Куда прячутся насекомые на зиму

Хоть лето и является праздником жизни, но вечно он продолжаться не может. На смену теплым ласковым дням приходит холод, с лютыми морозами снегом и дефицитом пищи. Для насекомых это трудная пора. Им нужно выжить в этих суровых условиях. Вот и приходится к зиме готовиться заранее.

Все начинается с поиска места зимовки. Каждый вид насекомых подходит к этому вопросу по –разному. Бабочки, например, для своих зимних гнезд используют дупла, гнилые пни, отслоившуюся кору деревьев, и даже чердаки жилых домов. Отдельные их виды предпочитают зимовать в стадии яйца или кокона. При этом взрослая бабочка, прежде чем отложить яйца, ищет тихое безопасное и укромное место, которое обеспечит ее будущему потомству максимально комфортное существование в зимнее время.

Наиболее популярным способом зимовки у бабочек является стадия куколки. Гусеницы и личинки забираются под лесную постилку или под отслоившуюся кору деревьев и там окукливаются. В этой стадии они пробудут до весны.

Есть свой образ зимовки и у перепончатокрылых, к числу которых относятся те же осы и шмели. У этих насекомых зимуют лишь оплодотворенные самки. Места зимовки у них такие же, как и у бабочек. Это: трухлявые пни, отслоившаяся кора деревьев, дупла, естественные укрытия, расщелины в камнях и т д.

Довольно оригинальное место зимовки выбрала для себя личинка жука бронзовки. Она находит гниющие компостные кучи, где всегда тепло, залезает в них, и так зимует.

Но вернемся к бабочкам, вернее к тем их видам, которые, подобно птицам, совершают длительные перелеты к местам зимовки. К такому способу, например, прибегает бабочка «Монарх». В составе огромных стай она покидает северные территории США, устремляясь на Кубу, Флориду и Багамы. Весной ее ждет обратное путешествие, в те места, где она отложит яйца и выведет потомство. На этом ее жизненный цикл оканчивается. Ученые до сих пор не могут понять, как молодые бабочки, ни разу не видевшие своих родителей, и не бывавшие в теплых краях, находят туда дорогу.

Зимой в лесу можно найти различных насекомых, которые обосновались на зимовку в различных укромных местах. Попробуйте отколоть кусочек коры с дерева, и вы наверняка найдете там зимующих насекомых. Это могут быть: совсем крохотный жучок, гусеница, или же личинка того же клопа. Зимуют здесь и паразиты, личинки которых селятся в гусеницах. Попадают они туда из яиц, отложенных взрослым насекомым на их тела. Это отличное место для зимовки, где тепло и всегда полно пищи. С наступлением теплого времени, личинка убивает своего хозяина, выходит наружу и окукливается.

Мухи также впадают в зимнюю спячку. Для зимовки они выбирают теплые и безопасные места, где — нибудь в жилищах людей, например, междуоконными рамами или на чердаке. Аналогичным образом зимует двухточечная божья коровка. Ене можно найти под корнями деревьев, в земле, в лесной подстилке. Срок зимовки зависит от погодных условий, хотя, при затянувшихся холодах, насекомое может погибнуть. Ему просто не хватит пищи, накопленной за лето.

Некоторые виды насекомых, такие как жук — плавунец, зимуют в воде. Если лед на реке прозрачный, то их вполне можно увидеть. Самое интересное в том, что дышать они могут благодаря воздушным пузырькам, которые накапливаются на водных растениях. Жук собирает их в особую полость, расположенную на его животе, и таким образом дышит, используя минимум кислорода. Но как только температура воды повышается, такая возможность у него пропадает, и насекомое вынуждено подниматься на поверхность.

В воде зимуют и личинки стрекозы. У них даже есть жабры, с помощью которых они дышат. К такому способу зимовки прибегает комар. Рыбаки хорошо знакомы с его личинками. Это небезызвестный мотыль, который они моют в реках, просеивая сквозь сито донный ил.

А вот галлица малинная зимует в стеблях малины. Там ей тепло и уютно.

Если говорить проще, то основная задача всех насекомых заключается в том, чтобы пережить зиму и вывести потомство. Именно для этого они и используют различные варианты зимовки. Летом же они усиленно питаются, пытаясь накопить достаточное количество глицерина, без которого их существование зимой было бы невозможно.

Зимой вся природа вокруг преображается. Земля, деревья, крыши домов – все покрывается снегом. Многие животные прячутся от холодов в подземных норах. Перелетные птицы проводят зиму в краях, где никогда не бывает снега. А куда деваются бабочки? Где они скрываются от лютых холодов? Многие бабочки, выйдя из куколки, живут всего одно лето, а осенью погибают. Но есть такие виды, которые живут по нескольку лет. От холодов они скрываются разными способами.

Места зимовки

Многие летуньи до самой весны впадают в спячку. Так поступают, например, крапивницы, лимонницы, репейницы. Бабочка оборачивает свое тельце крыльями, словно одеялом, забирается в какую-нибудь щель или дупло. Некоторые бабочки прячутся в людских домах. В таком случае нередко получается, что бабочка просыпается среди зимы. Скажем, красавица забилась в щель возле печки, а печку растопили. Бабочка почувствовала тепло и проснулась, будто наступила весна. Она вылетает на улицу, где вскоре погибает от холода.

Перелетные бабочки?

А некоторые бабочки, как птицы, отправляются осенью на юг, преодолевая тысячи километров. Эти перелеты ученые изучают уже много лет. Исследователи узнали, куда и каким путем следуют эти насекомые. Однако они никак не могут разгадать загадку: как эти крошечные создания находят дорогу? Ученые до сих пор спорят, как это удается птицам, а с бабочками ситуация еще сложнее. Ведь у насекомых довольно примитивная нервная система, и запоминать расположение звезд или ориентироваться по солнцу они вряд ли могут. Кроме того, путь самостоятельно находят даже молодые насекомые, ни разу не бывавшие в этих краях.

Конспект занятия «Насекомые осенью»

Светлана Егорова
Конспект занятия «Насекомые осенью»

Программное содержание:

развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых); умение использовать предметно-схематическую модель для описания внешнего вида, повадок; активировать познавательный интерес к природе.

Предварительная работа.

– Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение природоведческой литературы.

– Работа в дневнике наблюдений.

Оборудование: ноутбук

Ход занятия:

— Ребята, сегодня ночью мне приснился сон, — большой зеленый луг и вокруг меня множество бабочек красивых, красивых и стрекозы, и кузнечики. И вот уже идя в детский сад я вспомнила свой сон, как было бы здорово встретить красивых насекомых. Но увы никого я так и не встретила.

-Как вы думаете почему?

— А вы знаете куда с наступлением холодов делись бабочки, кузнечики, стрекозы и другие насекомые?

-Предлагаю вам сегодня разгадать эту загадку и побольше узнать, что происходит с насекомыми?

— А вот с кого мы начнем внимательно.

1. Отгадывание загадок о насекомых.

— Если отгадываете правильно, то на экране будет появляться картинка с ответом.

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза.

Называют ее … (стрекоза.)

Воспитатель:

— Стрекоза зимует в стадии личинки. У личинок есть жабры и они дышат растворенным в воде кислородом.

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее … (пчела.)

Воспитатель:

— А вот пчелы зимой не спят они становятся очень медлительными и вялыми. В природе пчёлы селятся в дуплах деревьев.

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

Воспитатель:

-Комар как и стрекоза зимует в стадии личинки.

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)

Воспитатель:

— Кузнечики зимуют в земле в стадии яйца, весной из яиц появятся личинки, а к лету будут настоящие кузнечики.

Он работник настоящий.

Очень, очень работящий.

Под сосной, в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Воспитатель:

— Муравьи роют себе убежище от мороза на глубине свыше метра, там где температура держится одинаковая.

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)

Воспитатель:

-Бабочки забиваются в укромные места в дупла деревьев, в кору деревьев, на крыши домов.

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки –

Черненькие точки. (Божья коровка.)

Воспитатель:

-Как правило божьи коровки живут по одиночке и только с наступлением холодов сбиваются в большие стаи, чтобы впасть в спячку в укромном месте до следующей весны.

Ребенок, который отгадывает загадку, находит картинку-отгадку и выставляет на мольберт.

2. Беседа с детьми о насекомых по вопросам:

– Как передвигаются?

– Чем питаются?

– Как спасаются от врагов?

– Почему осенью их становится меньше?

3. Игра-имитация «Отгадай, кого я загадал».

Ребенок выбирает ободок-шапочку, подходящую по цвету к его любимому насекомому, и при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают.

4. Дидактическая игра: «Четвертый лишний».

Дети выбирают себе конверты с карточками, из которых необходимо выбрать лишнюю карточку, объяснить свой выбор.

Например:

* Заяц, еж, лиса, шмель.

* Трясогузка, паук, скворец, сорока.

* Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

* Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук.

* Таракан, муха, пчела, майский жук. И т. п.

5. Игра в слова:

– Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе, божьей коровке и т. д.).

– Объясните выбор каждого слова.

Выставляются по одной картинки насекомых. Воспитатель читает набор различных слов.

6. Итог занятия:

У всех насекомых в период зимовки цель одна-выжить, в условиях холодной зимы. Они исчезают из поля нашего зрения, чтобы дождаться весны.

Какие насекомые встречаются осенью (в сентябре, октябре, ноябре), Вы узнаете из этой статьи.

Каких насекомых можно встретить осенью?

С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко.

Каких насекомых можно увидеть в сентябре?

Сентябрь, пожалуй, самый теплый осенний период, когда лето еще не закончилось, а осень не вступила полноправно в свою силу. И некоторые насекомые еще нежатся на солнышке и одновременно с этим готовятся к спячке. В сентябре мы еще может понаблюдать за активной работой муравьев, пчел и божьей коровки. Также воздух рассекают мухи и комары, жуки, прекрасные бабочки и стрекозы. В траве слышен треск кузнечика. Они начинают свою подготовку к зиме. Каждый по — своему.

Каких насекомых можно увидеть в октябре?

В октябре продолжают устраиваться на зиму муравьи с пчелами, и осы с жуками. Реже, но еще слышен писк комаров, треск кузнечиков и сверчков. Глаз время от времени радуют бабочки со стрекозами, божьи коровки со светлячками. А вот шмели и осы уже практически обустроили свои улья и все реже и реже покидают их.

Каких насекомых можно увидеть в ноябре?

Ноябрь последний и наиболее холодный осенний месяц. Поэтому уже в это время все насекомые находятся в состоянии спячки, забвения или формирования куколок. Единственное, что в щелях стен домов, где тепло, можно увидеть надоедливых комаров или даже мух. Но это большая редкость.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, каких насекомых можно увидеть осенью.

Сурикат (провожая взглядом косяк воображаемых перелетных бабочек): А как же насекомые появляются весной, если они погибают осенью?
Орангутан: Насекомые зимуют на стадии яиц, личинок или куколок в укрытиях, под землей, паутинных гнездах. Но есть и такие насекомые которые уходят на зимовку во взрослом состоянии. Например, клопы-солдатики.
Сурикат: Ух ты! Клопы-солдатики собрались на стволе дерева на осеннем солнышке погреться. Сколько же их!
Мартышка: Целый полк в красно-черных мундирах. Не зря их солдатиками назвали, они собрались в настоящее войско.
Сурикат: А их птицы не склюют? Клопы-солдатики заметны издалека.
Орангутан: У клопов-солдатиков черно-красная предупреждающая окраска. Она служит сигналом для птиц, что клопы невкусные и несъедобные. Собираясь в группы, они усиливают свое предупреждение.

Мартышка: Божьи коровки тоже красные с черными точками. Значит, они тоже предупреждают птиц, о своей несъедобности?

Орангутан: Верно. Божьи коровки бывают не только красными в черную точку, но и желтыми, и с шахматными пятнами. Эти жучки тоже зимуют во взрослой стадии, собираясь группами в расщелинах скал, в трещинках многоэтажек, между деревянными рамами.
Сурикат: А большие лесные клопы еще и вонючие! Я хотел как-то одного на зубок попробовать, но больше не буду.
Орангутан: Неприятный запах — один из способов защиты от хищников.
Мартышка: Но почему одни насекомые зимуют, а другие — погибают?
Орангутан: Хороший вопрос, Мартышка! А хотите узнать, как правильно называется зимняя спячка у насекомых?
Сурикат: Конечно, хотим!
Орангутан: Тогда вот вам загадочный клубок!
ПС: Не давайте сразу ключ к выполнению заданий детям, дайте возможность самим догадаться, что нужно делать. Помогайте мягко, если это будет необходимо. Развивайте умение ребенка задавать вопросы и быть внимательным к деталям.

Мартышка: Что же тут надо делать?
Сурикат: А я понял! Надо узнать животных на картинках и вписать в клеточки, которые находятся рядом, их названия.
Мартышка: А почему картинки связаны стрелочками?
Сурикат: Это последовательность.
Мартышка: Чего последовательность?
Сурикат: Букв в слове, которое в зеленых клеточках нужно записать.
Мартышка: Наверное, туда надо вписать буквы, с которых названия животных начинаются. Кто на первой картинке?
Сурикат: Я знаю! Это же дикобраз!
Мартышка (записывая карандашом в клеточках под картинкой, высунув от усердия язык): Д-И-К-О-Б-Р-А-З… Подошло!
Сурикат: Значит, зимовка начинается на букву Д!
Орангутан: Какие же вы молодцы! Догадались, как надо распутывать клубок!

Почему насекомые не замерзают зимой?

Сурикат (восторженно вопя и размахивая лапами): ДИАПАУЗА! Получилось слово — диапауза!
Мартышка: Хотя сначала мы не поняли, что баран на последней картинке — архар. У нас получилось сначала слово «диапаузб».
Сурикат: Но потом, мы вспомнили, что есть слово «пауза». Что означает — перерыв. А что такое зимняя спячка, если не перерыв?
Орангутан: Верно! Зимнюю спячку насекомых называют зимней диапаузой.
Мартышка: Но все-таки, как насекомые умудряются не замерзнуть зимой?
Орангутан: Зимующие насекомые научились избавляться от воды в своих телах, и запасать глицерин. Глицерин – незамерзающее вещество, антифриз. Без глицерина вода в теле насекомых превращается в лёд. Кристаллики льда их убивают.
Сурикат: Жалко их. Хорошо, что у меня есть шубка.
Мартышка: А они зимой с голоду не умрут?
Орангутан: Чтобы перезимовать, насекомые запасают в теле жиры и животный крахмал гликоген. Их они и расходуют на поддержание жизни в телах. Обмен веществ, хоть и очень снижается, но не прекращается совсем. Если насекомым не хватит жировых запасов, они расходуют собственные мышцы. Чтобы перезимовать, у водомерки рассасывается летательная мускулатура. И он становится бескрылым.
Мартышка: Бедный водомерка…
Сурикат: Наверное букашкам снится, что они летают. А они во сне растут? Мне бабушка говорила, что когда летаешь во сне, это значит, я расту.
Орангутан: Нет, насекомые не растут в зимней диапаузе. У них останавливается и рост, и развитие.
Сурикат: Они как астронавты будущего впадают в анабиоз в космических кораблях. Я в кино видел!
Мартышка: Анабиоз — это тоже название спячки?
Орангутан: Да. Ученые стараются понять механизмы спячки у различных животных, выявить, как им удается оставаться живыми, вмерзая в лёд. Даже науку создали криобиологию.
Мартышка: Кривобиологию?
Орангутан: Не «криво», а «крио». «Крио» с латинского языка переводится как холод. Криобиология изучает действие низких температур на живые организмы.

На какой стадии развития зимуют насекомые?


ПРО БУКАШЕК ОСЕНЬЮ
( Астраханцева О.А.)
День осенний всё короче.
Насекомым зябко очень —
Замерзая на ветру, Залезают под кору.
Гусеницы закопались, Под землей обосновались, Там окуклились, и сны
Будут видеть до весны.
А репейницы-подружки, Улетают вслед пичужкам — На югА, где холода Не приходят никогда.
Муха сонно покружилась, В щель оконную забилась. Как весна красна придет, Муха снова оживет.

Мартышка: Смотрите – муравьи! Они доят тлю на листочке березы. А как зимуют муравьи?
Орангутан: Муравьи зимуют на нижних этажах муравейника, глубоко под землей. Они не впадают в оцепенение, но их активность падает. Вместе с собой в муравейник они забирают яйца тли, а весной высаживают на молодые листья. Тля для них, что коровы для человека. Сладкие выделения тли превращаются в организме муравья в глицерин, и помогает им не замерзнуть зимой.
Сурикат: Сколько пчел на этих бархатцах и сентябринках!
Орангутан: Это не пчелы. Это полосатые мухи-журчалки, которые подражают окраске пчел. У мухи два крыла, а у пчелы – четыре. Журчалок особенно много становится под осень.
Сурикат: А эти журчалки больно кусаются?
Орангутан: Мухи-журчалки не умеют кусаться, у них нет жала. А пчел они копируют, чтобы их не ели враги. Мух-журчалок еще музыкантиками называют.

Мартышка: А почему? Они умеют играть на музыкальных инструментах?
Орангутан: Слышите, как муха жужжит?
Сурикат: Она журчит! Вот почему ее так называют – журчалка. Теперь я знаю, как выглядит муха-повторюха!
Мартышка: И вполне музыкально жужжит. Но я лучше не буду ловить этих журчалок. А то вдруг с пчелой или осой спутаю, и крылья неправильно посчитаю. Или схвачу неаккуратно и крылья поломаю.
Орангутан: Правильно. Личинки журчалок наши друзья. Они питаются тлей, спасая наши сады от вредителей.
Сурикат: А журчалки как зимуют?
Орангутан: Я дам вам лабиринт, из которого вы сами сможете узнать на какой стадии зимует журчалка и другие насекомые.
Мартышка: Как я люблю загадки разгадывать!

Сурикат: Диапауза у журчалки проходит на стадии личики!
Орангутан: Правильно. У журчалок зимует личинка, а сами мухи погибают. Зато у обычных мух зимуют крылатые взрослые, забиваясь в деревянные щели, под кору. Туда же стремятся укрыться бабочки крапивницы, лимонницы, павлиний глаз.
Мартышка: А кто это стрекочет?
Орангутан: Это саранчовая кобылка.
Сурикат: Если она зимует на стадии яйца, значит, скоро замерзнет, да?
Орангутан: Увы. Взрослые кобылки не научились противостоять морозу.
Мартышка: Вот бы подсмотреть, кто забирается под кору? Но ведь не будешь ради этого кору отрывать.
Сурикат: Так можно повредить дереву.
Орангутан: Как хорошо, что вы понимаете опасность для дерева! Если оно лишится коры, то замерзнет и погибнет. Но я знаю, как узнать, кто забирается под кору, без вреда для дерева. И сделаем мы это с помощью простого эксперимента. И все что нам понадобится — полоски толстого гофрированного картона, из которого коробки делают, и веревочка.
Мартышка: Но как же это поможет изучить насекомых, которые прячутся под кору?

Как сделать ловчий пояс для изучения насекомых


Орангутан: А мы для них сделаем искусственную кору! Люди с давних пор борются с вредителями плодовых деревьев с помощью ловчих поясов. Обматывают липкими ядовитыми полосками стволы, чтобы насекомые в поисках укрытий туда забирались, а потом снимают пояса и уничтожают вредителей.
Сурикат: Но мы ведь никого не будем уничтожать?
Орангутан: Не будем! Мы изменим конструкцию пояса, превратив его в пособие для изучения осенних насекомых.
Материалы: Гофрированный упаковочный картон. Ножницы, шпагат (веревка).
1. Сделаем полоски из гофрированного упаковочного картона шириной в 10-15 см, длину будет определять обхват ствола дерева, на которое будете помещать пояс.
2. В сухую погоду (желательно, чтобы таковая продержалась пару дней) оборачиваем полоской картона ствол дерева на высоте 50 см от земли, и не слишком туго обвязываем веревкой. Должны остаться зазоры между картоном и стволом.
3. Понаблюдайте не заинтересуется ли кто-то из насекомых сразу вашим домиком. Едва я завязала пояс, как клоп-солдатик принялся штурмовать картонную крепость.
4. Через день аккуратно развяжите веревку и разверните пояс. Кого вы увидели на коре и картоне? Сфотографируйте результат.
ВНИМАНИЕ! Снимайте пояс самостоятельно, чтобы не испугать ребенка. Если боитесь брать руками, защитите себя перчатками.
Орангутан: Вот и готов наш ловчий пояс для изучения насекомых, которые прячутся под корой.
Мартышка: Кто это бегает по луже?
Сурикат: Я знаю! Это водомерка!
Орангутан: Под корой зимует и водомерка-клоп.
Сурикат: Надо в дневник наблюдений записать кого из насекомых мы увидели на осенней прогулке.
Мартышка: Клоп-солдатик, журчалка, божья коровка, муравьи, тля, лесной клоп, шмель, бабочка крапивница, бабочка рапсовая белянка, саранча-кобылка, обыкновенная стрекоза.
Сурикат: И клоп-водомерка!
Мартышка: А я знаю, как сделать магнитную поделку «ВОДОМЕРЫ НА ВОДЕ» из косточек джиды.
Сурикат: Но где же мы найдем плоды джиды?
Орангутан: Косточки джиды можно заменить финиковыми.
Сурикат: Тогда давайте сделаем такую поделку! Бежим!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *