Кто такой герой

Герой своего времени

Тургенев И.С.

“Героем” своего времени, вероятно, следует называть человека, отразившего в своей личности, в своем мировоззрении основные черты эпохи. Мне кажется, что Базаров — очень интересная, неоднозначная личность — именно и воплотил в себе основные черты нового человека 60-х годов XIX века.

Это демократ-разночинец, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему мировоззрению, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Я очень уважаю в Базарове все эти качества. Мне нравится то, что Евгений много работал и добивался всего сам. Когда он учился в университете, то ни копейки не взял у родителей. Базаров сам зарабатывал себе на жизнь и при этом успевал хорошо учиться. Вообще, Базаров — очень умный и сильный человек. Но, как мне кажется, негативной чертой героя является то, что он отрицает то, чего не может понять. Он не любит и не понимает искусство и поэзию, так как не видит в них никакого смысла. Базаров признает только естественный опыт жизни. В этом с ним нельзя согласиться: ведь искусство делает нашу серую жизнь богаче, и я считаю, что Базаров должен хотя бы уважать труд и талант других людей. Также Евгений не ценит красоту природы. Он говорит: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Он и пользуется ею как мастерской. По утрам Базаров много ходит по лесам, болотам, но не видит в этом никакой прелести. Он просто проводит наблюдение и ищет материал для своих опытов. Но ведь жизнь человека слишком коротка, чтобы всю ее потратить на работу в этой “мастерской”, не замечая вокруг себя ничего прекрасного.

Базаров привлекает меня как яркая индивидуальность. Он не стремится никому подражать, он не боится быть не таким, как все. По-моему, это замечательно. Ведь таких людей очень мало. Базаров искренне верит в то, чем занимается. Другими словами, он истинный нигилист не потому, что это модно, а потому, что он убежден в правоте этого мировоззрения. Слово “нигилизм” было новым в 60-е годы XIX века, и Тургенев первым показал, что стоит за этим определением. Его герой, безусловно, являлся носителем новых, оппозиционных идей и представлял собой новый человеческий тип — пусть излишне безапелляционный, но думающий, делающий, живой. С моей точки зрения, именно он — “герой своего времени”.

№ 2014 / 37, 23.02.2015

Поделиться…VKFacebook0TwitterPinterest0Linkedinemail

Согласны ли Вы, что в современной русской литературе (искусстве в целом) не хватает положительных героев?

Кого бы Вы назвали настоящим героем нашего времени, о котором стоит писать романы, поэмы из жизни современной России, снимать кино?

Встречали ли Вы прототипы таких людей в реальности?

Сергей ШАРГУНОВ, главный редактор портала «Свободная пресса»

Я против ложного оптимизма, не приветствую попытку насадить прилизанных и фальшивых персонажей – они убивают литературу. Правильнее говорить, вообще, о герое времени, ярком, способном зацепить, произвести впечатление, и задуматься: а есть ли такой? Поскольку настоящая литература всегда живая и свободная, то отталкиваться надо от жизни. Во-первых, не хватает в прозе обычных людей – инженеров, офицеров, учителей, врачей, таксистов, слишком часто в центре произведения – альтер-эго автора, нервно извивающийся «книжный червь». Во-вторых, последние трагические события дают немало сюжетов и немало сложных, но ярких характеров. Значит, и герои возможны.

Борис ЕВСЕЕВ, прозаик

Понятие положительный герой – не вполне точное. Лучше отказаться от него вообще или сдать в архив. Но вопрос Ваш очень важен! Просто я его немного уточню: почему сегодня нет навсегда запоминающихся, полнокровных, душевно чистых, не продающих подряд всё и вся героев литературных произведений? Причин несколько. Одна из них – профессиональные писатели слишком удалены от истинного героизма и качеств, без которых этот героизм невозможен. Слишком много вокруг мелких и крупных интриг, кланово-партийных потасовок, литфондовского и «союзписательского» подсиживанья и подгаживанья. И каким же это образом у такой мелочно-завистливой рати вдруг появятся в книгах бессмертные герои? Вот и переполнилась наша литература бескровными, бесхребетными, одномерными и одноразовыми образами, словно бы вырезанными из плохонькой бумаги ножницами «зигзаг»!

Настоящими героями я сегодня полагаю ополченцев Донбасса. Они защитили от верной и мучительной смерти многих и многих стариков и детей! Я не так давно был в Донецке и Донецкой области. Собираюсь опять. Мой дед, отец, дядья, жили на земле Донбасса с 1921 года. Дядя, двоюродный брат и племянники живут и сейчас. Этот кусок жизни из меня и моих родственников никакими пыточными клещами не вырвешь! Надеюсь, что смогу написать обо всём этом достойно, без сюсюканья и слюней, хорошим русским языком и, конечно, с подобающим мастерством.

Однако герои могут быть не только воинами. Героем был гениальный композитор XVIII века Евстигней Фомин, о котором мною, впервые в России, был написан полновесный роман. Героем может быть всего лишь «уличный повеса, улыбающийся встречным лицам». Или, скажем, авантюрист-мечтатель. Об одном таком «прожектёре и летателе», моя только что законченная повесть «Офирский скворец».

И всё же истинными героинями сегодняшнего дня – считаю российских женщин. Они перенесли в ХХ веке всё! Революционные перевороты, войны и голод, хрущёвское «кукурузничанье» и горбачёвские предательства, пережили мутную криминальную волну 90-х и начала 2000-х. И при этом остались бесконечно милыми, трепетными, заботливыми, никем и ничем неодолимыми. Словом, остались красой и смыслом Отечества. И сейчас, думая, на кого бы стране опереться – вижу нравственную и духовную опору прежде всего в них!

Иван ГОБЗЕВ, философ

Я, честно говоря, не знаю, кто такой положительный герой. Ведь, если вдуматься, то и Незнайка, Буратино, Карлсон, Бильбо и прочие парни (и девчонки типа Рони и Пеппи) не такие уж хорошие. А взрослый положительный – это вообще что-то крайне неинтересное, это идиот Мышкин, и прочие идиоты.

Что касается современной русской литературы, то, я думаю, героев ей хватает. Но опять же, непонятно, где проходит грань между положительностью и отрицательностью. Герой нашего времени – это ироническая формула XIX века. Это Печорин, Онегин, Чацкий. Ну какие же они герои? В этом смысле, герой нашего времени – это какой-нибудь хипстер. Кстати, сейчас я понял, что Онегин был настоящим хипстером… Ничего не меняется в мире. Прав был Екклесиаст.

Владимир АЛЕНИКОВ, кинорежиссёр и писатель

Не может быть одних и тех же героев для детей и для взрослых. Потому что литература для детей и юношества – это другое и герои там, как правило, другие. Если говорить о детской литературе, то я согласен, положительных героев очень сильно не хватает. Потому что дети должны воспитываться и расти на чём-то замечательном, героическом. Они должны чему-то подражать, кто-то должен быть их кумиром. Конечно, не хватает таких персонажей и таких героев. Вот я попытался в своей последней книге детской «Богатырская история» такую девочку описать. Её зовут Алёна, и я очень надеюсь, что она полюбится юным читателям, а, может быть, даже кино по ней снимется. Она может стать такой героиней, потому что в ней есть всякие качества, которые детям должны быть очень симпатичны.

Если же говорить о взрослой литературе, то я тоже не особо вижу таких героев… Жизнь на самом деле достаточно тяжёлая, насыщенная кучей всяких отрицательных эмоций, реалий, поэтому, как мне кажется, не хватает героя романтического. Героя, который бы, с одной стороны, был абсолютно современным, а, с другой стороны, всё-таки возрождал те хорошие чувства, с которыми мы сами когда-то росли. Условно говоря, такой современный Д’Артаньян.

Я таких людей встречал. Например, один мой ученик – именно такой парень. Сейчас он, кстати, отправился в Донецк. Он по жизни историк. И вот он как раз абсолютно такой парень – с рыцарскими проявлениями и устремлениями. Это тот человек, который обязательно встанет, если войдёт женщина, и относится к жизни соответствующим образом. Таких людей мало. И в литературе, в кино такой герой очень нужен.

Николай КРИЖАНОВСКИЙ,

доцент кафедры литературы Армавирского педагогического института

Действительно, таких героев в современном литературном процессе немного. Однако в русской литературе (если слово «русский» понимать как «соответствующий русским духовным традициям») такой положительный герой всегда был, есть и будет. Его характер и внутренний мир не всегда идеален, но он всегда стремится к конкретному идеалу – Христу. От самых истоков нашей словесности мы видим такого героя: князь Владимир в «Слове о Законе и Благодати», князь Игорь в «Слове о полку Игореве», Сергий Радонежский и многие другие святые, в нашей земле просиявшие и прославленные в агиографическом жанре, пушкинский Петруша Гринёв, гоголевские Остап и Тарас Бульба, тургеневские крестьяне, некрасовские русские женщины, толстовские Платон Каратаев, Тихон Щербатый, друзья-дворяне Андрей и Пьер, Алёша Карамазов и другие герои Достоевского, очарованный странник Иван Флягин и когорта героев произведений Лескова, студент из одноимённого рассказа Чехова.

Доминирующая в современной литературе тенденция к выхолащиванию положительного героя сегодня понемногу преодолевается. По-своему с ней борются В.Дворцов, о. Тихон (Шевкунов), З.Прилепин и некоторые другие авторы.

Чтобы появлялись герои, нужна героическая национальная идеология. Таковая сегодня, я надеюсь, возрождается, возвращается.

Настоящий герой нашего времени, как и любого другого, для русской литературы – человек, способный пожертвовать собой ради ближних, способный «душу положить за други своя» и готовый служить Богу, России, семье…

Это может быть кадровый военный, для которого спасающий солдат-срочников от разрыва боевой гранаты, это предприниматель, не желающий жить только для обогащения и собственных удовольствий, это семьянин, воспитывающий в национальных традициях своих детей, это школьник или студент, способные на большой и самоотверженный поступок, это пожилая сельская учительница, которая ещё держит корову и не продаёт, а раздаёт молоко своим нищим соседям, это священник, продающий свою квартиру, чтобы достроить храм и многие другие наши современники.

Таких людей множество: я их не однажды встречал и встречаю каждый день. Хватит увековечивать мерзость. На обозрение читателям НАДО выставлять человека с прекрасными чертами. Конечно, идеальных людей не бывает и в литературе их быть не должно. Но необходимо показывать, как человек идёт к свету, к добру, прорывается сквозь внутренний и внешний мрак ко Христу.

г. АРМАВИР

Анатолий БАЙБОРОДИН, прозаик

Увы, нынешние, на слуху, молодые писатели и кинорежиссёры нередко за положительного героя выдают неких суперменов, которые кулаком и пистолетом, положив тьму, якобы, отрицательных, якобы утверждают правду и справедливость. Разумеется, если за други своя…

Да, пишутся, изображаются в искусстве положительные герои редко, ибо истинно положительные, на мой взгляд, подобны князю Мышкину из Достоевского. Это люди с детской чистотой души, жаждущие святости. Фёдор Михайлович Достоевский, и говорил: надо изобразить человека не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким он хочет быть. А русский человек, не обезбоженный, православный, всегда хотел, чтобы душа его была полна любви к Вышнему, любви к ближнему, умилённой и сострадательной; истинно положительный герой, как Иван дурак, предтеча юродивых во Христе, коим храмы на Руси, последнюю рубаху исподтишка отдаст, чтобы не хвалили, ибо чует душой: дольная мудрость (земная) безумия для мудрости горней (божественной). Идеальный положительный герой в русском понимании – былинный, но и святой Илия Муромец – труженнник (крестьянин, деревенщина), воин (богатырь, казачий атаман), инок Киево-Печерской лавры. Илья Муромец и Иван, якобы, дурак, а мудрей всех оказывается, – вот истинные герои всех времён и народов от сотворения мира да светпреставления, о коих бы писать романы, поэмы, живописные картины, ставить фильмы.

г. ИРКУТСК

Олег ЛЕКМАНОВ,

профессор профессор Высшей школы экономики и Института мировой литературы

Не вполне согласен. Два замечательно выписанных персонажа сразу же вспоминаются. Главный герой романа Е. Водолазкина «Лавр» – святой и живой, очень мало кому раньше удавалось в одном персонаже это соединить. И Антон Стремоухов из прекрасного романа Александра Павловича Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».

Героев нашего времени не счесть – Елена Грачёва, Лидия Мониава, Чулпан Хаматова и многие другие героические женщины, помогающие больным и бездомным детям; Лев Шлосберг, не побоявшийся рассказать страшную правду о страшной, сознательно не замечаемой большинством россиян войне; недавно умерший Антон Буслов, героически боровшийся со своей смертельной болезнью и делившийся своим опытом с читателями.

Герман САДУЛАЕВ, прозаик

Уже есть. Теперь у нас есть Стрелков.

г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Анастасия ЧЕРНОВА, прозаик

На мой взгляд, деление героев на «положительных» и «отрицательных» устарело еще в XIX веке. Сейчас, также как и раньше, художника интересуют сложные характеры, трагическая раздвоенность между желанием и делом, оттенки внутреннего состояния. Изображение положительного героя – не входит в задачу художественной литературы, поэтому, когда автор пытается это сделать, то, чаще всего, терпит поражение. Положительный герой, пример для подражания – область духовной, житийной литературы. В житиях мы можем прочитать не только о древних подвижниках, но и о наших современниках, пострадавших за Христа в период гонений на Церковь в ХХ столетии. Условно «положительным героем» художественной литературы, пожалуй, можно назвать человека, который стремится поступать по христианским заповедям, несмотря на обстоятельства; и между счастьем и правдой – выбирает второе. В современном искусстве такие герои появляются все чаще.

Если под «героем нашего времени» понимать человека, в характере которого наиболее ярко проявляются сущностные черты эпохи, то таким героем может стать любой, без исключения. Все зависит от художественного ракурса, умения выявить и показать типическое, проще говоря – от мастерства писателя или режиссера. С другой стороны, если понятие «герой нашего времени» трактовать в буквальном смысле, как выдающуюся, яркую личность, знаковую для столетия, — то разговор пойдет о конкретных судьбах. Настоящий герой нашего времени – это и Евгений Родионов, и скульптор Вячеслав Клыков, и простой ополченец Новороссии.

Прототип не может существовать без реальности. Поэтому, конечно, я таких людей встречала.

Значение слова герой

герой

Герой Геро́й (от «доблестный муж, предводитель») — человек исключительной смелости и доблести, либо одно из главных действующих лиц литературного (литературный герой) или иного произведения культуры (кинематографический, игровой герой).

герой

I м.
1.Тот, кто совершил подвиг, проявив личное мужество, стойкость, готовность к самопожертвованию.
2.Полубог ( в древних мифах, эпических поэмах и т.п. ) .
3. перен.Выдающаяся личность.
4. перен.Тот, кто привлекает к себе всеобщее внимание, вызывает всеобщий интерес. отт. Тот, кто является для кого-либо предметом восхищения, поклонения. II м.
1.Тот, кто воплощает в себе характерные, типические черты какого-либо времени.
2.Главное действующее лицо литературного произведения, спектакля, кинофильма и т.п.
3.Амплуа главного действующего лица в трагедии или драме. отт. Актер такого амплуа.

герой герой

муж. героиня жен. ирой, витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин; | доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. Герой повести, главное, 1-ое лицо . Геройский, славный, отважный, отчаянно-смелый, доблестный. Героический, то же; относящ. к героям: | о врачебном снадобье: отважный, решительный. Геройственый, героический, геройский. Геройство ср. доблесть, славная отвага, самоотвержение. Геройствовать, совершать геройские подвиги; | прикидываться героем, принимать вид храбреца. Геройствование ср. действие это. Героикомический, о сочинении, поэме: содержащий в себе смесь героического и комического, доблестного и шуточного, высокого и смешного.

герой

гер`ой, -я

герой

тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление) Г. дня. герой человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды Г. нашего времени. герой главное действующее лицо литературного произведения Г. трагедии. Г. романа. герой человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности Герой Великой Отечественной войны. Г. труда.

герой герой

героя, м. (греч. heros).
1. Исключительный по смелости или по своим доблестям человек. || Выделившийся своей храбростью на войне. Герой гражданской войны.
2. В теориях нек-рых буржуазных социологов – выдающаяся личность как сила, направляющая исторический процесс (в противоп. массе). «Герои и толпа» (название сочинения Н. К. Михайловского).
3. Главное действующее лицо древних эпических поэм и мифов, одаренное сверхчеловеческими силами (истор. лит.). Ахилл был героем древних греков. Парсифаль – герой легенды о Граале.
4. лицо, привлекающее к себе общее внимание в течение известного времени. Герой дня. Герой газетной хроники.
5. Главное действующее лицо литературного произведения. Герой

герой

РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ — в России с 1992 г. почетное звание, знак особого отличия; присваивается за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига. Г. РФ вручаются медаль «Золотая Звезда» и грамота о присвоении звания.

герой

СОВЕТСКОГОСОЮЗА — в 1934-1991 гг. почетное звание, высшая степень отличия за заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского полвига. Г.с.С. вручались орден Ленина, медаль «Золотая Звезда» и грамота Президиума ВС СССР.

герой герой

герой, -я

герой

человек, совершающий подвиги, доблестный храбрец одно из главных действующих лиц художественного произведения тот, кто привлекает к себе внимание общественности, вызывает интерес человек, чей собирательный образ представляет наиболее характерные, типичные черты своей эпохи, среды , этич. человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага представитель класса персонажей древнегреческих мифов, смертных детей божества и отцов, а также смертных потомков божества и смертного человека , человек, чей поступок считают «героическим»

герой

Главный герой произведения, не так важно, литературного или принадлежащего к смежным видам искусства (театр, кино) — это почти всегда обоснование существования самого произведения. Сюжет, как бы важен он не был, все-таки не обязателен. Возьмем как пример «На маяк» Вирджинии Вулф. Сюжет, упрощенный до минимума (герои отправляются на маяк, а краткий путь – это и есть весь сюжет) существует только для того, чтобы раскрыть героя, а через него идею, тематический центр произведения.

Главные герои, не зависимо от того, как к ним относится автор, солидарен ли он с ними, являются они конкретно прописанной личностью или безымянным «лирическим я» автора, всегда создаются с особенной тщательностью, так как становятся носителями мыслей и идей. Именно на персонажах строится сама суть произведения – его конфликт.

Чтобы понять, что такое главный герой, рассмотрим, какие типы персонажей вообще существуют.

Какой из героев – «главный»

В классическом литературоведении классификация персонажей в литературе выделяет:

  • Главных героев – на них завязаны конфликт и сюжет;
  • Второстепенных — играющих существенную сюжетообразующую и конфликтообразующую роль, но не являющихся ее центром;
  • Эпизодических — практически не участвующих в конфликте, но играющих роль в сюжете;
  • Внесюжетных — могут играть незначительную роль в конфликте, но в сюжете только косвенно упоминаются.

Главный герой – это не обязательно самый положительный или даже самый интересный герой. Главного героя лучше всего видно в его детальной прописанности. Если с второстепенными типажами персонажей автор может позволить читателю проявить воображение, то главный носитель идеи должен быть понятным. Главный герой может быть сложным, неприятным, но обязательно должен быть обоснованным.

Возьмем как пример главного героя романа «Щегол» Донны Тарт. Какого главного героя дает нам автор? Молодой успешный торговец антиквариатом, классический дерзкий делец. Однако Тео не может долго существовать без наркотиков, всегда находится в состоянии депрессии.

Если бы автор дал нам только взрослого Тео, то читатель с легкостью наделил бы его любыми качествами. Счел бы его поведение сплином в духе Евгения Онегина, а может быть нашел бы в этом бунт героев Керуака.

Но такая трактовка разрушила бы и идею, и конфликт. Главный герой – не уставший от жизни денди, точно не дерзкий бунтарь, а человек, глубоко травмированный трагедией в детстве (во время взрыва в музее погибает его мать, сам мальчик чудом выживает). Вот то самое обоснование, то, что отличает главного героя от всех остальных персонажей. О главном герое внимательный читатель должен знать не меньше, чем психотерапевт о своем пациенте.

Однако если рассматривать какие персонажи бывают главными героями, то этот признак, то есть полнота психологического портрета, был основным далеко не всегда, а на сегодняшний день он не раскрывается в массовой литературе.

История развития главного героя: от функции к полноценной личности

Первые литературные герои – это герои фольклора и мифов. Они всегда просты и понятны, всегда правы (даже если современный читатель с этим не согласен – мало кому будут в наше время казаться признаком положительного героя самодурство Зевса, жестокость скандинавских богов и героев или же наивная глупость славянских сказочных «ванек»).

В исторической классификации типажей персонажей в книгах героев мифов, фольклора, эпоса и былин принято называть цельными характерами.

Главный герой становится носителем одной, но очень важной и яркой черты. Так, Иван-дурак простодушен, Ахиллес – отважен и свиреп, Одиссей — хитер и ловок, Геракл – сверхъестественно силен.

В современной литературе принципа цельного характера придерживаются авторы лубочного фэнтези, брутальных детективных триллеров и подобной развлекательной, опрощенной литературы. Например, героиня фэнтезийного цикла Ольги Громыко В. Редная действительно вредная и забавная. Никаких обоснований ее чертам характера и не нужно, поскольку от данного персонажа нет смысла ждать непредсказуемых действий.

Такие главные герои – это не самостоятельные личности, а, как говорилось выше, функции. Они не завязывают конфликт, а говорят об идеалах народа (если речь идет о мифах, фольклоре, эпосе, былинах) или лично авторских.

С развитием литературы как самостоятельного жанра, а не части религиозной картины мира (мифы) или обрядовости (фольклор) герой усложнялся.

Типы героя в литературе возрождения уже заметно интереснее и человечнее. Именно в литературе возрождения и позднего средневековья можно говорить об уже однозначном появлении героя произведения – индивидуальной личности, созданной автором, для раскрытия конфликта.

Если рассматривать трагедии и комедии Шекспира, то уже практически невозможно найти однозначных главных героев. На них теперь влияет не только их функция (героя, хитреца-трикстера, прекрасной дамы) но и общество (конфликт семей Ромео и Джульетты), трагедии (смерть отца Гамлета). Все теперь оставляет на герое отпечаток. Герой же, на котором сказываются социум и судьба, рано или поздно перерастает из статичного героя в героя динамичного, то есть меняющегося с течением сюжета. Там где изменения в герое, там и необходимость их проанализировать. Психологизм как основной принцип и прием создания героев литературы все сильнее обозначался с каждой литературной эпохой.

Но, несмотря на всю индивидуальность портретов главных героев, их все же достаточно просто классифицировать по некоторым признакам. Рассмотрим некоторые классификации.

«Жанровая» классификация

Самая простая классификация, которую можно применять даже к героям древней литературы. Трагедия и комедия как две стороны театрального искусства зародились еще в античности, там же следует искать и начало деления героев.

Главные герои в античной литературе (именно авторской литературе, не стоит путать с мифами или эпосом) уже были осложнены своей принадлежностью к комедии или трагедии.

Так, на основе древнегреческого театра стали выделять основных героев следующего типа:

  • Трагического;
  • Комического.

Поскольку на создание главных героев еще очень влияли традиции мифов и легенд, а точнее присущая им цельность характеров, смешение «низкого» и «высокого» не допускалось. Так, главный герой мог быть только возвышенно-трагическим, или комическим.

Эпоха возрождения подарила миру «Дон Кихота» Сервантеса. После этого произведения уже нельзя было сказать, что трагическое и комическое взаимоисключают друг друга при создании главного героя. Дон Кихот в своих попытках быть рыцарем откровенно смешон, но поскольку на смешные, нелепые поступки его подталкивают возвышенные идеалы, а его идеализированный мир делает его несчастным абсолютно трагически, то в данную систему нужно было ввести еще один типаж:

  • Трагикомический.

Трагикомический персонаж – это уже более сложная конструкция, в нем больше противоречий, а значит предпосылок к объяснению, детализации героя.

В более широкой классификации выделяют также героя романтического, авантюрного, лирического и т.д.

Классификация по психологическому типу

Классификация, особенно часто применяемая к русской классике. В ней выделяют:

  • Маленького человека (Акакий Акакиевич из «Шинели» Гоголя, Евгений из «Медного всадника» Пушкина);
  • Нового человека (Базаров из «Отцов и Детей» Тургенева, Лопухов из «Что делать Чернышевского);
  • Лишнего человека (Чацкий, Онегин).

Данная классификация главных героев работает только в построении социального конфликта, то есть «герой и все общество».

Классификация А. Митте

Изначально создана для героев кино, но отлично вписываются в нее и литературные герои. Начинающему же современному писателю по ней ориентироваться даже проще.

По Митте главные герои – это

«Наши знакомые»

Максимально реалистичные персонажи, не обладающие никакими выдающимися качествами. Таким героем может быть коллега по работе или сосед по парте. Обычный человек в необычных обстоятельствах (вся литература о «попаданцах»);

«Андердоги»

Прорывные ребята, те, что «из грязи в князи». Основные качества такого героя – целеустремленность, воля к жизни (Граф Монте-Кристо, например). Хорошо подходят для динамичного приключенческого или авантюрного сюжета;

«Потерянные души».

Сложные и неоднозначные. Положительный или отрицательный герой – не ясно. Всегда в метаниях и печали (герои Достоевского, Байрона). На таких главных героях удобно оттачивать мастерство психологизма;

«Идолы»

Идеальны, прекрасны от макушки до пят. «Спортсменка, комсомолка и просто красавица…» из этой категории. Главные герои такого типа вызывают у читателя недоверие и, следовательно, раздражение. То есть обратный ожидаемому эффект. Лучше всего «идолы» подходят для создания романтической линии. Вот возлюбленного или возлюбленную главному герою или героине можно написать и не отягощенными ничем человеческим.

Вывод можно сделать следующий – главного героя лучше написать таким, чтобы он вызвал узнавание или желание подражать, но лучше, все-таки, узнавание. С главным героем читатель хочет ассоциировать себя, понимать его, пусть даже и не всегда одобряя, а значит задача писателя – создать образ достаточно достоверный для этого.

Топ-10 Сверхчеловеческих героических подвигов

Супергерои предназначены не только для комиксов и фильмов. По всему миру существует множество реальных героев, совершающих сверхчеловеческие подвиги. От немыслимой силы до невероятных проявлений мужества и настойчивости, эти реальные люди показали на своём примере, какие невероятные подвиги могут совершаться благодаря силе человеческого духа.
10. Слепой мужчина спас слепую женщину из горящего дома

Представьте себе, каково это пытаться спасти слепого человека из горящего здания, направляя их шаг за шагом через жгучее пламя и дым. Теперь представьте, что вы тоже слепы, как в этой вдохновляющей истории. Джим Шерман (Jim Sherman), который является слепым от рождения, услышал крики о помощи своей 85-летней соседки, когда она оказалась в ловушке в своём горящем доме. В ходе подвига, который можно с уверенность назвать героическим, он пробрался к ней в дом из своего трейлера, расположенного по соседству, нащупывая дорогу вдоль забора.
Как только он добрался до дома женщины, ему каким-то образом удалось попасть внутрь и определить местонахождение своей испуганной соседки, Энни Смит (Annie Smith), которая также слепа. Шерман вытащил Смит из горящего дома в безопасное место.
9. Инструкторы по прыжкам с парашютом пожертвовали всем, чтобы спасти своих студентов

Не многие люди переживают падение с высоты в тысячи метров. Однако, каким бы невероятным это не казалось двум женщинам удалось это сделать, благодаря самоотверженным поступкам двух мужчин. Первый мужчина отдал свою жизнь, чтобы спасти человека, которого он только что встретил. Инструктор по прыжкам с парашютом Роберт Кук (Robert Cook) и его ученица, Кимберли Дир (Kimberley Dear), поднялись в небо, чтобы она смогла совершить свой первый прыжок, именно в это время отказал двигатель самолёта. В ходе невероятного подвига, Кук сказал Дир сесть к нему на колени, сцепив их снаряжение. Когда самолет рухнул на землю, тело Кука поглотило удар, убив его, но защитив Кимберли Дир от того, что должно было стать фатальным несчастным случаем.
Другой инструктор по прыжкам с парашютом, Дэйв Хартсок (Dave Hartsock), также спас свою ученицу от удара. Это был первый прыжок Ширли Дигерт (Shirley Dygert) в тандеме с инструктором. Хотя их самолёт не вышел из строя, парашют Дигерт не раскрылся. В ходе страшного свободного падения, Хартсок смог расположить себя под своей ученицей, приняв удар, в то время как они вместе упали на землю. Несмотря на то, что Дэйв Хартсок поломал свой позвоночник, из-за чего его тело осталось парализованным от шеи вниз, они оба пережили падение.
8. Мужчина вынес четырёх солдат с поля боя

Несмотря на то, что он был простым смертным, Джо Роллино (Joe Rollino) провёл свою 104-летнюю жизнь, совершая невероятные, сверхчеловеческие поступки. Хотя он весил всего приблизительно 68 килограммов в расцвете сил, он мог поднимать вес в 288 килограммов с помощью пальцев и 1450 килограммов на спине. Он завоевал несколько титулов силача и множество почестей.
Тем не менее, героем в глазах многих людей его сделал не талант в силовых соревнованиях и не его звание «Самого сильного человека в мире», которое он получил на Кони-Айленд (Coney Island). Во время Второй мировой войны, Роллино служил в Тихом океане и получил Брозовую и Серебрянную Звёзды (Bronze & Silver Star) за храбрость, проявленную при исполнении служебных обязанностей, а также три Пурпурных Сердца (Purple Hearts) за его боевые травмы, из-за которых он в совокупности провёл в больнице 24 месяца. Он больше всего известен по тому факту, что он вытащил своих товарищей с поля боя, по два в каждой руке, а затем вернулся на линию огня, чтобы отнести ещё больше своих раненых собратьев в безопасное место.
7. Отец сразился с аллигатором, чтобы спасти своего сына

Отцовская любовь может вдохновить на сверхчеловеческие подвиги, как это доказали два отца из разных концов мира. Во Флориде Джозеф Уэлч (Joseph Welch) пришёл на помощь своему шестилетнему сыну, когда аллигатор вцепился в руку мальчика. Не думая о собственной безопасности, Уэлч без перерыва бил аллигатора, пытаясь заставить его отпустить своего сына. Наконец, прохожий подоспел, чтобы помочь Уэлчу, и начал пинать аллигатора в живот, пока зверь, наконец, не отпустил мальчика.
В Мутоко (Mutoko), Зимбабве, другой отец спас своего сына от нападения крокодила в реке. Отец по имени Тафадзва Качер (Tafadzwa Kacher), начал тыкать камышом в глаза и пасть крокодила, пока тот не выпустил его сына. Выпустив мальчика, крокодил бросился на отца. Тафадзве пришлось выколоть глаза животному, чтобы высвободить свою руку. Мальчик в конечном итоге потерял ногу из-за нападения крокодила, но выжил и рассказал о сверхчеловеческой храбрости своего отца.
6. Две реальные Чудо-Женщины, которые поднимали автомобили для спасения жизней

Мужчины не являются единственными, кто может показать сверхчеловеческую силу в условиях кризиса. Дочь и мать показали, что женщины также могут быть героями, особенно когда любимый человек находится в опасности. В Вирджинии 22-летняя женщина спасла жизнь своего отца, когда BMW, над которым он работал, соскользнул с домкрата и приземлился на его грудь, придавив его. Понимая, что времени на ожидание помощи не было, молодая женщина подняла машину и вытащила своего отца, затем сделала ему искусственное дыхание, чтобы заставить его дышать.
В Джорджии ещё один домкрат выскользнул и опустил 1350-килограммовый автомобиль Chevy Impala на молодого человека. Без посторонней помощи, его мать, Анджела Кавалло (Angela Cavallo), подняла машину и держала её в течение пяти минут, пока соседям не удалось оттащить её сына в безопасное место.
5. Женщина остановила никем не управляемый школьный автобус

Не все сверхчеловеческие способности состоят из силы и мужества, некоторые из них заключаются в способности быстро думать и действовать в чрезвычайной ситуации. В Нью-Мексико школьный автобус с детьми стал опасностью на дороге, когда у водителя случился припадок. Девушка, ожидавшая автобус увидела, что водитель автобуса оказался в беде, и обратилась к своей матери за помощью. Женщина, Ронда Карлсен (Rhonda Carlsen), сразу пришла на помощь.
Она побежала рядом с автобусом, и с помощью жестов убедила одного из детей в автобусе открыть дверь. После того, как дверь была открыта, Карлсен вскочила в автобус, схватила руль, и спокойно остановила автобус. Её быстрые рефлексы помогли предотвратить вред, который мог быть нанесён детям в автобусе, не говоря уже о каких-либо посторонних, которые могли оказаться на пути никем не управляемого автобуса.
4. Подросток вытащил мужчину из свисающего над пропастью грузовика

Грузовик с прицепом накренился над краем скалы глухой ночью. Кабина большого грузовика заскрипела при остановке, и начала опасно болтаться над ущельем, расположенным ниже. Водитель грузовика оказался в ловушке внутри. Молодой человек пришёл ему на помощь, разбил окно и вытащил водителя в безопасное место голыми руками. Это не сцена из боевика, а реальное событие, которое произошло в Новой Зеландии в ущелье Вайоека (Waioeka Gorge) 5 октября 2008 года.
18-летний Питер Ханне (Peter Hanne), ставший героем, находился в своём доме, когда услышал грохот. Не думая о собственной безопасности, он забрался на балансирующий грузовик, прыгнул в узкую щель между кабиной и прицепом, и разбил заднее стекло кабины водителя. Он осторожно помог пострадавшему водителю выбраться в безопасность, в то время как грузовик скрипел и качался под их ногами. В 2011 году Ханне был награждён Новозеландской медалью «За отвагу» (New Zealand Bravery Medal) за свой героический поступок.
3. Испещрённый пулями солдат, который вернулся на поле боя

Война полна героев, и многие из них рискуют своей жизнью, чтобы спасти своих однополчан. В фильме Форрест Гамп, мы видели, как одноимённый вымышленный персонаж спас нескольких своих однополчан, даже после того, как он получил огнестрельное ранение. В реальной жизни существуют ещё более захватывающие истории, такие как история Роберта Ингрэма (Robert Ingram), получившего Медаль Почёта (Medal Of Honor).
В 1966 году, находясь в осаде со стороны противника, Ингрэм продолжал бороться и спасать своих товарищей после того, как в него попало три пули — одна в голову, которая оставила его частично слепым и глухим на одно ухо, вторая попала в руку, и третья впилась в его левое колено. Несмотря на свои ранения, Ингрэм продолжал убивать солдат Северного Вьетнама, которые вели атаку на его отряд, и выходить под огонь, чтобы спасти своих однополчан. Его храбрость является лишь одним захватывающим примером многих героев военного времени, которые защищали свои страны, совершая невероятные подвиги.
2. Чемпион мира по плаванию спас 20 человек из тонущего троллейбуса
Аквамен (Aquaman) не идёт ни в какое сравнение с Шаваршем Карапетяном (Shavarsh Karapetyan), который спас 20 человек от утопления в упавшем в воду троллейбусе в 1976 году. 11‑кратный рекордсмен мира, 17‑кратный чемпион мира, 13‑кратный чемпион Европы, семикратный чемпион СССР, чемпион Армении по скоростному плаванию заканчивал тренировочный забег со своим братом, когда он стал свидетелем того, как троллейбус с 92 пассажирами съехал с дороги в водохранилище, упав в воду в 24 метрах от берега. Карапетян нырнул в воду, выбил ногами заднее стекло и начал доставать десятки пассажиров из троллейбуса, который к тому времени уже находился на глубине 10 метров в ледяной воде.
Было подсчитано, что на спасение одного человека у него уходило приблизительно 30 секунд, что позволило ему спасать человека за человеком, прежде чем он сам потерял сознание в холодной, мутной воде. Из всех людей, которых он вытащил из троллейбуса за это короткое время, выжило 20 человек. Однако героический труд Карапетяна на этом не закончился. Восемь лет спустя он вбежал в горящее здание и вытащил несколько людей в безопасное место, получив сильные ожоги. Карапетян получил Орден «Знак Почета» от СССР и многие другие награды за подводное спасение, но он утверждал, что не был героем и сделал лишь то, что должен был.
1. Мужчина поднял вертолет, чтобы спасти своего сотрудника

Съёмочная площадка телешоу стала реальной драмой, когда вертолет из популярного телесериала Magnum PI упал в дренажную канаву в 1988 году. Готовясь к мягкой посадке, вертолет вдруг накренился, вышел из-под контроля и упал на землю, причём всё это было заснято на плёнку. Один из пилотов шоу, Стив Какс (Steve Kux), оказался в ловушке под вертолётом на мелководье. В невероятном моменте, будто взятом из фильма «Человек из стали», Уоррен «Крошка» Эверал (Warren “Tiny” Everal) подбежал и поднял вертолёт с Какса. Вертолет был модели Хьюз 500D (Hughes 500D), и весит такой вертолёт, по крайней мере, 703 килограмма, когда в нём нет груза.
Быстрая реакция Крошки и его сверхчеловеческая сила спасли Какса от веса вертолёта, приковавшего его к воде, который мог его раздавить. Хотя левая рука пилота была повреждена, он оправился от того, что могло быть фатальной аварией, благодаря местному гавайскому герою.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *