охоты. Это являлось ответом на «социальный заказ» бельгийской аристократии, отличавшейся страстью к охоте в богатых дичью лесах, да и все общество было настроено на эпикурейский лад, желало всюду видеть напоминание о “самом приятном” в жизни.

Мастерство Ф. Снейдерса высоко ценил Рубенс, неоднократно приглашавший его к сотрудничеству для написания животных. Общеизвестно, что Снейдерс не любил изображать людей, прибегая в случае необходимости к услугам таких художников, как Я. Йорданс и А. Янсенс, но был непревзойденным знатоком животных. Полотна из серии «лавки» и «сцены охоты» показывают нам все их разнообразие.

Безо всякой натяжки Франса Снейдерса можно назвать основоположником анималистики, которая в Европе только через сто лет после него, в XVIII веке окончательно обрела свой главный принцип — подражание природе. Бурный век реформ и просвещения с его стремлением к познанию окружающего мира, основу которого составили и материалы географических открытий, и научные изыскания, и кабинетные коллекции элиты способствовали массовому появлению графических и живописных изображений разнообразных зверей и птиц. Художники начинают использовать феномен цвета для передачи фактуры меха зверей и оперения птиц, помещают животных в естественную для них среду обитания, пытаются представить их повадки и образ жизни и т.д. Точность и конкретность изображения животного наряду с четкой художественно-образной характеристикой, подтверждаемой позой и движениями, становятся главной задачей художника-анималиста.

«Первое, и самое главное условие, – это особая заинтересованность животным миром, пристрастное любование им, любовь к нему, к его формам, к моментам проявления его жизни. Второе условие – чувство животного, которое помогает найти в нем самое характерное и выразительное, самое привлекательное (…). Третье необходимое качество… – это знание животного. Чем больше и глубже будет знать художник то, что он изображает, тем лучше (…). Знание формы, строения и анатомии, жизни и повадок животного — необходимое условие для создания полноценного образа» — пишут в современных руководствах по анималистическому жанру.

Анималистические произведения Ф. Снейдерса в полной мере отвечают этим требованиям. Он мастерски передает световые эффекты и цветовые построения, использует очень тонкие мазки, чтобы изобразить шкурку зайца, собаки, обезьяны, оленя – они как живые. Изображение птиц и зверей у него по большей части натуроподобно, дает полную иллюзию реальности, даже в мертвых животных можно уловить движение жизни, пусть и угасшей.

Франс Снейдерс «Лавка дичи». Эрмитаж

Франс Снейдерс «Петушиный бой». Музей Прадо

Франс Снейдерс «Битва петухов». (Ш. 110,5 см, в. 89 см Дерево, масло). Большое собрание изящных искусств ASG. Инв. № 04-2824

Удивительно, но менее всего Снейдерсу удавались кошачьи – от домашних питомцев до львов. Леонардо да Винчи утверждал, что «даже самая маленькая кошка – это произведение искусства». Видимо, «листая» это произведение, Франс Снейдерс пропустил самые интересные страницы. Все четыре произведения, приведенные здесь, включая лот, в которых присутствуют кошачьи, отличает неправдоподобное, манерно-вычурное написание животных. Они словно позируют, больше всего заботясь о том впечатлении, которое производят на зрителя или других участников действа. Преследующие косулю львицы не захвачены азартом погони, а словно стараются повернуться к художнику наиболее эффектным ракурсом, красиво страдает лев, попавший в сеть, неестественно-вымученна поза львенка… Можно было бы предположить, что свобода и верность передачи именно этих животных изменили Снейдерсу потому, что они писались с экземпляра в клетке, а то и вовсе с чучела. Но даже обычная домашняя кошка, выглядывающая из-за дуршлага с рыбой на картине из Большого собрания изящных искусств ASG, которой должно двигать только стремление украсть и моментально скрыться, вдруг невпопад задумалась о сложностях быстротекущей жизни…

Франс Снейдерс «Львенок». Музей Лихтенштейн (Вена)

Франс Снейдерс «Басня о льве и мыши». Музей Прадо

Светлана БОРОДИНА

Бенуа А.Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа fanread.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *