Культура мордовского народа

Культ предков и плодородия

Мордва – девятый по численности народ Российской Федерации – проживает в Приволжском и Центральном федеральных округах. Причем, согласно переписи 2010 года, лишь треть представителей этого народа живет на территории Мордовской республики. Большая часть мордвы расселена в Пензенской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Самарской и Московской областях.

В состав мордовского народа входят два субэтноса – эрзя и мокша, в свою очередь, у эрзя выделяют такие этнографические группы как шокша и терюхане, а у мокша – каратаи.

Верования, язык и одежда эрзян и мокшан

Этническая двойственность мордовского народа проявляется прежде всего в наличии у каждого субэтноса собственного литературного языка и в антропологических различиях: считается, что у эрзян во внешности преобладают европеоидные черты, а у мокшан – азиатские. Впрочем, на данный момент это разделение довольно условно: кареглазые люди довольно часто идентифицируют себя как эрзяне, а светлокожие – как мокшане.

Различаются субэтносы и по особенностям традиционного национального костюма. Так, у мокшанок было принято носить широкие штаны и рубашку с поясом. Эрзянки же облачались в рубашку до пят, поверх который надевали своеобразный кафтан — «шушпан». Головы эрзянок покрывали родственные русским головным уборам сороки с круглыми кокошниками, в то время как мокшанки предпочитали специфические платки или шали, внешне похожие на черемисскую чалму. Кстати, в Мордовской республике в последние годы активно пытаются популяризировать народную одежду: национальные костюмы надевают на важные мероприятия, как регионального, так и общероссийского и международного уровня.

Российские лингвисты и историки считают, что когда-то существовал единый мордовский праязык, из которого позднее выделились эрзянский и мокшанский. У эрзян заметно преобладание заимствований из русского языка, а у мокшан – из различных языков тюркской группы. При этом, у обоих языков нет «чистого» литературного звучания, поскольку они распадаются на множество специфических, перемешанных друг с другом диалектов и говоров, характерных для того или иного региона традиционного проживания.

Большая часть мордвы — православные, реже — молокане, лютеране и старообрядцы. Несмотря на это, как и у других народов центральной и южной частей России, культурно-праздничные и бытовые обычаи мордвы тесно связаны с языческими традициями, уходящими корнями в глубокую старину.

Весёлые мордовские праздники

Обрядово-праздничный цикл всегда начинался зимней порой. По мнению некоторых учёных, задолго до крещения у мордвы появился праздник «роштовань кудо». К этому дню строился или снимался специальный дом, где молодёжь устраивала игры, пляски, а также занималась «магическими» обрядами, большая часть из которых носила весьма фривольный характер…

А на Новый год дохристианские предки мордвы раскладывали ритуальную пищу и молились языческим божествам, прося их одарить в новом году богатым урожаем и богатырским здоровьем.

С приходом христианства обычаи приняли существенно более целомудренный, но не менее веселый характер. Словом «калядань-чи» мордва называет рождественский сочельник (в переводе на русский — день коляды). Этот день ассоциировался и у эрзя, и у мокша с нарождением солнца после долгой зимы и сулил рачительным хозяевам благополучие. Во время празднования «калядань-чи» дети с весёлыми песнями ходили по домам деревенских жителей, которые угощали их специальными пирожками, называвшимися у эрзян «калядань прякат», а у мокшан – «пярякат».

На масленицу молодые люди катали понравившихся им девушек на салазках, перешучиваясь и закидывая их снежками. Обязательным угощением в эти дни были, естественно, блины, причем не только пшеничные, но и пшённые, и ячменные.

В весенних праздниках мордвы древние языческие мотивы также тесно переплетаются с христианскими. В день Пасхи люди и сейчас, несмотря на протесты духовенства, традиционно вспоминают умерших родственников, символически прося у них счастья и успеха.

Осень эрзян и мокшан знаменовалась обрядами, посвящёнными окончанию уборочных работ в полях, сбору злаков и фруктов: в древности в начале «золотой поры» люди молились и поклонялись богам плодородия, а в особенности Нороваве. Местом обитания этой могущественной богини мордва считала межу. Чтобы умилостивить Нороваву, обязательно оставляли несжатые полосы ржи и пшеницы, приносили хлеб с солью.

Чуть позже, в октябре месяце, справляли Покров день, который считался сугубо женским праздником. На Покров совершали специфический обряд «покров баба»: наряженные в нелепые одежды мордовки ходили по домам, пели песни, танцевали с метлой и веником, тем самым символически выгоняя «домашних вредителей» — сверчков и тараканов. За это хозяева угощали заботливых соседок пирогами.

Мордовский народ: культура, традиции и обычаи

Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях. Республика, образованная в 1930 году, является частью Приволжского федерального округа. Столица Мордовии — город Саранск.

Мордовский народ подразделяется на два субкультурных этноса — эрзя и мокша. Эрзяне и мокшане отличаются своими литературными языками, традиционным бытом и культурой. Мокши проживают в южных и западной частях Мордовии, эрзи — в восточных и северо-восточных. Общепринятом языком в республике считается русский.

Большая часть мордовского народа придерживается православия, в республике проживают также лютеране, молокане, буддисты, иудеи, мусульмане и представители языческих религий.

Культура и быт мордовского народа

Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках.

На территории Мордовии расположено множество древних монастырей, куда приезжают паломники со всей России. Действуют: Республиканский краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, Темниковский историко-краеведческий музей, Музей боевого и трудового подвига, а также около ста мелких музеев. Гордостью республики являются Национальная библиотека имени Пушкина и Театр кукол.

В 2006 году в Мордовии открылся Поволжский центр культур финно-угорских народов. В Саранске проходят крупные международные ярмарки, фестивали и съезды финно-угорских народов. В 2012 году в республике широко отметили тысячелетие единения мордовского и русского народов.

В старину мордовский народ жил одним родом в небольших поселениях на берегах рек и по опушкам лесов. Дома располагались посреди крупных дворов, обнесенным высоким забором. Дом состоял из избы и сеней и отдельных хозяйственных построек. В семьях насчитывалось по 30-40 человек.

С давних времен мордовский народ успешно занимается земледелием, пчеловодство, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно развито народное творчество — вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий, ткачество и прядение.

Традиции и обычаи мордовского народа

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Сформировались они на единении человека с природой. Множество традиций эрзян и мокшан связаны с созданием семьи и появлением ребенка. Со времен язычества сохранились поверья и обычаи, касающиеся похорон и почитания умерших предков.

Мордовский народ отличается радушием и хлебосольством. На большие церковные праздники в мордовские поселения из ближайших деревень съезжались русские, чтобы отведать вкуснейшие блюда, принять участие в народных гуляниях.

Традиционная кухня мордовского народа имеет сходство с русской. Популярными блюдами являются различные каши, щи, вареное мясо, жареная печень, квашеная капуста, квас, простокваша, напитки из меда, ячменя, хмеля и солода.

Издревле мордовские девушки занимаются гаданием. Популярностью пользуются народные игры на свежем воздухе. Большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия, уважения к старшим, приучению к труду и прививанию древних семейных традиций.

Мордва

Мордва – один из самых уникальных народов России. Уникальность его заключается в бинарности, т.е.двойственности составляющих его частей – народов мокша и эрзя. Впрочем, пока нет окончательного ответа на вопрос «Являются ли мокша и эрзя одним, мордовским народом, или двумя разными?». Сторонники и противники есть у обеих версий.

В пользу того, что мокша и эрзя – разные народы, лишь по случайности объединённые в один мордовский народ, говорит факт отсутствия в их языке этнонима «мордва» и наличие у мокшан и эрзян своего языка. Сами себя они мордвой изначально не называли, а называли мокшей и эрзей.

Против признания мокши и эрзи разными народами говорит то, что уже сформировалась многочисленная прослойка представителей этих народов, которые считают себя мордвой, а за пределами Мордовии мокша и эрзя практически 100% воспринимают себя единым мордовским народом.

Мокшанский и эрзянский языки имеют много общего, но и много отличий. Как правило, сторонники законодательного разделения мордвы на мокшу и эрзю утверждают, что мокша и эрзя не понимают язык друг друга. Сторонники единого мордовского народа утверждают обратное.

Есть мнение, что раздел на мокшу и эрзя произошёл в I тыс. Со временем это отразилось на языке и менталитете. Тут мордва повторяет судьбу сербов, часть которых в древности ушла из Центральной Европы на Балканы, а часть осталась там, где сейчас находится Лужица – регион в составе Германии, где проживают лужицкие сербы (немцы называют их «сорбы»), самый малочисленный славянский народ (60 тыс.).

Сегодня балканские сербы и лужицкие считают друг друга «двоюродными братьями». Первые – православные, преимущественно пользуются кириллицей; вторые – германизированные лютеране, пользуются латиницей.

Мордва – самый многочисленный финно-угорский народ России. И, как в случае и с другими финно-угорскими народами (марийцы, удмурты, ханты, манси и проч.), их история содержит много белых пятен. На память сразу приходят баски – народ в Испании, в языковом и культурном отношении оторванный от испанцев. Происхождение басков, их языка и как они оказались в Пиренеях – загадка для учёных. Известно только о наличии общих черт у баскского языка с некоторыми кавказскими. Разделение на мокшу и эрзю для учёных тоже, своего рода, загадка.

В Мордовии три государственных языка – русский, мокшанский и эрзянский. Чтобы никому не было обидно. При этом стоит проблема сужения ареала употребления последних двух. Мордовские языки (автор позволит себе это обобщающее название для краткости изложения) нуждаются в поддержке, и центральные власти обязаны эту поддержку оказать, ибо этническое разнообразие России – как пестрая картина, и исчезновение даже одного её оттенка сделает её беднее.

В старину ареал расселения мордвы был значительно шире, чем сегодня. Есть мнение, что мордва заселяла современные Тамбовскую, Нижегородскую, Ульяновскую, Рязанскую, Пензенскую области. Но мордва настолько близко сошлась с русскими, что достаточно быстро ассимилировалась.

Действительно, внешне мордвина отличить от русского сложно, а счёт русских с мордовскими кровями идёт, наверное, на многие десятки тысяч. В первой половине ХХ в.мордва массово переселялась в Сибирь, спасаясь от безземелья. Основывали свои мордовские деревни, где даже дети русских переселенцев переходили постепенно на мордовский язык. Даже в 1950-х в сибирские школы ещё приходили мордовские первоклашки, путавшие русские падежи и лица (в мордовских языках отсутсвует склонение по лицам). Но потом ассимиляция брала своё, мордовский язык они почти забывали.

Все слышали о подвиге лётчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева, который продолжал громить гитлеровцев даже после ампутации двух ног. Борис Полевой посвятил его подвигу книгу «Повесть о настоящем человеке». А кто знает, что Маресьев по национальности – мордвин? Немногие.

Любители бокса знают профессионала Олега Маскаева, не раз удивлявшего болельщиков напряжёнными поединками на ринге. Кто знает, что Маскаев тоже мордвин? Немногие. И таких случаев достаточно.

К сожалению, постепенно отошла в прошлое традиция называть детей мордовскими именами: Пичай, Виряс, Кежай, Парут. Сегодня по ФИО не отличить мордвина от русского, как можно отличить, например, ингуша, татарина или балкарца. Хочется верить, что традиция давать новорождённым мордовские имена возродится.

Отличительные черты мордовского национального характера – стойкость, выдержка, решительность. Упрямый как мордвин — красноречивая поговорка. Подтверждение: патриарх Никон, при котором произошёл церковный раскол, был мордвином недюжинной энергии. В годы Великой Отечественной войны среди мордвы не было предателей. Мордовский легион в составе вермахта – это невозможный сценарий.

Не было среди мордвы перебежчиков в афганскую кампанию и во все прочие войны, в которых мордва участвовала наравне с другими народами России. Взаимодействуя с русскими с XI в. (мордва упоминается также в «Повести временных лет»), войдя официально в состав русского государства в XVI в., мордва внесла существенный вклад в становление России.

Столица Мордовии Саранск принимал в этом году серию игр Чемпионата мира по футболу. Десятки тысяч иностранных болельщиков получили возможность познакомиться с мордовской культурой. Их ждали экскурсии по этнокультурным объектам – этноподворье «Мир мордовской деревни», Музей мордовской народной культуры, выставка «Быт мордовского народа», проект «Примерь мордовский костюм» и т.д.

И это очень верный подход. Практически каждая туристическая страна включает в турпрограмму этнический элемент. В Тунисе туристов знакомят с берберской культурой, в Китае – с культурой народов ли и мяо, во Вьетнаме – с культурой хмонгов. Мордовская культура тоже может стать туристическим активом для республики. Чемпионат мира по футболу это доказал. Теперь о мордве услышат на многих континентах.

Культура и быт Мордовского края

КУЛЬТУРА И БЫТ МОРДОВСКОГО НАРОДА

Электронная версия

методических

рекомендаций

“ КУЛЬТУРА И БЫТ МОРДОВСКОГО НАРОДА”

Программа факультативного курса с электронной версией методических рекомендаций в помощь учителю

Тема 1. Структура финно-угорской языковой семьи.

Тема 2 . Виды поселений и жилищ мордвы.

Тема 3 . Особенности дохристианских верований мордовского народа.

Тема 4 . Декоративно-прикладное искусство мордвы. Виды женских украшений: женские нагрудные, шейные и височные. Изделия из керамики и стекла, предметы быта.

Декоративная резьба по дереву.

Тема 5 . Мордовский народный костюм. Материал и техно-логия изготовления одежды. Особенности искусства мордовской вышивки. Основные элементы и своеобразие традиционной женской и мужской одежды. Головные уборы.

Тема 6 . Мордовская свадьба

Тема 1. Структура финно-угорской языковой семьи

В поисках путей и методов культурного возрождения мордовского народа весьма актуальным является обращение к историческому прошлому, его этнической истории, этно-генезу, непреходящим ценностям в области материальной и духовной культуры.

В ходе факультативного курса «Культура и быт мордовского народа» рассматриваются проблемы этногенеза и этнической истории мордвы, основные занятия, религиозные верования, вышивка и народный костюм.

Цель курса — показать специфику и многообразие этнической культуры мордвы.

Задачи курса — дать представление об основных проблемах этногенеза и этнической истории мордвы, своеобразии материальной и духовной культуры мордовского народа и основных этапах ее развития.

Проведение занятий в таких формах способствует не только углублению знаний, но и лучшему восприятию этнических духовных ценностей.

Финно-угорские языки – одна из самых многочисленных языковых семей мира. Все финно- угорские языки произошли от одного языка-основы. На этом языке говорил древний народ, который потом распался на части. Эти отдельные группы финно-угорского пранарода потеряли связь между собой, их языки обособились, стали развиваться своими путями.

Финский. Карельский.

Ижорский. Венский.

Эстонский. Либский

Мордовский

Марийский

Праволжский

Прибалтийско -финский

Удмуртский

Коми

Прафинно-волжский

Прапермский

Венгерский

Мансийский

Хантыйский

Ненецкий

Энецкий

Прафинно-пермский

Северосамодийские

Праугорский

Южносамодийский

Прафинно-угорский

Прасамодийский

Прауральский

Мордва – это древнейший народ, история которого насчитывает более двух тысячелетий.

Мордва относится к так называемым бинарным этносам – народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих на близких, но по лингвистической классификации разных языках. Мордва-мокша проживает в основном в западных и южных районах республики, мордва-эрзя – в восточных и северо-восточных. Кроме того выделяется еще три небольшие этнографические группы мордовского этноса – шокша, или теньгушеевская мордва, каратаи и терюхане.

Численность мордвы составляет около миллиона. Она проживает в разных областях Российской Федерации, а также за рубежом. В перечне народов России мордва по численности занимает 7 место (впереди русские, татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы).

Мордовский народ своей волей вошёл в состав Русского государства. Ещё до начала Великой Октябрьской социалистической революции народ крепко связал свою жизнь с русским народом. Ещё в 18 веке передовые русские учёные хотели начать обучать представителей мордовского народа грамоте, чтобы у мордвы были свои грамотные люди, чтобы росла и крепла дружба с другими народами.

«Затерялась Русь в мордве и чуди…» — писал выдающийся поэт России Сергей Есенин. И действительно, расселение мордвы характеризуется значительной обширностью.

В границах Республики Мордовия проживает лишь треть всего мордовского населения – 313 420 человек.

Мордовия

Компактными группами мордва расселена в таких областях как:

Самарская (116 475 человек)

Пензенская (86 370 человек)

Оренбургская (68879 человек)

Ульяновская (61 061 человек)

Нижегородская (36 709 человек)

Саратовская (23 381 человек)

А также в республиках:

1. Башкортостан (31932 человека),

2. Татарстан (28859 человек),

3. Чувашия (18686 человек)

Значительное количество мордвы

проживает также:

на Урале (42 548 человек);

в Сибири (65 850 человек);

На Дальнем Востоке;

И Сахалине (29 265

Кроме России заметные группы мордвы живут в Казахстане (30036 человек) и Узбекистане (11914 человек).

В самой Мордовии сегодня делается все возможное, чтобы сохранить культуру предков. В республике действует национальный театр, недавно открыт музей национальной культуры, издаются книги на мордовских языках эрзя

Национальный состав населения Республики Мордовия (по данным переписи населения 2002 г.)

Русские – 540717 (60,8%)

Мордва – 283861 (31,9%)

Татары – 46261 (5,2%)

Другие национальности – 14227 (1,7%)

Национальная принадлежность на указана – 3700 (0,4%)

Численность населения в 2002 г. составила 888,7 человек

Городское население – 60%

Сельское население – 40 %

Среди финно-угорских народов мира, к каким относится мордва, она на третьем месте после венгров и финнов.

Общие черты, унаследованные от праязыка, сохранились до сих пор, что позволяет доказать родство финно-угорских языков:

  • Близкое звучание некоторых слов;
  • Многопадежность – во всех финно-угорских языках много падежей:
  • в эрзянском – 11, мокшанском – 12, финском – 15, коми-пермяцком – 17, венгерском – 22;
  • Отсутствие приставок и предлогов;
  • Наличие послелогов;
  • Отсутствие грамматической категории рода .

Этноним мордва в своей основе восходит

к ирано- скифским языкам

Ирано-скифское

МАРТИУА — мужчина, человек

МОРД + ВА

русский собирательный суффикс

Разделение мордвы на эрзю и мокшу произошло более чем полтора тысячелетия назад (7 в. н. э.). Различие в физическом облике эрзи и мокши свидетельствует об их длительной территориальной изоляции.

Эрзя восходит в своей основе к иранскому слову arsan, что переводится как мужчина, герой. Мокша по происхождению связано с наименованием реки, истоки которого уходят к индоевропейскому населению Среднего Поволжья, обитавшего здесь отдельными группами до расселения финно-угров.

В Мордовии проживают:

Украинцы

Белоруссы

Азербайджанцы

Армяне

Узбеки

Чуваши

Цыгане

Немцы

Молдаване

Грузины

Таджики

Башкиры

Марийцы

Удмурты

Чеченцы

Евреи

Поляки

Казахи

Осетины

Иные

Мордовский народ стал известен по письменным

источникам с 6 века нашей эры

Мордва называла свою землю Карго мастор – журавлиная страна ( птица в мордовском фольклоре – символ свободы, счастья), которая была частью древнего финно-угорского государства

Тема 2. Виды поселений и жилищ мордвы

В мордовских языках отсутствует слово семья в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово куд(о) – дом. В народной традиции дом воспринимается не только как жилище или весь двор, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Его членами обязательно являются родители и все их дети. В традиционном быту, как правило, семья называлась именем предка или его прозвищем, которое передавалось из поколения в поколение. В ряде мест данный обычай сохраняется и поныне.

Для мордвы вплоть до нач. 20 в. были характерны большие патриархальные семьи численностью 30-40 человек, затем преобладающими становятся малые семьи. До распространения христианства существовало многоженство.

Долгое время сохранялась родовая организация. Род состоял из патриархальных семей, во главе каждой стоял куд-атя (кудо – дом, атя — старик), родом руководил покштян (покш – большой, атя — старик). Каждые род имел свое кладбище, священную рощу, где производились моления, знак собственности – тавро.

Символом рода выступала родовая свеча – атянь штатол. Согласно народным воззрениям, она – древнейший культурный символ мордвы, и пока горит штатол, будет продолжаться род.

Поселения мордвы разнообразны

Для северных районов проживания мордвы был характерен гнездовой тип расселения, при кото-ром деревни распо-лагались группами.

Планировка поселений была разнообразна – беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и уличная.

Жилищем древней мордве служили землянки. Под воздействием славян на смену землянкам пришло наземное жилище — куд(о)

Постройки в основном были срубной конструкции, предпочтение при строительстве отдавалось сосне. Основным кровельным материалом на юге была солома, в северных районах использовался тес. Жилище было либо двухраздельным — жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей.

Непременной принадлежностью эрзянской жилой избы помимо главной лавки покш эзем и кухонной вешкезем являлся невысокий настил-ларь коник ланго, занимавший место от двери до боковой стены.

В красном углу стоял большой дощатый стол – место еды для всей семьи. В красный угол сажали почетного гостя. Здесь же совершались свадебные, похоронные и другие семейные обряды.

Религиозные представления мордвы

При ознакомлении с религиозными верованиями мордвы прежде всего обращает на себя внимание большое количество женских божеств: леса – Вирява, земли – Модава, воды – Ведява и др.

Своего верховного бога мордва именовала Шкай, Нишке . Образ этого бога был создан мордвой по типу инязора (ине – великий, азор – хозяин).

Ведява живет в реке. Вредная женщина. Волосы у нее до колен. Считалось, что Ведьава может не только утопить человека, но и наказать какой-либо болезнью. Полагали также, что Ведява покровительствует любви и деторождению. Образ Ведявы выступает в первую очередь как олицетворение опасной водной стихии. В воде человек мог утонуть, заболеть. Ведява есть в то же время и отражение чувства боязни, страха.

Вместе с тем вода необходима людям, без неё не может быть жизни, она дает плодородие полям, лугам и лесам, люди ловят в реках и озерах рыбу.

Вирява, говорят, высокая женщина, видят её редко, на людях-то не больно показывается. Она — хозяйка леса. Ходит по лесу, все видит. Вирява добрая, следит за всеми. А как раздразнишь её – злая.

Её не видишь, а она направляет, сразу будто лучше станет, и идешь правильно. Она может и запутать: ходишь-ходишь по лесу и опять возвращаешься на прежнее место, все крутишься вокруг Вирявы.

Вирява

Вармава (морд.варма, «ветер»; ава «мать»; «женщина»), в мордовской мифологии дух, хозяйка ветра. Обитает в воздухе, может послать плодородный дождь, но и раздуть пожар вместе с духом огня толавой, повалить созревший хлеб и т.п. Вармава считалась разносчицей болезней.

Вармава

Мордва верила также в особое божество поля, держательницу, покровительницу поля – Нороваву.

В почитании Норовавы ярко проявлялась забота мордвина-земледельца об урожае, о плодородии полей, от которого зависела вся его жизнь.

Норовава

Обычаи и обряды

Обрядность любого народа представляет тот слой культуры, который в современных условиях несет основную этническую нагрузку.

Обычаи и обряды являются своего рода хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение. Именно поэтому многие столетия преемственность обычаям и традициям своих предков рассматривалась людьми как один из законов жизни.

Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божеств на предполагаемых местах обитания, т.е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моления (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения.

Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Моленья могли быть общест-венными, т.е. устраивались всем селом, когда имелись в виду интересы всей сельской общины (выгон скота, начало пахоты, сева, уборки урожая и т. п.)

Мордовский народный костюм

Мордовская народная одежда – наиболее яркая и полно сохранившаяся часть художественного наследия наших предков. Многосоставная, с обилием различных украшений, разнообразием вышивки одежда была неповторимо колоритна и красочна. Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха — панар туникообразного покроя без воротника.

Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. В середине, по-центральному шву оставлялись прореха для ворота, внизу спереди разрез на подоле для шага, в боковые швы сверху под прямым углом вшивались рукава. Эрзянская рубаха носилась с небольшим напуском у пояса, некоторую пышность форм создавал пулай. Главным украшением панара, более распространенного типа рубахи, была ковровая, рельефная вышивка.

Для мокшанской группы был характерен многослойный костюм, состоящий из нечетного количества туникообразных рубах и недлинной распашной одежды. Подолы рубах, поднятые один над другим, открывали широкий многоярусный ряд вышивки. Мокшанки носили рубахи значительно короче, чем эрзянки, до колена. Рубаха, подпо-ясанная на бедрах, образовывала большой напуск, благодаря которому силуэт костюма обретал мягкость, округлость форм.

В ансамбле эрзянского костюма наиболее интересны два типа рубах: панар и покай, они отличались приемами декоративного оформления.

Покай нарядная, чаще свадебная рубаха, украшался богатой плотной, орнаментально сложной вышивкой.

Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-эрзянски называется пулай или пулагай. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости.

Особенно богато украшался раковинами, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай.

В праздничном костюме на пулай надевался бисерный пояс с красными короткими кистями — сэлге пулагай. бахромой из шерсти.

По бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотенца, похожие на передник. Чёткий и удивительно гармоничный рисунок валика — верхней его части — оттенялся прикреплённой к нижнему его краю длинной чёрной, красной, зелёной или синей

В мокшанском костюме набедренные украшения представляли собой группу отдельных элементов в виде декоративных кистей-подвесок — цёкт , килькшт , каркспет, изготовлявшиеся из бус, жетонов, шерсти или шёлка.

Мужская одежда состояла из белых или синих в полоску холщовых портков, белой холщовой рубахи с косым срезом ворота на левой стороне груди. Рубаха одевалась навыпуск и подпоясывалась пояском.

Особенной устойчивостью отмечается праздничный мордовский костюм по своему покрою и общей структуре напоминает традиционную в наши дни.

Виды женских украшений

Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет, бисера, и сложным нагрудником.

Украшение считалось оберегом в костюме девушек и молодых женщин. Пряжку с иглой, основу было принято скрывать от посторонних глаз под ожерельем или воротником из бисера.

По праву видное место в костюме девушки отводилось головным уборам . Несмотря на то, что красивая коса у многих народов была синонимом девичьей красы, ленты, налобные повязки, венки и шапочки в мордовской культуре были весьма самобытным и оригинальным явлением.

Как и у других народов, у мордвы различались головные уборы девушек и молодых женщин.

У девушек самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой,

бисером (ашкоркс, пурдавкс м., паця коня, пря сюкс э.). Налобная повязка могла быть и мягкой. Головные уборы замужних женщин должны были полностью скрывать волосы. Их существовало несколько видов.

Высокие головные уборы на твердой основе конической, прямоугольной и твердой формы — панго, были распространены в основном у эрзи. Основа из луба обтягивалась красным материалом и украшалась вышивкой, бисером и медными цепочками. На шею сзади спускалась небольшая вышитая лопасть бисерным шитьем.

Сложные головные уборы типа сороки бытовали на всей территории расселения мордвы. Сорока представляла собой чепец из холста. Её украшали вышивкой в форме колпака или чепца служил как бы подкладкой верхнего головного убора, но пожилые женщины носили их самостоятельно, покрывая сверху платком.

У мокши бытовали мягкие головные уборы типа полотенца или покрывала с вышитыми концами. Терюхане носили венец, но в отличии от девичьего головного убора он был закрыт сверху. С венцом женщины одевали плетни – длинные полоски холста или кожи с нашитыми серебряными

монетами,

они спускались

на грудь

спереди.

Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть м., карть э.) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение,трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома.

Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот м., кемть э.). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник.

Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим.

Зимой носили серые и черные, иногда белые валенки.

Колорит и красочность мордовской вышивки

Старинная мордовская вышивка украшала в основном народную одежду, особенно праздничную. Она по своему виду напоминает ковёр, ибо благодаря плотно положенным стежкам фон холста почти не просвечивает, выполнялась в основном шерстяными нитками, которые пряли сами мордовки из овечьей шерсти и красили их, пользуясь растительными красителями, дававшими ниткам глубокие тона.

Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: чёрный с синим оттенком и тёмно-красный, как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора.

Характер вышивки мордовской женской одежды отражает признаки возраста и социального положения владельца, отличает праздничный костюм от обыденного.

Эрзянки вышивали на лицевой стороне холста, а мокшанки в основном — с обратной стороны. Для эрзянской вышивки характерна большая декоративность и монументальность, рельефность. Большие массивы вышивки выполняются сплошным заполнением площади крупными орнаментальными фигурами. Цветовая гамма ее довольно сдержанна. Два основных цвета дополняются лишь зеленым и желтым.

Мокшанская вышивка ажурнее, сплошное заполнение площадей встречается реже. Цветовая гамма ее богаче. Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продленными сторонами. Широко распространен у мордвы и мотив восьмиугольной звезды. Большая часть узоров располагается по косой сетке, но применялись также бордюры и розетки.

Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с шести – семи лет.

Владение сложным искусством вышивки считалось по праву одним из больших достоинств девушки.

Стремясь не повто-ряться, мордовки постоянно совер-шенствовали своё мастерство, как в технике исполнения, так и отборе орна-ментальных рисун-ков, черпая их в окружающей природе.

Между девушками каждой деревни шло постоянное сорев-нование в искусстве вышивания.

На свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки,

платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии.

Все виды вышивок осуществлялись по счету нитей холста. Его полотняная структура была своего рода канвой для точного расположения швов.

Все виды вышивок осуществлялись по счету нитей холста. Его полотняная структура была своего рода канвой для точного расположения швов.

Применяя счетную технику, эрзянские вышивальщицы полностью закрывали стежками холст, фон которого почти не принимал участия в композиционном построении орнамента.

Среди многих замечательных изобретений, сделанных человеком в древности, особое место занимает глиняная посуда.

Древние сосуды лепились от руки. Гончарный круг появился гораздо позже. Обжиг глиняной посуды производился на костре. Сосуды имели округлое или приостренное днище. Поверхность у них часто украшалась прочерченными линиями, отпечатками зубчатого штампа, разнообразными ямками. У разных племен были свои формы сосудов и особые узоры на стенках.

У мордвы с давних пор большая часть посуды и утвари для приема, хранения пищи и переработки пищевых продуктов изготовлялась из глины и дерева. Из глины делались маленькие горшочки, цедилки, сковородки.

Пиво и брагу хранили в глиняных кувшинах.

Напитки подавали на стол в горшках, а пили из деревянных и глиняных кружек, медных ковшей.

Декоративная резьба по дереву – традиционный вид художественного творчества мужчин, наносивших орнаменты на фронтоны изб, пари – свадебные сундуки, долбившиеся из толстых липовых брёвен, наличники ткацкие станы, прялки и др. утварь.

В орнаменте домовой резьбы прошлого столетия преобладали бордюры из треугольников, зигзагов, ромбов и других простейших элементов. Розетка из ромбов, круги с радикально расходящимися лучами оформляли центр фронтона избы или входы. Большинство узоров долбленные, края досок профилированы.

У мордвы с давних пор большая часть посуды и утвари для приема, хранения пищи и переработки пищевых продуктов изготовлялась из глины и дерева. Из глины делались маленькие горшочки, цедилки, сковородки.

Исключительно женским имуществом являлся бабий короб – парь – долбленая кадушка с праздничной одеждой и разнообразными украшениями Предметы из короба никогда не продавались, а переходили из поколения в поколение. Унаследованные от предков, они лишь частично обновлялись новыми материалами, не отдаляясь от традиционных рамок. Парь в раздел никогда не поступал, и женщина могла распоряжаться своей собственностью независимо от мужа и других членов семьи она являлась неприкосновенной, и никто не имел права ее растрачивать.

Подлинным произведением искусства является резьба на парях мордвы-эрзи.

Кружевным подзором обрамлялись они почти до середины.

Орнамент «паря» состоял из изображения гребней, антропоморфных фигур, старинных мордовских украшений, чаще всего сюлгамов (застежек). Выполнялись узоры ножом, набором прямых и полукруглых стамесок и контурной резьбой.

В ярусах узора, расчлененного по горизонтали, мастера некогда располагали знаки, которые должны были действовать как заклинание

Мордовская свадьба

Свадьба – одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Начинался свадебный цикл со сватовства – ладямо. Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства – чиямо – окончательный пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.

Для брачных отношений мордвы было характерно возрастное неравенство, девушку выдавали замуж за парня на 10-15 лет моложе ее. В свадебной обрядности существовал обычай умыкания невесты, обычно по взаимному согласию семей.

Свадьба сопровождалась многочисленными обрядами, например раздачей хлеба матерью жениха родственникам невесты перед отъездом ее из дома. В семейных отношениях существовал обычай избегания замужней женщиной родителей мужа и брата матери.

Отражением тесных семейно-родственных отношений является и целый ряд обычаев: угощение невесты кашей её родственницами, одаривание невестой родственников жениха, выкуп постели, причитание невесты, расплетания косы, надевания невесте головного убора замужней женщины.

Трудоемкие приготовления возлагались на семьи, в которых воспитывались дочери. Каждая девушка до вступления в брак должна была подготовить много даров своему жениху и его родственникам. Примечательно то, что купить свадебные наряды было невозможным, так как мордовские костюмы не продавались, поэтому все дары готовились вручную. Девушки просиживали целые ночи, чтобы обогатить кокошники и рубашки красивыми узорами.

Будь славен, край наш, и хлебом, и песней. Духом свободы и мирным трудом! Ты — наша гордость, ты наша вера. Ты — наш святой, родительский дом. Дружба народов тебя величает. Щедрость души и тепло матерей. Дух Сияжара издревле питает Мудростью отчей твоих сыновей. Флаги родные парят в небе синем В час испытаний и радости час. Неразделимы Мы и Россия — Время на прочность проверило нас!

Ирина Тюлякова
Мордовский народ: культура, традиции и обычаи

Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях. Республика, образованная в 1930 году, является частью Приволжского федерального округа. Столица Мордовии — город Саранск.

Мордовский народ подразделяется на два субкультурных этноса — эрзя и мокша. Эрзяне и мокшане отличаются своими литературными языками, традиционным бытом и культурой. Мокши проживают в южных и западной частях Мордовии, эрзи — в восточных и северо-восточных. Общепринятом языком в республике считается русский.

Большая часть мордовского народа придерживается православия, в республике проживают также лютеране, молокане, буддисты, иудеи, мусульмане и представители языческих религий.

Культура и быт мордовского народа

Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках.

На территории Мордовии расположено множество древних монастырей, куда приезжают паломники со всей России.Действуют: Республиканский краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, Темниковский историко-краеведческий музей, Музей боевого и трудового подвига, а также около ста мелких музеев. Гордостью республики являются Национальная библиотека имени Пушкина и Театр кукол.

В 2006 году в Мордовии открылся Поволжский центр культур финно-угорских народов. В Саранске проходят крупные международные ярмарки, фестивали и съезды финно-угорских народов. В 2012 году в республике широко отметили тысячелетие единения мордовского и русского народов.

В старину мордовский народ жил одним родом в небольших поселениях на берегах рек и по опушкам лесов. Дома располагались посреди крупных дворов, обнесенным высоким забором. Дом состоял из избы и сеней и отдельных хозяйственных построек. В семьях насчитывалось по 30-40 человек.

С давних времен мордовский народ успешно занимается земледелием, пчеловодство, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно развито народное творчество — вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий, ткачество и прядение.

Традиции и обычаи мордовского народа

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Сформировались они на единении человека с природой. Множество традиций эрзян и мокшан связаны с созданием семьи и появлением ребенка. Со времен язычества сохранились поверья и обычаи, касающиеся похорон и почитания умерших предков.

Мордовский народ отличается радушием и хлебосольством. На большие церковные праздники в мордовские поселения из ближайших деревень съезжались русские, чтобы отведать вкуснейшие блюда, принять участие в народных гуляниях.

Традиционная кухня мордовского народа имеет сходство с русской. Популярными блюдами являются различные каши, щи, вареное мясо, жареная печень, квашеная капуста, квас, простокваша, напитки из меда, ячменя, хмеля и солода.

Издревле мордовские девушки занимаются гаданием. Популярностью пользуются народные игры на свежем воздухе. Большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия, уважения к старшим, приучению к труду и прививанию древних семейных традиций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *