Кто такой кукол?

Роль куклы в жизни человека)

Куклы – наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности.
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания.
Хорошая кукла должна оставлять простор для фантазий, дать возможность собственным идеям – т.е. быть открытой для игры. В противном случае – тормозится развитие ребенка. Куклы, оснащенные специальными программами, живут «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка. И ребенок, нажимая на кнопки – становится «приставкой». Мозг ребенка, как и его эмоции, должны работать в игре. А как поработаешь, если кукла все делает сама. Нет смысла фантазировать и думать. Механизм работает – малыш скучает. И просит покупать одну игрушку за другой – не потому что не во что, а цель игры не достигнута.
Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне – манерность, сексуальность, агрессивность, склонность к потребительству. И со временем могут стать качествами самого ребенка.
Современная кукла
Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.
Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ. Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования фигуры. Затем было изготовлено изображение куклы. Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы, они пришли к заключению, что кукла должна отражать модные тенденции, копируя пропорции известных всей стране топ – моделей. Барби появилась в 1958 году, и специалисты кукольных дел видят в ней отражение бытовавшего в ту пору стереотипа женского типа.
Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.
Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.
Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.
Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.
Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства.
Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.
Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется “Барби — повар’’.
У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.
Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.
Из интернета.

Девиантные сексуальные практики всегда получают очень много внимания со стороны общества. Одной из самых обсуждаемых является куколдинг.

Рассмотрим это явление подробнее в журнале «КтоТакой.com»

Кто такой куколд?

Куколд — это муж, добровольно или вынуждено соглашающийся на измену своей жены и получающий удовольствие от осознания этого факта или же от непосредственного наблюдения за ее половым актом с другим мужчиной.

Сам термин не имеет ничего общего с куклами. Он ведет свое происхождение от старофранцузского слова «cuckoo», обозначающему слово «кукушка». С английского «cuckold» буквально означает «рогоносец».

Варианты куколдинга

Для абсолютного большинства людей куколд выглядит как подобострастный любовник, вылизывающий ножки своей жене, пока ею обладает другой. Несмотря на то, что такая форма безусловно существует, имеются и другие.

Мужчина «За»

Здесь имеется в виду самое яркое проявление куколдинга. Мужчина получает удовольствие от наблюдения за сексом своей женщины с любовником (вместе с тем он может вовсе не участвовать в половом акте).

Читайте так же на «КтоТакой.com» — Кто такие свингеры и почему они так любят «меняться»

В таких отношениях не исключено, что пара практикует также свингерство, свободные отношения и прочие формы, при которых разрешаются измены.

Как вы считаете, нормально ли такое поведение куколда?

Однако это встречается уже реже, потому что классический куколд получает удовольствие от измены жены, но сам остается ей верным.

В случае если добавляются какие-то иные практики, то для оправдания неверности, для того, чтобы быть «квитыми».

Мужчина «Против»

Это вариант классического рогоносца, достаточно часто встречающийся среди супружеских пар. Мужчина знает, что женщина изменяет ему (при этом изменяет она вполне открыто, не стесняясь осуждения общества или того, что обо всем узнает муж), но ничего поделать не может.

В этом типе отношений женщина — жесткая доминантка или даже садистка, любящая подчинять себе мужа и причинять ему боль.

Читайте так же — Кто такой мазохист и как его распознать?

Ее доминация может проявляться не только в сексе, но и просто в темпераменте и поведении «вне дома». Например, если она нимфоманка, то она унижает супруга постоянным вниманием со стороны других мужчин.

Мужчина, находящийся в таком браке, как правило мазохист, ведь он получает боль от осознания измены, но все равно не уходит из отношений.

Мужчина «Не знает»

Также куколдом или рогоносцем могут называть мужчину, который не знает об отношениях жены на стороне и находится в неведении.

В таком случае термин служит скорее обидным обзывательством, чем серьезным определением, поскольку в данном случае мужчина не делает осознанный выбор наслаждаться изменами супруги.

Возможно он выбирает их не замечать, игнорирует детали, явно указывающие на неверность, но в данном случае он просто обманутый муж. Такие случае иногда доходят до гипертрофированных форм, когда мужчина воспитывает не своих детей, содержит их за собственные деньги и т.д.

За что мужа Кристины Асмус называли куколдом — ответ на КтоТакой.com

Почему становятся куколдами?

Причин, почему мужчина становится куколдом, множество. Это может быть:

  • желание получить новый сексуальный опыт
  • стремление разрушить внутренние психологические барьеры
  • необходимость разнообразить половую жизнь со своей партнершей
  • потребность скрыть свою измену перед супругой
  • слабая сексуальная конституция, невозможность удовлетворить свою супругу в сексуальном плане
  • дань модному тренду

Однако в большинстве случаев, когда речь идет об истинных куколдах, дело обстоит в тяжелых психологических проблемах, идущих из детства.

В детстве такие мужчины поддавались очень тяжелому давлению со стороны властной матери, они привыкли находиться в униженном состоянии (даже если во взрослом возрасте не отдают себе в этом отчет). По этой причине спутницу жизни они ищут по примеру своей родительницы, хотят в лице супруги видеть деспотичную госпожу.

Унижение, как и сексуальное, так и бытовое, ими воспринимается как благо, как некое вожделение.

Также излишнее внимание со стороны других мужчин («конкурентов» ) делает любимую женщину в глазах куколда еще более желанной, срабатывает эффект «запретного плода» и его чувства к супруге многократно возрастают.

Плохо ли быть куколдом?

Однозначно назвать куколдинг резко отрицательным явлением невозможно. Если обоих партнеров это устраивает, то подобная практика будет только поддерживать их отношения и придавать им страсти. Особенно это актуально, когда встречаются куколд и сексвайф: их союз получается очень органичным.

Если в отношениях все равно прослеживаются проблемы, у мужчины или женщины (или у обоих сразу) наблюдается беспокойство, депрессивные настроения или угрызения совести, то необходимо как минимум провести очень серьезный разговор на эту тему, даже если она обсуждалась многократно. Нужно совершенно открыто и четко обсудить все аспекты и найти пути решения.

Нередки случаи, когда самостоятельно решить проблему вы не сможете, тогда и следует обращаться к психологу и даже к психиатру, чтобы он назначил подходящую терапию.

В ряде ситуаций исправить уже ничего не удастся и для обоих партнеров решением проблемы будет только разрыв отношений.

Так, куколдинг напрямую связан с личными границами каждого из супругов. Если они будут четко выстроены и не будут негативно отражаться на бытовой жизни, то такой сексуальный эксперимент станет вполне интересным дополнением.

кукла

См. также Кукла.

Русский

В Викиданных есть лексема кукла (L121546).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ку́кла ку́клы
Р. ку́клы ку́кол
Д. ку́кле ку́клам
В. ку́клу ку́кол
Тв. ку́клой
ку́клою
ку́клами
Пр. ку́кле ку́клах

ку́к-ла

Существительное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1*a по классификации А. А. Зализняка). В знач. игрушка, пачка листов слово склоняется по образцу для неодушевлённых существительных (кого/что? — ку́клу, ку́клы).

Корень: -кукл-; окончание: -а .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

КуклаКукла

Значение

  1. детская игрушка в виде фигурки человека, животного и т. п. ◆ Кукла Барби теперь постоянно сидела на подоконнике в деревянном ящичке, очень довольная. Л. С. Петрушевская, «Маленькая волшебница», 1996 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. в специальных театральных представлениях — фигура человека или животного из дерева, тряпок и т. п., управляемая артистом ◆ Куклами он управляет в зависимости от настроения, и каждая кукла танцует свой танец. Наталья Бестемьянова и др., «Пара, в которой трое», 2000–2001 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. перен., неодобр. человек, слепо действующий по воле другого; марионетка ◆ Честно говоря, было очень погано чувствовать себя куклой, при том что кукловодом был Шурик. Сергей Иванов, «Марш авиаторов», 2002 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  4. перен., неодобр. щеголевато одетый, бездушный и пустой человек (обычно женщина) ◆ Она любит меня! Нет сомнения! Ее поступки не кокетство. Но в ней вовсе нет сердца, или она глупая кукла. Н. А. Полевой, «Живописец», 1833 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  5. жарг. пачка листов бумаги, имитирующая пачку денежных купюр ◆ Менял сто долларов — подсунули куклу.

Синонимы

  1. марионетка
  2. ?
  3. ?

Антонимы

  1. ?
  2. ?
  3. кукловод
  4. ?

Гиперонимы

Гипонимы

  1. матрёшка
  2. тростевая кукла, тряпичная кукла (Петрушка), марионетка
  3. ?

Родственные слова

Список всех слов с корнем «кукл»

  • существительные: кукла, кукловод
  • прилагательные: кукольный
  • глаголы: окуклиться, окукливаться

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    детская игрушка

    • Английскийen: doll
    • Бурятскийbua: хүүхэлдэй
    • Испанскийes: muñeco, muñeca
    • Итальянскийit: bambola
    • Монгольскийmn: хүүхэлдэй
    • Немецкийde: Puppe
    • Норвежскийno: dukke
    • Палиpi: dhītalikā
    • Польскийpl: lalka
    • Словенскийsl: lutka
    • Украинскийuk: лялька
    • Финскийfi: nukke
    • Французскийfr: poupée ж.; baigneur м.
    • Хорватскийhr: lutka ж.
    • Шведскийsv: docka
    • Эсперантоиeo: pupo

    театральный атрибут

    • Испанскийes: muñeco, muñeca
    • Итальянскийit: marionetta, pupazzo, burattino
    • Финскийfi: leikikkalu, lelu
    • Хорватскийhr: lutka ж.
    • Шведскийsv: docka, marionett

    человек, слепо действующий по воле другого

    • Испанскийes: títere, marioneta, pelele
    • Итальянскийit: rotolo di carta
    • Хорватскийhr: lutka ж.
    • Шведскийsv: marionett

    красивый, пустой человек

    пачка листов бумаги

    • Испанскийes: viruta falsa
    • Итальянскийit: rotolo di carta

    Анаграммы

    • кулак

    Библиография

    Статья нуждается в доработке.

    Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
    В частности, следует уточнить сведения о:

    • этимологии
    • переводе

    (См. Общепринятые правила).

    История кукол с древних времен до наших дней

    Куклы… на протяжении тысячелетий они являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством — мастера-кукольники издревле ценились в обществе, а коллекционеры и любители были готовы отдать немалые деньги за то, чтобы приобрести полюбившуюся куклу и пополнить свою коллекцию. Предлагаю Вам заглянуть в историю и проследить долгий путь развития кукольного искусства от древнейших времен до наших дней.

    Перенесемся к истокам кукольного ремесла — в Древний Египет. Возраст самых древних из обнаруженных археологами кукол насчитывает около 4 тыс. лет. Маленькие фигурки, иногда представляющие из себя грубый чурбанчик без рук и ног, не предназначались для игр, а имели культовое значение — куклы хоронились вместе с хозяином в качестве погребального дара, дабы умерший не был одинок.

    Куклы использовались жрецами в проведении ритуалов и мистерий, посвященных Осирису, а позднее из объекта поклонения переместились на сцену народных театров. В Древнем Риме кукольные представления получили широкое распространение и были призваны высмеивать человеческие пороки и несовершенства. Куклы все более преображались, их облик все более приближался к человеческому. В Средневековой Европе в период господствующего католицизма создание кукол было порицаемо Церковью, ибо считалось кощунственным искажением человеческого образа. Кроме того, ваяния в форме человеского тела широко использовались колдунами и ведьмами для проведения своих разрушительных ритуалов. Подробнее об этом можно прочесть в книге «Молот ведьм» (Я. Шпренгер и Г. Инститорис). Однако несмотря на неодобрение Церкви, куклы продолжали сопровождать основные сферы человеческой жизни.

    Во Франции стали создаваться первые куклы-манекены, призванные демонстрировать наряды. Во второй половине 17 века французы создают прекрасных пандор. Эти среднего размера фарфоровые куклы, чьи пропорции соответствовали пропорциям взрослой женщины, создавались с целым гардеробом шикарных нарядов и аксессуаров.

    Кукла Пандора. Франция, 17 век.

    Промышленная Европа середины 18 века была охвачена новой тенденцией — созданием механических кукол-андроидов. Известные французские кукольники стремились в своих работах синтезировать канонические черты кукол и достижения технического прогресса. Механические куклы «Музыкантша» Анри-Луи Жаке Дроза, «Писец» и «Рисовальщик» Пьера Жаке Дроза получили всемирную известность и по сей день вызывают неподдельный интерес публики.

    Механическая кукла «Музыкантша». Автор Анри-Луи Жаке Дроз

    В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Центрами народного кукольного промысла считались Городец, Богородское, Сергиев Посад… Зверушки, барыни, свистульки — народные умельцы создавали необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки.

    Период правления Петра I был веком реформ — это коснулось и кукольного ремесла. Из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге.

    Экспонат музея Аксакова в г. Уфа.

    После февральской революции искусство изготовления кукол пошло на спад. Это связано во многом с развитием фабричного производства кукол. Куклы стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера…

    Ближе к концу 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Вновь зарождается тенденция к коллекционированию редких, уникальных работ, которая достигает своего апогея в наши дни. Огромное разнообразие материалов для изготовления кукол практически любому человеку позволяет освоить это искусство, однако истинных мастеров, создающих шедевры, по-прежнему немного. Их куклы выглядят абсолютно натуралистично, каждая деталь отточена и выверена до совершенства, каждая мельчайшая складка одежды свидетельствует о многодневном кропотливом труде мастера. В такую куклу невозможно не влюбиться, и даже если Вы не являетесь коллекционером и вообще в принципе далеки от волшебного мира кукол, Вы все же едва ли сможете взглянуть на такую работу без восхищения!

    Фарфоровая кукла. Автор — Александра Кукинова.

    История появления кукол

    Куклы — неотъемлемая часть нашей жизни, будь то напоминание о детстве или красивый аксессуар: они встречают нас в театре, в магазине, смотрят на нас с ТВ-экранов, продаются на аукционах Sotbis… Но есть особые куклы, миниатюрные топ-модели, чью историю рассказывает Анна Комаринец, мастерица-кукольник и известная переводчица.

    Куклы без лица

    Сказки сохранили отзвуки воспоминаний о магической роли куклы в верованиях разных народов. В большинстве случаев куклы связывались с представлениями об умерших родственниках. Деревянные куколки считались вместилищем души покойного. Их следовало кормить, и тогда вошедший в оберег дух умершего помогал живым в земных делах. Традиционная обрядовая кукла — тряпичная и безликая. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка.

    Существовало опасение, что, обретя лицо, игрушка заживет собственной жизнью, а это способно подтолкнуть мироздание к хаосу или нарушить зыбкое мировое равновесие. Над подобными утверждениями можно вволю посмеяться, списав на суеверия, но — суеверия суевериями, а подобное отношение к куклам живет и по сей день: недаром мастера кукольники говорят, что кукла «хочет» или «не хочет» одеваться, недаром возникла кинотрилогия про куклу Чакки.

    Как бы то ни было, человечество с незапамятных времен самозабвенно играет в куклы. В музеях мира хранится множество фигурок, выполненных из глины, камня, рога и кости еще в каменном веке. Идолы, истуканы, кумиры, божества, ритуальные болванчики — это все предшественники кукол-игрушек. Трудно сказать, когда появилась первая кукла и как она выглядела, но самой древней на сегодняшний день считается фигурка из слоновой кости, найденная на территории Чехии в захоронении «Броно-2» — ей около 35 тысяч лет!

    Куклы до нашей эры

    Что касается первых деревянных кукол, то они возникли в Древнем Египте, самые ранние датируются 2000 годом до н.э. Известно, что огромная коллекция подобных игрушек была у Клеопатры, по фасонам их облачения царица заказывала себе наряды, богато украшенные золотым шитьем и драгоценными камнями.

    Фарфоровая французская красавица XIX века не потеряла своего обаяния и по сей день.

    Куклы и войны

    Красота кукол и их нарядов играет главную роль и в одной легенде о возникновении кукольного театра. В некой стране шла долгая междоусобная война, и жители одного города, давно потеряв надежду на победу, уже готовы были сдаться, когда к правителю пришел мудрец и сказал: «Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене». Правитель послушался совета мудреца, и … через день враги отступили. Призвав к себе старика, правитель спросил, в чем же суть этого трюка, а тот ответил, что посланный им во вражеский лагерь лазутчик донес: полководца, который возглавлял неприятеля, сопровождала в этом походе ревнивая жена. Увидев на крепостной стене красавиц, она тут же велела мужу снять осаду.

    Может, Маленькому Принцу потому было так одиноко, что у него не было сестры?..

    Кукла Nuit, автор А.Комаринец, фото М.Олешкович

    Куклы в эпоху Шекспира

    В Древней Греции кукол делали из обожженной глины. В древнем Риме они назывались словом pupe, обозначавшим одновременно куклу и девочку. На заре Средневековья куклы принадлежали к народной культуре и потому были ближе к оберегам, но, начиная с эпохи Елизаветы I и Вильяма Шекспира, кукла уже превратилась в предмет роскоши. В те времена над изготовлением одной куклы, бывало, работало до семидесяти человек. Одна такая хранится в Лондонском музее детства. Подобных кукол вырезали из липы или сосны искусные резчики, наряжали в самые дорогие расшитые ткани и даже делали для них специальные украшения с драгоценными камнями. В те времена деревянные красавицы были по большей части щедрыми подношениями взрослым, а не игрушкой детям. Впрочем, известно, что такой дорогой куклой с головкой из алебастра играла маленькая Сьюзан, старшая дочь Шекспира. Откуда взялась эта кукла, еще одна загадка, связанная с именем великого драматурга.

    Первая кукла-малышка

    В 1880-х мир сходил с ума от французской куклы-ребенка с головой из неглазированного фарфора Bebe Jumeau — очаровательной малышки с огромными глазами и толстенными ножками. Bebe, появившаяся на свет в 1850-х, отличалась от своих предшественниц тем, что впервые изображала маленькую девочку и позволяла своим хозяйкам играть и ухаживать за ней, как за ребенком. Для нее издавались специальные журналы, в которых публиковались выкройки нарядов, сумочек и шляп, ботиночек и различных аксессуаров. По желанию юных покупательниц их подопечные даже заговорили: фабриканты встраивали в их тела специальные звуковые механизмы. Но «закрывающиеся глаза» были изобретены лишь в последнем десятилетии XIX века. Зато «улыбнулась» первой опять же француженка — в 1873 году она вышла из-под рук мастеров фирмы Казимира Брю. Считается, что моделью для нее послужила жена императора Наполеона III, красавица Евгения де Монтихо.

    Кукла Пандора

    Но истинному восхождению маленьких красавиц к славе положил начало 1643 год, когда была изготовлена первая кукла -«модница», настоящая топ-модель от кутюр. Свое имя Пандора она позаимствовала у героини греческой мифологии, а своим рождением на свет обязана первым попыткам сознательного распространения моды. Для продвижения новинок и товаров по странам Европы и колониальным владениям французские торговцы тканями придумали изготавливать средних размеров куклу с пропорциями взрослой женщины, одетую по последнему слову моды.

    Пандор было две — Большая и Малая, и поначалу, во времена мушкетеров Дюма, их возили только в Лондон, лишь позднее стали отправлять и в другие европейские столицы. Любопытно, что модели для этих кукол изготавливала знаменитая своим остроумием мадемуазель де Скюждери — первая женщина — автор галантных любовных романов и множества афоризмов.

    Большая Пандора рекламировала официальные придворные туалеты, а Малая — образцы домашней одежды и белья.

    Желанная посланница моды из Парижа стала диктовать всем европейским дворам правила хорошего тона, которым следовали и коронованные особы, и городская аристократия, и провинциальное дворянство.

    На Пандор и их гардероб можно было подписаться, как на модный журнал. Потом «игрушечные» платья внимательно изучались и копировались в увеличенном варианте.

    Такая кукла была тем более желанной, ведь модных журналов как таковых практически не существовало, они вошли в обиход лишь в конце правления Людовика XVI, то есть перед самой Французской революцией. Да что там говорить, были времена, когда приостанавливались даже войны, чтобы пропустить корабли с ценным кукольным грузом, а на суше генералы прекращали битву, пропуская Пандор к нетерпеливым клиенткам.

    Тонкая механика

    XVIII век стал эпохой расцвета механических кукол-автоматов. Самому известному их создателю, французу Жаку Вокансону покровительствовал король, правительство окружало его работу тайной, а философы утверждали, что он вступает в спор с самим Богом. Среди работ Вокансона — знаменитая «Музыкантша», «Писец», «Рисовальщик» и другие. Такие автоматы бередили воображение современников, вызывали обвинения в колдовстве и черной магии. Страх перед обретшей самостоятельность куклой-автоматом побудил Гофмана написать «Песочного человека», а Александра Грина — рассказ «Серый автомобиль», более известный по фильму «Господин оформитель» с музыкой Курехина. Интересно, что в том же XVIII веке Германия и в особенности Мюнхен стали общеевропейским центром изготовления восковых кукол.

    Со временем, правда, обнаружилось, что пышные юбки Пандоры нередко использовали как тайники для передачи секретной информации.

    При Наполеоне это своеобразная «реклама» французской моды была запрещена. Но стоило императору удалиться в изгнание, как куклы-модницы вновь возобновили свои вояжи, и по всей Европе женщины вновь стали изучать парижские новинки по игрушечным драгоценным нарядам.

    Итак, на протяжении трех веков о таких куклах мечтали скорее мамы, нежели их дочки. И действительно, обеим было во что поиграть, ведь к каждой Пандоре прилагался гардероб со множеством туалетов на все случаи жизни, обувь, аксессуары и даже шкатулки и парфюмерией.

    Европейцы восторгались изобретательностью французских мастеров, хотя очаровательные куколки порой вызывали у современников противоречивую реакцию. Многие полагали, что это игрушки для испорченных роскошью детей, а в России даже опасались, что девочки, играя с Пандорами, не смогут по-настоящему проникнуться идеей материнства, и вообще видели лишь вред от привозных красавиц.

    Выход кукол на массовый рынок

    Всеобщая демократизация 80-х годов XIX века положила конец «парижанкам», их сменил привычный нам манекен, а журналы мод стали доступны даже простым горожанкам.

    Интересно, что прошлый век (с перерывом на две разрушительные войны) стал свидетелем беспрецедентного кукольного бума, который, однако, имел и отрицательные последствия. Благодаря дешевой пластмассе куклы стали выпускать многомиллионными партиями, и качество их резко упало, зато они стали доступны всем и каждому.

    Кто из нас не вываливал куклу в песке или не вымазывал в варенье, нисколько не задумываясь ни о ее сакральном значении, ни о ее высокой роли проводника моды? А ведь эти две функции в какой-то мере выполняет порицаемая, преданная остракизму родителями, феминистками и педагогами Барби. Когда в 1959 году Барби появилась на свет, одетая в скромный черно-белый купальник, никто не мог представить, что ее ждет столь головокружительный успех: к середине 90-х годов в 140 странах было продано более миллиарда пластиковых блондинок. Одна из его причин кроется в том, что у Барби нет ярко выраженной индивидуальности, ее облик — идеальная, как бы всеобщая внешность, позволяющая каждому ребенку наделять ее теми качествами и чертами, какими он сам захочет. Производители Барби словно вернули те далекие времена, когда куклы намеренно создавались без индивидуальных черт, чтобы не привлекать духов и не пугать своей излишней схожестью с человеком.

    История БАРБИ

    Барби разработала стенографистка компании Mattel Рут Хэндлер и назвала в честь дочери Барбары, а сама идея создания куклы навеяна эротическими (!) комиксами немецкого бульварного таблоида, газеты Bild. Менялись времена, вкусы и предпочтения, менялась и Барби. Первое поколение своих владельцев она учила независимости: в моде the Beatles, Mod, первый рок-фестиваль Вудсток и твист. И фирма представляет куклу как современный идеал, следующий всем новшествам эпохи — мини-юбка и ботинки фасона go-go. Родившись как «модель для демонстрации мод», Барби отражает путь, по которому прошло общество. В 60-х годах игровые куклы сводились в основном к домашнему хозяйству, кухне и покупке модной одежды, а в конце столетия Барби уже освоила все профессии и «сделала карьеру» во многих областях. Начав со стюардессы (1966 г.), она стала балериной и рок-звездой (1987, 1992 и 1998 гг.), военным летчиком (1990 г.), учительницей (1995 г.) и деловой женщиной (1999 г.) и даже кандидатом в президенты (1991 г.)!

    С одной стороны, Барби «лишена лица», а потому «безопасна» для ребенка, как традиционная деревянная кукла. С другой, она оставляет простор игре и воображению, будучи некой моделью, в которую нужно вдохнуть жизнь. Достаточно взглянуть на костюмы для Барби мастерицы-кукольницы и потомственной швеи Елены Ильющенко.

    Помимо простых и дешевых кукол, в XX веке возник и другой феномен — коллекционные и салонные куклы. Здесь не обошлось без воспоминания о красотах легендарных Пандор.

    Если салонные куклы имеют ограниченное распространение, поскольку к ним относятся дорогие, уникальные, авторские работы, призванные украсить интерьер, то с коллекционными куклами дело обстоит иначе. Частная коллекция строится на основе экспонатов, собранных в соответствии с определенным принципом или замыслом ее владельца, здесь основными критериями становятся финансовые возможности и личные пристрастия. Как и их старинным предшественницам Пандорам, салонным и коллекционным куклам шьют богатые наряды — по возможности из старинных тканей, брюссельских кружев и непременно с тонкой вышивкой или … ее имитацией.

    Статья взята из журнала «Вышиваю крестиком», № 13 (23), Декабрь, 2006

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *